Олимпийский венок в древней греции

Олимпийский венок в древней греции

Олимпийские медали

Барон де Кубертен далеко не сразу пришёл к идее создания медалей Олимпийских игр.

Олимпийские игры в Древней Греции. Серебро вместо золота

Как только и чем только не награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции! Вот только медалей в этом внушительном списке не было никогда. Самым распространённым типом награды считался венок, сделанный из оливы. Известны случаи, когда победителям вручали золотые монеты, причём в изрядных количествах. Чем-то это напоминает призовые за удачные выступления.

Пьер де Кубертен с самого начала вынашивал идею награждения победителей. И первоначально барон хотел возродить греческую традицию возлагать на головы олимпийских чемпионов венки. И тут Кубертен и его товарищи немного свернули с греческого пути на римский. По первоначальному проекту спортсмен, занявший первое место, должен был получать лавровый венок. Такой надевали на голову римскому полководцу, заслужившему триумф. Надо сказать, что от этой идеи барон быстро отказался. Скорее всего, потому, что в Европе конца XIX века лавр не ценился так, как в Древнем Риме.

Возложение лаврового венка на голову победителя.png

Тогда и родилась мысль о медалях. Официально они в качестве главной олимпийской награды были утверждены на I Олимпийском конгрессе в 1894 году. Вот только первоначально медалей было лишь две. Победителю — из серебра с позолотой, а спортсмену, ставшему вторым, — из бронзы. Та же история повторилась и в Париже в 1900 году. И лишь в 1904-м, когда Олимпиаду принимал американский Сент-Луис, отмечать почётными знаками решили уже не двоих, а троих спортсменов. Но до золота опять дело не дошло. Победитель получал медаль, сделанную из серебра, но покрытую золотой эмалью. И вот тогда-то МОК и решил, что это, наверное, не очень правильно, и чемпионы следующей Олимпиады, лондонской, в 1908 году впервые получили медали, сделанные из чистого золота.

Это, в свою очередь, привело к уменьшению размеров наград. Однако именно в 1908 году сложилась традиция, существующая по сей день: победитель получает золото, второй призёр — серебро, третий — бронзу.

Первые Олимпийские игры 1896. Зарождение традиции

Первоначально МОК постановил, что медаль должна быть круглой. Кроме того, была очень важна отсылка к Древней Греции. Именно поэтому на медалях, изготовленных для Олимпиады в Афинах (1896 год), можно увидеть с одной стороны изображение Зевса, а с другой — Акрополя. Акрополь появлялся на медалях также в 1900 и 1904 годах, но гордые британцы в 1908-м заменили древнегреческий храм изображением святого Георгия верхом на лошади.

Впрочем, всех переплюнули французы. Медали парижской Олимпиады 1900 года даже не назывались медалями. По не вполне ясным причинам они имели прямоугольную форму, и в официальных протоколах их называли плакетками. Правда, всё это делалось с согласия МОК.

Пьер де Кубертен.png

В 1904 году медалям вернули первоначальную круглую форму. Таковыми они остаются по сей день. Ещё одна любопытная деталь. На протяжении долгого времени у медалей не было лент. Награды вручались победителям и призёрам прямо в руки, а не надевались на шею. Олимпийская хартия, приблизительно с начала 20-х годов ХХ века, очень строго регламентировала всё, что хоть как-то касалось церемонии награждения. Отступы от буквы олимпийского закона строго пресекались или, во всяком случае, не поощрялись.

Однако оргкомитет летней Олимпиады 1960 года (Рим) решил рискнуть. Были изготовлены тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, которые крепились к медалям сверху и позволяли вешать их на шею победителям. МОК организаторы попросту обманули, представив инспекционной комиссии медали без цепочек. А на первой церемонии награждения девушкам, которые вынесли медали, дали с собой маленькие ножницы, чтобы они могли оперативно перерезать и удалить цепочки, если представители Олимпийского комитета останутся недовольными. МОК, однако, пришёл в восторг. С тех пор ленты и цепочки стали неотъемлемой частью олимпийских медалей.

Многократные кавалеры

Это традиционная часть нашей рубрики, и грех от неё отказываться. Тут, правда, нужно помнить довольно простое правило. МОК учитывает в первую очередь количество побед, а не общее число медалей. Так что человек, завоевавший две золотые медали, окажется выше того, у кого наград сорок штук, но медаль высшего достоинства только одна.

Самого титулованного спортсмена в истории Олимпиад все прекрасно знают. Это наш современник — американец Майкл Фелпс. У этого пловца целых 23 золотые медали! Специфика соревнований такова, что если кто-нибудь когда-нибудь и переплюнет спортсмена по прозвищу Летающая Рыба, то, очевидно, это тоже будет пловец. Преследователи отстают безнадёжно.

Победители римской Олимпиады 1960 года получили медали на цепочках: Рафер Джонсон, США (золото, в центре), Ян Чуаньгуан, Тайвань (серебро, слева), Василий Кузнецов, СССР (бронза):

Победители.jpg

Вторую, третью, четвёртую и пятую строчки в списке самых титулованных олимпийцев занимают девятикратные чемпионы. Среди них советская гимнастка Лариса Латынина, финский легкоатлет Пааво Нурми и двое американцев — пловец Марк Спитц и спринтер Карл Льюис. До недавнего времени тут был ещё и Усейн Болт. Однако ямайского бегуна лишили одной из золотых медалей. Виной стал злосчастный допинг, который нашли у его партнёра по спринтерской эстафете.

Ну, а среди самых титулованных спортсменов в истории зимних Олимпиад лидируют исключительно норвежцы. Причём их имена и фамилии созвучны. Вот вам три восьмикратных чемпиона: лыжница Марит Бьёрген, лыжник Бьёрн Дели и биатлонист Уле-Эйнар Бьёрндален. При этом Бьёрген ворвалась в эту компанию буквально месяц назад, когда выиграла два золота на Олимпиаде в Пхёнчхане. В итоге же лыжница оказалась выше и Бьёрна Дели, и Бьёрндалена, ибо всего в её личной коллекции 15 наград разного достоинства.

Самые титулованные отечественные спортсмены в истории зимних Олимпиад — конькобежка Лидия Скобликова, лыжница Любовь Егорова и шорт-трекист Виктор Ан. Они одержали по шесть побед на Олимпиадах. Ан, правда, половину этих наград завоевал, выступая за сборную Южной Кореи. В те времена его ещё звали Ан Хён Су.

Нерон, войны и пандемия. Из-за чего в разное время отменяли Олимпиаду?

Токио-2020 стала первой перенесенной по срокам Олимпиадой в истории. Ранее Олимпийские игры только отменялись из-за войн, но никогда не откладывались. Впрочем, это утверждение относится лишь к современной истории, а в древности бывало всякое.

Нерон, войны и пандемия. Из-за чего в разное время отменяли Олимпиаду? | Фото: Pixabay

Напомним, первая Олимпиада в новейшее время проводилась в 1896-м в Афинах. Но нам известны еще 293 Олимпиады в Древней Греции – с 776 года до нашей эры по 393 год. И в те давние времена соревнования однажды состоялись не в первый, а в третий год Олимпиады. Собственно Олимпиадой у древних греков считался весь четырехлетний период между двумя следовавшими друг за другом Олимпийскими играми.

Это было единственное в истории нарушение сроков проведения Олимпийских игр. В римский период в истории состязаний, когда Греция стала всего лишь римской провинцией, тщеславный император Нерон повелел провести 211-ю Олимпиаду не в 65 году нашей эры, а двумя годами позже. 29-летний отец отечества очень хотел победить в различных соревнованиях всегреческого масштаба, в том числе в Олимпийских играх, и в ходе путешествия по Греции визит в Олимпию запланировал на 67 год. Тогда и прошли олимпийские состязания.

Неудивительно, что именно Нерону присудили шесть званий олимпионика – в соревновании герольдов, игре на лире, поэтическом конкурсе и в трех гонках на колесницах. В состязаниях колесниц, запряженных десятью конями, полноватый Нерон выступал в качестве ездового, упал и не завершил дистанцию. Тем не менее венок победителя ему вручили. Возможные соперники соревноваться с императором просто-напросто не решились.

Отметим, что Нерон распорядился затем продолжать цикл в соответствии с существующей традицией, поэтому следующая, 212-я, Олимпиада состоялась в 69 году. К тому времени Нерона в живых уже не было. Вскоре после его самоубийства из списков победителей Олимпийских игр имя Нерона вычеркнули, признав победы римского императора нелегитимными.

Переходя к современному периоду олимпизма, напомним об отменах летних Олимпийских игр. Таких случаев было три. Игры VI Олимпиады 1916 года МОК своим предварительным решением предполагал провести в Берлине. В мае 1912 года, во время олимпийских состязаний в Стокгольме, окончательно утвердили Берлин, победивший в споре с другими кандидатами – Александрией (Египет), Будапештом, Амстердамом, Кливлендом (США). И даже с началом Первой мировой войны летом 1914-го оргкомитет Игр продолжал работать – тогда мало кто верил, что война продлится четыре с лишним года. Увы, Игры пришлось отменить. Согласно Олимпийской хартии, за несостоявшимися соревнованиями сохраняются номера, поэтому следующий олимпийский форум в 1920-м именовался играми VII Олимпиады.

Берлин принял игры XI Олимпиады в августе 1936-го. А затем снова наступил перерыв – уже восьмилетний – из-за Второй мировой войны. Заявки на 1940 год подавали более десяти городов. Весьма неожиданно победителем в напряженном споре оказался Токио, на решающем этапе опередивший главного соперника – Хельсинки (36:27 по числу голосов). Но в июле 1937-го началась полномасштабная японо-китайская война, и в 1938 году МОК поручил проведение Игр столице Финляндии. Однако еще годом позже грянула Вторая мировая война, а также «зимняя» советско-финляндская.

1 января 1940-го Олимпийский комитет Финляндии сообщил о невозможности проведения соревнований в Хельсинки. Игры были окончательно отменены.

Разумеется, не проводились они и в 1944-м. Правда, в июне 1939 года члены МОК уже в первом туре сделали выбор в конкурсе восьми городов-претендентов в пользу Лондона, однако очень быстро стало ясно, что провести их невозможно. Зато именно Лондону отдали Игры-1948 в ответ на октябрьское письмо 1945-го Британской олимпийской ассоциации в адрес МОК с просьбой провести очередные Игры в столице Великобритании.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Нерон, войны и пандемия».

Олимпийские байки

Как и люди, государства порой страдают комплексом неполноценности. Нет, я не намерен анализировать упадок мусульманской цивилизации — достаточно взглянуть на современную Грецию. Вспомним хотя бы предпринятую ею дипломатическую осаду крошечной бывшей югославской республики Македонии, которой она отказывала в праве на название, словно речь шла о зарегистрированной торговой марке. Это была просто оперетта, если забыть, что речь шла о реальных проблемах реальных людей.

Греция настаивает на том, чтобы все считали ее прямой преемницей цивилизации античной Греции, забыв о том, что эта традиция была полностью прервана в ходе османских столетий. К тому же, в период апогея древнегреческой культуры никакой Греции не было — это была чистая абстракция. Были города-государства Ионийского побережья, а затем Афины в пору своего краткого расцвета, которые наложили яркий отпечаток на всю последующую историю человечества. Но обширные территории, вроде Фессалии или Этолии, веками оставались забубенной духовной целиной, мало отличаясь от последующего османского застоя.

Таким образом, реклама на международных телеканалах нынешней Олимпиады, которая пройдет в Греции, была по необходимости полна махрового китча или, по более традиционному выражению, развесистой клюквы. Я уже не говорю о непонятном прыгуне «вниз», который порхает над стадионом, но вот — прямые отсылки к фиктивному древнегреческому прошлому. В одном из клипов у огня, вероятно жертвенного, стоит величественная красавица, то ли жрица, то ли спортсменка. На ней — лавровый венок, непонятно откуда взявшийся. Женщины в Греции практически не участвовали в спортивных соревнованиях, а участников награждали венком из маслины или сельдерея, но не из лавра. Незамужние девушки плели венки из укропа, вплетая в них полевые цветы.

В другом клипе утверждается, что в Греции в 80 году до нашей эры был изобретен компьютер — надо полагать, для обработки олимпийской статистики. Археологи действительно обнаружили некое древнее устройство, что-то вроде примитивного арифмометра, но никак не компьютера, который должен быть программируемым. Изобретен он был вовсе не в Греции, впавшей к тому времени в культурную летаргию, а, по-видимому, в египетской Александрии, городе, основанном варваром-македонцем, который завоевал и Египет, и Грецию.

Но главный миф, лежащий в основе всего этого патриотического убожества — это сами Олимпийские игры, миф, в который верим мы все, и который стал возможным потому, что никто из нас практически ничего не знает о реальных играх — кроме того, что они были. Есть, конечно, люди, которые знают гораздо больше. Один из них, профессор археологии калифорнийского университета в Беркли Стивен Миллер, выпустил книгу под названием «Древнегреческий спорт». Правда, оказывается, весьма мало похожа на наши выдумки, но зато очень напоминает нашу реальность.

Вот, к примеру, одна из выдумок. Марафонский бег был впервые введен в программу Олимпийских игр в Англии в 1908 году. Согласно легенде, его дистанция, 42 километра 195 метров — это расстояние от деревушки Марафон до Афин, которое пробежал некто Фидиппид в 490 г. до нашей эры, чтобы сообщить афинянам о победе над персами, и тут же упал замертво. В действительности это расстояние — чуть меньше сорока километров, а официальная марафонская дистанция — это удвоенное расстояние от замка Уиндзор до тогдашнего олимпийского стадиона.

Но самый центральный миф Олимпиады — это ее якобы аполитичный и некоммерческий характер. Вот что пишет в журнале Weekly Standard Брус Торнтон, автор популярных книг по древнегреческой истории.

«Идея о том, что древние игры были аполитичным праздником любительского спорта. была изобретением поздних викторианцев, которые проецировали свою идеализацию греков на реальность, так же одержимую деньгами и престижем, как и наши собственные времена. Конечно же, участники так называемых «стефанических» игр, какими были Олимпийские, получали всего лишь венок из листьев маслины или сельдерея, но престиж, сопутствовавший победе на этих играх, часто приносил более практичные выгоды, такие как бесплатное питание за общественный счет, подарки от города и освобождение от налогов и гражданских повинностей — выгоды столь же ощутимые, что и сегодняшние рекламные контракты с олимпийскими победителями».

Большую часть своей истории древнегреческие города-государства занимались не искусством и философией, а кровопролитными братоубийственными войнами. «Стефанические» игры, вроде Олимпийских, наградой в которых был по идее лишь венок и почет, имели целью способствовать миру, но на практике соперничество в них было свирепым. А многие другие греческие игры мы бы сейчас назвали коммерческими. Феномен спортсмена с огромной популярностью и огромным заработком — это вовсе не изобретение новейшей истории. Таковы были в Греции олимпийские и другие победители, а в Риме спорт стал уже откровенно коммерческим — в первую очередь скачки, фавориты которых были нередко сказочно богаты и помыкали даже императорами.

Современные Олимпийские игры — практически в чистом виде изобретение барона де Кубертена, предпринятое с самыми благими намерениями. В них заложена идея, что спорт сближает, и что главное — не победа, а честное и дружеское соревнование, в котором побеждают все, включая проигравших. В действительности же и нынешние Олимпийские игры, и древние были куда больше похожи на жизнь, чем на красивую сказку.

«На каком-то уровне мы понимаем, что врачующее равенство — это ложь, что различия в таланте и достижениях реальны, что проигрыш и неудача — определяющая часть человеческой жизни. Превосходство и успех являются редкостью, и их цена — объективное доказательство посредственности и поражения. Не все мы — победители, и не все заслуживаем призов. И эта трагическая истина — весь урок спорта, как древнего, так и современного».

Если мы хотим сделать жизнь лучше, а спорт — это важная часть и в каком-то смысле модель жизни, то нам бессмысленно искать образцов и наставников в классической древности — ее населяли такие же люди, как мы, со всеми нашими недостатками. И уж совсем унизительно — сочинять эти образцы, пользуясь нашим собственным невежеством. Сделать из плохого лучшее можно только собственным усилием, а не авторитетом фиктивных предков.

Тема: Цели урока: (повторительно — обобщающий урок по теме «Древняя Греция»)

Download Тема: Цели урока: (повторительно — обобщающий урок по теме «Древняя Греция»).

Description

Тема: «Путешествие по Древней Греции» (повторительно — обобщающий урок по теме «Древняя Греция») Цели урока: 1. Расширить и углубить знания учащихся по истории Древней Греции на основе использования исторических источников и литературы. 2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках. 3. Повысить культуру общения у детей, воспитание бережного отношения к памятниками культуры. Задачи: Рассмотреть в нестандартной игровой форме следующие проблемы: а) природа и географическое положение стран Древней Греции; б) общественный строй в Древней Греции; в) военно-политическая история страны; г) религия и культура Древней Греции. Оборудование: 1. Карта: «Древняя Греция» 2. Схема путешествия по Древней Греции. 3. Призы, лавровый венок для награждения победителя. Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны? Все дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Давайте его прочитаем! (на мультимедиа слова– ученик читает) Ученик (читает): Я — многоопытный муж, известный ахеец, который Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою Многих людей, города посетил и обычаи видел, Я предлагаю и вам — не сидите на месте! Вы совершайте скорее любые открытия И побывайте в том месте, откуда я родом! Учитель (обращается к учащимся)- Ребята, это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он? (Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) -Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака) -А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию) -Что дала Древняя Греция следующим поколениям? Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого? Об этом и будет наш урок. -Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции» (на экране — тема) Учитель: -Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверен, что мы их преодолеем. А тех, кто будет помогать мне в этом виртуальном путешествии, я буду награждать лавровыми листьями. Эти листочки вы сможете прикрепить на венки, которые находятся на ваших партах. В конце нашего урока вы сможете сами увидеть, кто был самым активным. -Кстати, почему лавровый лист выбран как приз? (Учащиеся отвечают, что из листа лавра в Древней Греции делали венок для победителя.) -Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях) Нас тоже ждет прекрасный корабль. (на слайде – плывет) -Итак, мы отправляемся! -Ребята, мы с вами попали на три тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. Давайте ее изучим.(слайд) -Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс) -Какие моря ее омывают. (Эгейское, Критское, Ионическое) -Какие полисы вы знаете в Древней Греции? (Спарта, Афины) -Какая самая известная гора в Греции? (Олимп) Учитель: -Итак, мы с вами в Греции. Я предлагаю вам совершить небольшую остановку. Наша первая остановка «Афины». (слайд) -Мы попали с вами в Др. Афины. Чтобы лучше их узнать мы должны превратиться с вами в др. афинян. (Учитель надевает венок и говорит) –И вот мы на вершине Акрополя. -Я Перикл, уже многие годы являюсь стратегом этого города. Сегодня нам предстоит принять решение о сборе денег на строительство храма, посвящённого нашей покровительнице богине Афине. -Предлагаю вам сделать это открытым голосованием, чтобы все видели позицию друг друга по этому вопросу. -Итак, кто за то, чтобы деньги были собраны? (подняли руки) -Воздержавшиеся и против есть? Решение принято, я вами доволен, наше собрание считается закрытым (снять венок) -Сейчас мы с вами приняли участие в управлении государством путём голосования

-Как древние греки называли возможность участия в управлении государством народа? (демократия)

Мы вспомнили что такое демократия, гражданин, др. Мы с вами хорошо поработали Учитель: — Молодцы! Мы можем продолжить наш путь! -Предлагаю вам побывать в самом необычном полисе Древней Греции – Спарта. – Чем необычен этот город? (отвечают) Одиссей для каждого из вас приготовил задания. Обратитесь к вашим свиткам. Представим, что мы стали спартанцами и будем отвечать так же кратко, как и они- лаконично. Поставьте ответы ДА или НЕТ напротив вопросов рядом с утверждениями. Верите ли вы, что спартанцам запрещалось пользоваться факелами.

Читайте также  Ганджи сицилия фото

Верите ли вы, что молодые спартанцы обязаны были докладывать обо всех своих действиях.

Верите ли вы, что спартанцы не считают пьянство – серьезным пороком.

Верите ли вы, что, если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор.

Верите ли вы, что питались спартанцы очень скудно.

– обменяйтесь свитками. Проверьте вашего соседа по парте. Молодцы, мы хорошо поработали.

Учитель: посмотрите, на карте Одиссея высится гора Олимп (вновь – на карту) -Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги). -Наша новая остановка – Гора Олимп.(слайд – остановка Гора Олимп) -Чтобы мы смогли благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам. -Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть. Я предлагаю вам выполнить небольшую разминку (физкультминутка – можно мультимедийная) -Ребята, страшное чудовище преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (слайд) Учащиеся: — Да! Учитель: — для того, чтобы его победить, надо собрать атрибуты, символы богов. (для 2-х учеников): в ноутбуках Богиня Афина и Богиня Артемида 1) копье, 2) яблоко, 3) трезубец, 4) колчан, 5) лук, 6) венок из цветов, 7) щит. Вы должны выбрать атрибуты «своей» богини. (Афина — №1, 7; Артемида — №4, 5) Вернёмся к свиткам, на которых на которых находятся загадки Минотавра: А. Этот предмет принадлежит Зевсу. По преданию, он получил их в дар от своих братьев и сестер, когда вывел их из утробы Кроноса. (1. молнии) Б. Этот предмет мог принадлежать богу кузнечного мастерства Гефесту и титану Прометею, научившему людей ремеслам. (2. молот) В. Этот предмет принадлежит Посейдону, богу землетрясения и моря. (трезубец) Г. Этот предмет впервые изготовил Гермес, потом отдал его Аполлону, а тот отдал его Орфею. С его помощью он смог приручать диких зверей, двигать скалы, деревья. А во время путешествия с аргонавтами спас путешественников от сирен. (лира) Д. Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек – рукоделию. Защитница городов и крепостей. Покровительница героев, непобедимая воительница. (Афина) Е. Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение. Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней. Покровительница животных, богиня — охотница. (Артемида) (Проверка по слайду класса и за ноутбуками) Видео ролик о жизни богов

Возьмите лавровые листы. Которые вы заработали на уроке и сделаем венки. Обобщение — ребята, почему древние греки верили в существование олимпийских богов? ( Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.) — Почему же сейчас люди не верят в существование олимпийских богов? ( Потому что современная наука может объяснить многие сложные явления природы.) — Объясните, почему ученые и мы с вами изучаем легенды и мифы древних греков? ( Потому что это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки. ) Учитель: — Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно. Сегодня мы ещё раз убедились, что Древняя Греция- великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры. Почему мы говорим о ней, как о великой цивилизации прошлого? (Рефлексия) Учитель — Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке. Домашнее задание: написать послание Одиссею от имени участника путешествия.

Олимпийский венок в древней греции

Цель занятия: познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. Игровое занятие поможет пережить атмосферу праздника и соревнования и будет способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

Опережающее задание: изучить дополнительную литературу и материал учебника по теме. Класс разбивается на команды по 5-7 человек, от каждой команды выбирается элленодик — судья.

Познавательное задание на весь урок: Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца — мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

Материалы для игры см в кн.: Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. Историческое образование в современной России. М, 1997, с 79-82.

Список литературы для подготовки:

1. П. Микель. Древняя Греция. М, 1999.

2. С. Пич, Э. Миллард. Греки. М, 1995.

3..К.М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Олимпийские игры. М, 1958.

4. Ю.В. Шанин. Герои античных стадионов. М, 1979.

5. Г.М. Годер. Венок из оливы // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1981.

6. А.А. Нейхард. Олимпийские игры // Книга для чтения. Древняя Греция / Под ред. С.Л. Утченко. М, 1974.

7. Н.А Чаплыгина. Олимпийские игры // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1999.

Ход занятия. Вводная часть. Учитель кратко рассказывает об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения. Зачитывается известная цитата: » Нет другой звезды благороднее солнца — звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, — Олимпийские игры» (Пиндар). К концу урока необходимо выяснить, почему древние греки так гордились играми.

По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова греческих колоний (откуда могли прибыть участники Олимпийских игр), дается характеристика Олимпии и разводятся понятия «Олимпия» и «г. Олимп». Зачитывается описание Олимпии.

Описание Олимпии (из кн: К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. «Олимпийские игры»).

На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину. В этой долине, окруженной в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов — вот и все постройки Олимпии. Ее постоянное население — только служитель культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями Древнего мира.

Далее учитель или три ученика знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр (подробнее об этом в кн: В. Замаровский. «Путешествие к семи чудесам света». М, 1980).

Первая версия. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако, царь не сдержал своего обещания, и Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу — Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

Вторая версия. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что если кто-нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов — Зевсу Олимпийскому.

Третья версия. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии — дочери Эномая и подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где был похоронен Пелоп, в долине р. Алфей и впадении в нее ручья Кладея, и стали устраивать состязания на колесницах.

Далее учитель напоминает учащимся о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, то есть началом летоисчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагаются хронологические задачи на эту тему.

1.Сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?

2.Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми?

3. Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 году?

4. Сколько игр прошло бы, если бы славная традиция никогда не нарушалась?

5. Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?

6. В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (В 688 году до н.э — кулачный бой, в 680 г. до н.э. — состязания на колесницах).

Основная часть игры. Учитель открывает начало Олимпийских игр призывами глашатаев. Глашатаи из числа учеников: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»

Далее команды могут разыграть жеребьевку подобно тому, как это делали греки на Олимпийских играх.

Выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита (цифр не знали). Элланодик отбирал жетоны и определял порядок выступления. В игре ребята также могут тащить букву, то есть номер своего выступления. Буквами надо обозначить различные дни состязаний. О каждом дне будет рассказывать команда соответственно своей букве (то есть порядковому номеру и дню состязаний).

Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector