Мифические боги древней греции

Мифические боги древней греции

Древнегреческий пантеон. Почему у греков было много богов?

Большинство современных философов и исследователей сходятся на том, что мифология представляет собой особую форму мировоззрения.

Его суть пытаются объяснить через понятие «первобытный синкретизм», обозначающее слитность, нерасчленимое единство знаний, эмоций и мотиваций поступков. Антропоморфность богов и глубокий символизм их биографий лежат в основе мифологического способа мышления древних греков.

Как писал известный филолог-антиковед М. Л. Гаспаров, «всякая мифология представляет мир большим домашним хозяйством, в котором управляется одно семейство богов». Действительно, гипертрофированные ссоры и примирения между членами пантеона богов напоминают коллизии человеческой жизни, с той лишь разницей, что мирское существование оказывается гораздо менее драматичным и непредсказуемым. Трагизм взаимоотношений между богами повлек за собой возникновение театра, где в диалоговой форме разыгрывались знакомые всем грекам с детства мифологические сюжеты. Кстати, жители Пелопоннесского полуострова имели весьма специфическое отношение к собственным богам и хитросплетениям их биографий. Для мифологического сознания характерно ссобое восприятие, в котором переплелись объективные исторические аргументы и вопросы субъективной веры.

Мифологические сюжеты органично вплелись в реальную жизнь древних греков, воплотившись в литературе, изобразительном искусстве, ювелирном мастерстве и керамике. Помимо эдакого кладезя национальных традиций, мифология представляла собой необходимый свод морально-этических заветов и наставлений, которые можно использовать в воспитании подрастающего поколения. Это весьма универсальная летопись сказаний и легенд, доступная для понимания и осмысления в любом возрасте. Немаловажным аспектом мифологии является ее связь с культовыми действиями и ритуалами, которые определяли весь годичный календарь древних греков.

Иллюстрация 1.jpg

Греки трактовали смену времен года, а следовательно и весь аграрный цикл как повторяющуюся цепь историй из жизни богов, легенды об их гибели и воскрешении. Эти события вскоре из ритуальной формы перешли в плоскость драматического искусства. Некоторые культовые празднества сохранились вплоть до начала нашей эры. Например, Элевсинские мистерии, представляющие собой целый комплекс обрядов инициации в аграрный культ Деметры и Персефоны. Они появляются впервые около 1500 г. до н. э., а период их непосредственного празднования — более 2 тысяч лет. Обряды в Элевсине попали под запрет после указа императора Феодосия I, который в 392 году повелел закрыть храм Деметры в целях борьбы с язычеством и для укрепления христианской веры.

Пантеон древнегреческих богов исчисляется десятками персонажей, однако, можно выделить несколько наиболее знаковых фигур, мифы о которых оказали существенное влияние на культуру европейцев и сохранились в том или ином виде в наши дни.

Так, возникновение театра непосредственно связано с культом бога Диониса, которого традиционно связывают с покровительством виноделию и безудержными вакхическими плясками. В целом, история Диониса во многом схожа с перипетиями судьбы древнеегипетского Осириса, однако, влияние этого персонажа древнегреческой мифологии на последующую европейскую культуру несравненно выше. Кстати, в Греции наряду с культом виноградной лозы Дионис прославился как покровитель деревьев и всех древесных насаждений. Он часто изображался в форме обыкновенного вертикального истукана без рук, в плаще, с бородатой маской на голове, окаймленной ветвями и листьями деревьев. Помимо виноградарства, Дионис покровительствовал также любому пищевому изобилию, плодородному земледелию. По сюжету мифа, он был богом-пахарем, который первым запряг быков в плуг, существенно облегчив тем самым ручной труд земледельца. Однако, наиболее существенным аспектом дионисийского мифа является эпизод о его воскресении. Интересно, что именно эта часть биографии Диониса стала вначале разыгрываться в обрядовой форме. Значение таких простых ритуальных действ заключается в воспроизведении катарсиса — нравственного очищения в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Этот психологический эффект, оказываемый воздействием драматического представления на зрителя, был выявлен Аристотелем в трактате «Поэтика» и стал на многие века ключевой категорией европейской драматургии.

Иллюстрация 2.jpg

Мифология представляет собой систему представлений людей о жизни во времена предков, которые первыми получили необходимый набор благ: мастерство добывания огня, практику ремесел, земледелие и использование домашнего скота. К тому же боги привнесли в жизнь людей ряд социальных институтов, которые позже нашли отражение в древнегреческой полисной системе и нормах римского права. Специалисты по мифологии называют такого рода богов «культурными героями», творцами всех материальных ценностей. Типичным примером такого героя является Прометей, который пошел на конфликт с богами, чтобы подарить обделенным людям искусство добывания огня. Любопытно, что нередко у таких культурных героев есть брат-антипод. У Прометея — это Эпиметей. Один из двух братьев великого титана Эпиметей женился на Пандоре, которая, открыв заветный ящик (в тексте мифа — кувшин-пифос), выпустила на свет все людские беды и несчастья. В отличие от своего брата, Эпиметей был настоящим «человеконенавистником»: он решил поделить между животными разные таланты и способности к выживанию, но ничего не оставил человеку. Потому брат Прометей, сжалившись над беззащитными людьми, обучил их навыку добывания огня.

Таким образом в структуре мифа о Прометее и его брате заложена типичная для мифологии пара героев: герой-демиург (творец) и герой- трикстер (разрушительный озорник). Эта мифологическая пара играет очень важную, практически экзистенциальную роль во всей европейской культуре последующих столетий. Если герой-творец созидает и наводит порядок, то трикстер, постоянно внося хаос и дисгармонию, тем самым побуждает творить снова и снова. Так возникает порядок из хаоса — ключевой пункт космогонии древних греков.

Еще одним аспектом мифологии, затрагивающим жизнедеятельность человека, является спорт, а именно, зарождение Олимпийских игр. Появившись в священном для древних греков городе, Олимпии, и просуществовав с VIII века до н. э. по IV век нашей эры, Олимпийские игры были важнейшим событием для рядовых греков, выходящим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Естественно, появление такого социально-значимого явления не могло пройти без участия олимпийских богов. Одна из распространенных легенд о создании игр гласит: однажды царь Элиды Ифит обратил внимание на то, что люди устали от постоянных войн. Он обратился за помощью к богам. Те повелели ему устроить масштабные атлетические празднества. Тогдашние могущественные правители Ифит, спартанский царь Ликург и афинский Клисфен установили распорядок и свод правил. Олимпию сделали столицей игр и объявили город священным местом, а это означало, что в пределах Олимпии во время игр запрещалось носить с собой оружие.

Другая легенда связана с сыном Зевса, Гераклом, который привез в Олимпию священную оливковую ветвь и там же объявил о создании олимпийских игр, посвятив их победе Зевса над Кроносом. Не стоит забывать, что Олимпийские игры являлись важнейшей частью религиозного церемониала. Первый день древних игр отводился на жертвоприношения, причем делали их непосредственно атлеты, подводя жертв к алтарю.

Иллюстрация 3.png

Миф представляет собой произведение устного народного творчества (так, эпосы Гомера исполнялись древнегреческими певцами-аэдами), создаваемое на протяжении нескольких поколений. Интересно, что субъектом познания и творчества здесь выступает не конкретный автор, а коллективное сообщество, аккумулирующее в мифологической системе свои представления и взгляды на окружающий мир. Мифология при этом имеет не только познавательно-объяснительную сущность, но и функцию конструирования культуры, воссоздания тех мировоззренческих принципов, которые до сих пор коренятся в архетипах сознания. Об этом еще в 1920-е годы писал русский мыслитель А. Ф. Лосев: «Если брать реальную науку, то есть науку, творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из нее свои исходные интуиции».

Мифологические боги и существа древней Греции. А- -Афина Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и Титана. — презентация

Презентация на тему: » Мифологические боги и существа древней Греции. А- -Афина Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и Титана.» — Транскрипт:

1 Мифологические боги и существа древней Греции

2 А- -Афина Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и Титана и Метиды. Зевс, узнав, что сын от лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам Метиды произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя Афина Паллада.

3 Б—Белерофонт Белерофонт · один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка, внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта — Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина Геллера, его стали называть «убийца Геллера. Полагают, что слово догреческого происхождения и означало «чудовище», впоследствии оно, став непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено как имя собственное.

4 В—Вергилий Вергилий – римский поэт. Автор поэмы «Энеида»

5 Г—Гектор Гектор · сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде». Об участии Гектора в военных действиях в первые годы войны источники сообщают только, что от руки Гектора пал Протесилай, первым вступивший на троянскую землю Прославился Гектор на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник, он возглавляет боевые действия троянцев, сам отличаясь силой и геройством. ПриамаГекубыПриама

6 Д—Дионис Дионис · бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма

7 Е—Европа У Агенора, царя богатого финикийского города Сидона, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды ей сон, в котором Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой.

8 Ж З—Зевс Зевс, верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо».олимпийской семьи богов

9 И—Ирида Ирида-посланница богов, богиня радуги.

10 К—Кентавр Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции.

11 Л—Лето Лето, в греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебе, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем указывающим на ночь и тьму, и считали, что она была богиней скрытого, тайного, богиней мрака и неизвестности, тем более, что мать ее Феба — луна, а сестра Астерия — звезда.

12 М—Минотавр Минотавр по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом.неестественнойПасифаиМиносаПосейдономпреданиюбыкаДедалом

13 Н—Нарцисс Нарцисс в древнегреческой мифологии сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы (Лаврионы?), либо сын Эндимионаидревнегреческой мифологииКефисаЭндимионаи

14 О—Одиссей Одиссей царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи (Гомер «Илиада», IX 308). Генеалогия Одиссея тесно связана с общим характером героя — умного и хитрого. По некоторым вариантам мифа, Одиссей — сын который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом ЛаэртаАнтиклеиГомер «Илиада», IX 308

15 П—Пан Пан · божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хроническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его обликехроническими

16 Р—Рея Рея была матерью богов Титанов, и богиней женского изобилия, материнства, и поколения. Ее название означает «поток» и «непринужденность». Как жена Кроноса она представляла вечное течение времени и поколения; как великая Мать, она представляла «поток» ежемесячной крови, воды рождения, и молоко.

17 С—Сирены Одним из наиболее известных мифологических и сказочных персонажей является черт или нечистый из русских сказок. Ему соответствуют малоазиатские и древнегреческие силены и сатиры, образ которых запечатлен на многих изображениях, барельефах и скульптурах — как абстрактных представителей этого племени, так и их предводителя бога с рогами, козьими ногами с копытами, козлиной бородой.

18 Т—Тесей Тесей сын афинского царя Эгея и Эфры, дочери трезенского царя Питфея, потомка Зевса. Он принадлежит к поколению героев до Троянской войны. У Гомера Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны.ЭгеяЭфрыПитфеяЗевсаТроянской войны

19 У—Уран Уран, в античной мифологии, самый древний из греческих богов. Олицетворение небес, божество неба в древнегреческом пантеоне. Прародитель гигантов, эринний, нимф, гекатонхейров, великанов-циклопов, Афродиты и титана Кроноса. Кроноса родился от брака бога неба Урана и богини земли Геи.

20 Ф—Фортуна Фортуна — Богиня Изобилия осаждает свой моментум изобильного богатства — интенсивное излучение зеленого и золотого — для тех, кто обращается к ней и призывает ее пламя. Когда она была в воплощении, желанием всей ее жизни было увидеть человечество наделенным славой золотых веков, истинным духовным золотом, которое приносит поток материального золота и всяческое благосостояние.

21 Х—Харон (Греч.) Египетский Ку-эн-уа, ястребо-головый Рулевой барки, переплавляющий Души через черные воды, отделяющие жизнь от смерти., Сын Эреба и Никсы, является вариантом Ку-эн-уа. Умершие должны были платить обол, небольшую сумму денег, этому неумолимому паромщику Стикса и Ахерона, потому древние всегда клали умершему под язык монету. Этот обычай сохранился вплоть до наших дней, ибо большинство из низших классов в России кладет медные монеты в гроб под голову умершему для посмертных расходов.ястребожизньАхеронаязыкобычай

22 Ц—Циклоп 1 ) Циклоп — мифический народ одноглазых великанов людоедов, населявших как считают комментаторы Гомера, Сицилию. Не обладали особым умом и лаже если циклоп поймал кого-то и хотел съесть то его можно было запросто обмануть. 2) По другим легендам так же циклопы-ковачи. По происхождению были ближе к богам, чем к людям: троих циклопов породил Уран и Гея. Страшась этих одноглазых уродливых великанов, Уран связал их и бросил в Тартар. Зевс освободил циклопов, чтобы воспользоваться их помощью в борьбе с Кроном. Циклопы сковали Зевсу молнии-перуны. Владение столь грозным оружием определило постоянный эпитет Зевса — громовержец. Вооруженный перунами Зевс, Посейдон получивший трезубец от циклопов, Плутон (ему достался шлем) одержали победу над титанами и стали властителями мира.УранГеявеликановТартарЗевсКроном Плутонтитанами

23 Ы Ь Ъ Э—Эол Бог ветров на плавучем острове Эолия, родине туч и туманов. В огромной пещере Эол держал закованные в цепи «междоусобные ветры и громоподобные бури». У Гомера Эол вручает Одиссею завязанный кожаный мешок с «буреносными ветрами», однако спутники Одиссея в поисках царских подарков развязывают мешок и навлекают страшную бурю, которая прибивает судно обратно к Эолийскому острову, что разгневало Эола.

24 Я—Янус Янус, римское божество дверей; в качестве такового имел два лица, поскольку дверь есть и вход, и выход, она ведет и внутрь дома, и наружу. Кроме того, являлся богом договоров и союзов. Янус повелевал началами, его место в пространстве входные двери и ворота, его место во времени начало года, начало событий.

Мифы Древней Греции. Мифология для детей

Когда-то давным-давно во Вселенной не было ничего, кроме темного и мрачного Хаоса. А потом из Хаоса появилась Земля – богиня Гея, могучая и прекрасная. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. И все с тех пор называют ее своей матерью.

Великий Хаос породил также угрюмый Мрак – Эреб и черную Ночь – Нюкту и велел им сторожить Землю. Темно было на Земле в то время и мрачно. Так было до тех пор, пока не устали Эреб и Нюкта от своей тяжелой, бессменной работы. Тогда они породили вечный Свет – Эфир и радостный сияющий День – Гемера.

Так и пошло с тех пор. Ночь сторожит покой на Земле. Как только опускает она свои черные покрывала, все погружается в темноту и безмолвие. А потом ей на смену приходит веселый, сияющий День, и вокруг становится светло и радостно.

Глубоко же под Землей, так глубоко, как только можно себе представить, образовался ужасный Тартар. Тартар был от Земли так же далеко, как небо, только с обратной стороны. Там царил вечный мрак и безмолвие…

А наверху, высоко над Землей, раскинулось бесконечное Небо – Уран. Бог Уран стал царствовать над всем миром. Он взял себе в жены прекрасную богиню Гею – Землю.

Шесть дочерей, прекрасных и мудрых, было у Геи и Урана и шесть сыновей, могучих и грозных титанов, и среди них величественный титан Океан и самый младший – хитроумный Крон.

А потом у матери Земли родились сразу шесть ужасных великанов. Три великана – циклопы с одним глазом во лбу – могли испугать любого, кто только взглянет на них. Но еще страшнее выглядели три других великана, настоящие чудовища. У каждого из них было по 50 голов и по 100 рук. И они были такие ужасные на вид, эти сторукие великаны-гекатонхейры, что даже сам отец, могущественный Уран, боялся их и ненавидел. Вот и решил он избавиться от своих детей. Он заключил великанов глубоко в недра их матери Земли и не позволил им выходить на свет.

Метались великаны в глубоком мраке, хотели вырваться наружу, но не смели ослушаться приказа своего отца. Тяжело было и их матери Земле, она очень страдала от такого невыносимого бремени и боли. Тогда она позвала своих детей-титанов и попросила их помочь ей.

– Восстаньте против своего жестокого отца, – уговаривала она их, – если вы сейчас не отнимете у него власть над миром, он погубит нас всех.

Но как ни уговаривала Гея своих детей, они никак не соглашались поднять руку на своего отца. Только самый младший из них, безжалостный Крон, поддержал мать, и они решили, что Уран больше не должен царствовать в мире.

И вот однажды Крон набросился на своего отца, серпом ранил его и отнял у него власть над миром. Капли крови Урана, упавшие на землю, превратились в чудовищных гигантов со змеиными хвостами вместо ног и мерзких, отвратительных эриний, у которых вместо волос на голове извивались змеи, а в руках они держали зажженные факелы. Это были ужасные божества смерти, раздора, мести и обмана.

Теперь в мире воцарился могущественный неумолимый Крон – бог Времени. Он взял себе в жены богиню Рею.

Но в его царстве тоже не было мира и согласия. Боги ссорились между собой и обманывали друг друга.

Война богов

Долгое время царствовал в мире великий и могущественный Крон, бог Времени, и его царство люди называли золотым веком. Первые люди тогда только родились на Земле, и жили они не зная никаких забот. Благодатная Земля сама кормила их. Она давала обильные урожаи. На полях сам собой рос хлеб, в садах созревали чудесные фрукты. Людям только оставалось собирать их, и они трудились сколько могли и хотели.

Но сам Крон не был спокоен. Еще давно, когда он только начинал царствовать, его мать, богиня Гея, предсказала ему, что он тоже потеряет власть. И отнимет ее у Крона один из его сыновей. Вот Крон и беспокоился. Ведь всем, кто имеет власть, хочется царствовать как можно дольше.

Крон тоже не хотел терять власть над миром. И он повелел своей жене, богине Рее, чтобы она приносила ему своих детей сразу же, как только они появлялись на свет. И отец безжалостно проглатывал их. Сердце Реи разрывалось от горя и страданий, но она ничего не могла поделать. Уговорить Крона было невозможно. Так он проглотил уже пятерых своих детей. Скоро должен был родиться еще один ребенок, и богиня Рея в отчаянии обратилась к своим родителям, Гее и Урану.

– Помогите мне спасти моего последнего малыша, – умоляла она их со слезами. – Вы мудрые и всесильные, скажите, что делать мне, где спрятать моего милого сына, чтобы он мог вырасти и отомстить за такое злодейство.

Сжалились бессмертные боги над своей любимой дочерью и научили ее, как ей поступить. И вот приносит Рея своему мужу, безжалостному Крону, длинный камень, завернутый в пеленки.

Читайте также  Муза литературы и поэзии

– Вот сын твой Зевс, – сказала она ему печально. – Он только что родился. Делай с ним что хочешь.

Крон схватил сверток и, не разворачивая его, проглотил. Тем временем обрадованная Рея взяла своего маленького сына, черной глухой ночью пробралась в Дикту и в недоступной пещере на лесистой Эгейской горе спрятала его.

Там, на острове Крит, и рос он в окружении добрых и веселых демонов-куретов. Они играли с маленьким Зевсом, приносили ему молоко от священной козы Амалфеи. А когда он плакал, демоны принимались громыхать копьями о щиты, плясали и громкими криками заглушали его плач. Они очень боялись, что жестокий Крон услышит плач ребенка и поймет, что его обманули. И тогда уже никто не сможет спасти Зевса.

Но Зевс рос очень быстро, его мускулы наливались необычайной силой, и скоро настало время, когда он, могучий и всесильный, решил вступить в борьбу с отцом и отнять у него власть над миром. Зевс обратился к титанам и предложил им вместе с ним бороться против Крона.

И разгорелся великий спор среди титанов. Одни решили остаться с Кроном, другие встали на сторону Зевса. Исполненные отваги, они рвались в бой. Но Зевс остановил их. Сначала он хотел освободить своих братьев и сестер из чрева отца, чтобы уже потом вместе с ними бороться против Крона. Но как заставить Крона отпустить своих детей? Зевс понимал, что одной только силой ему не одолеть могущественного бога. Надо что-то придумать, чтобы перехитрить его.

Тут ему на помощь пришел великий титан Океан, который в этой борьбе был на стороне Зевса. Его дочь, мудрая богиня Фетида, приготовила волшебное зелье и принесла его Зевсу.

– О могучий и всесильный Зевс, – сказала она ему, – этот чудодейственный нектар поможет тебе освободить твоих братьев и сестер. Только заставь Крона выпить его.

Хитроумный Зевс придумал, как это сделать. Он послал Крону в подарок роскошную амфору с нектаром, и Крон, ничего не подозревая, принял этот коварный дар. Он с удовольствием выпил волшебный нектар и тут же изрыгнул из себя сначала завернутый в пеленки камень, а потом и всех своих детей. Один за другим вышли они на свет, и дочери его, прекрасные богини Гестия, Деметра, Гера, и сыновья – Аид и Посейдон. За то время, пока сидели в утробе отца, они стали уже совсем взрослыми.

Объединились все дети Крона, и началась долгая и страшная война их со своим отцом Кроном за власть над всеми людьми и богами. Новые боги утвердились на Олимпе. Отсюда и повели свою великую битву.

Всесильными и грозными были молодые боги, могучие титаны поддерживали их в этой борьбе. Циклопы выковали для Зевса грозные рокочущие громы и огненные молнии. Но и с другой стороны были мощные противники. Могущественный Крон совсем не собирался отдавать свою власть молодым богам и тоже собрал вокруг себя грозных титанов.

Десять лет длилась эта страшная и жестокая битва богов. Никто не мог одержать победу, но и сдаваться не хотел никто. Тогда Зевс решил позвать себе на помощь могучих сторуких великанов, которые все еще сидели в глубоком и мрачном подземелье. Огромные страшные великаны вышли на поверхность Земли и ринулись в бой. Они отрывали от горных хребтов целые скалы и швыряли их в осаждавших Олимп титанов. Воздух разрывался на части от дикого грохота, от боли стонала Земля, и даже далекий Тартар содрогался от того, что происходило наверху. С высот Олимпа Зевс метал вниз огненные молнии, и все вокруг полыхало страшным пламенем, вода в реках и морях вскипала от жара.

Наконец титаны дрогнули и отступили. Олимпийцы сковали их и бросили в мрачный Тартар, в глухую вековечную тьму. А у ворот Тартара встали на страже грозные сторукие великаны, чтобы никогда уже могучие титаны не могли вырваться на свободу из своего ужасного плена.

Но не пришлось молодым богам праздновать победу. Богиня Гея разгневалась на Зевса за то, что он так жестоко обошелся с ее сыновьями-титанами. В наказание ему она породила ужасное чудовище Тифона и послала его на Зевса.

Сама Земля содрогнулась, и вздыбились огромные горы, когда вылез на свет громадный Тифон. На разные голоса выли, ревели, лаяли, кричали все его сто драконьих голов. Даже боги вздрогнули от ужаса, когда увидели такое чудовище. Один только Зевс не растерялся. Он взмахнул своей могучей десницей – и сотни пламенных молний обрушились на Тифона. Грохотал гром, нестерпимым блеском сверкали молнии, вскипала в морях вода – настоящий ад творился на Земле в то время.

Но вот молнии, посланные Зевсом, достигли цели, и одна за другой вспыхнули ярким пламенем головы Тифона. Он тяжело рухнул на израненную Землю. Поднял Зевс огромное чудовище и сбросил его в Тартар. Но и там не успокоился Тифон. Время от времени начинает он буйствовать в своем жутком подземелье, и тогда случаются ужасные землетрясения, рушатся города, раскалываются горы, жестокие бури сметают все живое с лица земли. Правда, теперь уже недолговечно буйство Тифона, выплеснет он свои дикие силы – и затихнет на время, и опять все на земле и на небе идет своим чередом.

Вот так и окончилась великая битва богов, после которой в мире воцарились новые боги.

Посейдон, повелитель морей

Глубоко на самом дне моря живет теперь в своем роскошном дворце брат могущественного Зевса Посейдон. После той великой битвы, когда молодые боги победили старых, кинули сыновья Крона жребий, и Посейдону досталась власть над всеми морскими стихиями. Спустился он на дно морское, да так и остался там жить навсегда. Но каждый день поднимается Посейдон на поверхность моря, чтобы объехать свои бескрайние владения.

Величественный и прекрасный, мчится он на своих могучих зеленогривых конях, и послушные волны расступаются перед своим повелителем. Самому Зевсу не уступает Посейдон в могуществе. Еще бы! Ведь стоит ему взмахнуть своим грозным трезубцем, как поднимается на море неистовая буря, к самому небу вздымаются громадные волны и с оглушительным ревом обрушиваются вниз, в самую бездну.

Страшен могучий Посейдон в гневе, и горе тому, кто окажется в такое время на море. Словно невесомые щепки, носятся по бушующим волнам огромные корабли, пока, вконец изломанные и искореженные, не рухнут они в морскую пучину. Даже морские обитатели – рыбы и дельфины – стараются забраться поглубже в море, чтобы переждать там в безопасности гнев Посейдона.

Но вот его гнев проходит, величественно поднимает он свой сверкающий трезубец, и успокаивается море. Поднимаются из морских глубин невиданные рыбы, пристраиваются сзади к колеснице великого бога, устремляются следом за ними веселые дельфины. Кувыркаются они в морских волнах, развлекают своего могучего повелителя. Веселыми стайками плещутся в прибрежных волнах прекрасные дочери морского старца Нерея.

Однажды Посейдон, как всегда, мчался по морю на своей быстролетной колеснице и на берегу острова Наксос увидел прекрасную богиню. Это была Амфитрита, дочь морского старца Нерея, который знает все тайны будущего и даёт мудрые советы. Вместе со своими сестрами-нереидами она отдыхала на зеленом лугу. Они бегали и резвились, взявшись за руки, водили веселые хороводы.

Сразу полюбил Посейдон прекрасную Амфитриту. Он уже направил могучих коней к берегу и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита испугалась неистового Посейдона и ускользнула от него. Потихоньку пробралась она к титану Атланту, который держит на своих мощных плечах небесный свод, и попросила, чтобы он где-нибудь спрятал ее. Пожалел Атлант прекрасную Амфитриту и укрыл ее в глубокой пещере на дне Океана.

Долго искал Посейдон Амфитриту и никак не мог найти ее. Подобно огненному смерчу носился он по морским просторам; все это время свирепая буря не утихала на море. Все обитатели морские: и рыбы, и дельфины, и все чудища подводные – отправились на поиски прекрасной Амфитриты, чтобы успокоить своего разбушевавшегося повелителя.

Наконец дельфину удалось найти ее в одной из отдаленных пещер. Приплыл он побыстрее к Посейдону и показал ему убежище Амфитриты. Примчался Посейдон к пещере и увез с собой свою любимую. Не забыл он поблагодарить и того дельфина, который помог ему. Он поместил его среди созвездий на небе. С тех пор дельфин так и живет там, и все знают, что есть на небе созвездие Дельфин, только не всем ведомо, как оно там оказалось.

А прекрасная Амфитрита стала женой могущественного Посейдона и счастливо зажила с ним в его роскошном подводном замке. С тех пор редко случаются на море свирепые бури, потому что нежная Амфитрита очень хорошо умеет укрощать гнев своего могущественного супруга.

Пришло время, и у божественной красавицы Амфитриты и властителя морей Посейдона родился сын – красавец Тритон. Сколь красив сын властителя морей, столь и шаловлив. Только подует он в раковину – и сразу заволнуется море, зашумят волны, грозный шторм обрушится на незадачливых мореходов. Но Посейдон, видя проказы своего сына, тут же поднимает свой трезубец, и волны как по волшебству утихают и, нежно шепчась, безмятежно плещутся, ласкаясь о прозрачный, чистый морской песок на берегу.

Морской старец Нерей часто навещает свою дочку, приплывают к ней и ее веселые сестры. Иногда Амфитрита отправляется вместе с ними поиграть на морском берегу, и Посейдон уже не волнуется. Он знает, что она больше не будет от него прятаться и обязательно вернется в их чудесный подводный дворец.

Презентация «Боги Древней Греции» как проектный продукт форума проектов

ГБОУ школа №294 «Боги Древней Греции» Проект выполнен учащимися 5 а класса.

ГБОУ школа №294 «Боги Древней Греции» Проект выполнен учащимися 5 а класса:

1 слайд

ГБОУ школа №294 «Боги Древней Греции» Проект выполнен учащимися 5 а класса: Кадетовой М., Семеновой У.,Танченковой А., Румянцевой Е., учащимися 6 а класса: Поповиди А., Ноздревой Д., и учащимся 6 б класса Щипило А. 2017 г.

Гипотеза проекта: Изучая культуру Древней Греции, мы обратили внимание на то,

2 слайд

Гипотеза проекта: Изучая культуру Древней Греции, мы обратили внимание на то, что тема «Боги Древней Греции» в учебном материале отражена не в полном объеме (представлена как раздел параграфа Верования древних греков). Проведя социологический опрос учеников нашей школы, мы пришли к выводу, что учащиеся 6-9 классов практически не помнят имен древнегреческих богов. Мы заинтересовались этой проблемой и решили ее исследовать, создав презентацию для уроков истории.

Наша цель: Познакомиться с историей Древней Греции на примере изучения панте

3 слайд

Наша цель: Познакомиться с историей Древней Греции на примере изучения пантеона богов, существовавших в ней

Задачи: Провести социологический опрос среди учащихся нашей школы на тему «Чт

4 слайд

Задачи: Провести социологический опрос среди учащихся нашей школы на тему «Что вам известно о Древней Греции?»; На примере древнегреческих мифов, выделить пантеон богов Древней Греции, узнать об особенностях каждого бога; Рассмотреть мифических существ и титанов Древней Греции

Этапы работы над проектом: 1) Ознакомление с темой, работа с источниками и ли

5 слайд

Этапы работы над проектом: 1) Ознакомление с темой, работа с источниками и литературой 2) Подбор материала (текст, картинки). 3) Проведение социологического опроса 4) Создание презентации 5) Показ презентации на форуме

1.Учебник Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной/ Под ред. В.С.Мясникова.

6 слайд

1.Учебник Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной/ Под ред. В.С.Мясникова. История Древнего мира. 5 класс 2.Электронная библиотека «Всемирная история в Интернете» (http://www.hrono.ru) 3.Детская энциклопедия «История древнего мира» (под ред. А. Б. Преображенского) 4.Образовательный журнал для школьников www.alleng.ru Источники:

Главные божества Древней Греции: 12 олимпийских богов, их помощники и спутни

7 слайд

Главные божества Древней Греции: 12 олимпийских богов, их помощники и спутники Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии. Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов: В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, о

8 слайд

Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер

Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после З

9 слайд

Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными т

10 слайд

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница б

11 слайд

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона. Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы. Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отде

12 слайд

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий. Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс. Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.

Титаны Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными

13 слайд

Титаны Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время), Океан, Гиперион, Кей, Крий, Япет. Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба.

Духи и волшебные существа древнегреческой мифологии: Нимфы – феи природы, пре

14 слайд

Духи и волшебные существа древнегреческой мифологии: Нимфы – феи природы, прекрасные девушки. Нимфы деревьев назывались дриадами, нимфы источников – наядами, гор – ореадами, моря – нереидами. Сатиры – козлоногие лесные демоны. Любят вино и любовные утехи и поэтому постоянно охотятся за нимфами. Спутники богов Диониса и Пана. Кентавры (центавры) – демоны гор и лесов с торсом человека и нижней частью лошади, буйного, неудержимого нрава.

Сатиры ( фавны), — в мифологии Древней Греции, духи леса, демоны плодородия,

15 слайд

Сатиры ( фавны), — в мифологии Древней Греции, духи леса, демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы, вместе с Силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Они соединяют в себе черты человека и животного. Изображались бородатыми, покрытыми шерстью, длинноволосыми, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами, но они имели человеческие торс и голову . Живут Сатиры в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников. Сатиры это хитрые, задиристые и похотливые существа.

Нимфы — в мифологии Древней Греции— божества природы в образе прелестных деву

16 слайд

Нимфы — в мифологии Древней Греции— божества природы в образе прелестных девушек с длинными распущенными волосами, с венками из цветов, часто обнаженными, танцующими на лоне природы. Они обладали древней мудростью, врачеванием и пророчеством. Все свое время нимфы проводят в веселье — поют и пляшут на лугах под дудочку Пана, вместе с другими сатирами. В гневе они могут навести на человека безумие, а могут подарить ему пророческий дар. По среде обитания нимфы различаются на: водные — океаниды, нереиды, наяды; горные — ореады или орестиады; лугов и болот — лимнады; деревьев — дриады; и тд.

Дриады — в мифах Древней Греции (божества) деревьев, обитательницы лесов и ро

17 слайд

Дриады — в мифах Древней Греции (божества) деревьев, обитательницы лесов и рощ. Единственные из нимф— смертные, они живут в дереве, охраняют его и гибнут также вместе с деревом, в котором живут. Океаниды · нимфы водной стихии в Древнегреческой мифологии. Считалось, что дочерей Океана и Тефиды — около трех тысяч.

Нереиды — в мифологии Древней Греции морские нимфы, дочери Нерея и океаниды Д

18 слайд

Нереиды — в мифологии Древней Греции морские нимфы, дочери Нерея и океаниды Дориды. Наяды — в мифологии Древней Греции— нимфы ручьев, родников, источников — они хранительницы вод и обладают врачующими способностями. В Древнегреческой мифологии Ореады или Орестиады — нимфы гор.

ЕДИНОРОГ — мифологическое существо, которое присутствует во многих традициях,

19 слайд

ЕДИНОРОГ — мифологическое существо, которое присутствует во многих традициях, где говорится о нем, как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Пегас родился из туловища обезглавленной Персеем Горгоны Медузы Мифы рассматривают крылатое существо как водяную лошадь из свиты Посейдона или как небесную лошадь-молнию. С точки зрения символики Пегас объединяет жизненную силу и мощь скакуна с освобождением, подобно птице, от земной тяжести, поэтому идея близка нескованному духу поэта, преодолевающему земные препятствия.

Горгоны — в мифах Древней Греции — чудовищные порождения морских божеств Форк

20 слайд

Горгоны — в мифах Древней Греции — чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето. Существовало три сестры горгоны — две бессмертные -Эвриала и Сфено, а одна смертная — Медуза. Они также являлись внучками Богини земли Геи и моря Понта. Самой известной в мифологии является горгона Медуза. Древнегреческий поэт Гесиод (ок. 700 до н.э) так описал горгону — «Вместо волос угоргоны — шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгоны медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгоны все живое превращается в камень».

Амазонки — в мифах Древней Греции упоминаются довольно часто. Это племя женщи

21 слайд

Амазонки — в мифах Древней Греции упоминаются довольно часто. Это племя женщин-воительниц, которые обитали в Малой Азии и в предгорьях Кавказа. Происхождение свое они ведут от Ареса и наяды Гармонии. Древние греки считали, что женщины-амазонки жили за границами обитаемого мира, то есть на территории неизвестной грекам. В их сообществе все было устроено так, что женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. Если у них рождались дети, то всю заботу о них несли мужчины.

Выводы: Мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы на тему «

22 слайд

Выводы: Мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы на тему «Что вам известно о Древней Греции?»; Выделили пантеон богов Древней Греции, узнали об особенностях каждого бога; Рассмотрели мифических существ и титанов Древней Греции

Мифические боги древней греции

Введение

Николай Альбертович Кун – известный историк советского периода. Не одно поколение учителей – историков, филологов – изучало историю и литературу Древней Греции, Рима по книгам Н. А. Куна.

Эта книга являет собой систематический пересказ греческих мифов, которые объединяются под уже закрепившимся в литературе и истории названием «древнегреческая мифология».

Мифы (от греч. mýhos – предание, сказание) Древней Греции складывались постепенно, в течение очень длительного времени, передаваясь из поколения в поколение в устной форме странствующими певцами-аэдами, т. к. письменности тогда ещё не было.

Мифы древних греков можно разделить на два вида: героические (в сказочной форме передающие реальные исторические события) и этиологические (в которых объясняются те или иные названия и причины возникновения народных обычаев и обрядов).

Сюжеты героических мифов складывались на протяжении многих веков, отражая исторические этапы развития общества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий (сказание о Троянской войне), – подлинность которых подтверждается современными археологическими раскопками.

Читайте также  Какая птица считалась символом геры

Благоприятные социальные и природные условия, в которых развивался греческий народ и его культура, богатая фантазия и эмоциональная восприимчивость, вызвали к жизни исключительное множество масштабных по форме и прекрасных по содержанию поэтических мифов. Многие крылатые выражения греческой мифологии давно вошли в обиход культурного человека и получили широкое распространение на правах пословиц, поговорок и афоризмов: «нить Ариадны», «авгиевы конюшни», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «танталовы муки», «троянский конь», «красив как Аполлон», «силён как Геракл» и т. д.

Главными персонажами мифов были боги и герои. Через их поступки эллины (древние греки) передавали свои представления об устройстве мира, о природе, о человеческом обществе в целом. На основе древних легенд и мифов были созданы древнегреческими поэтами Гомером (предположительно жил между XII и VII вв. до н. э.) эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Гесиодом (VIII–VII вв. до н. э.) – «Теогония», «Труды и дни»; Еврипидом (V в. до н. э.) – «Андромаха», «Гекуба», «Медея», «Геракл»; древнеримскими поэтами Овидием (I в. до н. э.) – «Метаморфозы»; Вергилием (I в. до н. э.) – «Энеида».

В начале первой части книги пересказываются мифы о происхождении мира и борьбе богов с гигантами и титанами, которых в конце концов победил могучий тучегонитель и громовержец Зевс и утвердился на горе Олимп: «Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов» – Гермес (вестник богов), Арес (бог войны), Гименей (бог семьи и брака), Гефест (бог-кузнец), Деметра (богиня земледелия и плодородия) – все те, кого народная фантазия причислила к сонму главных богов.

Мифы рассказывают, что, кроме этих главных богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы. В реках обитали нимфы-наяды, в море – нереиды, в лесах – дриады и сатиры, в горах жила нимфа Эхо. В небе главным богом считался Гелиос – солнце, – объезжавший каждый день весь мир на золотой колеснице, запряжённой огнедышащими конями. Румяная Эос – заря – возвещала его выезд своим появлением на небосводе. Ночью землю освещала Селена – луна. Ветры были представлены богами Бореем (северный ветер) и Зефиром (западный ветер). Три богини судьбы – мойры – пряли нить человеческой жизни, обрывая её, когда считали нужным.

Мифические сказания о жизни и подвигах героев изложены автором во второй части книги по мотивам поэмы Гесиода «Труды и дни». Герои – это дети смертных людей и бессмертных богов, наделённые сверхъестественной мощью и смелостью. Герои-вожди – люди, но живут и совершают свои поступки под «присмотром» Олимпа. Ведь даже могучего титана Прометея жестоко наказал Зевс, когда тот, восстав против богов, похитил с Олимпа и принёс людям огонь. Прикованный к скале, Прометей испытывал нечеловеческие муки от орла, клевавшего его печень. Никто не смеет нарушать волю богов и выдавать их тайны!

Происхождение мира и богов

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» («Превращения»)

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреба и тёмную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землёй рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран (Небо) воцарился в мире и взял себе в жёны благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврору). От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов породила могучая Земля трёх великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трёх громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная мощь не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Её давило это страшное бремя, заключённое в её недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и стала убеждать восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон [1] , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных, тяжёлых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Зевс [2]

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрёк он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию [3] , Деметру [4] , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона [5] .

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана (Неба) и Геи (Земли), удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у неё младший сын, Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Крон не подозревал, что был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты [6] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестёр.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощённых им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев: могучи и грозны были их противники титаны, – но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов – гекатонхейров – и призвал их на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, всё кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли всё густой пеленой.

Наконец могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея (Земля) разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с её побеждёнными детьми – титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище – Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рёв разъярённого быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса. Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит сам воздух и горят тёмные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось всё вокруг. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит ещё Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Эхидной, полуженщиной-полузмеёй, ужасного двуглавого пса Орфо, адского пса Кербера [7] , лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но всё же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина [8] , и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю.

Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом [9] . Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса, крылатая богиня победы Ника. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почётом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идёт к золотому трону и садится рядом с царём богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию [10] и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты [11] и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – всё в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, чёрные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния, и сотрясётся высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе и народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе – и дочь Зевса, богиня Дика, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дика доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дика – защитница правды и враг обмана.

Мифические боги древней греции

У каждого народа есть свои легенды, рассказывающие о происхождении вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости.

В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, непостижимым и чудесным. В смене дня и ночи, в разбушевавшихся волнах моря, в раскатах грома – повсюду видели люди проявление воли богов: добрых и злых, в зависимости от того, какое влияние оказывали они на их жизнь.

Фантазия древнего человека олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли боги Любви, Раздора, Справедливости и т. д.

Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции (Эллады) – мифы. Греки представляли себе богов в образе людей, только более совершенных, обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во всем же остальном боги в мифах ничем не отличаются от человека: они враждуют между собой, страдают, любят, веселятся, едят, пьют. Эти существа в воображении греков населяли воздух, землю, воду и подземный мир.

Но и сами боги, по представлениям греков, появились не сразу. В начале всех начал, как рассказывают мифы, был лишь один бесконечный Хаос. Из Хаоса родилась Любовь, и благодаря ее великой силе начал создаваться мир. Появилась Земля – Гея, а в глубине ее – вечная тьма – Тартар. Ночь и Мрак породили Эфир и День, отсюда произошла смена дня и ночи. Земля создала Небо, Горы и Море. От союза Земли – Геи с Небом – Ураном появились могучие титаны. Они создали Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Один из титанов – Крон отнял власть у своего отца Урана, но, боясь, как бы собственные дети не обрекли его на такую же участь, Крон безжалостно проглатывал их всех.

Когда же дело дошло до последнего ребенка – Зевса, жена Крона – Гея подала мужу камень, завернутый в пеленки. Крон проглотил камень, не подозревая обмана. А Зевс тем временем был спрятан на острове Крит. Когда он вырос, то сверг отца, заставил его вернуть всех проглоченных детей и сам воцарился на небе. Одному из братьев своих – Посейдону отдал Зевс во владение море, а другому, Аиду (или Плутону), – подземный мир.

Царствует на небе великий Зевс, верховный владыка богов и людей: он повелевает громом и молнией, устанавливает на земле порядок и законы. Главное местопребывание богов – небесные чертоги на вершине горы Олимп. Здесь пируют бессмертные боги, вкушая особую божественную пищу – амброзию и нектар; здесь решают они судьбы человечества. Вместе с Зевсом в золотых чертогах живут жена его Гера, покровительница брака и рождения, и любимая дочь Афина Паллада, богиня мудрости и доблести.

На пир богов приходит и брат Зевса Посейдон, повелитель морей. Когда мчится Посейдон на своих морских конях, расступаются волны, а когда ударяет своим трезубцем, на море начинается буря.

Богиня любви Афродита родилась из пены морской близ острова Кипр. Ее сын, шаловливый и капризный Эрот, мечет свои стрелы в сердца богов и людей, зарождая в них любовь, а спутник Афродиты – бог брака Гименей приносит радость супругам в их совместной жизни.

Почетное место занимают бог света Аполлон (Феб) и сестра его – богиня охоты Артемида.

Аполлон почитался как бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. Он покровитель поэтов, художников, музыкантов, покровитель юной силы и ловкости. Его спутницы – девять Муз. И среди них покровительницы искусств: Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танца, Каллиопа – эпоса, Талия – комедии. Аполлон считался также исцелителем болезней и богом, предсказывающим будущее.

На Олимпе живут и бог войны, кровожадный Арес, и вестник богов, хитрый и изворотливый Гермес – покровитель торговцев и воров.

По мере того как менялся образ жизни людей, менялись их представления о богах. С развитием земледелия и ремесел особое значение приобрела богиня земледелия Деметра, а бог огня Гефест стал в то же время и покровителем кузнецов. Когда же в Грецию пришла культура винограда, появился новый бог – Дионис (или Вакх), бог виноградарства и виноделия.

За коварство и обман боги обрекли царя Сизифа в загробном мире вечно вкатывать в гору этот огромный камень.

Жутко и мрачно в царстве Аида – владыки подземного мира, где струятся воды Леты v источника забвения. В это царство теней уходят души умерших. Их перевозит на своей ладье через адскую реку Ахерон угрюмый старик Харон. Ворота царства сторожит чудовищный пес с тремя головами Кербер (Цербер). У трона Аида стоят бог смерти Танат и бог сна Гипнос. Ужасные муки терпят грешники в загробном мире. Сын Зевса Тантал за свои злодеяния обречен на вечные муки жажды, голода и страха. Он стоит по горло в воде, а над ним свисают плоды фруктовых деревьев. Но лишь только наклонится Тантал к воде, уровень ее понижается, лишь только протянет руку к плодам, ветви поднимаются ввысь. Над головой Тантала нависла скала, грозящая ежеминутно обрушиться на него.

Читайте также  Три стиля архитектуры древней греции

Всесильны боги Эллады, но и над ними имеют власть богини судьбы Мойры. Их три сестры – Клото, Лахесис и Атропа. Они прядут нить жизни и определяют судьбы богов и людей. Олимпийские боги создали человеческий род. Но когда Зевс в гневе на людей задумал погубить их, титан Прометей восстал против него. Он похитил у Зевса искру божественного огня, которую передал людям, и они получили разум и память. Зевс жестоко наказал титана: Прометей был прикован к скале, и орел прилетал ежедневно клевать его печень. Но не склонился титан перед могуществом Зевса и стойко вынес все мучения.

От союза богов с людьми произошли герои. Это богатыри, прославившиеся своими великими деяниями на благо человечества. Мифы о героях повествуют о борьбе человека, о его торжестве над стихиями природы.

Эти мифы рассказывают о первых основателях человеческой культуры; о людях выдающейся храбрости, ума и отваги, очистивших мир от разбойников и диких зверей; о первых мореплавателях, посетивших далекие страны; о доблестных и мудрых правителях, освобождавших отечество от чужеземного ига и устанавливавших справедливые законы и порядки. В поэтических сказаниях о героях отразился весь духовный мир древних греков с их идеалами и любовью к красоте.

В каждой области древней Греции существовали свои мифы о местных героях, родоначальниках и покровителях племени. Но самым прославленным героем греческих сказаний, и притом общенациональным героем, был сын Зевса Геракл (Геркулес). В представлении народа Геракл – образец всех нравственных и физических совершенств. По воле богов он должен был поступить в подданство царя Микен Эврисфея и совершить 12 великих подвигов, требовавших не только силы и смелости, но и большой выдержки и воли.

Много славных подвигов совершил Геракл, но самым великим из них была его победа над богом смерти Танатом. За необычайные подвиги, за смелость, благородство и честность боги даровали Гераклу бессмертие.

Среди мифов о местных героях одно из первых мест занимает сказание об афинском царе Тезее. Афиняне приписывали ему объединение отдельных округов Аттики в одну область и установление в Афинах демократического строя. Когда Тезей, очистив путь от разбойников, пришел в Афины, то узнал, что правитель могущественного острова Крит Минос вторгся с многочисленным войском в пределы Аттики и принудил ее жителей к уплате ужасной дани: через каждые девять лет Афины должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавру, чудовищу с головой быка и туловищем человека. Минотавр жил в Лабиринте. Это здание имело бесчисленное количество комнат и столько запутанных ходов, что всякий, кто попадал туда, уже не мог выбраться наружу и становился жертвой чудовища. Тезей решил освободить отечество от этой страшной дани и отправился в числе посланных юношей на Крит. Он смело ринулся в бой и одержал победу над Минотавром, а потом, следуя по направлению нити, подаренной ему дочерью Миноса Ариадной, легко нашел обратный путь из Лабиринта и вместе с товарищами покинул остров.

О грандиозном событии – освоении греками Черного моря – рассказывается в мифе о походе аргонавтов (моряков с корабля «Арго»), отправившихся на Кавказское побережье, в Колхиду, за золотым руном (шерстью) священного барана.

Мечты древних о полете по воздуху отразились в мифе о знаменитом изобретателе и зодчем Дедале, строителе Лабиринта на Крите. Скрепив перья птиц воском, Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару, и полетели они с Крита через море в Сицилию. Но Икар забыл советы отца: слишком близко подлетел он к солнцу. Жар растопил воск, скреплявший перья, они разлетелись, и юноша с огромной высоты упал в море. По его имени это море стало называться Икарийским.

С самых древних времен греки высоко ценили искусство, и особенно музыку. Они создали поэтическое сказание о певце Орфее, зачаровывавшем своей игрой и пением не только живую природу, но и обитателей подземного мира. Тоскуя по умершей супруге Эвридике, Орфей спустился в мрачное царство Аида. Там, представ перед богами, запел он им печальную песнь о своей любви. Тронули неумолимых подземных богов песни Орфея, и Аид разрешил певцу взять жену на землю. Но бог запретил Орфею оглядываться назад, пока он не выйдет на поверхность земли. Не выдержал Орфей испытания: желая узнать, следует ли за ним жена, он обернулся – и тень Эвридики снова удалилась в царство мертвых.

Среди многочисленных и самых разнообразных мифов существует ряд сказаний, связан­ных с каким-нибудь одним географическим центром или историческим событием. Таковы, например, Троянский цикл сказаний, рассказывающих о причинах Троянской войны, походе греков на Трою, десятилетней осаде города, его разрушении и возвращении участников похода на родину; Фиванский цикл, повествующий о трагической судьбе царя Эдипа, междоусобной войне его сыновей и о взятии Фив эпигонами (потомками Эдипа), и др.

Долгое время ученые считали, что сказания о греческих героях лишь фантастический вымысел. Однако произведенные в конце XIX – начале XX в. раскопки на месте древних греческих городов подтвердили некоторые факты, о которых рассказывается в мифах. Оказалось, что Троя действительно существовала и не раз разрушалась врагами; что остров Крит в древнюю эпоху был могущественным государством, которому подчинялось побережье Аттики, как о том рассказывается в мифе о Тезее.

О замечательных событиях, происходивших в жизни племен, о подвигах и деяниях вождей слагали в древности песни народные певцы – аэды. Проходили века. Воспоминания о прошлом становились все более смутными, все большее место в сказаниях занимала фантазия.

Возникшие в глубокой древности, мифы послужили почвой, на которой выросли литература и искусство древней Греции. Великолепные храмы, мраморные скульптуры богов и героев – творения замечательных художников древности – украшали греческие города. Древние сказания легли в основу эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи» и бессмертных трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида (см. ст. «Древнегреческая трагедия и комедия»). Сюжеты мифов запечатлены в настенных росписях, в рисунках на вазах, в творчестве многих греческих поэтов, историков, писателей. Впоследствии мифология греков была заимствована древним Римом и там нашла свое художественное отражение в произведениях лучших римских поэтов. Боги Греции получили латинские имена: Зевс стал называться у римлян Юпитером, Афина – Минервой, Афродита – Венерой, Посейдон – Нептуном и т. д.

Исключительно большое влияние оказали греческие мифы на развитие западноевропейского и русского искусства. Начиная с XIV в. на полотнах, в мраморе и бронзе великих мастеров эпохи Возрождения воскресают образы древних мифологических сказаний. Они продолжают жить в последующие века. На сюжеты мифов создаются картины, статуи, музыкальные и литературные произведения. Мифологические образы занимают значительное место в творчестве русских поэтов: Державина, Пушкина и многих других, а также в картинах русских художников.

В наш язык прочно вошли понятия и выражения, взятые из греческой мифологии: титаническая борьба, танталовы муки, сизифов труд, нить Ариадны и др.

Сочетание изумительной художественной фантазии с глубокими человеческими чувствами и стремлениями героев греческих сказаний делает эти мифы бессмертными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector