Муза танца в греческой мифологии

Муза танца в греческой мифологии

Музы (в мифологии)

В греческой мифологии, музы (греч. Μοΰσαι, «мыслящие» ) – богини, покровительницы наук, поэзии и искусств в древнегреческой мифологии. Их число девять в классические времена:

  1. Клио (Κλειώ) – Муза истории, со свитком и палочкой для письма.
  2. Эрато (Ἐρατώ) – Муза любовно-лирической поэзии, с лирой в руках.
  3. Эвтерпа (Εὐτέρπη) – Муза лирической поэзии и музыки, флейтой сопровождает лирическую песнь.
  4. Полигимния (Полимния, Πολύμνια) – Муза торжественных песнопений и гимнов.
  5. Каллиопа (Καλλιόπη) – Муза эпической поэзии и знания, со свитком и палочкой для письма
  6. Талия (Θάλεια) – Муза комедии, с комической маской
  7. Мельпомена (Μελπομένη) – Муза трагедии, с трагической маской и венком из плюща
  8. Терпсихора (Τερψιχόρη) – Муза танца, с лирой и плектром
  9. Урания (Οὐρανία) – Муза астрономии, с небесным сводом и циркулем.

Музы воплощают искусства и инспирируют творческий процесс своей грацией и изяществом через запоминающиеся импровизационные песни и движения, послания, традиционную музыку и танец; являются также в виде водных нимф; Аполлон – их покровитель; музы явно используются в современном языке, когда авторы обращаются к вдохновению и цитируют свою собственную музу:

Я видел вновь приюты скал И темный кров уединенья, Где я на пир воображенья, Бывало, музу призывал. А. Пушкин

μοῦσα, эол. μοῖσα, дор. μῶσα, лак. μῶα ἡ 1) муза, женское божество искусства; 2) музыка, пение; ex. μοῖσαν φέρειν Pind. – петь 3) речь, слова; ex. τίς ἥδε μ. ; Eur. – что это за речь? 4) искусство, поэзия; ex. μούσης λέξις Plat. – поэтическое выражение 5) образование, ученость, просвещенность; ex. (τοῦ Εὐθύφρονος Plat.)

Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну Mузу, знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения.

Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех Mузах. Но как позволяют судить источники, в древности менялось представление как о числе Муз, так и об их именах и функциях. Павсаний сообщает о посвященных Музам источниках на Геликоне: Мелетэ (Mελέτη, «Усердие»), Мнемэ (Μνήμη, «Память») и Аэдэ (Αοιδή, «Песнь»). Предполагают, что Музы первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания М. были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами.

Надписи на вазах дают следующие имена Муз: Гимно (Γυμνό, Муза гимнастических состязаний), Полимния (Πολύμνια, «Богатая гимнами»), Стесихорэ (Στησίχορη, «Устроительница хора»), или Χορό, Хороника (Χορονικα), Каллихорэ (Καλλίχορη). Цицерон (О природе богов, III 54) называет четырех старших Муз – Тельксиноэ (Θελξινόη, «Очаровывающая разум»), Аэдэ (Αοιδή, «Песнь»), Архэ (Ἀρχή, «Начало»), Мелетэ (Mελέτη, «Усердие») – и два раза по десять младших. В «Одиссее» Музы представлены каноническим числом 9. Имена их со времен Гесиода («Феогония», 77), установились следующие: Каллиопа (по Гесиоду «знатнейшая» из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в греческой мифологии Зевс и Мнемозина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных М. ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М. невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их. На развитие художественных типов М. повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три M., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур М. принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения, М. находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли Мусагетом (Mουσαγέτης), т.е. предводителем Mуз.

Ср. Deiters, «Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen» (Бонн, 1868); Trendelenburg, «Der Musenchor» (Б., 1876); O. Bie, «Die Musen in der antiken Kunst» (Б., 1887); таблицы (1 — 3) в «Bull. de corresp. hellen.» (Афины, 1888); ст. Overbeck’a (в «Berichte d. S ä chsischen Ges.», 1888) и W. Mayer’a (в «Mitteil. d. Kais. Deutsch, arch ä ol. Instit.», афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). — У римлян соответствовавшими М. богинями-покровительницами поэзии были Камены (см. соотв. статью).

ТЕРПСИХОРА

в древнегреческой мифологии одна из 9 муз (См. Музы), покровительница танцев.

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора ж. 1) Одна из девяти муз, покровительница танца и хорового пения (в древнегреческой мифологии). 2) Употр. как поэтический символ танцевального искусства.

. смотреть

ТЕРПСИХОРА

терпсихора ж. устар. Искусная танцовщица.

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора ж. миф.Terpsichore

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора муза танца и пения Словарь русских синонимов. терпсихора сущ., кол-во синонимов: 5 • астероид (579) • муза (32) • пение (42) • танец (264) • танцовщица (26) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: астероид, муза, пение, танец. смотреть

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (Τερψυχορα) — одна из девяти муз. Позднее стада музой танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой девушки с улыбающимся лицом, украшенной венком и держащей в одной руке лиру, а в другой — плектр. См. Музы.

. смотреть

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА(греч.). Одна из 9-ти муз, покровительница танцев и пения, изображаемая с лирою в руках.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского . смотреть

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора В греческой мифологии Терпсихора – одна из девяти муз, покровительница танцев; в образной речи – балерина, балет. Энциклопедический сло. смотреть

ТЕРПСИХОРА

1) Орфографическая запись слова: терпсихора2) Ударение в слове: Терпсих`ора3) Деление слова на слоги (перенос слова): терпсихора4) Фонетическая транскр. смотреть

ТЕРПСИХОРА

Муза танца, одна из девяти муз, рожденных Мнемосиной от Зевса (вариант — дочь Геи). Изображалась с лирой и плектром. (Современный словарь-справочн. смотреть

ТЕРПСИХОРА

в греч. миф. муза танца; изображ. с лирой и плектром в руках. Она — наслаждающ. хороводами. По одному из мифов, Т. родила от бога реки Ахелоя . смотреть

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (иноск.) танцовщица (намекъ на Терпсихору — музу танцевъ). Ср. Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полетъ?А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. смотреть

ТЕРПСИХОРА

(иноск.) — танцовщица (намек на Терпсихору — музу танцев) Ср. Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет?А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 1, 19. См. м. смотреть

ТЕРПСИХОРА

в греч. миф. муза танца; изображ. с лирой и плектром в руках. Она — наслаждающ. хороводами. По одному из мифов, Т. родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, согл. к-рому Т. — мать певца Лина (по др. версии, его мать — Урания). Т. связывают с Дионисом, припис. ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвящ. Т.). смотреть

ТЕРПСИХОРА

Ударение в слове: Терпсих`ораУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: Терпсих`ора

ТЕРПСИХОРА

-и, ж. 1) У давньогрецькій міфології – муза танців та хорового співу. 2) перен. Талановита балерина.

ТЕРПСИХОРА

крыл. сл. В греческой мифологии Терпсихора — одна из девяти муз, покровительница танцев; в образной речи — балерина, балет.Синонимы: астероид, муза, . смотреть

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора — в мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев; избражалась с лирой и плектром в руках.Синонимы: астероид, муза, пение. смотреть

ТЕРПСИХОРА

(греч., лат. Terpsichore — любящая танцы), одна из девяти муз; муза танца.Синонимы: астероид, муза, пение, танец

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА ж. 1) Одна из девяти муз, покровительница танца и хорового пения (в древнегреческой мифологии). 2) Употр. как поэтический символ танцевального искусства. смотреть

ТЕРПСИХОРА

• Terpsichŏre, см. Musae, Музы.Синонимы: астероид, муза, пение, танец

ТЕРПСИХОРА

(1 ж) (муза танцев)Синонимы: астероид, муза, пение, танец

ТЕРПСИХОРА

Терпсих'ора, -ыСинонимы: астероид, муза, пение, танец

ТЕРПСИХОРА

терпсихора [гр. terpsfchora] — в древнегреческой мифологии — одна из девят и .муз, покровительница таниев и хорового пения.

ТЕРПСИХОРА

-и, ж. 1》 У давньогрецькій міфології – муза танців та хорового співу.2》 перен. Талановита балерина.

ТЕРПСИХОРА

Муза танца, одна из девяти муз, рожденных Мнемосиной от Зевса (вариант – дочь Геи). Изображалась с лирой и плектром.

ТЕРПСИХОРА

Терпсихора (греч.) — «любящая танцы» — муза танца. Т. изображали юной девушкой с лирой в руках.

ТЕРПСИХОРА

— одна из девяти муз, дочерей бога Зевса и титаниды Мнемосины, покровительница танцев.

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА, в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев.

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА — в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев.

ТЕРПСИХОРА

ТЕРПСИХОРА , в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев.

Муза танца в греческой мифологии

Musa gloriam coronat, gloriaque musam.
Муза венчает славу, а слава — музу .

В своей первой статье я хотела бы рассказать о замечательных «созданиях» греческой мифологии – о музах. Именно им, согласно легендам и историям Древней Греции, вера в которые живёт и не увядает по сей день, обязаны успехами и вдохновением творческие личности, живущие и когда-либо жившие на земле.

Музы (греч. «мыслящие») – в греческой мифологии богини – покровительницы искусств и наук, дочери верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины.

Каждая из девяти Муз «ведает» определённой областью творчества: 1. Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток; 2. Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, изображалась с дощечкой и резцом; 3. Эрато – муза лирической поэзии, её атрибут – лира; 4. Эвтерпа сопровождает лирическую песнь звуками своей флейты; 5. Терпсихора – муза танца и хорового пения, в её руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах); 6. Мельпомена – муза трагедии, её атрибут – трагическая маска; 7. Талия – муза комедии, её атрибут – комическая маска; 8. Полигимния –муза гимнической поэзии, изображается со свитком в руке; 9. Урания покровительствует астрономии, её атрибуты – небесный свод и циркуль.

Музы выступают под предводительством бога Аполлона, одно из имён которого – Мусагет, что означает «Предводитель Муз». Музы помогают творческим людям – певцам, музыкантам, писателям, вдохновляют на творчество, придают убедительность и силу воздействия их творениям. По одной из легенд, величайший из певцов Орфей, чьё искусство обладало магической властью над людьми, природой и самими богами, был сыном одной из муз – Каллиопы.

Считалось, что вдохновенный рапсод («слагающий», «сшивающий» песнь) – древнегреческий странствующий певец-музыкант, исполнитель эпических поэм, аккомпанирующий себе на лире или другом щипковом инструменте, иногда сопровождающий своё выступление танцем, – это человек, «схваченный музами», творящий под их воздействием, «забывая о себе в священном исступлении». Приступая к сочинительству, певцы обращались к музе с просьбой, чтобы она сама говорила и пела их устами. Такими призывами начинаются обе поэмы Гомера – «Илиада» и «Одиссея».

В греческом искусстве музы часто изображались участвующими в том или ином мифологическом событии, на мозаиках в пиршественных залах, в оформлении театров. Изображение их атрибутов помещалось на саркофагах. Образ музы – покровительницы художников продолжает жить в искусстве Возрождения и Нового времени. О.А. Кипренский на заднем плане портрета А.С.Пушкина изображает статуэтку музы с лирой, известна картина художника-примитивиста А.Руссо «Поэт и его муза». Образ музы постоянно возникает в стихах западноевропейских и русских поэтов:

Неужто музе не хватает темы,

Когда ты можешь столько подарить

Чудесных дум, которые не все мы

Достойны на бумаге повторить…

Дань музам отдаёт и А.С.Пушкин во многих своих произведениях, например, в поэме «Евгений Онегин»:

Но там, где Мельпомены бурной

Протяжный раздаётся вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой

(Что было также в прежни леты,

Во время ваше и моё),

Не обратились на неё

Ни дам ревнивые лорнеты,

трубки модных знатоков

Из лож и кресельных рядов

В переносном смысле музой того или иного творца часто называют реальную женщину, которая играет в его жизни особую роль, пробуждает творческое вдохновение. Поскольку людям, рождённым для творчества, всегда нужен «объект» вдохновения, музы будут существовать, пока существуют творцы, и неважно, будет ли муза богиней, аллегорией, или реальным человеком. Но порой, поверьте мне на слово, писателям и поэтам совсем не хочется слушать музу, но волшебные силы потому и волшебные, что перед ними невозможно устоять…

Девять муз

Музы — греческие богини искусства, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять, и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусства.

Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.

Статуя предводителя муз — Аполлона

Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой. Как богини искусства музы были связаны со своим предводителем — богом Аполлоном. Они веселили богов песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошлого.

Каллиопа — муза патриотизма, жертвенности и эпической поэзии. Изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза пробуждала в человеке чувство жертвенности, стремление преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги. Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать бластво. Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина.

Эвтерпа — муза лирической поэзии. Ее атрибут — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение. Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи под тихое сопровождение арфы Орфея мог часами слушать весь сонм олимпийцев. Могла изображаться в окружении лесных нимф. Согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику. Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато — муза любовной поэзии. В руках у нее лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви. Эрато стала олицетворением борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Она стала создательницей нового направления в музыке Греции — свадебного.

Мельпомена — муза трагедии. Мельпомена не только муза трагедии, о чем свидетельствует скорбная маска в руке. Муза — мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя, по иной версии, матерью сирен была Терпсихора. Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздуха. Две дочери Мельпомены с рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии, их превратил в сирен сам громовержец, по другой — обращение в птиц было делом рук Посейдона Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в театральной мантии, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток пергамента. Мантия на музе в точности отражает дух Греции той эпохи: люди — игрушки в руках богов и лишь принимают участие в их спектакле.

Статуя Мельпомены

Талия (Фалия) — муза комедии. Талия ближе всех была к музе трагедии Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились. В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках — символ смеха, однако, по другой версии, она означала примерно то же самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей — лишь лицедейство для богов. Талия была супругой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать своей женой. Однако муза знала Геру, супругу Зевса, и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Терпсихора — муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры — это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, старались слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем. Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не отличалось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике, с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Скульптура Терпсихоры

Клио — муза истории. О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». История бесценна для любого народа, а для жителей Греции — особенно. Клио, как считалось, записывала в своих свитках каждое, даже малозначимое событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое. В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Клио обладала строгим нравом, никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства. Согласно мифам, муза истории была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз у одного мастера.

Урания — муза астрономии. Мудрейшая из всех дочерей Зевса, не считая Афины. Считается, что имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес. Муза всегда держит в руках глобус и циркуль, который помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась желаемого от своих подопечных — ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной тематики. Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. В России есть музей Урании, и в некоторых городах установлены статуи богини астрономии.

Скульптурное изображение Урании, Волгоград, планетарий

Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом — пантомимы и гимнов. Покровительница ораторов, именно в ее воле было либо сделать речь пламенной и живой, либо люди могли не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, и Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и помогая войти в голос. Без покровительства Полигимнии невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Читайте также  Главные достопримечательности афин

Муза танца в греческой мифологии

Музы (Μοΰσαι), в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук, обитающие на вершине горы Геликон. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово «муза» происходит от греческого «муса» («мыслящие»), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами.

Музы и Аполлон

Аполлон и Музы, мастерская художника Симона Вуэ, 1640-е годы

Всего было девять сестер: Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Их имена, кроме Урании («небесной») и Клио («дарующей славу»), связаны с пением, танцами, музыкой, наслаждением.

Этим богиням поклонялись ученые мужи и деятели искусства Древней Греции. Сначала главными местами почитания муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания муз, называвшихся отсюда Пиеридами.

Муза и Гесиод
Гесиод и муза,
Гюстав Моро, 1891 год
Аполлон и музы Гюстав Моро
Аполлон и девять муз,
Гюстав Моро, 1856 год
Музы Мельпомена Полигимния Эрато
Музы Мельпомена, Эрато,
Полигимния, Эсташ Лесюер, Лувр

Считалось, что первыми, кто принес жертвы музам на Геликоне, были не поэты и певцы, а ужасные великаны алоады – От и Эфиальт. Именно они ввели культ муз и дали им имена, думая, что их всего три: Мелета (Mελέτη, Опытность), Мнема (Μνήμη, Память), Айода (Λοιδή, Песня). Спустя некоторое время число муз было увеличено до девяти прибывшим из Македонии эматийским царем Пиэром (в иной транскрипции – Пиеросом), который и дал им имена.

Эти олимпийские музы восходят к архаическим хтоническим существам. О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рожали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы родились корибанты (Страбон, X 3, 19), по другой версии, куреты родились от Талии и Аполлона (Аполлодор, I 3, 4). Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами.

Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов – Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ сирен, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.

Олимпийские музы классической мифологии – дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов – Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Музы наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Гесиод, Теогония, 1-103). У древних римлян богинями-покровительницами поэзии, соответствовавшими греческим музам, были камены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector