Олимпийские игры античного мира

Олимпийские игры античного мира

Олимпийские игры в античности

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания — в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции: борьба, состязания бегунов на различные дистанции, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном вооружении, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация бокса и борьбы). Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела. В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.

Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмейские игры в честь бога Посейдона, Немейские игры, прославляющие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», и моральное право властвований над людьми. В них как нигде проявлялась такая черта древнегреческая культуры, как состязательность.

II . История Олимпийских игр

Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Однако есть свидетельства, говорящие о возникновении Олимпиад из другого культа — спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала — того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением — отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править — войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину. В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, — Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. Но не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес — от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих — настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Но унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем — наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу — на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Но возница Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал полцарства (по другой версии — первую брачную ночь с Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, и итог встречи был печален — новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно — проклясть Пелопса и все его потомство. В честь себя Пелопс и учредил данные игры, по свидетельству Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него».

Археологи нашли подтверждение связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии — городе проведения игр — они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Шестым подвигом Геракла было очищение «авгиевых конюшен» — скотного двора Авгия. Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда. Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл направил на скотный двор потоки двух элидских рек — Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Авгий не захотел расставаться со своими любимыми животными и выгнал Геракла. Геракл через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил Авгия. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Но это легенды, а вот что история говорит о третьей — самой удачной — попытке. Первые Олимпиады были событием весьма локального характера и привлекали не слишком много как участников, так и зрителей — только жителей Элиды и Спарты: имена победителей первых одиннадцати Олимпийских игр принадлежат уроженцам Западного Пелопоннеса. Кстати, традиционно считается, что правила и порядок проведения игр установили Ликург (правитель Спарты, осуществлявшей протекторат над Элидой), Клеосфен (правитель Писы) и Ифит (правитель Элиды). Текст этого договора об олимпийских состязаниях был запечатлен на бронзовом диске, о котором в IV веке до н. э. сообщал Аристотель и который во II в. до н. э. видел Павсаний. В самой первой Олимпиаде было единственное состязание — забег юношей на короткую дистанцию в 1 стадий (185 м). История сохранила нам и имя первого победителя-олимпионика (от греч. Ника — богиня победы) — им стал повар из Элиды Кореб.

Во славу людей и богов

Для современного мира Олимпиада – прежде всего самый зрелищный и самый прибыльный спортивный проект планеты. И в этом ее принципиальное отличие от легендарного античного прообраза. В Древней Элладе Олимпийские игры обладали глубоким сакральным, культурологическим и политическим смыслом. По сути, всеэллинские спортивные состязания стали своего рода ответом на греческий гражданский сепаратизм с его независимыми, непокорными и вечно враждующими между собой полисами. То, чего не смогла сделать в Древней Греции религия, сделали Игры: они сплотили античный мир, закрепили и упрочили агональное (соревновательное) начало греческой цивилизации, способствовали становлению совершенно особого культурного архетипа.

Человеческое тело должно быть совершенно. Взлетать в прыжке подобно пантере, плыть и нырять подобно дельфину, бежать, обгоняя колесницу, и, сражаясь с наводящим ужас вепрем, руками разрывать ему пасть. Только таких людей – победителей и героев – любят боги. Их судьбы тревожат громовержца Зевса, о них раздумывает Афина Паллада, с ними готов разделить кубок прекрасный Дионис, их вожделеют нимфы – да что там нимфы, на них глядит с лукавой улыбкой сама Афродита Земная.

Сказочному и праздничному эллинскому язычеству современный мир обязан самой идеей спортивного состязания. Если в нашем обществе лучшие спортсмены всегда находятся среди избранных, в объективах папарацци и в сводках мировых новостей, то слава греческих атлетов была еще сокрушительнее – их уподобляли богам.

Олимпийское летоисчисление

Как гласит старое эллинское предание, Олимпийские игры были учреждены по воле великих героев, Геракла и Иолая, в 880 году до н. э. Возобновились они с 776-го и с этого времени проводились в Элиде у подножия Олимпа, великой горы, где, по преданию, обитали боги. Игры устраивались с периодичностью раз в четыре года и открывались в первое после летнего солнцестояния полнолуние. Ни войны, ни катастрофы не могли стать причиной отмены Олимпиад, по которым велось летоисчисление. На состязания приезжали свободные граждане со всего эллинского мира – не только из Греции, но и из Малой Азии, и с северных берегов Понта.

Каждому, рожденному эллином, хотелось увидеть героев, которых считают достойными прекрасные боги, а может быть, и самому испытать свою силу и удачу.
Олимпиады проводились в священной роще Альтис, посвященной двенадцати богам-олимпийцам. Центром их был блистательный храм Зевса. Игры начинались и заканчивались торжественным жертвоприношением богу-громовержцу, за которым шли бесчисленные пиры. Спортивные соревнования сопровождались состязаниями музыкантов и поэтов. Ведь это был дар людей богам, и люди наивно, как дети – родителям, показывали небожителям все лучшее, на что они способны.

Участником Игр мог стать любой свободный гражданин греческого полиса, готовый под присягой подтвердить свое эллинское происхождение, нравственную безупречность и то, что он тренировался в течение десяти месяцев. Тот, кто собирался соревноваться впервые, должен был пройти специальные предварительные испытания. Также ему следовало тридцать дней обучаться в Олимпии, у местных тренеров. Заявка на участие в Олимпиаде подавалась судьям, избранным из представителей эллейских фил специально для состязаний (элланодикам). Собрание судей могло отклонить безо всяких дополнительных объяснений кандидатуру любого атлета, если полагало, что он не достоин богов, безраздельно царящих в Олимпии.

В те шесть дней, пока продолжались Игры, роща Альтис становилась центром притяжения всего античного мира. Сюда съезжались, не только чтобы полюбоваться соревнованиями, послушать поэтов и музыкантов, приблизиться к бессмертным. Шла бойкая торговля, кипели политические страсти, заключались и расторгались международные договоры, витийствовали риторы, собирали вокруг себя кружки философы. Палатки и шалаши бедняков стояли тут же в роще, между стадионом и храмом (в период расцвета Олимпиад стадион вмещал 40 тысяч зрителей). Богачи и представители полисов (феоры), получившие специальное приглашение от элейских послов, жили в прохладных особняках в Элиде – можно только представить себе цены на эти дома в дни состязаний. Однако во все времена существовали люди, которые могут себе позволить немного больше, нежели их ближние.

В этом чисто мужском мире (женщины не допускались ни на арену стадиона, ни на его трибуны) можно было найти все что угодно: дружбу, любовь, покровительство, позор и даже изгнание. Одним словом, тут вершилась история. Нигде и никогда эллин не был так близок богам и паркам, ткущим полотно его судьбы, как в роще Альтис в год Олимпиады.

Программа состязаний

Принеся торжественное жертвоприношение, судьи в пурпурных одеждах отправляются на стадион (слово «стадион» происходит от слова «стадия» – это греческая мера длины и одновременно дистанция «простого» бега, всегда открывавшего Олимпиаду). Звучит труба. Глашатай вызывает участников и объявляет публике их имена. Олимпийцы соревнуются обнаженными. Ни одежда, ни обувь не допускаются. Можно лишь натереть тело маслами и обсыпать себя песком.
Все атлеты дают присягу, что будут соревноваться честно и не дадут себя подкупить. Законом запрещается любая хитрость, и за соблюдением его наблюдает специальная стража (галита). Нарушителя могут даже наказать палками. Позор такому – на всю Элладу.

И вот каждый получает свой жребий – специальный жетон с буквой греческого алфавита (в античном мире цифры обозначались буквами). Состязаются в группах по двое, трое и четверо. Потом победители групп соревнуются между собой. Такая система с выбыванием навеки получила название «олимпийской».

Открывает Олимпиаду бег на одну стадию (192 метра). Особой выносливости требует далихос, когда стадию нужно пробежать туда и обратно шесть, десять и даже двенадцать раз. Не единожды победитель заканчивал такую дистанцию в полном одиночестве. А однажды спартанец Ладас, победив в далихосе, тут же упал замертво. Эллины увидели в этом особый дар богов и сочли, что погиб он как истинный герой.

После 65-й Олимпиады (520 год до н. э.) состязания бегунов завершал оплитес дромос – бег со щитом, в шлеме и поножах. В римское время бегали уже только со щитом – ратные подвиги эллинов отходили в историю. Оплитес дромос прославлен и в «Илиаде» ( XXIII , 754–783). Гомер описывает не только собственно состязание, но и технику бега, в которой существенную роль играли и быстрота ног, и правильная постановка рук.

Вслед за бегом идет борьба (пала), самое любимое развлечение в греческих гимнасиях. Прекрасные юноши сближаются с поднятыми руками. Они внимательно смотрят за движениями соперника. Захват, бросок, можно применить и болевой прием – например, выкрутить большой палец. И вот один из борцов уже на земле. Он имеет право продолжать борьбу до тех пор, пока не выбьется из сил и сам не признает поражения. Впрочем, если трижды коснешься лопатками земли (триакса), поединок закончен, ты проиграл.

За бегом и борьбой следовало пятиборье (пентатлон). В глубокой древности пятиборцы состязались в прыжках, беге, бросании диска, метании копья и борьбе. На Олимпиадах бег и борьба разделялись, так как требовали напряжения всех сил.
Среди остальных трех видов пятиборья первенствовали прыжки в высоту и длину. Прыгали со специальными гирями грушевидной формы (алтерес), сделанными из свинца или камня, с разбега или с места, при этом руки с гирями, вытянутые горизонтально вперед, быстро отбрасывались назад. Так телу придавалось дополнительное ускорение. Длина прыжка достигала 50 греческих футов (15 метров). Согласно легенде, абсолютный рекорд Олимпиад принадлежит кротонянину Фаиллу, прыгнувшему на 55 футов.

Метание диска (дискоболиа) – еще один древнейший эллинский вид спорта, упоминающийся в поэмах Гомера. Диск, который герои бросали на Играх, представлял собой тяжелый круг из литого металла и назывался «солос» (на острове Эгина был найден бронзовый солос диаметром 20 сантиметров и весом около двух килограммов). Дискоболы бросали диск не только в длину, но и на точность – на определенное расстояние. Абсолютный рекорд по длине броска принадлежит тому же Фаиллу (95 греческих футов).

Бросание копья (аконтисмос) изучалось каждым юношей в гимнасие как военное упражнение. На Олимпиадах копья чаще всего бросали в цель.

Гимнастические соревнования завершались панкратионом – своеобразным гибридом борьбы и кулачного боя. Дрались кулаками, а когда кто-то из атлетов падал, начиналась борьба. Для усиления ударов руки от запястья через ладонь обвязывали ремнями. И хотя правилами запрещались удары ногами и ниже пояса, соперники редко выходили целыми из таких поединков. Больше всего, разумеется, страдали нос, уши и зубы.

Венчали Олимпиаду бег колесниц и скачки (ипподром). Соревновались на четверках и двойках лошадей, запряженных в легкие боевые колесницы. Только самые богатые греки могли позволить себе иметь олимпийских коней и упряжь. Поэтому, сколь бы искусен ни был наездник, награда все равно доставалась хозяину выездки. Цари, олигархи и даже гетеры порой посылали своих скакунов в Олимпию.
Вечная слава

Олимпийский чемпион (иероник, или олимпионик) сразу становился кумиром всей Эллады и прежде всего родного полиса. Судьи торжественно вели его в храм Зевса, где пред очами великого бога проводилась церемония награждения. В классическую эпоху победителя венчали котиносом – венком из дикой оливы, перевитой белыми лентами. Пелись гимны в честь Геракла и Иолая, затем начинался пир, которым чествовала олимпионика элейская община. Пировала и публика, благо разделить радость с триумфатором – главная привилегия зрителя.

Возвращение олимпионика на родину вырастало в еще более грандиозное торжество. На встречу ему выходили все свободные граждане полиса. Он въезжал в город в пурпурной одежде, на четверке белых лошадей. Коней под уздцы подводили к храму, где атлет возлагал венок на алтарь бога – покровителя государства. Благодарная община освобождала своего героя на всю жизнь ото всех налогов и повинностей, отныне ему было предуготовлено почетное место на театре и на празднествах. Его прославляли в одах поэты, ваяли скульпторы. Статуи олимпиоников ставились и в самой Олимпии, в священной роще Альтис (к концу римской эпохи там еще стояло несколько сотен таких статуй). Среди них выделялись иконические (то есть верно воспроизводящие черты лица) скульптуры. Их, согласно Плинию, удостаивались только трехкратные олимпийские чемпионы.

Забвение

С начала эпохи императорского Рима Игры, объединявшие только греческий мир, все больше и больше вытеснялись на периферию общественной жизни. Время теперь считали от основания Вечного города, да и многие эллины относились к своим древним героям со скептической усмешкой. После принятия христианства Олимпиады постепенно превратились в один из многочисленных церемониалов уходящего в небытие язычества. Старые боги умерли, и некому было восхититься красотой мужского тела. Довершил дело византийский император Феодосий, запретивший в 394 году богопротивные сборища в Элиде как средоточие всяческой мерзости и разврата. Олимпийские состязания прекратились на тысячу шестьсот лет.

Всеэллинские агоны

Помимо Олимпии, большие агоны, на которые стекались атлеты со всей Греции, регулярно (один раз в каждые четыре или два года) устраивались также в Дельфах в честь Аполлона Дельфийского (Пифийские игры), на Истме неподалеку от Коринфа (Истмийские игры, посвященные Посейдону) и в Немее на территории Арголиды (Немейские игры в честь Зевса Немейского). Вместе с Олимпийскими играми эти празднества составляли periods, или цикл, и величайшей мечтой греческого атлета было стяжать победу на всех четырех состязаниях. На Дельфийских и Пифийских играх проводились также музыкальные и поэтические турниры.

История античных Олимпийских игр

Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Однако есть свидетельства о возникновении Олимпиад из другого культа — спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить читателям об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала — того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением — отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править — войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину (не забыв при этом свои сокровища). В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, — Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. А надо сказать, сие желание не было оригинальным, но жуткое предсказание Эномаю о его смерти от руки зятя являлось препятствием в этом мероприятии. Не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес — от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих — настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Не миновала бы чаша сия и нашего героя, но. Унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем — наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу — на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Все бы хорошо, да тут Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал аж полцарства (по другой версии — первую брачную ночь с Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Истории неизвестно, какой такой уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, однако итог встречи был печален — новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно — проклясть Пелопса и все его потомство. В честь себя любимого Пелопс и учредил данные игры, по свидетельству Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него».

Читайте также  Боги древней греции список и описание таблица

Археологи нашли подтверждение связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии — городе проведения игр — они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Как мы помним, шестым подвигом Геракла было очищение «авгиевых конюшен» — скотного двора Авгия. (Ох, и фантазия была у работодателя Геракла — Эврисфея.) Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно — стада. Триста белоногих быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать — белоснежных, как лебеди, и один — сияющий, как звезда (забавно, но в легендах нет ни слова о лошадях). Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл всего за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл, не мелочась, направил на скотный двор потоки двух элидских рек — Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Тут мы снова сталкиваемся с прямо-таки патологической греческой жадностью — не захотел Авгий расставаться со своими любимыми зверушками и выгнал Геракла. Последний оказался весьма злопамятным парнем, через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил своего должника. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Но это все легенды, а вот что история говорит о третьей — самой удачной — попытке. Первые Олимпиады были событием весьма локального характера и привлекали не слишком много как участников, так и зрителей — только жителей Элиды и Спарты: имена победителей первых одиннадцати Олимпийских игр принадлежат уроженцам Западного Пелопоннеса. Кстати, традиционно считается, что правила и порядок проведения игр установили Ликург (правитель Спарты, осуществлявшей протекторат над Элидой), Клеосфен (правитель Писы) и Ифит (правитель Элиды). Текст этого договора об олимпийских состязаниях был запечатлен на бронзовом диске, о котором в IV веке до н. э. сообщал Аристотель и который во II в. до н. э. видел Павсаний. В самой первой Олимпиаде было единственное состязание — забег юношей на короткую дистанцию в 1 стадий (185 м). История сохранила нам и имя первого победителя-олимпионика (от греч. Ника — богиня победы) — им стал повар из Элиды Кореб.

Начиная с 660-го г. до н. э. — то есть, с 30-х игр — к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу. Олимпионик «короновался» хрестоматийным оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры — иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями — они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что, согласитесь, более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.

С 15-й Олимпиады — 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720—576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 — спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во «взрослую» категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.

В Спарте особое внимание уделялось вопросам физического воспитания граждан-воинов, чтобы с помощью оружия и военной силы закреплять свое господство над покоренными местными жителями. Спартанцы вообще отличались весьма строгими нормами поведения, а также неукоснительным их соблюдением. Например, несовместимым с честью спартанца считалось признание поражения. В связи с этим спартанцам было запрещено публично выступать в соревнованиях по кулачному бою и панкратию, ибо по правилам этих состязаний участник должен был или победить, или признать свое поражение. Сохранилась также легенда об одном старике, запоздавшем к началу соревнований. Весьма неудачно он пытался найти себе хоть какое-нибудь место среди осыпавших его насмешками и оскорблениями зрителей. Эти попытки привели его к группе спартанцев, сидевшей на «трибунах» — склонах холма Кроноса. Как один, спартанцы встали, уступая старику место. Растроганный, он сказал: «Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы!».

В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.

Гегемония спартиатов в списках победителей заканчивается к 50-й Олимпиаде. Среди западно-греческих городов выделяется основанный на юге Италии Кротон. Знаменитый Милон Кротонский был шестикратным чемпионом по борьбе Олимпийских (532—512 гг. до н. э.) и шестикратным же — Пифийских игр. Современники сравнивали его с Гераклом и Ахиллом, его феноменальная сила стала легендой. Публика ревела от восторга, когда он, неся на плечах живого быка, появлялся на стадионе. Убив быка затем одним ударом в голову, Милон целиком съедал его в течение дня. Погиб Милон Кротонский очень глупо — решив в очередной раз испытать свою силу, застрял в расщепленном дереве и был сожран волками заживо. Всего же в период с 564 по 510 гг. до н. э. в списках победителей мы находим 13 кротонцев. Сложилась даже пословица, что последний из кротонцев равен первому среди остальных греков.

Чемпион пятиборья 444 г. до н. э. Икк из Тарса стал впоследствии тренером и прославил свое имя (помимо побед, разумеется) первым в истории спорта руководством по тренингу спортсменов. Весьма новаторскими для того времени были рекомендации специальной диеты, отказ от излишеств, а также запрет на сексуальные отношения непосредственно перед состязаниями. Только вот десятикратный чемпион игр между 328 и 292 годами до н. э. Геродор из Мегары наверняка не читал рекомендация Икка. Говорят, что во время обычных своих тренировок он съедал за раз по 15 фунтов хлеба с мясом и выпивал несколько галлонов разбавленного вина.

Вполне закономерно, если у читателей возник вопрос, а откуда известны поименно эти чемпионы? Софист, математик и астроном V в. до н. э. Гиппий впервые опубликовал список победителей прошедших за три века Олимпиад. Юлий Африкан также приводит перечень победителей Олимпийских игр вплоть до своего времени, т. е. до 217 г. н. э — 249-й Олимпиады включительно. Евсевий Памфил Кесарийский, епископ и историк, нигде об этом не упоминая, столетием позднее переписал список Африкана в своей «Хронике».

Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей. Его девятитомная Хронография (Chronographiai) охватывала период от разрушения Трои (датированного автором 1184/83 гг. до н. э.) до смерти Александра (323 г. до н. э.).

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI—IV вв. до н. э. — Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. Также и система физического воспитания, популяризируемая Олимпийскими играми, дала свои плоды: греки были явно успешнее в поединках, навыки бега, кулачной борьбы, панкратия пригодились в битвах.

Популярность и успех Олимпийских игр привели к тому, что уже к началу VI в. и в других частях Греции стали проводить подобные соревнования. В 590 (или 582) г. до н. э. были реорганизованы Пифийские игры в Дельфах, в 573 г. до н. э. — Немейские игры в Арголиде, в 572 г. до н. э. — Истмийские игры близ Коринфа. Все эти игры проводились раз в два или четыре года с таким расчетом, чтобы на каждый год выпадали какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырех играх в течение одного периода, получал звание периодоника. В истории сохранились имена спортсменов, ставших периодониками даже несколько раз. Упоминавшийся выше Милон Кротонский занимает среди них первое место — периодоником он был шесть раз. В списках олимпийских победителей присутствует 46 периодоников.

В этот же период появляется звание «триаст» — тройной победитель, одержавший победу в сразу трех состязаниях, проходивших в один день — в беге, двойном беге и в беге с оружием. Два раза звание триаста завоевывал родосец Леонидас, получивший на 4 Олимпиадах подряд 12 венков победителя.

Совершенно очевидно, что состязания, имеющие столь большую популярность, не могли обойтись без определенных, специально разработанных правил и условий их проведения. Ну, а долгая история наверняка способствовала рождению традиций.

Проведение Античных Олимпиад

_57_20160802_1568128548.jpg

Родились Олимпийские игры много веков назад в Олимпии на северо-западе Пелопонесского полуострова в долине реки Алфей.

Десятки тысяч паломников из греческих полисов (городов), Италии, Сицилии, Малой Азии и островов Эгейского моря на кораблях, конных повозках, пешком устремлялись каждые четыре года в священную Олимпию.

Счастливцем считался тот, кому хотя бы раз удалось участвовать или присутствовать на Олимпийских играх.

Необходимым условием проведения в Античном мире такого большого празднества, как Олимпийские игры, был всеобщий мир (перемирие) на территории Греции.

Пять дней продолжались торжества: факельные шествия, жертвоприношения и спортивные состязания в честь Зевса Олимпийского и его супруги Богини Геры.

Первый день проведения Игр Олимпиады в древности

В первой половине дня, атлеты и их тренеры отправлялись в «булевтерион», или совет элланодиков (судей) в Олимпии и перед олимпийскими судьями произносили Олимпийскую клятву.

Затем атлеты шествовали в священную оливковую рощу, где они обращались к богам Зевсу, Гермесу, Аполлону и молились за победу.

Вторая половина дня была посвящена изучению Олимпии. Особый интерес представлял храм Зевса со знаменитой статуей Зевса Олимпийского, которая считалась одной из семи чудес древнего мира.

Второй день проведения Игр Олимпиады в древности

Второй день начинался с конной процессии всадников и колесниц на ипподроме и гоночной арене. Этот день был днем соревнований на квадригах (колесницах).

Гонки на колесницах стали одним из самых ярких и опасных событий на Играх. Были упряжки из четырех лошадей в колеснице и по две лошади в колеснице при проведении забегов на дистанции от 2,5 до 8 миль (одна миля соответствует приблизительно 1,8 км).

Во второй половине дня на стадионе проводились соревнования по пятиборью, которые состояли из пяти дисциплин: бега, борьбы, прыжков в длину, метания диска и копья. Первому атлету (олимпионику), вручался оливковый венок победителя.

После награждения, все атлеты собирались в храме героя Пелопса, победителя на первых соревнованиях среди гонок колесниц. Процессия собиралась вокруг Алтиса и пела гимны в честь победителей. Завершался день торжественно.

Третий день проведения Игр Олимпиады в древности

Этот день начинался с жертвоприношения Верховному богу Зевсу – что являлось самым важным торжественным событием Игр Олимпиады. Все собирались у входа в храм. Послы греческих государств обменивались символами своих городов на данном торжестве.

После прибытия элланодиков (судей) начиналось шествие вокруг храма Геры, могилы героя Троянской войны — Пелопса, храма Реи (матери Зевса) и сокровищниц Олимпии. В заключении процессия возвращалась в храм Зевса, где священники проводили обряд жертвоприношения.

Во второй половине дня проводились соревнования атлетов по бегу (долихос) на дистанцию от 2,25 до 2,75 миль. Потом проводились забеги на одну стадию (спринтерский бег) на дистанцию в 630 футов (192,27 м).

В вечернее время была торжественная трапеза, на которую приглашались атлеты со своими семьями и другие гости. Их щедро угощали представители греческих городов.

Четвертый день проведения Игр Олимпиады в древности

Четвертый день соревнований в основном был посвящен проведению соревнований по силовым видам спорта. В полдень начинались кулачные бои, на которых атлеты зачастую получали сильные травмы, и даже погибали. Кулачные бойцы часто наносили удары в голову и лицо противника и должны были быстро отбегать, чтобы избежать ударов соперника.

Последующим событием дня было проведение соревнований по единоборству, т.е. в «панкратионе» (с применением элементов борьбы и кулачного боя).

В заключение проводились соревнования по «гоплитену» (бегу с боевым снаряжением – шлем, щит и поножи – на дистанцию, равную двум стадиям, приблизительно 400 м). Бег с боевым снаряжением – являлся напоминанием о том, что одной из целей атлетики была подготовка людей к борьбе в сражении.

Пятый день проведения Игр Олимпиады в древности

Пятый день проведения Игр Олимпиады был заключительным днем. Этот день был днем награждения победителей. Зрители, тренеры и атлеты торжественным шествием проходили вокруг храма Зевса.

До начала Игр Олимпиады мальчику (юному атлету) поручалось нарезать ветви с листвой с диких оливковых деревьев в священной роще Зевса. Листья затем являлись неотъемлемой частью венка. Когда шествие достигало передней части храма, а победители шли первыми, и элланодики возлагали венки на голову каждого победителя.

В конце дня, вечером устраивался пир, на котором присутствовали судьи, тренеры, атлеты, представители греческих городов, а также многие частные лица. Торжество длилось всю ночь.

Олимпийские игры античного мира

Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

История возникновения и забвения Античных Олимпийских игр

Авторкой исследовательского проекта по физкультуре на тему «История возникновения и забвения Античных Олимпийских игр» была изучена информация о возрождении и забвении Античных Олимпийских игр и проведено анкетирование по данной теме среди разных возрастных категорий.

Подробнее о работе:

В учебном проекте по физкультуре об истории возникновения и забвения Античных Олимпийских игр дано развернутое определение понятия «Античные Олимпийские игры», описана история возникновения Античных Олимпийских игр, а также было проведено и проанализировано анкетирование по данной теме.

Оглавление

Введение
1. Античные Олимпийские игры
2. Понятие Античных Олимпийских игр
3. Отличие Античных Олимпийских игр от современных Олимпийских игр
4. История возникновения и забвения Античных Олимпийских игр
5. История возникновения Античных Олимпийских игр
6. Проведение Античных Олимпийских игр
7. Забвение Античных Олимпийских игр
8. Анкетирование
Заключение
Приложение

Введение

Олимпийские игры – это крупнейшие международные соревнования, которые проводятся раз в 4 года под покровительством Международного олимпийского комитета. Одним из главных достижений в спорте является медаль, завоёванная на данных играх. Но, к сожалению, сейчас очень мало информации о предке современных игр – Античных Олимпийских игр.

Изучив большое количество информации на эту тему, у меня появилось желание провести исследование, и в рамках своего проекта рассказать историю возрождения и забвения Античных Олимпийских игр.

предоставить информацию о возрождении и забвении Античных Олимпийских игр.

  • дать определение Античным Олимпийским играм;
  • сравнить Олимпийские игры с Античными играми;
  • описать историю возникновения Античных Олимпийских игр;
  • описать забвение Античных Олимпийских игр;
  • провести и проанализировать анкетирование среди людей разной возрастной категории.

сбор информации, изучение литературы, проведение анкетирования, анализ опроса, написание реферата, создание презентации.

Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры (Олимпии, др.-греч. Ὀλύμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств, происходившие в Олимпии на Пелопоннесе в период с 776 г. до н. э. до 393 года н. э.

Бег – важнейшая часть пятиборья
Прыжки в длину (прыжки в длину были очень сложные, т.к. в руках у прыгуна были зажаты гири; это делалось для того, чтобы атлет мог прыгнуть дальше).
Метание копья
Метание диска
Борьба(для победы было необходимо добиться трёхкратного падения противника на землю).
Гонки на колесницах (являлись самым ожидаемым зрелищем за время проведения Олимпийских игр).

Отличие Античных Олимпийских игр от современных

Античные Олимпийские игры являются предками наших современных Олимпийских игр, но, естественно, за такой длительный промежуток времени происходили различные изменения, которые в настоящее время показывают заметные отличия от той эпохи.
Во-первых, в древности, на время проведения Олимпийских игр, прекращались все междоусобицы и конфликты.А при Первой и Второй Мировых войнах, Олимпийские игры не проводились.

Во-вторых, в современных играх могут принимать участия женщины, а во время Античных Олимпийских игр такое было невозможно.
В-третьих, в Современных Олимпийских играх представлено гораздо больше видов спортивных состязаний, о которых в древности даже не знали.
Ещё интересный факт: Древние игры проводились в одном городе – в Олимпе, Древней Греции. А Современные игры проходят в разных странах, на разных континентах.

Также принимать участие в Античных Олимпийских играх могли лишь греки и атлеты из ближайших средиземноморских стран, в современных же играх география участников гораздо шире.

История возникновения и забвения Античных Олимпийских игр

Первый вопрос, на который хочется ответить, — когда же возникли Олимпийские игры?
Полагаясь на мифологию, были предположения, что Олимпийские игры возникли тогда, когда в Древней Греции боги уделяли время людям, в результате чего на свет появлялись полубоги. Одним из таких особенных являлся всеми известный Геракл. По одной из версий, именно он стал родоначальником Олимпийских игр, когда победил своих 5 братьев в беге, а в награду получил венок из дикого дерева оливы.

Если же смотреть на даты в истории, то точного ответа мы не найдём. По одним данным игры были зарождены в 884 г. до н.э., второе же предположение – это 828 г. до н.э. Но всё же многие исследователи считают, что дата проведения первых игр – 776 г. до н.э. С этой даты началось летоисчисление в Древней Греции.

Проведение Античных Олимпийских игр

В первой половине первого дня игр атлеты вместе с тренерами направлялись в «булевтерион» в Олимпии и произносили Олимпийскую клятву перед олимпийскими судьями. Затем они направлялись в оливковую рощу, где обращались к богам Зевсу, Гермесу и Аполлону с просьбой о победе на соревнованиях. После этого атлеты посвящали своё оставшееся время дня на изучение Олимпии.

Второй день игр начинался с соревнований на колесницах. Эти гонки являлись одними из ярких и опасных событий на играх. Были упряжки из четырёх лошадей и колесница, и по две лошади и колесница при проведении забегов на дистанции 2,5 –8 миль. А во второй половине дня на стадионе проводили соревнования по пятиборью, состоявшему из пяти дисциплин: бега, борьбы, прыжков в длину, метания диска и копья. После первому атлету вручался оливковый венок победителя.

Началом третьего дня игр было жертвоприношение Верховному богу Зевсу. Этот ритуал являлся важным событием Олимпийских игр. Все собирались у входа в храм, и греческие послы обменивались символами городов. После прибытия судей начиналось шествие вокруг храма Геры, могилы Пелопса, храма Реи и сокровищницу Олимпии. В заключении все возвращались в храм Зевса, где священники проводили обряд жертвоприношения. А во второй половине дня проводился забег атлетов на дистанцию от 2,25 до 2,75 миль. После был спринтерский бег на дистанцию 630 футов.

Читайте также  Скульптуры мужчин древней греции

Четвёртый день соревнований был посвящён в основном силовым видам спорта. Когда начинались кулачные бои, чаще всего атлеты получали серьёзные травмы, или даже погибали. Следующим этапом было проведение соревнования по единоборству. Заключением дня было проведение соревнования по «гоплитену» (бег с боевым снаряжением). Он являлся напоминанием о том, что одной из основных целей была подготовка людей к борьбе в сражении.

Заключительный пятый день Олимпийских игр был днём награждения победителей. Зрители, тренеры и атлеты проходили вокруг храма Зевса. Когда все доходили до передней части храма, а победители шли первыми, им возлагали венки на голову. В конце дня устраивали пир, на котором были судьи, атлеты, их тренеры и многие частные лица.

Забвение Античных Олимпийских игр

Как только пришли римляне, многое поменялось. Когда Греция была присоединена к Империи, состав участников значительно увеличился. Кроме этого в игры были добавлены гладиаторские бои. Но после того, как основной религией Империи стало христианство, мероприятие, как язычное, было запрещено Феодосием I. В 394 г. н.э. игры были окончательно отменены. Через год множество олимпийских сооружений было разрушено в ходе войны с варварами. Олимпия прекратила своё существование.

Анкетирование

В рамках данной работы было проведено анкетирование среди 10 человек разного возраста (от 14 до 52 лет). Проанализировав следующие ответы, я получила результаты:

  • Интересуетесь ли вы спортом или событиями, связанными с ним?
  • Знаете ли вы информацию об Олимпийских играх?
  • Вы когда-нибудь слышали об Античных Олимпийских играх?
  • Выберите вариант, который близок с вашим мнением:
  • Хотели бы вы узнать больше информации об Античных Олимпийских играх?

В наше время люди вне зависимости от возраста интересуются спортом и его новостями.
Все, кто прошёл анкетирование, знают, что в современном мире представляют собой Олимпийские игры.
80% людей из опроса поставлены в известность, чем являются Античные Олимпийские игры.
При вопросе №4 мнения людей разделилось на 3 варианта. Большинство выбрало вариант, в котором была изложена позиция о том, что Античные игры были не такими ужасающими, как их могли бы описывать.
Люди заинтересовались данной темой, и, возможно, изучат её более подробно самостоятельно.

Заключение

Современный мир насыщен множеством интересной и развивающей информацией. На планете есть большое количество людей, которые занимаются и интересуются спортом. Почти весь мир знает об Олимпийских играх, и многие страны принимают в них участие. Но, к сожалению, тему об Античных Олимпийских играх не так часто упоминают. Подрастающее поколение даже не в курсе, что есть такое Античные игры, где они проходили, что они являются предками современных Олимпийских игр. В учебниках истории эта тема взята на поверхности, потому что её кратко проходят вместе с историей самого государства, где проводились игры.

Взяв данную тему для проекта, я хотела рассказать историю древнего спорта, как в то время проходили подобного рода соревнования, что они значили для людей. И мне важно, чтобы люди, которые интересуются спортом, помнили о том, кто же предок наших Современных Олимпийских игр.

АНКЕТИРОВАНИЕ.
1. Интересуетесь ли вы спортом или событиями, связанными с ним?
1) Да
2) Нет
3) Иногда

2. Знаете ли вы об Олимпийских играх?
1) Да
2) Нет

3. Вы когда-нибудь слышали об Античных Олимпийских играх?
1) Да
2) Нет

4. Выберите вариант, который близок с вашим мнением:
1) Античные игры были опасны для проведения, т.к. приносили вред здоровью участвовавших в них людей. Я думаю, что было правильно их запретить.
2) Я думаю, что данное мероприятие было важной частью той эпохи. Оно помогало людям создать мир между народами.
3) На данный момент я не могу дать ответ, т.к. знаю мало информации на эту тему.

5. Хотели бы вы узнать больше информации об Античных Олимпийских играх?
1) Да
2) Нет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector