Муза литературы и поэзии

Муза литературы и поэзии

Тема поэта и поэзии, образ музы в лирике Н. А. Некрасова

Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был “баловнем свободы” и “другом лени”.

В своих стихах воплощал накипевшие “сердечные муки”. Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из “живой крови”, “мстительного чувства” и любви.

Та любовь, что добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца.

О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной

Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был “литературным чернорабочим”. Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье.

Стихи Некрасова – это “суровые стихи”, в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт…”. В нем герой-поэт – это “обличитель толпы”, который идет “тернистым путем”, его не понимают и проклинают.

На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение “Пророк”. Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.

Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван “Богом гнева и печали”.

В стихотворении “Поэт и гражданин” возникает чисто некрасовский образ “любовь-ненависть”, которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. “Враждебные слова отрицанья” поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…

Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.

В стихотворении “Поэт и гражданин” говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для “дела и пользы”:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Можно выбрать путь “безвредного” поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг “стяжатели и воры” или “бездействующие мудрецы”, различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим “делом”.

Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: “Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв”. Но гражданин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать…
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной…

В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который “стоит у двери гроба”, не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический “роман” с Музой.

Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он “сын больного века”, недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

Образ страдающей Музы показан в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом…”:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная. ”

Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснована. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

В организации выставки «Поэты и музы» приняли участие более 50 музеев

3 июня под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России в Государственном музее открылся масштабный межмузейный выставочный проект «Поэты и музы». Государственный музей истории российской литературы имени — один из 54 литературных музеев России, участвующих в выставке, которая стала очередной вехой консолидации и выдающимся примером координации научной и экспозиционной работы множества отечественных культурных организаций.

«Никакая пандемия не может нам помешать любить русскую литературу. Я очень рад, что в этой выставке впервые объединились более 50 музеев из нашей Ассоциации литературных музеев. Надеюсь, скоро будут так же офлайн открываться и другие выставки с ее участием», — сказал директор ГМИРЛИ имени Дмитрий Бак на открытии выставки «Поэты и музы».

Как заметил на вернисаже директор Государственного музея Евгений Богатырев, на выставке каждый музей получил право голоса, о каждом из писателей, вдохновленных любовью, рассказано . Выбранные биографические фрагменты собираются в общее повествование.

Внук писателя Михаила Шолохова, депутат Государственной думы Александр Шолохов сказал, что у каждого, не только у поэтов, должна быть своя муза и надежда. «Надеюсь, что эта выставка даст всем заряд оптимизма», — заявил он. На выставке представлена трогательная любовная записка нобелевского лауреата жене Марии Петровне, переданная через медсестру, когда жена буквально на полчаса вышла из палаты: «скучаю и спокойной ночи».

Начальник Управления работы Правительства Москвы Антон Горянов также уверен, что муза нужна не только поэтам, но всем людям, даже чиновникам. По его словам, выставка получилась очень современной и актуальной.

Представляя поэта, искусствоведа, лауреата Новой Пушкинской премии Юрия Михайловича Кублановского, Евгений Богатырев сказал: «Юрий — наш человек, я помню, как вручал ему здесь премию, а женат он на внучке Поленова, директоре Государственного мемориального и природного ». И неудивительно, что именно Кублановский, по просьбе , написал вступительную статью к каталогу выставки: «Я знаю, что значит любовь для поэта. И для поэзии любовь — основная тема, это редкое сочетание соборного начала с интимным. Стихи, как известно, накрывают с головой каждый раз неожиданно. Одним обдуманным сочинительством не обойтись. Внезапность вдохновения заставляет сжиматься сердце от ликования. Но тут же следом за несказанной радостью — беспокойство, вдруг все сорвется».

На выставке «Поэты и музы» можно увидеть личные вещи, рукописи и живописные портреты едва ли не всех крупнейших русских литераторов от Державина и Пушкина до Шукшина и Высоцкого. И все они объединены одним — любовью к женщине. И не столь важно, кем она была: матерью, женой, мимолетным виденьем, важнее, что она стала первопричиной гениальных произведений.

Государственный музей истории российской литературы имени предоставил на выставку двадцать предметов из своих коллекций, связывающих Музу и поэтов. Среди них портреты , (урожденной Сушковой) — музы , портрет и эпистолярное наследие , портрет и письма к ней , портреты , , , , , , .

Фото: © пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина

Информационный центр
+7 495 695-53-08, прием звонков по графику:
Пн, Вт, Пт, Сб, Вс — 10:30–18:15. Ср, Чт — 10:30–20:45

Муза литературы и поэзии

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Рафаэль. “Парнас”

Raphael, Parnassus. C. 1509-1510. Fresco. Vaticano, Stanza della Segnatura, Rome.

Фреска посвящена теме поэзии. В центре фрески изображена гора Парнас, где вокруг Аполлона, играющего на виоле в окружении муз, собрались поэты и литераторы всех времен, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля.
В греческой мифологии Парнас — гора в Аркадии, место обитания Аполлона и Муз. В переносном смысле Парнас — мир поэзии, поэтов. На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ, источник поэтического вдохновения.

Из Жизнеописания Рафаэля Джорджо Вазари:
«…все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом ее рассматривает, диву дается, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым, как те в высшей степени живые фигуры поэтов, которые по воле художника разбрелись по всему холму, кто стоя, кто сидя, кто что-то записывая, иные рассуждающие сами с собой или поющие, а иные беседующие друг с другом вчетвером, а то и вшестером. Тут — портреты наиболее прославленных поэтов как древних, так и новых, уже умерших или еще живших во времена Рафаэля, портреты, написанные частью со статуй, частью с медалей, многие со старых картин, а также с натуры при жизни самим художником. Таковы, чтобы откуда-нибудь начать, Овидий, Вергилий, Энний, Тибулл, Катулл, Проперций и слепой Гомер с закинутой головой, распевающий свои стихи, которые записывает человек, расположившийся у его ног. И далее, собравшиеся в одну группу — девять муз во главе с Аполлоном, фигуры такой выразительности и такой божественной красоты, что самое дыхание их дарует нам счастье и жизнь. Тут же и ученая Сафо, и божественный Данте, и любезный Петрарка, и влюбленный Боккаччо, все — как живые, а также и Тибальдео, и многие, многие другие наши современники. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана.»

38,75 КБ82,60 КБ
Слева:Каллиопа (2), Мельпомена (4), Терпсихора (5), Полигимния (6).
Справа: Эрато (3), Клио (7), Талия (8), Эвтерпа (9), Урания (10).

1-10 Аполлон и музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, покровительницы разных областей науки и искусства: Каллиопа — эпическая поэзия, Эвтерпа — лирика, Эрато — любовные песни, Мельпомена — трагедия, Талия — комедия, Терпсихора — танец, Клио — история, Урания — астрономия, Полигимния — священные гимны.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

1 — Аполлон (Феб) — в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето; целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, прорицатель (оракул в Дельфах). В роли бога поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас в обществе девяти муз; отсюда одно из его имен — Аполлон Мусагет.

2 — Каллиопа, муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей — сын Аполлона и Каллиопы)

3 — Эрато — муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов).

4 — Мельпомена — муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке.

5 — Терпсихора — муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим — непременно струнным — инструментом.

6 — Полигимния — муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты — орган-портатив, реже лютня или другой инструмент.

7 — Клио — муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой.

8 — Талия — муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века — c комической маской.

9 — Эвтерпа — муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто — с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом.

10 — Урания — муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

Но здесь есть разночтения. Глядя на атрибуты, можно определить Каллиопу (2), Мельпомену (4), Клио (7) и Талию (8).

31,40 КБ
11-15

11 — Сапфо (VII — VI века до н.э.) — древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос (Малая Азия). Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики — темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты.

12 — Алкей (VII — VI века до н.э.) — древнегреческий поэт. Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни). Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократических пиршеств мужчин, любовные песни и гимны в честь богов.

13 — Коринна (VI — V века до н.э.; по другим данным ок. 200 до н.э.) — древнегреческая поэтесса из Танагры (Беотия). В основе произведений лежат сказания о родной Беотии; при этом поэтесса пользовалась своим родным беотийским диалектом. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

14 — Петрарка (1304-1374), итальянский поэт и гуманист. «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. Кроме этого, он написал поэмы «Африка» (1339 — 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне, и «Буколики» (1346 — 1357), а также автобиографическую прозу — «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру» (1342 — 1343), «Письмо к потомкам» (1374). Он был признан одним из самых великих ученых своего времени.

15 — Анакреон (ок. 582 — ок. 485 до н.э.) — древнегреческий поэт-лирик, «певец любви». Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Ее мотивы — сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон — тяготы старости и предчувствие смерти.

18- Гомер — (ок. 800 до н. э.) — древнегреческий эпический поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов.

16 — безымянный юноша. Гомер традиционно изображался слепым (в античную эпоху считалось, что его слепота была наказанием за его клевету на Елену Троянскую). Идеализированные портреты Гомера — а именно к таким относится рафаэлевское изображение — демонстрируют его седовласым старцем очень благообразной внешности, с незрячими глазами и с лавровым венком на голове. Традиция, которой в данном случае придерживался Рафаэль, предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим его безымянным юношей, который стилем записывает его слова на вощёную дощечку.

17 — Данте Алигьери (1265-1321) — самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы, первоначально называвшейся «Комедией», а, позже названной «Божественная комедия». Это гениальное творение средневековой литературы — глубокое христианское видение преходящей и вечной судьбы человека. На субъективном и личном уровне поэма отразила жизненный опыт самого Данте, изгнанного из его родного города, Флоренции. В символическом аспекте она являет собой аллегорию: Данте описывает Ад, Чистилище и Рай, как они предстают в его воображении. Поэма поражает ученостью, осведомленностью Данте во всех аспектах человеческого знания и теологии, изобретательностью языка и образов. Избрав для поэмы итальянский, а не традиционный в то время латинский, язык, Данте самым решительным образом повлиял на ход развития своего родного языка, который в течение нескольких столетий истории Западной Европы являлся ее основным литературным языком. Помимо поэтических творений, Данте написал ряд важных теоретических трактатов по широкому кругу вопросов — от риторики до моральной философии и политической мысли. Он был необычайно эрудирован в области классического (античного) наследия, широко использовал в своих трудах таких писателей, как Вергилий, Цицерон, и Боэций. Поразительно сколь широко для мирянина он использовал современную ему схоластическую философию и богословские труды. Его исследования и личная причастность к жарким политическим спорам привели его к сочинению «Монархии», одного из главных трактов средневековой политической философии.

19 — Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70 — 19 до н. э.), римский поэт. Его сборник «Буколики» («Пастушеские песни») рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. В поэме «Георгики» («Поэма о земледелии») — осмысление тягостного крестьянского труда как необходимого звена мироздания. Героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея (римская параллель древнегреческому эпосу) — вершина римской классической поэзии; прославляет историческую миссию Рима; трагизм судьбы (направляемой неведомым провидением) и самоотречения умеряется верой в верховный смысл истории и мирового закона.
Данте и Вергилий смотрят друг на друга. Соединение этих фигур представляется совершенно ясным и оправданным: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу, описанию которого посвящены первые две части «Божественной комедии», спутником и проводником Данте был именно Вергилий.
20 — Энний?

174,74 КБ

21 — Ариосто Лудовико (1474 — 1533) итальянский поэт. Исповедовал идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Автор комедий нравов («Шкатулка», 1508 — 25; «Чернокнижник», 1520). Главным творением является «Неистовый Роланд» (1516).

22 — Боккаччо, Джованни (1313 — 1375) — итальянский писатель. Автор поэм на сюжеты античной мифологии, пасторалей, сонетов. В книге новелл «Декамерон» (1350 — 1353, опубликован 1470) — гуманистический идеал ренессансной литературы, тип нового героя — «естественного человека», гармоничного и прекрасного от природы. В новеллах, проникнутых духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, элементами эротики, жизнерадостным юмором, отразилась не только многоцветная панорама итальянских нравов («плебейский мир»), но и социальная этика нового общества. Он также автор сатирической поэмы «Ворон» (1354 — 1355) и книги «Жизнь Данте Алигьери» (около 1360).
Ариосто и Боккаччо стоят рядом, как представители итальянской (в противоположность латинской) литературы: они отделены с одной сторона от группы муз, с другой — от двух античных авторов.

23 — Тибулл, Альбий (50 — 19 (17) до н. э.) — римский поэт из аристократического рода. В своих стихах воспевал любовь с присущей ей ревностью, огорчениями и разочарованием. Стихи Тибулла пронизаны сентиментальной нежностью и высокими чувствами. Чистый и в высшей степени изящный язык, которым написаны его двустишия, позволил ему уже в древности стать выдающимся римским элегиком.

24 — Проперций, Секст (ок. 47 до н. э. — 15 до н. э.) — римский поэт. Не обладая честолюбием и не стремясь ни к политической, ни к военной карьере, он жил в Риме, целиком отдаваясь поэзии. Стихи Проперция отличаются печальным настроением, сердечной эмоциональностью, душевностью, его язык порой загадочен и темен.
Тибулл и Проперций: оба поэта имеют много общего (потому они поставлены Рафаэлем рядом): они вышли из среды италийских земледельцев, пострадавших во время конфискаций гражданской войны, оба выступили с первыми книгами около 27 года до н. э., в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной — «госпожи». Но с другой стороны Тибулл и Проперций принадлежали разным, причем противостоявшим друг другу, литературным кружкам: Тибулл был близок к знаменитому вельможе Мессале Корвину, а Проперций — к Меценату (потому Рафаэль изобразил их явно спорящими друг с другом).

25 — Тибальди, Антонио (1463 — 1527) — итальянский поэт и литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и, наконец, в Риме в период правления папы Льва X. Он лишился своего имущества во время разграбления Рима, оставил описание разграбления Рима, во время которого потерял все.

26 — Саннадзаро, Джакопо (1456 — 1530) итальянский поэт. Его пасторальный роман «Аркадия» (1504) был весьма популярным памятником итальянской литературы.

27 — Гораций (Квинт Гораций Флакк) (65 — 8 до н.э.) — римский поэт. Сын вольноотпущенника. В книгах сатир, од, посланий — философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера; воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности — «золотой середины» (выражение, восходящее к Горацию). Обратил на себя внимание Вергилия. Вошел в литературный кружок Мецената и пользовался его покровительством, что определило его творчество как «Августова певца». Трактат «Наука поэзии» («Послание к Пизонам») стал теоретической основой классицизма. Знаменитый «Памятник» Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).
Саннадзаро и Гораций: соединение двух этих поэтов — ренессансного и античного — объясняется, вероятно, тем, что первый подражал второму. Для поколения Рафаэля это и было выражением идеи возрождения (античности). Заслуживает внимания то обстоятельство, что Гораций на фреске оказался крайней фигурой справа и его место в точности соответствует положению Алкея — он крайняя фигура слева; оба они изображены в профиль, Это, по-видимому, не случайно: Гораций в свою очередь подражал в своем творчестве Алкею, что Рафаэль подчеркнул — вероятно, преднамеренно — и схожестью их одежд.

Читайте также  Храм зевса в олимпии фото

28 — Пиндар (около 518 — 442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов. Пиндар (28), с точки зрения композиции, безусловно, составляет пару Сапфо: она — представительница монодической мелики, он — хоровой мелики. Эти два столпа древнегреческой лирики расположились — симметрично — у основания Парнаса.

Пензенский литературный музей стал участником масштабного проекта «Поэты и музы»

В мае 2021 года в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве откроется выставка «Поэты и музы». В мероприятии участвует Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области.

В пресс-службе регионального правительства отметили, что в последние годы особую популярность приобрели межмузейные проекты.

«Сотрудничество крупных музейных центров позволяет с исчерпывающей полнотой представить либо творчество одного крупного художника, композитора, писателя, либо художественное наследие целой эпохи, влиятельное направление развития литературы или искусства», — подчеркнули в сообщении.

Для создания проекта «Поэты и музы» объединились 53 литературных музея России – от Ленинградской области до Сахалина. Они представят более 200 уникальных мемориальных предметов, которые посвящены теме любви и вдохновенья в нашей литературе.

Пензенский литературный музей представит альбом, в котором предложены произведения живописи, графики, мемориальные предметы, документы, рукописи, многие из которых публикуются впервые. В частности, речь на страницах альбома идет о Куприне и Белинском.

Региональное информационное агентство Пензенской области, пожалуй, — единственный источник новостей, где публикуются заметки, охватывающие не только Пензу, но и районы. Таким образом, мы представляем полную картину региона.

На сайте РИА ПО публикуются не только новости Пензенской области, но и аналитические статьи, интервью на актуальные темы, обзоры и фоторепортажи.

Ежедневно по будням мы предлагаем читателям дайджест событий, произошедших в Сурском крае за минувший день.

Новостная лента Пензенской области раскрывает жизнь региона в сфере экономики, общества, спорта, культуры, образования, сельского хозяйства, ЖКХ, здравоохранения и медицины. Помимо этого, на наших страницах публикуется информация о предстоящих событиях, концертах и спортивных мероприятиях.

Вместе с тем, РИА Пензенской области размещает новости инвестиционной политики региона, происшествий, криминала, аварий и ДТП.

Ежедневно в режиме онлайн РИА ПО публикует оперативные и последние новости Пензы и районов Пензенской области. Читатели могут узнать об актуальных событиях Пензенского, Башмаковского, Бековского, Бессоновского, Вадинского, Земетчинского, Спасского, Иссинского, Городищенского, Никольскиого, Каменского, Кузнецкого, Нижнеломовского, Наровчатского, Лопатинского, Шемышейского, Камешкирского, Тамалинского, Пачелмского, Белинского, Мокшанского, Неверкинского, Сердобского, Лунинского, Малосердобинского, Колышлейского и Сосновоборского районов.

Новости Пензы и Пензенской области — здесь собраны последние и самые важные публикации о том, что сегодня происходит в городе: культурные, спортивные события, актуальные нововведения в сфере ЖКХ и строительства, происшествия, чрезвычайные ситуации, ДТП, аварии, криминальная хроника.

Мы также не оставляем без внимания достижения земляков: спортсменов, представителей культуры, науки и образования.

На страницах РИА Пензенской области оперативно публикуются не только фотографии с прошедших мероприятий, но и видео, а также инфографика.

Помимо этого, читателям периодически предлагаются тесты на знание Сурского края.

Новости Пензы и Пензенской области сегодня — это около ста ежедневных публикаций о том, что в данный момент актуально для жителей областного центра и региона.

На страницах РИА ПО ежемесячно публикуются материалы о вступающих в силу законах, которые коснутся жителей нашего региона.

Наше информационное агентство предоставляет читателям актуальный прогноз погоды в Пензе и Пензенской области на неделю и каждый день с указанием температуры воздуха, направления ветра и осадков. Прогноз сопровождается комментарием специалиста из регионального ЦГМС.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Муза мести и печали

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов также уделяет большое внимание теме предназначения поэта и поэзии, их роли в жизни общества. Кюхельбекер первым, до Пушкина и Лермонтова, назвал поэта «пророком». Положение пророка призывало поэта стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и Справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего «Пророка», сходного по духу с кюхельбекеровским. Глас Бога взывает к поэту: «Восстань, пророк, и вождь, и внемли исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Пророк М. Ю. Лермонтова уже другой. Он также наделен даром всеведения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы.

Поэт Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с «карающей лирой» в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: «Его преследуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья». Но его позиция: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной» — это позиция поэта-гражданина, продолженная потом Л. Н. Толстым: «Не могу молчать!».

Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении «Поэт и гражданин». Написанное в форме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям:

Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта тема звучит и в стихотворении «Элегия», которое прямо начинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши не стареет она.

В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ». Идеал поэта, борца за свободу рисует Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Прототипом Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей годовщине его смерти, сказал:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

В произведениях Некрасова очень чаете встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой служил («Муза», «Вчерашний день, часу шестом», «Угомонись, моя муза задорная…» «О Муза! я у двери гроба. » и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал:
«Гляди! Сестра твоя родная!»

Эта «кнутом иссеченная Муза», «Муза мести и печали» вдохновляет все творчество поэта.
В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта, об «Элегии», тема которой сопоставима, пожалуй, с «Памятником» А. С. Пушкина. Это тема посмертной славы:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегда останется в сердце и памяти народной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector