Музы аполлона имена и их значения

Музы аполлона имена и их значения

Значение слова «муза»

1. Каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии.

2. перен. Трад.-поэт. Творческое вдохновение, источник его, олицетворяемые обычно в образе женщины, богини. О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич! Пушкин, О муза… || чья или какая. Книжн. Творчество поэта, художника, музыканта и т. д. с его особенностями. Муза Пушкина.Личность Гейне, его миросозерцание, его 310 капризная и шаловливая муза знакомы и милы всем истинно развитым людям нашего времени. Писарев, Посмертные стихотворения Гейне. Его сатирическая муза всегда служила народу, она была его верной защитницей. Михалков, Слово о Крылове.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МУ’ЗА, ы, ж. [греч. musa]. 1. В греч. мифологии — одна из девяти богинь, покровительниц различных искусств и наук, вдохновлявших поэтов и ученых в их творчестве. 2. перен. Источник поэтического вдохновения, олицетворяемый в образе женщины, богини (поэт. устар.). И отрываюсь, полный муки, от музы, ласковой ко мне. Бртнскй. Рано надо мной отяготели узы другой, неласковой и нелюбимой музы. Нкрсв. || Творчество поэта в его отличительных особенностях. М. Пушкина. Некрасов называл свою музу «музой мести и печали».

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

му́за

1. мифол. каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии) ◆ Но до чего же хотелось увидеть своё имя напечатанным, почувствовать себя писателем, выставить напоказ клеймо любимца муз и Аполлона! Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, «Хромая судьба», 1982 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. любой вдохновитель на творчество, обычно женщина ◆ Я подробно вынужден остановиться на Н ***; она ― стала музой поэта Валерия Брюсова; вспомните любовную лирику лучшей его книги ― «Венка»: половина стихотворений обращена к ней; вспомните образ «ведьмы», Ренаты, из романа «Огненный ангел»; там дан натуралистически написанный с неё портрет; он писался два года, в эпоху горестной путаницы между нею, Брюсовым и мною… Андрей Белый, «Начало века», 1930 г. (цитата из НКРЯ)

Му́за

1. женское имя ◆ Меня зовут Муза

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова денатурация (существительное):

Девять муз

Аполлон, обожаемый предводитель девяти муз – дочерей Юпитера и Мнемозины, богини памяти, – имел прозвище Мусагет.

Ему отдали музы свою лиру

И, лавром увенчав его при этом,

На трон с почетом тут же усадили,

Назвав своим владыкой – Мусагетом.

Время от времени все музы объединялись, чтобы спеть одну грандиозную песню, но у каждой из них были свои обязанности.

Клио, муза истории, записывала все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображалась с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорило о ее готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.

Эвтерпа, грациозная богиня пения, изображалась с флейтой и с гирляндами благоухающих цветов в руках.

Талия, муза пасторальной поэзии, держала в руках посох пастуха и маску и носила венок из полевых цветов.

Алмазному Урании венцу

И лавру, что так дорог строгой Клио,

Ты предпочла венок простых цветов!

Ее средняя сестра Мельпомена, богиня трагедии, носила на голове золотую корону, а в руках держала скипетр, а Терпсихора, легконогая муза танца, изображалась легко порхающей по воздуху.

Эрато, которая всем другим видам поэзии предпочитала лирическую, изображалась с лирой, а Полигимния, муза риторики, держала в руке скипетр в знак того, что перед властью красноречия не может устоять никто.

Калиопа, муза героической поэзии, также носила на голове лавровый венок, а Урания, муза астрономии, держала в руках математические инструменты – свидетельство ее любви к точным наукам.

Славное содружество муз собиралось на горе Парнас или на горе Геликон, где они вели ученые дискуссии о поэзии, науке и музыке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ (слав, «чин» соответствует греч. xd^iQ и лат. ordo, «порядок», «ряд», «отряд»), в христианских представ­лениях ступени иерархии ангельских существ. По учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 или нач. VI в.), Д. Ч. А. образуют три триады,

Девять муз

Девять муз Аполлон, обожаемый предводитель девяти муз – дочерей Юпитера и Мнемозины, богини памяти, – имел прозвище Мусагет. Ему отдали музы свою лиру И, лавром увенчав его при этом, На трон с почетом тут же усадили, Назвав своим владыкой – Мусагетом. Лонгфелло Время от

ДЕВЯТЬ СТУПЕНЕЙ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ

ДЕВЯТЬ СТУПЕНЕЙ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ Из девяти изложенных в Бхакти Сутрах ступеней духовной садханы, ведущих к самореализации, даасьям или служение, ближе всего к конечной цели — это восьмая ступень. Изучение текстов, отказ от богатства из милосердия, повторение Имени или

ДЕВЯТЬ: ЧЕМ ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ

ДЕВЯТЬ: ЧЕМ ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ Мысль «я» является мягкой и бессильной.Просто мысль.Существует мысль «Я»… Но кто думает её, ВЫ?Ничто, могущее изменяться не может быть присутствием-осознанием, вневременным бытием, которым вы являетесь. Видите ли вы сейчас, по крайней мере,

Тридцать девять статей

Тридцать девять статей (Thirty-nine Articles, The, 1563). Имеющий большое историческое значение нормативный вероучительный документ, регулирующий жизнь Англиканской церкви и епископальных церквей всего мира, пребывающих в каноническом единстве с архиепископом Кентерберийским. В

ДЕВЯТЬ НАРОЧИТЫХ ДНЕЙ

ДЕВЯТЬ НАРОЧИТЫХ ДНЕЙ В субботу Лазареву, Великие Четверток и Субботу, в среду Преполовения Пятидесятницы, в отдание Пасхи, в понедельник Святаго Духа, 26 декабря, 1 и 7 января отменяются решительно все заупокойные моления даже и на полунощнице, не исключая тех случаев,

ДЕВЯТЬ ВАЖНЫХ ПУНКТОВ

ДЕВЯТЬ ВАЖНЫХ ПУНКТОВ 1. Человек, как и все сущее на Земле, вовлечен в некий непрерывный процесс. Но в силу своего ограниченного кругозора, он осознает только часть этого процесса. Жизнь часто кажется ему не имеющей смысла, и виной тому несовершенство его восприятия. На

Девять Сатанинских Заповедей

Девять Сатанинских Заповедей 1. Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание!2. Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовных мечтаний.3. Сатана олицетворяет неоскверненную мудрость вместо лицемерного самообмана!4. Сатана олицетворяет милость к

Девять Сатанинских Грехов

Девять Сатанинских Грехов В течении многих лет люди спрашивали представителей Церкви Сатаны: «Хорошо, ваша философия основана на потворстве человеческим инстинктам, но есть ли у вас, как и у других религий, грехи?» Наш ответ неизменно был отрицательным. Но пришло время

Девять заповедей блаженства

Девять заповедей блаженства Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас

Девять врат Таинства хасидов

Девять врат Таинства хасидов Автор читателям Когда мою книжку вы семь раз прочтете, то, пожалуй, по праву и скажете: «Это плохая книга, но одна история в ней мне понравилась». Какая? — И каждый назовет иную. Каждый по корням души своей и по отблеску миров, сквозь которые в

Девять казней египетских

Девять казней египетских И ответил Бог Моисею: «Теперь ты увидишь, что Я сделаю фараону рукой сильной, как Я заставлю его изгнать вас из страны. Ведь Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову как Всесильный, а своего имени Йахве им не сообщил. Передай это сынам Израиля».Моисей все

Имя Аполлон

Др.-греческое имя, образовано от ἀπόλλυμι [apollymi] семантика — «отвращающий», либо образовано от др.-греческого ἀπόλυτος [apolitos] и в переводе означает — «освобождённый, свободный». По Плутарху и В. Буркерту имя Аполлон происходит от (απέλλα) перевод — «собрание». Первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай», либо от хеттского [apulana] и в переводе означает — «бог-покровитель ворот» в значении — «покровитель-красавец».

Аполлон

Аполлон в греческой мифологии [златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов. Олицетворял солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств. Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры. Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту. Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра. Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.

Православные Именины (День Ангела):

13 апреля — преподобный Аполлоний Египетский.
18 июня — мученик Аполлоний.
19 июля, 23 июля, 5 августа, 12 августа в 27 декабря — мученик Аполлоний.

Музы аполлона имена и их значения

Музы ( др.-греч. μοῦσαι — «мыслящие») — в древнегреческой мифологии [1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины [2] , либо дочери Гармонии [3] , живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική , подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη ), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).

Содержание

Девять муз [ править ]

ИзображениеИмяЧему покровительствует
рус.др.-греч.лат.
КаллиопаΚαλλιόπηCalliopēэпическая поэзия
ЭвтерпаΕὐτέρπηEuterpēлирическая поэзия и музыка
МельпоменаΜελπομένηMelpomenēтрагедия
ТалияΘάλεια, ΘαλίαThalīaкомедия
ЭратоἘρατώEratōлюбовная поэзия
ПолигимнияΠολυύμνια, ΠολύμνιαPolyhymnia, Polymniaпантомима и гимны
ТерпсихораΤερψιχόρηTerpsichoreтанцы
КлиоКлиоΚλειώClīōистория
УранияΟὐρανίαŪraniaастрономия

Эпитеты муз [ править ]

  • Аониды[4] . Топоним, указывающий на беотийское происхождение трёх (или четырёх) муз искусства.
  • Пиериды[5] . По одной версии, топоним, от местечка Пиерия вблизи Олимпа, где музам впервые начали поклоняться фракийцы. По другой версии, эпитет происходит от имени легендарного царя Пиера, фракийца, поселившегося в Беотии и установившего культ муз в Феспиях (город не сохранился).
  • Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες ). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[6] .
  • Пермесские сестры[7] . См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
  • Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса [8] .
  • Пимплеиды[9] .

Старшие музы [ править ]

Иногда говорят, что муз было три [10] (таково мнение Эфора [11] ). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи [12] . Согласно Мимнерму, дочери Урана [13] и Геи [14] . Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре [11] .

Музы Алоадов [ править ]

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады [15] . У Аполлодора нет старших муз.

  • Аэда (англ.) («Песнь»). Одна из старших муз [16] .
  • Мелета (англ.) («Опытность»). Старшая муза [17] .
  • Мнема (англ.) («Память») Старшая муза [15] . Упомянута у Орфея [18] .

Дельфийская версия [ править ]

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф [19] , три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • Гипата (англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • Меса (англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • Нета, или Нэта (англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

Дочери Аполлона [ править ]

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида [20] .

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21] . Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22] .

Списки муз по другим вариантам [ править ]

Согласно Кратету, муз было восемь [11] , по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу [ править ]

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа [23] . Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму [ править ]

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера [24] .

Девять Пиерид [ править ]

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение синонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис ( Pieris ) из семейства Вересковые.

Другие имена муз [ править ]

  • Гимно. По надписям на вазах [25] .
  • Каллихора. По надписям на вазах [25] .
  • Полиматия. Так сикионцы называют одну из трех муз [26] .
  • Стесихора. По надписям на вазах [25] .
  • Хоро (или Хороника). По надписям на вазах [25] .

Музы в литературе [ править ]

В астрономии [ править ]

В честь муз назван астероид (600) Муза, открытый в 1906 году.

Примечания [ править ]

  1. ↑Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф.Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. ↑ Еврипид. Медея 832
  4. ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
  5. ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  6. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  7. ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  9. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 11,011,111,2 Арнобий. Против язычников III 37
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 15,015,1 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. ↑ Орфика, фр.203 Керн
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. ↑ Цицерон. О природе богов III 54
  22. ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. ↑MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE
  25. ↑ 25,025,125,225,3 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

См. также [ править ]

  • Евфема — Кормилица Муз.
  • Кротос

Ссылки [ править ]

  • Музы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Сигачев А. А. Поэзия, наука и музы // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. —.
  • Энциклопедия античной мифологии: Музы
  • Стихи классиков, посвященные Музам
Мойры (Судьбы)Клото · Лахесис · АтропосТитаныТитанидыТефида · Тейя · Феба · Рея · Мнемосина · Фемида · ДионаДети титановГиперионы: Гелиос · Селена · Эос · Кеяниды: Лето · Астерия · Крияниды: Астрей · Паллант · Перс · Иапеты: Атлант · Прометей · Эпиметей · МенетийОлимпийские
богиДругие олимпийцыАид · Дионис · Геракл · Асклепий · Эрот · Ирида · Геба · Илифия · Энио · Фобос · Деймос · Гармония · Ганимед · Эрида · Гипнос · ЭолМузыКаллиопа · Клио · Эрато · Эвтерпа · Мельпомена · Полигимния · Терпсихора · Талия · УранияХариты (Грации)Аглая · Евфросина · ТалияОрыДике · Эвномия · Эйрена · ФаллоСтиксыНика · Кратос · Бия · ЗелБоги
водной стихииЭринииТисифона · Алекто · МегераГрайиЭнио · Дейно · ПемфредоРожденные на землеГекатонхейры · Циклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · РадамантЗемля

vladimirdar

Гостиница Националь
Всего 14 фото На заглавном фото. Москва. Гостиница «Националь».1903 год.

Все кто бывал в Москве на Манежной площади, так или иначе обращали внимание как на здание гостиницы «Националь» в стиле модерн, так и его примечательное майоликовое панно на угловом аттике с постреволюционным индустриальным сюжетом и пейзажем. Определенно, что нынешнее панно немного (а скорее даже, откровенно) диссонирующее с общим архитектурным образом этого примечательного дореволюционного здания, вызывает естественный вопрос, а что же здесь было изображено ранее!?

Что интересно, в сети находится множество старых дореволюционных фотографий «Националя», но как оказалось, вообще нет фотографий именно этого панно снятого крупным планом. Более того, чтобы найти хоть какую-то информацию пришлось по-глубже погрузиться в историю этого майоликового изображения безусловно перекликающегося с майоликовыми панно «Метрополя». Давайте-ка, узнаем историю этого панно гостиницы «Националь» — попытаемся представить по возможности, что же за сюжет был отображен на месте нынешних «тракторов, паровозов, дымящих заводских труб, кранов, нефтяных вышек и высоковольтных опор линий электропередач» как торжества будущего социализма!?) .

Строительство гостиницы «Националь» на месте доходного дома и старого трактира «Балаклава» началось в 1900 году Варваринским обществом домовладельцев по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова. Торжественное открытие гостиницы «Националь» (как Национальной гостиницы) состоялось в 1902 году, а в 1903 году сюда заселились первые гости. На фасадах было много лепнины с элементами стиля модерн. Не менее пышно были отделаны и обставлены 160 гостиничных номеров. Гостиница «Националь»стала стала лучшей и самой дорогой в Москве. Здесь в разное время бывали Федор Шаляпин, Римский-Корсаков, Иван Бунин, Анри Барбюс и другие известные персоны. После Октябрьской революции «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», а в марте 1918 года в номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, Сталин, Ленин с Крупской.
02.
Гостиница Националь - 3
Москва. Национальная гостиница и Часовня Александра Невского.1903 год.

Читайте также  Реджо нель эмилия

Майоликовое панно на главном фасаде, выполненное в Абрамцевских мастерских по рисунку Павла Ворфоломеевича Кузнецова. Во время октябрьских боёв 1917 года основное панно сильно пострадало.
03.
Гостиница Националь - 2
Москва. Национальная гостиница. — Hotel National. 1903 год.

Но что же там было изображено!?

Керамическое панно на угловом аттике отеля называлось «Аполлон и музы». В документах также встречается упоминание о нем как «Мусагет на Олимпе» (Мусагет в переводе с греч. «Предводитель муз» – это одно из имен бога солнца Аполлона). Тут же наверное стоит вспомнить заодно и неоклассический балет Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». Музы, изображенные на панно были следующие: Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Терпсихора — муза танцев, Полигимния — муза священных гимнов. В греческой мифологии они обычно выступали под водительством покровителя искусств бога Аполлона.

Авторы композиции, исполненной на Московском Бутырском керамическом заводе С.И. Мамонтова «Абрамцево» — Сергей Чехонин и Александр Головин. Указываемый в путеводителях Павел Кузнецов (в 1902 году, когда устанавливали керамическое панно) был только выпускником Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и разработал сюжет, но переработали его, выполнили в керамике, выбрали краски и тона именно Чехонин с Головиным. Ну, а Борис Николаевич Ланге был помощником этих художников. В источниках также отмечается, что изображение этой картины все же есть в одном из номеров журнала «Мир искусства» в статье связанной с именем Константина Бальмонта.
04.
Майолика Националя - 6
Гостиница Националь на углу Тверской и Моховой улиц

Но упомянутое изображение в этом журнале мне опять же не удалось найти. Поэтому давайте, попытаемся сами представить сюжет этого масштабного майоликового полотна, которое четырнадцать лет до революции видели и определенно восхищались все москвичи и гости столицы.
05.
Майолика Националя - 7
В облике шестиэтажного здания отеля сочетаются декоративные приёмы неоренессанса и модерна

Примером же и поводом для полета воображения нам послужит известный античный сюжет «Апполон и Музы»

Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

06.
Аполлон и Музы
Apollo and the Muses by John Singer Sargent. 1921.

Аполлон и Девять Муз

Так что теперь можно вполне себе легко представить этот античный сюжет на аттике «Националя». Единственно, в источниках упоминается, что в сюжете изображены-таки четыре музы и собственно сам Аполлон в центре композиции. Поэтому импровизируем в воображении. )

Современное же панно изготовлено на том же керамическом заводе «Абрамцево» — в ходе реконструкции оригинальное майоликовое панно на фасаде было заменено на новое, выполненное Иваном Рербергом. Тема изображения — труд советского рабочего — оно выполнено в рамках плана «Монументальной агитации и пропаганды», разработанной Лениным. Индустриальный сюжет на новом панно, по мнению идеологов советского искусства 1930-х годов лучше отражали дух времени, чем первоначальный античный.
08.
Майолика Националя

Вот здесь мы видим это панно, отражающее перспективу неумолимой индустриализации и планов ГОЭЛРО уже в бо́льшем приближении
09.
Майолика Националя - 8

Что касается четырех малых майоликовых панно «Времена года» в стилизованных арках расположенных под основным панно — они как ни странно, чудесным образом сохранились неизменными. Так что рассматривая их с учетом своего воображения можно представить, как выглядел этот масштабный арт-проект до революции в целом.

Позволю себе угадать «Времена года» и сымпровизировать в дополнительных названиях этих четырех вспомогательных сюжетов. )
Итак, слева направо.
10.
Майолика Националя - 1
«Весна» («Флейтисты»)

11.
Майолика Националя - 2
«Лето» («Идиллия»)

12.
Майолика Националя - 3
«Осень» («Белые лебеди»). Так и напрашиваются здесь врубелевские темы.

13.
Майолика Националя - 4
«Зима» («Всадница» или «Рыцарь»)

При разработке плана реконструкции улицы Горького в конце 30-х годов прошлого века (Тверская после переименования) было принято решение, что на левой стороне останутся без изменений здания «Националя» и Центрального телеграфа. Остальные дома, расположенные до Советской площади, подлежали сносу. В 1974-м здание «Националя» внесли в список памятников истории и культуры, охраняемых государством. В том же году потолки залов на втором этаже были расписаны художником Иваном Николаевым. Сейчас здание «Националя» — объект культурного наследия федерального значения. С 1960 года оно охраняется государством.
14.
Националь вечерний
По состоянию на 2020 год «Националь» является единственным российским отелем бренда The Luxury Collection

Если у читателя найдется информация и, тем более, детальное дореволюционное изображение основного майоликового панно «Националя» «Аполлон и Музы», с благодарностью приму их для последующего размещения/вставки в этот материал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector