Музы древней греции список и описание

Музы древней греции список и описание

Боги, которым поклонялись в Древней Греции

Список богов древней Греции

Религия Древней Греции относится к языческому политеизму. Боги играли важные роли в устройстве мира, выполняя каждый свою функцию. Бессмертные божества были похожи на людей и вели себя вполне по-человечески: грустили и радовались, ссорились и мирились, предавали и жертвовали своими интересам, хитрили и были искренними, любили и ненавидели, прощали и мстили, наказывали и миловали.

  • Древнегреческие боги и богини

Поведением, а также повелениями богов и богинь древние греки объясняли природные явления, происхождение человека, морально-нравственные устои, общественные отношения. Мифология отражала представления греков об окружающем их мире. Мифы зарождались в разных районах Эллады и со временем слились в упорядоченную систему верований.

Древнегреческие боги и богини

Главными считались боги и богини, принадлежащие к младшему поколению. Старшее поколение, воплощавшее силы вселенной и природные стихии, утратило господство над миром, не устояв под натиском младших. Победив, молодые боги выбрали своим домом гору Олимп. Древние греки из всех божеств выделяли 12 главных олимпийских богов. Итак, боги Древней Греции, список и описание:

Боги в древней Греции

  • Зевс,
  • Гера,
  • Посейдон,
  • Аид — мрачный хозяин подземного царства, почитался, как и главные боги, хотя и не жил на Олимпе,
  • Афина,
  • Арес,
  • Гефест,
  • Гермес,
  • Аполлон,
  • Артемида,
  • Афродита,
  • Деметра,
  • Гестия.

Зевс и Гера

Зевс и Гера

Зевс — бог Древней Греции — в мифологии назван отцом богов, Зевсом-громовержцем, повелителем молний и облаков. Именно он обладает могущественной силой творить жизнь, противостоять хаосу, учреждать порядок и справедливый суд на земле. Легенды рассказывают о божестве, как о существе благородном и добром. Повелитель молний породил богинь Ор и Муз. Ор управляют временем и сезонами года. Музы несут людям вдохновение и радость.

Женой громовержца была Гера. Греки считали её вздорной богиней атмосферы. Гера — хранительница дома, покровительница жён, хранящих верность мужьям. С дочерью Илитией Гера ослабляла боли при родах. Зевс славился своей страстностью. После трехсотлетнего брака повелитель молний стал посещать обычных женщин, которые рождали от него героев — полубогов. Являлся Зевс своим избранницам в разных обликах. Перед красавицей Европой отец богов престал как бык с золотыми рогами. Данаю Зевс посетил как золотой дождь.

Посейдон

Греки и их вера в богов

Морской бог — повелитель океанов и морей, покровитель моряков и рыбаков. Греки считали Посейдона справедливым богом, все кары которого посылались людям заслуженно. Готовясь к плаванию, моряки возносили молитвы не Зевсу, а владыке морей. Перед выходом в море на жертвенниках возносились курения, чтобы угодить морскому божеству.

Греки верили, что Посейдона можно увидеть при сильном шторме в открытом море. Его великолепная золотая колесница появлялась из морской пены, запряжённая быстроногими конями. Лихих коней владыка океана получил в подарок от брата Аида. Жена Посейдона — богиня шумящего моря Амфтрита. Трезубец — символ власти, давал божеству абсолютную власть над морскими глубинами. Посейдон отличался мягким характером, стремился избежать ссор. Его верность Зевсу не подвергалась сомнению — в отличие от Аида, повелитель морей не оспаривал первенства громовержца.

Господин подземного мира. Аид с женой Персефоной правил царством мёртвых. Жители Эллады боялись Аида больше, чем самого Зевса. Попасть в подземный мир — а тем более, вернуться — без воли мрачного божества невозможно. Аид путешествовал по поверхности земли в колеснице, запряжённой конями. Глаза лошадей пылали адским огнём. Люди в страхе молились, чтобы мрачный бог не забрал их в свои обители. Любимец Аида треглавый пёс Цербер охранял вход в царство мёртвых.

Согласно легендам, когда боги делили власть и Аиду досталось владычество над царством мёртвых, небожитель остался недоволен. Он посчитал себя униженным и затаил обиду на Зевса. Открыто Аид никогда не выступал против власти громовержца, но постоянно старался как можно больше навредить отцу богов.

Аид похитил прекрасную Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, силой сделав её своей женой и правительницей подземного мира. Зевс не имел власти над царством мёртвых, поэтому отказал Деметре в просьбе вернуть дочь на Олимп. Огорчённая богиня плодородия перестала заботиться о земле, настала засуха, затем пришёл голод. Повелителю грома и молний пришлось заключить договор с Аидом, по которому Персефона две трети года будет проводить на небесах, а треть года в подземном мире.

Афина Паллада и Арес

Афина — наверное, самая любимая богиня древних греков. Дочь Зевса, рождённая из его головы, она воплощала три добродетели:

  • мудрость,
  • спокойствие,
  • проницательность.

История древней Греции

Богиня победоносной энергии, Афина изображалась могущественной воительницей с копьём и щитом. Она также была божеством чистых небес, имела власть разгонять тёмные тучи своим оружием. Дочь Зевса путешествовала с богиней победы Никой. Афину призывали как защитницу городов и крепостей. Именно она ниспослала справедливые государственные законы Древней Элладе.

Арес — божество бурных небес, вечный соперник Афины. Сын Геры и Зевса, он почитался как бог войны. Воин, исполненный ярости, с мечом или копьём — таким рисовало Ареса воображение древним грекам. Бог войны наслаждался шумом боя и кровопролития. В отличие от Афины, которая рассудительно и честно вела битвы, Арес предпочитал яростные схватки. Бог войны утвердил трибунал — специальный суд над особо жестокими убийцами. Холм, где проходили суды, назван в честь воинственного божества Ареопагом.

Гефест

Бог кузнечества и огня. Согласно легенде, Гефест был жесток к людям, пугал и губил их извержениями вулканов. Люди жили без огня на поверхности земли, страдая и погибая в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, не хотел помогать смертным и даровать им огонь. Прометей — титан, последний из старшего поколения богов, был помощником Зевса и обитал на Олимпе. Исполненный сострадания, он принёс огонь на землю. За похищение огня громовержец обрёк титана на вечное мучение.

Прометею удалось избежать кары. Обладая провидческими способностями, титан знал, что Зевсу в будущем угрожает смерть от руки собственного сына. Благодаря подсказке Прометея, повелитель молний не соединился в брачном союзе с той, кто родила бы сына-отцеубийцу, и укрепил своё владычество навечно. За тайну сохранения власти Зевс даровал титану свободу.

В Элладе существовал праздник бега. Участники соревновались с зажжёнными факелами в руках. Афина, Гефест и Прометей были символами торжества, которое послужило зарождением Олимпийских игр.

Гермес

Боги в Греции, почитаемые до сих пор

Божествами Олимпа были свойственные не только благородные порывы, ложь и коварство нередко руководили их поступками. Бог Гермес — плут и вор, покровитель торговли и банковских дел, магии, алхимии, астрологии. Рождён Зевсом от плеяды Майя. Его миссией было передавать волю богов людям через сновидения. От имени Гермеса произошло название науки герменевтики — искусства и теории толкования текстов, в том числе древних.

Гермес придумал письменность, был молод, красив, энергичен. Античные изображения рисуют его как симпатичного юношу в крылатых шляпе и сандалиях. Согласно легенде, Афродита отвергла ухаживания бога торговли. Гремес не женат, хотя детей у него много, как много и возлюбленных.

Первая кража Гермеса — 50 коров Апполона, он совершил её совсем ещё в юном возрасте. Зевс задал малышу хорошую «трёпку» и тот вернул украденное. В дальнейшем громовержец не раз обращался к находчивому отпрыску, чтобы решать щекотливые проблемы. Например, по просьбе Зевса Гермес выкрал у Геры корову, в которую обратилась возлюбленная повелителя молний.

Аполлон и Артемида

Кому поклонялись греки

Апполон — бог солнца у греков. Будучи сыном Зевса, Апполон зимнее время проводил в землях гиперборейцев. В Грецию бог возвращался весной, неся пробуждение природе, погружённой в зимнюю спячку. Апполон покровительствовал искусству, а также был божеством музыки и пения. Ведь вместе с весной к людям возвращалось желание творить. Апполону приписывалась способность исцелять. Как солнце изгоняет тьму, так небожитель изгонял хвори. Бог солнца изображался чрезвычайно красивым юношей с арфой в руках.

Артемида — богиня охоты и луны, покровительница животных. Греки верили, что Артемида совершала ночные прогулки с наядами — покровительницами вод — и проливала росу на траву. В определённый период истории Артемида считалась жестокой богиней, которая губит мореплавателей. Божеству приносились человеческие жертвы, чтобы добиться расположения.

Одно время девушки поклонялись Артемиде как устроительнице крепкого брака. Артемиду Эфесскую стали считать богиней плодородия. Скульптуры и картинки Артемиды изображали женщину с большим количеством сосцов на груди, чтобы подчеркнуть щедрость богини.

Вскоре в легендах появился бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Апполон остался божеством музыки и искусства, Артемида — богиней охоты.

Афродита

Афродите Прекрасной поклонялись как покровительнице влюблённых. Финикийская богиня Афродита сочетала два начала:

  • женственность, когда богиня наслаждалась любовью молодого человека Адониса и пением птиц, звуками природы,
  • воинственность, когда богиню изображали как жестокую воительницу, которая обязывала своих последовательниц принимать обет целомудрия, а также была ревностной хранительницей верности в браке.

Древним грекам удалось гармонично соединить женственность и воинственность, создав совершенный образ женской красоты. Воплощением идеала стала Афродита, несущая чистую, непорочную любовь. Богиню изображали как прекрасную нагую женщину, выходящую из пены моря. Афродита — самая почитаемая муза поэтов, скульпторов, художников того времени.

Сын прекрасной богини Эрос (Эрот) был её верным посланником и помощником. Главной задачей бога любви было соединять жизненные линии влюблённых. По преданию, Эрос выглядел как упитанный малыш с крылышками.

Деметра

Богиня Деметра

Деметра — богиня-покровительница земледельцев и виноделов. Земля-мать, так ещё ее называли. Деметра была воплощением природы, которая дарит людям плоды и злаки, впитывая солнечный свет и дожди. Изображали богиню плодородия с русыми, пшеничными волосами. Деметра даровала людям науку хлебопашества и урожаи, выращенные тяжёлым трудом. Дочь богини виноделия Персефона, став царицей подземного царства, связывала мир живых с царством мёртвых.

Вместе с Деметрой почитался Дионис — божество виноделия. Диониса изображали весёлым молодым человеком. Обычно его тело оплетала виноградная лоза, а в руках бог держал кувшин, наполненный вином. Дионис научил людей ухаживать за виноградными лозами, петь буйные песни, которые позже легли в основу древнегреческой драмы.

Гестия

Богиня семейного благополучия, единения и мира. Жертвенник Гестии стоял в каждом доме возле семейного очага. Жители Эллады воспринимали городские общины как большие семьи, поэтому в пританеях (административные здания в греческих городах) обязательно присутствовали святилища Гестии. Они были символом гражданского единения и мира. Существовала примета, что, если в дальнее путешествие взять угли с жертвенника пританея, то богиня окажет своё покровительство в пути. Богиня также оберегала чужеземцев и страждущих.

Храмы Гестии не строили, ведь ей поклонялись в каждом доме. Огонь считался чистым, очищающим природным явлением, поэтому Гестия воспринималась как покровительница целомудрия. Богиня испросила у Зевса разрешения не выходить замуж, хотя Посейдон и Аполлон добивались её расположения.

Мифы и легенды складывались в течение десятилетий. При каждом пересказе истории обрастали новыми подробностями, возникали неизвестные ранее персонажи. Список богов увеличивался, позволяя объяснять природные явления, суть которых древние люди понять не могли. Мифы передавали мудрость старших поколений молодым, поясняли государственное устройство, утверждали морально-нравственные принципы общества.

Мифология Древней Греции подарила человечеству множество сюжетов и образов, которые нашли отражение в шедеврах мирового искусства. На протяжении веков художники, скульпторы, поэты и архитекторы черпали вдохновение в легендах Эллады.

Загадка: Боги Древней Греции. Кого в списке не хватает?

Давайте попробуем вспомнить Древнюю Грецию с её мифами и богами.
Вспомним Зевса, Посейдона, Аида, Аполлона, Афину, Гермеса и не забудем про самый известный персонаж из древнегреческой мифологии — Геракла с его 12 подвигами.
Но всех ли богов Древней Греции мы знаем и помним?
Вот в этом и состоит загадка.

Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний.
В римской религии ему соответствовал Юпитер.

Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса.
Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью.
В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами.
Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады.
В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона.
У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков.
Покровительница брака и супружеской любви..
У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи.
Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты.
Аполлон именовался ещё и Фебом.
Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты.
Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия.
Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений.
В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости.
Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл.
С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь.
С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой.
У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого.
Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли.
Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков.
У римлян – Меркурий.

Арес – дикий бог войны и битв.
В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты.
Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды.
Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе.
У древних римлян отождествлялась с Венерой.

Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком.
По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь.
В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака.
По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом.
Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п.
В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах.
Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти.
Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом.
Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве.
Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли.
Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей.
Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга.
Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции.
Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии.
Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону.
Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.

Пан – бог лесов, покровитель стад и пастухов.
Имеет козлиные ноги, бороду и рога.
Отличительный атрибут Пана – свирель (сиринга) в руках.

Асклепий – древнегреческий бог врачевания

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков.
Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину.
По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы.
Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе.
В Древнем Риме — богиня Пакс.

Ника – богиня победы.
Постоянная спутница Зевса.
В римской мифологии – Виктория.

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая.
У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса.

Плутос – бог богатства.

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса.

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса.

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву.
В Древнем Риме – Беллона.

Мойры (от слова «доля, участь») – богини неотвратимой судьбы, три сестры.
Их имена – Клото («Пряха» – прядёт нить жизни),
Лахесис («жребий, судьба» – определяет жизненную судьбу),
Атропос («неотвратимая» – перерезает нить жизни, после чего наступает смерть).
В Древнем Риме Мойр называли Парками.

А теперь ВНИМАНИЕ, ВОПРОС:

Как зовут древнегреческую богиню ревности?

В загадке имеется подвох)
Первый правильно ответивший на вопрос получает 10 ЖЖЖ.
Комментарии по умолчанию скрыты до завтрашнего вечера.

Девять муз Древней Греции: какими талантами они вдохновляли творцов?

Творчество любого великого музыканта или художника невозможно представить без присутствия музы, которая его вдохновляет. Так, Рафаэль создавал свои бессмертные произведения тогда, когда рядом с ним была Форнарина, Микеланджело восхищался Витторией Колонной, а Сандро Боттичелли увековечивал красоту Симонетты Веспуччи. Сегодня предлагаем поговорить о музах Древней Греции, список и описание которых будут даны в нашей статье.

Кто такие музы

Жители Эллады верили в то, что каждая сфера жизни имеет свою покровительницу. Музы не только символизировали скрытые достоинства человеческой натуры, но и способствовали их проявлению. Если верить классической мифологии, верховный бог Зевс и дочь титанов Мнемозина стали родителями девяти дочерей. Мнемозина была богиней памяти, а ее 9 дочерей стали называться музами, что на греческом означает «мыслящие». Древние греки считали, что эти удивительные создания обитают на горе Парнас, где они танцуют и поют под звуки лиры Аполлона.

Описание муз Древней Греции

Эта муза Древней Греции везде появлялась с пергаментным свитком или доской с письменами. Она записывала все происходящие события, чтобы сохранить их для потомков. Именно о ней древнегреческий историк Диодор писал:

Величайшая из муз внушает любовь к минувшему.

До наших времен дошел миф о конфликте, который произошел между Клио и богиней Афродитой. Покровительница истории не была знакома с таким чувством, как любовь, а потому осуждала богиню красоты, бывшую супругой бога Гефеста, за ее нежную привязанность к молодому богу Дионису. Афродита терпеть не стала. Она велела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, одна из которых разжигала любовь, а вторая – ее убивала. Первая стрела попала в музу Клио, вторая же досталась Пиерону. После того как Клио испытала страдания неразделенной любви, она уже никогда никого не осуждала.

Мельпомена

Эта муза Древней Греции связывалась с трагическими событиями. Две дочери Мельпомены были обладательницами волшебных голосов. Они решили бросить другим музам вызов, однако проиграли. Чтобы наказать их, Зевс превратил девушек в сирен (тех самых сирен, которые едва не погубили аргонавтов). После этих событий Мельпомена поклялась целую вечность сожалеть об их судьбе, как и о судьбах тех людей, которые бросают вызов Небесам. С тех самых пор эта муза появлялась лишь в театральной мантии, а символом ее была скорбная маска, которую она держит в руке. Кстати, в руках этой музы и меч, карающий за дерзость.

Читайте также  Какая погода в греции в марте

Муза Мельпомена

Талия

Муза Древней Греции Талия была покровительницей комедий. Она никогда не принимала веры своей сестры Мельпомены в то, что наказание всегда неизбежно. Именно поэтому между сестрами нередко возникали разногласия. Талию принято изображать с венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках. Эта муза характеризуется оптимизмом и веселостью. Талия и Мельпомена являлись своеобразным отражением образа мыслей греков, которые считали, что мир – это лишь театр богов, где людям достается только исполнение предписанных им ролей.

Полигимния

Она считалась покровительницей ораторов. Жители Эллады называли ее музой веры, сумевшей найти отражение в музыке. От благосклонности именно этого создания зависела пылкость речей оратора и заинтересованность слушателей. Перед выступлением необходимо было попросить Полигимнию о помощи. Тогда она снисходила к просящему и наделяла его даром красноречия. Главным атрибутом этой дочери Зевса была лира.

Эвтерпа

Муза поэзии и лирики отличалась от своих сестер невероятно тонким восприятием поэзии. Когда она читала свои стихи богам Олимпа, ей аккомпанировал сам Орфей. Для него эта прекрасная и женственная муза Древней Греции стала настоящей спасительницей души. Обычно Эвтерпа изображалась в окружении лесных нимф, а ее атрибутами были венок из живых цветов и флейта.

Терпсихора

Ее жители Эллады именовали музой танца, который исполняется в одном ритме с ударами сердца. Совершенство этого искусства древнегреческой музы символизировало абсолютную гармонию движений и эмоций человека с природой. Терпсихору обычно изображали в легкой тунике с лирой в руках. Голову музы украшал венок из плюща.

Аполлон и музы

Эрато

Описание музы Древней Греции по имени Эрато гласит, что она покровительствует любовной поэзии. Песнь, которую исполняет эта муза, рассказывает о том, что нет никакой силы, которая могла бы разлучить два сердца, любящие друг друга. Эту музу поэты призывали на помощь, когда источник их вдохновения иссякал. Как выглядит Эрато? Обычно ее изображали с тамбурином или лирой в руках, на голове ее находился венок из роз, символизирующих бесконечную любовь.

Каллиопа

Имя этой музы можно перевести как «прекрасноголосая», а потому совершенно очевидно, что она являлась покровительницей поэзии, правда, не лирической, а эпической. Каллиопа была старшей из девяти дочерей Мнемозины и Зевса. Обычно греки изображали прекрасную музу в позе мечтательницы, в руках которой находилась восковая дощечка и стилос, которым она писала.

Муза Каллиопа

Урания

Девятая муза Древней Греции по праву считалась жителями Эллады мудрой. В своих руках она держала глобус и циркуль. Кстати, имя этой музе было дано в честь бога небес Урана, который был известен задолго до Зевса. Может показаться странным, что покровительница науки связана с музами. Однако Пифагор сравнивал размерные соотношения звуков музыки с расстояниями, разделяющими небесные светила. То есть этот ученый утверждал, что практически невозможно достичь гармонии в одном, не зная другого.

Имена богинь

Атропос — одна из трех мойр, нить перерезающая судьбы и обрывающая челове-ческую Афина.

жизнь (Паллада, Парфенос) — дочь Зевса, его из родившаяся головы в полном боевом вооружении. наиболее из Одна почитаемых греческих богинь, богиня войны справедливой и мудрости, покровительница знаний.

Афродита (богиня) — Киферея любви и красоты. Она родилась от Зевса брака и богини Дионы (по другой легенде — морской из вышла пены)

Геба — дочь Зевса и богиня, Геры юности. Сестра Ареса и Илифии. богам Прислуживала-олимпийцам на пирах.

Геката — богиня ночных, мрака видений и чаро-действа, покровительница Гемера.

колдунов — богиня дневного света, олицетворения рожденная, дня Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Гера.

Эос — верховная олимпийская богиня, сестра и супруга третья Зевса, дочь Реи и Кроноса, Аида сестра, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера лась-счита покровительницей брака.

Гестия — богиня очага домашнего и огня.

Гея — мать-земля, всех праматерь богов и людей.

Деметра — богиня земледелия и плодородия.

Дриады — низшие божества, нимфы, деревьях в обитавшие.

Илифия — богиня-покровительница рожениц.

крылатая — Ирида богиня, помощница Геры, вестница Каллиопа.

богов — муза эпической поэзии и науки.

демонические — Керы существа, дети богини Никты, людям приносящие беды и смерть.

Клио — одна из муз девяти, муза истории.

Клото («прядущая») — мойр из одна, прядущая нить человеческой жизни.

одна
— Лахесис из трех сестер-мойр, определяющая каждого судьбу человека еще до рождения.

Лето — мать, титанида Аполлона и Артемиды.

Майя — горная старшая, нимфа из семи плеяд — дочерей Атланта, Зевса возлюбленная, от которого у нее родился Гермес.

муза — Мельпомена трагедии.

Метида — богиня мудрости, трех из первая жен Зевса, зачавшая от него Мнемосина.

Афину — мать девяти муз, богиня Мойры.

памяти — богини судьбы, дочери Зевса и Музы.

Фемиды — богини-покровительницы искусств и наук.

нимфы — Наяды-хранительницы вод.

Немесида — дочь богиня, Никты, олицетворяв-, шая судьбу и возмездие, людей каравшая в соответствии с их грехами.

Нереиды — пятьдесят Нерея дочерей и океаниды Дориды, морские божества.

персонификация — Ника победы. Часто ее изображали с венком, Греции в распространенным символом триумфа.

Нимфы — низшие иерархии в божества греческих богов. Олицетворяли силы Никтa.

природы — одно из первых греческих божеств, олицетворение — богиня первозданной Ночи.

Орестиады
— горные Оры.

нимфы — богини времен года, спокойствия и дочери, порядка Зевса и Фемиды.

Пейто — богиня спутница, убеждения Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей Персефона.

покровительницей — дочь Деметры и Зевса, богиня Супруга. плодородия Аида и царица подземного мира, секретами ведавшая жизни и смерти.

Полигимния — муза гимнической серьезной поэзии.

Тефида — дочь Геи и жена, Урана Океана и мать нереид и океанид.

мать — Рея богов-олимпийцев.

Сирены — демоны пола женского, полуженщины-полуптицы, способные изменять море на погоду.

Талия — муза комедии.

Терпсихора — танцевального муза искусства.

Тисифона — одна из эриний.

богиня — Тихе судьбы и случая у греков, спутница изображали. Ее Персефоны в виде крылатой женщины, стоящей на держащей и колесе в руках рог изобилия и корабельный Урания

руль — одна из девяти муз, покровительница Фемида.

астрономии — титанида, богиня правосудия и закона, жена вторая Зевса, мать гор и мойр.

богини — Хариты женской красоты, воплощение доброго, вечно и радостного юного начала жизни.

Эвмениды — ипостась другая эриний почитавшиеся как богини предотвращавшие, благожелательности несчастья.

Эрида — дочь Никты, Ареса сестра, богиня раздора.

Эринии — богини порождения, мщения подзем-ного царства, каравшие преступления и несправедливость.

Эрато — Муза лирической и эротической Эос.

поэзии — богиня утренней зари, сестра Селены и Гелиоса. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа — лирического муза песнопения. Изображалась с двойной флейтой в Богини. руке древних египтян и семитов
Астарта — в мифологии западносемитской олицетворение планеты Венера, богиня плодородия и любви, богиня-воительница. В древности Астарта как почиталась богиня сражений, а также считалась исцелительницей-богиней.

Баст — богиня радости и веселья, священным чьим животным была кошка. Чаще Баст всего изображали в виде женщины с головой или кошки в облике кошки.

Исида — богиня воды, плодородия и ветра, символ женственности и супружеском богиня, верности мореплавания, дочь Геба и Нут, супруга и сестра Осириса. Исида обучила женщин прясть, жать и ткать, лечить болезни и учредила брака институт.

Маат — богиня истины, правосудия и дочь, гармонии бога солнца Ра, участница сотворения когда, мира был уничтожен хаос и восстановлен Нехбет.

порядок — богиня царской власти. Поскольку животным священным Нехбет был коршун, ее изображали в женщины виде с хохолком на голове или в облике коршуна змееголового в белой короне Верхнего Египта.

богиня — Нут неба, дочь бога воздуха Шy и влаги богини Тефнут, сестра-близнец бога Геба земли. Нут называли «огромной матерью рождающей, звезд богов».

Сехмет — богиня войны и солнца палящего, дочь Ра, жена Птаха, мать растительности бога Нефертума. Священное животное Сехмет — Богиню. львица изображали в виде женщины с головой почитали и львицы во всем Египте.

Тефнут — богиня земное. Ее влаги воплощение — львица. Тефнут и ее муж Шу — богов пара-близнецов, порожденных Ра-Атумом. Тефнут — Око любимое бога Ра.

Хатхор — богиня неба, древнейшие в которая времена почиталась как корова, солнце родившая, дочь бога солнца Ра. Богиня любви и радости, танцев и песен, она оберегала детьми с матерей.

Дев`ять муз стародавньої греції: чим надихали творців і якими дарами володіли?

Творчість практично кожного великого художника немислимо без присутності надихає його жінки — музи.

Безсмертні твори Рафаеля були написані з використанням образів, які допомагала створювати його кохана, натурниця Форнарина, Мікеланджело насолоджувався платонічної зв`язком з відомою італійською поетесою Вітторією Колонній.

Красу Сімонетті Веспуччі увічнив Сандро Боттічеллі, а знаменита Гала надихала великого Сальвадора Далі.

Хто такі музи?

Стародавні греки вірили в те, що кожна сфера їхнього життя, яку вони вважали найбільш важливою, має свою покровительку, музу.

Відповідно до їх уявленнями, список муз стародавньої Греції виглядав наступним чином:

  • Каллиопа — муза епічної поезії;
  • Кліо — муза історії;
  • Мельпомена — муза трагедії;
  • Талія — муза комедії;
  • Полігімнія — муза священних гімнів;
  • Терпсихора — муза танцю;
  • Евтерпа — муза поезії і лірики;
  • Ерато — муза любовної і весільної поезії;
  • Уранія — муза науки.

старовинна гравюра

Відповідно до класичної грецької міфології у верховного бога Зевса і Мнемозіни, дочки титанів Урана і Геї, народилися дев`ять дочок. Так як Мнемозина була богинею пам`яті, не дивно, що її дочки стали назватися музами, в перекладі з грецької це означає «мислячі».

Передбачалося, що улюбленим місцем проживання муз служили гори Парнас і Гелікон, де в тінистих гаях, під звук прозорих джерел, вони становили свиту Аполлона.

Під звук його ліри вони співали і танцювали. Цей сюжет був улюблений багатьма художниками Відродження. Рафаель використовував його в своїх знаменитих розписах залів Ватикану.

Твір Андреа Монтень «Парнас», на якому зображений Аполлон в оточенні муз, танцюючих для богів верховних Олімпу, можна побачити в Луврі.

Там же знаходиться знаменитий саркофаг Муз. Він був знайдений в XVIII столітті на римських розкопках, його нижній барельєф прикрашений чудовим зображенням всіх 9 муз.

мусейони

На честь муз будувалися особливі храми — мусейони, які були осередком культурного та мистецького життя Еллади.

Найбільшу популярність здобув Олександрійський мусейон. Ця назва і лягло в основу всім відомого слова музей.

Найбільш відомий Олександрійський мусейон

Олександр Македонський заснував Олександрію як центр елліністичної культури в завойованому їм Єгипті. Після смерті, його тіло було доставлено сюди, в спеціально побудовану для нього гробницю. Але, на жаль, потім останки великого царя зникли, і до сих пір не знайдені.

Один із сподвижників Олександра Великого — Птолемей I Сотер, що поклав початок династії Птолемеїв, заснував в Олександрії мусейон, який поєднував у собі науково-дослідний центр, обсерваторію, ботанічний сад, звіринець, музей, знамениту бібліотеку.

Під його склепінням творили Архімед, Евклід, Ератосфен, Герофил, Плотін та інші великі уми Еллади.

Для успішної роботи були створені найсприятливіші умови, вчені могли зустрічатися один з одним, вести довгі бесіди, в результаті були зроблені найбільші відкриття, які і зараз не втратили свого значення.

Музи завжди зображувалися в образі молодих чарівних жінок, вони мали здатність бачити минуле і передбачати майбутнє.

Найбільшою прихильністю цих прекрасних створінь користувалися співаки, поети, художники, музи заохочували їх в творчості і служили джерелом натхнення.

Відео: Виступ 9 муз Аполлона

Унікальні здібності муз

Кліо, «дарує славу» муза історії, чий постійний атрибут — сувій пергаменту або дошка з письменами, де вона записувала всі події, щоб зберегти їх в пам`яті нащадків.

Як сказав про неї давньогрецький історик Діодор: «Найбільша з муз вселяє любов до минулого».

Згідно міфології Кліо дружила з Калліопи. Збережені скульптурні та живописні зображення цих муз дуже схожі, часто їх виконував один і той же майстер.

Кліо, Муза історії - статуя в Національному музеї Греції

Існує міф про сварку, що виникла між Афродітою і Кліо.

Володіючи суворими звичаями, богиня історії не знала любові і засуджувала Афродіту, яка була дружиною бога Гефеста, за ніжні почуття до молодого богу Діонісу.

Афродіта наказала своєму синові Еротові випустити дві стріли, розпалює любов потрапила в Кліо, а вбиває її, дісталася Піерону.
Страждання від нерозділеного кохання переконали сувору музу нікого більше не засуджувати за виникають почуття.

Мельпомена, муза трагедій.

Дві її дочки мали чарівними голосами і вирішили кинути виклик музам, але програли і щоб покарати їх за гординю.

Статуя музи Мельпомена з плаче театральною маскою в руках

Зевс або Посейдон, тут думки міфосоздателей розходяться, перетворив їх у сирен.
Тих самих, що ледь не погубили аргонавтів.

Мельпомена присягнулася вічно шкодувати про їхню долю і всіх тих, хто кидає виклик волі небес.

Вона завжди закутана в театральну мантію, а її символ — скорботна маска, яку вона тримає в правій руці.
В її лівій руці — меч, що символізує кару за зухвалість.

Талія, муза комедії, сестра Мельпомени, але ніколи не брала беззастережної віри сестри в те, що покарання неминуче, це часто ставало причиною їх сварок.

Вона завжди зображується з комедійною маскою в руках, її голову прикрашає вінок з плюща, відрізняється веселою вдачею і оптимізмом.

Скульптура музи Талія з бубном і маскою

Обидві сестри символізують життєвий досвід і відображають образ думок, властивий жителям стародавньої Греції про те, що весь світ — це театр богів, а люди в ньому лише виконують покладені на них ролі.

Полігімнія, муза священних гімнів, віри, що знайшла своє вираження в музиці.

Скульптура музи Полігімнія - покровительки ораторів

Покровителька ораторів, від її прихильності залежала полум`яність їх промов і зацікавленість слухачів.

Напередодні виступу випливало просити музу про допомогу, тоді вона зглянутися до прохачеві і користувалася його дар красномовства, здатність проникнути в кожну душу.

Постійний атрибут Полігімнія — ліра.

Евтерпа — муза поезії і лірики.

Вирізнялася з-поміж інших муз особливим, чуттєвим сприйняттям поезії.

Під тихий акомпанемент арфи Орфея її вірші потішали слух богів на олімпійському пагорбі.

Зважаючи найпрекраснішою і жіночною з муз, вона стала для нього, що втратив Еврідіку, рятівницею душі.

Атрибутом Евтерпа служить подвійна флейта і вінок з живих квітів.

Як правило, зображувалася в оточенні лісових мавок.

Терпсихора, муза танцю, який виконується в єдиному ритмі з ударами серця.

Досконале мистецтво танцю Терпсихори виражало повну гармонію природного початку, рухів людського тіла і душевних емоцій.

Зображувалася муза в простій туніці, з вінком з плюща на голові і з лірою в руках.

Ерато, муза любовної і весільної поезії.

Її пісня про те, що немає сили, здатної розлучити люблячі серця.

Статуя музи Ерато з лірою в руках

Поети-піснярі закликали музу надихнути їх на створення нових прекрасних творів.
Атрибутом Ерато служить ліра або тамбурин, її голову прикрашають чудові троянди як символ вічної любові.

Каллиопа, що на грецькому означає «прекрасноголосая» — муза епічної поезії.

Статуя музи Калліопа зі сувоєм в руках

Старша з дітей Зевса і Мнемозіни і, крім того, мати Орфея, від неї син успадкував тонке розуміння музики.

Відео: Торждество муз і Різдво ..

Завжди зображувалася в позі прекрасної мрійниці, яка тримала в руках воскову дощечку і дерев`яну паличку — стилос, тому з`явилося відомий вислів «писати високим стилем».

Античний поет Діонісій Мідний назвав поезію «криком Калліопи».

Дев`ята муза астрономії, наймудріша з дочок Зевса, Уранія тримає в своїх руках символ небесної сфери — глобус і циркуль, який допомагає визначати відстані між небесними тілами.

Ім`я було дано музи в честь бога небес Урана, який існував ще до Зевса.

Цікаво, що Уранія, богиня науки, знаходиться серед муз пов`язаних з різними видами мистецтв. Чому?
Згідно з ученням Піфагора про «гармонії небесних сфер», розмірні співвідношення музичних звуків можна порівняти з відстанями між небесними світилами. Не знаючи одного, неможливо досягти гармонії в іншому.

Як богиню наук, Уранія шанують і сьогодні. У Росії навіть є музей Уранії.

Музи символізували собою приховані гідності людської натури і сприяли їх прояву.

Згідно з уявленнями давніх греків, музи володіли дивовижним даром долучати душі людей до великих таємниць Всесвіту, спогади про яких вони потім втілювали у віршах, музиці, наукові відкриття.

Статуї муз стародавньої Греції в національному музеї

Покровительствуя всім творчим людям, музи не терпів марнославства і обману і жорстоко за них карали.

У македонського царя Піерію було 9 дочок, які мали прекрасними голосами, які вирішили викликати муз на змагання.

Каллиопа виграла і була визнана переможницею, але піеріди відмовилися визнавати свою поразку, і намагалися влаштувати бійку. За це їх наздогнала кара, і вони були перетворені в сорок.

Замість чудового співу, вони різкими гортанними криками оголошують весь світ про свою долю.

Тому розраховувати на допомогу муз і божественного провидіння можна тільки в тому випадку, якщо ваші помисли чисті, а устремління безкорисливі.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях

Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях

Абонемент нотных изданий в Год Греческой Республики в России представляет выставку, посвященную Международному дню музыки, традиционно отмечаемому 1 октября. Читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, созданных на основе мифологических сюжетов Древней Эллады.

Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Вклад греческой мифологии в современную культуру невозможно переоценить. Язык, бизнес и искусство – всё демонстрирует влияние греческого наследия в сегодняшнем мире. Из мифов выросло искусство: изобразительное, музыкальное, драматическое, словесное. Из греческого языка произошло само слово «музыка».

Ценности и понятия, олицетворенные мифологическими персонажами Древней Эллады, усваивались культурами западной цивилизации. Греческие мифы были восприняты римлянами, их интерпретировали средневековые ученые и творцы еще до того, как интерес к Античности оживился в европейской культуре благодаря идеям гуманизма и Возрождению. Предания эллинов переосмысливали в эпоху неоклассики и романтизма, а также в современном искусстве, мастера которого взяли на вооружение метафизическую составляющую древних мифов. Сейчас, пожалуй, не найдется края, где бы имя Одиссея (Улисса) не вызывало целую гамму чувств: его хитрость вошла в поговорку; не менее знаменита его ностальгия, тоска по семье, дому. Всем известны такие понятия, как сила Геракла, верность Пенелопы, воинственность Марса, дружба Ахилла и Патрокла, красота Афродиты, страсть Эроса, спокойствие Зевса Олимпийского.

И в музыкальном искусстве мифологические сюжеты Древней Греции занимают большое место. Композиторов разных стран и столетий вдохновляли не только боги и герои, среди которых было много творцов и покровителей искусства, но и то, как широко музыка представлена в звуковой картине мифов и какую огромную роль она играла в воспитании, образовании и общественной жизни того времени.

На выставке читатели смогут познакомиться с нотами и звукозаписями произведений, написанных в XVI–ХХ вв. Особенно широко представлены античные персонажи в операх, балетах, ораториях и кантатах XVII–XVII веков. Реже встречаются они в музыке ХIХ столетия. И опять заметно возрастает их число в музыке ХХ века.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Самыми интересными и важными для композиторов были и остаются мифы о Прометее, Аполлоне и Орфее. Знакомясь с материалами выставки, можно увидеть, как переосмысливались мифические сюжеты в разные столетия. Так, например, трагическая история Орфея не оставила равнодушными музыкантов, внесших определенные новации в классический сюжет. Итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567–1643) создал оперу «Орфей». Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) – автор многих опер на мифологические сюжеты («Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде») – сочинил в 1762 г. свой вариант «Орфея и Эвридики» со счастливым концом, где появляется Амур и возвращает Эвридику к жизни. Русский композитор Евстигней Ипатович Фомин (1761–1800) создал трагическую мелодраму «Орфей» в 1792 г.

Во Франции свою трактовку «Орфея в аду» предложил Жак Оффенбах. В 1948 г. Игорем Стравинским был написан балет «Орфей». Наш современник Александр Журбин создал зонг-оперу «Орфей и Эвридика».

Для более подробного знакомства с темой на выставке представлен список «Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях», охватывающий музыку четырех столетий. Работа выставки продлится до начала ноября.

Из материалов, представленных на выставке:

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях85.313

Б 899

К–427675

К–422326

Брянцева, В. Н. Мифы Древней Греции и музыка [Текст] / В. Н. Брянцева. – М. : Музыка, 1988. – 43 с.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 971

Читайте также  Рея богиня древней греции

Г 557

131249

Глюк, К. В. Альцеста [Ноты] = Alceste : лирическая драма в 3 актах : переложение для пения с фп. : премьера: Вена, Театр di corte, 26 декабря 1767 / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; нем. сцен. ритм. версия А. Зандини. – Милан : Ricordi, 2013. – 179 с. – Текст на итал. яз.

Монтеверди, К. Орфей [Видеозапись] : опера / К. Монтеверди ; дир. Й. Савалл ; реж. Ж. Дефло. –

1 электрон. опт. диск (DVD–ROM). – (Музыкальная видеохрестоматия ; Вып. 1 ; диск 16). – Recorded at Gran Teatre de Liceu, Barcelona, 2002. – Le Concert des Nations – La Capella Reial de Catalunya Jordi Savall.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 971

Г 557

Н–131250

Глюк, К. Орфей и Эвридика [Ноты] = Orfeo ed Euridice : опера в 3 актах : для пения с фп. : премьера состоялась в Вене : опера сокращена автором для франц. театра в 1774 году : издание соответствует требованиям представления в Милане в 1889 году / Кристоф Глюк ; [либр.] Раньери де Кальцабиджи ; перелож. Марио Паренти ; сокращение К. Киусури. – Милан : Ricordi, 2014. – 170 с. – Текст на итал. яз.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 951.0

Л 636

А–9213

17281

22015

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 972

С 83

61424

61532

Стравинский, И. Ф. Орфей [Ноты] ; Агон : одноакт. балеты / И. Ф. Стравинский, либр. авт. – Партитура. – Москва : Музыка, 1972. – 132 с. – Изд. на рус. и англ. яз.

Мифы Древней Греции в классических музыкальных произведениях Щ 971

Ж 914

87417

87419

87853

122052

Журбин, А. Б. Когда поет Орфей [Ноты] : фрагм. из зонг-оперы «Орфей и Эвридика» : для пения [соло, хор] и фп. / А. Б. Журбин ; сл. Ю. Димитрина. – Ленинград : Советский композитор, 1980. – 58 с. – (КР : Концертный репертуар : эстрада).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector