Муза искусства и творчества

Муза искусства и творчества

Муза искусства и творчества

  • 15.04.2016 17:55:00

Музы и музыка в творчестве Пушкина

13 апреля в Институте Пушкина состоялось открытие Международного научного симпозиума «Русская грамматика 4.0», приуроченного к празднованию 50-летнего юбилея вуза. После творческого и напряженного дня, насыщенного научными дискуссиями, участников симпозиума ждал эстетический сюрприз – вечер поэзии и классической музыки: «»В младенчестве моем она меня любила»: муза и музыка в творчестве А. С. Пушкина». Концерт открылся вальсом из сюиты Г. Свиридова «Метель». Мелодия, прочно ассоциирующаяся с творчеством А. С. Пушкина, погрузила всех присутствующих в атмосферу диалога искусств. Музыкальные темы, нашедшие отражение в произведениях писателя, перекликались с тонко подобранным репертуаром для струнного квартета, гитары и флейты. Именно эти музыкальные инструменты стали героями вечера.

Начало.jpg

Автор идеи и ведущая, литературовед Эльмира Афанасьева, цитируя юношеское стихотворение Пушкина «Пирующие студенты», отметила то, что в нем впервые проявлен мотив «тихого звона» гитары. История испанского импровизатора из «Египетских ночей» во время концерта была гармонично дополнена гитарной «Сонатой» Д. Скарлатти в исполнении И. Александровой.

После осмысления природы струнных инструментов гости погрузились в мифологию свирели-флейты, окунувшись в мир стихотворения «Муза» 1821 г. Волшебный дуэт флейтисток оживил финальные строки пушкинского текста, наполнив зал трогательной мелодией.

Еще одна героиня вечера – скрипка. Ее образ был соотнесен Эльмирой Афанасьевой с мотивом «волшебного смычка», которому подчинен танец балерины Истоминой в романе «Евгений Онегин». Литературную тему подхватил струнный квартет, исполнивший «Salut d’amour» Э. Элгара. А «Блестящее рондо» Д. Агуадо и «Струнная серенада» П. Чайковского стали музыкальным акцентом в осмыслении испанской темы в творчестве Пушкина.

Квартет2.jpg

Воссоздать уникальную ситуацию диалога искусств во время концерта помогли участники струнного квартета Илья Мовчан, Алексей Упрямов, Алексей Симакин и Александр Гулин, гитаристка Ирина Александрова, а также флейтистки, студентки Института Пушкина Анастасия Вальдес и Анна Севастьянова.

Флейты.jpg

О нас

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»

Рыбинский музей

Творчество одного художника. Музейные музы Хендрика Гольциуса

Трудно поверить, что эти листки бумаги с чёрно-белым изображением созданы более четырёх столетий назад!

А на них изображены музы – те древние богини, покровительницы наук и искусств, которые, собственно и дали имя МУЗеям, как Рыбинскому, так и всем остальным. Древние греки насчитывали их девять и изображения всех девяти есть в музейном собрании, вот только в музейной экспозиции они редкие гости – боится дневного света хрупкая четырёхсотлетняя бумага.

Автором этих гравюр был выдающийся голландский мастер Хендрик Гольциус (1558, Брюгген под Фенло, Лимбург – 1 января 1617, Харлем) – нидерландский художник, представитель маньеризма.

Хендрик Гольциус (1558, Брюгген под Фенло, Лимбург — 1 января 1617, Харлем) – нидерландский художник, представитель маньеризма

Ребёнком упал на горящие угли, изуродовал себе правую руку (впоследствии сделал несколько блестящих графических этюдов покалеченной руки). Учился витражному искусству у отца, позже — у Ламберта Ломбарда, с 1575 учился гравировальному мастерству. В 1577 поселился в Харлеме. В 21 год женился на много старшей себя, но богатой вдове, что дало ему экономическую самостоятельность. Тем не менее, он в 1590 сбежал от неё, путешествовал по Германии и Италии, где открыл для себя творчество Рафаэля, но особенно впечатлился работами Микеланджело. Оставил портрет Джамболоньи (1591).

В 1600 возглавил Харлемскую академию живописи. С этого же времени выступил как живописец и, хотя начал поздно, оставил ряд замечательных работ (Даная, 1603, и др.). Гораздо более он был известен современникам как виртуозный гравёр. Среди прочего, он гравировал картины знаменитого в ту пору мастера Бартоломеуса Шпрангера, Корнелиса Харлемского и др.

Хендрик Гольциус умер 1 января 1617 года в городе Харлеме.

Его значение в развитии резцовой гравюры сопоставимо с ролью таких знаменитых мастеров как Альбрехт Дюрер до него или Рембандт. Гольциус освоил виртуозную технику итальянских мастеров, которые, однако, видели в гравюре лишь способ воспроизведения «картин маслом». Голландский же мастер разрабатывал на её основе собственный художественный язык, свойственный именно гравюре. Он никогда не знал покоя, находясь в постоянном художественном поиске идеальной манеры гравирования. А когда в 1600-м году мастеру отказала повреждённая в детстве правая рука, он переключился на живопись, в которой тоже достиг немалых успехов.

Серия изображений муз была выполнена им в 1592 году после путешествия в Италию.

Кто же собрал в Рыбинском музее всю серию интересного мастера? К слову сказать, в Эрмитаже их только половина. В музей музы попали в 1920 году из усадьбы Михалковых Петровское. Это по-своему символично. Последний из Михалковых, владевших усадьбой, Сергей Владимирович, мечтал устроить в усадьбе настоящий общедоступный музей, но скоропостижно умер в 1905 году. Однако его мечта была подхвачена через несколько лет и вылилась в создание Рыбинского музея, где теперь и живут музы Хендрика Гольциуса.

1 гравюра.

Кли́о (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу») – муза истории в древнегреческий мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос).

Одна из 9 олимпийских муз. По одной из версий, дочь Геи.

Клио стыдила Афродиту за любовь к Адонису, в отместку та внушила ей любовь к Пиеру, от которого она родила сына Гиакинфа.

Изображена в виде сидящей девушки, в левой руке она держит чернильницу и дощечку для письма, в правой – писчую грифельную палочку.

Хендрик Гольциус. Клио. Муза истории. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Клио. Муза истории. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,4 х 19,8 см

2 гравюра.

Мельпомена (гоеч. – поющая) сначала считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. В отличие от традиционных канонов, где она изображалась с трагической маской в одной руке и палицей – в другой, на гравюре Гольциуса Мельпомена изображена в виде молодой женщины с искусно завязанной лентой на голове, в одной руке она держит рожок, в другой – развёрнутый свиток.

Хендрик Гольциус. Мельпомена. Муза трагедии. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Мельпомена. Муза трагедии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,4 х 19,7 см

3 гравюра.

Полигимния – сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, торжественных песнопений, ей приписывают изобретение лиры. Изображена в виде молодой женщины с распущенными волосами, собранными лентой. В левой руке муза держит развёрнутый свиток, в правой – кадуцей.

Слово «кадуцей» в переводе с греческого означает посох вестника, знак его полномочий. Это жезл, обвитый двумя змеями и увенчанный крыльями. Он — символ власти, силы и могущества, это вертикаль, ось мира, по которой между небом и землёй могут перемещаться боги – посланники и посредники. Крылья символизируют воздушность, способность пересекать любые границы. Двойная спираль, сформированная змеями, – символ космической энергии, двойственности и единства противоположностей. Сами змеи – плодотворные силы земного и потустороннего миров.

Полигимния покровительствовала людям, изучающим риторику и ораторское искусство. Она помогала познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но можно ранить и убить.

Хендрик Гольциус. Полигимния. Муза гимнов и песнопений. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Полигимния. Муза гимнов и песнопений. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,2 х 20,3 см

4 гравюра.

Урания – муза астрономии – изображена в виде сидящей молодой женщины, её взгляд устремлён к небу. Левой рукой муза придерживает лежащий у неё на коленях большой шар, символизирующий небесный свод; в правой руке она держит угломер. Слева у камня, на котором сидит муза, лежат книга и астрономическая сфера. С XVII века Урания изображалась с полумесяцем из звёзд на голове.

Существуют мифы, в которых Урания считалась воплощением возвышенной, небесной любви.

Хендрик Гольциус. Урания. Муза астрономии. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Урания. Муза астрономии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,8 х 19,8 см

5 гравюра.

Эвтерпа – одна из девяти муз, покровительница лирической поэзии – изображена в виде сидящей в непринуждённой позе молодой женщины, играющей на флейте. У её ног лежат две нераскрытые книги и музыкальный духовой инструмент в виде трубы. Традиционно эта муза изображалась с лирой.

Хендрик Гольциус. Эвтерпа. Муза лирической поэзии, музыки, песен. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Эвтерпа. Муза лирической поэзии, музыки, песен. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,6 х 19,9 см

6 гравюра.

Талия – покровительница комедии и лёгкой поэзии. Изображена в виде сидящей молодой женщины, в правой руке она держит театральный жезл, увенчанный головой безбородого сатира, в левой – свисток. Начиная с XVII века Талия изображалась с комической маской.

Хендрик Гольциус. Талия. Муза комедии. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Талия. Муза комедии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 27,6 х 19,3 см

7 гравюра.

Терпсихора (греч. – наслаждающаяся хороводами) считалась музой хорового пения и танца. Изображена в виде молодой женщины, сидящей на камне и играющей на лютне. Слева на земле лежат раскрытая нотная тетрадь и кифара (разновидность лиры).

Древние греки понимали танец очень широко, рассматривая его как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. Эта муза воплощала гармонию между внешним и внутренним, между душой и телом.

Хендрик Гольциус. Терпсихора. Муза танца. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Терпсихора. Муза танца. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,5 х 20 см

8 гравюра.

Каллиопа (греч. – прекрасноголосая) – муза эпической поэзии и вообще знания. Изображена с раскрытой на коленях книгой. Слева на земле у камня, на котором она сидит, лежат две книги, одна на другой, и дощечка с начертанными на ней письменами. В более ранних изображениях этой музы атрибутами были вощёная дощечка или свисток и стил (грифельная палочка для письма).

Эта муза считалась ещё и покровительницей красноречия; она вызывала чувство жертвенности, побуждающее человека преодолевать свой эгоизм и страх перед судьбой.

Хендрик Гольциус. Каллиопа. Муза эпической поэзии. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Каллиопа. Муза эпической поэзии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28 х 19 см

9 гравюра.

Эрато – муза любовной поэзии, а также геометрии и мимики. Традиционно изображалась с тамбурином, лирой или кифарой в руке. На гравюре Гольциуса изображена с атрибутами, свойственными музе геометрии: в левой руке у неё шар, в правой – циркуль, у ног лежит угломерная линейка.

Хендрик Гольциус. Эрато. Муза геометрии. Серия «Девять муз». 1592 г.

Хендрик Гольциус. Эрато. Муза геометрии. Серия «Девять муз». 1592 г.
Бумага, резец на меди. 28,6 х 19,9 см

Богини богемы

В ГМИИ им. Пушкина (а точнее, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) проходит выставка «Музы Монпарнаса». Вопреки названию она не столько о тех, кто вдохновлял, сколько о тех, кто творил: о художницах — известных и незаслуженно забытых, составивших наряду с художниками-мужчинами славу богемного района Парижа, однако уступивших им почетные места в общепринятой истории искусства ХХ века. Отблеском творческой, личностной, сексуальной свободы эпохи annees folles очаровывался Игорь Гребельников.

Любимый мужчинами-художниками сюжет — три обнаженные грации — у воспитанниц Монпарнаса становится особо весомым

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото

Любимый мужчинами-художниками сюжет — три обнаженные грации — у воспитанниц Монпарнаса становится особо весомым

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото

Афишу выставки украшает картина Жаклин Марваль «Кокетки» (1903): три дамы в интерьере богатого дома развлекаются с черным котенком — в сущности, довольно меткая трансляция и посыла, и настроения экспозиции, посвященной женщинам в искусстве и жизни Монпарнаса. Она об эмансипации, но отнюдь не в тех авангардно-революционных тонах, к которым вроде бы обязывает временной охват выставки — с начала века до 40-х годов.

Бурно сменяющие друг друга направления в искусстве, Первая мировая, «безумные двадцатые», экономический кризис, предчувствие Второй мировой — все это так или иначе отражено в произведениях, собранных в основном по частным коллекциям и галереям. Но в то же время за всем этим удивительный флер беспечности, самолюбования, упоения своим женским миром, который в кои-то веки стало возможным показать без оглядки на мужской. Да, в академиях и студиях — а Монпарнас к началу ХХ века стал мировым центром обучения искусству — преподают художники-мужчины, но на фотографиях из «женских классов» (ими открывается выставка) они так плотно окружены студентками, что очевидно: «женской революции» в искусстве было не избежать. Другое дело, что долгое время ее не замечали, хотя, конечно, выделялись отдельные имена, а в начале нулевых громыхнул гуггенхаймовский блокбастер «Амазонки авангарда» (в 2001 году эту выставку показали и в ГМИИ).

Но отношение к «женскому искусству», основные стратегии которого были заложены как раз в 1920-е годы в Париже, решительно меняется в последние годы. Обширные разделы, посвященные художницам, появились в крупнейших мировых музеях, отдельных музеев удостоились Мари Лорансен и Камила Клодель (обе представлены и на нынешней выставке в ГМИИ), а теперь Пушкинский взял на себя смелость открыть столичной публике новые имена из все той же когорты.

Впрочем, первые залы выставки — заслуженная гордость русского искусства: Надежда Удальцова, Любовь Попова, Александра Экстер, дальше — знаменитые скульпторы Вера Мухина, Анна Голубкина и менее известные Надежда Крандиевская и Ханна Орлова. К концу XIX века в России женщины уже могли обучаться в академиях искусств, но рвались продолжать учебу в Париже, где царили признанные мастера и более свободный подход к образовательному процессу: так, на одной из фотографий соученица и модель Мухиной Иза Бурмейстр стоит в мастерской бок о бок с совершенно обнаженным натурщиком. Скульптурный зал — один из самых эффектных и гармоничных на выставке: бронзы Клодель и Голубкиной, выставленные в одной витрине, может, и несут печать учителя — обе выученицы Родена,— но вместе с тем выдают и совершенно особую женскую чувственность в изображении тела.

А еще, пожалуй, в них тень будущих личных трагедий, поражений в любовных отношениях с художниками-мужчинами. Клодель, бросившая творческий вызов Родену, не только учителю, но и возлюбленному, была на тридцать лет, до конца своей жизни заточена в психиатрическую клинику. Для Голубкиной, девушки из старообрядческой семьи, любовный порыв обернулся двумя попытками суицида, спешным возвращением на родину, психбольницей. Потом было признание, участие в революционном движении, но и неприятие методов большевиков, и в итоге, уже при советской власти, творческая изоляция.

В оценках женского искусства эмоциональность, граничащая с манерностью, часто ставилась в упрек, но и эти качества теперь реабилитированы. Томные создания Ромен Брукс, Тамары Лемпицкой, Мари Лорансен сполна отвечали канонам эпохи ар-деко и вкусам коллекционеров, сегодня же они утверждают вновь актуальную аксиому Брукс: «Быть тем, кем мы можем, а не тем, кем должны».

Впрочем, женщины, оказавшиеся в монпарнасской среде, отнюдь не гнушались «мужским взглядом». Тому подтверждение впечатляющая история Марии Лани, восточноевропейской красавицы и авантюристки, представившейся актрисой, сделавшей остановку в Париже перед турне по Америке. Она настолько очаровала художников желанием позировать им и представить их творчество за океаном (по словам актрисы, ей нужны были разные образы для будущих гастролей), что легко заполучила 59 своих портретов, написанных самыми известными художниками, включая Матисса, Шагала, Модильяни, Де Кирико, Боннара, Брака, Сутина — целый музей самой себя. На выставке за образ Марии Лани отвечают полотна Робера Делоне и Альбера Марке, рисунок Фрэнсиса Пикабиа и каталог выставки ее портретов с предисловием Жана Кокто.

Другие героини Монпарнаса — это модели без авантюрной жилки, но тем не менее многократно воспетые в живописи, фотографии, кино и литературе. Например, красавица Кики, откровенно позировавшая Моису Кислингу, Цугухару Фудзите, Ману Рею, но заодно пробовавшая себя в пении и рисовании. Помимо дивных портретов самой Кики на выставке есть ее рисунки, в том числе и портрет Сергея Эйзенштейна.

И все же рефрен выставки — женщины глазами женщин. Он звучит в разных живописных вариациях на тему «Трех граций», где Невинность, Красота и Любовь будто проходят различные испытания — безмятежность кокеток с котиком Жаклин Марваль давно позади. Не только эмансипация, но и другие, явно внешние привходящие обстоятельства оборачиваются то душевными страданиями, как на картине Марии Бланшар, то вполне себе эротическим томлением, как у обнаженных Жаклин Марваль, то ужасами оккупации и эмиграции, как на картине португалки Марии Элены Виейры да Сильвы. И в этом таланте обходиться без мужчин, что в творчестве, что в личной жизни, тоже важный урок выставки «Музы Монпарнаса», завершающейся фотографиями сюрреалистки Клод Каон, еще в 20-е годы в своих автопортретах отчаянно разрушавшей гендерные стереотипы. «Мужской? Женский? Все зависит от ситуации. Нейтральный — это единственный гендер, который мне подходит всегда»,— декларировала художница за много десятилетий до того, как право и такого выбора становится нормой.

ИскусствоВ тени гения:
Почему роль музы —
это надувательство

В тени гения: Почему роль музы — это надувательство — Искусство на Wonderzine

Женщины широко представлены в истории искусства — но только не как авторы, а в качестве изображаемых объектов. Госпожа Лиза дель Джокондо кисти Леонардо, девушка с жемчужной серёжкой с полотна Вермеера, Эди Седжвик в экспериментальных фильмах Уорхола — все они узнаваемы, но только в контексте разговора о гениях, их уникальном видении, их картинах, мазках, собраниях сочинений и аукционных рекордах. Мы уже рассказывали, почему история помнит так мало больших художниц, а сегодня хотим разобраться: роль музы — это привилегия или надувательство.

Подробный исторический экскурс опустим: вы наверняка помните, что музы — это покровительницы искусств родом из Древней Греции, а традиция почитания поэтами и художниками женщин буйно расцвела к эпохе Возрождения. Итальянский гений Петрарка посвящал сонеты Лауре, его соотечественник Данте — Беатриче, француз Ронсар писал стихи о прекрасной Кассандре. Историки не уверены, существовали эти женщины на самом деле или были собирательными образами: о жизни муз поэтов Ренессанса нам неизвестно почти ничего. Творцу было достаточно один раз мельком увидеть симпатичную девушку, чтобы потом превратить её в свою недоступную возлюбленную и щедро наслоить на запомнившийся образ вообще все черты, которые ему нравились в женщинах — получившаяся героиня развивалась и обрастала деталями отдельно от оригинала.

Пока Петрарка воспевал непорочный облик и ангельский стан Лауры, реальная итальянка, которую исследователи считают её прототипом, скончалась в 38 лет, родив 11 детей, а поэт ещё несколько десятков лет писал о ней, как о живой. Над традицией почитания вымышленных богинь от души издевался Шекспир в своих стихах о «смуглой даме»: например, в знаменитом 130-м сонете поэт прямо заявил, что тело его возлюбленной «пахнет телом», а не фиалками, и вообще его «милая ступает по земле» (этим выгодно отличаясь от бесплотных муз других поэтов).

Когда идеализм эпохи Возрождения рассеялся, выяснилось, что к гениям чистой красоты можно испытывать не только платонические чувства: те, кого мы сегодня вспоминаем как муз великих авторов XVIII, XIX и XX века, чаще всего были любовницами или жёнами. Придыхание, с которым о них говорят сегодня, приписывало им как будто особенный образ жизни или род занятий, но обычно они оказывались натурщицами, домохозяйками или управделами. Например, жена Сальвадора Дали Елена Дьяконова была его моделью и агентом, а до Галы роль модели и хозяйки исполняла младшая сестра гения Ана Мария — смена караула муз в жизни сюрреалиста произошла один раз, что среди художников тоже редкость.

Оказывается, что музы — это вовсе не легкомысленные нимфы, а люди, обеспечивающие быт творца и его эмоциональное здоровье безо всякой надежды на взаимность

Иллюстрацией тошнотворного афоризма о «великой женщине, которая стоит за каждым великим мужчиной», стала и биография Софьи Толстой из учебников по русской литературе. Ведь Софья Андреевна не только родила 13 детей и занималась хозяйством, но и поддерживала творческий процесс своего гениального мужа: переписывала тысячестраничные черновики «Войны и мира» от руки. А ещё вела переговоры с издателями и подписывала за Толстого документы.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что музы — это вовсе не легкомысленные нимфы, возведённые на пьедестал, а люди, обеспечивающие быт творца и его эмоциональное здоровье безо всякой надежды на взаимность. Кому-то же нужно покупать продукты, мешать краски, подносить кисти и убирать завалы из скомканных черновиков (в более аристократической версии — управлять поместьем и организовывать салоны, на которых творческие люди смогут приятно пообщаться).

О незаметных бытовых подвигах, которые жёны великих совершали ради искусства, довольно наивно рассказывает выставка, которая пару месяцев назад открылась в Музее русского импрессионизма. «Такие разные, такие непохожие, их объединяет лишь одно — все они жёны». Возможно, сами героини экспозиции, жившие в другую эпоху, не увидели бы в этом обобщении ничего обидного — но в XXI веке эта фраза, мягко говоря, режет слух. К слову, после того как Гала взяла в свои руки управление семейными финансами, Дали заработал состояние, внушительное даже по меркам современного арт-рынка.

Читайте также  Красивые древние женские имена

Отдельная грустная тема — это союзы, в которых женщина сама была талантливым автором, но не смогла реализовать себя из-за исторической обстановки или заведомо проигрышного соревнования с мужским эго. Самый известный и печальный пример — скульптор Камилла Клодель, которая блестяще начала карьеру, работала в мастерской Родена и стала его любовницей, однако после разрыва с ним оказалась в психиатрической лечебнице и уничтожила большинство своих работ. Даже в тех парах, где женщины могли воплотить в жизнь свои творческие амбиции, существовал огромный финансовый разрыв, усугублявший зависимость одной от другого. Роль музы преподносят как исключительную и возвышенную — но она явно менее почётная, чем статус художника. Фрида Кало была бы явно не рада остаться в истории как «муза Диего Риверы» — по отношению к великой художнице это звучит нелепо и даже оскорбительно. Грейс Джонс, о которой мы уже подробно рассказывали, решительно отвергла роль музы при фотографе Жан-Поле Гуде, заявив, что не хочет конкурировать с идеализированной версией себя.

«Я поняла, что в прошлом тысячи женщин могли выразить себя только через мужчин, в которых влюблялись», — признаётся писательница и гейм-дизайнер Сара Эллисон в своём эссе о том, почему она больше не хочет быть музой. Действительно, можно только представить, сколько женщин вкладывали свои способности в работу своих мужей и дарили им свои идеи — просто потому что не имели другой возможности их воплотить. Для них звание музы — утешительный приз за убитые в детстве амбиции и невозможность в полной мере быть собой.

Стереотипная муза — это воплощение пассивной женственности, зеркало, в котором мужчина может видеть и исследовать разные стороны самого себя

Собственные таланты и желания женщин, живших рядом с великими, часто стираются из их биографии: ведь стереотипная муза — это воплощение пассивной женственности, зеркало, в котором мужчина может видеть и исследовать разные стороны самого себя. Предполагается, что «влиять на великие умы» она должна как бы незаметно, с помощью «мягкой силы»: поддерживать творца в его начинаниях, восхищаться им, подпитывать его самооценку, благосклонно относиться к причудам (например, алкогольной зависимости) и мелким шалостям (изменам или привычке поколотить спутницу жизни при очередном творческом кризисе).

Меценаток, коллекционерок и галеристок музами называть как-то не принято — хотя ими искренне восхищались, посвящали им картины, стихи, песни и романы. Почему язык не поворачивается назвать «музой», скажем, Гертруду Стайн, которая была ключевой фигурой для Хемингуэя, Пикассо, Матисса, Фицджеральда и десятков других? Может быть, потому что она была слишком деятельной, слишком авторитетной, слишком умной — и сама писала романы, а спать предпочитала не с писателями из своего круга, а с женщинами?

Образ музы в эпоху соцсетей явно меняется, но всё ещё достаточно старомоден. Ресурс WikiHow, например, советует начинающим музам стать пленительными и загадочными, «развивать в себе беззаботный, дикий дух», «быть сексуальными», «отличаться оригинальным стилем», «отказаться от работы от звонка до звонка» и — внезапно — «интерпретировать свои сны».

Это список подозрительно напоминает инструкцию, как стать идеальной женой: в каждой второй статье на народных психологических ресурсах советуют, как «вдохновить мужа больше зарабатывать» и «стать музой для своего мужчины», чтобы он оторвался от дивана. Авторы предупреждают, что если партнёр недоволен своей жизнью или карьерой — это ошибка женщины, которая недостаточно его вдохновляет; на форумах всерьёз обсуждают, как «вдохновить мужа помыть посуду» или «провести время с детьми». Получается, что муза должна выполнять эмоциональную и физическую работу, но не может рассчитывать на взаимность — и ей «нельзя быть агрессивной, обидчивой, расстроенной», потому что «идеальная девушка» всегда должна быть в хорошем расположении духа.

Впрочем, само слово «муза» слишком древнее и красивое, чтобы не дать ему ещё один шанс. Например, в некоммерческой организации Modern Muse слово термин используют в освежающе новом смысле — так называют женщин с выдающейся карьерой, которые выступают в роли дистанционных менторов для девушек, мечтающих добиться успеха в самых разных областях. По версии основательниц Modern Muse, «современные музы» — это героини с творческими амбициями и богатым опытом, которые хотят помочь заявить о себе следующему поколению женщин.

Наверное, действительно есть люди, которые видят своё призвание в том, чтобы безвозмездно вдохновлять других — как существуют и те, кто действительно счастлив, оставив карьеру и занимаясь хозяйством и детьми. Но если вы думаете, что хотели бы быть чьей-то музой, имеет смысл спросить себя, правда ли вы хотите вкладывать в чужое творчество столько сил, оставаясь на вторых ролях, или вы просто не можете себе признаться, что хотите создавать сами? Если у вас достаточно энергии, чтобы вдохновлять других — может быть, стоит потратить её на себя и сказать миру что-то собственным голосом?

II Всероссийский конкурс — фестиваль сценического и художественного искусства детского, юношеского и взрослого творчества «МУЗЫ РОССИИ»

С 10 по 15 января 2020 года в г. Москва пройдет II Всероссийский конкурс — фестиваль сценического и художественного искусства детского, юношеского и взрослого творчества «Музы России».

К участию приглашаются как любительские, так и профессиональные творческие коллективы и солисты, различных жанров и направлений: хореография, вокал, хоры, инструментальное исполнительство, театральное творчество, оригинальные жанры, изобразительное и декоративно- прикладное искусство, фотография, кино и мультипликация, модельные агентства, театры мод, художники-модельеры и другие, занимающиеся на базе детских школ искусств, детских музыкальных школ, досуговых центров, домов культуры, дворцов детского и юношеского творчества, учащиеся средне-специальных, высших музыкальных и художественных учебных заведений, фотостудий, спортивных школ, художественных школ, студий, кружков, цирковых училищ, секций, общеобразовательных школ, высших учебных заведений, образовательных учреждений Культуры, клубов, творческих центров и объединений и других учреждений, а также все желающие, руководители и участники коллективов, отдельные участники художественной самодеятельности, студенты учебных заведений и другие заинтересованные лица из России и всех стран мира.

Номинации фестивально-конкурсной программы (более подробное описание смотрите далее по Положению):

  • Вокальное искусство;
  • Хоровое искусство;
  • Хореографическое искусство;
  • Музыкально-инструментальное искусство;
  • Театральное искусство;
  • Художественное слово;
  • Мода и дизайн;
  • Цирковое искусство (оригинальный жанр);
  • Короткометражное кино и мультипликация;
  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство;
  • Фотография и фотографика;
  • Другие номинации (В соответствии с поданными заявками);
  • Дополнительные номинации в рамках основной программы.

Жанровых ограничений не имеется, новые творческие направления приветствуются!

Мероприятие проводится при поддержке:

Министерства культуры Российской Федерации;

Министерства образования и науки Российской Федерации;

Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

Департамента культуры города Москвы;

Департамента образования и науки города Москвы;

Множества министерств, ведомств, домов народного творчества и других учреждений культуры, искусства, образования и науки субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Даты проведения: с 10 по 15 января 2020 г. (Конкурсные дни 11−12 января)

Место проведения: Россия, город Москва

Площадки проведения:

1. Концертный зал «Измайлово» (Измайловское ш., 71, корп. 5)

2. Дом культуры «Чайка» (просп. Будённого, 14)

Место проживания: Гостиничный комплекс «Измайлово» (Гамма-Дельта) — Москва, Измайловское ш., 71к4Г-Д, (Заезд в 14.00, выезд в 12.00)

Крайний срок подачи заявки: до 31 декабря 2019 г.

Подробнее ознакомится с Положением о фестивале можно на сайте его организатора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector