Основные христианские символы из римских катакомб

Основные христианские символы из римских катакомб

Тайны римских катакомб

Римские катакомбы — сеть подземных лабиринтов из туфа, периода раннего христианства. В них хоронили знатных римлян, позднее — христианских святых. Горожане верят, что в этих подземельях обитает чудовище с головой птицы, телом крылатого дракона и хвостом змеи — Василиск. Это мифическое существо способно убивать людей не только ядовитыми зубами, но даже дыханием и взглядом.

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во время гонений. Таких катакомб найдено много и в разных местах. Лучше других исследованы римские катакомбы.

Хотя христианство в Римской империи и было гонимо, но у христиан была некоторая возможность собираться в катакомбах, т.к. римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они не держались. Христиане пользовались правом собраний в местах погребений своих соратников и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов.

Римские катакомбы занимают огромное пространство и находятся, как правило, за городскими стенами. Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на Новой Соляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.

В расположении катакомб различаются коридоры и отдельные помещения. Принято различать три вида этих помещний: малые — кубикулы, средние — крипты и большие — капеллы. Коридоры катакомб чаще всего узкие, но в катакомбах Домитиллы они в некоторых местах очень широкие.

Главное содержание катакомбных галерей составляют древнехристианские гробницы в виде ниш, расположенных в стенах. Это, т.н. локулы. Некоторые из них предназначались для одного лица, а другие для нескольких вместе. Эти ниши располагались по высоте коридора в один, два или три ряда, а в некоторых катакомбах и в 10 рядов. В нишу помещалось тело умершего, а вместе с телом помещались и некоторые предметы семейной или общественной жизни — платье, оружие, монеты драгоценности, рукоделье, сосуды, богослужебная и домашняя утварь и прочее.

Отверстие локулы снаружи закладывалось каменною плитой, края обмазывались цементом, а в цемент вставлялись монеты и даже т.н. фиалы (сосуды с вином или бальзамом). На плите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего, количество прожитых лет, месяцев, дней и даже часов. Здесь же высекались символы, как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, например монограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличной веткою в клюве и т.п. Эти символические знаки и точные хронологические указания дают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.

Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет собой четкий, законченный тип церкви, разделенный на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки.

Древнейшие памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства и найдены также в катакомбах. Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетами Ветхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этого искусства является образное выражение учения Церкви через изображение конкретных событий Священной Истории.

Священные изображения на первых порах были немногочисленны по следующим причинам:

— условия жизни, в которые были поставлены первые христиане, не располагали к широкому творчеству,

— первые христиане должны были опасаться широкого распространения священных изображений из определенной предосторожности — священное изображение могло послужить предметом соблазна,

— большую сложность представляло определение во всех подробностях идеи христианства и, тем более, создание соответствующей художественной формы.

Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства может быть сведена к следующим главным группам:

1 — фресковая живопись,

3 — стеклянные сосуды с золотыми фигурами,

Духовное содержание фресок довольно разнообразно. Наряду с прямыми изображениями в первохристианской Церкви имел особое распространение и играл особую роль язык символов. Для постороннего наблюдателя, незнакомого с духом христианства и тайной этой символики, символические знаки не могли быть понятными. Стремление древнехристианского искусства говорить символами, нельзя назвать случайным — оно имеет свои исторические причины. Христианство появилось на Востоке, где образы и символы неразлучны с процессом мышления. Поэтому Спаситель и Апостолы, приспособляясь к восточному складу мышления, пользовались формой притчей и подобий. Много примеров символики можно видеть и в литературных произведениях церковных писателей первых веков христианства. Сам Ветхий Завет служит образом и символом Нового Завета.

Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы, вырабатываются первые иконографические типы.

Рассмотрим основные символические изображения в христианских катакомбах:

Якорь — символ христианской надежды, один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него находим в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Иногда якорь помещается рядом с другими христианскими символами, например с голубем.

Голубь — символ Святого Духа, такое значение ему придано в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа, поэтому и в катакомбах в изображении Крещения (катакомбы Люцины) Дух Святой является в виде голубя. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображается с веткой в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградной кистью может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.

Феникс — символ бессмертия. В язычестве он был символом вечности. В христианской символике он встречается реже, чем голубь. В христианстве феникс служил также символом Воскресения.

Павлин — символ бессмертия, так как, по мнению древних, его тело не подвергалось разложению.

Петух — символ Воскресения, потому, что своим пением он пробуждает людей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением апостола Петра петух имеет историческое значение — он указывает на отречение этого апостола.

Крест — также относится к древнехристианскому символу. Те формы креста, которые мы имеем в употреблении в настоящее время появились в христианстве не вдруг. Крест в глазах язычников служил символом позорной казни, и потому почитание его христианами вызвали насмешки и порицания. Это вынуждало христиан скрывать свои догматы под покровом символа. На первых порах христиане не только не изображали нигде распятого Христа, но даже не имели прямого изображения креста. Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм подал христианам мысль о монограмматическом изображении Христа и креста.

Древнейшая из таких монограмм представляет буква «Х», означающая, как Христа, так и крест, на котором Он был распят. Эта монограмма появляется ранее 3 в. В 3 в. добавляется в середине буква I — эта монограмма означает, Иисус Христос.

В 3-4 веках появляется монограмма в виде соединенных букв «Х» и «Р» — эта монограмма называется Константиновою, потому что по велению императора (после того как он увидел ее во сне на небе) изображена была на знаменах Константина, а потом и других императоров.

Все эти монограммы имели лишь отдаленное сходство с христианским крестом и только посвященные могли видеть в этих изображениях действительно форму креста. Древнейшие изображения распятия в прямом виде появляются не ранее 5-6 веков.

К христианским символам относится также корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль — символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани — смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, — распространеннейшая метафора.

Лев — символ силы и могущества. Орел — символ юности. Змея — символ зла и, в частности, дьявола. Олень — символ апостола, или кающегося, или святого. Пальма — символ победы. Оливковая ветвь — символ вечного мира. Лилия — символ чистоты. Венок — символ победы над смертью и дьяволом. Орфей с лирою в руках — редкое изображение Христа. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.

Римские катакомбы

В 1578 году итальянский археолог Антонио Босио обнаружил в Риме древние христианские катакомбы.

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Cамые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши».

Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало.

Римские катакомбы

Римские катакомбы — античные подземные захоронения.
Фото peet-astn

Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут — наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах.

Римские катакомбы

Катакомбы святой Домитиллы в Риме

После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей.

Римские катакомбы

Гробница святой Присциллы в Риме

Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей — клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.

Катакомбы же поначалу были в основном местом погребения. А поскольку для римлян почитание усопших было священным, они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить их в запутанных многоуровневых подземных галереях, образовавшихся на месте старых каменоломен и карьеров.

Римские катакомбы

Катакомбы святой Присциллы в Риме

«Всякий делает принадлежащее ему место священным, принося туда своих мертвых», — гласил римский закон. Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам: было запрещено вести работы выше уровня земли, так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галерею ниже. Некоторые катакомбы насчитывают шесть уровней.

Умерших христиан клали в выдолбленные в камне одну над другой ниши — без гробов, просто завернув их тела в чистый холст, пропитанный ароматическими составами — и закрывали мраморными плитами или кирпичами, на которых иногда писали имя покойного, а иногда изображали один из христианских символов: якорь, рыбу, голубя, агнца, льва, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу, корзину с хлебом…

Римские катакомбы

В таких прямоугольных нишах хранились останки большинства усопших

Узкие коридоры изредка расширялись, образуя круглые или квадратные залы, где в годовщину смерти собирались помолиться о милости Божьей к усопшим, почитать священные книги и пропеть гимны в честь в Бозе почивших. Там возникало ощущение единства Церкви, в которой живые молятся за умерших, а те помогают живущим своим заступничеством. Отсюда традиция совершать литургию на мощах святых, частицы которых потом стали зашивать в особые платы — антиминсы.

Бывали и трагические эксцессы. Так в начале 80-х годов III-го века император Нумериан велел засыпать вход в одну из каменоломен в тот момент, когда там собрались верующие. Когда после прекращения гонений вход отрыли, в подземелье нашли трупы мужчин, женщин и детей, а рядом — чаши, приготовленные для причастия…

Римские катакомбы

Катакомбы святой Присциллы
Фрагмент росписи

К IV веку хоронить в катакомбах перестали. Последним погребенным в них римским епископом стал папа Мельхиад. Его преемника Сильвестра похоронили уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Вслед за паломниками в подземелья потянулись грабители, и чтобы уберечь останки святых от осквернения, их стали переносить в городские церкви. Папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. С конца IX века паломничество в римские катакомбы практически прекратилось, и на 700 с лишним лет о них забыли.

Римские катакомбы

Статуя святой Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году в катакомбах святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.

А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим» (Roma sotterranea). Но открытые им подземелье вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.

На заставке: Кубикулы (дословно покой) небольшие камеры расположенные по сторонам основных ходов

Загадки Римских катакомб

загадки римских катакомб

ХРИСТИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ВОЗНИКЛА ЕЩЕ В I ВЕКЕ. Но, к сожалению, большинство памятников не сохранилось до наших дней: часть уничтожена иконоборцами, часть просто временем. Но о том немногом, что дошло до нас от первохристианского искусства, мы можем судить по фрескам катакомб, в частности римских. Катакомбы Рима хранят множество тайн из истории христианства, часть из которых раскрыта исследователями, а другие все еще ждут своей очереди.

ПОГРЕБЕНИЕ МУЧЕНИКОВ в катакомбах (Ш. Ленепве, 1855 год)

Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья — в Передней и Малой Азии, на Балканах, но наиболее важны для исследователей катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Римляне-язычники сжигали умерших и прах помещали в специальных урнах. Катакомбы же были исключительно христианским кладбищем. Христиане всех классов от рабов до почетных и благородных фамилий, все братья и сестры во Христе хоронились в одном месте.

Первое кладбище христиан

Старейшая дата на надписях датирована 72-м годом, то есть 28 лет до смерти последнего Апостола Иоанна. Последний христианин был погребен там в 410-м году. Между именами, найденными на надписях в катакомбах, находятся и такие, о которых мы читаем в посланиях Апостола Павла, как например: Акила (2 Тим. 4:19), Филимон (Фил. 1:1), Епенет (Рим. 16:5), Онисим (Фил. 1:10), Асинкрит (Рим. 16:14), Фива (Рим. 16:1) , Прискилла (2 Тим. 4:19), Крискент (2 Тим. 4:10), Олимпан (Рим. 16:15), Юлий (Рим. 16:15), Трифен (Рим. 16:12), Луций (Рим. 16:21), Трифос (Рим. 16:12), Урбан (Рим. 16:9), Ермоген (2 Тим. 1:15), Тихик (2 Тим. 4:12). Следует полагать, что катакомбы не были секретным местом погребения христиан: все подземные коридоры и помещения делались с ведома римских властей, и катакомбы были официально признанным кладбищем последователей Иисуса Христа от времен Апостолов до 5-го века.

ЭПИТАФИЯ с менорой из иудейских катакомб

В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956-м на Виа Латина менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность галерей в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, то есть отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 тыс. до 800 тыс. захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья.

Искусство катакомб прежде всего вероучительное, стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Они, а также бесчисленное количество обнаруженных здесь надписей, служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Несмотря на то, что в те времена христианство подвергалось гонению, на стенах катакомб нигде нет сцен мученичества, а на эпитафиях нет даже следа обидчивости, хотя многие умерли от руки гонителей. Также истории неизвестны сведения о том, что христиане требовали от властей соблюдения своих гражданских прав, — они взывали только к Богу.

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗВЕСТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Богородицы с Младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы)

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба. В греческом слове «рыба» — «Ichthus» зашифровано буквально имя Христа. Этот образ мы видим повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы, Христос посреди христиан в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Рыбок из металла, камня перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как сегодня носят крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь». Hа древних фресках можно увидеть изображения Евхаристии, где рядом с хлебом и вином обязательно лежит рыба. Между тем ее никогда не употребляли при совершении таинства причастия. Она лишь указывает на значение хлеба и вина.

Также часто можно встретить изображение Агнца или Доброго Пастыря с ягненком на плечах, картины воскрешения Лазаря, исцеления слепого и другие изображения на евангельские сюжеты. Первые христианские изображения в большей степени, конечно, символичны. Христиане стремились передать не только то, что видели глазами, но и то, что невидимо, то есть духовное содержание.

Другое часто встречающееся изображение — Мария с Младенцем на руках. На многих фресках она представлена как покровительница людей, и именно эта идея в дальнейшем послужила основой для многих сюжетов в иконографии.

Катакомбы спасали верующих

Из глубины веков до нас дошли монограммы («кристограммы»), обнаруженные археологами на стенах катакомб, а также на фресках ранних христианских церквей, на церковной утвари. Они составлены из первых букв имени Иисуса Христа, или из первых букв имени Христос. Эти монограммы являются не только изысканными благодаря простоте, ясности и рукотворности произведениями искусства, но также несут глубокую смысловую нагрузку. Например, буква «X», повернутая вокруг своей оси на 90 градусов, образует крест — главный символ Христианства.

Как мы сказали, катакомбы представляют собой вырытые в земле ходы с углублениями, предназначенными для захоронений. Распространено представление о том, что римские катакомбы служили христианам убежищем в эпоху гонений, а также были местом тайных богослужений, совершения молитв и Евхаристии. В пользу этой версии говорит тот факт, что традиция совершать богослужения и Евхаристию в присутствии мощей святых мучеников сохранилась в Православной и Католической Церквах и по сей день. Но по версии ученых, изложенной, например, в энциклопедии Кругосвет (www.krugosvet.ru), катакомбы являлись лишь местом захоронения, и богослужения в них не совершались, так как эти сооружения были слишком хорошо известны римским властям. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний.

Катакомбы — место паломничества

Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того, как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал Папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410-м, а затем вандалами в 455-м катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города.

Читайте также  Греческий архитектурный стиль

Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси, началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного Папой Пием XI в 1925 г. Института христианской археологии при Понтифике.

Христианская символика

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами.

Содержание

Появление христианских символов [ править ]

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи [1] . В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает [2] :

Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер (. ) Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества.

Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов Л. А. Успенский связывает с тем, что «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ» [3] . Также символические образы, по его мнению, использовались как способ сокрытия от оглашенных до времени их крещения христианских таинств [3] . Так Кирилл Иерусалимский писал: «слышать благовествование всем позволено, но слава благовествования предоставлена одним искренним Служителям Христовым. Тем, которые не могли слушать, Господь говорил в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи» [4] .

К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком [5] . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы [6] . Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются [7] :

  • якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреямапостола Павла (Евр. 6:18-20);
  • голубь — символ Святого Духа;
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя»  (Пс. 102:5));
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом ГаврииломДеве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Характеристика отдельных символов [ править ]

Крест [ править ]

Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Сын Божий.

В первые века христиане не делали изображений креста [8] . Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа [9] .

Ихтис [ править ]

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками.

Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы. При этом само изображение рыбы имеет также евхаристическое значение [1] , связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

  • насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. 6:34-44, Мк. 8:1-9);
  • трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21:9-22).

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Добрый пастырь [ править ]

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς , ho poimen ho kalos , лат.  pastor bonus ) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя (Ин. 10:11-16).

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал [10] , что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.

Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств (Гермес Криофор, Орфей Боуколос), он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие [11] .

Агнец [ править ]

Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев) [12] . В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира»  (Ин. 1:29). Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец — часть просфоры, которой причащают верующих) и его изображения встречается на литургических сосудах.

Образ агнца в раннем христианстве широко использовался как символ крестной жертвы Иисуса, который был удобен тем, что был непонятен не христианам. С распространением христианства использование данного образа было запрещено Шестым Вселенским собором:

На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца… [13]

Хризма [ править ]

Хризма или хрисмон (Хи-Ро) — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой [14] . По краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр. 1:8; см. также Откр. 22:13). Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам [1] . Возможно, что её происхождение связано со словами Апокалипсиса: «печать Бога живаго»  (Откр. 7:2).

Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат.  Labarum ) — древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат.  «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай») [15] . Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320).

Христианские символы и знаки

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”) «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – “рыба”). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Хризма

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля. Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

Читайте также  Десерт из теста фило

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector