Олимпийские игры древности кратко

Олимпийские игры древности кратко

История олимпийских игр в Древней Греции

История древних олимпийских игр необычайно богата. Олимпийские игры появились в IX в. до н. э. В те времена греческие государства разоряли друг друга в бесконечных войнах. Ифит, царь Элиды, прибыл в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как ему, правителю маленькой страны, уберечь свой народ от войн и грабежей. Дельфийский оракул — его предсказания и советы считались абсолютно верными — ответил Ифиту:
— Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!
Ифит без промедления отправился на встречу с царём соседней Спарты, могущественным Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, по-скольку Ликург решил (а все другие правители согласились с ним), что отныне Элида — нейтральное государство. Тотчас же Ифит, чтобы доказать миролюбивые устремления и отблагодарить богов, учредил атлетические Игры: они должны были проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и название их — Олимпийские. Шёл 884 г. до н. э.

история олимпийских игр в Древней Греции

Сначала в Играх участвовали атлеты из двух городов Элиды — Элиса и Писы. Первым в летопись Игр вошёл 776 г. до н. э. — год проведения первых общегреческих Игр. Только благодаря древнегреческой традиции — высекать имена олимпиоников на мраморных колоннах, установленных вдоль берегов реки Алфей, до нас дошло и имя первого победителя — Корэба, повара из Элиды.
С приближением Олимпийских игр из Элиды во всех направлениях разъезжались гонцы (феоры), которые сообщали о дне празднеств и объявляли «священное перемирие». Их встречали с триумфом не только в самой Элладе, но и везде, где обосновались греки. Воины откладывали в сторону оружие и отправлялись в Олимпию. Когда посланцы всех греческих государств собирались вместе, они наверняка чувствовали свою национальную общность.
Затем был учреждён единый календарь Олимпийских игр, которые решили проводить регулярно каждые четыре года «между жатвой и сбором винограда». Праздник атлетов, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, продолжался сначала один день, затем пять дней, а позже — целый месяц. Для того чтобы участвовать в Играх, полагалось «не быть ни рабом, ни варваром, не совершать преступления, ни богохульства, ни святотатства». (Варварами считались те, кто не являлся гражданином греческих государств.)

История олимпийских игр в Древней Греции — появление новых зрелищных состязаний

На первых 13 Играх состязались только в стадиодромосе — беге на дистанцию 1 стадий. В 724 г. до н. э. добавился двойной бег — диаулос (на дистанцию 384,54 м). Затем, в 720 г. до н. э., на 15-й Олимпиаде, появилось пятиборье, или, как его называли греки, пентатлон, состоявший из простого бега, прыжков в длину, метания диска и копья, борьбы. Ещё через семь Олимпиад, в 688 г. до н. э., программа обогатилась кулачным боем, спустя 12 лет — состязанием колесниц и, наконец, на 33-й Олимпиаде, в 648 г. до н. э., панкратионом, самым трудным и жестоким видом соревнований.

Выходя на кулачный бой, участники надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнми с металлическими шишками. Собираясь нанести удар, боец принимал меры предосторожности: защищал голову рукой; старался встать так, чтобы противника ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком, фактически закованным в железо, по его рёбрам, лицу и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым. Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными, искалеченными, истекающими кровью. Часто их выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратион соединял борьбу и кулачный бой. Запрещалось пускать в ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы противника, надевать на руки металлические нарукавники. Зато допускались любые удары, захваты, пинки, болевые приёмы, можно было опрокидывать соперника на землю и сжимать ему горло.
Позже в программу Игр включили бег в вооружении; бег трубачей и герольдов; состязания в езде на колесницах, запряжённых мулами; соревнования для детей по борьбе, скачкам, пентатлон), а в 200 г. до н. э., на 145-й Олимпиаде, появился даже детский панкратион.
Накануне открытия Олимпиады зрители восхищались мраморными статуями победителей предыдущих Игр, располагавшимися между стадионом и рекой Алфей. Статуи изготовляли и устанавливали на средства городов, откуда были родом новые «полубоги»: первый олимпионик Ко-рэб из Элиды; «сильнейший среди сильных» Милон из Кротона; Политес из Корины, самый быстрый атлет на 212-й Олимпиаде; Ласфен из Те-беи, бежавший 156 стадий, соревнуясь с лошадью; Никола из Акрии, которому на двух Олимпиадах принадлежало пять побед в беге, и многие другие славные атлеты.

Юношам показывали и статуи Зевса, возвышавшиеся возле холма Крона. Каждую из этих статуй заказывали и ставили на штрафы, налагаемые на тех участников Игр, кто жульничал, пытался подкупить противника или наносил ему увечья во время соревнований.

Олимпийские празднества начинались с восходом полной луны. Торжественная процессия направлялась к золотой статуе Зевса. Возглавляли процессию элланодики в пурпурных облачениях, за ними шли атлеты и именитые граждане. В жертву Зевсу приносили двух огромных быков, а судьи и участники состязаний давали торжественную клятву быть достойными награждения лавровым венком и пальмовой ветвью. Вечером после жеребьёвки устраивался праздник искусств. Задолго до его окончания атлеты уходили спать — полуголодные, съев по куску сыра и выпив холодной воды.

Итак, великий день наступал. От 40 тыс. до 60 тыс. зрителей занимали места на насыпи вокруг стадиона. Трубы приветствовали приближающихся элланодиков и почётных гостей. Атлеты по очереди выходили на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявлял имя и родину каждого и трижды спрашивал: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?». Затем начинались соревнования.
В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое и панкратионе. Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу на 8 и 73 стадии (1538 и 14000 м).
История олимпийских игр в Древней Греции очень богата напряженными и зрелищными спортивными состязаниями.

Источник:
«Энциклопедия для детей» Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. — М.: Аванта+, 2001.

Олимпийские игры древности кратко

Содержание :

Начало Олимпийских игр в Древней Греции

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл, победив царя Элиды Авгия, и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела

Олимпийский праздник Зевса

Олимпийский праздник Зевса был первоначально общим торжеством только элидян или спартанцев, но постепенно к нему присоединились другие государства Древней Греции. В конце VIII века к участию в олимпийском торжестве и сопровождавшем его перемирии были приняты уже все пелопоннесские государства и мелкие общины, а в VΙΙ веке уже присылались на олимпийский праздник посольства от государств Средней Греции, от фессалийцев, от малоазийских и сицилийских греков. Граждане всех этих частей греческого мира были допущены к участию в состязаниях. Таким образом, олимпийские игры, совершавшиеся раз в четыре года и начинавшиеся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, были в конце VII века общим национальным праздником всех эллинов континентальной Греции, островов и колоний. Он был первым учреждением, к участию в котором допускались греки без различия племен и стран.

Заведование олимпийскими играми принадлежало элидянам. Однажды удалось было гражданам Писы и аргосскому царю Фидону отнять у элидян это право, но лишь ненадолго. Элидяне посылали по всем странам древнегреческой земли «вестников мира», объявлявших о наступлении священного месяца олимпийского торжества; на этот месяц прекращались все военные действия во всем Пелопоннесе. Если какое-нибудь греческое государство нарушало эту заповедь или другие уставы праздника, элидяне исключали граждан этого государства от участия в торжестве до тех пор, пока грех будет искуплен покаянием и будет уплачен штраф, поступавший в казну олимпийского храма. Если нарушителем уставов праздника был частный человек, он платил штраф или олимпийскому храму или своему государству.

Статуя Зевса в Олимпии, Фидий

Статуя Зевса в Олимпии работы Фидия. Предполагаемый вид

Олимпийский праздник совершался в почитаемой всей Грецией местности Олимпии. Посольства всех древнегреческих государства шли туда из Элиды по священной дороге; они собирались у жертвенника Зевса в священной оливковой роще Альтиде и приносили там в жертву животных, которых привели с собой из отечества. Жертвенные чаши также привозились ими из родных городов; это была великолепная посуда, и великолепны были наряды послов.

Когда угасал огонь, которым при пении хоров пылали на жертвеннике Зевса тополевые дрова и положенное на них сало жертвенных животных, начинались олимпийские игры. Желавшие участвовать в состязаниях древнегреческие атлеты должны были раньше того сообщить о своем намерении элланодикам (назначенным от элидян судьям состязаний) и представить им доказательства, что они не подвергались лишению почетных гражданских прав. Кроме того, они удостоверяли под присягой, что не будут при состязании употреблять нечестных уловок, что 10 месяцев занимались гимнастическими упражнениями по предписанным правилам и пр.

Виды спорта на олимпийских играх в Древней Греции

Олимпийские игры происходили при бесчисленном собрании зрителей. Тут были только мужчины, женщинам было запрещено присутствовать на играх; исключение было сделано только одно: могла смотреть на игры жрица Деметры Хамины. Игры начинались состязанием в беге. Это был древнейший вид гимнастических состязаний. Участники его бежали партиями по четыре человека. Первоначально эти спортсмены имели на себе пояс, впоследствии были совершенно наги. Элланодики, сидевшие на возвышении и окруженные жезлоносцами, наблюдали за тем, чтобы в состязаниях участвовали только люди безукоризненной жизни и чтобы не нарушались правила игр.

Древняя Олимпия

Древняя Олимпия. Реконструкция

По мере того, как возвышалось значение олимпийских игр, увеличивалось число разных видов спортивного состязания. Бег был сначала простой, т. е. состязавшиеся пробегали стадию только один раз; после стали пробегать ее два раза и наконец восемь раз. К состязанию в беге на олимпиадах прибавились состязания в других видах спорта: борьбе, прыжках, бросании диска или копья и кулачном бое. После, при возрастающем богатстве знатных греков, которые почти одни были участниками игр, прибавился ещё один вид спорта – бег колесниц, запряженных четырьмя лошадьми. Для этого бега был устроен в Олимпии ипподром, имевший в длину четыре стадии; он находился на юге от места, где происходили гимнастические игры. Колесницы должны были проехать по ипподрому 12 раз. При быстроте скачки довольно часто случалось, что та или другая колесница ломалась или опрокидывалась, бесились лошади или правивший ими падал; эти случаи, конечно, производили волнение в толпе. Приписывая учреждение гимнастических игр Гераклу, древнегреческое предание называло учредителем бега колесниц Пелопса, который победою в таком состязании приобрел себе жену и царство. В VII веке к прежним, гимнастическим видам спорта прибавился новый, называвшийся панкратионом; это было соединением борьбы с кулачным боем. Кроме бега колесниц была введена верховая скачка. Число дней олимпийского праздника тогда было увеличено до пяти. Первоначальный вид состязаний, бег, остался навсегда важнейшим из них; тот, кто одержал победу в нем, был главнейшим из победителей; собственно ему давалось в Древней Греции название «победителя на олимпийских играх» («олимпионика»), и его именем отмечалась олимпиада. Но богатые люди предпочитали победу в состязании колесниц.

Победители олимпийских игр в Древней Греции

Когда персы, придя к Фермопилам, услышали, что греки в эту знойную нору года (в июле) празднуют олимпийские игры, они удивлялись – ибольше всего тому, что награда за победу на этих играх – вещь, не имеющая никакой денежной цены. Действительно, наградой был в Древней Греции простой венок из ветвей священного оливкового дерева; их срезывал красивый мальчик золотым ножом. По окончании праздника при собрании всех зрителей элланодики возлагали эти венки на головы победителей; и прекраснейшим доказательством высокого развития чувства чести у греков служить то, что они считали оливковый олимпийский венок драгоценнейшим из сокровищ, какие может приобрести человек. Победа прославляла не только одержавшего ее, но и его род, и его родину. В сопровождении посланников своих государств, окруженные своими друзьями, родными, толпою своих соотечественников, победители с венками на головах шли на холм Кротон, в сосновую рощу, принести благодарственную жертву Зевсу за победу, которую он дал им. После того начинался пир; он продолжался весь вечер и часть ночи.

Когда победитель олимпийских игр возвращался в свой родной город, его ждали новые почести и радости. Его встречали торжественной процессией с пением гимнов в честь его победы (эпиникий). Эти гимны писали знаменитейшие поэты Древней Греции, например Симонид и Пиндар. Процессия вела победителя в храм божества – покровителя города; там приносили благодарственную жертву, и после того праздновали радостное событие веселым пиром. По окончании пира народ с радостными криками провожал победителя олимпиады в его дом. На всю его жизнь годовщина его торжества оставалась праздником для него и его семьи. Почти во всех государствах Древней Греции победители на олимпийских играх получали особенные права и почести, которыми на всю жизнь обеспечивалось их благосостояние. На всех праздниках и играх они занимали почетное место; на дворах храмов ставили их статуи; слава их имени долго жила в потомстве. Афиняне предоставляли им на всю жизнь право обедать в пританее. Для древнего грека не было счастья выше победы, одержанной на олимпийских играх.

Другие игры в Древней Греции

Олимпийские игры были учреждены дорийцами, заботившимися преимущественно о физическом развитии человека. Поэтому олимпийские игры были только состязаниями в физической силе и ловкости: в беге, в кулачном бою, в борьбе, в бросании диска, в искусстве ездить верхом и править лошадьми колесницы выказывались только сила мускулов и гибкость тела. Изящным искусствам, в которых выражается жизнь души и ума, не было места в состязаниях на олимпийских играх. Присоединением музыки и пляски греческие национальные праздники были обогащены в играх при храмах древнегреческого покровителя искусств – бога Аполлона. Из них знамениты были пифийские игры при дельфийском храме и веселые праздники на Делосе, священном острове, бывшем родиной Аполлона. Славились в Древней Греции и Истмийские игры, которые проходили на Истме (перешейке, соединявшем Пелопоннес с остальной Элладой) и были посвящены богу Посейдону.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Древние Греция и Рим
  • Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней Греции

Олимпийские игры в Древней Греции — это масштабные спортивные соревнования античного мира. Появились как религиозный культ и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (за этот период было проведено 293 Олимпиады), проходили игры в Олимпии, которую греки считали священной, от чего и получили свое название. Они были очень значимым событием для Древней Греции, причем не только победа, но даже участие в них было очень почетным как для самих спортсменов, так и для городов (полисов) которые они представляли.

Рисунок 1. Олимпийские игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История игр

По древним сказаниям Олимпийские игры появились ещё во времена почитания Кроноса, и устраивались они в честь Идейского Геракла. Начинались Олимпийские игры как местные соревнования, но со временем стали главным событием Древней Греции, на игры приезжали люди не только из Греции, но и из других городов, начиная от Средиземного до Черного моря.

Кронос – в греческой мифологии божество, титан, считается младшим сыном первого бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли).

Согласно греческим мифам, Рея отдала младенца Зевса Идейским дактилям (Куретам). Они пришли с Критской Иды в Олимпию, где уже был возведен храм, посвященный Кроносу. Геракл, самый старший из братьев, победил всех в беге и его наградили венком из дикой оливы, также Геракл установил соревнования, которые должны были провести спустя 5 лет, по числу пришедших в Олимпию идейских братьев.

Были и другие сказания о зарождении олимпийских игр, приурочивавшие их, то к одной, то к другой древнегреческой эпохе. Точно известно лишь то, что Олимпия являлась древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В знаменитой «Илиаде» Гомера упоминается о гонках на колесницах, запряженных лошадями, которые устраивали жители Элиды и в которых учавствовали колесницы из других мест.

Готовые работы на аналогичную тему

Элида – область в Пелопоннесе, где располагалась Олимпия.

Олимпийские игры как языческие игрища были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием, насильственно насаждавшим христианство.

Самый первый факт в истории связанный с древними олимпийскими играми – это их возобновление царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, их имена были зафиксированы на диске, который хранился в храме Геры в Олимпии еще во II веке н.э.

С этого времени (согласно одним источникам год возобновления игр – 728 до н. э., другие источники свидетельствуют, что – в 828 до н. э.), перерыв между двумя олимпийскими играми составлял четыре года.

Возобновив Олимпийские игры, Ифит установил на время их проведения священное перемирие, в это время нельзя было воевать во всех частях Эллады, воспользовавшись этим, элийцы добились у соседних государств согласия считать Элиду страной, с которой нельзя было воевать ни при каких условиях, при этом сами элийцы периодически вступали в конфликты с соседними странами.

Игры проводились и в то время, когда Эллада попала под власть Рима (в середине 2 в до н.э.), в результате был нарушен самый важный принцип Олимпийских игр, допускавший к участию только граждан греческого происхождения, так в числе олимпийцев оказался даже римский император Нерон, который выиграл в скачках на колеснице, запряженной десятью лошадьми.

Отразился на играх и начавшийся еще в 4 веке до н.э. упадок греческой культуры: олимпийские игры утратили свое былое культовое значение и из масштабных спортивных состязаний и значимого события Древней Греции превратились в сугубо развлекательное мероприятие, в котором принимали участие только атлеты-профессионалы.

Организация игр

Участвовать в играх могли все греческие граждане, по некоторым источникам это были мужчины, говорящие на греческом языке, рабы принимать участие в Олимпийских играх не могли. Когда Александр Македонский захотел принять участие в соревнованиях и специально для этого приехал в Олимпию, то эллины, участники соревнований, протестовали и требовали его исключить, руководствуясь тем, что эти состязания для эллинов, а не для варваров. В свою очередь Александр доказал, что он аргосец, и судьи допустили его, так он принял участие в беговом состязании.

Рисунок 2. Древнегреческие борцы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Организация Древних Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой участников к ним. Контролировать атлетов могли только элланодики, или гелланодики, самые уважаемые граждане. Все 10-12 месяцев до состязаний атлеты проходили специальную подготовку, после этого сдавали своеобразные нормативы комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийских нормативов» потенциальные участники Олимпийских игр еще целый месяц усиленно готовились по специальной программе под четким руководством элланодиков.

Читайте также  Особенности населения греции

Элланодик — это член комитета в Древней Греции, который состоял из граждан Элиды и выполнял функции современного судьи во время проведения Олимпийских игр.

Виды спорта на Олимпийских играх

Самым первым видом спорта был бег, вторыми добавились гонки на колесницах и борьба.

Некоторые античные дисциплины заметно отличаются от современных аналогов, так древнегреческие атлеты прыгали в длину с места, а не с разбега и с камнями в руках, такая техника прыжка требовала хорошую координацию и силу. Копья метали со специального возвышения (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск), при этом главным считалось не дальность броска, а его точность, атлет должен был поразить мишень.

В борьбе участников не делили на весовые категории, схватку продолжали до тех пор, пока кто-нибудь из соперников оказывался не в состоянии продолжать состязание.

Важным принципом всех проходящих соревнований была честность участников, перед тем как начать состязание они давали клятву соблюдать правила. Элланодики могли забрать у победителя титул чемпиона, если он был замечен в мошенничестве, такие атлеты подвергались солидным штрафам и телесном наказания. У входа на стадион в Олимпии были установлены специальные медные статуи Зевса, их отлили на деньги, полученные в качестве штрафов с участников, которые пытались добыть себе победу нечестным способом. Древнегреческий писатель Павсаний в своих текстах описывал, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил других соревнующихся с ним борцов. Помимо этого, участвовать в олимпийских играх не могли лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Олимпийские игры древности кратко

Цель занятия: познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. Игровое занятие поможет пережить атмосферу праздника и соревнования и будет способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

Опережающее задание: изучить дополнительную литературу и материал учебника по теме. Класс разбивается на команды по 5-7 человек, от каждой команды выбирается элленодик — судья.

Познавательное задание на весь урок: Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца — мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

Материалы для игры см в кн.: Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. Историческое образование в современной России. М, 1997, с 79-82.

Список литературы для подготовки:

1. П. Микель. Древняя Греция. М, 1999.

2. С. Пич, Э. Миллард. Греки. М, 1995.

3..К.М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Олимпийские игры. М, 1958.

4. Ю.В. Шанин. Герои античных стадионов. М, 1979.

5. Г.М. Годер. Венок из оливы // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1981.

6. А.А. Нейхард. Олимпийские игры // Книга для чтения. Древняя Греция / Под ред. С.Л. Утченко. М, 1974.

7. Н.А Чаплыгина. Олимпийские игры // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1999.

Ход занятия. Вводная часть. Учитель кратко рассказывает об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения. Зачитывается известная цитата: » Нет другой звезды благороднее солнца — звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, — Олимпийские игры» (Пиндар). К концу урока необходимо выяснить, почему древние греки так гордились играми.

По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова греческих колоний (откуда могли прибыть участники Олимпийских игр), дается характеристика Олимпии и разводятся понятия «Олимпия» и «г. Олимп». Зачитывается описание Олимпии.

Описание Олимпии (из кн: К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. «Олимпийские игры»).

На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину. В этой долине, окруженной в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов — вот и все постройки Олимпии. Ее постоянное население — только служитель культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями Древнего мира.

Далее учитель или три ученика знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр (подробнее об этом в кн: В. Замаровский. «Путешествие к семи чудесам света». М, 1980).

Первая версия. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако, царь не сдержал своего обещания, и Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу — Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

Вторая версия. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что если кто-нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов — Зевсу Олимпийскому.

Третья версия. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии — дочери Эномая и подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где был похоронен Пелоп, в долине р. Алфей и впадении в нее ручья Кладея, и стали устраивать состязания на колесницах.

Далее учитель напоминает учащимся о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, то есть началом летоисчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагаются хронологические задачи на эту тему.

1.Сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?

2.Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми?

3. Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 году?

4. Сколько игр прошло бы, если бы славная традиция никогда не нарушалась?

5. Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?

6. В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (В 688 году до н.э — кулачный бой, в 680 г. до н.э. — состязания на колесницах).

Основная часть игры. Учитель открывает начало Олимпийских игр призывами глашатаев. Глашатаи из числа учеников: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»

Далее команды могут разыграть жеребьевку подобно тому, как это делали греки на Олимпийских играх.

Выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита (цифр не знали). Элланодик отбирал жетоны и определял порядок выступления. В игре ребята также могут тащить букву, то есть номер своего выступления. Буквами надо обозначить различные дни состязаний. О каждом дне будет рассказывать команда соответственно своей букве (то есть порядковому номеру и дню состязаний).

Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

Олимпийские игры — великий праздник античности

Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду, то есть греческий «олимпийский» год. В свою очередь, Олимпия принадлежала людям только во время Игр, в обычное же время это был город, посвящённый богам.

По преданию, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После этогоИфит, совместно со спартанским законодателем Ликургом и афинским законодателем и реформатором Клиосфеном, заключили священный союз и установили порядок проведения таких игр, объявив Олимпию, где должно было проводиться это празднество, священным местом, а любого, вошедшего в её пределы вооружённым, — преступником.

Согласно другому мифу, Геракл, сын Зевса, в ознаменование победы Зевса над своим отцом Кроносом, привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов, которые проводились в дубовой роще, посвящённой Зевсу. Именно здесь стоял храм Зевса Олимпийского.

Древняя ОлимпияМилон Кротонский. Скульптор Пьер Пужэ (1620-1694 гг.)Древняя Олимпия

Организация Игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов, осуществлявшейся элланодиками — самыми авторитетными гражданами. В течение 10-12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своего рода экзамен комиссии элланодиков. При выполнении «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр в течение месяца готовились к предстоящим Играм по специальной программе уже под непосредственным руководством элланодиков.

На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из её городов-колоний — от Средиземного до Чёрного моря.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорождённые греческие граждане (согласно некоторым источникам, — все мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары участвовать в Олимпийских играх не могли.

Основополагающим принципом состязаний была честность их участников, которые перед началом соревнований давали клятву соблюдать правила. В случае мошенничества, элланодики имели право лишить чемпиона титула. Кроме того, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.

Соревнования могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (правда, по некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение составляла лишь жрица богини Деметры, для которой на самом почётном месте стадиона был сооружён мраморный трон.

Изначально Олимпийские Игры проводились в течение одного дня, а с V века до н. э. их продолжительность увеличилась до 5 дней, из которых 3 отводилось на соревнования, а в первый и пятый день приносилась торжественная клятва и проводилось награждение.

Главной наградой победителю Олимпийский игр — олимпионику — служила оливковая ветвь. Её срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Но здесь необходимо отметить, что, если в Олимпии венок плели из ветвей дикой оливы, то истмийский венок был из сосновых веток, пифийский делали из лавра, а йеменский — из сельдерея.

Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся спортсменам воздвигались памятники. Жители города одаривали представлявшего их победителя дорогими подарками, освобождали от налогов, а также предоставляли бесплатное место в театре.

Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских Игр и других спортивных состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Более того, вёлся кропотливый учёт их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодёжь, некоторые из которых почитались наравне с богами.

Самым прославленным атлетом Древней Греции был Милон Кротонский, ставшийв 540 г. до н.э. — в возрасте 14 лет! — олимпийским победителем в соревнованиях по борьбе. После этого Милон ещё шесть раз был увенчан олимпийским венком и признан многократным победителем на других общегреческих играх.

О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. По свидетельству Страбона, во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома. Чтобы предотвратить катастрофу, он сам встал на место колонны и поддерживал свод здания, пока все не покинули его.

Не случайно во время войны с Сибарисом — греческим городом в Лукании — Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но заменил собою целое подразделение.

Олимпийские игры регулярно проходили в Олимпии раз в 4 года более тысячи лет. Лишь в 394 году н.э. они были запрещены указом римского императора Феодосия, усмотревшего в Играх языческий обряд.

Таким образом, с 776 года до н.э. по 394 год н.э. было проведено, в общей сложности, 293 Олимпиады.

В конце XIX века Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена. Здесь необходимо отметить, что, если Пьеру де Кубертену принадлежала идея воссоздания Олимпийских игр, то одним из тех, кто внёс конкретный вклад в дело их претворения в жизнь, был Димитриос Викелас — известный греческий писатель, поэт и литератор, который входил в организационный комитет первых современных Олимпийский Игр 1896 года, состоявшихся в Афинах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector