Национальный греческий танец

Национальный греческий танец

Национальный греческий танец

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

У каждого народа есть свои особенности и свой национальный танец. У поляков – полька, у бразильцев самба, у украинцев гопак, у ирландцев чечётка, у грузин лезгинка…
Есть мнение, что именно в танце раскрывается душа народа.
Если в России любого иностранца обязательно сажают пить водку (такая у нас система распознавания «свой-чужой»), то в Греции чужеземца ведут танцевать.
Когда я путешествовал по Греции, мне рассказали, что особенность греческого национального характера проявляется ещё и в привычке танцевать национальные греческие танцы даже на дискотеках.
Понять греческую музыку, значит почувствовать душу Греции. Музыка и танец – это психея греческого народа. Понять греческий танец, уловить ритм в чужой для непривычного уха музыке, – значить соприкоснуться с греческой душой, которая, как это ни удивительно, во многом родственна русской душе.

Греческим танцам учатся сегодня, и не только в Греции.
У нас тоже есть школы русских народных танцев. Но где вы видели, чтобы в ресторане принялись танцевать русские народные танцы? А в Греции это принято.
Когда я просил, что отличает греков от других народов, мне ответили – умение и желание танцевать греческие народные танцы.
Всех туристов, посещающих Грецию, учат танцевать греческие народные танцы, и прежде всего всемирно известный сиртаки.

Греческие танцы очень напоминают украинские, молдавские, румынские.
Сирта́ки – популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для голливудского фильма «Грек Зорба». «Сиртаки» — уменьшительная форма греческого слова сиртос, которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написал греческий композитор Микос Теодоракис.

Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни, – сиртос. Это самый древний и основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. Сиртос – самый патриотический танец.

Греческая народная песня (многие называют её рембетико) вызывает последнее время интерес не только в Греции. Её изучают во многих университетах Европы, США, Австралии.
Как древнегреческая культура основывалась на эпических поэмах Гомера, так современная греческая культура основывается на народной песне. Я не сомневаюсь, что в будущем народные песни Греции будут изучать, как сегодня изучают поэмы Гомера.

Во многих странах (в Финляндии, Швеции, Австралии, США) существует не просто теоретическое изучение этой греческой музыки, но и живое её исполнение группами, которые играют на бузуки (греческий народный инструмент, напоминающий мандолину). На этом инструменте можно одновременно играть мелодию и держать ритм. Бузуки можно легко сочетать с другими инструментами: гитарой, аккордеоном, фортепьяно. Бузуки передает мелодию тонко и скромно.

Танец Хасапико — один из основных ритмов греческих народных танцев. Он распространён не только в Греции, но и на Балканах. В Сербии его можно встретить как сербский, в Румынии его же называют «хора». Русский казачий танец тоже родственен этому ритму.

Рембетико — это классический этап развития греческой народной городской песни.

Большинство греческих народных мелодий танцевальные (95 песен из 100). Дело в том, что профессиональные музыканты играли на праздниках, свадьбах, в музыкальных кофейнях, тавернах, ресторанах. И в интересах исполнителей было, чтобы людям нравилась музыка, чтобы они вставали, танцевали, заказывали любимые мелодии и соответственно за них платили.

Кто то насчитал, что существовало более 200 танцев, и даже разделил их на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические.

По преданию, священные танцы были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он переложил их на греческий лад. Священные танцы исполнялись во время жертвоприношений и мистерий. Гражданские танцы исполнялись во время общественных праздников и церемоний на площадях и улицах.

Человек античности остро ощущал гармонию Божественного и земного. Он находил её и в танце тоже. Древние греки считали танец прекрасным даром богов, в котором заключено единство душевной и физической красоты. Танец для них был общением с Божественным, а сами боги сходили на землю, чтоб поучаствовать в праздниках, сопровождаемых танцами.

Муза танца Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Единство чувства и мысли, танца, музыки и пения, это гармония, которую греки считали проявлением божественности.

В трактате Лукиана «О танце», написано, что образцы первозданного танца дают нам вселенная и космос. Когда Хаос сменяется упорядоченным движением, то есть Ритмом, на небе появляется «хоровод звезд», гармоничное сплетение подвижных и неподвижных светил. Так рождается танец.

Когда я учился в школе, у нас устраивали фестиваль народов СССР и разучивали народные танцы. Ну а на дискотеке мы танцевали примитивное диско.
Уже в зрелом возрасте я записался в школу танцев. Там изучали лишь фокстрот, ча-ча-ча, самбу и другие. Русские танцы там не изучали, и потому я скоро ушёл.

Сейчас многие с интересом наблюдают за конкурсами бальных танцев и танцы со звёздами. Но почему-то ни в одном конкурсе нет русского танца.

На западе принято считать, что диковинные прыжки и ужимки традиционного русского танца являются следствием холодного климата нашей северной страны, и были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться.

Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. Веселье начиналось с молитвы, потом обильная выпивка и закуски, песни да пляски, а завершал цикл кулачный бой «стенка на стенку». После перекура процедура повторялась.
При холодной температуре воздуха экстремальные танцы являлись оптимальным вариантом продолжения веселья на улице.

Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров, ряженых медведями, и четыре медведя, одетых танцорами.
Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири – медведя.

В 1113 году Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Им оказался каменщик Петро Присядка. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин.
Каменщик Петро Присядка много работал, сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги.
Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

В 1937 году появился первый в России профессиональный ансамбль народного танца под управлением Игоря Моисеева – лучший в мире академический ансамбль, исполняющий народные танцы. Постановки, трюки и идеи коллектива используют чуть ли не все хореографы мира, кроме самых необразованных и ленивых.
Однажды меня попросили развлечь иностранного гостя, и я пригласил его на концерт ансамбля танца Бориса Моисеева. В восторге отказался не только мой иностранный гость, но и я сам. Он таких русских танцев просто дух захватывает!

Сегодня народные танцы переживают второе рождение. Не в последнюю очередь и потому, что именно народные танцы служат источником новых хореографических изысков в балете.
Именно так считает Алексей Ратманский – признанный недавно лучшим хореографом России.

Несколько лет Алексей работал главным балетмейстером Большого театра в Москве, а совсем недавно в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера его постановки балета «Анна Каренина».
С Алексеем Ратманским мне удалось пообщаться в дискуссионном клубе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета «Современность сквозь призму литературы».

Алексей Ратманский считает, что интерес к балету падает. Балет искусство аристократическое.
То, что для нас кажется прекрасным, в Европе кажется странным.
Русская школа балета не позволяет танцевать ультрасовременную хореографию.
Передать современный сюжет приёмами классического танца невозможно.
Классические танцы сейчас не ставят, это мёртвый язык.
Классический спектакль это язык, на котором сейчас не говорят.
Нельзя ставить то, что зрители не поймут, но идти на поводу зрителя тоже нельзя.
Французы сейчас впереди всех по школе балета, и толчок дал им наш земляк Рудольф Нуриев.
Русские актёры считают необходимым самовыразиться за счёт движения.
Самые сильные артисты в Нью-Йорк Сити балет.

Кто хочет прослушать дискуссию с Алексеем Ратманским, может скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/AOIV9S
Плагин от Sony здесь: http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

Если в танце раскрывается душа народа, что же такое – душа народа?

— А не выдумка ли это — “русская душа”?
— Знаю только, что отличают ее братство, потребность в жертвенном служении и не обожествление частной собственности. Русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство. И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей.
Русская душа не может без страдания, а прежде сострадания, потому как только оно освобождает от плена наслаждения и личной выгоды. Мы готовы с радостью мучиться ради всех, находя в этом смысл своего существования. Именно жажда сострадать, причем без всякого расчета, — вот отличительная особенность русской души. Сострадать с выгодой невозможно; это единственное, что невозможно делать с выгодой для себя!» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Танец, как символ единения народа. Сиртаки.

Хочу вернуться к теме народного танца, которую я затронула в рассказе про греческий фестиваль , на котором побывала.
Я с завистью смотрела тогда на греков, которые умеют танцевать свои народные танцы и учатся этому с детства.

Правда последнее время даже в старинных народных греческих танцах движения стали очень похожими: как правило, исполнение медленных танцев греки постепенно сочетают с быстрыми, когда все танцующие кладут руки на плечи друг другу и движутся по кругу, делая ритмичные движения ногами с подскоками.

Танец в исполнении организаторов фестиваля и зрителей.

Но самым известным греческим танцем по праву считается сиртаки. Этот танец стал визитной карточкой Греции, его охотно танцуют взрослые, дети и все отдыхающие в Греции туристы.

Отражая национальные особенности и органично вписываясь в греческую культуру, сиртаки стал своеобразным символом этой страны. Мэр Афин даже как-то сказал, что греки живут по принципу сиртаки: медленное начало, затем все быстрее и быстрее, пока не достигнут невероятной скорости.))

А ведь далеко не каждый знает, что сиртаки — это довольно современный танец, который вовсе не имеет глубоких народных корней.
Сиртаки был создан в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Музыку к нему написал Микис Теодоракис, а хореографом фильма был Йоргос Провиас. Но основная заслуга в создании знаменитого греческого танца принадлежит американскому актёру Энтони Куину.

Во время съемок в 1964 году фильма «Грек Зорба» актер Энтони Куин должен был исполнять традиционный греческий танец на берегу моря. Во время съемок он сломал ногу, а когда гипс сняли, выполнять быстрые и подпрыгивающие движения он не мог.
Находчивый Куин заменил движения на медленные и скользящие, благодаря которым ногу можно было «проволакивать» по песку. На вопрос же режиссёра фильма Михалиса Какоянниса, как называется этот танец, Куин, не моргнув глазом, ответил:

— Это сиртаки. Народный танец. Меня научил ему один из местных жителей.

Для большей убедительности название тоже было придумано в созвучии с существующим критским танцем сиртос. Сиртаки — это «маленький сиртос».

Сиртаки в переводе с греческого означает «касание» и имеет сходные черты с традиционным греческим танцем хасапико – танцем мясников (воинов).
В хасапико такие же медленные, достаточно односложные и простые движения. Сиртаки же постепенно ускоряется во второй части, где существенно меняется и характер движений.
Этому тоже есть объяснение. Ведь фильм «Зорбо» снимался в течение длительного времени, поэтому к концу съёмок Энтони Куин мог двигаться без каких бы то ни было ограничений. И вторую часть танца он уже исполнял в традициях пидихтоса — греческого танца с подскоками и прыжками.

За время существования сиртаки появилась масса вариаций танца, но основные его черты — медленное начало, ускорение темпа от начала к концу танца – остаются неизменными.

Сиртаки – групповой танец. Танцоры становятся в одну линию, реже – в круг. Если танцующих много, линий может быть несколько. Руки вытягиваются и кладутся на плечи соседей, корпусы танцующих в верхней части соприкасаются. Основные движения осуществляются ногами.
Руки же выполняют соединяющую роль и во время танца не должны расцепляться, чтобы линия танцоров не развалилась. Движения ногами синхронные и одновременные.

Основные движения делятся на 3 группы: приставные шаги, полуприседания и выпады, «зигзаг». Последнее движение наиболее впечатляет, когда танцующие выполняют скрещенные движения ногами и быстро, почти бегом, зигзагообразно движутся по кругу.

С во многих странах сиртаки действительно стал восприниматься как греческий национальный танец. Сами греки его тоже полюбили и часто называют «танцем Зорбы» — в честь главного героя.
А американцу Куину, исполнявшему роль Зорбы, даже присвоили звание Почетного гражданина Греции.

Иногда можно увидеть, что сиртаки исполняется в греческих национальных костюмах, но это лишь как дань греческой культуре в целом.

Сиртаки — это замечательный пример того, что и в наши дни можно создать танец, который станет символом единения нации.
Чтобы сплочению народа способствовали не беды и войны, а танцы всем вместе в обнимку на площадаях городов и посёлков.))

В Греции умер автор музыки к танцу сиртаки Теодоракис

Известный греческий композитор Микис Теодоракис скончался в Афинах в возрасте 96 лет. Парламент почтил память музыканта минутой молчания.

Микис Теодоракис

Известный греческий композитор, автор мелодии к танцу сиртаки, Микис Теодоракис скончался на 97-м году жизни в своем доме в центре Афин. Депутаты парламента Греции в четверг, 2 сентября, почтили память музыканта минутой молчания. В стране объявлен трехдневный национальный траур.

Как напомнило агентство AP, в последние годы Теодоракиса неоднократно госпитализировали, он страдал от проблем с сердцем.

«Мы потеряли часть души Греции»

Соболезнования в связи с уходом композитора уже высказал целый ряд политических и культурных деятелей. «Сегодня мы потеряли часть души Греции. Микиса Теодоракиса, Микиса — учителя, интеллектуала, радикала. Наш Микис ушел», — сказала министр культуры и спорта Лина Мендони.

«Его творчество — это постоянная конфронтация с несправедливостью и пораженчеством, новая борьба и сопротивление», — отметили в Коммунистической партии Греции.

Широко известен музыкой к фильму «Грек Зорба»

Теодоракис широко известен музыкой к фильму «Грек Зорба» Михалиса Какоянниса, удостоенного трех премий «Оскар». Для ленты и была создана мелодия к сиртаки, в основу которого легли движения старинного греческого танца воинов — хасапико.

Композитор — автор многочисленных симфоний, камерных произведений, а также популярных песен и танцев в народном стиле (циклы «Лирика», «Дионис», «Федра», «Море»).

Подвергался пыткам в концлагере

Во время Второй мировой войны Теодоракис участвовал в движении Сопротивления. Был схвачен нацистами и подвергся пыткам.

В годы гражданской войны в Греции музыкант был отправлен в ссылку на остров Икария, а затем помещен в концлагерь на острове Макронисос, где также стал жертвой пыток и избиений.

«Я — не коммунист, не социал-демократ, а свободный человек»

В1970 году Теодоракис был освобожден, после чего уехал во Францию. Вернуться в Грецию он смог в 1974 году — после падения военной хунты.

Музыкант дважды избирался в парламент — причем от разных политических сил: греческой Компартии и консервативной «Новая демократия».

«Я — не коммунист, не социал-демократ и не кто-либо другой. Я — свободный человек», — сказал он в одном из своих интервью.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Поэт и писатель

Свою творческую карьеру Леонард Коэн начал в 1950-х годах. Во время учебы в канадском университете Макгилла он издал несколько сборников стихов — «Let Us Compare Mythologies» и «The Spice-Box of Earth». В 1963 году вышел его первый роман под названием «The Favourite Game».

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Большая любовь

Семь лет своей жизни Леонард Коэн провел в затворничестве на греческом острове Идра. Там он познакомился с норвежкой Марианной Илен, которая долгие годы была настоящей музой для певца. Он посвятил ей несколько композиций, самая известная из них — «So long, Marianne» 1969 года.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Лиричный фолк

В 1967 году Коэн переехал в Нью-Йорк, где посвятил себя фолк-музыке. В США он подружился с такими яркими персонами того времени, как Энди Уорхолл, Дженис Джоплин и Джони Митчелл. В конце 1960-х он отправился на свои первые гастроли по Америке и Европе.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Бессмертный хит

После завершения работы над альбомом «Death of a Ladies’ Man» в 1979 году Леонард Коэн сделал пятилетнюю паузу. В 1984 году вышла, пожалуй, самая известная песня музыканта с библейским подтекстом. На знаменитую композицию «Hallelujah» было выпущено несколько десятков кавер-версий. В разное время ее исполняли Боб Дилан, лидер U2 Боно, группа Bon Jovi.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Из певца в монахи

После головокружительного успеха в 1990-х годах Коэн принял дзэн-буддизм и на пять лет ушел в монастырь, где ему присвоили новое имя Jikhan, что переводится как «молчание». Только в 2001 году вышел его новый альбом «Ten New Songs» — самая спокойная и мелодичная пластинка в карьере музыканта.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Единственный концерт

В 2008-2010 годах, после 15-летнего перерыва, Коэн совершил мировое турне. Он посетил несколько крупных музыкальных фестивалей и десятки городов в Европе и США. Единственный концерт канадского исполнителя в России состоялся в октябре 2010 года.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Заслуженные награды

Леонард Коэн получил признание по всему миру: в 2011 году ему вручили испанскую Премию Принца Астурийского за достижения в области гуманитарных наук и литературы, в США певца избрали членом Американской академии искусств и наук, на своей родине он стал компаньоном ордена Канады.

Леонард Коэн

Великий и загадочный: Леонард Коэн

Музыкальное завещание

Музыкант посвятил множество песен смерти, религии и одиночеству, в своих интервью он всегда с улыбкой рассуждал на эти непростые темы. Последний альбом под названием «You Want It Darker», вышедший в октябре 2016 года, поклонники и критики окрестили завещанием великого певца. Леонард Коэн скончался в Лос-Анджелесе в возрасте 82 лет.

«Грек Зорба» на балетной сцене — знаменитый сиртаки, знаменитая музыка и знаменитый сюжет

זורבה רקעВенгерский Национальный балет из города Дьёр и один из известнейших хореографов и постановщиков Венгрии Дьюла Харангозо привозят в Израиль балет «Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса: знаменитый сиртаки, знаменитая музыка и знаменитый сюжет. Спектакль «Зорба» откроет летний фестиваль танца в Кармиэле, после чего будет показан еще в нескольких городах Израиля.

«Грек Зорба» — роман греческого писателя Никоса Казандзакиса, по которому в 1964-м году был снят популярнейший одноимённый фильм. «Лицом» этой прекрасной чёрно-белой ленты по праву стал блестящий актёр Энтони Куинн, сыгравший одну из двух главных мужских ролей — роль Зорбы. С тех пор имя Зорбы стало нарицательным, а сам роман и сюжет неоднократно воспроизводились, в том числе и на балетной сцене. И всегда – с музыкой Теодоракиса.

В основе сюжета — история молодого англичанина греческого происхождения, решившего вернуться на землю предков и знакомящегося на Крите с греком Зорба. А как же традиционный греческий танец сиртаки, мелодию которого знает весь мир — даже те, кто и слыхом не слыхивал о греке Зорбе? Не было никакого народного танца на эту музыку. Мелодию специально для фильма написал известнейший греческий композитор и активный деятель антифашистского греческого подполья Микис Теодоракис. Создатели ленты, вдохновленные красивой мелодией, придумали танец, который в фильме исполнили Энтони Куинн и Алан Бейтс. Весь мир решил, что это — главный греческий народный танец, а греки не стали спорить. И теперь народный греческий танец сиртаки действительно существует и исполняется везде – и в Греции, и в Венгрии, и ближайшим летом – в Израиле.

Читайте также  Греческий танец хасапико

Государственный Венгерский Балет города Дьёра — самая известная балетная труппы Венгрии — был основан в 1979 году и сегодня этот венгерский коллектив считается одним из лучших в Европе. В прошлом году в Дьёра проходил уже 10-й Венгерский национальный фестиваль танца, а в этом году балет Дьёра приглашен Кармиэльским международным фестивалем танца выступить в Галилее в день открытия фестиваля.

Уже само сочетание венгерского взрывного характера и знаменитого сюжета вызывает интерес, который умножается на всем знакомую музыку Теодоракиса. А поставил спектакль «Зорба» хореограф Дьюла Харангозо — директор балета Венской государственной оперы и «Фольксопер», а также художественный руководитель балетной школы Венской государственной оперы и руководитель Национального Балета Дьёра – так что стоит ждать и аншлага, и оваций.

Балет города Дьёра был основан выпускниками Венгерского института балета в 1979 году. Благодаря продолжительной и успешной творческой деятельности балетная труппа стала не только визитной карточной Дьёра, но и снискала себе мировое признание как в классическом, так и в современном танце. Своим первым выступлением этот танцевальный театр, снискавший мировое признание, как в классическом, так и в современном танце, произвел настоящую революцию в балетном искусстве Европы. В 1983-м году на Всемирном театральном фестивале в Балтиморе балет Дьёра, единственный из 27 участников, был награжден Премией критиков. «Классический балет, тон которого был задан великой Вагановой, определяет сущность классического балета, который является основой танца. На таком фундаменте можно воспроизвести любую современную фантазию», — говорит руководитель труппы, которая насчитывает 54 человека и где на одной сцене танцуют артисты из Японии и России, Чехии и Германии. Балетная труппа ставит в театре Дьёра две премьеры в год в сотрудничестве с известными хореографами из-за рубежа, а также с собственными хореографами балетной труппы.

С 1995 года труппа гастролирует по всему миру, выступает на многих культурных фестивалях, а с 1998-го года организует свой Венгерский танцевальный фестиваль.

Венгерский государственный балет города Дьёра. «Зорба».

Кармиэль, Амфитеатр, 29 июля, 21:30

Хайфа, Центр конгрессов, 30 июля, 20:30

Ришон ле-Цион, Гейхал «Меир ле-тарбут», 31 июля, 22:00

Тель Авив, «Бейт а-Опера» — Центр сценических искусств , 1 августа, 21:00

Иерусалим, «Театрон Иерушалаим», зал «Шеровер», 2 августа, 20:30

Ашдод, Центр сценических искусств, 3 августа, 20:30

Фотографии предоставлены организаторами гастролей и пресс-отделом «Балета Дьёра»

Танец сиртаки и сопровождающую его музыку – то медленную, то быструю, с непрерывно нарастающим темпом, – знают во всём мире, как один из символов Греции. Однако, далеко не все знают, что сиртаки не является народным греческим танцем и появился он совсем недавно – в 1964 году, и можно сказать, случайно.

Иногда сиртаки, также, называют «танцем Зорбы» – ведь появился он на съёмках фильма «Грек Зорба». «Лицом» этой замечательной чёрно-белой ленты, по праву, стал блестящий актёр Энтони Куинн, сыгравший одну из двух главных мужских ролей – роль Зорбы. В основе сюжета – история молодого англичанина греческого происхождения (его играет Алан Бейтс), решившего вернуться на землю предков.

Не было никакого народного танца. Мелодию специально для фильма написал известнейший греческий композитор и активный деятель антифашистского греческого подполья (1967 — 1974 года) Микис Теодоракис. Создатели ленты, вдохновлённые красивой мелодией, придумали танец, который в фильме исполнили Куинн и Бейтс. Финальная сцена, в которой Алексис Зорба учит Бэзила на пляже танцу, должна была сниматься в последний день. Однако, днём раньше Куинн сломал ногу. Когда спустя несколько дней съёмки возобновили, Куинн мог обходиться без гипса, но он был не в состоянии подпрыгивать в танце, как это требовал сценарий.

«И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её – боль была нестерпимой – но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым, я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку». Впоследствии сценарист фильма Какояннис спросил его, как называется этот танец. Куинн ответил: «Это сиртаки. Народный танец. Меня научил ему один из местных жителей».

По воспоминаниям Куинна, он выдумал название танца; возможно, по созвучию с названием существующего критского танца. «Сиртаки» – уменьшительная форма греческого слова «сиртос», которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Сиртос нередко противопоставляется другому критскому танцевальному стилю – пидихтосу, включающему элементы с прыжками и скачками. Сиртаки содержит элементы сиртоса в медленной части и пидихтоса – в быстрой.

После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции. Весь мир решил, что это – главный греческий народный танец, наподобие лезгинки у кавказцев. Греки не стали спорить. И теперь народный греческий танец сиртаки действительно существует.

Движения сиртаки основаны на движениях хасапико – настоящего народного греческого танца. В нём ещё 2 000 лет назад воины имитировали (и тренировали), как скрытно подобраться к противнику и победить его в схватке. Они добивались слаженного и бесшумного движения, направляя друг друга только прикосновением. Этот мужской характер, украшенный гармоничностью и естественностью движений, хасапико сохраняет, до сих пор. Сиртаки представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико.

Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Метр – 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца метр меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

31 августа 2012 года в городке Волос, район Фессалия, Греция, был поставлен рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса, по самому многочисленному танцу сиртаки. Местный муниципалитет готовился к этому рекорду почти месяц, и планировалось поставить в ряд 6 400 человек, но официально было зарегистрировано только 5 164. Ночью, в течение 5 минут, добровольцы танцевали сиртаки на набережной, превысив предыдущий рекорд, зафиксированный на Кипре в 2010 году (1 672 участника), почти в 4 раза.

Как танцевать сиртаки

Чтобы танец получится заводным и весёлым, танцоров должно собраться достаточно много. Все встают в круг или в два круга один внутри другого: внутри – женщины, снаружи – мужчины. Если танцоро, всё же, не очень много, то можно, также, встать в линию. Танцующие сплетают руки, образовывая руками горизонталь, при этом, ладони лежат на плечах соседей (реже – на талии).

Руки во время исполнения сиртаки всегда кладутся на плечи соседних танцоров с двух сторон. Верхние части корпусов танцоров должны соприкасаться друг с другом. Ну, а базовые движения исполняются только с помощью ног. Шаги должны быть хорошо разучены и доведены до автоматизма, чтобы выполнялись синхронно и одновременно. Кроме того, танцоры обязаны следить за своими руками, так как во время действа недопустим разрыв линии.

Танец начинается с медленной части. Танцоры делают шаг вправо, приставляют левую ногу к правой ноге, а затем наоборот – влево, и приставляют правую ногу. Аналогичное движение повторяется на протяжении первого такта.

Затем танцоры делают шаг вправо на правую ногу, а левую ставят взакрест на носок спереди. То же движение проделывается в левую сторону, с левой ноги. Следующее движение аналогично предыдущему, только нога ставится взакрест позади опорной.

Затем танцующие делают шаг вправо на правую ногу, а левую выводят вперед, не отрывая от пола. Аналогично – в левую сторону.

Далее следует такой элемент: танцоры делают шаг вправо, шаг левой ногой взакрест назад, снова шаг правой ногой, приставление левой ноги к правой и выпад на смягчённую правую ногу вправо. Затем танцор поднимается, переносит вес на левую ногу и приставляет правую ногу к левой. Аналогичные движения проделываются в противоположную сторону.

Таким же образом в сиртаки различные шаги, выпады, приседания и образуют новый танцевальный рисунок.

Быстрая часть представляет собой, так называемое, движение «зиг-заг». Танцоры всё быстрее бегут боком по кругу, чередуя скрещивания ног. Музыка постоянно ускоряется, заставляя участников танца быть более внимательными и ловкими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector