На территории греции располагались

На территории греции располагались

Города-государства Греции

В современной Греции нет городов-государств, однако в древности на ее нынешней территории существовало множество могущественных объединений, называвшихся полисами. Ряд исследователей считает, что их нельзя называть городами-государствами в устоявшемся понимании этого слова, поскольку многие из них имели в подчинении довольно обширные земли сельскохозяйственного назначения. Однако фактически полисы понятию соответствовали, так как могущественные города развивались отдельно друг от друга, имели собственное политическое, экономическое и социальное устройство, а также вступали в дружественные или военные отношения друг с другом.Исторически сложилось, что в Древней Греции не существовало сколько-нибудь крупного территориально и по численности населения государства. Вместо этого на землях современной страны образовалось более сотни независимых городов с небольшими или сравнительно крупными прилегающими территориями. На них располагались не только пастбища и сельскохозяйственные угодья, но и более мелкие поселения. Они назывались полисы и в древние времена сохраняли в себе значительные черты родоплеменных объединений:

  • единые права собственности для всех членов общины;
  • власть в руках совета старейшин;
  • гражданами могли быть только члены общины, а иноземцы и рабы не имели права участия в социальной и политической жизни.

К VII–VI вв. до н. э. ситуация стала меняться, и значительные массы свободных граждан воспротивились против главенства аристократии. Это привело к появлению демократии, родиной которой считаются Афины, где власть народа, выражающаяся в совместном управлении и решении важных вопросов, была представлена наиболее ярко. Однако это не только не прекратило работорговлю, но, наоборот, возвело это явление в крайнюю степень. Поскольку теперь распоряжаться «живым товаром» мог каждый, так же, как и иметь частную собственность, в том числе землю, торговля людьми и экономическая выгода перешли в разряд важнейших ценностей. В некоторых городах ситуация сложилась иначе: из числа народа выбирался лидер, обладавший неограниченной властью, что положило начало образованию ранней тирании в древнегреческом обществе.

Полисы Греции

Несмотря на то, что в современной историографии все города-государства Греции принято называть полисами, их размеры и устройство значительно отличались:

  • Спарта — 8400 км2;
  • Аттика — 2650 км2;
  • Коринф — 880 км2;
  • Самос — 470 км2;
  • Эгина — 85 км2.

Интересный пример полисов, которые нельзя назвать городами-государствами в традиционном понимании — Беотия и Фокида. Первая занимала площадь 2580 км2 и включала максимально 20 независимых микро-государств, а Фокида с площадью 1650 км2 состояла из 22. Несмотря на то, что воспринимались они как единое целое, находящиеся в составе объединения имели известную долю самостоятельности. Вместе с тем, скромные размеры территорий не позволяют отнести их к традиционным государствам.
В число крупнейших городов-государств Греции входили:

  1. Афины.
  2. Спарта.
  3. Милет.
  4. Коринф.
  5. Фивы.
  6. Олимпия.
  7. Хиос.
  8. Сиракузы.
  9. Микены.
  10. Дельфы.

Афины — главный город во все времена

Нынешняя столица Греции и одновременно самый знаменитый город-государство, с древнейших времен играла главенствующую роль и считалась могущественным объединением. Афины называют колыбелью европейской цивилизации, где зародились основы театра, скульптуры, архитектуры, философии и, безусловно, демократии.

В классический период власть находилась в руках народа, то есть всех свободных граждан полиса, которые имели право участвовать в социальной и политической жизни образования. Контролирующие и судебные органы назывались «Большое жюри» и обладали широкими полномочиями. Власть исполнительная была передана филам, то есть представителям определенных социальных и профессиональных групп, которые образовывали довольно многочисленный орган, носивший наименование «Совет пятисот». Оба органа власти избирались жеребьевкой — все отдавалось на решение судьбы.

Благодаря этому стать обладателем неограниченной власти, например, получить должность центрального судьи или верховного афинского правителя, мог любой свободный гражданин. Согласно действовавшим нормам, священной обязанностью
любого афинянина была защита демократических прав и свобод. На общих собраниях двух органов решались вопросы мира и войны, социального устройства и распределения благ, а также лишения или выдачи гражданства конкретным лицам.

В этом и заключалась демократия в чистом виде, которая ни до, ни после в столь глобальной и чистой мере реализована не была. Ее принципы и основы перенесены в современную выборную систему большинства европейских государств, однако со значительными поправками и ограничениями.

Спарта — военное образование со строгими правилами

Другой известнейший город-государство древнего мира, Спарта, пошел по противоположному пути развития, что никак не сократило его достижений. В отличие от демократии Афин, здесь царил режим правящих военных. Своим появлением Спарта обязана воинственному и славящемуся жестокостью племени дорийцев. Захватив Пелопоннес, оно превратило местных жителей в рабов-илотов, которые не имели никаких прав и свобод. На всем протяжении развития здесь сохранялись родоплеменные черты:

  • власть номинально правящих царей была минимальной;
  • во главе стоял совет старейшин;
  • реальной властью обладала сходка высших военных чинов.

Несмотря на наличие правящей верхушки, избрание которой проходило без участия основной массы жителей, значительных классовых различий в материальном плане не наблюдалось. Причиной тому была своеобразная философия жизни полиса: ценился аскетичный уклад жизни, который благодаря этому сегодня называют спартанским, простота в одежде и обустройстве жилища, а также непритязательность в еде и развлечениях. Ели они сообща, пользуясь предоставленным для всех единым провиантом, а деньгами не пользовались вообще, поскольку не признавали и не видели в них ценность.

Главной целю и смыслом жизни спартанцев были война и завоевание новых территорий. С детства юных жителей Спарты приучали быть сильными, ловкими, выносливыми и неприхотливыми, а вместо игр здесь преобладали строевая и военная подготовка. Поскольку главной целью каждого мужчины считалась реализация судьбы храброго война, всех слабых и больных мальчиков еще в младенчестве или самом раннем возрасте убивали или, как это вошло в историю, сбрасывали со скалы. Причиной такой социальной политики была их непригодность к войне, а больше они ни для чего не годились. Направлять их на сельскохозяйственные или другие физически тяжелые работы было нельзя, поскольку это считалось ниже достоинства спартанца: подобный труд ложился на плечи рабов-илотов.

Милет — жемчужина Ионии

Одним из богатейших и старейших греческих городов-государств считался Милет, заложенный в четвертом тысячелетии до нашей эры. Согласно легенде, его основал переселившийся с Крита мифологический герой Милет, а расцвета поселение достигло благодаря Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору — одним из наиболее известных в древнем мире тиранов. В состав объединения входили прилегающие земли, а также порядка 80 удаленных колоний, расположенных вдоль понтийских берегов и даже в Египте.

Располагался Милет в малоазийском регионе: его руины, где были найдены следы линейного письма и минойских фресок, сегодня можно увидеть на территории, которая принадлежит Турции. В древности эта область называлась Ионией, поэтому знаменитый историк Геродот называл Милет «ионийской жемчужиной».

Коринф — входил в тройку ведущих полисов

Стратегически важное расположение Коринфа на пересечении торговых путей сыграло важную роль в его становлении и падении. В эпоху расцвета античного мира он боролся за лидерство с Фивами и Афинами, а в некоторые периоды даже занимал лидирующее положение. Так, в VI столетии до наступления новой эры коринфяне слыли самыми крупными производителями и поставщиками классической керамической посуды, в том числе декорированной знаменитой чернофигурной вазописью.

Как и в других крупных городах, центром Коринфа выступал возвышавшийся на холме акрополь, где были традиционная агора — рыночная площадь, которая использовалась и для собраний, а также храм богине любви Афродите. Неудивительно, что возле него собирались жрицы любви, число которых доходило до тысячи. Все они носили непокрытыми длинные черные волосы: считалось, что они имеют чудодейственную силу. Славен Коринф и тем, что здесь проводились знаменитые Истмийские игры: соревнования по гимнастике, музыке, стихосложению и конному мастерству устраивали в честь морского божества Посейдона.

Фивы — знамениты по многочисленным мифам

Фивы входили в тройку крупнейших торгово-экономических объединений Древней Греции. О известности и могуществе города-государства можно судить по тому, насколько часто он упоминается в мифах и сказаниях. Уходя в глубокое прошлое, он считается местом рождения бога вина Диониса, позже в число его коренных жителей был записан Геракл.

Известно сказание, в котором повествование ведется о военном походе царей семи других полисов против могущественных и влиятельных Фив. Также в трудах Орхомена Минийского говорится о постоянном соперничестве региона с Беотией, которая, несмотря на скромные размеры, имела статус многополисного объединения, которое могло составить серьезную военную конкуренцию. Кроме того, здесь жил и один из самых знаменитых правителей древнего мира — царь Эдип, именем которого сегодня называется весьма необычный психологический комплекс.

Олимпия — родина Олимпийских игр

Расположенная на Пелопоннесе Древняя Олимпия не могла похвастаться большим торговым, военным и экономическим потенциалом, однако во все времена имела статус важнейшего религиозного, культурного и спортивного центра. В древние времена здесь находились одни их самых почитаемых святилищ, посвященных богине земли Гее и ее сынку Кроносу, который мифологически считается отцом Зевса — верховного бога громовержца и отца множества богов древнегреческого пантеона.

Локация Олимпии на Пелопоннесе определила ее роль не только в античной, но и современной истории. Полуостров назван так в честь героя Пелопа, который победил Эномая — царя Писы — в состязаниях на колесницах. Надо сказать, что в древности это был один из популярнейших видов спорта, доступный лишь для богатых. Значительные средства вкладывались в приобретение коней и обустройство транспортного средства. Однако большая часть денег уходила на содержание наемных наездников, причем проигравший, точнее его семья, получали порой больше победителя. Дело в том, что соревнования были жестокими и заключались не в скорости, а в разрушительной силе при столкновении колесниц. Поэтому в большинстве случаев они заканчивались гибелью одного или нескольких наездников.

В честь событий древности в Олимпии изначально проводились лишь состязания колесниц. Позже дисциплины пополнились гимнастикой, силовыми упражнениями, бегом — именно на стадионе Олимпии была создана эталонная марафонская дистанция, а также другими соревнованиями. За полгода до их начала из Олимпии по всей Греции разбегались гонцы, которые информировали и искали участников: убить гонца или спортсмена считалось тяжким грехом, потому практически всегда на время игр и подготовки в ним по всему региону сворачивались военные действия. Именно этот фактор и лег в основу философии современного олимпийского движения, пропагандирующего мирное соперничество спортсменов и аполитичность игр.

Древнегреческий город Фивы

Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.

История Фив

Начало существования Фив связано с событиями скорее героическими, говорят историки. Некоторые из них можно больше отнести к легендам. Ряд сказаний касается непосредственно Кадмы. Основателями Фив были Зетт и Амфион. Но в число причастных к становлению полиса греки относят и Геракла, и Диониса, и даже Эдипа. Есть воспоминания о борьбе с Фивами Аргоса, а в сказаниях о Геракле имеются упоминания о соперничестве городов Беотия, Фивы, Орхомена.
Фивы сами по себе напоминали круг, если посмотреть на них с высоты птичьего полета. Так было еще и потому, что полис окружала закругленная стена. Люди входили и выходили из Фив через 7 ворот. Фивы часто так и называли — «Семивратными». В южной части стена Фив становилась частью акрополя Кадмеи. Ограждение шло вдоль местных рек и пересекало важнейшие торговые пути. Недалеко от ворот Пройтид находился огромный театр, а у Огигийских (южные ворота) располагался алтарь Афины.

Как был устроен древний город Фив ?

Земли, которые находились вокруг жилой территории полиса, хорошо орошались, что способствовало бурному росту прекрасной зелени. Так поля превращались в пастбища и кормили огромное количество лошадей, которыми славились Фивы. Произрастали тут и фруктовые деревья. Город окружали сразу 2 реки:
1. Исмен.
2. Дирка.
В городе из их вод формировался некий бассейн. Его называли Источник Ареса. Помимо него в Фивах располагался Эдипов водоем и имелся водопровод, начинавшийся от источников Киферон.
Фиванский акрополь именовали Кадмеей. Он стоял на небольшой возвышенности. Неподалеку от ворот Электры располагался самый главный храм Фив – Аполлон Исменийский. Он имел богатое убранство и был украшен уникальными древними скульптурами рук Скопаса и Фидия.

Население Фив

Фивы населяли представители, стекшиеся сюда из разных городов и даже стран. Они были родственниками:

1. Минийцев.
2. Гиантов.
3. Аонов.
4. Абантов.
5. Теммиков.

Все вышеперечисленные народы были представителями греческих племен, населявших некогда северо-восток страны. В частности – области Фессалии. Жили в Фивах и азиаты. Историки предполагают, что они пришли со стороны поселений ионийцев. Но мнения ученых в этом вопросе сильно расходятся. Многие находят в таком происхождении азиатских корней фиванцев скорее домыслы, чем правду.

Политическая жизнь и взаимоотношения с другими полисами

Фивы имели вес на политической арене Греции, даже в очень древние времена. Правители этого полиса всегда стремились стать более величественными и главенствовать над другими, мелкими городами-государствами. Преобладающее значение Фивы имели и в составе Беотийского союза.
Такие города, как Коронея, Феспии, Танагра обеспечивали Фивы воинами и если начинались боевые действия или простые стычки, те безоговорочно отправлялись на войну.
Правление Фив сначала имело скорее монархический уклад. Но он быстро сменился правлением аристократии. В правительстве состояли в основном богачи и представители знати. Заседания власть имущих проходили в акрополе.
Правители Фив стремились к превосходству на политической арене, к возможности поддерживать свою гегемонию. Большинство из военных конфликтов, которые часто начинали сами фиванцы, были открытыми и внезапными. В основном Фивы протестовали против тех, кто не принимал их господство и вел деятельность по противодействию политике аристократии. На такие полисы фиванцы нападали.
При этом жителей и правителей не волновало, превосходит по численности воинов и богатству их враг или нет. Так, в 500 гг. до н.э. фиванцы развернули военные действия с армией Афин. Все началось из-за Платеи, на которой Фивы распространили свою беспрекословную гегемонию. Правители Платеи попросили помощи у Афин и развернулись жестокие стычки.
В этом конфликте больше пострадали Фивы. Поэтому они попытались заключить соглашение со спартанцами, но те отказались от такого сотрудничества. Более того, войско афинян подошло вплотную к Фивам, а предводители потребовали выдать им фиванскую аристократию. На это получили отказ и вынуждены были взять город осадой. Фиванцы аристократов в итоге выдали.
Но спустя 40 лет после этой стычки, спартанцы вернули фиванцам право главенства над городами Беотии. Могущество Фив было восстановлено. Спартанцы пошли на это потому, что решили укрепить оппозицию против Афин, которую видели в фиванцах.
Не всегда Фивы первыми вступали в конфликты или оборонялись. Они не раз помогали своим союзникам в борьбе с завоевателями или в наступательных походах. Так они помогли в борьбе с Кекирой Коринфу. Фиванцы оснастили всем необходимым экспедицию коринфцев.
Впрочем, со Спартой у Фив случился разрыв, поскольку ее правители не хотели поддерживать гегемонию Фив.

Фивы против Спарты

Настало время, когда фиванцы начали разворачивать оппозиционную кампанию, направленную на борьбу со Спартой. Ведь Фивы в тот период – 4 в. до н.э., стояли практически на одном уровне с Афинами и Спартой. Одно время фиванцы претендовали на всеобщую гегемонию в Греции.
Правители Фив стремительно продвигали идею главенства. С этой целью они заключили союз против Спарты, как наиболее сильного врага, создав лигу азиатских городов. В этот договор входили и Афины.
В ходе многочисленных стычек, в которых участвовали Киринфа, Коронея и другие крупные полисы, союзников Фив разбили. Спартанцы в свою очередь приняли беспрецедентные меры по ограничению независимости оппозиционных Фивам полисов, и поставили в Феспии и Орхомене свои укрепления. Но союз Фив с оппозиционными спартанцам полисами, быстро восстановили. В итоге Беотийский союз, все же, рухнул. В эти годы были казнены многие выдающиеся руководители повстанческих отрядов.
Фиванцы эмигрировали большими группами. Но со временем молодежь, которая видела бесчинства олигархов, поднялась в атаку, сравнимую с революционной. Движение освобождения объединяли всего 2 лидера. Это братья по оружию и большие друзья Эпаминонд и Пелопид. Они повели за собой Национальную партию и быстро устранили спартанское иго. Впрочем, ненадолго.

Подчинение Македонскому

Фивы умудрились восстать и против владычества Александра Македонского. Но было это не случайно. После долгого господства правителя Македонии, по Греции был распространен слух о том, что Александр погиб. Фиванцы не преминули взять все в свои руки, но не тут то было. Македонский ждать себя не заставил и явился в Фивы с вооружёнными до зубов солдатами. Фивы были взяты штурмом, в ходе которого убили свыше 6 тысяч его жителей, 30 тысяч взяли в плен.
Фивы Македонский разграбил до такой степени, что там не осталось ничего. Впрочем, уцелели Кадмеи. В нем Александр разместил своих воинов. Не тронули и дома Пиндара.

Дальнейшие разорения и упадок Фив

Середина 3 века до н.э. ознаменовалась для фиванцев постепенным приходом к разорению и упадку. Полный распад их полиса датирован 100 в. до н.э. Наступил не просто упадок экономической жизни, страдала культурная и нравственная стороны. Неминуемым стало время, когда Фивы попали под гнет, такими властителями над ними стали римляне. Правители Фив еще пытались возродить былое, но в наказание за это римляне превратили город-государство в жалкое, ничтожно малое поселение.
Средневековье тоже не принесло фиванцам ничего хорошего. Полис и в эти времена не возрождался, а подвергался нападкам и разграблениям. В 13 веке Фивы вошли в состав герцогства Афины, а когда и те пришли в разорение, история Фив ознаменовалась тем, что ее объявили столицей герцогства.
Но пришли Турки, и Фивы снова превратились в подобие маленького городка, а то и деревни. Век 20-й принес фиванцам возрождение и процветание. Его население дошло численностью до 5 000.

Современность

Ныне в Фивах сохранились достопримечательности Средневековья. Одна из наиболее значимых из них – кафедра епископа, которая принадлежит Фиванской и Левадийской митрополии.
По состоянию на первое десятилетие 21 века, население Фив достигло численности порядка 40 тысяч человек. Это самый крупный город Беотийской префектуры

Смотрите также

Асклепий был для древних греков прежде всего богом-врачевателем, дающим людям облегчение и исцеление от страданий. Согласно наиболее распространенному сказанию, Асклепий родился от союза Аполлона с Коронидой, дочерью царя Фле-гия, из фессалийской области Лакерии.

Лептокария в Греции

Ватопедский монастырь (иначе называемый просто Ватопед) расположен на северо-востоке Афонского полуострова. Это мужской монастырь, относящийся к греческой православной церкви. Он стоит вторым по значимости в иерархии афонских обителей (почетное первое место занимает Лавра Св.Афанасия). Ватопед является одним из самых крупных, старых и богатых афонских монашеских обителей.

Карнавалы в Греции

Наверно все знают, что такое карнавал… Маски, изображающие сказочных существ, дорогие костюмы, царящая повсюду атмосфера праздника и беззаботного веселья –лишь основные характеристики карнавальных торжеств. Слово карнавал, в переводе с латинского «carnelevare»,означает «прощай, мясо». Эта традиция – отголосок языческой Римской империи. В античные времена общество руководствовалось гедонистическими потребностями, и подобные праздники были вполне обычным, почти повседневным явлением.

Жемчужина Крита город Ханья.

На севере острова Крит находится красивейший город Ханья. Он круглый год манит путешественников своими золотыми пляжами и ласковыми водами теплого Критского моря, а также уникальными историческими и культурными достопримечательностями.

Миллионы лет назад. Какой была территория Краснодарского края

Когда-то на территории Кубани располагалось Боспорское царство.

Многим известен слоган «Если есть на свете рай — это Краснодарский край». Появился он не так давно, однако места, где располагается регион, всегда считались зажиточными, богатыми. О том, что из себя представляла территория края до прихода казаков, в своей книге об истории Кубани рассказывает доктор исторических и социологических наук, профессор Валерий Касьянов.

По всем этапам

Кубань, разделённая одноименной рекой на две части — горную и степную, отличается широчайшим разнообразием естественных условий. Благодаря этому человек обитал здесь с древнейших времён, здесь оседали народы, проходившие через Кавказ.

Особенностью территории всегда являлось и её геополитическое и геостратегическое положение, существенно повлиявшее на историю заселения и освоения края.

На протяжении 15 лет Светлана Тешева рассказывает об адыгах, проживающих в разных странах мира.

Уже в самую отдалённую эпоху палеолита (период каменного века) на этой территории жил человек. Существование здесь первобытных людей подтверждается многочисленными археологическими открытиями, а также кавказскими мифами — о Прометее, об одноглазых людоедах, сказаниях об амазонках, в легендах о богатырях.

Представление народа о богатырях отражено в исторических памятниках, часто встречающихся на территории Краснодарского края. Это дольмены, или «богатырские хаты» (к сожалению, большинство из них уже разрушено современниками), представляющие собой гробницы неолитического периода, о чём также свидетельствуют археологические находки — кости людей, предметы домашней обстановки и пр. Считается, что строителями дольменов были племена, обитавшие на берегах Азовского и Чёрного морей.

Читайте также  Озеро афины греция

Но воспоминания о них остались лишь в трудах древнегреческих историков и философов да в многочисленных скифских курганах на территории нашего края.

Надо сказать, что одним из самых уникальных является Майкопский курган, который и даёт ценные исторические материалы. Там, например, была обнаружена ваза из сплава серебра и золота с нанесённой на неё картой Северного Кавказа.

1914 год. Родственники Хан-Гирея сфотографировались после спектакля «Наезд Кунчука», постав- ленного по мотивам одноимённой повести Султана Хан-Гирея.

На месте Боспорского царства

Страной, удобной для колонизации и торговых отношений с местными народами, признавали Кавказ и древние греки. В VII-V вв. до н.э. они основали ряд торговых колоний по Черноморскому побережью — на Кавказе и в Крыму.

Стоит отметить, что заметный след в истории края оставило и Боспорское царство, располагавшееся по обоим берегам Керченского пролива и просуществовавшее почти целое тысячелетие.

Там был остров

Формирование современного рельефа территории Северного Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально он представлял собой большой остров, имевший равнинный или слабо расчленённый рельеф. Горы образовались в результате вспышек вулканической деятельности.

Природа всегда влияла на жизнь людей, а на Кавказе, с его мощной горной системой и бесконечным варьированием естественно-исторических особенностей, влияние на события и взаимоотношения жителей были особенно яркими.

«История, например, кубанского казачества не связана генетически с историей предшествующих ему народов, — считает Валерий Касьянов. — Но она не может без нарушения требований к исторической науке рассматриваться изолированно, без обращения к прошлому людей, живших здесь до конца XVII века (времени появления первых казаков, позже образовавших Кубанское казачье войско)».

Это фото было в пакете, который пришёл Плотниковым из Америки. Один из казаков в составе группы джигитовки - уроженец Кужорской Даниил Пьянов.

Богатый край

Какой же предстала Кубань перед казаками?

Если сравнивать, то площадь её больше таких государств, как Португалия, Швейцария, Бельгия, Голландия. Самая северная граница края — Ейская коса, южная — мыс Тузла.

Девушка в костюме кубанской казачки.

Реки, лиманы буквально кипели от рыбы, Азовское море изобиловало осетровыми породами, солёные озера давали соль. В плавнях в большом количестве водилась дичь.

Самая ближайшая к Кубани река — Понура. Как показывают названия степных рек, прежде чем казаки заняли эти места, здесь обитали татары. Об этом свидетельствуют названия рек. Так, Карасун — «чёрная вода», Сосык — «вонючий», Ея — «Иван», Албаши — «красная голова», Челбасы — «ковш воды», Кирпили — «мостовая». В момент переселения казаков все они были многоводными и богатыми рыбой. У историка Страбона река Ея называлась Большой Ромбит, что означало «река, богатая камбалой», а Бейсуг — Малым Ромбитом.

Не пустыня, а брошенная земля

Этнограф Виталий Штыбин:

«В историях переселения черноморского казачества на правобережье реки Кубань очень популярен сюжет о том, как казаки осваивали пустыню на окраине империи. Этакий образ ничьей земли, в которой не было людей, и люди впервые её окультурили. Так ли это было на самом деле?

Конечно, в сам момент переселения казаки застали земли практически пустыми, но! Правобережье Кубани, а тем более Тамань, вовсе не были первобытными пустынями, которые надо было упорно осваивать. Стоит ли говорить о том, как из степей между Доном и Кубанью за 15 лет до этого в результате войны с Россией ушли сотни тысяч кочевавших там поколениями ногайцев (татары). Ушли, потому что предложение отбыть на Урал с освоенных предками степей Кубани посчитали для себя невозможным.

Буквально накануне прихода казаков на Таманский, тогда ещё остров, его покинули тысячи жителей — татары, черкесы (адыги), некрасовцы, частично греки и армяне. Бросили свои жилища и многочисленные мечети, кладбища, на которых были захоронены их предки как минимум с XIII века. Бежали от Российской империи, победившей в войне с Османской точно так же, как в XIV веке отсюда же бежали итальянцы и греки, опасаясь притеснений со стороны турок-осман.

Кубанские казаки называли приезжих «лицами невойскового сословия».

Более того, казакам эти места были очень даже известны. Они постоянно торговали на местных рынках, а в Ачуевских плавнях, знаменитых своей рыбой и икрой ещё в античное время, они были простыми рабочими при татарах. Об этом прямо писал Шарль де Пейсонель в «Трактате о торговле на рном море» (1787 год): «Рыбной ловлей в Ачу занимаются казаки, называемые «сари инад», подданные Крымского хана; ловля длится с мая до конца октября, так как в остальные месяцы года она невозможна ввиду того, что река Кубань замерзает. В день начала рыбной ловли бей даёт большой праздник».

Эта запись сделана за пару лет до ухода татар и перехода Ачуевских плавней в руки черноморских казаков под Российским подданством. Бывшие рабочие сразу после переселения приватизировали их, и в последующие долгие годы рыба и икра с Ачуевских плавней станет одной из главных статей дохода казачьего края. Что же касается земледельческого освоения степи, то вопрос спорный, ибо хорошо известно, что казакам часто было не до хозяйства — война держала их вне дома большую часть жизни.

Так что не в пустыню пришли черноморцы, а в брошенную и очень выгодную землю своих противников по последней Российско-Османской войне 1787-1791 годов».

5 важнейших городов Древней Греции

Эллада была объединением городов-государств, населённых древнегреческими племенами.

Милет

Милет — самый богатый древнегреческий город. Он располагался в Карии на западном побережье Малой Азии. Геродот особенно выделял Милет, называя его «жемчужиной Ионии (область Малой Азии)».

Милет.

Милет. Источник: wikipedia.org

Первые поселения на территории появились во второй половине 4-м тыс. до н. э. Своё название город получил в честь героя Милета, который по легенде основал его, переселившись с Крита.

Своё богатство Милет заработал благодаря тиранам-правителем Фрасибулу, Фоасу и Дамасенору. Город имел 80−90 колоний по берегам Понта, среди которых были Кизик, Синоп, А бидос, Томи и Оливия. Даже в Древнем Египте была милетская колония — Навкартис. Милет не раз отстаивал свою независимость, сражаясь с лидийскими царями и персидскими владыками.

Сейчас руины Милета находятся на территории современной Турции. Архелоги нашли в нём фрагменты фресок минойского стиля и тексты линейного письма.

Коринф

В классический период Коринф соперничал с Афинами и Фивами в торговле и контролем над перевозками через перешеек. Также до середины 4-го века до н. э. он был крупнейшим поставщиком чернофигурной керамики в другие города всего греческого мира. Однако позже лидерство перешло к Афинам.

Коринф.

Коринф. Источник: wikipedia.org

На акрополе города находился главный храм, который посвящён богине Афродите. Из воспоминаний очевидцев, храм — был центром жриц (путан), которых скапливались там более 1 тыс. Они всегда носили длинные волосы, и чем волосы были длиннее, тем выше на них был спрос. Местные мужчины верили, что волосы жриц храма Афродиты имели волшебные свойства: они помогают их обладательницам не уставать и восстанавливать внутренний баланс.

Кстати, обычные женщины носили длинные платья, покрывавшие их с головы до ног. Жрицы же никогда не носили платки, покрывала или что-нибудь ещё, что бы закрывало их волосы.

Кроме этого, в Коринфе проходили Истмийские игры, древнегреческие игры в честь бога Посейдона: состязания были гимнастические, конные, поэтические и музыкальные.

Афины

Афины, город названый в честь древнегреческой богини мудрости, принято считать колыбелью европейской цивилизации. Афины — родина театра, философии и демократии.

Афины.

Афины. Источник: wikipedia.org

В целом, традиция театра в Афинах отличалась от современных. Во-первых, актерами могли стать только мужчины, которые не использовали во время спектакля мимику, а передавали эмоции только с помощью масок и пластики. Также трагедии ценились больше комедий, которые вовсе считались развлечением плебеев.

В древней Греции у Афин был статус города-государства, управляло им народное собрание, в которое входили граждане полиса. Исполнительная власть была у совета 500, в который входили представители филы (социально-профессиональные группы) — они выбирались с помощью жеребьёвки. Судебная и контрольная власть была в руках большого жюри, также избиравшегося по жребию. Так, любой гражданин мог стать правителем Афин или главным судьёй.

Сейчас Афины — экономический, культурный и административным центр Греции. В 1930-е началось изучение Афин археологами, но систематический характер раскопок был приобретён только благодаря образованию в Афинах английской, французской и немецкой археологических школ в 1970−1980-е.

Фивы — это город семи-ворот. Он был окружен стеной со всех сторон, возле города протекал ручей, который, возможно использовали вместо рва. Этот ручей, кстати, воспел в своих произведениях Вергилий.

Фивы.

Фивы. Источник: wikipedia.org

С Фивами связано множество древнегреческих мифов, так как история Фив восходит к героическому периоду. Упоминание о городе мы можем найти в сказаниях о Кадме (основатель Кадмеи), о Зете и Амфионе, которые являются оснавателями Фив, о Дионисе, о Лабдакидах и, конечно же, о Геракле.

Также известны мифы о Эдипе, о похроде семи царей против Фив, о походе эпигонов. Многие филологи и историки находят реальные исторические воспоминания в текстах древних сказаний, хотя, безусловно, многое из них является вымыслом. Тем не менее в мифах есть воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с Фивами, в легендах о Геракле — воспоминания о доисторической борьбе 2 соперничавших городов Беотии, Фив и Орхомена Минийского

Кроме этого, именно Фивы подарили миру 2 распространённых комплекса — Эдипа и Электры.

Олимпия

Олимпия была важнейшим религиозным и спортивный центром Греции. Благодаря проводимом в ней Олимпийским играм и фестивалю в честь Зевса она получила всемирную известность. Стоит отметить, что на время игр в Греции прекращались все военные действия.

Олимпия.

Олимпия. Источник: wikipedia.org

Локальную известность Олимпия имела и до Олимпийских игр — она была святилищем Геи (богиня Земли) и Кроноса (сын Геи, отец Зевса). По древнегреческому Мифу: в честь Пелопоса, который одолел в состязаниях на колесницах царя Писы Эномая, здесь проводились состязания на колесницах. Кстати, именно в честь Пелопоса называется и весь полуостров Пелопоннес, а в центральной части святилища ему посвящён величественный Пелипион.

Сейчас Олимпия — это прибыльный туристический комплекс, современный город не так интересен, как древние руины.

Афины, Плака и Монастираки

Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки Афины, Плака и Монастираки

Экскурсия по административному, коммерческому и культурному центру Древних Афин.

Прогулка по старой части Афин – Плаке и Монастираки — удивительно увлекательное, приятное и незабываемое путешествие.

Плака – самый древний район города в самом его центре, прямо под Акрополем. На юге он граничит с кварталом Макриянни, на востоке – с районом, где возвышаются колонны храма Зевса Олимпийского и Заппеон, с севера- с улицей Эрму, главной торговой улицей Афин, и на западе с Монастираки – другим старым районом Афин.

Вы побываете там, где решилась судьба великого философа древности Сократа.

Плака объявлен «традиционным поселением». Послевоенные здания района тоже признаны охраняемыми. Благодаря этому Плака сегодня – единственное место в Афинах, где можно увидеть город таким, каким он был 100 лет назад. Сохраняются и здания известных жителей старых Афин.

Плака – это место, где «встречаются» памятники всех эпох, которые прожил город: античной, римской, византийской, османской. Они свидетельствуют о том что здесь бьется сердце города с древнейших времен до наших дней. Множество небольших церквей, мечеть, хамам, первый университет Греции, Древняя и Римская Агора составляют культурную мозаику района.

На территории Древней Агоры располагались торговые ряды, мастерские ремесленников, монетный двор, школы и театры. На площади Древней Агоры собирались свободные жители города, чтобы решать важные вопросы его жизни и жизни его жителей. Здесь великий Сократ был приговорен жителями города к казни.

На территории Древней Агоры вы увидите один из лучше всего сохранившихся древнегреческих храмов – храм Гефестион V века до н.э. Он был посвящен богу огня и кузнечного ремесла, покровителю ремесленников – Гефесту и богине Афине. Недалеко от него находится памятник византийского периода – храм Святых Апостолов. На площади Метрополии вы посетите главный Кафедральный собор города Афин, где хранятся мощи Святого Григория V – патриарха Константинополя, увидите изящную византийскую церковь Малая Метрополия XIII века, памятники, посвященные последнему византийскому императору Константину XI Палеологу и архиепископу Афин и всея Греции Иоанну Дамаскину.

Рядом с древнегреческой Агорой находится Римский Форум. Здесь сохранились руины торговых помещений, мечеть XV века. В знаменитой Башне ветров, имеющей восьмигранную форму, символизирующую 8 ветров, дувших в древних Афинах, когда-то были установлены государственные водяные часы. Снаружи, на стенах Башни, сохранились солнечные часы. Вы увидите фрагменты западной стены здания, в котором находилась Библиотека римского императора Адриана, византийские церкви X — XIV вв. Величественная Арка Адриана разделяет старый и новый город. Надписи, высеченные с двух ее сторон, называют основателями Афин Тесея и Адриана.

Квартал Анафиотика, прилегающий к Плаке,- это «остров», в прямом и в переносном смысле, в самом сердце Афин. Этот крошечный живописный квартал, вскарабкавшийся на северо-восточный склон Акрополя, построен в середине XIX века строителями из Анафи (Кикладские острова), которые приехали в Афины, чтобы работать на строительстве общественных зданий и дворца короля Отто. Аренда и стоимость земли в остальной части Афин были очень дорогими, поэтому они стали строить свои дома в окрестностях Акрополя, конечно, в стиле архитектуры Кикладских островов. Строительство было незаконным, не существовало никакого плана, каждый строил свой дом так как хотел, и там, где хотел, поэтому вместо улиц существовали узкие проходы через дворы домов. Новые жители принесли с собой свои обычаи и традиции, песни, танцы, и постепенно перенесли в греческую столицу новый Анафи. Вместе со строительством домов, они восстановили два храма, расположенные в районе с XVII-го века: церковь Святого Симеона и Святого Георгия тон Врахон. Сегодня на карабкающихся вверх улочках сохранилось только 45 домиков, площадью от 8 до 36 кв.м., которые объявлены охраняемыми.

Плака – идеальное место для прогулок. Ее живописные узкие улочки полны традиционных таверн и ресторанчиков, кафе и баров. Отовсюду слышна зажигательная греческая музыка. Почти на каждом шагу вас встретят туристические магазины с разнообразными сувенирами и подарками, обувью и одеждой, сделанными вручную.

Буквально в двух шагах от Плаки находится знаменитая улица Эрму с магазинами известных мировых брендов и площадь Синтагма со знаменитыми колоритными «эвзонами».

Пешеходная прогулка продолжится по Монастираки — другому старейшему и самому популярному району Афин. Монастираки окружает одноименную площадь, которая тянется к югу от Эрму, площадей Метрополия и Тесея. К нему прилегают районы Псири, Плака и Тесея. Название «маленький монастырь» происходит от старой церкви Успения Богоматери Афин, расположенной на площади. Когда-то она была приходом монастыря Карея на Имитосе. На площади Монастираки господствует старая мечеть Тцистара́ки. Здесь же, на площади, находится и бывший католический костел. Во время господства франков он принадлежал монастырю Николая Бонефация. В период турецкого владычества был, как и православная церковь Богоматери, приходом монастыря Карея на Имитосе. В последующие годы стал приходским храмом, посвященным Успению Богоматери. На улице Адриану вы посетите церковь Агио Филиппа (Святого Филиппа) XVII века.

Мечеть была построена турецким воеводой Тцистаракисом в 1759 году. На ее строительство пошли материалы старых зданий. А чтобы найти материал для мраморной штукатурки стен, турки взорвали 17-ю колонну Храма Зевса Олимпийского. Афиняне считали, что под венцом каждой колонны храма «пряталось» одно проклятие. Эта легенда подтверждается: в городе после этого события разразился голод. Согласно тому же преданию, храм Зевса так громко «оплакивал» разрушение своей колонны, что в ту ночь никто не мог заснуть в Афинах. Храм «успокоился» только после убийства воеводы. После революции 1821 года здание использовалось в разных целях на протяжении более века, а в 1924 году в нем разместился народный музей. Известный греческий коллекционер Дросинис подарил музею две ценные коллекции, мебель, посуду, картины датского художника К. Пелфа и японские сосуды Гр. Ману. Позже музей был переименован в Национальный музей декоративного искусства. Сегодня в мечети находится отделение Музея народного искусства. В нем выставлена богатая коллекция керамики, в основном из Малой Азии.

Район Монастираки знаменит своим блошиным рынком. Его любят не только жители города, но и его гости. Это рай для любителей старины, антиквариата, редких вещей. Здесь можно найти все: от булавки до мебели, предметов греческого быта и западной культуры, туристических сувениров. Прогулка по рынку – это путешествие в историю города и всей Греции.

В Монастираки на каждом шагу вас ждут сувенирные лавки, антикварные салоны рестораны, таверны, кафе. Здесь царит удивительная, неповторимая атмосфера. Вы можете погулять, понаблюдать за торговцами, послушать уличных музыкантов, выпить чашечку кофе в каком-нибудь уютном кафе.

После интересной прогулки по узким улочкам старых Афин — Плака и Монастираки, Вы не сможете устоять перед живописными громогласными зазывалами и непременно отведаете вкуснейшие блюда греческой традиционной кухни и выпьете бокал греческого вина в одной из многочисленных таверн под Акрополем!

II этнокультурный праздник «Загадки древнего Паниардиса»

29 мая 2021 г. в Азове стартовал новый туристический сезон, который открыл второй этнокультурный праздник «Загадки древнего Паниардиса». Впервые он был проведён в 2019 г., а в 2020 г. из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, мероприятие было отменено. В текущем году праздник состоялся и был приурочен к Году истории Россия-Греция.
Всего на один день территория Крепостного парка у валов Азовской крепости превратилась в греческий полис. Это место было выбрано неслучайно — в древности здесь располагалось античное поселение Паниардис, существовавшее в I веке до нашей эры – III веке нашей эры и входившее в состав Боспорского царства. Археологические находки, связанные с этим крепостным городищем, хранятся и экспонируются в Азовском музее-заповеднике. Всё это позволило в 2018 г. войти Азову в туристический маршрут «Золотое кольцо Боспрского царства», который объединил территории, где в античное время располагались города древнего государства.
II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник
Гости праздника «Загадки древнего Паниардиса» смогли познакомиться с одной из древнейших страниц в истории Азова и погрузиться в атмосферу мифов и легенд, обычаев и обрядов, вкусов и мелодий загадочной и притягательной античной Греции. Для посетителей мероприятия был подготовлен большой праздничный концерт, в котором приняли участие творческие коллективы города, района и области. На сцене сменяли друг друга артисты в ярких национальных костюмах, исполняющие танцы народов мира.
Восторг у публики вызвали акробаты, выполнявшие на сцене невероятные трюки. Спортивную тему праздника поддержали атлеты клуба CROSSFIT AZOV и воспитанники СШОР №9 отделения «Спортивная борьба», выступившие с показательными выступлениями. На сцене состоялась премьера спектакля античного театра «Одеон» (г. Таганрог), а также постановка спектакля «Психея» молодёжным театром «КУЛ-ШОУ» (г. Азов).
В этом году были задействованы и фортификационные земляные сооружения XVIII века – валы Азовской крепости, которые на время Праздника превратились в греческий Олимп. Здесь прошли театрализованные интерактивные экскурсии, посвящённые мифам и легендам Древней Греции.
II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник
Для азовчан и гостей города работало 12 интерактивных площадок. Все желающие могли принять участие в увлекательных конкурсах и мастер-классах по орнаментации керамики и гончарному искусству, творческих занятиях по скрапбукингу и созданию лаврового венка, познавательных программах, посвященных истории монеты и мореходного дела, отведать травяной чай из Гошпитального сада Азовского музея, отчеканить собственноручно монету и приобрести на память сувенирную продукцию в «греческом» стиле.
Много гостей собрала интерактивная площадка исторического клуба «Казачья слава». Метание копья, топора и ножей, а также стрельба из лука привлекла не только мужчин, но и прекрасных дам, которые выразили желание проверить свою меткость. Большой популярностью у взрослых и детей пользовался небольшой «трогательный зоопарк», организованный природным парком «Киммерия». Здесь можно было погладить и покормить козочек и овечек.
Для любителей фотосессий были организованы специальные фотозоны с греческими костюмами и атрибутами той эпохи. Никого не оставила равнодушной катапульта, сделанная по подобию метательной машины, которую использовали в Древней Греции, чтобы пробивать оборону противника.
II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник
В этом году посетителями праздника стало более 3500 азовчан и гостей города. В мероприятии приняли участие: сотрудники Азовского музея-заповедника, сотрудники и воспитанники центральной библиотечной сети города, станции юных техников, детской художественной школы, станции юных натуралистов, дома детского творчества, детской школы искусств, спортивных школ Олимпийского резерва Ростовской области, которые подготовили специальные выставочные программы и показательные выступления.
Когда солнце стало клониться к закату, территория Крепостного парка наполнилась звуками греческой мелодии. На зелёную поляну «амфитеатра» вышли более 70 участников театра танца «Надежда» (г. Азов), которые синхронно исполнили известный греческий танец «сиртаки», вовлекая в это зрелищное действо гостей мероприятия. Это стало красивым заключительным аккордом праздника.
II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник II этнокультурный праздник
Фестиваль закончился, но остались положительные эмоции, ваши добрые отзывы и яркие воспоминания о нём. Мы очень надеемся, что в следующем году снова встретимся с вами на празднике «Загадки древнего Паниардиса». До новых встреч!
ФОТОГАЛЕРЕЯ

Читайте также  Пьеве ди кадоре

Азовский историко‑археологический и палеонтологический музей‑заповедник. 2019-2021 ©

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector