Музы древнего рима

Музы древнего рима

Музы-хариты и музы-камены

С течением времени музы как бы изменили профиль своей деятельности и стали богинями искусств. Такой переход не был чем-то противоестественным. Ведь творчество рассматривалось как нечто очень близкое к пророческому вдохновению, поэтому для эллинов и то, и другое являлось очевидным отступлением от нормы. В обоих случаях человек либо начинает «видеть» будущее, которого никто кроме него не видит, либо непонятным для окружающих образом создает высочайшие образцы художественного творчества, восхищающие и удивляющие простых смертных.

Конечно, переход от богинь-прорицателышц к богиням, покровительствующим искусствам — длительный и постепенный процесс. Вполне возможно, что древнейший культ харит, существовавший в беотийском городе Орхомене, отражает одну из ступеней этой эволюции. Хариты — некие добрые богини, атрибутами которых были розы, мирт, колосья или маки, музыкальные инструменты, а иногда яблоко и сосуд с ароматическим маслом. Известно, что хариты любили пение, и в честь добрых богинь впоследствии отмечался праздник Харитесии с обязательными музыкальными состязаниями и танцами. Подобно тому, как это было с тремя старшими музами, покровительницами прорицателей, чаще всего называли имена трех харит: Евфросины (радостная), Талии (цветущая, богатая) и Аглаи (прекрасная). Как мы видим, здесь впервые встречается имя Талии, вошедшей впоследствии в плеяду поздних девяти муз.

В связи с этим уместно вспомнить, что знаменитый римский энциклопедист Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.) отождествлял муз с каменами — римскими нимфами, певшими, подобно трем старшим музам, пророчества в стихах. Согласно Варрону, им приносили в жертву молоко и воду якобы по той причине, что вода производит музыку в гидравлосах (т. е. в водяных органах). Римский энциклопедист указывал, что муз-камен всего три: одна возникает от движения воды, другая от звучания при ударе воздуха, третья — исключительно от звука чистого голоса. Конечно, в этом свидетельстве, зафиксированном грамматиком IV в. Сервием, знаменитым комментатором Вергилия («Буколики» VII 21), есть много неясностей. Обратиться же к самому труду Варрона «Древности дел человеческих и божественных» (в общей сложности —41 книга) невозможно, так как его энциклопедия утрачена. Однако не вызывает сомнений, что триада муз-камен, описываемая в связи с водяным органом, является довольно поздней интерпретацией, так как сам орган изобретен не ранее конца III — начала II вв. до н. э. Перед нами попытка приблизить трех древнейших муз к более поздним достижениям в области инструментария. Не поэтому ли остается без применения и «повисает в воздухе» жертвоприношение молоком, которое никак нельзя связать с гидравлосом?

Нужно думать, что именно в трех харитах и в трех музах-каменах следует видеть какой-то переходный этап от муз-прорицательниц к известной группе девяти муз, большинство которых непосредственно связано с заботами о художественном творчестве и, в частности, о музыкальном. Хотя, конечно, подробности этой метаморфозы остаются скрытыми за давностью и многоликостью мифологических перевоплощений.

В окончательном варианте, как известно, плеяда муз представляет такой ряд:

Аполлон и музы

Кто же воодушевляет писателей и поэтов на со­здание произведений? В Древней Греции и Древнем Риме такими вдохновительницами были музы — богини искусства, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины.

Мифологические персонажиАтрибуты, с которыми они изображались
АполлонПредводитель муз, бог Солнца, покровитель всех искусств, часто изображался в окружении девяти богинь на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей.
КаллиопаМуза эпической поэзии, которую изображали с восковыми табличками и с заострённой палочкой для письма (стилосом).
ЭвтерпаМуза лирической поэзии и музыки, изображалась с флейтой.
ЭратоМуза любовной поэзии, изображали играющей на кифаре, струнном музыкальном инструменте.
ТалияМуза комедии, держала в руках комическую маску, на голове её — венок из плюща.
МельпоменаМуза трагедии, изображалась с трагической маской и венком из виноградных листьев.
ТерпсихораМуза танца — в позе танцовщицы с лирой.
КлиоМуза истории — держала в руках свиток из папируса.
УранияМуза астрономии — держала глобус и циркуль.
ПолигимнияМуза гимнов и пантомимы, изображали в виде задумчивой де­вушки, закутанной в покрывало.

Почему среди муз оказались покровительницы наук? Дело в том, что древние греки, а за ними и римляне, относили историю и астрономию к искусствам, в то вре­мя как скульптура или живопись у них высоко не ценились и рассматривались всего лишь как ремесло.

Греки и римляне представляли себе муз в виде молодых женщин, не уступающих по красоте самым прекрасным богиням. Своими песнями и танцами музы веселили богов и вдохновляли людей на творчество. Одним из любимых мест обитания муз считался Кастальский источник у подножья горы Парнас. Человека, испившего вол­шебных вод Кастальского ключа, музы наделяли вдохновением.

musik

Тех, кто осмеливался состязаться с ними, музы сурово наказывали, но чаще всего они относились к людям доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актёрам. «Счастлив тот, кого любят музы», — говорили греки вслед за Гомером и обращались к ним за помощью в любом творческом деле.

В хороводе муз

Парнас

Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они эти таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?

«Парнаса жительницы, девы несравненны. »

Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.

Каллиопа

Так, Каллиопа , муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.

Клио

Мельпомена

Талия

Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.

Полигимния

Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.

Терпсихора

Урания

Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.

Эвтерпа

Эрато

И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато — в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.

Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.

«Сквозь время пронеся огонь священный. »

Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. Они обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский** ключ, и на горе Геликон*** около источника Иппокрены. Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают. Так, Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
«Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения», перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей:

Аполлон

В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.

Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

Сафо Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.

В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Вы, о пестуньи Души. »

Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.


Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

Впереди — долгая дорога.
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!

Фильм «Музы»


Смотреть на YouTube: Музы

* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.

*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.

Распопин В. Н. Литература Древнего Рима. Овидийметаморфозы музы и судьбы

Овидий: метаморфозы музы и судьбы и когда все вариации этой темы исчерпаны, поэт с патетическими восклицаниями удаляется прочь, вместо того чтобы коченеть на пороге до зари, как полагается элегическому любовнику. Гипербола оборачивается иронией».(История всемирной литературы. Т. 1. С. 471.)

«Источник: a) пафос надгробных речей) или гимн украшению (перстню), подаренному возлюбленной. О чем бы ни писал Овидий, он везде идет дальше предшественников, он везде многословней, откровенней, даже там, где это небезопасно. Такова и его дидактическая поэмная трилогия «Наука любви», «Притиранья для лица», «Лекарство от любви». В первой из них рассказывается как найти, завоевать и удержать подругу. Во второй — как быть красивой. В третьей — как излечиться от любви. Вам это ни о чем не напоминает? Конечно же — это пародия на учебник риторики: отыскать тему — разработать — усвоить (добиться, чтобы усвоили слушатели). «Вершиной овидиевской иронии» называет эти поэмы М. Л. Гаспаров в цитировавшейся выше работе. И «вершиной овидиевской эротики».

«Источник: a) блестящую картину римской светской жизни и блестящее издевательство над литературными канонами мог лишь Овидий». В качестве примера приведем фрагмент из «Науки любви» о том, как женщинам следует скрывать свои физические недостатки и о «науке смеяться».

Это была «Наука любви». А вот и лекарство от нее же:

Вчитались? Действительно, иронией пронизана каждая строка этих только кажущихся серьезными поэм. Впрочем, молодой Овидий сочинял и серьезные вещи. Таковы «Героиды» — сборник писем в стихах, написанных от имени мифологических героинь к мужьям, находящимся с ними в разлуке. В риторике такие упражнения были общим местом, в поэзию их впервые ввел Овидий. В пятнадцати стихотворениях поэт поразил читателей своей неистощимой способностью к вариации по сути одной-единственной темы несчастной любви. Блистательно раскрыв психологию любящей женщины, Овидий все подчинил ей: пейзаж, сюжет, наконец сам миф, раскрывая его именно с точки зрения героини. Здесь же поэт впервые с блеском продемонстрировал свою обширную эрудицию, использовав труды Гомера, греческих трагиков, лириков, эллинистическую поэзию и римскую классику. Причем, ряд мифов, обработанных Овидием, почерпнут им буквально «из ничтожных намеков. эпоса».(И. М. Тронский. История античной литературы. С. 393.)

Героинями этих стихотворений стали Пенелопа, Брисеида, Федра, Дидона, Ариадна, Медея, Сапфо и др. Уже из перечисления ясно, что, развивая одну тему, Овидий показывает совершенно различные ее варианты, как различны и сами корреспондентки: скромная и верная Пенелопа, сжигаемая страстью Федра, мстительная Медея и т. д.

Эта книжка вызвала лавину подражаний и ответных «писем героев» к супругам. А сам Овидий в это время создавал не дошедшую до нас, но считавшуюся лучшей в его время трагедию «Медея».

«Источник: a) собрал свыше двухсот сказаний, в которых речь идет о различных превращениях от сотворения мира, т. е. превращения хаоса в космос, до обожествления Цезаря. Все это составлено в единое целое по хронологическому принципу. Там, где хронология не помогала, Овидий либо располагал сказания по циклам (аргонавтика, подвиги Геракла, история Энея и его потомков. ), либо объединял сюжетно близкие мифы, либо монтировал сказания, вводя одно в другое посредством вставного рассказа какого-нибудь действующего лица, демонстрируя филигранное мастерство композиции. И все же определенная пестрота остается, ведь Овидий прежде всего лирик. Как Чехов был преимущественно рассказчиком, а Достоевский — романистом, так Вергилий обладал, условно говоря, романным, эпическим мышлением, Овидий же — лирическим, новеллистическим.

«Источник: a) Юмор неизменно сопровождает читателя этой поэмы, боги и герои которой осовременены и напоминают читателю его самого, или соседа и в то же время автор успевает поговорить и о серьезных вещах, например, изложить «учение пифагорейцев о вечной изменчивости материи и вечной неизменности перевоплощающейся души» (М. Л. Гаспаров).

Мифы о Фаэтоне, Персее и Андромеде, Дедале и Икаре, Орфее и Эвридике, Филемоне и Бавкиде, Венере и Адонисе и многие-многие другие впервые подробно и художественно были рассказаны именно в этой поэме Овидия. Все то, что мы с детства знаем в пересказах Н. Куна, Ф. Зелинского и других авторов, почерпнуто ими из «Метаморфоз». Более того, «это — сокровищница, из которой черпали свои сюжеты сотни тысяч стихотворений и поэм, картин и статуй» поэты, писатели, художники и скульпторы всех времен и народов. Когда мы выходим из детства и уже вполне разумными людьми возвращаемся к античной культуре, лучше всего открыть «Метаморфозы» Овидия и «вчитаться в этот калейдоскоп людей и богов — в эти истории, рассказанные с веселым скепсисом и подчеркиванием любовной стороны дела, отделанные с таким терпеливым искусством, которое не по плечу обыкновенному ремесленнику» (В. Дюрант).

Откроем же и мы с вами эту мифологическую энциклопедию, равной которой не найти во всей античной литературе, и прочтем одно из сказаний — сказание об Арахне. Наш выбор объясняется тем, что миф этот у широкого читателя, что называется, «не на слуху», между тем как в современном литературоведении он играет значительную роль. В частности, новосибирский филолог В. В. Мароши в своей кандидатской диссертации пишет: «Архетип (Архетип — прообраз, идея, изначальный мотив.) Арахны предоставил русской литературе уникальные возможности реализации русского архетипа царя-поэта и поэта-живописца, где поэт и писатель компенсируют свою маргинальность (Здесь — предельность, ограниченность.) и недостаточную реализованность живописи в создании словесно-визуального портрета».

Читайте также  Римини что посмотреть куда съездить

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Распопин В. Н. Литература Древнего Рима. Овидийметаморфозы музы и судьбы. И в закладках появилось готовое сочинение.

Музы Древней Греции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У любвеобильного бога Зевса было много детей. У богини памяти Мнемосины от Зевса родилось 9 дочерей – муз. По другой версии их матерью была богиня Гармония.

Список муз древних греков выглядел следующим образом:

— Каллиопа – муза эпической поэзии;

— Мельпомена – муза трагедии;

— Полигимния – муза священных гимнов;

— Терпсихора – муза танца;

— Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;

Эвтерпа – муза поэзии и лирики;

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Парнас — Андреа Мантенья. 1497. Холст, темпера. 160х192.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз, найденный в XVIII веке на римских раскопках. Его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Саркофаг муз (фронтальная панель). Мрамор. Рим. 1-я половина II в. н. э. Сле­ва напра­во: Кал­лио­па, Талия, Тер­пси­хо­ра, Эвтер­па, Полим­ния, Клио, Эра­то, Ура­ния, Мель­по­ме­на.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, где люди им поклонялись. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу привычного всем слова «музей».

Александрийский мусейон. Древняя Александрийская библиотека.

Под его сводами творили величайшие умы Эллады: Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Каждая из муз покровительствовала определённой сфере жизни, и сейчас мы детально рассмотрим каждую музу.

Каллиопа

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии. Старшая из детей Зевса и Мнемозины, самая почитаемая муза, спутница и покровительница царей. От союза с Апполоном у Каллиопы родились Гомер и Орфей. Также считается матерью сирен. Каллиопа учила петь Ахилла и вершила суд между Афродитой и Персефоной. Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, отсюда появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Клио

Клио, «дарующая славу» — муза истории. Считалось, что Клио сохраняет на своих свитках любые события, происходящие в мире, даже незначительные. В древних мифах, описывается конфликт музы с богиней Афродитой. Клио осудила богиню за любовные отношения с Дионисом, сама же муза любви не знала. Для того чтобы ее проучить, Афродита приказала сыну Эросу пустить любовную стрелу в Клио, а в Пиерона, стрелу убивающую любовь. Так Клио познала самое высокое чувство. Изображалась в пергаментным свитком или доской с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Мельпомена

Мельпомена — муза трагедии. Всегда изображалась закутанной в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость. По одной из легенд две её дочери обладали дивными голосами и решили посостязаться в искусстве пения с музами, но проиграли, за что были сурово наказаны. Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен, тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Талия

Талия — муза комедии. Изображалась в скульптуре и на картинах с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща. Эта муза отличается весёлым нравом и оптимизмом. Талия является противопоставлением Мельпомены. Вечно скорбящая Мельпомена и жизнерадостная, оптимистичная Талия. Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь играют предписанные им роли.

Полигимния

Полигимния — муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке. Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Перед выступлением следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в душу каждого.Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Терпсихора

Терпсихора — муза танца. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках. Совершенный танец Терпсихоры являл собой полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и эмоций.

Эрато

Эрато – муза любовной и свадебной поэзии. Изображалась с лирой или тамбурином, с чудесными розами, вплетенными в волосы, как символ вечной любви. Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых произведений. По легенде на одной из свадеб Эрато заскучала, а после протянула свою лиру слепому музыканту. Тот заиграл мелодию, и все присутствующие на свадьбе почувствовали непреодолимое желание никогда не расставаться. Так появилась музыка для брачных торжеств.

Эвтерпа

Эвтерпа – муза поэзии и лирики. Выделялась среди прочих муз своей женственностью, а также особенным, чувственным восприятием поэзии. Изображалась, как правило, в окружении лесных нимф. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Урания

Урания муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса. В руках Урания держит глобус, расстояние на котором измеряет циркулем. Имя ей было дано в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересен тот факт, что Урания, богиня науки, находится среди муз, связанных с разными видами искусств. Почему? Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector