Муза живописи как зовут

Муза живописи как зовут

Абсурдность мира — муза Иржи Сливы

Каков в вашем представлении человек, который привык выражать свои мысли и чувства посредством визуальных изображений? Причем не просто живописи или графики, а самой острой и меткой формой художественного мастерства — карикатурой. Сегодня в рубрике портреты мы расскажем вам о человеке, который сквозь призму улыбки видит абсурдность мира.

«Когда я поступил в аспирантуру, то должен был учиться два месяца в Москве на философии или социологии, точно уже не помню. Когда я туда приехал и поселился в гостинице «Академическая» на метро Октябрьская, то я практически сразу понял, что ничего у нас изменить нельзя. Это был последний гвоздь, который был забит в гроб моей академической карьеры. Я жил там какое-то время, и это время мне помогли пережить московские карикатуристы. Они каким-то образом узнали, что я нахожусь в Москве (они меня знали еще по журналу «Новый мир», который они читали), среди них были Тюнин, Теслер, Златковский, Розанцев и Тишков, и каждый вечер кто-нибудь из них приглашал меня на ужин. И это был единственное, что я ел в Москве. В нашей гостинице было два буфета на 20 этажей, и с самого утра там стояли очереди — коллеги с Кубы, из Монголии, Румынии и так далее. Так я предпочитал не завтракать, чтобы не стоять эту очередь», — с улыбкой вспоминает те времена Иржи Слива.

Как раз в это время художник стал осознавать, что двигаться дальше в социологии и футурологии, насквозь пронизанных идеологической пропагандой, прогнозировать развитие общества не имеет смысла. Именно в это время он стал много рисовать, подолгу просиживая за работой в гостинице. Тогда и пришло решение оставить академическую карьеру и встать, как говорят чехи, «на свободную ногу». Таким образом, пребывание в Москве сыграло решающую роль в творческой карьере Иржи Сливы.

Казалось бы, политическая ситуация должна была вдохновлять художника к созданию острых, актуальных карикатур на злобу дня, однако, как бы парадоксально это не звучало, политика, политическая сатира никогда не занимала в его творчестве значительного места. Когда-то Слива даже наложил на свое творчество два табу:

«Первым табу было то, что я никогда не буду работать со словом, а второе — то, что я никогда не буду рисовать политические карикатуры, скорее даже — что никогда не буду создавать сатиру, потому что от сатиры мне было плохо, потому что в то время сатира была в основном в духе «Крокодила». Так я решил, что уж лучше не делать ничего, чем делать такое».

Поэтому музами-вдохновительницами для Сливы стали темы музыки, спорта, литературы.

«Я всегда очень любил джаз. И до сих пор, когда я прихожу в джазовый клуб, мне в голову приходит множество идей, которые касаются не только изображения играющих музыкантов, это нечто совсем иное. Например, когда вы садитесь в самолет и летите. Я никогда не употреблял наркотики, но могу себе представить, что это расширяет сознание, освобождает извилины в мозге. И тогда я начинаю писать заметки. Не важно, это игра слов или какой-то художественный замысел. А потом эти заметки я использую в своих работах. Но я не рисую актуальные, злободневные карикатуры», — рассказывает о своем творчестве господин Слива.

Несмотря на то, что однажды карикатурист решил, что отдает предпочтение рисунку перед словом, тем не менее, большое влияние на его творческую энергию оказали поэты и писатели. Господин Слива рассказывает, что не может читать книги быстро, потому что прочитанные строки каждую минуту порождают новые идеи, приходится откладывать книгу и делать заметки. Большое влияние на творчество художника оказали русские классики юмористической и абсурдной поэзии и прозы начала 20 века — Аверченко, Зощенко, Ильф и Петров, Хлебников, а больше всего — Хармс, которого он считает самым абсурдным писателем. Вероятно, поэтому в его работах так чувствуется утонченная эстетика этого времени. Иржи Слива признается, что проиллюстрировать Хармса — его мечта. За свою жизнь художнику довелось проиллюстрировать порядка 150 книг, поэтому неудивительно, что слово все-таки наполняет его душу не меньшей эмоциональностью, и карикатурист пишет веселые стихи.

«Расскажу вам, что я написал на прошлой неделе. Это как раз детское стихотворение, но не только для детей, но и для взрослых: По радио передают: дорогие дети, прилетит Баба Яга на метле. Кто назовет ее молодой пани, получит стольник или сани».

В карикатурах Иржи Сливы очень часто появляются ключевые фигуры 20 века, причем в самых неожиданных комбинациях. Например, Чарли Чапли, с Моной Лизой, держащей на руках Микки Мауса, изображены как супружеская чета. Абсурд и, одновременно, юмор, щекочущий мысли, заставляющий оглянуться на всю историю сумасшедшего 20 века.

«Это определенные символы — Мерлин Монро, Мона Лиза, Микки Маус, Фрейд — все это символы нашей цивилизации. Разумеется, если бы я показал эти портреты кому-нибудь в Африке, никто бы не понял, о чем идет речь. Но я рисую для людей западной цивилизации, которые отлично понимают все взаимосвязи. Например, Эйнштейна я использую как символ гениальности, Фрейда — как символ психоанализа или определенного понимания сексуальности, Мону Лизу — как эталон красоты, символ эпохи Леонардо. До перемен 1989 года эти символы мне помогали выразить направленность мысли в карикатурах. Сегодня творчество гораздо свободнее, и я это делаю скорее по инерции», — рассказывает господин Слива.

Интересно, мог бы человек с такой интересной судьбой, в которой принятое однажды бескомпромиссное решение сыграло столь важную роль, представить свою жизнь по-другому?

«Я бы, конечно, мог представить свою жизнь по-другому, в иной исторической ситуации, но я счастлив, что ушел на вольные хлеба, несмотря на то, что это произошло в 33 года. Я всегда мечтал побывать в редакции американского художественно-юмористического журнала New Yorker. Я там побывал и поставил галочку. Мне очень хотелось, чтобы мои карикатуры напечатали в The New York Times, потому что все знают, что там печатают интересных людей, и это большая честь оказаться на страницах этого издания. Я побывал в их редакции во время визита в Нью-Йорк, мы договорились о сотрудничестве, и там напечатали восемь моих работ. Здесь я тоже поставил галочку. Я мечтал оказаться на страницах Stern, меня там печатали два года. Так что все мои мечты исполнились. Летом мне исполняется 60 лет, и я хотел к этому юбилею организовать хорошие выставки. Это мне тоже удалось».

Иржи Слива считает себя счастливым человеком, во многом благодаря искусству. Однако художник говорит, что наибольшую радость ему доставляют не материальные блага, а те идеи, которые его посещают

Картины Иржи Сливы

Специальная QSL карточкаи специальный диплом к 70-летию Радио Прага

0304

Меня зовут Ольга Николаевна и мне восемьдесят пять лет. Я – Вдохновительница Творческих Людей. Наш отдел так и называется ВТЛ. В моем роду я седьмая ВТЛ. И стать Вдохновительницей Творческих Людей я мечтала, кажется, с пеленок. И сына своего я готовила во Вдохновители, но он стал инженером по трансформации верхней одежды для ВТЛ. А вот его дочь, моя внучка (милая девочка!), кажется сможет продолжить нашу династию. У нее прекрасный вкус в литературе, она талантлива в живописи и способна в музыке. Много читает и развивается. Обладает харизмой, гипнозом и прошла школу манипуляции. Скоро у нее экзамены в наш институт на отдел ВТЛ. Думаю, что девочка справится и продолжит работу после меня.

Сегодня был мой последний рабочий день в отделе ВТЛ. А завтра я уйду на пенсию. И, наверное, засяду писать мемуары. О, мне есть что рассказать грядущему поклению. Как сейчас, помню себя молоденькой двадцатилетней девушкой, которая переступила порог кабинета босса. Это был довольно старый человек. Теперь я улыбаюсь, потому что нахожусь в том же преклонном возрасте, что и он. И полна сил, мыслей, вдохновения и совсем не считаю себя выжившей из ума старухой. Так вот, мы познакомились и босс (я не могу называть настоящие имена наших сотрудников) дал мне первое задание. Вы начали читать конкурсный рассказ. В конце произведения обязательно поставьте ему оценку!посмотреть условия конкурса

На нас возложена особая культурная миссия. Мы отслеживаем «ошибки» творческих людей во времени и исправляем их. Это даже не ошибки, нет, но отсутствие на данном этапе времени в творчестве великих людей «подсказки» со стороны сотрудника нашего отдела ВТЛ, чтобы в истории искусства все шло как по маслу. Раньше нас именовали музами. Но я увлекаюсь отступлениями, видно возраст таков, что хочется поговорить не о самом главном. Так вот, оказыватеся, на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» не появились медведи в то время, как все по истории знают, что они уже там были. Вот такими «ошибками» и занимается наш отдел ВТЛ, именно для этого и существуют Вдохновители, а по старинке – музы, чтобы «исправить» творческих людей. Как говорится, направить их на путь истинный.

Однажды я, прогуливаясь по парку с Петром Ильичем Чайковским, мурлыкала под нос время от времени «Что день грядущий нам готовит», «Ви роза», «Я люблю вас, Ольга». Вы понимаете, это из «Евгения Онегина». Я вложила эти лейтмотивы, начальные такты мелодий в уши композитора. Затем я отключила на компасе, который был одет на мою руку в виде изящного браслета, функцию – харизматический гипноз, и Петр Ильич зашагал в сторону, тут же забыв, с кем он говорил и общался, но помня напетые мной мотивы. Потом, конечно, все творческие люди говорят, что их посетила муза… Главное, что они творят то, что и должны сотворить для наследия мировой культуры.

Художник и его муза: 4 секрета отношений Сальвадора Дали и Галы

Невозможно представить, каким было бы творчество Дали без ее участия в жизни художника. Гала — в девичестве Елена Дьяконова — стала музой всей жизни, любовью, женщиной, которая поняла мастера и сумела дать ему лучшее. Художник называл возлюбленную «Победоносной богиней», «Еленой Троянской», «Святой Еленой», «Галатеей безмятежной». Они были вместе 53 года. После смерти Галы в 1982 году Дали считал себя потерянным и брошенным.

У каждого художника должны быть и жена, и любовница

Женой Сальвадор Дали называл живопись:

«Законная жена войдет в вашу жизнь, вам будет лет двенадцать; ей же к тому времени стукнет ровно тысяча лет. Имя ей — Живопись. Для того, чтобы ваш брак с живописью был удачен, вовсе не обязательно любить друг друга с одинаковой силой. Однако совершенно необходимо, чтобы чувство это было разделенным…».

По теории Дали, любовницей в подобных отношениях должна быть женщина (Гала), которая либо будет постоянно вдохновлять художника, либо не станет ревновать его к живописи, и даже больше — полюбит искусство еще сильнее, чем сам творец. Живопись приводила художника в платонический экстаз, а к любовнице, которой в данном случае является Гала, он испытывал физическое влечение.

Если переносить на современные реалии, нам стоит научиться уважать увлечения и работу и проявлять искренний интерес к делам своей второй половины (читайте также: «Инструкция по применению: как жить с творческим мужчиной»).

Совместная деятельность идет на пользу не только отношениям, но и бизнесу

В своей книге «50 магических секретов мастерства» Дали написал, что «любой художник, мечтающий об успехе, должен жениться на моей жене: да будет вам известно — жену художника зовут Гала, ибо именно Гала есть то грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумия вашей души».

Пока художник занимался творчеством, Гала следила за его делами: вела экономические расчеты, отвечала за маркетинг и превращала художника в одного из самых престижных мастеров своего времени. Она считала, что женщина не должна быть простой домохозяйкой. «Победоносная богиня» советовала много читать и работать, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая не перетруждается. «Я буду как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — говорила Гала.

Хотя Дали знают как успешного и популярного художника, в жизни мастера и Галы бывали и непростые времена, которые пара преодолевала вместе. «Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Галы. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник», — вспоминал Сальвадор Дали.

Так, важно быть вместе и в успешные, и трудные времена, ибо справиться с неудачами можно только держась за руки.

Женщина должна чувствовать себя королевой рядом с любимым мужчиной

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил Дали.

На протяжении всей творческой жизни художника Гала была практически единственной женщиной-моделью Дали. Сюрреалист рисовал жену почти на всех картинах: «Сон Галы. Мечты о рае», «Портрет Галы», «Галатея в момент творения», «Мадонна Порт-Льигата», «Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало» и так далее. Он изображал рядом с музой ангелов, которые символизировали их возвышенный союз, дарованный небесами.

В знак любви и благодарности за участие Галы в своей творческой жизни Дали купил музе замок в местечке Пуболь, где она могла бы почувствовать себя королевой. Забавно, что художник мог посетить замок только в случае, если он обратится с письменной просьбе к своей возлюбленной.

Женщина и мужчина должны обрести друг в друге и родственную душу, и страстных любовников, и преданных друзей в одном лице

Гала заменяла художнику семью, с которой у Дали не сложились отношения, близкого друга и любовниц. Гений практически не интересовался другими женщинами, о чем свидетельствуют слова его друга Луиса Бунюэля: «. даже в молодости он не был женолюбом и насмехался над друзьями, увлекавшимися женщинами. Невинности его лишила Гала. После чего он написал мне на шести страницах великолепное письмо с описанием радостей плотской любви.

Гала — единственная женщина, которую он действительно любил. Ему случалось обольщать и других женщин, в особенности американок-миллиардерш. Но при этом он только раздевал их, варил крутые яйца, клал им на плечи и, не говоря больше ни слова, отправлял домой».

После смерти Галы краски жизни для гения померкли: он перестал творить, потерял аппетит, стал агрессивен. Художник утратил дар членораздельной речи, и окружающим казалось, что гений сошел с ума.

Имя «Гала» в переводе значит «праздник», «торжество». Именно так, празднично и торжественно, она вошла в жизнь гения, наполнив ее вдохновением. Подобная история любви напоминает романтический фильм и проследить ее на картинах мастера вы можете на выставке в Центральном выставочном зале «Манеж» с 28 января по 25 марта 2020 года.

Художник и его муза: 4 секрета отношений Сальвадора Дали и Галы

Любовь Дали и его музы была полна безумия и провокаций, но в то же время — искренности и чистоты. В чем же секрет счастья одной ярких пар XX века?

Невозможно представить, каким было бы творчество Дали без ее участия в жизни художника. Гала — в девичестве Елена Дьяконова — стала музой всей жизни, любовью, женщиной, которая поняла мастера и сумела дать ему лучшее. Художник называл возлюбленную «Победоносной богиней», «Еленой Троянской», «Святой Еленой», «Галатеей безмятежной». Они были вместе 53 года. После смерти Галы в 1982 году Дали считал себя потерянным и брошенным.

У каждого художника должны быть и жена, и любовница

Женой Сальвадор Дали называл живопись:

«Законная жена войдет в вашу жизнь, вам будет лет двенадцать; ей же к тому времени стукнет ровно тысяча лет. Имя ей — Живопись… Для того, чтобы ваш брак с живописью был удачен, вовсе не обязательно любить друг друга с одинаковой силой. Однако совершенно необходимо, чтобы чувство это было разделенным…».

По теории Дали, любовницей в подобных отношениях должна быть женщина (Гала), которая либо будет постоянно вдохновлять художника, либо не станет ревновать его к живописи, и даже больше — полюбит искусство еще сильнее, чем сам творец. Живопись приводила художника в платонический экстаз, а к любовнице, которой в данном случае является Гала, он испытывал физическое влечение.

Если переносить на современные реалии, нам стоит научиться уважать увлечения и работу и проявлять искренний интерес к делам своей второй половины (читайте также: «Инструкция по применению: как жить с творческим мужчиной»).

Совместная деятельность идет на пользу не только отношениям, но и бизнесу

В своей книге «50 магических секретов мастерства» Дали написал, что «любой художник, мечтающий об успехе, должен жениться на моей жене: да будет вам известно — жену художника зовут Гала, ибо именно Гала есть то грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумия вашей души».

Пока художник занимался творчеством, Гала следила за его делами: вела экономические расчеты, отвечала за маркетинг и превращала художника в одного из самых престижных мастеров своего времени. Она считала, что женщина не должна быть простой домохозяйкой. «Победоносная богиня» советовала много читать и работать, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая не перетруждается. «Я буду как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — говорила Гала.

Хотя Дали знают как успешного и популярного художника, в жизни мастера и Галы бывали и непростые времена, которые пара преодолевала вместе. «Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Галы. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник», — вспоминал Сальвадор Дали.

Так, важно быть вместе и в успешные, и трудные времена, ибо справиться с неудачами можно только держась за руки.

Женщина в тени Пикассо: Дора Маар — художница и талантливый фотограф

Он был знаменитым и почитаемым художником, однако еще до их знакомства в 1935 году Маар уже была известна во Франции благодаря своим фотоработам.

В 1935 году Маар, урожденная Генриетта Теодора Маркович, работала фотографом на киностудии Billancourt Studios в пригороде Парижа. Ее представили Пикассо, который уже был художником с мировым именем, на 26 лет старше нее.

Маар стала его любовницей и, по мнению некоторых, самой влиятельной музой художника. На следующие восемь лет их жизни тесно переплелись, даже несмотря на то, что Пикассо не прекратил свои отношения с Марией-Терезой Вальтер.

Как правило, именно этими скупыми фактами чаще всего ограничиваются познания о Маар среди ценителей искусства.

В жизни Пикассо было немало женщин, и Маар, несомненно, была для него одной из самых значимых.

Автор фото, ADAGP

Маар в купальном костюме

При этом авторитет Маар неумолимо растет. Посвященная ей выставка из Современной галереи Тейт в Лондоне уже побывала в Центре Помпиду в Париже, а в 2020 году экспозиция отправится в Лос-Анджелес.

Но заслуживает ли ее карьера фотографа и художника выхода из тени Пикассо? Или ее достижения сейчас преувеличиваются, потому что десятки лет они игнорировались?

20 лет назад Мэри Энн Кос написала книгу о Маар — еще до того, как ее карьера была переосмыслена. Кос в своей книге называет Маар удивительным талантом.

«Значительная часть ее ранних работ во Франции относится к фэшн-фотографии, но это не просто обычные фэшн-фото… ее лучшие работы наполнены драматизмом».

«Если вы увидите хотя бы одну работу Доры Маар, вы всегда в будущем узнаете сделанные ею фотографии. Соблюдение пропорций на ее фотографиях можно назвать любопытным, но ее творения всегда несут какой-то смысл и оставляют сильное впечатление».

Автор фото, ADAGP

«Может показаться, что на некоторых фото чересчур много теней, и в них ощущается обреченность, но есть и чрезвычайно смешные фото. Однако фэшн-фотография была лишь небольшой частью творческой жизни Доры Маар. Она съездила в Барселону и сфотографировала голодающих людей, оказавшихся в очень тяжелых условиях. Значительная часть ее творчества не была востребована, потому что ее воспринимали в контексте с Пикассо».

Эмма Льюис — куратор выставки в Современной галерее Тейт, на которой представлено более 250 фотографий, снятых Маар. По ее словам, она начала ценить «темный гламур» работ Маар, но отметила также, что в них присутствует игривый элемент — настоящее бунтарское остроумие.

Автор фото, ADAGP

Фэшн-фотографии Доры Маар

Читайте также  Римский марафон 2019

Также Маар фотографировала людей (почти 30 тыс. человек), живших на дугообразном необустроенном участке земли «ля зоне», которая в дальнейшем превратилась в убогую застроенную бараками жилую полосу вокруг Парижа. На выставке представлены яркие примеры всех этих элементов, относящиеся к началу ее карьеры.

По словам Льюис, в 1930-х годах большой популярностью пользовались еженедельные и ежемесячные журналы. «Благодаря этому у Доры были возможности зарабатывать на жизнь, и мы демонстрируем ее талант», — сказала она.

«Она занималась авангардом и экспериментировала с художественными образами. Ей был интересен сюрреализм, но, как мне кажется, женщине было очень сложно войти в круг художников, работавших в том направлении».

Автор фото, ADAGP

«Коммерческие работы Доры Маар появлялись в крупных французских журналах того времени, например, Rester Jeune. Также их публиковали в различных журналах об искусстве и эротических рецензиях».

«Документальные фотографии можно было увидеть на выставках, но не в печатных изданиях. Она придерживалась левых взглядов, и в период Великой депрессии ее документальная работа, посвященная страданиям бедных людей, приобрела для нее особую важность. Она даже была связана с радикальной ассоциацией революционных писателей и художников».

Выставка не могла обойти стороной связь Маар с Пикассо, но эта связь показана в контексте того времени.

Будучи фотографом, она запечатлела его в работе над, пожалуй, самым известным произведением — «Бомбардировкой Герники» (1937 год). Посетители галереи могут увидеть работы Пикассо, на которые повлияла Маар, в том числе «Плачущую женщину» (1937 год).

Автор фото, ADAGP

Сюрреализм оказал большое влияние на творчество Маар

Существует мнение, что на холсте изображена Маар, но сама она утверждала, что никогда не позировала для Пикассо. Однако она подтвердила, что художник использовал для картины некоторые черты ее лица.

Автор книги Кос считает, что Маар была самой интеллигентной из всех муз Пикассо. «Она говорила по-испански, а значит, они могли по-настоящему беседовать о непростых событиях 1930-х годов. Она была красивой, но, мне кажется, Пикассо в ней привлекала искра драматизма», — сказала она.

Их страстные отношения начали слабеть примерно с 1942 года. Маар переехала в Менерб в Провансе. Смирилась ли она с тем, что ни одна женщина не будет для Пикассо единственной?

«Мне кажется, она не была человеком, готовым смириться с судьбой. Когда их отношения завершились, она была в ярости. Но, переехав к югу, она стала развивать навыки живописи. Писавшие о ней люди этот аспект ее жизни, как правило, обходили вниманием. Но ее картины впечатляют, а ее лучшие фотографии производят настоящий фурор», — говорит писательница.

«Так что, с Пикассо или без, ей есть что нам сказать», — добавляет Мэри Энн Кос.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector