Муза науки и поэзии

Муза науки и поэзии

Сигачев А. А. Поэзия, наука и музы

Аннотация ♦ В статье даётся анализ связи понятий: поэзия, наука, музы. С точки зрения автора, поэзия неразрывно органически связана с наукой. Собран материал, отражающий творчество известных учёных в области науки и поэтики, и на этой основе выявлена возможность успешного сочетания научной деятельности и поэтического творчества. Показан также потенциал оригинального изложения научной мысли в поэтической форме.

Ключевые слова: поэзия, наука, музы, Лукреций, Эпикур, Ломоносов, Пушкин, Гёте, космос, атом, поэмы, песня, фольклор, материя, разум, природа, история, Глинка, Мерзляков, Давыдов, Садовников, Богданов, Бородин, Навроцкий, Случевский, Рерих, Чижевский, Лысцов, гармония, авангард, Тубольцев.

Abstract ♦ In the article the analysis of the following concepts is presented: poetry, science, and muses. In the author’s opinion, poetry is inseparably and inherently linked with science. The material that reflects the creative works of prominent scientists in the sphere of science and poetics was collected and the possibility of successful combination of scientific and poetical creativity was revealed. The potential of an original statement of scientific ideas in poetical form is pointed.

Keywords: poetry, science, muses, Lucretius, Epicurus, Lomonosov, Pushkin, Goethe, space, atom, poems, song, folklore, matter, mind, nature, history, Glinka, Merzliakov, Davydov, Sadovnikov, Bogdanov, Borodin, Navrotskiy, Sluchevskiy, Roerich, Chizhevskiy, Lystsov, harmony, avant-garde, Tuboltsev.

Прежде всего, следует выяснить сами определения — наука, поэзия, музы.

«Наука, одна из форм общественного сознания; система достоверных знаний об объективных законах развития природы и общества. Наука служит практике человечества. Она обобщает данные опыта, проникает сквозь внешнее, случайное — к глубинному, коренному; раскрывает существенные закономерности»[1].

«Наука, система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки»[2].

«Муза [гр. musa] — в древнегреческой мифологии — каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусства и наук: Урания — покровительница астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Талия — комедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев и хорового пения. Евтерпа — лирической поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена»[3].

«Поэзия — (от гр. Poiesis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове. В отличие от художественных произведений в прозе, называют — художественное творчество в стихотворной форме»[4] .

Таким образом, терминологический анализ авторитетных научных энциклопедических словарей с очевидностью указывает не только на наличие связи поэзии, науки и муз, но показывает, что музы в равной степени покровительствуют науке, поэзии, искусствам.

Поэзия и наука неразрывно, органически связаны и, взаимодействуя между собой, способствовала процессу развития общества. Поэзия представляла в распоряжение науки свои утончённые средства для лаконичного выражения открытий и находок в виде афоризмов, пословиц, загадок, примет и других форм устного фольклора. Известно, что в Древнем мире и более позднее время многие научные труды излагались в стихотворной форме.

Тит Кар Лукреций (94–55 гг. до н. э.) Изложил в стихотворной форме свой знаменитый научный труд, поэму «О природе вещей»[5]. Следует несколько слов сказать о той эпохе, которая побудила Лукреция написать этот свой научных труд в изящной стихотворной форме. Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, наличие неопровержимых признаков крушения империи, — подтолкнули Лукреция к стремлению по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии. Требовалось переосмысление основ мирозданья. Поэма завершается пространным картинным описанием эпидемии в Афинах в V веке до н. э. В основе поэмы Лукреция лежит этический принцип, как средство избавления людей от суеверия и страха, которые нагнетали в обществе власть имущие классы. В основе его концепции лежит научный принцип сохранения, не уничтожения энергии, и её вечная трансформация из одного вида в другие. Лукреций не изолирует себя от общества (вопреки принципам Эпикура «живи незаметно»), но он борец-просветитель. Поэмы Лукреция изобилуют яркими поэтическими картинами, неологизмами и архаизмами.

В первых трёх книгах Лукреция «Физика Эпикура» — представлено во всей полноте учение об атомах (развитие философии Демокрита и Эпикура); четвёртая книга «Каноника» (теория познания), пятая — астрономия, геология и история человеческой культуры; шестая — явления природы. Чтобы иметь общее представление об этой поэме «О природе вещей»; представим небольшие фрагменты (с некоторой трансформацией текста, ради сохранения цельности, смысла и для простоты изложения) из учебника «Хрестоматия по античной литературе»[6]:

Зренью они не доступны для нас,
Словно в туманной дали, на лугах
Стадо, с природой сливается вместе, —
Неразличимым предстанет для глаз.
. Как всё живое на свете различно:
По форме, по цвету и по размерам;
Так и частицы все различимы,
Чтобы подобное стремилось к подобным,
Словно телята стремятся к коровам
В пастбище — только к своим материнским.

Что же нас смерть и гнетёт, и тревожит?
Что ж изнываем при мысли о смерти?
Лучше покоя вкусить безмятежно,
Чем о кончине своей сокрушаться,
Более чем это людям нам должно.
. Жизни кислая мина людей не приятна,
И постарается прочь тебя выгнать,
Как, недовольного сказкою жизни.

Нам хорошо известна популяризация многих своих научных трудов гением русской науки М. В. Ломоносовым средствами поэзии. Например, его научно-популярный трактат «О пользе стекла», написанный стихами. Наука, со своей стороны, питала поэзию своими открытиями, познаниями природы вещей, оплодотворяла и окрыляла поэтическую мысль, давала возможность гениальным поэтам делать такие предсказания, которые находили научное обоснование только через столетия и даже тысячелетия. Так, например, материалистические мысли Лукреция об атомарном строении веществ, нашли строгое научное обоснование, лишь спустя тысячелетия. Это является неоспоримым свидетельством большой роли в поэтическом творчестве интуиции. Всё это также свидетельствует о глубинной, органической связи науки и поэзии. «Поэзия и наука тождественны, если под наукою должно разуметь не одни схемы знаний, но сознание кроющейся в них мысли! Поэзия и наука тождественны, как постигаемые не одною какой-нибудь из способностей нашей души. Но всею полнотою нашего духовного существа, выражаемого словом “разум”»[7]. И неудивительно поэтому, что крыльями истинной поэзии и науки является вдохновение. И А. С. Пушкин замечал по этому поводу, что вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Но каждая из них развивается по своим специфическим законам. Поэзией выражается, прежде всего, душевные начала человека, точнее говоря, поэзия — душа народа. Ещё в далёкие времена в суровой борьбе за своё существование человек всё же находил время для проявления своей духовной жизни, в украшении всего жилища, утвари и оружия, а также в выражении своих чувств и мыслей в сказке, песне, фольклоре.

Поэзия по своему существу имеет космическую природу, и возможности её безграничны. По меткому выражению А. Чижевского, «истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким же откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука». В свете вышеуказанного интересно проследить психологические основы личности, сочетающей в себе дарование учёного и поэта, учёного и композитора. Такие исследования весьма ценны для выявления и прогнозирования духовных и физических возможностей человека будущего и проникновения в его неисчерпаемые возможности. Задатки таланта программируются природой и поэтому многосторонне одарённые личности не часто встречаются и проникновение в «лабораторию их жизнедеятельности» было бы весьма ценным для осмысленного формирования развитой творческой личности. Взаимодействие факторов науки и искусства в одной личности, а также основы, влияющие на формирование такой личности, — эта проблема так и осталась актуальной и нерешённой до настоящего времени. На самом деле, как объяснить достижение таких поразительных успехов и в науке, и в искусстве, какие были у Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова? Известно, что многие учёные, работающие одновременно в науке и в искусстве, не находят времени для отдыха в обыденном понимании этого слова. Их отдых — это изменение формы труда. В свободное время они с увлечением занимаются живописью, композицией, поэзией. Стоит отметить, что это не приводит к перегрузке учёных, поэтов, художников, композиторов, а, напротив, как показывает статистика, обеспечивает им творческое долголетие.

Работа в области поэзии даёт сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимым фактором успешной работы учёного в науке, а творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, повышает общую культуру личности, эрудицию. Сочетание в одном лице учёного и поэта порождает комплексное мироощущение, расширение возможностей всестороннего познания мира. Одновременно с проникновением в его тайны и разумом, и чувством. Изучение творчества поэтов-учёных представляет большой не только теоретический, ни и практический интерес. Природа вкладывает в человека значительно больше, чем он реализует, полезно было бы отыскать эти нетронутые залежи человеческих возможностей. С другой стороны, эта проблема актуальна ещё и тем, что в современном мире всеобщей деградации личности в результате беспримерной пропаганды лжи, насилия, грабежа, безнравственности, наживы любыми средствами, — всё это направляет всеобщие усилия людей по пути обогащения власть имущих. Благородным, одарённым людям перекрывается дорога в мир духовной жизни, в мир истинного искусства, красоты и гармонии. Поэтому раскрытие секретов больших творческих возможностей через поэзию и науку, обретения «золотого ключика» к тайникам с сокровищами нетленной красоты, истинного духовного счастья, — является своего рода противоядием фаустовскому закланию души дьяволу. Общее, что объединяет учёных поэтов в их поэтическом творчестве — нежная и святая любовь к Родине.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературно-поэтического языка, поборник отечественного просвещения. А. С. Пушкин так высказывался о нем: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Своим творческим подвигом М. В. Ломоносов показал блестящий пример неразрывного сочетания науки и поэзии в своих бессмертных научно-поэтических произведениях «Ода о Северном сиянии», которая явилась блестящим гимном науке, просвещению, гимном Родине — России. В ней показана непревзойдённая картина мира и счастья на земном шаре. Его поэма «Письмо о пользе стекла» поражает богатством содержания и исключительно смелой критики современной действительности. В своих одах, написанных с 1757 по 1762 годы, М. В. Ломоносов по-боевому вмешивается в общественно-политическую жизнь: учит царей, наставляет их, требует выполнения ими долга перед Родиной. Это и теперь весьма актуально:

«Музы» в Дальневосточном художественном музее

Как известно, музей (мусейон) в переводе с греческого – храм муз. Напротив центрального входа Дальневосточного художественного музея, на площадке лестницы, находится большое полотно неизвестного французского художника XVIII века «Минерва у муз» («Музы»). Место его экспонирования выбрано неслучайно, музы первыми встречают посетителей музея – своего дома. музы

Древние греки верили, что в Беотии, на горах Геликон и Парнас, проживают девять муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Вечно молодые и прекрасные, они умеют вдохновлять – дарить талант красноречия, знания истории, поэтический и музыкальный таланты.

Мы видим их собравшимися над одной из гор, в тени деревьев. Каждая изображена в изящном развороте, большая часть имеет атрибуты, поэтому зрителю достаточно легко узнать них, а остальных можно лишь угадать.

музы

Полотно неизвестного французского художника XVIII века «Минерва у муз» («Музы»)

Сидит на земле спиной к зрителю муза истории Клио – на голове её лавровый венок, у правой руки рог, а держит она толстый том Фукидида (Thvcydides) – греческого историка. Мифолог Диодор сказал про неё: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Клио в своих свитках делает записи о каждом, даже малозначительном событии, чтобы все помнили о прошлом.

Левой рукой Клио опирается на сидящую рядом девушку в синем, с лютней, в волосах которой два пера, одно из них – павлинье. Вероятно, это Каллиопа – муза эпической поэзии, науки, философии и игры на струнных инструментах. Она обучает способности чувствовать музыку, говорит, что поэзия должна возвратить к жизни душу человека, вселить в него веру в будущее.

В тени дерева, над головой Каллиопы, изображена головка в цветочном венке. Вероятно, это Терпсихора, муза танца и хоровой лирики. Атрибуты её отсутствуют, но эта муза изображалась увенчанной короной из цветов.

Находящимся в тени Каллиопе и Терпсихоре художник противопоставляет освещенную солнцем Полигимнию – музу торжественных гимнов. В белом одеянии, с жемчужной короной, она держит книгу с надписью «svadere» (лат. – побуждать). Полигимния дарит прекрасный голос и навыки ораторства. Она помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

В центре группы муз, в одеждах красно-розовой гаммы, сидит на некоем возвышении Мельпомена, муза трагедии и скорби. Среди её атрибутов – корона в руке, скипетр и – меч как неотвратимость божественного наказания.

За её спиной, между стволами деревьев, выглядывает муза комедии и жена Аполлона Талия (с греч. – праздничная, цветущая) в венке из плюща и с комической маской в руке.

Чуть позади, за левым плечом Мельпомены ещё одна муза. У неё нет никаких атрибутов, но методом исключения мы можем определить её как Эвтерпу – музу лирической поэзии и музыки, изобретательницу флейты.

По левую руку от Мельпомены стоит Урания – муза астрономии, покровительница всех точных наук. В волосах у неё корона из звезд, в руках небесный глобус – армиллярная сфера, модель Солнечной системы. Урания олицетворяет силу созерцания, силу познания, силу, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному – к Небу и Звездам.

музы

Пегас – белый крылатый конь

У ног Мельпомены, по левую сторону, несколько отстранившись, сидит Эрато, муза любовной поэзии. Её имя – производное от имени бога любви Эрота. В волосах её цветочный венок, в руках кифара – древнегреческий музыкальный инструмент, подобный лире. Эрато, поющая о любви, открыла «свадебное» направление в музыке. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту.

Величественной, с воинским снаряжением (шлем, копье, щит, на котором изображена голова Медузы горгоны), и одновременно очень женственной, с плавными, мягкими жестами, предстает перед музами богиня справедливой войны и ремесел Минерва. В Древней Греции её называли Афиной, но в европейском искусстве античные боги и герои чаще всего называются их римскими именами.

Ещё одного героя этого полотна легко не заметить. За спиной Минервы, приглядевшись, летит белый крылатый конь – Пегас. Именно он, ударив копытом, выбил когда-то из-под земли Геликона источник Иппокрену, который одаряет вдохновением самих муз.

Картина, представляющая мифологический сюжет – встречу Минервы с музами, связывает эпоху античности и XVIII век, а её нынешнее место нахождения делает древнегреческих муз ближе посетителям Дальневосточного художественного музея в XXI столетии. Девять муз приветствуют всех пришедших в музей, вдохновляя их на встречу с Прекрасным – и даря талант это Прекрасное увидеть.

Читайте также  Внешняя политика древней греции
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector