Образ здорового спортивного человека в античном искусстве

Образ здорового спортивного человека в античном искусстве

Принципы оздоровления человека в эпоху античности

Период античности — это период классической культуры Древней Греции и Древнего Рима, поэтому их системы оздоровления были основаны на традиционной системе воспитания, которая была направлена на формирование целостной гармоничной личности.

Умеренность являлась одним из основных принципов оздоровления в период античности. При этом быть умеренным во всем, придерживаться золотой середины требовалось не только в отношении здоровья, но в любой сфере жизни.

Второй принцип оздоровления античности можно определить, как «забота о себе», или «культура себя» (Фуко М., 1998). «Кто хо чет пребывать в благополучии, тот должен всю жизнь проводить в заботе о себе», — говорил в I в. философ Мусоний Руф (Плутарх, 1983). Заботиться о себе означало придерживаться строгого режима, составляющего здоровый и умеренный образ жизни. Эти принципы «культуры себя» во времена Древней Греции должны были усвоить все, как, например, поддержание своего тела в чистоте и порядке.

Известно, что здоровье и благополучие в Древней Греции и Древнем Риме понимались как «личное дело каждого», а забота о здоровье являлась признаком как хорошего воспитания, так и самовоспитания. Древнегреческий философ Платон (427—347 до н. э.) утверждал, что необходимость обращаться за помощью к врачам сама по себе позорна. Вместе с тем он сравнивал это с необходимостью прибегать к помощи судей: человек, который неспособен самостоятельно заботиться о своем здоровье, как и тот, кто не в силах сам разобраться в вопросах справедливости, позорит самого себя. Нужда в искусных врачах и судьях — доказательство плохого воспитания и распущенности граждан, величайший позор для них! (Платон, 1994).

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что оздоровление в период античности понималось как систематическое поддержание внутреннего равновесия и целостности человека, а оздоровление являлось частью культуры и мировоззрения. Рассмотрим теперь методы и системы, которые применялись в период античности для поддержания и восстановления гармонии и здоровья человека.

Одним из таких методов в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Египте являлся очистительный ритуал. Данные процедуры очищения подразумевали как поддержание в чистоте физического тела, так и очищение души. Гигиена тела (от греч. nyieivoc; — здоровый) имела огромное значение в частной и общественной жизни греков и римлян, поэтому гигиенические мероприятия включали ежедневные заботы о физическом здоровье, продолжительный сон и физические нагрузки. Для очищения тела в этот период использовали купания; так, уже в 1400—1200 г. до н. э. в домах знатных людей были оборудованы ванные комнаты, а в Спарте очищение тела для молодежи подразумевало купание на свежем воздухе в р. Эврот. В то же время люди старшего возраста посещали парную баню и поливали тело холодной водой. В Афинах публичные бани возникли в А—5 вв. до н. э., где люди могли принимать холодные и горячие ванны, посещать парные комнаты, а за отдельную плату можно было нанять банного служителя, который делал массаж всего тела с ароматическими маслами. Уже в то время бани являлись неотъемлемой частью всех греческих спортивных сооружений. Римляне немного усовершенствовали отопительную систему греческих бань, которые назвали термами. В Риме были построены термы Каракаллы (Terme di Caracalla), где имелись огромных размеров банные комплексы, которые включали в себя гимнастические залы, спортивные площадки, галерею искусств, модные лавки и библиотеку. Наряду с посещением терм, жители Рима принимали целебные и морские ванны. В то время в термах не только мылись, но и проводили досуг: здесь принято было назначать свидания и устраивать деловые встречи (Словарь античности, 1994).

При помощи бани, помимо очищения и оздоровления, а также в комплексе с ней широко применялся массаж. Особое значение приобрело проведение массажа участникам спортивных состязаний в Древней Греции. Преподаватели гимнасий были хорошо знакомы с широкими возможностями и многочисленными приемами массажа (массирование с втиранием масел и мазей). В древнеримской культуре массаж был заимствован из Древней Греции, но применялся уже в основном при мытье в банях.

Универсальный метод гармонизации души и тела был разработан в античной культуре — сочетание гимнастических упражнений, укрепляющих тело, с занятиями музыкой. По утверждению Аристотеля, «музыка оказывает то же действие, что и гимнастика»: подобно тому, как гимнастические упражнения способствуют развитию физических качеств, музыка воздействует на этическую природу человека и способствует развитию интеллекта, поэтому разумное чередование занятий гимнастикой и музыкой при соблюдении меры может обеспечить полноценное развитие человеческой личности.

Необходимо отметить, что античная культура разработала конкретные методики индивидуальной «работы над собой», где человеку, стремящемуся сохранить здоровье, предписывалась особая, хорошо отработанная система мероприятий, составлявшая так называемый здоровый образ жизни. Она включала ежедневную заботу о собственном физическом состоянии, описанную в сочинении Гиппократа «О здоровом образе жизни» (1998), и предполагала регламентацию питания, физической активности, сна, сексуальной жизни в соответствии с сезонами года.

Все вышесказанное позволило заключить, что в античной культуре оздоровление представляло собой единую систему, охватывающую и физическое здоровье, и душевное равновесие. Оздоровительные методики не выделялись как отдельные мероприятия, но они были непосредственной частью повседневной жизни. В системе античного воспитания были заложены основные принципы оздоровления.

Античная культура

Понятие «Античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культур Древней Греции и Древнего Рима, к возрождению которых они стремились. Античная культура складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций Древнего мира и стала основой европейской цивилизации.

Античная культура антропоцентрична — космос, природа, античные боги соотносятся с человеком; се доминантной чертой является гуманизм, признание ценности человека. В мировоззренческой картине боги уподоблялись смертным, герои сами решали свою судьбу, даже вступали в борьбу с богами. Признавалось. что человек в силах изменить свою участь.

«Секрет» феноменального развития античных государств, искусства, науки А. Лосев видел в системе рабства, которая предоставила человеку досуг для свободных занятий, в том. что «античность, несмотря на рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности».

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: Эгейский, или крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический.

Эгейский, или крито-микенский период (III—II тыс. до н. э.) имеет культурно-географические варианты: на острове Крит -критская культура, в материковой Греции — микенская. Эгейскую культуру рассматривают в качестве фундамента античной культуры. На острове Крит в бронзовом веке (конец III — начало II тыс. до н. э.) сложилась первая европейская цивилизация -критская. К началу II тыс. относят обнаруженные на Крите дворцы, самым знаменитым из которых считается Киосский дворец — комплекс причудливо расположенных построек на разных уровнях, соединенных лестницами, галереями, переходами, световыми колодцами. Кносский дворец греки называли Лабиринтом (греч. laby rintos — сооружение со сложным и запутанным планом); по преданию в нем обитал Минотавр — полубык-полу человек. сын бога Посейдона.

Наивысшего расцвета критское государство достигло во время правления царя Миноса, который совершал военные морские походы по Средиземноморью. Критскую культуру называют также кносской по названию знаменитого дворца в Кноссс и минойской — по имени царя Ми носа. Эгейская цивилизация погиола из-за извержения подводного вулкана возле острова Фера (Санторин) в середине XI в. до н. э.

Дальнейшее развитие эгейской цивилизации связано с городом Микены на Балканском полуострове (микенская культура, XVI—XIII вв. до н. э.). Основными центрами были хорошо укрепленные дворцы, построенные из глыб известняка весом до 12 тонн. Греки считали, что их сооружали циклопы — мифические одноглазые великаны — и называли их циклопическими.

Одним из факторов гибели крито-микснской цивилизации стала Троянская война — десятилетняя война коалиции во главе с царем Микен Агамемноном против Трои (Илион), города на северо-западе Малой Азии. Микены и Трою открыл немецкий археолог Генрих Шлиман в 1870-е годы.

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) назван по имени древнегреческого поэта Гомера. Хотя он жил значительно позже, но его поэмы «Илиада» и «Одиссея» служат одним из значительных источников информации об этом периоде — о верованиях греков, их жизненном укладе, исторических событиях. Его еще называют «темными веками», поскольку это было время гибели эгейской культуры и хозяйственного упадка. В этот период складывается древнегреческая религия, которую по месту обитания богов — горе Олимп — называют олимпийской.

Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) считается временем архаической революции, связанной с колонизацией: расселением греков по средиземноморскому и черноморскому побережьям и созданием колоний. Греческий мир вышел из изоляции, обогатился культурными достижениями разных народов: у египтян греки научились основам астрономии и геометрии, у финикийцев — алфавитному письму, у мидийцев — чеканке монет.

В классический период (V-IV вв. до н. э.) ведущим культурным центром стали Афины, где были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Поскольку Афины входили в область Аттика, этот период называют также аттическим.

В греческом полисе — городе-государстве — воплощалась идея автаркии. Автаркия (от греч. autarkeia — самоудовлетворение) — самодостаточность, независимость от внешнего мира, экономическая самостоятельность. Полис являлся высшей ценностью для греков, без него их существование было бы невозможно. Его защита была высшим долгом гражданина. В системе полисных отношений при акценте на коллектив существовало единство общественного и индивидуального.

Значительное место в греческой культуре занимает мифология. Человек, живший в мире мифов, нс чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение; они определяли образ жизни и поведение человека.

Античная культура космологична — древние греки считали собственную культуру частью космоса. Космос — это нс только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое; он противостоит хаосу упорядоченностью и красотой. По их мнению, красота объективно существует в мире, в ее основе лежат соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Прекрасна окружающая природа, верность ей становилась важным принципом греческого искусства. Мимесис (mimesis) в переводе с греческого означает «подражание», в данном случае — подражание природе.

Мера — непременное условие совершенства. Красота — это соблюдение меры во всем. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай», — рекомендует Гесиод. Мера входит в философскую, политическую. эстетическую и этическую культуру античной Греции. является одной из основных се категорий.

Метриопатия (metriopatheia. от греч. — metrics — умеренный, pathos — страсть) — умеренность в страстях. Понятие метриопа-тии развито Демокритом и Эпикуром, оно является центральным принципом этики Аристотеля: любая добродетель — середина между двумя крайностями (например, щедрость — середина между расточительностью и ску постью).

Гармония в понимании греков — это «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония получает в искусстве; образцом для произведений искусства является гармония в космосе. природе. Древние греки выработали каноны — правила, определяющие идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретиком пропорций явился скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н. э.), автор теоретического труда «Канон». Поликлет использовал практически теорию пропорций в собственных статуях атлетов «Дорифор» («Копьеносец») и «Диадумен» («Юноша с победной повязкой»).

Для античной культуры характерна такая черта, как состязательность, агон (от греч. agonia — борьба, состязание). Агон проявлялся во всех областях жизни, в политике, экономике. Важную роль играли художественные состязания (поэтические, музыкальные, состязания авторов трагедий и комедий, актеров).

спортивные, конные. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры. В 776 г. до н. э. на мраморной доске было впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр.

В греческом агоне берет свое начало диалектика (от греч. dialeklike — умение вести беседу, спор, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая собственные доводы и обосновывая их). Греки особо почитали богиню убеждения Пейто. Диспут становился основной формой обучения. В науке проявлением агона стало оформление трактатов в виде диалога.

Античные философские системы стали основой этических учений, самыми яркими из них были гедонизм и эпикуреизм. Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие) — этическое учение, СОГЛаСНО КОТОРОМУ ВЫСШСЙ ЦСЛЬЮ ЖИЗНИ И ОСНОВНЫХ! мотивом поведения человека являются наслаждения, удовольствия. Эпикуреизм (учение, исходившее из идей Эпикура) — направление в античной этике, которое рассматривало цель жизни в отсутствии страдания, в физическом здоровье, в безмятежности духа (атараксия), а его сторонники полагали, что познание природы освобождает от страха смерти. Атараксия — невозмутимость, душевный покой человека как высшая ценность.

Воспитание, обучение, образованность, просвещение включалось в термин пайдейя. Особое внимание античные философы уделяли проблемам воспитания. Древнегреческий философ Платон обозначал идеал воспитания у греков термином калока-гатия (от греч. kalos — прекрасный и agatos — добрый), что означало органическое сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств, благородства и богатства.

Владение греческим или римским языком было признаком культуры. Чужеземцев, говоривших на непонятных языках, греки и римляне называли варварами. Очень высокого уровня в античный период достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Праздничную торжественную речь древние греки называли панегирик. Он стал в античной поэзии жанром, а в XVIII в. панегирик — восхваление, литературный или ораторский прием.

Расцвету греческой культуры способствовала система античного образования. С 13-14 лет дети посещали палестры — гимнастические школы. Среди государственных школ, которые поддерживались богатыми гражданами, наиболее известными были академия (философская школа Платона, расположенная в Афинской Академии — роще, посвященной афинском> герою Академх) и ликей, или лицей (одна из первых форм обучения в эллинском мире, основанная Аристотелем в Афинах).

Широкую известность получали дионисии — аттические праздники в честь бога Диониса, продолжавшиеся пять дней. На сельских праздниках устраивались процессии, разыгрывались сценки из жизни бога. Ряженые в козлиные шкуры и маски сатиры. козлоногие спутники бога, исполняли дифирамбы — хвалебные песни в честь Диониса. Из серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия (буквальный перевод — «песнь козлов»). Из веселой карнавальной стороны праздников сложилась комедия. Позднее греческий театр использовал и других мифологических богов и героев.

Театр Греции — древнейший на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Греческая трагедия точно так же. как гомеровский эпос, выполняла наряд> с эстетическими воспитательные функции: в ней получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры, как катарсис (от греч. kath arsis — очищение) — очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии (Аристотель), облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов. Расцвет трагедии связан с именами великих драматургов Эсхила. Софокла, Еврипида.

Вершиной древнегреческой архитектуры, величайшим шедевром мирового искусства признан афинский Акрополь, возведенный в честь победы греков над персами. Акрополь — возвышенная и укрепленная часть древнегреческих городов, так называемый верхний город. Афинский Акрополь — это архитектурный комплекс из нескольких сооружений, его составляют: Пропилеи — парадные ворота: храм Пики Аптерос (Бескрылой Победы): Парфенон — главный храм в честь Афины Парфенос (Афины-Девы), создателями которого были архитекторы Икти-он и Каликрат; Эрехтейон — храм Афины и Поссйдона-Эрехтея (по преданию, возведен на том месте, где Посейдон проиграл спор с Афиной из-за владычества над Аттикой). Эрехтей — бог плодородия — отождествлялся с Посейдоном.

Эллинистическая эпоха, эллинизм — последний период древнегреческой культуры. Его исторические рамки: 323-30 гг. до н. э. — от распада империи Александра Македонского на несколько монархий до подчинения Египта Риму. В политическом отношении он характеризуется гибелью полисной демократии и возникновением огромных монархий, простиравшихся от Дуная до Инда, сочетавших восточные и греческие формы правления. Гермин «эллинизм» обозначает определенный «греко-восточный синкретизм», явившийся результатом завоеваний Александра Македонского.

Культура Древнего Рима. Некоторые известные ученые (О. Шпенглер, А. Тойнби) высказали мнение, что история Рима является лишь последней стадией существования греко-римской античной цивилизации, римская духовная культура подражательна. она находилась под греческим влиянием. Однако большинство историков и культурологов утверждают. что Рим создал свою оригинальную культуру, своеобразную систему ценностей и государственность, резко отличающие его от Древней Греции. Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права.

Римская цивилизация основывалась на идее универсального человечества, объединенного в общем правовом пространстве. Римское право сплотило представителей разных культур в рамках единого государства на основе идеи равенства и равноправия всех перед законом. Рим синтезировал лучшие достижения завоеванных им народов — от религии до искусства — и на этом фундаменте сформировал собственную оригинальную и великую культуру |Х|.

Появились труды римских историков, которые стали называть анналы. К оригинальным достижениям римской культуры относят римскую систему демократии и римское право. Было создано могучее государство, и весь строй римской жизни определялся его мощью. Личные таланты нс выдвигались и нс культивировались. Отсюда и формула исследователей римской культуры: «великие деяния были совершены римлянами, но среди них нс было великих людей» — великих художников, архитекторов. скульпторов. Римляне достигли высоких успехов в строительстве. обустройстве дорог, сооружении водопроводов.

Время правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 24 г. н. э.), римского полководца, получившего от сената титул императора, стало периодом прекращения войн и смут. Лозунг «Рах Romana» («Римский мир»), провозглашенный Августом, нашел поддержку во всех слоях населения. «Римский мир» способствовал расцвету искусства, стал основой «золотого века» культуры Римского государства. Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для литературы. Появилась целая плеяда талантливых оригинальных поэтов: Апулей. Ювенал. Вергилий, Овидий. Гораций. Был создан кружок писателей и поэтов, который опекал приближенный чиновник императора Меценат. Его покровительство поэтам сделало слово «меценат» нарицательным.

С I тыс. и. э. начала формироваться христианская религия, которая распространяла свое культурное видение мира, собственные культурные ценности. В 313 г. по Миланскому эдикту’ императора Константина христианская церковь была признана официальной и законной.

В 455 г. вандалы — группа германских племен — разграбили Рим. уничтожили многие памятники античной культуры. В мировой культуре людей, разрушающих культурные ценности, называют вандалами. Римская цивилизация завершила большой период античной культуры.

Культура античности (2)

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально- практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от
Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Античность всегда воспринималась как идеал и золотая пора человечества не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множества шедевров, но также и потому, что взгляд человека на мир, его положение в нем, моральные и нравственные нормы, которыми человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало. Почти всегда умы философов искали в той эпохе философский камень. Поэты, художники других эпох с восхищением обращались в это время, чтобы черпать там образы величия человека, его красоту и гармонию мира.

Античность всегда представляется как чудо, в котором внутренняя красота человека сочеталась с его внешней красотой. «Быстро облетающая роза», по словам Гегеля, античность, как высочайший пьедестал человеческих возможностей, предстает перед нами скорее как миф, как несбыточная мечта романтика, чем как реальное время и реальная действительность.

Однако, несмотря на все это, античность — это почва, в которую уходит глубокими корнями вся европейская культура. И до сих пор мы сами и наша жизнь пропитана традициями этой культуры. Представление об этой культуре как сегодня, так и несколько столетий тому назад, по большей части, однобоко. Она воспринимается как некое райское состояние человека, наполненное гармонией и геройством.

Так как же можно охарактеризовать античность? Наш современник, русский философ Лосев А. Ф. так писал об античности: « Античный символизм и все его виды и сферы применения, например, эстетика, теория эстетического воспитания, как равно и вообще философия греков, искусство, религия, общественная жизнь и т. д., таили под собой некоторый общий жизненный опыт и некое живое мирочувствие, объясняющее все столь своеобразные черты всей этой теории, философии, искусства и пр. ».

Читайте также  Сестра талии и урании 4 букв

1.1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев;

человек не случайно похож на богов.

1.2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко- культурных периодов.

Древняя Греция имеет 5 эпох:

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству.

Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно- идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий.

гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.)

В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо постоянным. Проявления социальной неустойчивости – соревновательность, “агонистика”.

Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” (“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.)

Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности
“политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города- государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Прежде всего бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам; организация общественных работ и т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные.
Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и расточительностью. Управление домом и участие в общественных делах расценивается как однопорядковые способности. Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства:”Община (как государство) – отношение между свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира и в то же время их гарантия”(Маркс К., Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода.
Прежде всего можно зафиксировать изменения в понимании добродетели.
Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны). Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы, так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.

эпоха классики (V в. до н.э.);

Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке.

Юбилей футбола — в фотографиях студентов

В Санкт-Петербургском университете развернулась выставка фотографий, посвященная 120-летию российского футбола. В экспозицию вошли лучшие работы конкурса, организованного фотоклубом СПбГУ «Зенитар».

Современный футбол зародился в Англии в середине XIX века, а в конце столетия стал развиваться и в Российской империи. Первый официальный футбольный матч состоялся 24 октября 1897 года между командами «Санкт-Петербургский кружок любителей спорта» и «Василеостровское общество футболистов» на плацу Первого кадетского корпуса, который сейчас является стадионом СПбГУ. Кроме того, любители этой игры 10 декабря отмечают Всемирный день футбола.

В Университете проводится большое количество различных фотоконкурсов и выставок, но о спорте и организованная самими студентами — впервые. Я надеюсь, что в дальнейшем наш вуз совместно со спортивным студенческим клубом «Балтийские орланы» и фотоклубом «Зенитар» сделает это традицией.

Начальник Управления по работе с молодежью СПбГУ Владимир Савинов

На суд жюри было представлено более 500 работ 70 авторов, среди которых молодые фотографы из Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Томска и Новосибирска. Победители выбирались из 35 лучших авторов в номинациях «Футбол», «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Путешествия» и «Искусство». Кроме того, три работы отмечены специальными призами спонсоров мероприятия.

Победителем в номинации «Футбол» стала студентка 4 курса СПбГУ, будущий реставратор Светлана Тимашова с фотографией молодых игроков во дворе итальянского дома. Лучшим снимком в номинации «Спорт» признана черно-белая фотография юных пловцов Антона Харина, студента 2 курса направления «Гидрометеорология» Томского государственного университета.

Фотография делового человека на велосипеде принесла победу в номинации «Здоровый образ жизни» магистранту 1 курса СПбГУ направления «Прикладные математика и физика» Даниилу Белошейкину. Виктор Тимофеев, аспирант 3 курса СПбГУ направления «Квантовая механика», сделал портрет иностранца, ставший лучшим в номинации «Путешествия». Студентка 3 курса СПбГУ Анастасия Арашкевичуте, избравшая профессию журналиста, получила награду в номинации «Искусство» за раскрытие темы созерцания античной скульптуры современной публикой.

Будущий врач, студентка 4 курса СПбГУ Екатерина Спиричева, работу которой отметили спонсоры мероприятия, рассказала о своем снимке: «Эту фотографию я сделала в Академии художеств, где оказалась почти случайно. Мне понравилось, что девушка сидит почти в той же позе, что и статуя перед ней. Название «Мимезис» пришло уже позже. Этот термин означает подражание искусства действительности. Но на моей фотографии получилось наоборот: реальность невольно подражает искусству».

По словам жюри и организаторов конкурса, выставленные работы показали не только интерес молодежи к спорту и здоровому образу жизни, но и способность конкурсантов к оригинальному художественному видению различных областей спортивной жизни.

Руководитель фотоклуба «Зенитар» Станислав Гаркуша, завершая церемонию награждения, отметил: «Конкурс проводился с целью популяризации здорового образа жизни через фотоискусство. У нас очень много молодых и по-настоящему талантливых фотографов, и эта выставка — яркое тому подтверждение».

Изображая бег: Как Дейнека объединил бег, визуальное искусство и героя нашего времени

Физическая культура присутствовала на всех этапах развития человечества, и потому спортивный жанр в искусстве начинает формироваться еще в эпоху античности (что неудивительно, ведь древняя Греция — родина Олимпийских игр). Красной нитью спортивный жанр пронизывает и период Средневековья , значительное место эстетике телесного отводится в искусстве эпохи Возрождения. После возобновления Олимпийских игр в 1896 году художники вновь обращаются к античным сюжетам с целью героизации современности. Так, художественный замысел выдающегося графика, живописца и монументалиста Александра Дейнеки стал квинтэссенцией идеала нового человека новой страны. Один из создателей пластического языка советского искусства, в центре его искусства — спорт, авиация, образ советского человека.

Посещая курс Харьковского художественного училища, Дейнека поначалу увлекся течениями европейского модернизма. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т.п.), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей. Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. непосредственно повлияли на художественный язык Дейнеки: первоначальный интерес к импрессионизму постепенно сменился более лаконичными графическими образами. Сам художник позднее признавался, что именно в то время сформировалась его манера письма, которая нашла отражение и в его станковой живописи, и в скульптуре. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему.

В 1935 году; Автопортрет, 1948 г. Холст, масло. 175,2×110

Важно отметить, что спорт как лейтмотив творческого пути Дейнеки интересовал художника задолго до того, как тот стал исполнителем соответствующих государственных заказов. Дейнека с детства был крепким ребенком, вел активный образ жизни; известно, что в юношестве он серьезно занимался боксом. По мере того как спорт в СССР постепенно становился массовым зрелищем, Дейнека стал посещать спортивные мероприятия, не расставаясь с этюдником и набором карандашей. Для того, чтобы отобразить идею спортивных состязаний, он искал сложные ракурсы, прибегал к оптическим искажениям, игре с перспективой.

Характерное произведение того периода — «Забег по бульвару» (1929–1930г. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2 см.) Дейнека придавал большое значение работе с натурой, для художника очень важно запомнить, зарисовать момент, который впоследствии сможет наиболее явно воплотиться в художественных образах. На небольшом наброске мы видим момент состязания. Диагональный ритм подчеркивает движение маленьких человечков, а разноцветные пятна акцентируют наше внимание на главном, — на эйфории, чувстве беззаботной радости от забега.

‌«Забег по бульвару», 1929–1930 гг. Бумага, тушь, акварель. 26,2х21,2

Движение, спорт для мастера — средоточие жизни, как будто повод буквально использовать сразу всю цветовую палитру. Дейнека постоянно работает с натуры, черпая вдохновение в парадах физкультурников, забегах, спортсменах и зрителях. «Я придаю огромное значение технике — это основа мастерства, без которой лучшие пожелания художника сводятся к дилетантству, но мастерство — это выражение духовной сущности мастера… Поэтому я говорю молодым художникам: «Как можно больше наблюдайте и зарисовывайте. Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера, и труд этот себя с лихвой оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека ( цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2008-2011», — прим.ред. ).

На картине «Бег» для того, чтобы передать наиболее явный момент движения, автор противопоставляет передний план с основным, создавая ощущение скорости. Пять мускулистых и загорелых спортсменов пробегают мимо застывшей фигуры девушки, что глядит им вслед. Персонажам тесно в рамках картины, слаженная команда бегунов вырывается за границы холста. Напряженная композиция уравновешивается теплым, мягким колоритом.

«‌Бег», 1934 г. Холст, масло. 235×260

К концу 1930-х гг. взаимосвязь искусства Дейнеки и физической культуры достигает своего максимального воплощения в монументальных работах художника. Сообразно историческому контексту и герой Дейнеки обретает сверхчеловеческие качества, становится посланником, апологетом, телесным воплощением социалистической риторики. Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармейский кросс» (1939-1940г.). Круглая форма холста, словно режиссерская экспликация, позволяет запечатлеть сразу несколько состояний кросса. Загорелые атлеты бегут из белых ворот мимо сада, где их приветствуют девушки, собирающие яблоки с деревьев, а после спортсмены стремятся навстречу огромному, всеобъемлющему небу.

«Кросс красноармейцев». Эскиз росписи плафона для здания Центрального театра Красной Армии. 1937 г. Холст, темпера. 135,2×135,2 «‌Бегунья». 1936 г. Холст, масло. 90×65

В книге «Новеллы о художниках» (автор — Игорь Долгополов, — прим.ред.) приведены слова Дейнеки о его художественных задачах: «Мечтаю украшать архитектуру цветом, чтобы она была веселей, писать фрески или набирать ряд мозаик, чтобы они были эпосом наших дней. Чтобы они были ритмичны и выразительны, как сама природа, и человек себя чувствовал среди них смелее, полнокровней и богаче. Чтобы пульс жизни утерял неврастенический тонус и беспокойные шумы сердца, чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напомнил бы сочный вспаханный чернозем моей Родины».

Занятия физкультурой выражены в холстах Дейнеки через экспрессивную композицию и монументальные форматы. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. 199х299 см.), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Атлеты привычно выходят на первый план, их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Характерно меняется манера письма художника: мазки становятся более пастозными, общий колорит, по сравнению с 1930 гг., более светлый, лица спортсменов и болельщиков — контрастные, насыщенные. Здесь навык художника молниеносно схватывать силуэты спортсменов и ловить их характерные движения выражен особенно явно.

«Эстафета по кольцу «Б»», 1947 г. Холст, масло. 199×299‌ «‌Раздолье», 1944 г. Холст, масло. 204×300

По-прежнему большую роль играет концептуальная сторона работы: спорт — это способ транслировать идеологию, выздоровление и единение нации после войны. Поэтому не менее атлетов важны фигуры столпившихся у проезжей части зрителей; в одном из них можно узнать самого художника, который сосредоточенно вглядывается в молодое спортивное будущее. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием. Яркий солнечный свет, голубое небо с плывущими облаками и движущиеся тени на асфальте, детально прорисованные лица бегунов и зрителей с присущими каждому индивидуальными чертами даже сегодня, спустя 80 лет, создают ощущение правдоподобия, современной нам действительности. Дейнека описывает происходящее с точностью репортажного фотографа: процесс передачи эстафетной палочки запечатлен во временной последовательности в несколько этапов. Спортсмен, получивший эстафетную палочку, мчится вперед, оставляя позади друга, пока тот ожидает передачи палочки от приближающейся спортсменки. Чувство движения, колеблющегося мгновения, усиливается и развевающимися флагами, позами спортсменов и широкими мазками автора работы.

В послевоенное время Дейнека возглавляет кафедру скульптуры Московского Государственного художественно-промышленного университета им. Строганова. Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка. В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения.

Двухфигурная композиция «Эстафета». 1945г. Бронза, постамент — металл. В. 56 см, ш. 99см; в.п. 3 см «Физкультурники». Эскиз фрески для кинотеатра в ЦПКиО им. М. Горького. 1934 г. Холст, масло. 135×190,5

К этому принципу художник прибегает на протяжении всего пятидесятилетнего своего пути, в центре которого — экспрессивный образ гармонично развитого, атлетичного человека будущего, заложенный в далеком античном прошлом. В 1961 году выходят два издания, к которым Дейнека имеет непосредственное отношение уже как литератор: автобиографический очерк художника «Из моей рабочей практики», а также учебник по рисунку «Учитесь рисовать», где Александр Александрович стал автором вводной статьи и трёх глав. В них художник описал принципы, по которым он выстраивал свои монументальные работы, мозаики, росписи, и эти строчки отчасти объясняют его глобальный замысел, объединяющий спорт в изобразительном искусстве: «Спорт — увлекательное зрелище. Слово «равнодушие» к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля… Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».

Для оформления фичера статьи была использована работа А.А. Дейнеки «Бег», 1930 г. Холст, масло. 150×120

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector