Отец богов в греческой мифологии

Отец богов в греческой мифологии

Греческие боги — файл n1.doc

Зевс, Дий, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. 3. Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он даёт людям законы, 3. вообще оказывается принципом жизни, «дарователем жизни», «всепородителем» 3. покровительствует родовой общности людей. 3. Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, 3. осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса Атрибуты 3.- эгида, скипетр, иногда молот.

3.- исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» (ср. индоевропейское deiuo — «дневное сияющее небо»). В античности этимология слова «3.» связывалась с корнями греч. слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что всё существует». 3.- сын Кроноса (отсюда имена 3. Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец 3., боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рождённого Реей ребёнка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося 3. завёрнутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту. Рея родила 3. в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи.

Гера, в греческой мифологии сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи. Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Вместе с остальными детьми Кроноса Г. была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Г. у своих родителей. Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Г. примиряла их в супружеских ссорах. Супружество Г. определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев.

Деметра и Персефона. Деметра, в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Peu, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Древнее хтоническое происхождение Д. засвидетельствовано её именем (букв. «земля-мать»; греч. da, de, ge, «земля»). Д.- прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Д. относится к числу древних женских великих богинь дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Д. почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями».

Персефона, Кора («девушка», «дева»), в греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её. В П. тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей.

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций — как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов — А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. deloo, «являю»). Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные; он врач, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней. А.- пастух и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён. Покровитель певцов и музыкантов.

В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата.

Артемида (этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак. Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А.- враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А, тайно влюблённую в красавца Экдимиона.

Афродита, в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорожденная». А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. А. представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Богиня браков и родов. Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.

Афина, в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения — периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет А., которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Силой и мудростью она равна Зевсу. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты — змея и сова. А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачам, рукодельницам.

Арес, Арей, в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедливой. Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио, Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила А. без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку.

Аид, Гадес («безвидный», «невидный», «ужасный»), в греческой мифологии бог — владыка царства мёртвых, а также само царство. А.- олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона. Владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. В греческой мифологии олимпийского периода А. является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса.

Гефест, в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру. Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Он — мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон.

Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г.- сын Зевса и Майи. Атрибуты — золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магической силы. В руках с этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Г. выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид, «психопомпа» или помощника на пути в царство мёртвых. Г. одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Покровитель пастушества.

Дионис, Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов в за повсеместное установление своего культа. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. Дионисии, включают торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы.

Эрот, Эрос («любовь»), в греческой мифологии бог любви. Одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Э.- смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара.

Посейдон, в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он поделил господство над миром. Древнейшее представление о П. связано с плодородием земли, пропитанной влагой. С расселением греческих племён на островах П. стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. П.- древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу.

Каковы египетские эквиваленты греческих богов?

Имейте в виду, что никогда не бывает 100% -ного соотношения богов от одной культуры к другой. Даже в мифах людей боги текучие. Совсем по-разному интерпретируется время, географическое разделение и средства коммуникации.

Но, проявив такую ​​осторожность, рассмотрим следующее, прямо от профессора Итана Уотралла из факультета антропологии Мичиганского государственного университета: «Сравнение египетского и греческого мифа через Геродота».

Геродот называет Атум (Ра) Зевсом. Ра и Зевс оба считаются королями богов и отцом многих богов. Фараоны также считаются сыновьями Ра, подобно героям в древнегреческом тексте, которые являются полубогами, которые часто являются сыновьями Зевса, хотя они не правят, но являются лидерами в войне. Зевс представляет небо, а Ра представляет солнце. Лучи света, проецируемые от солнца на некоторых изображениях, также часто обнаруживают сходство с молнией Зевса.

Геродот также показывает сходство между богинями Изидой и Деметрой. Изида — один из центральных богов древнеегипетского Пантеона, а Деметра — один из центральных олимпийских богов. Исида и Деметра схожи по своей символике плодородия в том, что они «[рождают] небо и землю» (Книга мертвых). Они также имеют сходство в образе «женской формы, рогатой, как корова, именно так, как греки изображают Ио, и коровы считаются самым священным из всех животных в стаде всеми египтянами» (The Histories, 2.41. 2).

Геродот также приравнивал: Осирис / Дионис и Птах / Гефест, и, ну, вот диаграмма, чтобы вы пошли. Ссылки на Истории Геродота, Книга II:

Есть два способа подойти к этому вопросу:

Что греки видели в египетских эквивалентах греческих богов? Какие египетские боги выполняли ту же культурную функцию, что и отдельные греческие боги?

Великолепный ответ Роберта Тодда касается первого подхода, предоставляя эквивалентности, которые древние греки видели, когда смотрели на египетскую культуру как на чужаков.

С учетом всего сказанного, с точки зрения поклонения, характера, поведения, мифологии и роли в культуре, нет равных между греческими богами и египетскими богами.

Возьмите один из центральных сохранившихся египетских текстов, «Rw Nw Prt m Hrw» или «Книга выхода из дня», которую часто называют египетской Книгой мертвых — Википедия. В нем, в частности, в Папирусе Ани — Википедия:

(источник изображения: Папирус Ани — Википедия)

Гора называют «Хорус-Кто-Мстит-Его-Отец». Это потому, что величайшим поступком Гора является его победа над дядей Сетом, мстя за то, что Сэт убил его брата Осириса, отца Хоруса. В других историях он, как говорят, принял форму сокола и полетел к двум горизонтам, получив свое имя Ра-Харахте: Гора Горизонтов-близнецов.

Где в древнегреческой мифологии это разыгрывается? Был ли Аполлон ребенком Диониса и Деметры? Аполлон отомстил за убийство своего отца Диониса Тифоном? Аполлон женился на Афродите, когда Хорус женился на Хатор? Принял ли Аполлон форму сокола и полетел к горизонту?

Переходите к Осирису. Он был убит Сетом, и он спустился в подземный мир и стал судьей, стражем и правителем мертвых. Его жена, Изида, собрала разбросанные части мертвого тела Осириса и задумала Хоруса с ними.

Делал ли Дионис что-нибудь похожее на это? Нет, потому что во всех смыслах Дионис не является эквивалентом Осириса. Дионис играет совсем другую роль в греческой культуре и мифологии, чем Осирис в египетской.

Взять Сет. Был ли Тифон братом Диониса, как Сет был Осирису? Разве Аполлон и Тифон поставили свои споры перед богами-олимпийцами в качестве посредника? Была ли поддержка Афиной Аполлона причиной, по которой Аполлон победил, и сделал ли это Аполлона королем богов?

Нигде в греческой мифологии вы не найдете копию мифической истории Осириса-Сета-Гора, которая является центральной в египетской мифологии. Это связано с тем, что характер, личность, история и основные качества египетских богов не образуют однозначного соответствия с греческими богами. Во всем, что имеет значение, пантеоны и их отдельные члены принципиально различны.

Точно так же, как президент Си Цзипин не является китайским эквивалентом президента Билла Клинтона, так и Хорус не является египетским эквивалентом Аполлона.

«Боги — они ну совсем как дети»: Стивен Фрай пересказывает древнегреческие мифы

Сокрушенный мир еще дымился от разгрома войны. Зевс видел, что миру нужно исцелиться, и понимал, что его поколение божеств — третье — должно править лучше, чем это удалось первым двум. Пришла пора нового порядка — такого, в котором нет места разорительной кровожадности и стихийному зверству, какие отличали былые времена.

Победителям — трофеи. Как директор компании, только что завершившей рейдерский захват, Зевс желал устранить старых управленцев и посадить на их места своих людей. Каждому брату и сестре он определил владения — область божественной ответственности. Президент Бессмертных набирал кабинет министров.

Себе самому он отвел место верховного командования — назначил себя первым вожаком и императором, повелителем небесной тверди, хозяином погод и бурь: Владыка богов, Отец-небо, Пастырь туч. Громы и молнии были у него в подчинении. Орел и дуб — его символы, они, как и прежде, воплощают свирепую красу и необоримую силу. Его слово — закон, его власть устрашающе велика. Но Зевс был небезупречен. Очень, очень небезупречен.

Гестия

Из всех богов Гестия — «первая, кого поглотили, и последняя, кого освободили» (Kerényi Károly. Die Heroen der Griechen (Карой (Карл) Кереньи. Герои греков, 1958). — Прим. перев.), — видимо, наименее известна нам; вероятно, все потому, что сфера влияния, которую Зевс в мудрости своей определил ей, — домашний очаг. В наш менее общинный век центрального отопления и отдельных комнат для каждого члена семьи мы не придаем очагу того значения, каким наделяли его наши предки — и греки, и все прочие. Но даже для нас это слово означает нечто большее, чем просто камелек. Мы говорим «дом и очаг». Английское слово hearth имеет то же происхождение, что и heart (Очаг… сердце (англ.). — Прим. перев.), так же, как и в греческом слово «очаг» — кардиа, а оно, в свою очередь, означает и «сердце». В Древней Греции более широкое понятие очага и дома обозначалось словом ойкос, которое дожило до нас, например, в словах «экономика» и «экология». Латинский эквивалент слову «очаг» — фокус, и оно говорит само за себя. Странное и удивительное это дело — как из слова, обозначающего место для огня, мы породили слова «кардиолог», «глубокий фокус» и «экоборец». Ключевое значение средоточия, которое связывает их все, вскрывает и громадную значимость очага для греков и римлян, а следовательно, и важность Гестии, его богини-покровительницы.

Отвергая предложения супружества, Гестия приняла на себя обет вечного целомудрия. Спокойная, умиротворенная, добрая, гостеприимная и домашняя, она держалась подальше от повседневных драчек за власть и политических козней прочих божеств (гостеприимство, или ксения, было чрезвычайно почитаемо у греков, и потому заботу о нем Гестия делила с самим Зевсом, которого иногда именовали Зевсом Ксением. Боги время от времени проверяли «дружелюбие к гостям» у людей, как мы еще узнаем из истории Филемона и Бавкиды. Это явление называли теоксенией. Ксенофобы, разумеется, руку дружбы чужакам не протягивают… — Прим. авт.). Скромная богиня, Гестия обычно изображается в простом платье, протягивает пламя в чаше или сидит на грубой шерстяной подушке, на незатейливом деревянном троне. В Древней Греции было принято возносить ей хвалу перед каждой трапезой.

Римляне, назвавшие ее Вестой, считали эту богиню столь важной, что существовала школа жриц, посвященных ей, — речь о знаменитых девах-весталках. В их обязанности, помимо пожизненного целомудрия, входило постоянное поддержание огня, символизирующего Весту. Они были первыми хранительницами священного пламени.

Можно догадаться, что увлекательных историй об этой милой и приятной богине маловато. Я знаю только одну, которой вскоре и поделюсь. Само собой, Гестия выпутается из нее без потерь.

Лотерея

Далее Зевс занялся своими сумрачными беспокойными братцами — Аидом и Посейдоном. В войне с титанами они оба проявили себя с равным мастерством, отвагой и хитростью, и Зевс счел, что справедливо будет, если Аид с Посейдоном вытянут жребий и поделят между собой пока не занятые море и преисподнюю.

Вы помните, что Кронос подмял под себя все в море, а также все, что над и под ним, отобрав власть у Талассы, Понта, Океана и Тефиды. Теперь Кроноса устранили, и царство соленой воды оказалось во власти Зевса. Преисподней же, включая Тартар, таинственные Асфоделевые луга (о них — позже) и подземную тьму, повелевал Эреб, и настало время им перейти в руки единого покровительствующего божества — из Зевсова поколения.

Аид и Посейдон друг друга недолюбливали, и когда Зевс сначала спрятал руки за спиной, а затем выставил вперед сжатые кулаки, братья помедлили. В случае братской неприязни один обычно хочет того, чего хочет другой.

«Море себе хочет Аид или преисподнюю? — размышлял Посейдон. — Если преисподнюю, я тоже ее хочу — просто чтобы его позлить».

Аид думал в том же ключе. «Что бы ни досталось, — говорил он себе, — воскликну восторженно, лишь бы досадить этому гаденышу Посейдону».

В каждом кулаке у Зевса было сокрыто по драгоценному камню: сапфир, синий, словно море, — в одном и кусочек гагата, черного, как Эреб, — в другом. Посейдон, коснувшись правой руки Зевса и увидев в раскрытой ладони мерцавший синий сапфир, на радостях сплясал джигу.

— Океаны — мои! — взревел он.

— Это значит… да! — завопил Аид, салютуя кулаком. — Это значит, что моей будет преисподняя! Ха-ха!

Но где-то внутри у него все сникло. Боги — они ну совсем как дети.

То был последний раз, когда Аида видели смеющимся. Отныне всякое веселье и радость покинули его. Вероятно, обязанности Владыки преисподней постепенно подточили юношеский задор и легкость, какие когда-то были у Аида.

Отправился он в глубины, подгребать под себя свои владения. И пусть имя его вечно будет связано со смертью и загробной жизнью, а весь мир преисподней (прозываемой в его честь) — с болью, карой и беспредельным страданием, Аид еще стал символом богатства и роскоши. Самоцветы и драгоценные металлы, что добываются из недр земных, и необходимейшие урожаи зерна, овощей и фруктов, что вызревают в почвах, напоминают нам, что из распада и смерти рождаются жизнь, изобилие и богатство. Римляне прозвали Аида Плутоном, и слова «плутократ» и «плутоний» — отголосок роскоши и мощи (иногда попадается имя Дит (от латинского слова, означающего «богатый»), применяемое к Аиду или его иудеохристианскому потомку Люциферу. Данте в «Аду» называл Дитом столицу Ада. Сегодня это слово вспоминают лишь затейники — составители кроссвордов. — Прим. авт.).

Читайте также  Узо алкогольный напиток

В личное подчинение к Аиду попали Эреб и Никта, а также их сын Танатос (сама Смерть). В преисподней имелась система рек со своими божествами, слишком мрачных и страшных для открытого воздуха. Главная — Стикс (ненависть), дочь Тефиды и Океана, чье имя и «стигийские» черты вспоминаются и по сей день, когда нужно описать что-нибудь темное, угрожающее и мрачное, что-нибудь адски черное и угрюмое. В Стикс впадали Флегетон, пылающая река огня, Ахерон, река скорби, Лета, воды забвения, и Кокит — поток плача и стенания. Брата богини Стикс Харона назначили паромщиком, и покамест он ждал, опершись на шест, у берега реки Стикс. Он грезил, как однажды души целыми тысячами начнут стекаться на берега его реки и платить ему за перевоз. Этот день грядет.

Фуриям — рожденными из земли эриниям — Аид отвел в своих владениях место в самой темной сердцевине. Оттуда эта троица могла летать в любой уголок мира и вершить возмездие над преступниками, падшими достаточно низко, чтобы заслужить внимание эриний.

Со временем Аид завел себе питомца — исполинскую змеехвостую собаку о трех головах, отпрыска той чудовищной парочки, порожденной Геей и Тартаром, — Ехидны и Тифона. Звали пса Кербером (но и на свое римское имя Цербер он тоже откликался). Кербер — тот самый адский пес, устрашающий неутомимый страж и хранитель преисподней.

У озера Лерна — одного из врат в преисподнюю — Аид разместил Гидру, еще одно исчадие Тартара и Геи. Я уже говорил о кошмарных мутациях, какие случаются в парах у чудищ, и разница между Кербером и его сестрицей Гидрой — показательный пример. С одной стороны, пес с более или менее сообразным количеством голов — тремя — и изящным змеиным хвостом, каким можно вилять, а с другой — его сестра, многоглавая водяная тварь, которую почти невозможно убить. Отрубишь одну голову — она отращивает еще десять на том же месте.

Вопреки этим зоологическим непотребствам Аид пока был спокойным краем, и правил им бог, которому почти нечего делать. Чтобы в аду стало поживее, нужны были смертные. Созданья, которые умирают. А потому оставим Аида на некоторое время, пусть сидит на своем хладном адском троне и супится, столь же негостеприимный, ледяной и далекий, как планета, носящая его имя (Или же «карликовая планета», какой ее теперь неуважительно считают. Луны Плутона — Стикс, Никта, Харон, Кербер и Гидра. — Прим. авт.), и втайне клянет судьбу, что подарила власть над морями его ненавистному братцу.

Переводчик посвящает эту работу памяти Сергея Борисовича Ильина (1948–2017), многие годы блистательно переводившего книги Стивена Фрая на русский язык.

Греческий бог грома и молний

Греческие боги никогда не отличались особым благодушием или добропорядочностью – обычные для смертных пороки были в полной мере свойственны и им. Так, главный бог греческого пантеона – Зевс-громовержец – отличался невероятной любвеобильностью и успел обзавестись большим количеством любовниц и незаконных детей.

Odnoklassniki

Зевс (Zeus) – верховный бог греческого пантеона, повелитель небес и молний. Является не только главным богом всей греческой мифологии, но и классическим воплощением архетипа греческого божества в целом. Точным аналогом Зевса в римской мифологической системе был бог Юпитер.

 Зевс фотография Зевс фотография

Зевс – сын Кроноса (Cronus) и Реи (Rhea); относится он к третьему поколению греческих богов. Когда-то Уран (Uranus) и Гея (Gaia) сообщили Кроносу, что ему суждено стать жертвой собственного сына – подобно тому, как Урану когда-то пришлось стать жертвой Кроноса. Кронос не пожелал подчиняться судьбе и решил обойти пророчество; для этого он принялся методично поглощать детей, которых рожала ему Рея. Кроносу удалось поглотить Деметру (Demeter), Геру (Hera), Аида (Hades), Посейдона (Poseidon) и Гестию (Hestia); лишь в случае с Зевсом его ожидала неудача – Рея не пожелала отдавать на съедение супругу очередного своего отпрыска. Непосредственно перед рождением Зевса Рея обратилась за помощью к Гее; вместе они разработали план, который заставил бы Кроноса заплатить за содеянное с отцом и детьми. Очередного ребенка Рея родила на Крите (Crete); Кроносу на съедение она подала, однако, лишь камень, завернутый в пеленки. Кронос подмены не заметил и камень проглотил; таким образом, Зевс был временно защищен от отцовского гнева.

О детстве Зевса повествуют сразу несколько противоречащих друг другу легенд. По одной версии, воспитанием Зевса занялась его бабушка Гея. По другой, воспитывала будущего олимпийца коза Амальтея (Amalthea); служившие Амальтее мелкие божки-корибанты танцами, криками и ударами своих копий заглушали рев мальчика, скрывая его от Кроноса. Третий вариант повествует о нимфе Адамантее (Adamanthea) и избранном ей необычном способе спрятать Зевса от Кроноса; Кронос, по легенде, был правителем земли, небес и морей – и Адамантея подвесила юного Зевса на свисавшей с дерева веревке, тем самым поместив его между вотчинами отца и от его взора скрыв. Четвертый вариант называет растившую Зевса нимфу Киносурой (Cynosura) – и рассказывает о том, что ставший позже владыкой богов Зевс в качестве благодарности дал своей хранительнице место среди звезд, превратив её в созвездие Малой Медведицы. В пятом варианте хранительницу Зевса звали Мелисса (Melissa); в этой легенде упоминается, что откармливала будущего бога Мелисса козьим молоком и медом. В последнем варианте Зевсу пришлось некоторое время пожить в семье простых пастухов; взамен пастухам гарантировалась защита овец от волков.

 Зевс фотография Зевс фотография

Выросший и возмужавший Зевс сумел отомстить отцу, заставив его извергнуть съеденных братьев и сестер. Вновь, варианты легенд здесь расходятся – одни рассказывают, что Зевс вспорол Кроносу живот, другие упоминают некое средство, вызвавшее у Кроноса неконтролируемую рвоту. В дальнейшем Зевс освободил братьев Кроноса – гигантов, гекатонхейров и циклопов – из темницы в Тартаре (Tartarus), попутно убив нимфу Тартара Кампу (Campe). Благодарные циклопы даровали Зевсу спрятанные когда-то Геей гром и молнию. Вместе с братьями, сестрами, гигантами, гекатонхейрами и циклопами Зевс сумел свергнуть Кроноса и других титанов. Почти все побежденные титаны были заключены в Тартаре; исключение сделано было для титана Атланта (Atlas) – его Зевс заставил держать на своих плечах небо.

После титаномахии настало время делить завоеванный мир между братьями. Брошенный жребий определил, что Зевс получит небо и воздух, Посейдон – воду, а Аид станет властелином мира мертвых. Землю братья делить не стали – и каждый из троих получил право действовать на земле в рамках своих способностей; так, Посейдон стал богом землетрясений, а Аид получил право забирать умирающих.

 Зевс фотография Зевс фотография

Гея не приняла того, как Зевс обошелся с её детьми-титанами; впоследствии Зевсу пришлось сразиться и с другими отпрысками Геи – вроде чудовищ Тифона (Typhon) и Ехидны (Echidna). Побежденного Тифона Зевс заключил под горой Этной (Etna), а вот Ехидну и её отпрысков олимпиец оставил в живых.

Супругой Зевса стала его родная сестра Гера; в браке этом родились Арес (Ares), Гефест (Hephaestus) и Геба (Hebe). Особо верным супругом Зевса назвать было нельзя – бог-олимпиец нередко находил себе любовниц среди нимф и даже простых смертных; многие внебрачные дети Зевса сами по себе стали легендарными героями – так, именно от Зевса смертная Алкмена (Alcmena) родила легендарного богатыря и героя Геракла (Heracles). Ревнивая Гера к любовным похождения Зевса относилась резко отрицательно; любовницы и дети Зевса нередко становились жертвами её мстительности. Некоторое время распутного бога прикрывала нимфа Эхо (Echo) – она отвлекала Геру от интрижек мужа непрерывной болтовней; раскрыв обман, Герма прокляла Эхо, заставив её вечно повторять чужие слова.

Отец богов в греческой мифологии

Вероятно, из ближневосточных религий греки усвоили разнообразные мифы о происхождении мира и генеалогии богов. Отождествляя ближневосточных богов с персонажами своей собственной мифологии и сочетая рассказы о них со своими мифами, греческие авторы создали ряд сложных и часто противоречащих друг другу систем. По одной из версий, дошедшей лишь в фрагментарной форме, Эвринома, богиня всего сущего, совокупляется с мировым змеем Офионом и порождает мир. Гомер возводил происхождение богов к союзу Океана и Тефиды, олицетворяющих первобытные воды. Отдельные мистериальные культы (в особенности орфические) вырабатывали свои собственные эзотерические теогонии. Поэтому генеалогическая таблица, прилагаемая к статье, составлена на основании многих источников.

Самым авторитетным автором, всецело посвятившим себя мифам такого рода, был Гесиод, писавший на рубеже 8 и 7 вв. до н.э.

Генеалогии богов. Теогония Гесиода начинается с Хаоса – «зияния», «пустоты». После Хаоса возникают Гея («Земля»), Тартар (подземный мир) и Эрос («Любовь», «Влечение»), играющий основную роль в последующем процессе возникновения. От Хаоса происходят абстрактные первопотенции: Эреб («Тьма») и Никта («Ночь»), от брака которых рождаются Эфир («Воздух») и Гемера («День»). Кроме того, Ночь одна порождает Смерть, Сон, Сновидения, различных богинь судьбы, участи и возмездия, Несчастье и проч. Хотя все эти существа в каком-то смысле боги, они вместе с тем определяют течение человеческой жизни. Они появляются в самом начале божественной и человеческой истории и продолжают действовать в последующих поколениях.

Главная линия генеалогии богов продолжается с рождением Урана («Неба») от Земли и с последующим браком между Ураном и Землею, от которого рождается старшее поколение богов – титаны. Крон (Сатурн), предводитель титанов и отец Зевса, разделяет Небо и Землю, оскопляя своего отца, возлежащего с его матерью. После этого он становится царем богов, однако ему суждено уступить свою власть Зевсу. Желая избежать такой участи, Крон пожирал детей своей сестры и супруги Реи (Опс). По совету своей матери Земли Рея завернула в младенческие пелены камень, и Крон проглотил этот камень вместо новорожденного Зевса, который был тайно воспитан в убежище на о. Крит. Впоследствии Зевс заставил отца изрыгнуть проглоченный камень и таким образом освободил остальных детей. Титаны восстали, но потерпели поражение и были низвергнуты в Тартар, и хотя после этого были и другие восстания – например, чудовища Тифона, Зевс подавляет их все.

Создание человека. В Теогонии повествуется о героях, родившихся от божественных матерей, и о смертных избранницах богов. Здесь же приводится миф о сотворении первой женщины, который рассказывается также в Трудах и днях Гесиода. У греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину. Возможно, что в древнейшей версии мифа создателем людей выступал сам Прометей (как и в позднейших легендах), так как это объясняло бы тесную связь между его поступками и судьбой человечества. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей».

Жизнь человека. Во всех греческих мифах рассказ о происхождении мира и первых поколениях богов служит прелюдией к рассказу о существующем положении вещей: о царстве Зевса. Если удел настоящего – это жестокая реальность, пот и страдания, то отдаленное прошлое часто воспринималось как эпоха довольства и изобилия. В Трудах и днях Гесиод размышлял об утрате этого былого рая и приводил различные мифы, которые объясняли его закат. Согласно одному из преданий, Прометей, заступник людей, украл для них огонь у Зевса. В отместку человек получил в дар женщину, Пандору, которая открыла кувшин (не ящик, как в позднейших версиях), в котором были заключены все виды зла. Сам Прометей был прикован к скале, и хищные птицы клевали его печень, пока, с дозволения Зевса, он не был освобожден Гераклом. Согласно другому преданию, следующие друг за другом расы людей постепенно деградировали: людей золотого века сменили люди серебряного, затем – бронзового, наконец – жалкая порода нынешнего железного века. Эту последовательность лишь однажды нарушает род героев – мужей микенских преданий.

В Теогонии Гесиода Прометей появляется вновь и навлекает несчастья на человека обманом, совершенным им на совместном пиру людей и богов, где он хитростью заставил Зевса предпочесть кости, обернутые туком, – обычная «доля богов», сжигаемая при жертвоприношениях, –хорошему мясу. Вот почему жертвоприношения – главный способ выражения благочестия у греков – всякий раз возбуждали новый приступ гнева у Зевса.

Если вы пришли сюда с поисковика и не видите верхнего фрейма с меню, выйдите на главную страницу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector