Метопы храма зевса в олимпии

Метопы храма зевса в олимпии

История Древней Греции

В 456 г. до н. э. закончена была постройка грандиозного дорийского храма Зевса в Олимпии, скульптурные украшения которого являются наиболее полным и всесторонним выражением искусства строгого стиля. По своей архитектуре храм Зевса ничем не отличался от архаических дорийских периптеров и был всецело связан со старой архитектурной традицией. Он был построен из известняка, но скульптурные украшения метоп и фронтонов, а также черепица крыши были из мрамора. Двенадцать метоп украшали две узкие стороны храма, две многофигурные композиции помещены были в его фронтонах.

Сюжет метоп посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые сведены здесь в стройную систему и разбиты на двенадцать отдельных сцен. Разрозненные до того мифы превратились в поэму о жизни героя с ее борьбой, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии помещена была сцена убийства немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащего льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драму.

Тело чудовища лежит бездыханным, но попирающий его ногой Геракл, представленный совсем юным, вместо чувства торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины способны поднять его на новые подвиги.

В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сцена борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы выявляется здесь с особой мощью.

Мастерство автора метоп в композиции и в передаче как напряженной борьбы, так и полных глубоких душевных переживаний внешне спокойных сцен развертывается во всю ширь в скульптурах фронтонов. Восточный фронтон заполнен композицией на тему о состязании Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями, подаренными ему Аресом. Женихам своей дочери Гипподамии он предлагал вступить с собой в состязание на том условии, что жених увозил на своей колеснице невесту, Эномай же преследовал его и, настигнув, убивал.

Он погубил многих славных героев, пока не явился Пелопс, обладатель коней Посейдона. В этом состязании Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии, а Зевс разрушил молнией самый дом царя. В восточном фронтоне представлен полный внутреннего напряжения момент приготовления к состязанию. В центре — Зевс, незримо присутствующий между героями; обратясь в сторону Пелопса, он как бы предвещает ему победу.

Слева от Зевса гордый и самоуверенный Эномай со своей женой Стеропой, справа — Пелопс и Гипподамия, погруженные в думы об ожидающей их судьбе. Далее идут готовые к бегу колесницы, окруженные служанками и конюхами. Среди них вещий старец из дома Эномая. Он один из всех присутствующих, благодаря дару провидения, знает о печальной судьбе, ожидающей царя. В горестном раздумье устремил он взор на своего господина, предчувствуя скорый страшный конец всего его рода и дома.

Углы фронтонов заняты лежащими фигурами юношей, олицетворениями двух протекающих в Олимпии рек — Алфея и Кладея. Как посторонние зрители, с живым любопытством следят они за происходящим. Перед зрителем целая серия фигур, различных по характеру и положению и принимающих различное участие в развертывающейся драме.

В центре главные действующие лица, погруженные в противоречивые чувства, далее второстепенные участники и, наконец, фигуры, олицетворяющие местность. Действие еще не наступило, но исход его ясен. Это чисто полигнотовская концепция, выраженная в скульптурных образах.

Иной характер носит композиция западного фронтона. В ней царствует не внутренняя сосредоточенность перед событием, а само действие — развернувшаяся во всю ширь буйная схватка. Царь лапифов Пирифой пригласил к себе на свадьбу своих сородичей, диких кентавров. На пиру кентавры перепились и набросились на невесту и ее подруг. Разгорелась борьба между лапифами, возглавляемыми Пирифоем и его другом Тесеем, и нарушившими священные обычаи гостеприимства кентаврами.

Бой идет по всей линии. Лапифы сражаются оружием, кентавры царапаются и кусаются. Борющиеся сцепились в группы, полные неистового движения. В углах опять лежащие фигуры зрителей. Две из них — старухи, вероятно матери кентавров, в ужасе взирающие на гибель своих сыновей. Но в схватку вступил Аполлон, светлый бог, неумолимо преследующий всякое беззаконие. Властно простер он свою карающую длань в сторону предводителя кентавров. Для участников боя он невидим, но веление его неотвратимо, как судьба.

Авторами описанных скульптур храма Зевса в Олимпии в течение долгого времени считались, на основании данных, сообщаемых Павсанием, скульпторы Ал-камен и Пэоний, уроженец фракийской Менды. Современная критика имеет полное основание сомневаться в правильности указаний Павсания.

Более того, в настоящее время склонны приписать фронтоны не двум, а одному художнику, что вероятно, ибо как метопы, так и оба фронтона, несмотря на кажущееся несходство их общей концепции, овеяны одним и тем же духом подлинного величия и свободного, высокого мастерства.

Метопы храма зевса в олимпии

Название работы: Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Персонажи отличаются свободой пластической жизни, которые раньше можно было найти только в статуарной пластике. Стремительная и суровая энергия Тесея, повергающего Антиопу. Торжественная величавость Зевса, встречающего Геру. Острый контраст между патетической энергией Актеона и порывом нападающих на него псов.

Дата добавления: 2015-09-30

Размер файла: 1.44 MB

Работу скачали: 4 чел.

Фронтоны и метопы греческих храмов в конце раннеклассического периода. Храм Зевса в Олимпии.

Перенесение в монументальную композицию принципов решения, найденных для отдельной фигуры.
Метопы храма «Е» в Селинунте (480-460 гг).
Персонажи отличаются свободой пластической жизни, которые раньше можно было найти только в статуарной пластике. Стремительная и суровая энергия Тесея, повергающего Антиопу. Торжественная величавость Зевса, встречающего Геру. Острый контраст между патетической энергией Актеона и порывом нападающих на него псов.

Священный брак Зевса и Геры

Храм Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н.э.).
Построен архитектором Либоном. Самый крупный храм Пелопонесса. Храм почти полностью разрушен, его вид мы можем представить на основе раскопок и описаний древних авторов. Классический дорический периптер (соотношение колонн 6:13). Построен из твердой породы ракушечника. Пропорции строгие и ясные, праздничная окраска.

Восточный фронтон.
Композиция посвящена мифическому состязанию Пелопа и Эномая. Изображая момент жертвоприношения Зевсу, художник ставит целью передачу сосредоточенного в себе покоя, который предшествует развитию бурного действия. Этот момент наполнен огромным потенциальным драматизмом. О том, что Пелоп и Эномай вскоре понесутся в скачке, напоминают введенные в боковые части композиции запряженные в колесницу кони. Это один из первых случаев понимания в греческом искусстве того, что и в пассивной ситуации может быть огромное внутреннее напряжение. В скульптурах восточного фронтона, в их величественном покое, умело передана готовность к действию.

В каждой фигуре чувствуется характер, индивидуальность, переданная в малейших деталях их постановки. Уверенно поднятая голова Эномая подчеркивает его гордыню, фигура Пелопа показывает состояние глубокой сосредоточенности.
Особенно значительна фигура Зевса. Он одновременно и культовая статуя, украшающая фасад храма, и присутствующий при состязании бог. Он крупнее, чем остальные фигуры, но соразмерен им. В сдержанном развороте его торса сочетаются жизненная сила и величавый покой. Мощная архитектоника его полуобнаженного тела подчеркнута ниспадающими складками плаща, составляющего ритмически выразительный контраст складкам Пелопа и Эномая.

Сверху — восточный фронтон, снизу – зап.


Сидящий старец. Статуя левого угла восточного фронтона.

Композиция изображает борьбу лапифов и кентавров. Миф: на свадебном пире царя Перифоя присутствовали кентавры. Они не обладали чувством меры и не умели владеть собой. Они опьянели и ринулись похищать женщин и мальчиков. Здесь – антитеза разумной гармонии (упруго-напряженная, целеустремленная энергия эллинов) и бурной разнузданности движений кентавров. Над борющимися телами господствует образ властно простершего руку Аполлона. Неизбежный итог борьбы дан в этическом и композиционно-ритмическом господстве центральной группы.


Лапифянка, схваченная за волосы кентавром.

Посвящены подвигам Геракла. Миф о нем – воплощение героических трудов человека, его борьба со стихийными силами. Композиции метоп строятся на сопоставлении величаво-ясных по своим ритмам и пропорциям фигур.
Геракл, укрощающий критского быка. Фигуры, направленные по диагоналям метопы, уравновешены противоположной направленностью. Развитие движения по диагонали жестко подчиняет фигуры скрытым в квадрате геометрическим членениям. Формы быка тяжелы и грузны, но их движение уступает порыву Геракла, пронизанному целеустремленной волей. Меньшая масса при большей динамике уравновешивает большую массу поспокойнее.


Геракл, приносящий Афине стимфаллийских птиц.


Геракл и критский бык.

Статуя Зевса

статуя зевсаСтатуя Зевса Олимпийского — работа Фидия, выдающееся произведение античной архитектуры, одно из семи чудес света. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме… В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г.

до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города.

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора.Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров.

Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили статуя зевсавоображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского — прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э.

— ок. 432—431 гг. до н. э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Из золота была сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы – Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники.

Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. статуя зевсаОснование статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу».

Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий» (Павсаний. «Описание Эллады». V. XI. 1-10)

Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, глаза — из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором.

Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в.

н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. Скульптор Димофонт из Мессены реставрировал статую во 2 в. до н.

фидий

э.В конце IV века н. э. император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. От храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Но даже религиозные фанатики не смогли уничтожить творение Фидия – статую Зевса. Около 40 г. н.

э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке н. э. В 391 г н.

э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. В начале V века н.

э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н.

Скульптурный ансамбль храма Зевса в Олимпии.

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера[1]. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу.

Скульптурные композиции фронтонов храма Зевса в Олимпии:

Битва лапифов с кентаврами – западный фронтон;

Западный фронтон украшет группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами.

Подготовка Эномая и Пелопа к состязанию на колесницах – восточный фронтон

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом

Метопы: Подвиги Геракла

В двенадцати метопах были рассказаны подвиги Геракла. Ни одна из них не сохранилась полностью, от многих же остались только разрозненные фрагменты. Восточные метопы отличаются более архаическим характером: формы более силуэтны, очерчены более острыми и жестокими контурами, движения более угловаты и прямолинейны

Наос храма. Фидий. Статуя Зевса Олимпийского.

Внутреннее пространство храма Зевса — наос — было разделено двумя рядами колонн на три нефа и имело размеры 28×13 м. Оно освещалось только через восточную дверь 10-метровой высоты. В верхних частях боковых нефов имелись галереи, куда поднимались по деревянным лестницам.

Статуя Зевса Олимпийского — работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии — городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме

Мирон. Дискобол

Мирон первым воплотил идею движения в своём «Дискоболе». Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск,а в обратную сторону. Возникает впечатление и движения, и неподвижности одновременно

Мирон. Афина и Марсий

Работа скульптора Мирона. Около середины V в. до н. э. Эти две статуи составляли группу, исполненную на сюжет древнегреческого мифа: богиня Афина в гневе бросает флейту, так как узнает, что во время игры на флейте у нее некрасиво раздувались щеки. К флейте подкрадывается силен Марсий, но затем, услышав проклятия богини, отскакивает назад.

Поликлет. Дорифор (Канон)

Дорифор— одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н.э.

Высокая классика

Ансамбль афинского Акрополя

Афиинский акроополь — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину)

Архитектурный ансамбль:

Пропилеи, Мнексил

Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики.

Храм Афины-Ники (храм Ники Аптерос), Калликрат

Строительство небольшого по своим размерам храма Афины-Ники приписывают архитектору Калликрату, который составил проект здания в 450 году до н. э. и осуществил его в 427—421 годах до н. э. Если смотреть на храм, стоя у Пропилеи, он четко вырисовывается на фоне неба, радуя глаз своей стройностью и удивительным изяществом. Почти квадратную целлу храма с востока и запада украшают портики с четырехметровыми ионическими колоннами. По свидетельству одного из древних авторов, внутри храма находилась деревянная статуя богини победы Ники Аптерос (бескрылой), хотя обычно греки представляли ее крылатой. Афиняне хотели, чтобы богиня победы никогда не покидала их город.

Парфенон, Иктин и Калликрат

Парфенон — храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447—438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э. П. представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м); в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины работы Фидия. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф о рождении Афины, западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), а вокруг целлы шёл зофор, изображающий шествие во время праздника Панафиней

Эрехтейон

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царюЭрехтею

Театр Диониса

Театр Диониса — античное театральное здание в городе Афины. Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным.Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий.

Храм Зевса в Олимпии

Величественный храм Зевса, самое значительное здание в Алтис, расположен в самом центре священной рощи и является самым большим храмом на полуострове Пелопоннес. Многие считают, что здание представляло яркий пример дорической архитектуры. Элейцы построили этот храм на трофеи Трифилийской войны и посвятили его верховному божеству Зевсу. Строительство началось в 470 г. до н.э. и был закончено к 456 г. до н.э., когда строительный блок с надписями был помещен в восточный фронтон, в качестве опоры для золотого щита, пожертвованного спартанцами в ознаменование их победы при Танагаре. Архитектором храма был Либон из Элиды; скульптор -создатель фронтонов — остался неизвестен.

Читайте также  Греция в мае где теплее

Храм представлял собой типичный гипетральный периптер с тринадцатью колоннами по сторонам и имел ориентацию восток-запад. Колонны 10,43 метра высотой и 2,25 метра в диаметре основания были сделаны из местного известняка-ракушечника, покрытого белой штукатуркой. Только скульптуры на фронтоне, черепица крыши и водостоки в форме львиных голов были мраморными. Храм состоял из пронаоса, целлы и опистодома; и пронаос, и опистодом — портики с двумя колоннами в антах. Пол пронаоса украшала эллинистическая мозаика с изображениями тритонов. Перед пронаосом было маленькое прямоугольное пространство, выложенное шестиугольными мраморными плитами, в котором короновались победители Олимпийских игр. Целла была разделена на три нефа двумя двойными рядами из семи колонн. В дальнем конце храма находилась созданная Фидием в 430 г. до н.э. хрисоэлефантинная статуя Зевса, одно из Семи чудес древнего мира. Статуя, которая, как полагают, была более двенадцати метров высотой, описана Павсанием (V, 11) и изображена на древних монетах. Скульптор изобразил громовержца сидящим на троне, держащим скипетр в своей левой руке и крылатую Нику — в правой. Незадрапированные части статуи были покрыты слоновой костью, в то время как одежда и трон, украшенный рельефами с изображением мифологических сцен, были золотыми. После отмены Олимпийских игр статуя была перевезена в Константинополь, где погибла при пожаре в 475 г. н. э.

Богатое скульптурное художественное оформление храма — прекрасный пример Строгого стиля. На восточном фронтоне была изображена гонка на колесницах между Пелопсом и Эномаем, под председательством Зевса, хозяина святилища, который являлся доминантной фигурой композиции. На западном фронтоне было представлено сражение лапифов с кентаврами, с фигурой Аполлона в центре. Двенадцать метоп, располагавшихся по шесть с каждой стороны над входом в пронаос и описфодом, изображали подвиги Геракла, мифического сына Зевса. В римский период недекорированные метопы фасадов украшал двадцать один позолоченный бронзовый щит — пожертвование консула Муммия, в честь его победы над греками на Истме (146 г. до н.э.). На вершине восточного фронтона располагалась позолоченная статуя Победы скульптора Пайония, в то время как угловые акротерии (насадки на вершине фронтона) были в форме позолоченных чаш.

Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426 г. н. э., как свидетельство языческой традиции. Сильно поврежденный огнем, он еще сильнее пострадал от землетрясений 551 г. и 552 г. н.э. В 1829 г. французы начали раскопки в храме, а завершили исследования представители немецкой школы. Части скульптурного художественного оформления были восстановлены и теперь демонстрируются в Археологическом музее Олимпии, в то время как метопы были вывезены французской экспедицией в 1829 г. и с тех пор хранятся в Лувре. Консервация и очистка памятника не прекращается и в настоящее время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector