Мифология древней греции боги

Мифология древней греции боги

Боги и герои греческой мифологии

Экскурсии на Родосе

Греческие мифы, повествующие о богах, богинях и героях, восходят к бронзовому веку, времени устного предания. Впервые они были записаны в начале VI в. до н.э. и с тех пор продолжают жить в западной литературе. Мифы были тесно связаны с верованиями древних греков и толковали тайны природы. Они повествовали о сотворении мира о деяниях божеств, о золотом веке древнегреческого общества, о веке героев-полубогов, таких как Тесей и Геракл, чьи подвиги вдохновляли простых людей. Греки представляли богов в образе идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Боги жили на горе Олимп. Верховный бог Зевс считался отцом многих олимпийцев. Каждому из членов олимпийской семьи была предназначена божественная роль.

Зевс — отец богов и людей, правил ими с горы Олимп.
Эрида богиня раздора.
Климена, мать Прометея, подарившего людям огонь.
Гера жена Зевса, была очень ревнива.
Афина вышла из головы Зевса в полном боевом облачении, в греческой мифологии была богиня мудрости, стратегии и войны.
Посейдон, бог морей, один из братьев Зевса. Символ его власти — трезубец. Мифы доносят до нас рассказы об изменах Посейдона жене, морской богине Амфитрите, которая была в греческой мифологии богиня моря. Эта статуя хранится в Национальном археологическом-музее в Афинах.
Парис должен присудить золотое яблоко самой прекрасной из богинь. Пес Париса помогал ему пасти стада на горе Ида, где вырос царевич.
Диониса, бога виноградарства и вина, Зевс родил из своего бедра.
Аид и Персефона правили царствам мертвых и душам и умерших. Аид похитил Персефону ее матери Деметры, богини плодородия. Разгневанная, Деметра послала на землю голод, и тогда Зевс решил, что часть года Персефона будет жить у матери.
Артемида, дева-богиня охоты, дочь Зевса и сестра Аполлона. Она вооружена луком со стрелами. Вечно юную богиню окружают собаки и нимфы. Давшая обет целомудрия, она, тем не менее, была также и богиней деторождения.
Гермес был посланцем богов.
Афродита, богиня любви, родилась из пены морской.
Аполлон, сын Зевса и брат Артемиды, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств, был необыкновенно красив.

Подвиги Геракла. Геракл (у римлян — Геркулес) — величайший из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный сверхчеловеческой силой, он добился успеха и бессмертия, исполнив 12 заданий Микенского царя Эврисфея, казавшихся невыполнимыми.
Сначала он одолел Немейского льва, шкуру которого он с тех пор всегда носил на себе.
Вторым подвигом Геракла стала победа над Лернейской Гидрой. Отрубленные головы этого ядовитого чудовища, выращенного Герой, тут же вырастали вновь. Как и в других его подвигах, Гераклу помогла Афина.
Затем был поймай огромный вепрь, разорявший гору Эриманф. Геракл доставил его царю Эврисфею живьем. Царь настолько испугался, что спрятался в большом кувшине.
Шестым подвигом было истребление Стимфалийских птиц. Геракл избавил озеро Стимфалию от птиц-людоедов с медными клювами: вспугнув птиц бронзовыми трещотками, on перебил их камнями, выпущенными из пращи.

Мифология Древней Греции

Древнегреческая мифология была одним из самых ярких явлений, что отражались на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первобытном мировоззрении древнегреческих племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анимистические и фетишистские представления.

мифология в древней Греции

Мифологическому обоснованию подверглись культ предков и тотемизм, который тоже не миновали древние греки. Одним словом, религия древних греков началась с мифологии, нашла свое лучшее выражение в мифологии, своего совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийская мифология — это уже общегреческая мифология периода патриархата. Исследователи отмечали интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет «отец всех богов и людей» Зевс. Он живет на Олимпе, все боги всецело подчинены ему. Все олимпийские боги антропоморфные, не только как общий образ, а, так сказать, в деталях: они физически тождественны людям, имеют все человеческие качества, в том числе и негативные, которые иной раз позорят этих богов. Они едят и пьют, ругаются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовища, что вредят людям. Антропоморфизм древнегреческой мифологии был свидетельством осознания своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворения абстрактных сил природы и общества.

В эллинистический литературе, а затем и в римском эпосе мифология, кроме религиозного, приобретает и литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегорий и метафор, создает образы типов и характеров.

Но главным для древнегреческой мифологии является ее функциональность — она становится основой для формирования представлений, обусловливает фетишизм и магию древнегреческой религии.

Древнегреческая мифология, полна гармонией и ощущением реальной жизни, становится основой реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельтах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни. Ему было посвящено святилище в Элевсине, близ Афин. В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, — таинственные обряды с участием лишь посвященных, Первой ступенью посвящения были песни и танцы ночью в праздник Великих Элевсине. На второй ступени собирались в самом святилище, где выполнялось драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры — Персефоны (Коры). Это была символизация вымирающего и прорастающего зерна, изначального акта плодовитости, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры набирали права на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практические греки не забывали и о требованиях благочестивой, добродетельной жизни. К элевсинским мистериям не допускали, например, тех, кто пролил чью-то кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Элевсинии были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху происходила существенная смена с культом Диониса, он стал богом растительности, виноградарства и производства, его поставили вровень с Аполлоном, он стал олицетворять идеи бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связано религиозно — философское течение орфиков, которое якобы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Еагра и музы Каллиопа. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусил змей. Желая вернуть любимую женщину к жизни, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кифри и пением он очаровал стража подземного царства Кербера, а также Персефену. Орфею было разрешено забрать женщину с собой. Но он, ведя ее наверх, должен не оглядываться назад. Но любопытство победило его, он таки оглянулся (не на красавицу Персофену?) и потерял Эвридику. Но Орфей приобрел знания о душе. Он рассказал людям, что душа — это начало добра, часть божества, а тело — это тайна души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихозе — переселении души из одного тела в другое.

Учение орфиков в следующем было воспринято философами (неоплатониками) и христианскими богословами.

Характеризуя мифологию архаической эпохи, мы должны обратить внимание на ее связь с философией, как только что обнаружилось при рассмотрении древнегреческого учения о бессмертной душе. Мифологическая, пышно описанная древнегреческая религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко обособиться от философии и от науки в целом. Жречества не образовали социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и присутствовало в мифологии. Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иной раз мешали друг другу, иной раз дополняли друг друга. Это был единый поток духовного развития, который кристаллизовался в богатой духовной культуре древних греков.

Смотрите также

Монастырь Святого Павла

Афонский монастырь Монастырь святого Павла, расположенный на юго-западе полуострова, после Дионисиева монастыря, на расстоянии примерно двадцати минут ходьбы от моря, занимает четырнадцатое место в иерархии Святой Горы. Основание обители связывается с Павлом Ксиропотамским, основателем Ксиропотамова монастыря, и датируется X веком. Как мы видели в разделе, посвящённом Ксиропотамову монастырю, преподобный Павел считается современником преподобного Афанасия Афонского,

Экскурсия на Полуостров Халкидики

Полуостров Халкидики уже давно закрепил за собой славу туристической достопримечательности Северной Греции. Пусть вас не смущает регион: «Северная» в этом смысле отражает только его положение относительно остальной части Греции. Климат тут самый что ни на есть средиземноморский, а купальный сезон начинается в мае и заканчивается в конце сентября. К отдыхающим из стран бывшего СССР тут привыкли, а русская речь слышится повсеместно. При всем этом хорошее отношение самих греков к «руссо туристо» уже стало важной «фишкой, привлекающей сюда даже явно выраженных патриотов Российской Федерации, которые не любят покидать границ России-матушки.

Салоники, наполненный древней историей, и окутанный духом приключений и яркой ночной жизни – вот одни из главных характеристик Салоники. Приехав сюда однажды, вы обязательно захотите вернуться, ведь посетить все достопримечательности и впитать в себя душу города за одну поездку просто невозможно. Благодаря удачному расположению, Салоники традиционно являлись центром торговли, здесь постоянно бурлила энергия путешествий и морских приключений. Пережив этапы античности, римского правления и турецкого ига, Салоники продолжают развиваться и уверенно шагать в будущее. Здесь гармонично переплелись нити времени, наложив отпечаток на окружающие здания, древние достопримечательности и самих жителей древнего города.

Что привезти из Греции

Если вы собираетесь провести свой отпуск в солнечной Греции, то, конечно же, лучше заранее знать, что конкретно можно привезти в качестве сувениров домой. В этой статье мы расскажем вам о самых популярных греческих сувенирах и товарах, которыми вы с удовольствием порадуете себя и своих близких. А еще вы сохраните свои драгоценные нервы, заранее зная, обо всех тонкостях греческих продуктов и сувенирных товаров.

Кариатиды- памятник Древнегреческой архитектуры

Что вы знаете о Кариатиде? Эта достопримечательность Греции стоит в списке ТОП 10 памятников, которые надо обязательно посетить по приезду в страну.

Древнегреческая мифология

Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Содержание

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

  • «Илиада» и «Одиссея» Гомера
  • «Теогония» Гесиода
  • «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
  • «Мифы» Гигина
  • «Метаморфозы» Овидия
  • «Деяния Диониса» Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д. [источник не указан 816 дней]

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

  • присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
  • обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии [1] :

  • 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
  • 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
  • 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
  • 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
  • 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным [источник не указан 690 дней] , и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.

В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Völker, bes. der Griechen», нем.  Kreuzer , 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем.  К. О. Müller ).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем.  E. Curtins , 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.

Читайте также  Когда лучше отдыхать в греции на море

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

5 самых кровавых мифов Древней Греции (18+)

Многие древнегреческие мифы известны своей невероятной жестокостью и даже кровожадностью.

Атрей и Фиест

Атрей и Фиес.jpg

Однажды оракул сообщил жителям Микен, что их царем должен быть потомок Пелопа.

Таковых было двое — братья Атрей и Фиест. Последний с помощью жены своего брата Аэропы раздобыл золотого ягненка и воцарился. Однако Атрей затаил обиду и в один день изгнал Фиеста, который, помимо всего прочего, соблазнил Аэропу. За это царь Атрей убил сыновей своего брата и приготовил из них жаркое. На ужин он позвал Фиеста, которому подали приготовленное блюдо из его же сыновей. Для Атрея это кончилось тем, что брат проклял весь его род.

Сизиф

Нам известны несколько древнегреческих мифов, которые объясняют причины сурового наказания основателя и царя Коринфа Сизифа, который был обречен вечно поднимать огромный камень на гору.

Сизиф.

Сизиф. Источник: pinterest.com

Ему вменяют, в частности, разглашение тайн богов, грабительство, насилие, похищение и заточение бога смерти Танатоса. По одной из версий, Сизиф изнасиловал Тиро, которая родила после этого двух детей. Они, согласно, предсказанию, должны были отомстить врагу их отца Салмонею. Однако Тиро, узнав об этом, убила своих детей. Сизиф, будучи виновником трагедии, был наказан в Аиде. Более распространен миф о том, как Сизиф обманом заковал бога смерти Танатоса или даже самого Аида, в результате чего люди перестали умирать. Разгневанные боги решили ввергнуть Сизифа в царство мертвых, однако он сумел обмануть саму смерть, за что и был в итоге обречен на вечный и ужасный в своей беспощадности «сизифов» труд.

Лай не послушал предсказателя, который предостерегал его от женитьбы на Иокасте и обещал, что их общий сын убьет его.

Эдип.

Эдип. Источник: pinterest.com

После рождения ребенка Лай распорядился проколоть ему ноги и оставил умирать в горах. Однако покалеченного младенца нашёл пастух, который отнес мальчика в Коринф к царю Полибу. Царь дал младенцу имя Эдип («имеющий вспухшие ноги») и воспитал его как своего сына. Когда Эдип вырос, оракул предсказал ему, что он убьет своего отца и станет мужем своей собственной матери. Тогда Эдип решил уйти от Полиба, которого почитал за отца, и отправился в Фивы. По дороге он встретил Лая, который наехал Эдипу колесом на ногу. В результате возникшего конфликта сын убил отца посохом, так и не узнав, кто на самом деле стал его жертвой. В Фивах отцеубийца освободил город от Сфинкса и был избран царем. Женой царя стала Иокаста, мать Эдипа, которая родила ему четверых детей. Это преступление, пускай и неосознанное, не на шутку разгневало богов, пославших на Фивы моровую язву и потребовавшие изгнания Эдипа из города. Иокаста, узнав всю правду, повесилась, а дети Эдипа стали презирать своего отца. Убитый горем царь ослепил себя, проклял своих сыновей, покинул Фивы и после долгих скитаний скончался.

Марсий и Аполлон

В этой истории, как водится, все началось с женщины…

Марсий и Аполлон.

Марсий и Аполлон. Источник: pinterest.com

Афина, согласно древнегреческой мифологии, изобрела флейту, но сочла ее негодной и выбросила. Инструмент, однако, подобрал сатир и пастух Марсий, который довёл игру на ней до совершенства и даже вызвал на состязание Аполлона. Судьей не нем вступил симпатизировавший Марсию Мидас, который объявил Марсия победителем. По другой версии, состязание судили Музы, и победу также одержал Марсий. Однако Аполлон вдруг стал еще и петь, что сделало его победителем. После этого Аполлон подвесил Марсия на дереве и содрал с него кожу, которую позже демонстрировали в Келенах — древнем городе в Южной Фригии, при этом кожа начинала пританцовывать под фригийские напевы. Ну, а кровь Марсия, как считается, превратилась в текущую через Келены реку.

Тантал и Пелоп

Обречённый на нестерпимые страдания царь Тантал когда-то был любимцем богов, но, оскорбив их, отправился в царство Аида, где, по версии Гомера, его мучают вечные голод и жажда.

Тантал.

Тантал. Источник: pinterest.com

Перед этим, согласно одному из мифов, он успел жестоко расправиться с одним из сыновей. Дабы угодить небожителям Тантал зарубил Пелопа, приготовил из него мясное блюдо и подал на стол. Угощение отведала только покровительница плодородия Деметра, остальные боги почуяли неладное и воскресили убитого. Вместо съеденной части Пелопу поставили плечо из слоновой кости. Он остался жить на Олимпе и, став возлюбленным Посейдона, получил в подарок крылатую колесницу, а потом стал царем.

Боги в баре выпивали, миф по-новому прочли

Современный человек многим обязан культуре Древней Греции — от демократии и Олимпийских игр до оргий и театра. Древнегреческая мифология стала источником силы для многих поколений художников: начиная с эпохи Возрождения сюжеты из мифов повсеместно встречаются в произведениях искусства.

Мария Першеева тоже обратилась к античности. Она попыталась представить, как выглядели бы греческие боги в современном мире и какие символы были бы им здесь присущи.

Фотограф из Москвы. Ученица школы фотографии и мультимедиа имени Родченко.

— Идея проекта пришла несколько лет назад, когда друг попросил сфотографировать его в образе Фемиды, но с бутылкой водки вместо меча. Сделав снимок, я задумалась: почему бы не продолжить эту тему — «Боги в наше время»? Я тогда училась на искусствоведа, и мне казалось, что это отлично объединит мою любовь к фотографии, искусству и книгам.

Время шло, я сделала еще пару кадров, но решила, что проекту не хватает глубины. Тогда я попала на учебу к Марии Ионовой-Грибиной, и она согласилась курировать проект. На первую нашу встречу я гордо принесла свои зарисовки и идеи, но Маша сказала: «Это все здорово, но давай мы начнем с глубокого ресерча».

Каждый из богов Древней Греции — это определенный архетип. В итоге мы придумали свою историю для каждого персонажа: чем бы они занимались, если бы переместились в наше время, с какими проблемами столкнулись бы?

Аид — один из трех верховных богов Олимпа. Носит корону исключительно для образа владыки, хотя ее ценность ничего не значит

«Вечно молодой, вечно пьяный» Дионис. Всем пожмет руку, поздоровается, улыбнется, разольет вино по бокалам. Пьяный человек — счастливый человек, а значит, в мире будет больше веселья (и чаевых)

Война — это страшно. Человечество дошло до того, что нажатием кнопки может стереть себя с лица земли. Что теперь людям до простого бога? Забытому Аресу остается лишь продавать ножи на блошином рынке

Всего в серии 10 кадров. Я старалась выбирать узнаваемых богов, но есть и менее известные — например, богини радости хариты. К сожалению, не все задуманное реализовано из-за нехватки времени или из-за того, что не удалось договориться о локациях. Так в проекте не оказалось Афины, Гермеса, Геракла, Геры, Артемиды.

Героев я подбирала исходя из черт, которые описаны в иконографии персонажей. Например, Зевса изображают статным мужчиной средних лет, а Артемиду — стройной девушкой с темными волосами. Для некоторых «ролей» я приглашала своих знакомых, которых сразу видела в этом образе, но чаще всего это был кастинг в фейсбуке.

У каждого персонажа есть свои атрибуты — мне было важно включить их в проект, так как самой очень нравится рассматривать изображения и искать в них подтекст. Как ни странно, возникали трудности: например, атрибут Аида — корона, но найти приличную корону за разумные деньги оказалось непросто. Пришлось делать ее на заказ. После съемок у меня собралась целая коллекция реквизита, иногда смотрю на нее с большой радостью.

У каждого персонажа есть свои атрибуты — мне было важно включить их в проект.

Чтобы персонажи узнавались быстрее, я брала за референс конкретную картину (для Афродиты — «Венеру» Боттичелли, для Диониса — «Вакха» Веласкеса и так далее). Без подписей персонажи тоже считываются, но медленнее.

Верховный бог, повелитель Олимпа, любитель женщин. Всем известно о похождениях Зевса — как его представить, если не с влюбленной девушкой?

Самый прекрасный из богов, удалой охотник и олицетворение Солнца — Аполлон был отвергнут лишь однажды. И так и не смог с этим смириться

Красота всегда восхищала и покоряла. Человеку свойственно себя любить, а особенно — человеку красивому. Кому оставалось влюбиться в себя настолько, что невозможно оторвать взгляд? Естественно, Нарциссу

Суммарно проект занял два года — с 2016 по 2018-й. Сейчас я наверняка сделала бы все по-другому. Возможно, снимала бы на пленку для большей живописности изображения — два года назад я ее боялась. Не пожмотилась бы на аренду дополнительных источников света. Сделала бы композиции гораздо легче, потому что получившиеся кадры хорошо воспринимаются в большом формате, но в инстаграме детали трудно рассмотреть.

Однако я очень люблю проект таким, какой он есть сейчас, — и он очень важен для меня как личности. Я стала понимать, как организовывать съемочный процесс, договариваться о локациях, находить и делать реквизит. Благодаря этому проекту я окончила Британскую высшую школу дизайна, поступила в школу Родченко и осознала, что выбрала правильный жизненный путь.

Я стала понимать, как организовывать съемочный процесс, договариваться о локациях, находить и делать реквизит.

Мифология Древней Греции

Стародавньогрецька мифология была одним из самых ярких явлений, которые отражались на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первоначальном мировоззрении стародавньогрецьких племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анімістичні и фетишистські представление.

Мифологическом обоснованию были подвергнуты культ предков и тотемизм, который тоже не прошли древние греки. Одним словом, религия древних греков началась из мифологии, нашла свой лучший выражение в мифологии, своей совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийская мифология — это уже всегреческая мифология периода патриархата. Исследователи отмечали интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет «отец всех богов и людей» Зевс. Он живет на горе Олимп, все боги вполне подчиненные ему. Все олимпийские боги антропоморфные, не только как общий образ, а, так сказать, в деталях: они физически тождественны людям, имеют все человеческие качества, в том числе и негативные, которые иной раз позорят этих богов. Они едят и пьют, ругаются и любуются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовища, что вредят людям. Антропоморфизм стародавньогрецької мифологии был свидетельством осознания своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворение абстрактных сил природы и общества.

В еліністичній литературе, а затем и в римском эпохе мифология, кроме религиозного, набирает также литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегорій и метафор, создает стали образы типов и характеров.

Но главным для стародавньогрецької мифологии является ее релігієут-ворююча функциональность — она становится основой для формирования представлений, обуславливает фетишизм и магию стародавньогрецької религии.

Стародавньогрецька мифология, полна гармонией и ощущением реальной жизни, становится фундаментом реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельтах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни. ей было посвящено святилище в Элевсине, вблизи Афин. В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, — таинственные обряды с участием только посвященных, Первым степенью посвящения были песни и танцы ночью в праздник Крупных Елевсіній. На втором степени собирались в самом святилище, где выполнялась драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры — Персефоны (Коры). Персефона стала женщиной Аида. Но каждую весну она возвращалась к матери, а потом снова к подземного царства. Это была символизация вымирающего и виду произрастающего зерна, изначального акта плодовитости, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры набирали права на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практические греки не забывали и о требованиях благочестивого, добродетельной жизни. В элевсинских мистерий не допускали, например, тех, кто пролил чью кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Елевсінії были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху происходило существенное изменение с культом Диониса, он стал богом растительности, виноградарства и производства, его поставили наравне с Аполлоном, он стал олицетворять идеи бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связана религиозно — философское течение орфікій, которую вроде бы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Еагра и музы Калліопи. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусил змей. Желая вернуть любимую женщину к жизни, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кіфрі и пением он очаровал стража подземного царства Кербера, а также Персефену, женщину Аида. Орфею было разрешено забрать женщину с собой. Но он, ведя ее наверх, должен был не оглядываться назад. И любопытство победила его, он таки оглянулся (или не на красавицу Персофену?) и потерял Эвридику. Но Орфей приобрел знания о душе. Он рассказал людям, что душа — это начало добра, часть божества, а тело — это тайна души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихоз — переселение души из одного тела в другое.

Учение орфиков в следующем было воспринято философами (пифа-горейцями и неоплатоніками) и христианскими богословами.

Характеризуя мифологию архаической эпохи, мы должны обратить внимание на ее связь с философией, как только что оказалось при рассмотрении стародавньогрецького учение о бессмертную душу. Мифологическая, пышно художньооздоблена стародавньогрецька религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко отделиться от философии и науки в целом. Жречество не создало социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и присутствовало в мифологии. Вследствие этого произошло, скажем, оригинальное сочетание космогонических и теогоніч-них представлений. Рождение космоса и богов отождествлялось. Создателем всего был бог Хронос, он из хаоса и эфира создал серебряное яйцо, из которого вышел бог Дионис, он же — Эрос. Дионис родил Ночь, Землю и Небо. Земля и Небо породили Океан, Фетиду (одну из нереїд — морских нимф), Крона и Рея. Сын Крона — Зевс — добился власти над всеми богами и людьми, заглинув Диониса, вобрав в себя его силу. Но богиня Персефона родила от Зевса нового бога вина и радости, тоже Диониса. Так боги рождаются и переходят один в другой и с развитием Космоса развивается, переплетается, осложняется божественный пантеон. Безусловно, здесь много несхожостей, противоречий. Ведь этот миф, приписываемый Орфею, творился в разных местах, в разное время, дополнялся и уточнялся и, как всякий миф, набирал фантастичности. Но он отбил существенную черту мышления древних греков: они понимали мир, как таковой, развивается, меняется, что имеет определенные законы этих изменений. Они искали выходные основы существующего мира. И это потом оказалось в философской школе мілетців: Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), Анаксіманура (ок. 610 — 546 гг. до н. э.), Анаксімена (ок. 585 — 525 гг. до н. э.), а потом Герак-лета из Ефеса (ок. 570 — ок. 475 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 570 — 500 гг. до н. э.). Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иной раз мешали друг другу, иной раз дополняли друг друга. Это был единственный поток духовного развития, который выкристаллизовался в богатой духовной культуре древних греков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector