Мифические имена женщин

Мифические имена женщин

Statusname

Мистические имена в современном мире

Имена древних языческих божеств, мифических персонажей, дьявольские и оккультные имена – все они встречаются и в настоящее время. Многие из так давно и прочно вошли в именослов разных народов, стали настолько привычными, что о происхождении их мало кто задумывается. Однако при более детальном рассмотрении истории некоторых имен порой выясняются удивительные вещи.

Имена из греческой мифологии

Пожалуй, самые известные имена мистических персонажей позаимствованы из древнегреческой мифологии, многие из них используются до сих пор.

Распространенное у грузин имя Ираклий в дословном переводе с греческого означает «слава Геры» (жены Зевса). Женское имя Елена («факел») – в греческой мифологии дочь Зевса и Леды – стало одним из самых популярных европейских имен, имеющих множество вариаций. Часто в странах Европы встречается и имя царевны из греческой мифологии Ариадна («наичистейшая»), имя греческой богини луны Селены, жены Зевса богини Геры, жены Одиссея Пенелопы. Женское имя Майя, которое и сегодня можно встретить в России – произошло от имени нимфы гор, дочери бога Атланта.

Иллюстрация. Автор: Barandash Karandashich / Shutterstock.com.

Часть мистических имен греческого происхождения перенесена в христианские святцы после канонизации святых, которые носили эти наречения. Теперь они считаются традиционными христианскими именами, хотя имеют совершенно иные истоки: Зинаида – «рожденная Зевсом», Ника – богиня победы, Гермоген – «рожденный Гермесом», Дмитрий – «принадлежащий Деметре, богине земли», Дионис (Дионисий или Денис) – «бог вина и плодородия».

Распространенное в Италии, Испании, Америке женское имя Сирена (Серена) на самом деле принадлежит к именам мистических существ – так в греческой мифологии именовались птицы с женскими головами, которые своим прекрасным пением очаровывали мореходов, которых затем убивали.

Римские имена

Древнеримские культы также оставили след в именах разных народов и культур. До наших дней дошли мистические имена римского происхождения, часть которых тоже встречается в христианских святцах. Популярные среди мусульманских народов в России имена Амур – «бог любви», Марс – «бог войны», Венера – «богиня красоты и любви» на самом деле – имена римских божеств времен язычества. Одно из самых красивых мистических имен Европы римского происхождения Диана – это имя богини луны и охоты.

Также римские корни имеют европейские имена Ян (Янус) – бог начала и конца, Аврора – богиня утренней зари, Флора – богиня весны и цветов, Юнона – богиня семьи, брака. Римское мужское имя Сильван (бог леса) породило известное женское европейское имя Сильвия (Сильва), которое интерпретируется как «лесная».

Славянские имена

Среди используемых в настоящее время имен славянского происхождения немало наречений, окутанных мистическим происхождением. Так, наиболее популярное славянское мистическое мужское имя Боян (Баян), что с древнеславянского означает «сказитель» является именем мистического певца и активно используется жителями Балкан (черногорцами, словенцами, боснийцами, хорватами). Среди женских имен в России, Украине, Белоруссии, и некоторых других странах восточной Европы распространены такие варианты как Злата – «богиня зари», Лада – «богиня луны». Практически не употребляются имена Леля – «богиня молодости», Мара – «дух смерти, покровительница магии». Также к вымершим именам относятся женские имена Мавка и его производное Навка – в древнеславянской мифологии души умерших некрещеных младенцев, превратившиеся в злых духов и русалок.

Иллюстрация. Автор: Barandash Karandashich / Shutterstock.com.

Скандинавские, германские и кельтские имена

В скандинавских странах (у норвежцев, датчан, шведов) все еще встречается имя северного бога колдовства, верховного божества – Один (Оден). Одна из ипостасей Одина – медведь, на древнескандинавском – Бьерн, это имя и сегодня можно встретить как в странах Скандинавии, так и в Германии, Исландии. А вот имена, содержащие компоненты Альв (эльф), Тор (верховный бог грома и молнии) – Альв, Торальв, Торберг и др. давно вышли из употребления. Наибольшее количество вариантов произошло от имени германо-скандинавского бога плодородия Инга: мужские Ингефаст, Ингимар, женские Ингерун, Ингетора – они считаются вымершими, сохранились и стали популярны в странах Скандинавии и Балтии лишь женские варианты Инга, Ингрид, Ингеборга. Иногда в европейских странах попадается имя скандинавской богини смерти – Гела, ставшее популярным в странах СССР после выхода романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Таинственные кельтские имена сегодня еще существуют у потомков кельтов, населяющих Шотландию, Ирландию, Уэльс, Бретань – например, мистические имена женщин Меви («мифическая королева»), Ова/Офа, Пенарддан, Фенелла, Фианна (женские мифические персонажи), Шайла – «фея», Эния – «поющий эльф», Сабрина – уэльское имя, персонаж кельтской легенды. Из мужских мистических имен редко можно встретить имена с компонентом Беленус (Беленус – галльский апполон-врачеватель): Кунобеленус, Лугубеленус, а также Кунотиджернос – «бог-охотник».

Балтские имена

В странах Балтии (Литве, Латвии, Эстонии) с древних времен сохранились и используются наречения языческих божеств и персонажей балтских мифов: мужские Витаутус – бог лошадей, Дайнис – принадлежащий богу Дионису, женские Сауле – богиня солнца, Аустра – богиня зари, Лайма – богиня судьбы, Габия – богиня огня. Сегодня эти мистические имена являются одними из самых популярных у балтских народов.

Английские имена

Популярные в Англии и Америке наречения иногда являются мистическими, а порой и демоническими именами. Так, мужское и женское имя Мерлин, переводящееся как «кречет» или «крепость на скалах» принадлежало колдуну из цикла о короле Артуре, женское Чалис («кубок, чаша») изначально употреблялось в значении «чаша для святой крови», а Эмбер («горячая смола») – как обозначение горячей адской лавы. Женское имя Эвелин переводится как «лесной орех», однако, оно образовано от корня evil, что значит «дьявол».

Иллюстрация. Автор: Barandash Karandashich / Shutterstock.com.

Еврейские, египетские, индийские имена

Некоторые древнееврейские имена, имеющие мистическое значение, пришли в современный мир из глубокой древности. Мистические женские имена с еврейскими корнями иногда имеют двойственное значение: так, имя Астарта (Иштар) в западносемитской мифологии олицетворяло богиню любви и плодородия, богиню-воительницу. Однако есть еще одна, менее привлекательная трактовка этого имени – властительница мертвых, демоница похоти и наслаждения. Еще одно наречение – Наама переводится как «будь приятной», настоящее же значение восходит к имени прекрасной деноницы-искусительницы. В настоящее время эти наречения употребляются крайне редко.

А вот египетские мужские имена Рамзес (поклонник бога Ра), Осирис (египетский бог мертвых) до сих пор распространены у местного населения и являются довольно востребованными, как и женские Бастет – имя богини удовольствия, представляемой в виде кошки, Сехмет – имя богини мести.

В Индии у женщин пользуется спросом имя богини Деви – жены бога Шивы, и наречения ее различных ипостасей: Сати – добродетель, Ума – свет, Кали – разрушение и смерть, Чанди – гнев.

Готические имена

Союз древнегерманских племен скандинавского происхождения – готы когда-то играл значительную роль в истории Европы. Сегодня под термином «готические имена» понимается список сверхъестественных имен, которые представляют собой наречения религиозных и мифических персонажей, или имена реально живших когда-то готов. С древности люди верили, что имя влияет на судьбу и способности человека, поэтому готические наречения часто используются для развития сверхъестественных способностей.

К таким именам относятся женские Алверад – «совет эльфов», знаковое имя Баньша – женщина-гот, являющаяся перед домом обреченного на смерть человека. По преданию, этот человек должен умереть в самое ближайшее время.

Иллюстрация. Автор: Katja Gerasimova / Shutterstock.com.

Дьявольские имена

Демонические имена в современном мире используют оккультисты – люди, занимающиеся науками о скрытых и неизвестных силах человека. Иногда такие имена выбирают люди, далекие от оккультных наук, но желающие дать ребенку редкое, «особенное» имя и не вполне представляющие, что оно на самом деле означает.

Женские демонические имена: Елизаздра, Аграт, Махаллат – жены сатаны, Барбело – демоница коварства и вероломства. Популярное у армян женское имя Лилит – одно из демонических имен, обозначающих демонов женского рода. Дети, рожденные Лилит от демонов, звались Лилиан – именем, которое сегодня распространено у англичан, а мужской аналог – Лилиан используется жителями Молдавии и Румынии и означает латинское название цветка – «лилия».

Мужские демонические имена также принадлежат различного рода демонам: Азазель – носитель знамен войска ада, Бальтазар – полудемон-получеловек (имя используется в Англии, Америке и некоторых европейских странах), Бельфегор – демон, соблазняющий богатством и др. Некоторые демонические имена и их значения могут удивить, ведь на первый взгляд это привычные наречения: например, вариант французского имени Оливер – Оливьер – имя падшего архангела, пробуждающего жестокость к бедным, а европейское имя Леонард олицетворяет хозяина шабашей.

Иллюстрация. Автор: agsandrew / Shutterstock.com.

Имена реальных людей-мистиков

Также как и демонические наречения, имена мистиков древности используются современными людьми для получения сверх способностей. В отличие от мифических имен, эти наречения принадлежат реально существовавшим людям, вошедшим в историю благодаря своей связи с миром сверхъестественного.

Одни из самых знаменитых оккультистов 19-20-го вв. носили имена Алистер Кроули и Шандор ла Вей, в 18 веке в Сицилии жил маг и алхимик Алессандро Калиостро. Среди женских имен наиболее знамениты Елизавета Батори – карпатская графиня-гот, жившая в 17 веке (казнена за принятие омолаживающих ванн из крови девушек), Изабелла Гоуди – шотландская ведьма 17 века.

Имена с таинственной историей, мистические имена демонов и оккультистов – не такая уж и редкость в наше время. Подобные наречения встречаются во всех уголках Земли: кто-то использует их намеренно, кто-то не знает их подлинного происхождения. Поэтому прежде чем выбрать то или иное имя, необходимо тщательно изучить его историю и значение.

10 захватывающих фильмов про девушек-воительниц

Девушка по имени Мулан (Чжао Вэй), притворившись юношей, идет вместо своего больного отца на войну. Начавшись как «Гусарская баллада» (с травести-переодеваниями и неловкими ситуациями), фильм довольно быстро меняет сюжетную окраску — и из гипотетической комедии положений превращается в патриотический боевик. Не смотря на то, что картина сделана в копродукции с США, она меньше всего похожа на диснеевский мультфильм «Мулан» (игровой ремейк которого недавно выпустила студия). Это яркий представитель кинематографа континентального Китая с его характерным пафосом. Окончательно не утонуть ленте в пафосе не дает разве что дивная актриса Чжао Вэй, чья героиня балансирует на стыке двух жанров: военной драмы и мелодрамы. Помимо нее в картине также снялись сын Джеки Чана — Джейси и национальный герой Китая, российский певец Витас (он же Виталий Грачев).

Чего не отнять у Зака Снайдера («Хранители», «Бэтмен против Супермена»), так это визуальной выразительности. «Запрещенный прием» выглядит как визионерский побратим нолановского «Начала», сон незаурядного человека. А солирует в этой галлюциногенной реальности Куколка (Эмили Браунинг), которая силой своего воображения превращает «Пролетая над гнездом кукушки» в экшен с огромными самураями, орками, драконами и кайзеровскими зомби. Что это, если не запрещенный прием?

Одновременно приквел и сиквел «Белоснежки и охотника», в которой нет Кристен Стюарт, зато есть Джессика Честейн в роли Сары — боевой подруги Эрика (Крис Хемсворт). Вот кто бы подошла на роль новой Рыжей Сони! Она здесь сама огонь, чего, правда, нельзя сказать о самом фильме. Если первая часть в постановке Руперта Сандерса («Призрак в доспехах») еще была способна отложиться в памяти благодаря милым абсурдистским деталям (например, актерской сборной Великобритании в образе гномов), то вторая — это уже стопроцентный студийный проект (Сандерса сменил французский специалист по спецэффектам по фамилии Троян), которой способен поразить разве что только красотой картинки.

Одна из главных young-adult-франшиз десятых. «Королевская битва» по-американски. Злободневная антиутопия, которая начиналась как кино про борьбу за выживание на реалити-шоу, а закончилась фильмом про пламя революции. Роль первой скрипки во всей этой многоуровневой истории была отведена Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) — девушке, которая не собиралась становиться Жанной д’Арк «Голодных игр», но что уж тут поделаешь: если ты в игре, значит, ты в игре.

Поскольку перезапуском «Звездных воин» руководила продюсер Кэтлин Кеннеди, неудивительно, что во вселенной Star Wars (изначально довольно сексистской и расистской) появилось столько сильных женских персонажей. Сначала Рей (Дейзи Ридли) в «Пробуждении Силы», затем Джин Эрсо (Фелисити Джонс) — в спин-оффе «Изгой-один». Вообще, лучшее, что было в «Пробуждении Силы» Джей Джея Абрамса, — это когда Рей и добрый штурмовик Финн (Джон Бойега) выворачивали наизнанку набившие оскомину архетипы космической саги (девушка спасает парня; под заляпанной кровью белой маской штурмовика обнаруживается растерянное чернокожее лицо) и были героями какого-то своего приключенческого кино. Но потом это кино закончилось — и в «Пробуждении Силы» начались классические «Звездные войны», представляющие собой микс из «Новой надежды» и «Империя наносит ответный удар».

Не самый, быть может, топовый фильм Ричарда Доннера — режиссера «Омена», «Супермена» и «Смертельного оружия», — но по-своему крайне занимательный. Фэнтези про сбежавшего из тюрьмы воришку (Мэттью Бродерик), который встречает на своем пути рыцаря (Рутгер Хауэр) и его возлюбленную (Мишель Пфайффер), но не сразу догадывается, что на них наложены злые чары: по ночам он превращается в волка, а она — в ястреба. Причем Пфайффер (через 7 лет примерившая на себе образ Женщины-кошки) уже здесь играет героиню, мягко говоря, не робкого десятка, а ее экранная химия с Бродериком искрит такой трогательной нежностью, что даже странно, что в этой романтической истории обошлось без менаж а труа.

Рыжую Соню (Red Sonya, через Y) придумал один из отцов героического фэнтези, создатель Конана, писатель Роберт Ирвин Говард. В его историческом рассказе «Тень стервятника» она была казачкой и звали ее Соня из Рогатина. Рыжую Соню (Red Sonja, через J) придумал автор комиксов Рой Томас, который скрестил ее с другой говардовской героиней (огненноволосой Агнес де Шатильон) и поместил в сеттинг Конана — Хайборийскую эру. Собственно, фэнтези с Бриджитт Нильсен — это как раз экранизация комиксов Томаса. Из сегодняшнего дня этот фильм смотрится как протоверсия «Зены — королевы воинов» (к которой Томас тоже приложил руку), хотя в свое время он позиционировался как спин-офф «Конана», даром что поставил его режиссер «Конана-разрушителя» Ричард Флейшер, а напарника Сони — воина Калидора — сыграл сам Арнольд Шварценеггер. В конце нулевых планировался ремейк с Роуз МакГоуэн, но он не состоялся, а МакГоуэн в итоге сыграла в ремейке «Конана-варвара».

Дочь короля Шотландии Фергюса и королевы Элинор, принцесса Мерида, не хочет замуж, а хочет быть настоящей оторвой: ездить верхом, лазать по горам и стрелять из лука. Первая волшебная сказка студии Pixar, название которой отсылает к фильму «Храброе сердце» Мела Гибсона, но на самом деле между ними нет ничего общего. Мультфильм — семейная драма, рассказывающая про фантастические превращения людей в животных и эмансипированную шотландскую девицу.

Сумасшедшие сборы (более $800 000 000), восторженные отзывы прессы (рейтинг кинокритиков на Rotten Tomatoes — 92%), статус самого прибыльного фильма, поставленного женщиной-режиссером (Патти Дженкинс). За всем этим хайпом легко было проморгать само кино, которое, в отличие от, скажем, куда более визуально выразительного фильма «Бэтмен против Супермена», действительно получилось. В первую очередь потому, что его создателям удалось рассказать свою историю. В «Чудо-женщине» она строится на конфликте двух мировоззрений: мифологического и реалистического. Диана Принс (Галь Гадот) считает, что во всех бедах на свете виноват бог войны Арес. Ее возлюбленный, капитан Стив Тревор (Крис Пайн), — что сами люди. Но в конечном счете не так уж и важно, кто из них прав. Важно другое: что до того момента, пока Чудо-женщина не поймет, за что сражается (ее миссия хоть и благородна, но слишком умозрительна), она никогда не найдет Ареса. А когда поймет, Арес сам найдет ее.

Шина появилась на страницах комиксов в 1937 году (за четыре года до «Чудо-женщины») и стала прорывной героиней для своего времени — тогда у женских персонажей не было собственных серий. Затем про феминную версию Тарзана сняли три экранизации: два сериала (пятидесятых и двухтысячных годов) и полнометражный фильм 1984 года, поставленный Джоном Гиллермином, режиссером «Кинг-Конга» (1976). Поэтому неудивительно, что в его интерпретации знающая заклинания, умеющая чертить магические круги и разговаривать с животными девушка (Таня Робертс), как и Конг, представала восьмым чудом света, а влюбленный в Шину журналист-правдоруб Вик Кейси (Тед Уосс) мечтал показать ее всему остальному миру, а ей самой — Нью-Йорк. Но это недосягаемая, несбыточная мечта. Волшебство и Уолл-стрит трагически несовместимы, как африканская саванна и асфальтовые джунгли. На этом незыблемом конфликте и строится в меру увлекательный, с виду наивный, но на самом деле совсем не глупый (несмотря на пять номинаций на «Золотую малину») фильм со светло-печальной концовкой.

Мифические женские имена и их значения

В наши дни очень популярно давать детям оригинальные и необычные имена. Нередко источником вдохновения для родителей служат мифы и сказания древних народов. Так, новорожденные получают звучные древнеримские, древнегреческие, скандинавские, древнеегипетские и славянские имена. В статье перечислены самые распространенные мифические женские имена и дано их краткое значение.

Древнеримские мифические имена

Мифические женские имена и их значения

  • Аврора. Эта богиня приносила дневной свет и считалась божеством утренней зари. Девушки с таким именем волевые, сильные, упрямые, уверенные в себе и уравновешенные.
  • Венера. Покровительница любви, богиня процветания, весны и плодородия. Венеры – тонкие чувствительные натуры, обаятельные и романтичные. Однако, несмотря на внешнюю эксцентричность, они очень умны и решительны.
  • Веста. Богиня, которая в Древнем Риме «отвечала» за семейный очаг и жертвенный огонь. Эти женщины необычайно привлекательны и рано выходят замуж. Они талантливы, самостоятельны и умеют добиваться поставленных целей.
  • Виктория. Богиня победы. Это имя часто носят своевольные и целеустремленные бунтарки, обладающие острым умом и напористостью, которые позволяют им всегда получать все, что они хотят.
  • Диана. Женское божество животного и растительного мира, почиталась как богиня Луны, покровительница охоты, помощница рожениц. Дианы страстны, полны очарования, щедры. Вместе с тем обладательницы этого имени отличаются твердым характером и требовательностью. Из них получаются верные и преданные супруги, прекрасные матери.
  • Флора. Юная и прекрасная богиня весны, пробуждения природы и цветов. Она наделяет своих тезок привлекательностью, женственностью, умением быть в центре внимания. Флоры – творческие личности, идеалистки, совершенно несведущие в практических вопросах.
  • Фортуна. Одна из самых любимых древнеримских богинь, приносящая удачу. Девушки с именем Фортуна свободолюбивы, непоседливы и обожают перемены. Редко создают семью из-за своего непостоянства и неспокойного характера.
  • Юнона. Известна как верховная богиня римского пантеона, покровительница семейных уз, деторождения. Юноны гостеприимны, активны и любят общество, путешествия, развлечения. Несмотря на присущее им легкомыслие и необязательность, Юноны – отличные матери и трудолюбивые сотрудницы.

Древнеримские мифические имена

Древнегреческие мифические имена

  • Артемида. Богиня-охотница, покровительница всех живых существ. Женщина с этим именем талантлива и успешна. Увлекающаяся натура, нуждается в наставнике. Эмоциональна и тяжело переносит критику в свой адрес.
  • Афродита. Аналог римской Венеры, Афродита – богиня любви. Носительницы этого имени загадочны, полны шарма и обаяния. Вместе с тем они честны, жертвенны и остаются верными своему избраннику всю жизнь.
  • Гера. Властная и суровая древнегреческая богиня, покровительница семейных союзов. В обычной жизни девушки с именем Гера обладают твердым характером и мощной энергетикой. Геры дружелюбны и заботливы. Умеют и любят зарабатывать деньги.
  • Дафна. Целомудренная нимфа, ставшая жертвой страсти бога Аполлона. Имя наделяет женщин богатым воображением, честолюбием и творческими способностями.
  • Елена. Согласно древнегреческим мифам, Елена Троянская была красивейшей женщиной на свете. В жизни Елены не менее обаятельны, приятны в общении и умны. Стремятся к вечной любви и гармонии, но не всегда способны ее достичь в силу своего неуравновешенного и чувствительного характера.
  • Зинаида. Буквально это имя означает «из рода Зевса». Зинаидам свойственен веселый нрав, остроумие, эффектная внешность. При этом за очаровательной внешностью скрывается стальной характер и упорство. Женщины с этим именем практичны и даже расчетливы.
  • Ирида. Мать Эроса, жена Зефира, вестница богов и олицетворение радуги. Реальные Ириды не ищут легких путей. Они очень трудоспособны, ответственны и строги к себе и окружающим. Непростой характер может со временем превратить ее в спесивую высокомерную особу.
  • Майя. В мифах Древней Греции Майя – самая красивая из семи сестер-плеяд. Мать бога Гермеса. Девочки с именем Майя вырастают кокетками и похитительницами мужских сердец. Могут быть капризными и своевольными. Майи легко завоевывают доверие, благодаря чему часто достигают больших высот в работе.
  • Ника. Крылатая богиня победы. Земные Ники столь же принципиальны, упорны и амбициозны, как их небесная покровительница. Им сопутствуют слава и успех. В личной жизни же они, напротив, несчастливы, так как сосредоточены только на своих целях и на редкость эгоистичны.
  • Селена. Сестра бога Солнца Гелиоса, олицетворение Луны. Селены спокойны, даже холодны, скрытны и замкнуты. Это имя наделяет способностями к наукам и финансовой деятельности. В любви Селены счастливы, если соединяют жизнь с единомышленником, разделяющим ее взгляды.

Древнегреческие мифические имена

Мифические имена других народов

  • Лада. Славянская богиня, которая заботится о семейном счастье и любви, покровительница весны. Лады очень женственны, добры и покладисты. Ее успеху мешает легкомыслие и нестабильность, а также эгоизм и доверчивость.
  • Мара, или Морена. Славяне считали ее богиней смерти. Девушки по имени Мара – прирожденные лидеры с твердым характером и неженским упорством. Могут быть опасными, так как не задумываясь уберут с дороги любого, кто осмелится помешать их планам.
  • Изида, или Исида. Одна из самых могущественных богинь Древнего Египта, прародительница египетских правителей. Божество плодородия, материнства, олицетворение женского начала. Главное в жизни женщины по имени Исида – служение идеалу. Они обладают несгибаемой волей, кипучей энергией и обостренным чувством справедливости.

Несомненно, девочка с красивым редким именем всегда будет привлекать внимание. Но родителям нужно помнить, что имя оказывает огромное влияние на формирование характера ребенка, а значит, и его будущую судьбу. Мифические женские имена несут в себе мощную энергетику, формируют жизненное предназначение человека, поэтому прежде чем назвать дочку одним из них, нужно изучить его значение, происхождение и связанные с ним мифы.

Обезглавить богиню: почему «сильные героини» античных произведений — это миф

[…] Если существуют какие-то культурные шаблоны, работающие на отлучение женщин от власти, то каковы они и откуда взялись? На этом этапе полезно обратиться к античному наследию. Мы сами не замечаем, насколько часто употребляем древнегреческие идиомы, относящиеся к женщинам во власти и вне власти, и насколько возмутительно это порой выглядит. На первый взгляд в греческих мифах и литературе представлена впечатляющая галерея влиятельных женщин. В реальности гречанки в античную эпоху формально не имели никаких политических прав и почти никакой социальной и экономической самостоятельности; в некоторых полисах, например в Афинах, «уважаемые» замужние женщины из высшего сословия редко покидали пределы дома. Но афинская драматургия, в частности, а в более широком смысле — воображение греков предлагают нашему воображению целый ряд незабываемых женщин: Медея, Клитемнестра, Антигона и множество других.

Однако они ни в коем случае не служили ролевыми моделями. По большей части они изображены не применяющими власть, а злоупотребляющими ею. Они присваивают ее незаконно и тем самым порождают хаос, падение государства, гибель и опустошение. Это чудовища-гибриды, которые, с точки зрения древних греков, вовсе не были женщинами. И непоколебимая логика их историй приводит к выводу, что этих женщин нужно лишить власти и поставить на место. Собственно говоря, именно греческий миф о женщинах во власти служил оправданием и их отстранения от таковой в реальной жизни, и мужского правления. […]

Обратимся к одной из самых ранних известных нам античных пьес, «Агамемнону» Эсхила, впервые поставленной в 458 г. до н.э., и вы увидите, что антигероиня пьесы Клитемнестра олицетворяет собой именно эту идеологию. По сюжету она становится фактическим правителем своего полиса, пока ее муж сражается на Троянской войне; и в то же время она перестает быть женщиной. Говоря о ней, Эсхил раз за разом употребляет мужские термины и маскулинный язык. Например, в самых первых строках пьесы героиня описывается как ἀνδρόβουλος (anhydrous) — это слово трудно перевести точно, оно означает что-то вроде «с мужскими замыслами» или «думающая, как мужчина». И конечно же, незаконно присвоенную власть Клитемнестра применяет в деструктивных целях, убивая в купальне вернувшегося с войны мужа. Патриархальный порядок восстанавливается лишь после того, как дети Клитемнестры, сговорившись, убивают ее.

Барельеф на саркофаге. Археологический ком.

Барельеф на саркофаге. Археологический комплекс Остия-Антика, Италия. Около 150 года н.э.

Похожая логика прослеживается и в историях о мифической расе амазонок, поселенной греческими писателями где-то на северной границе известного мира. Не кроткие, а грозные и воинственные, амазонки, словно дикая орда, постоянно грозили цивилизованному миру Греции и греческих мужчин. Сколько сил современные феминистки потратили впустую, пытаясь доказать, что амазонки действительно жили на Земле! Сколько соблазнительных возможностей в существовании культуры, где правили женщины и в интересах женщин! Что ж, мечтайте. Горькая правда в том, что амазонки — это всего лишь мужской миф. Его основное послание гласит, что хорошая амазонка — это мертвая амазонка, или повинующаяся мужчине в спальне. Подтекст этого мифа в том, что миссия мужчин — спасать цивилизацию от господства женщин.

Верно, есть немногочисленные примеры, где мы как будто видим скорее позитивные примеры женской власти. Например, одна из поныне популярных пьес, комедия Аристофана, известная по имени главной героини, — «Лисистрата». Написанную в конце V в. «Лисистрату» и сегодня охотно ставят, видя в ней идеальное сочетание интеллектуальной классики, пылкого феминизма и антивоенного пафоса, щедро сдобренных фривольностями. Это комедия о , и ее действие разворачивается не в мире мифа, а в современных автору античных Афинах. Женщины, возглавляемые Лисистратой, пытаются заставить своих мужей прекратить затянувшуюся войну со Спартой, отказываясь до тех пор с ними спать. Большую часть пьесы мужчины страдают от мучительной и обременительной эрекции (что в наши дни обычно создает трудности, пусть и забавные, художникам и костюмерам). В конце пьесы, не в силах долее терпеть это, мужчины уступают требованию женщин и заключают мир. Казалось бы, власть женщин во всей красе. Зачастую в сценических версиях героиням помогает и покровительница города богиня Афина. Не предполагает ли принадлежность Афины к женскому полу более тонкую проработку воображаемой модели женской власти?

Увы, нет. Если копнуть поглубже и познакомиться с историческим контекстом «Лисистраты», пьеса выглядит совсем иначе. Дело не только в том, что, согласно афинским обычаям, и публика, и актеры в театре были поголовно мужчинами — женских персонажей, видимо, изображали травести. Известно, что в финале пьесы фантазию о власти женщин втаптывали в прах. В финальной сцене заключения мира выносили нагую женщину (или мужчину, каким-то образом обряженного в нагую женщину), которую в откровенно порнографической манере делили между афинянами и спартанцами, как если бы она была картой Греции. Не похоже на протофеминизм.

Афина и Тесей. Около 430 года до.

Афина и Тесей. Около 430 года до н.э.

Что касается Афины, это правда, что в таблицах богов и богинь из современных учебников («Зевс, верховный бог. Гера, жена Зевса») мы находим ее на женской половине. Но в контексте античной культуры важна такая ее черта, как принадлежность к тем самым непонятным гибридам. В древнегреческом понимании она вовсе не женщина. Прежде всего, она облачена в воинские доспехи, а война была исключительно мужским занятием. Кроме того, Афина — девственница, тогда как предназначение женского пола — производство новых граждан. И даже ее самое не рожала мать: она появилась на свет прямо из головы своего отца Зевса. Женщина или нет, Афина, похоже, как бы олицетворяла идеальный мужской мир, в котором женщин можно не только держать в узде, но и вовсе от них отказаться.

Сторонники Трампа на президентских выборах.

Сторонники Трампа на президентских выборах могли использовать любые античные сюжеты. Ни один не произвел такого впечатления, как Трамп в роли Персея, обезглавливающий Медузу-Клинтон.

Из этого следует простой, но важный вывод: на протяжении всей известной нам истории западной цивилизации мы всюду видим радикальное отлучение женщин от власти — реальное, а также культурное и символическое. В костюме Афины есть нечто, что не утратило своего символического значения и в наши дни. На большинстве изображений богини в самом центре ее доспехов, на нагруднике, присутствует женская голова с извивающимися змеями вместо волос. Это голова Медузы, одной их трех мифических сестер-горгон, и в Античности это был важный символ торжества мужчин над теми страшными опасностями, которые влечет за собой сама возможность допущения женщин к власти. Не случайно мы видим Медузу обезглавленной — ее голову гордо демонстрирует как украшение это решительно не женское женское божество.

«Медузу» Караваджо воспроизводят снова и с.

«Медузу» Караваджо воспроизводят снова и снова, чтобы «обезглавливать» женщин-политиков. Здесь Медузе уподоблены Ангела Меркель и Хиллари Клинтон.

История о Медузе существует во множестве вариантов. Одна из широко известных версий изображает Медузу прекрасной женщиной, которую в храме Афины изнасиловал Посейдон, и Афина тут же превратила ее в наказание за святотатство (наказания заслуживает, заметьте, она) в чудовище с кошмарной способностью обращать в камень любого, кто посмотрит ей в лицо. Позже герою Персею выпала миссия уничтожить Медузу, и он обезглавил ее, глядя в свой полированный щит, как в зеркало, чтобы не смотреть ей в глаза. Отрубленную голову Персей сначала использовал как оружие, ведь даже мертвая она сохранила способность обращать в камень. А после подарил свой трофей Афине, которая закрепила его у себя на панцире (возможное толкование: избегай прямых взглядов на богиню).

Едва ли нужен Фрейд, чтобы увидеть в этих локонах-змеях скрытые притязания на фаллическое господство. В классическом мифе о Медузе превосходство мужчин подтверждается насильственным ниспровержением незаконной власти женщины. Именно в таком аспекте западная литература, искусство и культура снова и снова возвращаются к этому сюжету. Сочащаяся кровью голова Медузы — распространенный образ в произведениях искусства, зачастую сопровождающийся рассуждениями о способности художника изобразить объект, на который нельзя смотреть. Караваджо в 1598 г. подошел к этой теме необычно, написав, как считается, собственный портрет в виде отрубленной головы Медузы: крик ужаса, льющаяся кровь, еще шевелящиеся змеи. Спустя несколько десятилетий Бенвенуто Челлини изваял бронзового Персея, который и сегодня стоит на флорентийской площади Синьории: герой попирает ногами искалеченное тело Медузы, поднимая перед собой ее голову, из которой, как принято, струится кровь.

Примечательно, что это обезглавливание до сих пор служит символом сопротивления женской власти. Раз за разом в картину Караваджо вставляют лицо Ангелы Меркель. В одном из самых истеричных выпадов такого рода, в журнале Лондонской полиции, Терезу Мэй, в то время бывшую министром внутренних дел, назвали «мейденхедской Медузой». «Сравнение с Медузой, пожалуй, слишком сильное, — прокомментировала тогда газета Daily Express. — Мы все знаем, какая у миссис Мэй чудная прическа». […]

Laughing with Medusa: Classical Myth and Feminist Thought

Можем ли мы рассчитывать на перемены, размышляя о том, что такое власть, в чем ее функции и как в ней участвовать женщинам? Вероятно, в степени можем. Меня впечатлило, что одно из самых влиятельных общественных движений последних лет, Black Lives Matter, основали три женщины. Подозреваю, что имена их известны немногим, но вместе они оказались силой, способной менять существующий порядок вещей.

Но ситуация в целом довольно неутешительна. Мы нисколько не приблизились к тому, чтобы поколебать те основополагающие представления о власти, которые отсекают от нее женщин, и обратить их к своей пользе.[…] Хотя я упорно возражаю против того, чтобы «Лисистрату» играли так, будто она написана о власти женщин, — возможно, именно так ее сегодня и надо играть. Несмотря на явное стремление феминисток в последние пятьдесят с лишним лет реабилитировать Медузу («Посмеяться с Медузой», как об этом говорит заглавие недавнего сборника эссе) — не говоря уже о том, что она изображена на логотипе Versace, — это никак не повлияло на то, что ее по-прежнему используют в травле женщин-политиков. […]

Карты Венеры

В отличие от других планет земной группы, поверхности которых можно было наблюдать с Земли в телескоп, поверхность Венеры нельзя увидеть даже с орбиты ее искусственного спутника, поскольку эта планета окутана мощной облачной атмосферой. Только радиолокационные наблюдения отдельных небольших участков поверхности, выполненные в 1960-70-х годах, позволили выделить несколько областей Венере с различной отражательной способностью. Каждая группы исследователей по-своему обозначала светлые в радиодиапазоне детали, выявленные с помощью мощных радаров. Например, одна группа обозначала светлые детали строчными буквами греческого алфавита (a , b , g , :), другая — прописными латинскими буквами (А, В, С, :), а третья давала названия в честь электро- и радио-физиков: Гаусс, Герц, Максвелл, :

Первая карта поверхности Венеры было составлена в 1980 г. Американской геологической службой по данным радиолокации с космического зонда «Пионер-Венера-1» («Пионер-12»), выведенного на орбиту вокруг Венеры 4 декабря 1978 г. и проработавшего там 14 лет. Радар этого зонда измерял расстояние до поверхности через каждые 50-150 км вдоль траектории орбиты. Составленная по этим данным карта (рис.1) отображает основные формы рельефа Венеры между 75° с. ш. и 65° ю. ш.; цвет указывает высоту.

Международный астрономический союз принял решение давать деталям рельефа на Венере только женские имена, поскольку это единственная планета, названная женским именем. Крупным кратерам решено присваивать фамилии знаменитых женщин, небольшим кратерам — женские имена, другим формам рельефа — женские мифологические имена. Возвышенностям на Венере дают имена богинь, а низменностям, каньонам и бороздам — имена прочих мифологических персонажей. Исключением из этого правила являются названия трех возвышенностей, которые ранее были отождествлены по наземной радиолокационной съемке — это область Альфа, область Бета и горы Максвелла.

Борозды и линии предложено называть мифическими именами воинственных женщин. Венцы — именами богинь плодородия и земледелия. Горы, купола, области — именами различных богинь, титанид, великанш. Гряды — именами богинь неба и мифологических персонажей, связанных с небом, светом. Земли и плато — именами богинь любви и красоты. Каньоны — именами из мифов, связанных с лесом, охотой, Луной. Тессеры — именами богинь судьбы, счастья, удачи. Уступы — именами богинь домашнего очага, а холмы — именами богинь моря.

Для более детального картографирования северного полушария Венеры советские зонды «Венера-15 и 16» (1983 г.) оснастили радиолокатором бокового обзора, дающим четкое изображение поверхности, и радиовысотомером для измерения рельефа и локальных характеристик отражения. По этим данным в 1989 г. был подготовлен «Атлас поверхности Венеры», включающий радиоизображения участков поверхности и множество различных карт — от гипсометрических, отображающих высоты рельефа, до геолого-морфологических, отображающих различные формы рельефа условными знаками и цветом. Эти изображения и карты покрыли примерно третью часть Венеры — от северного полюса до параллели 30° с. ш. По этим же материалам совместно Американской геологической службой и российским Институтом геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского были созданы карты Венеры масштаба 1 : 5 000 000 (рис.2).

Но самые подробные карты были составлены по данным с американского зонда «Магеллан», который с 10 августа 1990 г. в течение нескольких лет проводил на орбите вокруг Венеры радиолокационную съемку, позволившую получить изображение всей поверхности с разрешением до 150 м. В 1997 г. Американской геологической службой выпущена подробная карта Венеры в масштабах 1 : 50 000 000 и 1 : 10 000 000. В комплект входят 4 карты, включающие радиолокационное изображение поверхности, полутоновое изображение рельефа, альтиметрическую и топографическую карты (рис.3,4,5,6).

Формы рельефа Венеры
Термин(русск. / латинск.)Определение
Борозда (борозды) / Fossa (fossae)длинная, узкая, неглубокая линейная депрессия
Венец (венцы) / Corona (coronae)крупная, округлая деталь, окруженная кольцом концентрических гряд
Гора (горы) / Mons (montes)крупная возвышенность рельефа или цепь возвышенностей
Гряда (гряды) / Dorsum (dorsa)линейная возвышенность неправильной формы
Долина (долины) / Vallis (valles)извилистая ложбина
Земля (земли) / Terra (terrae)область с пересеченным рельефом, обычно -обширная возвышенность
Каньон (каньоны) / Chasma (Chasmata)глубокая, крутосклонная линейная депрессия
Купол (купола) / Tholus (Tholi)отдельная небольшая куполовидная гора или холм
Лабиринт / Labyrinthusкомплекс пересекающихся долин
Линия (линии) / Linea (Lineae)темная или светлая удлиненная деталь поверхности
Область (области) / Regio (regiones)крупный район, отличающийся от прилегающих по цвету или яркости
Патера (патеры) / Patera (paterae)кратер неправильной формы или сложный кратер с фестончатыми краями
Плато (плато) / Planum (plana)ровная возвышенная область
Поток (потоки) / Fluctus (flucti)области с потоками, имеющими языкообразные края
Равнина (равнины) / Planitia (Planitiae)ровная низменная область
Тессера (тессеры) Tessera (tesserae)возвышенность с характерным сильно пересеченным в нескольких направлениях рельефом, имеющая вид черепичного покрытия или паркетообразный рисунок
Уступ (уступы) / Rupes (rupes)уступо- или обрывообразная форма
Холм (холмы) / Collis (colles)небольшая возвышенность округлой в плане формы

Описание поверхности Венеры

Несмотря на большое сходство в размере и массе, Земля и Венера существенно различаются по строению поверхности. Большая часть поверхности Венеры занята холмистыми равнинами. На возвышенности приходится лишь 8% всей поверхности, а низменности занимают около 27%. Самые высокие на Венере горы Максвелла поднимаются на 11,5 км над средним уровнем поверхности, за который принимается сфера радиусом 6051 км.

Центральный меридиан на Венере проходит через радиояркую область Альфа. Вполне естественно для такой планеты, что кратер, через который проходит нулевой меридиан был назван Ева, а затем нашелся еще более мелкий кратер, названный Ариадна. В древнегреческом мифе Ариадна помогла Тессею, дав ему клубок, разматывая который он нашел выход из лабиринта.

Познакомимся с основными формами рельефа Венеры с помощью карты полушарий (рис. 7,8).

Через центр левого полушария проходит нулевой меридиан. Большая часть этого полушария занята равнинами. Около северного полюса пониженные области названы равнинами Снегурочки и Лоухи (хозяйка Севера в карельском эпосе). К югу от них находится крупная возвышенная область — земля Иштар (богиня плодородия, любви, войны и распри в ассиро-вавилонской мифологии; олицетворяла планету Венера). В ее западной части находится высокогорное плато Лакшми (богиня счастья, богатства и красоты в индуистской мифологии). На плато высотой 3 км, сложенном базальтовыми лавами, выделяются две овальные депрессии, похожие на вулканические кальдеры — Коллет (80 х 120 км) и Сакаджавея (120 х 200 км ). Плато Лакшми со всех сторон окружено вытянутыми вдоль его границ системами горных хребтов и долин. Это горы Акны на западе, горы Фрейи на севере, горы Максвелла на востоке и горы Дану на юге.

Заметим, что происхождение этих и других названий на планетах и спутниках Солнечной системы, а также правила астрономической номенклатуры можно найти через Интернет на странице Рабочей группы по названиям в Солнечной системе Международного астрономического союза http://wwwflag.wr.usgs.gov/USGSFlag/Space/nomen/nomen.html

На восточном склоне гор Максвелла находится большой метеоритный кратер — патера Клеопатра диаметром 100 км и глубиной 2,5 км. Западные склоны гор Максвелла гораздо круче восточных. В области земли Иштар обнаружены нетипичные для других планет системы пересекающихся хребтов и долин, похожие по рисунку на паркет и названные тессерами, что в переводе с греческого означает черепица. В области Тефии и Теллуры также имеются тессеры. К западу и востоку от земли Иштар можно видеть кольцевые образования поперечником от 200 до 600 км, состоящие из концентрических кольцевых или радиально-концентрических систем горных гряд, внутри которых находится хаотический рельеф. Их назвали венцами. Предполагается, что горячий и менее плотный материал изнутри всплывал, образуя на поверхности гигантский купол с кольцевыми грядами и оползания и сжатия на склонах, а при остывании этого очага происходило обрушение купола и образование хаотичного рельефа. На карте к западу от земли Иштар видны венцы Помоны, Анахит, Бачуэ, Феронии и Рананенды, а также венцы Вакуны и Тушоли — на востоке. С юга земля Иштар окружена равнинами Леды, Седны и Гиневры. На их поверхности встречаются многочисленные гряды и каньоны.

Сводовое тектоническое поднятие с рифтовой долиной в центре, расположенное вдоль меридиана 280° — это область Бета, на которой видны вулканические горы Рея и Тейя. Область Фебы, расположенная южнее , также содержит рифтовую долину, вытянутую по меридиану. Многочисленные равнины видны и в южной части полушария. Это равнины Навки, Айно, Лавинии и Елены. На возвышенных областях часто можно видеть вулканические горы. Необычные купола поперечником около 25 км и высотой менее 1 км обнаружены на равнинном участке к западу от области Альфа, являющейся одной из самых древних поверхностей. Здесь также встречаются тессеры. К южной полярной области прилегает земля Лады.

В приэкваториальной части на востоке можно видеть западную окраину обширной возвышенности земля Афродита, занимающей большую часть приэкваториальной области другого полушария. Протяженность земли Афродиты около 18 000 км, а по площади она близка к Африке. На ее южной окраине находится необычное образование — каньон Артемиды диаметром около 2600 км с сильно разрушенным двойным валом. В этой области можно заметить и множество других, меньших по размерам каньонов. К северу от Земли Афродиты находятся равнина Ниобы и равнина Аталанты глубиной 2,5 км — самая глубокая равнина на Венере. Многочисленные гряды в этом полушарии протянулись от северного полюса вдоль меридианов. Несколько тысяч отдельных горок, по-видимому, вулканического происхождения встречается на поверхности Венеры. Обычно это небольшие образования поперечником около 20 км и высотой 1 — 2 км, но есть и более крупные формы высотой до 6 км. В основном это потухшие вулканы, но среди них могут быть и действующие.

Кратеров на Венере не так много, как на Луне, Меркурии или Марсе. На всей поверхности выявлено около 860 кратеров диаметром от 1,5 до 280 км. Большая часть из них имеет ударное происхождение. Малое число кратеров свидетельствует о том, что возраст поверхности Венеры меньше, чем у других планет, и составляет всего несколько сотен миллионов лет. Возраст сильно кратерированных поверхностей Луны и Меркурия, например, оценивается в 3-4 млрд. лет.

Читайте также  Муза покровительница музыки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector