Падуя церковь скровеньи

Падуя церковь скровеньи

Падуя церковь скровеньи

Cappella degli Scrovegni facciata esterna Padova Italy AVRVM

Падуя5 февраля 2016Федерика Фаваро

В самом начале XIV в. в садах, раскинувшихся на руинах древнеримского амфитеатра (Arena romana), построенного около 60-70 гг. н.э. и немногим уступавшего по размерам амфитеатру в Вероне (Arena di Verona), была возведена знаменитая Капелла Скровеньи, полностью расписанная Джотто ди Бондоне с учениками. Ныне Капелла входит в состав комплекса Городского Музея. Имя зодчего не установлено, а архитектура уступает по своему значению великолепному живописному убранству. Заказчик постройки Энрико Скровеньи для украшения интерьера пригласил знаменитого художника Джотто, а также скульптора Джованни Пизано, заказав ему изваять три мраморные алтарные статуи. Джотто уже тогда был прославленным живописцем, к тому времени он расписал по заказу папы церковь Св. Франциска в Ассизи, базилику Сан-Джованни ин Латерано в Риме, церковь Св. Антония и Дворец Правосудия (Palazzo della Ragione) в Падуе. В Капелле Скровеньи, посвященной Богоматери Милостивой (Madonna della Caritа) и имевшей престольным праздником Благовещение (25 марта по католическому календарю), флорентийский художник разместил сцену Благовещения на арочных столбах апсиды: на южном — Архангела Гавриила, на северном – Богоматерь. Ярусом ниже представлены две евангельские композиции «Иуда получает 30 сребренников» и «Встреча Марии и Елизаветы». Стены единственного нефа опоясывают повествовательные циклы Жития Богоматери и Иосифа-обручника в верхнем ярусе; земной жизни Христа в среднем и нижнем ярусах. Всего представлено шестнадцать нарративных сцен на южной стене и восемнадцать на северной. Внизу, под житийными циклами изображены аллегории пороков и добродетелей. На западной стене над порталом представлена композиция Страшного суда: вверху изображен Христос-Судия, фланкируемый апостолами, архангельскими и ангельскими силами. Справа от расположенного в центре Креста распятия представлены восставшие праведники, ведомые воскресшим Христом, а слева грешники, окружающие сатану, пожирающего осужденных на вечные муки. У подножия Креста, по правую руку изображен сам Энрико Скровеньи, подносящий Богоматери, юному Иоанну Богослову и неизвестной святой (вероятно,Екатерине Александрийской), построенный им храм, в оставление грехов своему усопшему отцу Реджинальдо, при жизни занимавшемся ростовщичеством, как об этом свидетельствует Данте в XVII песне «Ада». На своде капеллы на небесно-синем фоне, среди золотых звезд, в мандорлах представлены образы Христа в окружении четырех евангелистов и Богоматери с Младенцем в окружении четырех пророков со свитками. Прежде в алтаре капеллы возвышалось грандиозное иконописное Распятие, также кисти Джотто, ныне находящееся в коллекции расположенного поблизости Городского Музея Эремитани.
Фрески Джотто в Капелле Скровеньи являются вершиной творчества художника и непревзойденным шедевром западноевропейского искусства, наравне с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. Именно с фрескового цикла Джотто началась новая эра в истории живописи: преодоление господствовавшего византийского «отвлеченного искусства», сменившегося более естественными и реалистичными человеческими изображениями. Благодаря этим росписям Джотто был провозглашен первым художником Нового Времени.

Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе

Капелла в Италии бывшего купца Энрико Скровеньи на вид довольно неприметна и скромна внешне. Но внутри находятся настоящие сокровища – фрески, автором которых является итальянский мастер Джотто.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

Капелла Скровеньи в Падуе - особенности архитектуры и история строительства

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Изначально Cappella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное недовольство среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

Падуя и его достопримечательности - Капелла Скровеньи

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Cappella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

Мост Понте Веккьо - как выглядит достопримечательность сегодня

На страницах нашего сайта вы также узнаете о такой достопримечательности, как мост Понте Веккьо во Флоренции, и чем знаменито это сооружение!

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.

Описание достопримечательности

Cappella degli Scrovegni – довольно простая однонефная церковь. По форме она напоминает прямоугольник (высота здания – 13 метров, ширина – 9 м., в длину – 20 метров).

Стены церкви прямые, без архитектурных излишеств, выступов и ниш, — то есть, церковь проектировалась таким образом, что стены изначально будут покрыты именно фресками. Единственное исключение – это южная стена с 6-ю окнами, а также западный портал. Вся северная стена – ровная и гладкая.

Фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе

Если присмотреться, то можно увидеть, что боковые балки, пьедестал и лоджии верхнего яруса – нарисованные. Сделано это было специально, чтобы показать перспективу на гладком и ровном пространстве, не нанося при этом ущерба для фресок.

Каждая стена посвящена отдельным циклам фресок. Фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе описывают моменты жизни Иисуса и его Матери. Отдельные сцены посвящены ее жизни, обручению с Иосифом, моменту Благовещения. Верхний свод посвящен циклу «Аллегории пороков и добродетелей».

Капелла Скровеньи в Падуе и описание знаменитых фресок Джотто

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа. Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя.

Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны. Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции.

Фрески Джотто в капелле Скровенье, находящейся в Падуе

Впервые же фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.

Преобладающие цвета фресок – лазурный (весьма дорогостоящая краска по тем временам), оранжевый, желтый, золотой и розовый.

Лучше всего сохранились фрески, которые писались в технике «влажной штукатурки» — цвета остались такими же яркими. А вот изображениям в технике «сухой фрески» повезло куда меньше – цвета (особенно красные и зеленые тона) потускнели, штукатурка местами осыпалась.

О знаменитых работах Джотто, которые находятся в капелле Скровеньи, узнаете из следующего видеоролика:

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Cappella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла дель Арена в Падуе и чем знаменита эта достопримечательность

Капелла открыта для посещений:

  • январь – февраль,

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Время работы и стоимость билетов в капеллу Скровеньи

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

Дворец Палаццо Питти во Флоренции и галерея современного искусства

На нашем сайте расскажем, чем знаменит дворец Питти во Флоренции, и как добраться до местной достопримечательности!

А вы знаете, где находится знаменитая статуя Капитолийская волчица? Древние легенды, связанные с основанием Рима, читайте в этом обзоре.

А еще, путешествуя по Риму, вы сможете посетить галерею Боргезе и взглянуть на произведения великих художников и скульпторов Италии! Подробности ищите тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/galereya-borgeze.html.

Где находится, как добраться

Адрес, по которому находится Cappella degli Scrovegni: Piazza Eremitani 8, 35121

Контактный телефон: +39 (049) 2010020

Добраться до церкви можно, сев на трамвай, идущий от вокзала Падуи (остановка «Эремитани»).

Церковь дельи Эремитани в Падуе

Конечно, церковь дельи Эремитани (Chiesa degli Eremitani) явно не дотягивает по степени известности до капеллы дельи Скровеньи с фресками Джотто, но внимания любознательных туристов она заслуживает. Вы вполне можете заглянуть сюда после посещения капеллы дельи Скровеньи и окрестных музеев, благо эта церковь находится совсем рядом с ними.

Церковь дельи Эремитани в Падуе Церковь Эремитани Эремитани – это монахи-отшельники Августинского ордена, жившие в расположенном в этих местах монастыре. Церковь для них городское управление Падуи решило построить в 1276 году. Стоит заметить, что дельи Эремитани — это, так сказать, название бытовое. На самом деле эта церковь посвящена двум апостолам – Филиппу и Иакову (Filippo, Giacomo).

Chiesa_degli_Eremitani3

Строительство церкви дельи Эремитани продолжалось до начала XIV века. Храм получился довольно масштабным, но не слишком сложным. Он однонефный, сложен из кирпича и белого камня и снабжён так называемым ложным портиком (эдакая псевдогалерея с колоннами, прилегающая к фасаду). В ходе Второй мировой войны храм сильно пострадал в ходе бомбардировок и был в значительной степени разрушен; впрочем, в 1950-х годах его восстановили.

Chiesa_degli_Eremitani2 Chiesa_degli_Eremitani5 Одной из самых интересных частей церкви дельи Эремитани является капелла Оветари (Cappella Ovetari), украшенная фресками середины XV века. Для росписи капеллы были наняты четыре художника, но значительную часть фресок в итоге выполнил Андреа Мантенья, который тогда ещё был совсем молодым. Он жил в 1431-1506 годах, а в момент начала проекта ему было 17 лет.

Интерьер

Наверное, самая известная часть интерьера церкви дельи Эремитани – это остатки фресок Андреа Мантеньи. Они были созданы в 1448-1457 годах, но, увы, бомбардировки 1944 года привели их в негодность. Некоторые фрески удалось восстановить; это лишь малая часть оригинала, но и она представляет немалый интерес.

Фрески Мантеньи в церкви дельи Эремитани (photo by galileopark.it)

Кроме того, в церкви дельи Эремитани находятся богато украшенные гробницы двух правителей Падуи XIV века – Убертино да Каррара и Джакомо II да Каррара. Обе гробницы выполнены Андриоло де Санти. Помимо этого, в храме имеется гробница юриста Бенавидеса (XVI век), изготовленная Бартоломео Амманнати.

В числе прочих достопримечательностей интерьера можно упомянуть фрески падуанского художника Гварьенто (Guariento, жил в 1310-1370 годах), росписи створок алтаря (рубеж XV-XVI веков), а также большое резное деревянное Распятие.

Время на визит

На осмотр церкви дельи Эремитани стоит выделить около получаса. Возможно, кому-то понадобится больше времени, а кому-то – заметно меньше, но я советую ориентироваться минимум на 20 минут. Визит в эту церковь можно совместить с осмотром исторического центра Падуи: капеллы Скровеньи, Палаццо Раджоне, расположенных неподалеку музеев, Прато делла Валле, базилики Святого Антония и других мест.

Справочная информация

  • Адрес: Piazza Eremitani, 9.
  • Ближайшая остановка трамвая: Eremitani.
  • Часы работы: летом – с понедельника по пятницу с 9:00 до 12:30 и с 15:30 до 18:45; по субботам и воскресеньям – с 10:00 до 13:00 и с 16:30 до 20:00; зимой – с понедельника по пятницу с 7:30 до 12:30 и с 15:30 до 19:00; по субботам и воскресеньям – с 9:00 до 12:30 и с 16:00 до 19:00.
  • Вход бесплатный. В церкви необходимо соблюдать тишину. Одежда должна быть соответствующей: не стоит заявляться в церковь в шортах или мини-юбках.

One Reply to “Церковь дельи Эремитани в Падуе”

Много раз был в Падуе, но к сожалению, в эту церковь не заглядывал. При случае постараюсь наверстать упущенное.

В Падуе освящена капелла Скровеньи с росписями Джотто

В Падуе освящена капелла Скровеньи с росписями Джотто

Капелла Скровеньи — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной. Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и с использованием в качестве фундамента остатков древнеримского театра.

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной — для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи. Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Капелла Скровеньи

Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал.  Cappella degli Scrovegni ) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.

Содержание

Церковь [ править ]

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (итал.  Santa Maria della Carità ). Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и с использованием в качестве фундамента остатков древнеримского театра.

Донатор [ править ]

Энрико Скровеньи, на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некоего Манфредо Далесманини. Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона, двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку [1] .

Церковное разрешение на строительство ораториума (часовни) было выдано 31 марта 1302 года. Часовня планировалась как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца — Реджинальдо, которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75). Занимался ростовщичеством и сам Энрико — папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех [2] .

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение — в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы [3] причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго. Дополнительная тонкость — фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах. Исследователи отмечают особое внимание, которое художник уделил образу донатора: пятнадцать блаженных за спиной Скровеньи написаны за один рабочий день, исполнение портрета Энрико заняло четыре [4] .

Архитектура здания [ править ]

Архитектором церкви стал фра Джованни [5] или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане — прямоугольник размером 20×9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде — трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи — глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи — все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы [ править ]

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной — для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи [6] . Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи [7] . Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Читайте также  Чинкве терре лигурия

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто [ править ]

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства [8] . Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения [9] .

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства». [10]

Стиль и новшества [ править ]

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. Во фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева — правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы [11] . Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне [12] .

Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто [3] , хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector