Олимпийские игры в древней греции картинки

Олимпийские игры в древней греции картинки

О, спорт, ты — что?

68 процентов россиян собирались смотреть Олимпиаду в Пекине. Замечено, спорт меняет душевный настрой общества, перед решающими соревнованиями люди на улицах становятся доброжелательнее и внимательнее друг к другу. Но спортивные чувства не всегда милы и сентиментальны, все мы помним варварские погромы футбольных фанатов.

Патриотизм от спорта — первый шаг к расцвету здорового патриотизма или последнее, что может сплотить людей? Об этом рассуждает писатель и историк Игорь Волгин.

Российская газета: Игорь Леонидович, скажите нам, как историк, в Древней Греции Олимпийские игры тоже способствовали поднятию патриотическому духу?

Игорь Волгин: Первое дошедшее до нас имя олимпийского чемпиона, высеченное на одной из античных колонн, звучит красиво: Корэб из Элиды. Не знаю, как и при каких обстоятельствах он победил, но уверен, что встречали его в Элиде как национального героя. Вернее, как городского, полисного героя. Ибо на протяжении первых веков существования Олимпийских игр все участники были, разумеется, эллинами. Но, очевидно, это не мешало населению каждого отдельно взятого города-государства испытывать чувство, которое мы ныне именуем чувством патриотизма. Пусть это был местный, локальный патриотизм, но, думается, он проявлялся не менее бурно, чем в наши дни (хотя до переворачивания колесниц, надо полагать, дело все же не доходило). И, конечно, этот здоровый энтузиазм способствовал сплочению горожан вокруг своих архонтов, стратегов и прочих геронтов.

РГ: Олимпиада воспринимается как праздник не только для тех, кто участвует в соревнованиях, но и для тех, кто остался дома болеть за свою страну.

Волгин: В олимпийском гимне, сочиненном бароном Пьером де Кубертеном, поется: «О спорт, ты — радость!» Имеется в виду в первую очередь радость, испытываемая атлетами в дни состязаний. Но победы на спортивных аренах вызывают взрыв ликования и внутри национальных сообществ, к которым принадлежат упомянутые атлеты. Лучшие качества нации как бы персонифицируются в пловцах, прыгунах, фехтовальщиках, футболистах. Но самое интересное, рекорды, свидетельствующие о прекрасной физической форме рекордсмена, его телесных возможностях, проецируются, так сказать, на «духовное тело» его государства. Нация как целое отождествляет себя со спортивной командой и присваивает себе все достоинства чемпионов.

РГ: Что, естественно, ошибочно?

Волгин: В этом есть доля истины. Никакая физическая победа невозможна без серьезных духовных усилий. Но как говаривали древние: «Надо молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

РГ: У нас же в качестве крылатого выражения часто используется усеченный вариант «в здоровом теле — здоровый дух».

Волгин: Спорт — это игра. И только игра. Один мой знакомый, страстный поклонник «Спартака», умер от инфаркта прямо у экрана телевизора, когда стала проигрывать его любимая команда. Такие случаи не столь редки — и у нас, и за рубежом. Как всемирное счастье, если верить Достоевскому, не стоит слезинки одного замученного ребенка, так и никакая спортивная победа не стоит человеческой жизни. Я что-то не припомню, чтобы люди умирали от избытка чувств, узнав о вводе войск в Ирак или Афганистан, о «Норд-Осте» или крушении нью-йоркских башен-близнецов. И уж точно ликующая толпа не высыпала на улицы в связи с открытием генома человека, появлением Интернета или сочинением поэтом N. гениального стихотворения.

РГ: А как же тогда быть с чувством патриотизма?

Волгин: Патриотическое одушевление здесь тоже возможно. Но это «отложенное», «замедленное» и в известном смысле маргинальное чувство. Спортивный же успех сравним лишь с военной победой: эмоции возникают немедленно, массово и стихийно. Не пытайтесь уверить фаната, что в мире есть вещи поважнее, чем выход его команды в финал.

РГ: А может, пусть лучше будет такой спортивный патриотизм, чем вообще никакого?

Волгин: Спорт уже давно стал частью политики, вернейшим средством достижения государственных целей. Я имею в виду не только такие откровенно политизированные действа, как берлинская Олимпиада 1936 года или московская 1980-го. Любое крупное международное соревнование становится событием политическим. «Мы» победили «их» — значит «мы» лучше, причем во всех отношениях: экономическом, военном, культурном, нравственном, сексуальном. Конечно, спорт может быть «адекватен» стране, ее высокому уровню жизни, ее экономическому могуществу, степени ее свободы, наконец. (Кстати, в древних Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные граждане.) Но, увы, спорт далеко не всегда индикатор. Нередко — и мы знаем такие примеры — за мускулистыми спинами чемпионов нельзя различить совершающиеся на их родине непотребства. А стоны «униженных и оскорбленных» могут заглушаться неистовыми воплями болельщиков. Забитые голы, конечно, способны сплотить нацию. Но — лишь на очень короткое время. Беда, если нацию не сплачивает ничто другое.

РГ: Получается, спорт создает своего рода всеобщее заблуждение?

Волгин: Спорт гипнотичен — ибо он создает видимость единения людей, ни в чем остальном между собой не согласных. Как и бои гладиаторов в Древнем Риме, он служит идеальной отдушиной для выпуска социального пара, способом умирения общественных страстей. Он обладает потрясающей эстетической силой, удовлетворяя наше чувство «чистой красоты». Спорт — это предельное воплощение индивидуализма и конкуренции, с одной стороны, и сотрудничества и коллективизма — с другой.

РГ: А деньги в спорте?

Волгин: В наши дни спорт — это еще и часть массовой культуры, которая прекрасно помнит об извечной формуле «хлеба и зрелищ». Впрочем, второе нередко призвано заменить первое. Спорт — часть мирового шоу-бизнеса и просто бизнеса, вкладывающего свои деньги в высокодоходное предприятие. Спорт уже неотделим от рекламы, от телевизионной картинки, от допинговых скандалов и борьбы (часто далеко не спортивной) различных кланов. Он становится профессиональным и все больше удаляется от олимпийского идеала, когда на арену выходили люди, для которых спорт был не единственным смыслом жизни, а органической ее частью. (Кстати, упомянутый выше Корэб из Элиды «в миру» был поваром.) Пифагор побеждал в кулачных боях, не бросая при этом своих вычислений, Гиппократ сходился с другими борцами, не забывая о пациентах. Античные интеллектуалы хотели быть совершенными во всех отношениях людьми. «И значит — это был хороший тон, // когда поэты к финишу бежали. // И лавры олимпийские Платон // чтил, будто философские скрижали!» В Древней Греции олимпийские чемпионы получали лавровые венки, статуи, освобождение от налогов, пожизненное содержание. В современном спорте происходит «монетизация льгот»: гонорары иных спортсменов сопоставимы с доходами олигархов. Таковы правила игры. И все-таки в спорте, как и в искусстве, лучше всего остального действует закон бескорыстия. Впрочем, истинный патриотизм тоже всегда бескорыстен. Он не задается сакраментальным вопросом: «Родина, скажи мне, за что я обязан любить тебя?»

Познавательная беседа «Возрождение Олимпийских игр. Олимпийская символика»

Познавательная беседа: «Возрождение Олимпийских игр. Олимпийская символика».

1. Продолжать знакомить детей с историей Олимпийских игр.

2. Дать первоначальное представление об Олимпийской символике и атрибутах.

3. Развивать память, внимательность.

4. Воспитывать познавательный интерес к спортивным соревнованиям.

Мы с вами уже знаем об истории возникновения Олимпийских игр. Что же было дальше? Как Олимпийские игры пришли к нам, в современность?

После нескольких столетий Олимпийские игры в Древней Греции были запрещены. Игры много лет не проводились. Город Олимпия был разрушен. На месте этого города велись учеными археологические раскопки. Благодаря этому, у людей возник интерес к Олимпийским играм.

Возрождению этого великолепного праздника человечество обязано французскому общественному деятелю барону Пьеру де Кубертену. Слайд 2.

Пьер де Кубертен посвятил свою жизнь проблемам образования и физического воспитания молодежи. Он увлекался различными системами физического воспитания, что навело на мысль о возрождении Олимпийских игр. В 1892 году барон де Кубертен выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний – Олимпийских игр и приложил много усилий для воплощения в жизнь этого проекта.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 году в Афинах, в стране-родоначальнице Игр — Греции. Игры состоялись при большом количестве народа. Было решено проводить игры каждые четыре года. В состязаниях приняли участия 241 спортсмен, из 14 стран. Виды состязаний присутствуют и сейчас на Олимпийских играх. Слайд 3.

В каких же видах соревнований можно было принимать участие (Слайд 4)

Тяжелая атлетика; борьба

Олимпийские игры имеют свою символику:

Олимпийская эмблема – пять колец. Кольца сплетены между собой. Это характеризует пять континентов на нашей Земле (пять материков). Они обозначают дружбу и единения спортсменов пяти материков; обозначают всемирный характер олимпийских игр. Олимпийская эмблема была представлена Пьером де Кубертеном Слайд 5.

Олимпийский флаг – это белое полотно, на которую помещена эмблема Олимпийских игр. Слайд 6

Обязательным символом Олимпийских игр является Олимпийский огонь. Огонь символизирует чистоту, борьбу за победу, а также мир и дружбу.

Олимпийский огонь зажигают на территории Древней Олимпии в Греции за несколько месяцев до открытия игр. Огонь зажигают от солнечных лучей с помощью зеркала (параболического) и доставляют его факельной эстафетой через все континенты на Олимпийский стадион к церемонии открытия игр.

Кроме основного факела от Олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если огонь в факеле погаснет по той или иной причине. Слайд 7.

Девиз Олимпиады: Быстрее, выше, сильнее.

Клятва произносится спортсменом страны, где проводятся очередные Олимпийские игры, с трибуны, около знамени своей страны. Слайд 8

Клятва Олимпийца:

От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд».

Олимпийские медали:

Вручение олимпийских медалей происходит на специальной церемонии, в соответствии с завоеванными местами. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играет гимн страны, представителем которым является обладатель золотой медали. (слайд 9)

Инструктор по физкультуре:

-Сколько нового мы с вами сегодня узнали. Кому, что запомнилось больше всего? (ответы детей)

-Сейчас у нас с вами интересная игра: «Сложи картинку». Для этой игры нам необходимо разбиться на три команды. Чья команда быстрее выполнит задание.

— В одну шеренгу становись. На 1-2-3-расчетайся. Направо. За направляющими к столам шагом марш.

— На каждом столе лежит конверт. В конвертах разрезные картинки с олимпийской символикой. Необходимо собрать картинку и назвать символ Олимпийских игр.

— Раз, два, три – начни (выполнения задания детьми)

— Молодцы, ребята, с задание справились.

— Какие же символы Олимпийских игр вы знаете?

— В нашей стране два раза проходили Олимпийские игры: летние и зимние. Кто – то знает, в каких городах проходила Олимпиада? (ответы детей)

Если дети не знают:

— Даю вам домашнее задание: спросить у родителей и ответить на вопрос.

«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа«Наши мамы — самые лучшие хозяйки». Познавательная беседа Цель. Дать детям представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Программное содержание: — развивать умение вести диалог, отвечать.

Познавательная беседа о воде с элементами экспериментированияПознавательная беседа о воде с элементами экспериментирования «Свойства воды» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: — Активизировать и расширять словарь. — продолжать учить подбирать слова.

«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказочным персонажем — снежной феей. 2. Рассказать сказку «Новогодняя звезда». 3. Будить.

Конспект занятия «Беседа об Олимпийских играх» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Познавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группеПознавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группе С нетерпением ждала этого дня, когда наконец-то мои детишки познакомятся с этим удивительным краем, и вот этот день настал! На нашем любимом.

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп»Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, — развивать у детей интерес к истории своей страны, — формировать.

Олимпийский мишка и Агент 007: самые яркие церемонии открытия Олимпиад прошлых лет в преддверии XXXII Игр в Токио

До главного спортивного события лета – чуть больше суток. С чего всё начиналось и какие сюрпризы приготовили нам новые летние Игры?

До старта XXXII летних Олимпийских игр осталось совсем чуть-чуть. В 2021 году Олимпиада пройдёт в столице Японии с 23 июля по 8 августа. Спортсмены уже приехали в Токио. Прямо сейчас они готовятся к важным соревнованиями главного спортивного события этого лета.

Online47 вспомнил о самых ярких церемониях открытия летних Олимпийских игр, а также узнал – что подготовили для спортсменов и зрителей Игры в 2021 году.

Первые современные: с чего всё началось

Разговоры о возрождении Олимпийских игр подняли ещё в 1894 году, тогда же появился и Международный Олимпийский комитет (МОК). Планировалось, что Игры будут проведены на стадионе в Олимпии, чтобы соблюсти традиции Древней Греции.

Однако потребовалось бы слишком много реставрационных работ, поэтому первые возрождённые Олимпийские игры современности прошли в Афинах. Событие провели в апреле далёкого 1896 года, церемонию открытия посетили около 80 тысяч зрителей.

Конечно, в то время многих знакомых атрибутов церемонии не было: ни парада стран-участниц, ни зажжения Олимпийского огня, ни Олимпийской клятвы. Все эти вещи были введены позже, но первые Игры на то и первые, что никогда не будут стёрты из истории.

Известная нам всем Олимпиада начала формироваться в начале 20-го века. Уже на Афинских играх 1906 года прошел первый парад наций — одна из самых узнаваемых традиций церемонии открытия Олимпийских игр. Шествие олимпийских сборных, несущих флаги своих стран, стало символом национальной гордости в рамках Олимпиады.

Не без гордости можно сказать, что церемония открытия Олимпиады в Москве в июле 1980 года стала одним из самых организованных и грандиозных мероприятий за всю историю Игр. Трёхчасовое шоу: олимпийские мишки, прыгуны на батутах, акробаты и так называемый живой щит – добровольцы на центральном секторе сменяли картинки, выкладывая определённую мозаику.

Конечно же, многим запомнился символ московской Олимпиады. Олимпийский мишка для многих стал родным не только на время Игр. Медвежонок знаком не одному поколению.

Олимпийские игры начали транслировать ещё в 1936 году, но только по радио. Первыми же соревнованиями, которые транслировались телевидением, прошли в августе 1960 года в Риме. Многим эта Олимпиада запомнилась победами и рекордами советских спортсменов. Например, штангист Юрий Власов был признан лучшим спортсменом римских Игр, а наши гимнастки выиграли 15 из 16 разыгрывавшихся медалей.

Но отличилась Олимпиада и своим открытием. Церемония состоялась 25 августа на стадионе комплекса «Стадио Олимпико», перед трибунами которого торжественно прошли маршем 5348 спортсменов из 83 стран мира. Накануне же Игры благословил сам Папа Римский.

Именно эта Олимпиада когда-то была названа «карнавалом рекордов» – было установлено 76 олимпийских и 28 мировых достижений. Спортсменов приветствовали в октябре 1968 года в Мексике. Интересно, что это были единственные Олимпийские игры, проведённые в Латинской Америке, вплоть до открытия в 2016 году XXXI летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.

Церемонию открытия можно считать эталоном проведения спортивного события. Более того, впервые за всю историю Олимпийский огонь зажгла женщина – мексиканская бегунья Норма Энрикета Басилио. Она появилась на стадионе с факелом в руках, пробежала почётный круг и поднялась на 90 ступенек, чтобы под бурные овации зажечь огонь на Олимпийском стадионе.

Одна из самых ярких церемоний открытия летних Олимпийских игр состоялась в Китае. Что-то уникальное всегда сложно придумать, но Пекин встретил болельщиков и спортсменов в августе 2008 года не просто театрализованным представлением. Участников Игр погрузили в многовековую загадочную историю страны более 15 тысяч актёров.

Что касается Олимпийского огня, то в августе 2008 года его зажёг гимнаст Ли Нин, совершив горизонтальную пробежку по крыше стадиона. Никогда прежде такого ещё не делали, а само шоу перед спортивными событиями признано многими ярким и запоминающимся.

Бонд, Джеймс Бонд. Открытие Олимпиады в Лондоне, пожалуй, стало самым непредсказуемым. Тем более, что организовал шоу в августе 2012 года известный британский кинорежиссер Дэнни Бойл. Да-да, тот самый автор фильмов «Миллионер из трущоб» и «На игле».

Зрителям сначала показали ролик, как Агент 007 забирает королеву Англии Елизавету II из её покоев, но чуть потом они появились на трибунах, спрыгнув с вертолёта. Впрочем, роль её Величества и Бонда исполнили каскадеры, но это не сбавило эффекта. А вот саму церемонию открытия начала настоящая Елизавета II.

XXXII летние Олимпийские игры в Токио: как пройдут и когда начнётся церемония

Олимпиаду японская столица должна была принимать ещё прошлым летом, но из-за пандемии Игры перенесли на этот год. Стоит отметить, что впервые такое происходит из-за масштабного заболевания. Для всех удивляющихся: название сохранили по аналогии с Евро – 2020 – «Токио–2020».

Начнётся торжественная церемония в пятницу, 23 июля, в 14:00 по московскому времени. Организаторы обещают, что зрителей (они не будут присутствовать на стадионе – прим. ред.) ждёт шоу длинною в три с половиной часа. Подробности – пока в секрете.

Фото: Андрей Голованов/olympic.ru

Читайте новости Ленинградской области раньше других во Вконтакте Подписаться

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-50579 от 9 июля 2012 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель акционерное общество «Ленинградская областная телекомпания».
И.о. главного редактора Разинькова Кристина Александровна
email: info@online47.ru
Размещение рекламы sbudkov@lentv24.ru

Легенда о Диагорасе Родосском

Диагор Родосский

Огромным уважением и народной любовью пользуется среди Родосцев уроженец этого острова знаменитый многократный олимпийский чемпион Диагорас, ставший родоначальником большой спортивной династии. Диагорас был знаменит на территории всей Древней Греции, являя собой образец настоящего атлета, стиль ведения боя которого был на то время уникален — он никогда не пытался уйти от удара противника и ни разу за всю свою карьеру не нарушил правил честного поединка. Зрители очень уважали Диагораса, который со временем стал самым настоящим «народным» чемпионом.

Его именем назван аэропорт Родос, столичный стадион и футбольный клуб, а на въезде в город Родос стоит памятник, запечатлевший Диагораса с сыновьями.

Диагор Родосский на руках у сыновей

Благодарные потомки с удовольствием вспоминают трогательную легенду о Диагорасе, рассказанную известным поэтом древности Пиндаром. Диагорас происходил из знатной и знаменитой династии Эратидив, был сыном Дамагета и правнуком царя Иалиса. Матерью его была знатная мессенка, предком которой являлся Аристомен. Родился Диагорас на острове Родос в городе Ялисос и в 18 лет начал свою спортивную карьеру, выиграв на соревнованиях в городе Родос.

Впоследствии он стал путешествовать по городам Греции, принимая участие в кулачных боях и часто побеждая, чем прославлял свою родину. В 464 году до нашей эры Диагорас стал первым Родосцем, победившим в Олимпийских играх. Известно, что этот поистине удивительный боец дважды побеждал в Олимпийских играх, дважды в Немейских, один раз в Пифийских, четыре раза на Исмийских и столько же на Панеллинских. Многократно он побеждал и в местных соревнованиях в Родосе, в Афинах, Коринфе, Фивах, Аргосе, Мегалах.

Древнегреческая борьба

Диагорас стал основателем целой династии великолепных бойцов. Всего за 60 лет спортивной карьеры он, его сыновья и внуки девять раз становились Олимпийскими чемпионами. Интересна история не только сыновей Диагораса, но и его дочери, которая стала причиной издания закона, потребовавшего, чтобы не только атлеты, но и их тренеры присутствовали на соревнованиях в обнаженном виде. Дело в том, что в семье выдающегося спортсмена очень много времени уделяли изучению кулачного боя, и дочь Диагораса стала тренером его внуков, своих сыновей. Женщинам категорически запрещалось посещать Олимпийские игры, а Каллипатера нарушала этот запрет, присутствуя на играх в качестве тренера, переодеваясь в мужскую одежду. Во время состязаний в кулачном бою, которые выиграл её сын Писирод, не сдержав эмоций, она выбежала на арену, споткнулась и упала, случайно обнажив свое несоответствие священным Олимпийским правилам. Только в связи с отсутствием соответствующего закона и в знак признательности к заслугам отца ее не наказали смертью.

На одной из автомобильных развязок города Родос, находящейся на набережной Эгейского моря, стоит скульптурная композиция, прославляющая знаменитого атлета. Она изображает победивших в Олимпийских играх сыновей Диагораса, несущих своего отца на руках. Именно об этом моменте рассказывает известный поэт древности Пиндар. Пересказанная им легенда гласит, что когда двое из сыновей Диагораса стали Олимпийскими чемпионами, они из благодарности подняли своего знаменитого отца на плечи и понесли перед ликующими трибунами. Это был настоящий триумф в жизни «народного» атлета, в восхищении от которого посол царя Спарты выкрикнул: «После такого и умереть не страшно!» И после этих слов прямо на глазах зрителей Диагорас опустил голову на грудь и скончался.

Читайте также  Богиня знаний в древней греции

Гробница Диагораса Родосского

Удивительной является не только история жизни и смерти знаменитого Греческого олимпийца, но и история, связанная с местом его упокоения, которое было установлено совсем недавно. Недалеко от города Мармарис (ближайший к острову Родос город на материке) на территории современной Турции в труднодоступной скалистой местности находится древняя пирамида из камней. Ранее считалось, что 2300 летняя гробница принадлежит какому-то неизвестному святому. В течение многих лет эта гробница была местом паломничества молодых мужчин, которые брали здесь горстку земли перед отправлением на армейскую службу. Считалось, что этот амулет делал обладателей мужественными и сильными, а так же приносил удачу в бою. И только десять лет назад историки и исследователи обнаружили в ней надпись «Я буду проявлять бдительность на самом верху, чтобы ни один трус не смог прийти и уничтожить эту могилу», что идентифицировало ее как гробницу Диагораса.

Древнегреческий кулачный бой

Кулачные бои были впервые включены в программу античных Олимпийских игр в 688 году до н.э. К состязаниям на Олимпиаде допускались только свободнорожденные греки, доказавшие, что готовились к состязаниям не менее, чем в течение десяти месяцев. Подготовка бойцов велась в специальных школах «палестрах». На тренировках бойцы использовали подобие перчаток из мягких кожаных ремней и защищали голову маской с наушниками. В Греции кулачные бои относились к тяжелой атлетике, в которую входили борьба, панкратион и метание диска. Бокс тех времен именовался «пигмахия» (от древнегреческих слов «pyg-mahi» «кулак + поединок»). Правила боёв гласили, что бить можно только в голову, руки обматывались полосками кожи, бои шли до явной победы одного из бойцов, количество раундов не оговаривалось. Такие бои часто заканчивались не только тяжелыми увечьями, но и смертями. По некоторым сведениям Олимпийский чемпион тех лет получал 500 драхм и пожизненное обеспечение питанием. А кубок получал как раз проигравший боксер в качестве морального утешения.

Памятник Диагорасу на острове Родос

После завоевания Греции Римом традиция кулачных боев продолжилась, но правила постепенно менялись в сторону повышения зрелищности и ужесточения. Бинты из мягкой кожи были заменены кожаной лентой с металлическими бляшками, а затем и утяжеленной перчаткой с шипами. В 30 году до н.э. поединки между гражданами Рима были запрещены, кулачный бой стал уделом рабов-гладиаторов.

От Эллады до Китая: по пути к Олимпиаде

Александр Генис: Пекинские Олимпийские игры открываются в отнюдь не случайную пятницу: в восьмой день восьмого месяца восьмого года. Счастливое стяжение восьмерок настолько важно в китайской нумерологии, что в Гонконге автомобильные номера с этими приносящими удачу цифрами продаются на особом аукционе за бешеные деньги.

Нынешней Олимпиаде удача нужнее, чем почти всем остальным. Только Берлинские и Московские Игры были окружены такими же, мягко говоря, сомнениями в правомочности стран-хозяек стать олимпийскими столицами. Пекин избежал бойкота, но нареканий хватает: Тибет, права человека, экология, свобода слова, блокировка Интернета, превентивные аресты, запоет мирных демонстраций – политика не оставляет спорта ни на минуту. Именно поэтому многие критики считали, считают и, наверное, будут считать неразумным выбор авторитарного Пекина для Олимпиады 2008 года. Однако это историческое решение Олимпийского комитета можно рассматривать и в другой – более масштабной перспективе, которая вскрывает подспудный пафос всего олимпийского движения.

С седой древности Олимпиады выражали и поддерживали единство ойкумены, общность всего цивилизованного (как его понимали греки) мира, единство цивилизации, которое не могут разрушить никакие внутренние войны. Так уж повелось, что спортивные сводки соседствовали с фронтовыми. Олимпиада никогда не была праздником пацифистов. Эллинское единство не прекращало междоусобиц, но истребительные войны велись по правилам, главным из которых как раз и было олимпийское перемирие. До тех пор, пока все греки признавали над собой его верховную власть, жизнь продолжалась и культура цвела.

Так в Греции возникла центральная для нашей цивилизации концепция условного закона как безусловной ценности. Только благодаря этой фундаментальной идее хрупкая затея барона Кубертена пережила, может быть, самый опасный в истории ХХ век. Родившаяся почти три тысячи лет назад олимпийская идея показала, что, даже не умея мирно жить сообща, мы можем вместе играть.

С этой точки зрения самое важное в нынешней Олимпиаде – ее адрес. На играх 2008-го года впервые состоится встреча двух великих традиций, разминувшихся в истории и географии.

Дело в том, что родившаяся раньше всех мировых религий Олимпийская идея вскормила именно нашу — западную — культуру. У ее истока стоял эллин, который, как писал Пиндар, «далеко озирает весь мир с Олимпийских ристалищ, где отважная сила ищет своего предела». В нем, в этом могучем атлете, мы нашли свой первый эстетический идеал. Бегуны, прыгуны и всадники на вазовой живописи Греции выглядят, как Шварценеггер, — этакие ходячие анатомические атласы.

Физический идеал такой же древней, но совершенно иной китайской культуры был принципиально другим. В Китае ценили красоту не молодого атлета, воина, бойца, а скромную прелесть студента — с мягким лицом и женственной (на западный взгляд) фигурой. В древнем Китае философы осуждали прямое соперничество. По словам Конфуция, благородный муж не должен состязаться с другими. Исключение мудрец делал только для стрельбы из лука, где проигравший мог винить лишь самого себя. Поэтому тема борьбы, соперничества, единоборства не развивалась китайским искусством. Единственный, в сущности, сюжет дальневосточной живописи — поиск и обретение мирной гармонии, исключающей брутальный антагонизм нашей диалектики.

Зато греки не мыслили ни жизни, ни искусства без агона, высшим проявлением которого и были атлетические состязания. Именно в упоении схваткой эллины видели соблазн спортивного соревнования, которое украшает и укрощает нашу природную агрессивность, превращая ее в нарядную доблесть.

Конечно, наши Олимпиады, как, впрочем, и древнегреческие, полны страстей, причем, часто — еще и нечистых. Но это не мешает олимпиадам источать энергию праздника с его бескорыстным – именно что спортивным -усилием. Этот и есть тот идеал олимпийца, которого так гениально воссоздал Мандельшам:

Он творит игры обряд,

Так легко вооруженный,

Как аттический солдат,

В своего врага влюбленный!

Восьмого числа восьмого месяца восьмого года, когда Олимпийский факел доберется до Пекина, круг, наконец, замкнется, и два самых могучих потока человеческой культуры — греческий и китайский — соединятся в одну реку, омывающую Землю планетарной цивилизацией.

В этом году путь олимпийского факела — от Афин к Пекину — был особенно тяжелым. О подробностях этого путешествия мы беседуем с Владимиром Гандельсманом, который подготовил рассказ о драматической истории факельного шествия современных Олимпиад.

Владимир Гандельсман: Ну, если вы хотите знать, почему Олимпийский огонь, «Путь гармонии», как его называют китайцы, должен был пройти через протест многих и многих людей, через полицейские оцепления в Сан-Франциско, Париже и Лондоне, смотрите не только на жалобы Тибета, а смотрите фильм Лени Рифеншталь 1938 года «Олимпия».

В этой дани уважения Берлинской Олимпиаде 1936 года показан оригинал, источник этого ритуала. До этого никогда Олимпийский огонь не проносился из Греции к месту Олимпиады тысячами бегунов, хранящими огонь на протяжении всей эстафеты.

Александр Генис: Лени Рифеншталь просто воплотила придуманный миф, которого никогда не было у греков, сотворила кино эквивалент вагнеровского «Кольца», в котором мир постепенно возникает из элементарных фрагментов.

Владимир Гандельсман: Да-да, камера начинает скользить по дымящимся руинам, среди разбитых колонн и зарослей травы. Затем камера находит греческий храм среди камней. В жутковато эротическом пейзаже возникают головы и тела греческих статуй. Потом оживает дискобол, полированный камень становится мускулистой плотью. Затем копьеметатель бросает копье, и копье летит по направлению к чаше с пламенем. Другой «жрец» поднимает факел, подобно тому, как вагнеровский Зигфрид поднимает свой меч. Человечество обрело идею. Эстафета началась. От одного бегуна к другому, пока не финишировали на 110-тысячном Берлинском стадионе, где зажгли алтарь. В мерцающей жаре было видно само солнце над алтарем. И Гитлер, салютующий счастливой толпе.

Александр Генис: Этот пронос факела продемонстрировал, таким образом, родословную нацистов, чьими предками, якобы, явились древние греки. Такова была заявка. Интересно, что именно немцам принадлежит идея «раскапывать» Олимпию.

Владимир Гандельсман: Это был немецкий ученый Винкельман, который предлагал еще в 18-м веке копать в Олимпии, в том месте, где проводились греческие игры. Слава и честь это сделать досталась, однако, ученому 19-го века, и тоже, заметим, немцу, Эрнсту Куртису. Когда барон Пьер де Кубертен стал основателем современных международных Олимпиад – это 1896 год — он отчетливо продекларировал: французы должны реанимировать то, что немцы эксгумировали. Подразумеваемое соперничество было более кровавым, разыгравшись на полях Первой мировой в 1914 году, за два года до того, как Германия должна была принимать впервые Олимпиаду. После своего поражения Германия была отстранена от Олимпиад 1920-го и 1924-го годов. Поэтому Берлинская Олимпиада 1936 года была как бы возмещением за предыдущие обиды и унижения. Но Гитлер хотел, чтобы факел держался и передавался исключительно немецкими руками. Он распорядился возобновить раскопки в Олимпии, а тем временем Карл Дим, организатор Игр, разработал весь ритуал.

Александр Генис: Интересно, что, не будучи нацистом, Дим очень быстро приспособился к новому режиму и закончил войну фанатическим командиром, убеждавшим немецких подростков, подобно древним спартанцам, предпочесть гибель признанию поражения. Тысячи подростков последовали его призыву, сам же он преспокойно дожил до 80 лет.

Владимир Гандельсман: А тогда, в 1936-м году, 3 422 юных арийских бегуна несли зажженные факелы на протяжении всего пути длиной в 3 422 километров — от храма Геры на горе Олимп до стадиона в Берлине. У Гитлера были далеко идущие планы. «В 1940, — говорил Гитлер своему любимому архитектору Альберту Шпееру, — Олимпиада пройдет в Токио. Но после этого она должна проходить только в Германии, всегда». Шпеер должен был построить стадион в Нюрнберге (характерное местечко было выбрано!) на 400 тысяч мест, и это должно было стать постоянным местом проведения Олимпийских игр, их домом.

Александр Генис: Вообще-то Международный Олимпийский Комитет предлагает несколько другую трактовку олимпийской эстафеты.

Владимир Гандельсман: В Олимпийском музее в швейцарской Лозанне объясняется, что человек всегда ассоциируется с огнем (Прометей), что передача огня из рук в руки – символ дружбы между народами. Жрицы в белых одеяниях (все – актрисы, естественно) на развалинах храма Геры зажигают факел, — огонь зажигают с помощью сфокусированных солнечных лучей. Зажигают также и запасные факелы, на случай, если основной погаснет (как это уже случалось, и в этом году, в частности). «Чистота пламени, — набожно растолковывает брошюра, — обеспечена тем, что оно происходит от солнца». Был случай, когда в пандан такому фетишизму, один непрошеный изобретатель, студент, перед Олимпиадой 1956 года в Мельбурне, предложил свою модель факела: на ножке стула укреплена банка для пудинга с горящими в ней подштанниками, — и предложил свой вариант мэру Сиднея. Но, как правило, факел не нуждается в китче или трюках.

Александр Генис: Но был и более возвышенный эпизод — случай, когда огонь зажигался со спутника, с помощью направленного на землю электронного сигнала.

Владимир Гандельсман: В 1996 был случай передачи огня между двумя парашютистами. На этот раз, несмотря на приветливо улыбающийся Китай, тибетский протест обнажил националистическое существо вопроса. Вот почему Китай вызывающе горд — опять же, это восхождение с огнем на Эверест.

Конечно, эстафета 1936 года отражала более зловещие угрозы. Эстафета прошла через Грецию, Югославию, Белград, Болгарию, Будапешт, Вену, — и ее приветствовали профашистские демонстрации, отнюдь не демонстрации протеста. Но при этом была статья в «Нью-Йорк Таймс», словно бы услышавшая барабанный бой войны, которая назвала путь той эстафеты «стратегическим курсом», который наследует немецкое «Drang Nach Osten» — путь на восток, который Кайзер искал в Первую мировую и который проложил Гитлер во Вторую. С тех пор и эстафета, и сами игры – предмет протестов и конфликтов.

Александр Генис: Поклонники Олимпиад говорят о том, что дружба и братство превыше национальных интересов и различий, — то есть устраняют их.

Владимир Гандельсман: Но история не знает сентиментальности и говорит о другом. Сами греки куда прямолинейней. Все Игры, говорят они, были военные Игры. На состоявшейся в этом году, ввиду Пекинской Олимпиады, конференции в Йельском университете был высказан революционный взгляд. Все атлетические игры в древней Греции становились также играми социальными. Иными словами, все игры были столь же серьезны, как война. И ни о каком братстве речи не было. Если Олимпийские игры осознаются в том смысле, что они отражают военные действия, то это, по крайней мере, правдивее, чем слова пятого президента Олимпийского комитета, произнесенные в 1936 году, что Олимпиада – наиболее эффективное средство для сохранения мира и гармонии на земле. Мы помним, какой гармонией и каким миром дело кончилось.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector