Муза покровительница музыки

Муза покровительница музыки

И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки
презентация к уроку по музыке на тему

МИШАГИНА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: « Муза – покровительница музыки! » 1 1 класс 1 урок 1 четверть

2 Муза – одна из девяти дочерей древнегреческого Бога Зевса и Мнемозины. Каждая из дочерей имела влияние на определённую область творчества. А значит, Муза – покровительница чего? Муза – добрая волшебница, которая откроет нам мир звуков.

3 Кто нужен для того, чтобы музыка получилась?

4 «Па-де-де» (с фр.- шаг) — это танец, который исполняют два человека.

5 оркестр дирижёр

8 «Песня о школе» Сл. В. Викторова Д. Б. Кабалевский Мы в счастливый, светлый день Поступили в школу. Школа рада нам была, Класс просторный отвела. И о классе о своём, мы поём, мы поём. И о классе о своём, мы поём, мы поём. Ждут нас новые друзья – Буквы, цифры, ноты. Вот учитель входит в класс, Он всему научит нас. Об учителе своём, мы поём, мы поём, Об учителе своём, мы поём, мы поём. Переменки и звонок, И опять уроки. Интересные дела, Ну, и песни без числа. Потому что обо всём, мы поём, мы поём. Потому что обо всём, мы поём, мы поём .

10 Литература, которую я использовала при составлении урока: Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса. Музыкальный диск 1 класс. Ссылки: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg Муза http://www.onelegend.ru/images/muse.jpg музы http://www.mega-stars.ru/img/compositors/bio_pictures/chajkovs.jpg Чайковский http://markarbejde.ru/m/img/21536.jpg оркестр http://www.peoples.ru/art/music/conductor/daniele_gatti/gatti_3_s.jpg дирижёр http://www.j100.ru/upload/iblock/e68/e68b3f13c791d5717dd4cbfa67db481a.jpg здравствуй, школа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

и муза вечная со мной

презентация к уроку музыки «И муза вечная со мной».

«И Муза вечная со мной!»

Первоклассники знакомятся с музой, которая поведет их по страницам учебника.

«И Муза вечная со мной»

Цель урока: Знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Конспект урока музыки 1 класс. И муза вечная со мной.

Конспект урока музыки в 1 классе. И муза вечная со мной.

Презентация к уроку музыки 1 класса «И музы вечная со мной. «

Тема урока: «И Муза вечная со мной!»(разработка урока музыки в 1 классе)ЦЕЛЬ: познакомить детей с разнообразием видов деятельности на уроках музыки.ЗАДАЧИ: увлечь музыкой, разви.

Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Н. Заболоцкий.

Презентация, доклад по музыке Музы-покровительница муз

Презентация на тему Презентация по музыке Музы-покровительница муз, предмет презентации: Музыка. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • Музыка
  • Презентация по музыке Музы-покровительница муз

Слайды и текст этой презентации

Тема урока: «Муза – покровительница музыки!»Осовская Юлия ВячеславовнаМБОУ «Благовещенская СШ №5»Учитель начальных классов.

Тема урока: «Муза – покровительница музыки!»

Осовская Юлия Вячеславовна
МБОУ «Благовещенская СШ №5»
Учитель начальных классов.

Муза – добрая волшебница, которая откроет нам мир звуков.

Муза – добрая волшебница,
которая откроет нам мир звуков.

Муза – одна из девяти дочерей древнегреческого Бога Зевса и Мнемозины.Каждая из дочерей имела влияние на определённую

Муза – одна из девяти дочерей древнегреческого Бога Зевса и Мнемозины.
Каждая из дочерей имела влияние на определённую область творчества.

А значит, Муза – покровительница чего?

Кто нужен для того, чтобы музыка получилась?

Кто нужен для того, чтобы музыка получилась?

«Па-де-де» (с фр.- шаг) - это танец, который исполняют два человека.

«Па-де-де» (с фр.- шаг) — это танец, который исполняют два человека.

оркестр

дирижёр

«Песня о школе» Сл. В. Викторова

«Песня о школе»
Сл. В. Викторова Д. Б. Кабалевский

Мы в счастливый, светлый день
Поступили в школу.
Школа рада нам была,
Класс просторный отвела.
И о классе о своём, мы поём, мы поём.
И о классе о своём, мы поём, мы поём.

Ждут нас новые друзья –
Буквы, цифры, ноты.
Вот учитель входит в класс,
Он всему научит нас.
Об учителе своём, мы поём, мы поём,
Об учителе своём, мы поём, мы поём.

Переменки и звонок,
И опять уроки.
Интересные дела,
Ну, и песни без числа.
Потому что обо всём, мы поём, мы поём.
Потому что обо всём, мы поём, мы поём.

МОЛОДЦЫ.

Литература, которую я использовала при составлении урока:Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина,

Литература, которую я использовала при составлении урока:
Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.
Музыкальный диск 1 класс.

Разработка урока музыки , 1 класс «И муза вечная со мной!»

Разработка урока музыки , 1 класс

Цель: Ввести детей в мир музыки. Помочь почувствовать разнообразие чувств, выраженных в музыке, танце, расширить представление об этих жанрах и побудить детей к рассуждению о музыке.

Проблема: Где звучит музыка?

1.Мотивация к учебной деятельности.

1.1. На доске висят изображения шагов УД (смайлики)

Учитель приветствует детей ( пропевая): Здравствуйте ребята»

Ответ детей: Здравствуйте! (пропевая)

-Ачто вы видите на доске? (Рисунки, которые изображают шаги УД)

-Посмотрите на шаги УД. Можно ли какой-то шаг, пропустить на уроке? (Нет, т.к. чтобы познать много нового и интересного, надо уметь выполнять все шаги УД).

1.2.Звучит фонограмма: пение птиц, « шептание» деревьев, со звука льющейся воды, с шума волн моря и других звуков природы.

-Узнаёте ли вы эти звуки? Они похожи на музыку?

— Что же такое музыка?

(Далее звучит фрагмент музыки Н. А. Римского – Корсакова, и, вызывает у детей живой отклик.)

1.3.- Ребята, давайте возьмём в руки колокольчики, свистульки, дудочки и вместе присоединимся к оркестру. (ребята играют вместе с оркестром)

— Спасибо, вы молодцы! Что же вы услышали в музыке? ( пение птиц и музыку леса. Насыщенное звучание симфонического оркестра, несущее свет и радость)

-А скажите мне пожалуйста, кто сочиняет музыку, кто её исполняет?

— Музыку сочиняют для всех людей композиторы, исполняют музыку исполнители.

— Как называются люди, которые слушают музыку?

-Чтобы понимать, переживать музыку, необходимо стать настоящим слушателем.

— И так, нас ждут интересные открытия в Стране музыки! ( «надо»)

-А вы хотите, разгадать тайны, которые хранит прекрасная музыкальная страна? (хочу!)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

— Ну, что ж, отправляемся в путешествие. На уроках мы будем слушать и размышлять о том, что она рассказывает, знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться их исполнять – петь; играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку; знакомиться с музыкальным искусством. Помогать вам в этом будет учебник-тетрадь.

-А теперь давайте выясним, где в жизни звучит музыка?

-Дома, на улице, в театре, кино, в школе и т.д.

— Как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей?

— Человек становится добрее.

— Как изменилась бы жизнь человека, если бы из неё исчезла музыка?

— Стало бы темно и грустно.

— Давайте представим, что мы вами находимся в концертном зале. Но прежде, давайте послушаем несколько правил, как надо слушать музыку.

— Музыка должна звучать в тишине. Она не любит, когда её перебивают словами.

-Перед пением нужно не только настроиться на характер того произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовиться» к работе над ним.

— Во время слушания музыки попытаться представить, о чём она нам рассказывает.

— А теперь послушайте, о ком нам рассказывает музыка?

Прослушивание: «Музыкант» Б. Окуджавы

— О каких музыкантах рассказала нам музыка?

— О композиторе, исполнителе, слушателе.

III Выявление места и причины затруднения

— Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!»

— Кто же такие музы?

— Мы затрудняемся ответить на этот вопрос.

-Мы не знаем, кто такие музы.

IV Построение проекта выхода из затруднения

— Музы – это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

Изначально музы — это греческие богини-покровительницы искусствам и наукам. Посвященные им храмы называли «мусейонами», от чего и произошло слово «музей». Всего их было 9, по количеству искусств и наук.

— Как можно узнать о богинях, о их предназначении?

-Прочитать в книге, энциклопедии, в интернете.

-Давайте откроем энциклопедию и узнаем имена богинь и их предназначение:

Мельпомена (покровительница трагедий),

Клио (историческая), Терпсихора (муза пения и танцев),

Урания (муза астрономов),

Эрато (богиня любовной поэзии).

Менее известные (на мой взгляд):

Талия (для комедиантов),

Полигимния (муза красноречия),

Евтерпа (лирическая поэзия),

Каллиопа (героический эпос).

V Первичное закрепление во внешней речи.

— Кто же были богини?

-Мы узнали, что богини были покровительницы искусств, музыки и танца.

— Сколько было их по количеству?

Давайте посмотрим на экран и повторим их имена.

— Какую цель вы поставили перед собой сегодня на уроке?

— Познакомиться с музами.

-Что вам помогло справиться с затруднением?

— Нам помогла информация прочитанная в энциклопедии.

— Что можно использовать для открытия нового знания?

— Учебник, книгу и т.д.

— Какой следующий шаг мы будем выполнять?

Показ фрагмента и слушание «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

— Каков характер этой музыки?

-Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас после прослушивания.

— Что каждому из вас рассказала музыка? (ответ детей)

— Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ребята называют инструменты, которые они услышали в оркестре)

-Какая богиня помогла вам понять настроение музыки из балета «Щелкунчик»?

— Её зовут Терпсихора, она богиня музыки и танцев.

-Кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей).

-Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? – оркестр.

-Кто руководит исполнением оркестра?

— Эту музыку сочинил Пётр Ильич Чайковский. Жил он в 21 веке. Это великий русский композитор. (Показать на экране портрет)

-А сейчас, музыкальная разминка. Прошу всех встать

Ролевая игра «Дирижируем оркестром»

Игра даст возможность детям не только ощутить себя настоящим исполнителем, но и эмоционально откликнуться на музыку. Свободное дирижирование (вне схемы) на уроках музыки помогает формировать навыки координации простых движений под музыку разного характера.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Вспомните, ребята, с какой музыкой мы с вами сегодня познакомились и кто её автор?

— На сегодняшнем уроке мы познакомились с музыкой композитора Петра Ильича Чайковского «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

— Какое настроение в музыке?

— Торжественное, возвышенное. Музыка урока, способствует созданию праздничного настроения.

— Для самоконтроля вам предлагается выполнить следующее задание.

Вам предлагается несколько картин русских художников, ваша задача подобрать картину по настроению услышанной вами музыки П.И. Чайковского.

— Все выполнили задание?

— У кого возникло затруднение?

-Прошу, ваше мнение. И почему вы сделали этот выбор? (ребята отвечают)

— К какому этапу мы переходим?

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Почувствовать себя певцами-хористами вы сможете при исполнении песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе» и продолжить своё путешествие по Стране музыки.

-На примере песни, скажите, какой характер в песне?

-О чём поётся в песне?

— Как зовут музу, которая путешествовала с вами?

— Её зовут Терпсихора.

IX . Рефлексия учебной деятельности.

-Что необходимо сделать в конце урока?

— Подвести итог нашей работы.

-Какие два основных этапа УД мы выполнили?

-Мы выяснили, что мы не знаем и открыли новые для себя знания.

-Какова была цель?

— Почувствовать разнообразие чувств, выраженных в музыке, танце, расширить представление об этих жанрах и познакомиться с музами.

-Вы достигли цели?

— Мы узнали, что музы – это волшебницы, добрые феи, раскрывающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

Конспект и презентация к уроку музыки «Муза-покровительница музыки»

* Тарасова Надежда Николаевна МБОУ СОШ №9 г. Иваново Учитель музыки

* Тарасова Надежда Николаевна МБОУ СОШ №9 г. Иваново Учитель музыки

1 слайд

* Тарасова Надежда Николаевна МБОУ СОШ №9 г. Иваново Учитель музыки

* Муза – добрая волшебница, которая откроет нам мир звуков.

2 слайд

* Муза – добрая волшебница, которая откроет нам мир звуков.

* Муза – одна из девяти дочерей древнегреческого Бога Зевса и Мнемозины. Кажд

3 слайд

* Муза – одна из девяти дочерей древнегреческого Бога Зевса и Мнемозины. Каждая из дочерей имела влияние на определённую область творчества. А значит, Муза – покровительница чего?

* Кто нужен для того, чтобы музыка получилась?

4 слайд

* Кто нужен для того, чтобы музыка получилась?

* «Па-де-де» (с фр.- шаг) - это танец, который исполняют два человека.

5 слайд

* «Па-де-де» (с фр.- шаг) — это танец, который исполняют два человека.

* оркестр

6 слайд

* дирижёр

7 слайд

*

8 слайд

* «Песня о школе» Сл. В. Викторова Д. Б. Кабалевский Мы в счастливый, светлый

9 слайд

* «Песня о школе» Сл. В. Викторова Д. Б. Кабалевский Мы в счастливый, светлый день Поступили в школу. Школа рада нам была, Класс просторный отвела. И о классе о своём, мы поём, мы поём. И о классе о своём, мы поём, мы поём. Ждут нас новые друзья – Буквы, цифры, ноты. Вот учитель входит в класс, Он всему научит нас. Об учителе своём, мы поём, мы поём, Об учителе своём, мы поём, мы поём. Переменки и звонок, И опять уроки. Интересные дела, Ну, и песни без числа. Потому что обо всём, мы поём, мы поём. Потому что обо всём, мы поём, мы поём.

* МОЛОДЦЫ.

10 слайд

* Литература, которую я использовала при составлении урока: Методическое посо

11 слайд

* Литература, которую я использовала при составлении урока: Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса. Музыкальный диск 1 класс. Ссылки: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg Муза http://www.onelegend.ru/images/muse.jpg музы http://www.mega-stars.ru/img/compositors/bio_pictures/chajkovs.jpg Чайковский http://markarbejde.ru/m/img/21536.jpg оркестр http://www.peoples.ru/art/music/conductor/daniele_gatti/gatti_3_s.jpg дирижёр http://www.j100.ru/upload/iblock/e68/e68b3f13c791d5717dd4cbfa67db481a.jpg здравствуй, школа

Выбранный для просмотра документ 1 урок.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

«Муза – покровительница музыки ».

Конспект разработала:

Тарасова Надежда Николаевна

Должность: Учитель музыки

Аннотация к уроку музыки 1 класс «Муза – покровительница музыки».

Данная разработка урока предназначена для 1 класса в 1 четверти (по программе

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Урок соответствует требованиям ФГОС.
Цель: Познакомить учащихся с такими терминами как: композитор, исполнитель, слушатель, дирижёр, оркестр.

— развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма;

— развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

— воспитывать музыкально-художественный вкус;

— развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

— пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

1 урок «Муза – покровительница музыки»

Цель: Познакомить учащихся с такими терминами как: композитор, исполнитель, слушатель, дирижёр, оркестр.

— развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма;

— развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

— воспитывать музыкально-художественный вкус;

— развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.

— пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Урок начать со знакомства. Учитель представляется. А также знакомится с ребятами. Попросить ребят о том, что когда будут поднимать руку и отвечать, то пусть сначала скажут своё имя. Так ребят быстрей и легче запомнить.

Сегодня на уроке хочу вас познакомить с Музой – доброй волшебницей, которая откроет для нас мир звуков — Слайд 2

Кто она такая и откуда взялась, спросите вы?

Слайд 3 — Отвечаю, Муза – одна из девяти дочерей древнегреческого Бога Зевса и Мнемозины. Каждая из дочерей имела влияние на определённую область творчества.

А значит, какой вывод напрашивается, Муза – покровительница чего? (музыки)

Муза хочет отправиться с нами в путешествие в мир звуков. Пойдём за ней?

Открою вам секрет, Муза вас всех уже знает, наблюдала за вами в садике, как вы пели и танцевали, и будет она помогать самым внимательным ребятам на уроках музыки, самым старательным, ведь уроки музыки и занятия в садике очень отличаются. В конце урока она мне подскажет на ушко, кто был самым внимательным и лучшим учеником, тот получит «5». Но пятёрки будут музыкальными! (заранее распечатала нотки). Вот какими! —

Хотите «5»? Готовы зарабатывать их? Ну, тогда в путь.

Внимание, первый вопрос! Слайд 4

Кто нужен для того, чтобы музыка получилась? (ответы: ребята дают много и разных)

Подскажу, кто сочиняет музыку? (ответы: композиторы)

Представьте, сочинил композитор музыку, записал её в тетрадь и положил в стол, музыка получилась? (ответы ребят: Да!)

Разве вы её услышали? (ответы: нет)

Кто ещё нужен для того, чтобы музыка получилась? (ответы разные)

Подскажу, кто по нотам эти произведения нам демонстрирует? (скрипач, пианист и т.д.)

Как этих всех людей мы можем назвать одни словом? (исполнители)

Правильно! А теперь, представьте, в комнате собрались: композитор, который написал музыку, исполнитель, который исполнил, получилась музыка? (ответы: да!)

Разве вы её услышали? (нет)

Кто же ещё нужен, чтобы всё получилось? (ответы разные)

Для кого они старались? (для людей, детей)

Как один словом объединим? (слушатели)

Вот какие молодцы! Разобрались! А сейчас мы с вами побудем настоящими слушателями.

Кто из вас знает, как нужно слушать музыку? (в тишине, молча, с закрытыми глазками)

Слайд 5 — Мы послушаем очень красивый танец «Па – де – де», что означает с французского языка – шаг. Этот танец исполняют два человека. Надеюсь, этот танец вам будет знаком, и вы после прослушивания скажите, что музыку эту уже слышали. Готовы?

Тогда послушаем сначала тишину… Закроем глазки…

Звучит «Па – де — де»

Кто же всех внимательней слушал музыку? Сейчас я и узнаю! Ответьте на вопросы:

Один исполнитель исполнял этот танец или несколько? (несколько)

А когда много звучат инструментов одновременно, как это называется?

(Оркестр) — Слайд 6

Кто руководит оркестром? (Дирижёр) — Слайд 7

Хотите побывать дирижёрами? (ответы – да!)

Сейчас Муза вас всех превращает в дирижёров! Повторяйте за мной! А Муза будет выбирать лучшего дирижёра!

(Дирижирую на 4/4. Сначала повторяют за мной без музыки.)

Молодцы! А сейчас под музыку!

Звучит «Па-де-де» — дирижируем все вместе небольшой фрагмент!

Кем мы были сейчас? (слушателями и дирижёрами)

Тогда нам с Музой очень хочется посмотреть на то, какие из вас получатся исполнители! А исполнять вы будете песню.

А что за песню нам приготовила Муза и о чём эта песенка, с каким настроением вы определите сами. Слайд 8 — 9

Исполняю песню «ПЕСНЯ О ШКОЛЕ» Д.Кабалевский

(ребята отвечают на вопросы)

Разучивание и работа над песней «ПЕСНЯ О ШКОЛЕ»

Сейчас мы увидим, как оценила вашу работу Муза. Слайд 10. Вы сегодня молодцы!

Давайте вспомним, что нового мы узнали?

Кто нужен, чтобы музыка получилась?

Что значит оркестр?

Кто руководит оркестром?

Какое произведение слушали?

Кем мы были на уроке?

Молодцы! Понравился вам урок? Музе вы тоже очень понравились. Все получаете по «5»!

Будем вас ждать с Музой на следующем уроке. До свидания!

Литература, которую я использовала при составлении урока:

Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

Музыка среди других искусств

То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусств. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа — муза лирической поэзии (изображалась с двойной флейтой), Эрато — муза любовных песен и Полигимния — муза священных гимнов. Но не были чужды музыкальному искусству Каллиопа — муза эпической поэзии (древние ска-зители-рапсоды не читали, а пели свои повествования о подвигах богов и героев); Талия и Мельпомена — покровительницы театра, комедии и трагедии; и, конечно, муза танца Терпсихора. Только Клио, муза истории, и Урания, — муза астрономии, кажутся стоящими несколько в стороне.

Все музы — сестры, и в их родстве — глубокий смысл: миф о музах, как и многие другие, в образной форме отражает суть реальных явлений. Она заключается в том, что в дрезности искусства были теснее связаны друг с другом, чем в наше время. Поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства — песни. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяют собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри музыкально-поэтического искусства.

Шли столетия, музыка и поэзия приобрели самостоятельность. Но родство их сохранилось, проявляясь в постоянном тяготении друг к другу. Ведь вокальная музыка — это синтез музыки и поэзии. Близость этих двух искусств основана главным образом на том значении, которое имеет в них ритм, придающий размеренность и стройность как течению слов в стихотворной речи, так и течению музыкальных звуков. Но и другие стороны поэзии, например рифма, да и вообще вся звуковая сторона тяготеют к музыке. Некоторые стихотворения, не предназначавшиеся авторами для пения, например «Из Гёте» («Горные вершины») М. Ю. Лермонтова, все-таки «поют», стоит только произнести их вслух и прислушаться к их ритму, как будто бы монотонному, убаюкивающему, а в то же время живому и переменчивому в каждой строке:

Читайте также  Караваджо снятие с креста

Спят во тьме ночной;

Полны свежей мглой.

И не случайно свыше 90 композиторов написали к этому стихотворению музыку. Среди них — А. Е. Варламов, М. М. Ипполитов-Иванов, В. С. Калинников, Н. К. Метнер. Особенно известен дуэт А. Г. Рубинштейна.

К союзу с поэзией стремится и инструментальная программная музыка. В созданном Ф. Листом жанре симфонической поэмы слово «поэма» возникло не случайно. Поэтическая программа, сопровождающая такие сочинения, или даже само его название должны направить восприятие слушателя по определенному пути, вызвать в воображении конкретные образы, как в поэмах Листа «Мазепа» (по В. Гюго) и «Гамлет» (по У. Шекспиру).

Музы театра — Талия и Мельпомена — тоже олицетворяют союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актеры произносили свои роли нараспев, очень важное значение имел хор, раскрывающий слушателям внутренний смысл происходящего действия. Хор был как бы «голосом народа» и одновременно голосом автора трагедии или комедии (см. Античная музыка).

Греческая трагедия послужила образцом для авторов первых опер, созданных в кружке образованных любителей искусства. Произошло это во Флоренции на рубеже XVI— XVII вв. Конечно, мечта о возрождении античной трагедии была утопической: музыку античного театра ученые-флорентинцы знать не могли, немногие сохранившиеся ее фрагменты были обнаружены позднее. Но, стремясь возродить прошлое, они создали оперу — жанр, объединяющий музыку и драму.

Два элемента оперы — музыка и драма — на протяжении всей истории этого жанра находятся в состоянии «неустойчивого равновесия»: каждый стремится главенствовать. Но если бы не было этой неустойчивости и соперничества, не было бы и такого разнообразия жанров и типов оперы, ведь каждый композитор стремится найти свое собственное решение «вечной» проблемы соотношения музыки и драмы.

И еще один театральный жанр невозможно себе представить без музыки. Это балет, синтез музыки, танца и драматического действия. В балете музыка полностью заменяет слово: она передает развитие сюжета, раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц, «подсказывает» балетмейстеру рисунок танца. Музыка как бы становится «видимой» в движениях танца, в пластике жестов артистов. Пожалуй, именно через балет музыка проникла и в спорт, сделав фигурное катание или художественную гимнастику демонстрацией не только физической культуры, но и музыкальности, чувства ритма.

Музыка звучит в театре, не только в опере и балете, но и в оперетте, мьюзикле, а также в драматических спектаклях, где иногда без нее просто невозможно обойтись. Уже во времена Шекспира в трагедиях и комедиях великого английского драматурга музыка была необходимым элементом спектакля. И эта традиция жива и поныне (см. Музыка драматического театра).

Весьма значительное место занимает музыка в кино и на телевидении. Многие песни из кино- и телефильмов вошли в золотой фонд песенного жанра. Но в фильмах звучит и симфоническая музыка, она помогает раскрыть внутренний, глубинный смысл развертывающихся на экране событий.

Среди девяти муз нет покровительниц архитектуры, скульптуры, живописи. Но и между этими видами искусств и музыкой существует родство, ведь музыка отражает не только то, что мы слышим в окружающем нас мире, но и то, что мы видим (см. Живопись и музыка). Это основано на свойстве человека мыслить ассоциативно, т. е. связывать друг с другом по сходству или, наоборот, контрасту различные, иногда очень далекие представления. Некоторые звуковые явления вызывают у нас яркие зрительные ассоциации. Так, звонкое пение трубы, особенно в высоком регистре, кажется нам ярким, светлым; звук контрабаса или фагота в низком регистре — мрачным, темным. И потому многочисленные музыкальные произведения, изображающие водную стихию (симфоническая картина Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Море» К. Дебюсси), передают не только шум и плеск волн, но и зрительную картину моря, то спокойного и ласкового, то бурного и сурового. А изображение грозы в «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена или в увертюре Дж. Россини «Вильгельм Телль» включает не только раскаты грома, но и блеск молнии.

Существуют музыкальные произведения, в которых композиторы передают свои впечатления от изобразительного искусства. Таков фортепьянный цикл М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», посвященный памяти его друга, архитектора и художника В. А. Гартмана, и вдохновленный его работами; пьесы Листа «Обручение» (к картине Рафаэля) и «Мыслитель» (к скульптуре Микеланджело).

Есть ли родство между музыкой и архитектурой? Лишь в редких случаях композиторы вдохновлялись творениями зодчих. Немногие примеры — «Богатырские ворота» в упомянутом выше цикле Мусоргского, «Кремль» А. К. Глазунова, «Вышеград» Б. Сметаны, «Фонтаны Рима» О. Респиги. Но связь между этими искусствами все же существует, и даже очень глубокая. И в архитектуре, и в музыке огромное значение имеют пропорции, соотношение частей между собой и отношение каждой части к целому. Термины «композиция», «структура», «симметрия» употребляются в каждом из этих искусств. В античной архитектуре, в архитектуре эпохи Возрождения или классицизма этот принцип проявляется постоянно. Симметричны, например, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве и здание Большого театра, ось симметрии которого отмечена скульптурой Аполлона, правящего четверкой коней. А в музыке одной из самых распространенных форм является трехчастная, причем последняя часть повторяет первую. В обоих искусствах мы встретим и более сложные пропорции, а именно принцип «золотого сечения», т. е. такое соотношение двух частей, при котором большая так относится к меньшей, как целое к большей. Принцип «золотого сечения» широко применялся в архитектуре античности и Возрождения, да и позже не утратил своего значения. В музыке точка «золотого сечения» йаходится в третьей четверти воего произведения (или его части, обладающей завершенностью) и обычно выделяется как важный, значительный момент композиции. Она отмечается разными способами: высотной кульминацией, акцентом, каким-либо заметным аккордом. Это свойственно и простой песне, и крупным произведениям — сонатам, симфониям.

Нам осталось рассказать еще о двух музах. Муза истории Клио как будто не имеет отношения к музыке, ведь история — наука, а не искусство. Но история — это память человечества, в ней отражен опыт жизни многих поколений. Средоточием исторической памяти является и народная музыка, запечатлевшая образ жизни наших предков, донесшая до нас их мысли и чувства (см. Фольклор, Народные музыканты).

А сколько сюжетов дала история музыке! ДаЖе если взять только русскую музыку и только оперный жанр, можно назвать целый ряд шедевров, начиная от «Ивана Сусанина» М. И. Глинки до оперы С. С. Прокофьева «Война и мир». Исторические события отражены и в симфонической (увертюра П. И. Чайковского «1812 год»), и в хоровой музыке (оратория «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) .

А теперь нам осталось только понять, почему среди муз, таких «земных», несущих людям радость песен и плясок, наслаждение театральными зрелищами, появилась Урания — муза астрономии. Если мы вдумаемся в то, что более всего сближает искусства, мы поймем и это. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии, которую мы находим в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в сочетании и последовательности музыкальных звуков. И это свойство всех искусств не выдумано художниками, оно отражает разумность и гармонию самой природы, проявляющейся в большом и малом. Она и в законе всемирного тяготения, охватывающем все мировое пространство, и в строении самых малых живых организмов, крохотных, изящных «па-рашютиков», разносящих по ветру семена одуванчика.

Эту гармонию наблюдали и восхищались ею античные мудрецы, стремясь установить всеобщую связь явлений. Древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в VI в. до н. э., считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил и что движение светил должно рождать музыкальные звуки, «гармонию небесных сфер», «гармонию мира». Вот почему древние греки поместили Уранию среди муз, покровительниц искусств. Каким бы наивным ни казалось с позиций современной науки учение Пифагора о «музыке небесных сфер», в основе его лежит великая и мудрая мысль о сущности красоты и гармонии во всех искусствах, отражающих каждое по-своему красоту и гармонию мироздания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector