Паганини фото композитора

Паганини фото композитора

Никколо Паганини

скрипач Никколо ПаганиниОдин из наиболее ярких личностей музыкальной истории Никколо Паганини, несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 27 октября 1782 года. Отец Никколо Паганини был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. скрипач Никколо ПаганиниМальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством скрипач Никколо ПаганиниЛукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

скрипач Никколо Паганини

Идея понравилась Никколо, и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини.

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо. Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная скрипач Никколо Паганинидеятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо скрипач Никколо Паганиниувлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо, с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо, когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

скрипач Никколо Паганини

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался. После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами. Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипач Никколо Паганини

скрипка Никколо Паганини

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 27 мая 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, Никколо Паганини тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».скрипач Никколо Паганини

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Никколо Паганини написал около 200 пьес.

Генуя: прогулка по местам Паганини

Logo12

История первого генуэзского театра начинается со старинного трактира «под вывеской Фалькони», где во второй половине XVI в. проводились традиционные для таких заведений представления бродячих артистов.

В начале следующего столетия остерию выкупил новый хозяин, который выстроил на её месте самый настоящий платный общественный театр; известно, что выступления здесь состоялись уже в 1645 г.

Шли годы, и здание театра неоднократно перестраивалось. В ходе Второй мировой войны оно серьёзно пострадало, после чего было проведено две реставрации — в 50-ые и в 70-ые гг. А в 2004 г., когда Генуя стала одним из городов, получивших временный статус культурной столицы Европы, театр был переквалифицирован в выставочную площадку.

Именно в театре Фальконе в начале XVII в. начиналась история генуэзской оперной музыки. А 9 ноября 1827 г. здесь, в присутствии короля Пьемонта и Сардинии Карла Феликса и его семьи, прошло выступление знаменитого уроженца города, Никколо Паганини.

«В прошлую пятницу в театре состоялся концерт Паганини — этого гения музыкального искусства, которому нет равных и которого с полным основанием признают чудом нашего времени. Наслаждение, изумление, волшебство, которое он пробуждает, таковы, что их не выразить словами: находит ли он путь к твоему сердцу едва слышным голоском, одна за одной перебирая и возбуждая каждую жилку его своими модуляциями невыразимой нежности, играет ли своим могучим смычком на всех струнах разом, так что кажется, будто перед тобой целый оркестр (и этого эффекта он, если только пожелает, способен добиться с помощью одной лишь четвёртой струны). Августейшие особы удостоили этот концерт чести своего присутствия и не скупились на аплодисменты выдающемуся нашему музыканту после каждого исполненного им произведения; публика же подхватывала эти аплодисменты с живым энтузиазмом, а по окончании концерта выразила своё восхищение новыми прочувствованными рукоплесканиями».
«Гадзетта-ди-Дженова», 14 ноября 1827 год

На этом концерте Паганини исполнил сочинение для четвёртой струны и рондо «Колокольчик» из 2-го концерта для скрипки с оркестром. Вместе с ним в тот вечер выступала певица Антониа Бьянки, подарившая генуэзскому скрипачу-виртуозу его единственного сына Акилле.

Церковь и ораторий Сан-Филиппо

Впервые Никколо Паганини выступил в Генуе с сольным концертом 26 мая 1794 г. в церкви Сан-Филиппо-Нери.

В городе с традиционным размахом отмечали день памяти святого Филиппа Нери; празднования предусматривали в том числе «инструментальное и вокальное музыкальное сопровождение». На сей раз прихожане слушали «гармоничный концерт, исполненный чрезвычайно талантливым юношей одиннадцати лет, которого зовут синьор Никколо Паганини, учеником знаменитого синьора Джакомо Косты, преподавателя скрипичного мастерства; концерт снискал всеобщее восхищение» (Еженедельник «Avvisi», 31 мая 1794 год).

Годом позже Паганини снова выступит в церкви Сан-Филиппо-Нери по тому же самому поводу, и снова «Avvisi» напишет 30 мая 1795 г., что «Милейший юноша двенадцати лет, синьор Никколо Паганино, ученик знаменитого синьора Джакомо Косты, преподавателя скрипичного мастерства, исполнил там гармоничный концерт, снискавший всеобщее восхищение и одобрение».

8 декабря 1794 г. Никколо Паганини также сыграет в соседнем оратории Сан-Филиппо-Нери, а в ноябре 1796 г., в доме Ди Негро на улице via Lomellini (что неподалёку отсюда), он познакомится с великим французским скрипачом Родольфом Крейцером (1766-1831 гг.). Долгое время именно его концерты наряду с сочинениями другого француза, Пьера Роде (1744-1830 гг.), и итальянца Джованни Виотти (1755-1824 гг.) составляли основу концертного репертуара Паганини.

Палаццо Турси — Зал Паганини

В зале Паганини, который является частью выставочного маршрута «Музеи улицы Страда-Нуова», выставлена знаменитая скрипка 1743 г. работы Гварньери дель Джезу — излюбленный инструмент Паганини, который он предпочитал всем прочим и ласково называл «моя скрипка-пушка» за полноту звука. Инструмент хранится под бдительным оком команды специалистов, и благодаря их труду и исследованиям «Канноне» сейчас выглядит почти так же, как в 1851 г., когда инструмент был подарен городу Генуя согласно последней воле Паганини.

В том же самом зале вместе с оригинальными аксессуарами для скрипки представлены и другие важные реликвии: например, скрипка «Вильом», преподнесённая музыкантом в дар своему единственному ученику Камилло Сивори, а также письма Паганини, партитуры (среди которых знаменитая «Карманьола») и другие принадлежавшие гению предметы.

Церковь Ностра-Синьора-делле-Винье

1 декабря 1794 г. Никколо Паганини выступает в церкви Ностра-Синьора-делле-Винье по случаю дня памяти святого Элигия, покровителя одной из главных ремесленных корпораций Генуи — цеха ювелиров. Музыканту на тот момент едва исполнилось двенадцать, и это его второе публичное выступление; тем не менее слушатели остались поражены его огромной «ловкостью и мастерством» («Avvisi», 6 декабря 1794 г.).

Театр Карло-Феличе

30 ноября 1834 г. Паганини впервые выступает в театре Карло-Феличе. В программе концерта фигурируют вариации на тему дуэта «Nel cor più non mi sento» из оперы «Прекрасная мельничиха», а также «Венецианский карнавал».

Чтобы отблагодарить музыканта за концерт, администрация города распоряжается отлить памятную медаль с надписью «Честь и слава Родины». Ещё одно выступление Паганини проходит здесь 5 декабря того же года, причём деньги за проданные билеты он в полном объёме передал семьям бедняков.

Палаццо-Памматоне — Дворец правосудия

Здание городской больницы Памматоне, возведённое в 1422 г. и перестроенное в 1758 г., было серьёзно повреждено в ходе обстрелов 1942-43 гг. В 1966-1974 на этом же месте возводится Дворец правосудия, в котором сохранились внутренний двор XVIII в. и монументальная колоннада больницы.

В больницу эту Паганини с сыном Акилле однажды пришёл, чтобы посетить больных холерой. Он аккуратно записал в своём дневнике: «Нанёс вместе с сыном большой визит в больницу Памматтоне и трогал холодные руки больных colera morbus».

Палаццо-Дукале — Торре-Гримальдина

В мае 1815 г. Паганини был помещён под стражу в башню герцогского дворца Торре-Гримальдина. Молодая особа приблизительно двадцати лет от роду по имени Анджолина Каванна, с которой музыкант сожительствовал и которая родила от него мертворожденную девочку, написала на него заявление о похищении и соблазне.

Через несколько дней Паганини, согласившегося возместить Каванне ущерб в 1 200 лир, освободили. Однако дело завершится лишь в 1821 г., когда стороны пришли к соглашению, что музыкант выплатит пострадавшей 4 400 лир наличными.

Ну а в герцогский дворец Паганини вернётся 2 января 1835 г. — на сей раз он выступает на приёме, организованном губернатором Генуи, графом Филиппо Паолуччи. Именно он через пять лет по распоряжению губернатора запретит перевоз останков музыканта в родной город.

Церковь Сан-Донато

В этой церкви хранится первый документ, связанный с Паганини. Музыкант родился 27 октября 1782 г. на улице виа-делле-Фоссе-дель-Колле, в доме 1359 (впоследствии — Пассо-ди-Гаттамора, 58), в семье Антонио и Терезы Боччардо. На следующий день его крестили в церкви Сан-Сальваторе на пьяцца-Сарцано (сегодня это актовый зал факультета архитектуры).

В родном доме композитора, снесённом во время масштабной перестройки города в 1970 г., маленький Никколо учился у отца основам музыки, а также игре на скрипке и мандолине.

Паганини фото композитора

Николо Паганини родился 27 октября 1789 года в Генуе (Италия). Переулок, в котором жили его родители, назывался Черная кошка.

Отец Николо, Антонио Паганини, был когда-то портовым грузчиком, после чего стал мелким лавочником. Его хобби была игра на мандолине, неимоверно раздражавшая и жену, и соседей.

Мать Николо звали Тереза Боччардо. Николо был ее вторым ребенком. Он родился очень маленьким и в детстве много болел. Однажды во сне Тереза увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом.

С малолетства отец заставляет Николо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирает ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. Антонио Паганини, не сомневаясь в правдивости сна своей жены, мечтает сделать из младшего сына великого скрипача, тем более, что старший сын не радует отца успехами на этом поприще. В итоге постоянные занятия окончательно подрывают и без того неважное здоровье Николо, и периоды неустанной игры на скрипке чередуются теперь с болезнями. Многочасовые занятия доводят ребенка до каталепсии – состояния между жизнью и смертью. Николо не подает признаков жизни, и родители собираются его похоронить, но внезапно мальчик пошевелился в гробу.

Как только Николо подрос, к нему начинают приглашать учителей. Первым становится генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко.

Слава о необычайно одаренном мальчике разносится по городу. Заниматься с Николо раз в неделю начинает первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.

1794 год – первый концерт Николо Паганини. Мальчик попадает в круг профессиональных музыкантов, он восхищается ими, а они им. Аристократ, маркиз Джанкарло ди Негро, берет на себя заботы о мальчике и его образовании.

Николо Паганини родился 27 октября 1789 года в Генуе (Италия). Переулок, в котором жили его родители, назывался Черная кошка.

Отец Николо, Антонио Паганини, был когда-то портовым грузчиком, после чего стал мелким лавочником. Его хобби была игра на мандолине, неимоверно раздражавшая и жену, и соседей.

Мать Николо звали Тереза Боччардо. Николо был ее вторым ребенком. Он родился очень маленьким и в детстве много болел. Однажды во сне Тереза увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом.

С малолетства отец заставляет Николо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирает ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. Антонио Паганини, не сомневаясь в правдивости сна своей жены, мечтает сделать из младшего сына великого скрипача, тем более, что старший сын не радует отца успехами на этом поприще. В итоге постоянные занятия окончательно подрывают и без того неважное здоровье Николо, и периоды неустанной игры на скрипке чередуются теперь с болезнями. Многочасовые занятия доводят ребенка до каталепсии – состояния между жизнью и смертью. Николо не подает признаков жизни, и родители собираются его похоронить, но внезапно мальчик пошевелился в гробу.

Как только Николо подрос, к нему начинают приглашать учителей. Первым становится генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко.

Слава о необычайно одаренном мальчике разносится по городу. Заниматься с Николо раз в неделю начинает первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.

1794 год – первый концерт Николо Паганини. Мальчик попадает в круг профессиональных музыкантов, он восхищается ими, а они им. Аристократ, маркиз Джанкарло ди Негро, берет на себя заботы о мальчике и его образовании.

1797 год – восьмилетний Николо Паганини сочиняет свое первое музыкальное произведение – скрипичную сонату. Сразу за ней последовали еще несколько вариаций.

Благодаря маркизу ди Негро Николо продолжает образование. Теперь он занимается с виолончелистом Гаспаро Гиретти. Новый учитель заставляет своего воспитанника сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь внутренним слухом. На небольшой период Паганини сочиняет 24 фуги для фортепьяно в четыре руки, два скрипичных концерта и несколько пьес. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

Начало 1800-х годов – первые гастроли. Сначала Николо выступает в Парме, и выступления проходят с огромным триумфом. После Пармы молодой человек получает приглашение выступить при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Николо понимает, что наконец-то пришла пора зарабатывать на таланте сына деньги и берет на себя организацию гастролей по всей Северной Италии. Паганини с большим успехом выступает во Флоренции, в Пизе, Болонье, Ливорно, Милане. Но активная гастрольная деятельность не отменяет учебы и продолжения занятий, и Николо под руководством отца продолжает обучение игре на скрипке.

Читайте также  На каком языке разговаривают в греции

В этот период Николо Паганини сочиняет 24 каприса.

Зависимость от сурового отца начинает все более тяготить подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же соглашается.

В Лукке Паганини вскоре поручают руководство городским оркестром. При этом не запрещают вести концертную деятельность, и Николо выступает в соседних городах.

Первая любовь. В течение трех лет Паганини не гастролирует, он, по его собственному выражению, лишь «с удовольствием щиплет струны гитары». Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Паганини пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

1804 год – Паганини возвращается в Геную, где снова занимается только сочинением и не выступает.

18051808 годы – Николо снова в Лукке. Он служит камерным пианистом и дирижером оркестра.

В Лукке Николо влюбляется в Элизу, сестру Наполеона и жену правителя герцогства Феличе Бачокки. Элизе посвящается «Любовная сцена», написанная для струн «Ми» и «Ля». В ответ капризная княгиня требует сочинения для одной струны. Паганини «принимает вызов» и через несколько недель появляется соната «Наполеон» для струны «Соль». И в первом, и во втором случае остальные струны со скрипки во время исполнения снимаются.

25 августа 1805 года – соната «Наполеон» с огромным успехом исполнена Паганини на придворном концерте.

Этот же период – Паганини завершает «Большой скрипичный концерт» ми-минор.

18051808 годы – Николо устает от отношений с Элизой, герцогским двором, светом. Он активно гастролирует, стараясь пореже возвращаться в Лукку.

1808 год – Элиза становится владелицей Тосканского герцогства со столицей во Флоренции. Она дает бал за балом, и здесь уже никак нельзя обойтись без ее возлюбленного музыканта.

18081812 годы – Николо Паганини служит во Флоренции.

1812 год – фактически сбежав из Флоренции, Паганини переезжает в Милан и регулярно посещает театр «Ла Скала».

Лето 1813 года – в «Ла Скале» Николо смотрит балет Зюсмайера «Свадьба Беневенто». Особое впечатление на музыканта производит танец ведьм. В тот же вечер Паганини принимается за работу, и через несколько месяцев в той же «Ла Скале» представляет свои Вариации для скрипки с оркестром на тему этого танца. Так как композитор задействовал в своей музыке никем не используемые ранее выразительные скрипичные средства, успех был феерическим.

Конец 1814 года – Паганини приезжает в Геную с концертами. На родине он знакомится с дочерью местного портного Анджелиной Каванной. Между ними вспыхивает сильное чувство, и Николо продолжает свои концертные путешествия уже не один. Вскоре выясняется, что Анджелина беременна. Паганини, опасаясь скандала, отправляет девушку к своим родственникам, живущим недалеко от Генуи.

1815 год – скандал все же происходит. Анджелину находит отец и тут же подает на музыканта в суд за похищение и изнасилование его дочери. Дочь рожает ребенка, но тот вскоре умирает. Дело получает широкую огласку, и общество отворачивается от Паганини. Суд приговаривает его к штрафу в размере трех тысяч лир в пользу Анджелины.

Судебный процесс срывает гастроли Николо Паганини в Европе, для которых уже написан новый концерт Ре-мажор (известный нам как Первый концерт).

Конец 1816 года – Паганини едет выступать в Венецию. Здесь он знакомится с певицей хора Антонией Бьянки. Композитор берется обучать девушку пению и в результате увозит ее с собой.

1818 год – Паганини в Риме и Неаполе.

Конец 1810-х годов – Паганини собирает для издания свои 24 каприса.

11 октября 1821 года – последнее выступление в Неаполе.

Конец 1821 года – состояние здоровья Николо резко ухудшается. У него ревматизм, кашель, туберкулез, лихорадка… Музыкант вызывает к себе мать и вместе они переезжают в Павию, к одному из лучших докторов того времени Сиро Борда. По Италии ходят слухи, что композитор скончался. Более или менее обретя здоровье, Паганини не играет – у него слабы руки. Музыкант преподает игру на скрипке маленькому сыну одного из купцов Генуи.

Апрель 1824 года – снова концерты, сначала в Милане, после чего в Павии и в Генуе. Паганини почти здоров, но от мучительного кашля ему не удастся избавиться на протяжении всей жизни.

Этот же период – связь Паганини и Антонии Бьянки (ставшей к тому времени известной певицей) возобновляется. У них рождается сын Ахилл.

18241828 годы – в это время Николо Паганини сочиняет «Военную сонату», «Польские вариации» и три скрипичных концерта.

18281836 годы – последний концертный тур Паганини. Сначала он отправляется в Вену вместе с Антонией и сыном. В Вене Николо сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает «Венецианский карнавал».

Август 1829 – февраль 1831 года – Германия.

Весна 1830 года – в Вестфалии Паганини покупает себе титул барона. Николо делает это ради сына, так как титул перейдет ему по наследству. После этого события Паганини отдыхает от концертов в течение полугода. Он завершает Четвертый концерт, почти заканчивает Пятый, сочиняет «Любовную галантную сонату».

Февраль 1831 года – Франция. Как и везде, выступления Николо Паганини проходят с ошеломляющим успехом. Все чаще на своих концертах музыкант играет с гитарным сопровождением.

Декабрь 1836 года – Ницца, где Паганини выступает с тремя концертами. Состояние его здоровья резко ухудшается.

Октябрь 1839 года – Паганини в последний раз посещает Геную. Он очень слаб.

Виртуоз, масон, возлюбленный сестры Наполеона: 11 фактов о Никколо Паганини

«Играй, играй же, Паганини», — когда-то пел Борис Моисеев. Сейчас имя скрипача-виртуоза и композитора, Никколо Паганини, стало уже нарицательным – паганини шутливо называют любого музыканта. Однако при жизни скрипач и композитор пользовался невероятным успехом, а его персона была окружена ореолом таинственности.

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года, но люди до сих пор помнят его музыку. В годовщину Дня рождения маэстро предлагаем вспомнить несколько фактов о его жизни.

Никколо Паганини. Рисунок Жана Огюста Доминика Энгра, 1819 г

1. Композитор родился в многодетной семье (был третьим по счету ребенком из шести); его отец сначала работал грузчиком, а позже открыл лавку в порту. Однако при переписи населения Генуи указали, что Антонио Паганини был «держателем мандолин» — так приказал сам Наполеон.

2. С 5 лет отец начал учить мальчика играть на мандолине, а с 6 – на скрипке. Если верить исследователям жизни Паганини (Тибальди-Кьеза в серии «Жизнь замечательных людей»), музыкант позже вспоминал: когда он не проявлял должного прилежания, отец его наказывал – впоследствии это отразилось на слабом здоровье скрипача.

3. Первый публичный концерт музыкант дал 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино г.Генуи – вырученные средства пошли на то, чтобы мальчик (а Никколо в тот год исполнилось только 13) отправился в Парму – обучаться у Алессандро Ролла (известного скрипача и педагога).

4. Когда семейство Паганини (отец и сын) приехали к Алессандро Роллу, тот отказался их принимать, т.к.был болен. Но рядом с комнатой преподавателя лежала скрипка и ноты только вчера написанного сочинения.

5. Никколо оттачивал свое мастерство по много часов в день – занимался он до полного изнеможения постоянно придумывал себе новые упражнения.

6. Первой (а возможно, и самой сильной) любовью композитора стала знатная дама, чье имя он всегда скрывал и с которой он прожил 3 года в ее поместье в Тоскане. В те годы он открыл для себя гитару и написал для нее и скрипки 12 сонат, а также пристрастился к картам.

7. Никколо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.

Элиза Бонапарт. Портрет работы Мари-Гийомин Бенуа, 1805 г

8. Маэстро мог исполнять произведения, даже если на скрипке не хватало одной или нескольких струн (например, когда на его концерте лопалась струна, он продолжал играть, не прерываясь). А ко Дню рождения императора Паганини написал сонату «Наполеон» для одной струны (соль).

9. Музыкант активно гастролировал по Европе и везде его концерты пользовались невероятной популярностью. После своей смерти в 1840 году он оставил состояние в несколько миллионов франков.

10. Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии; документы общества тоже подтверждают его принадлежность к масонам.

11. Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок виртуоза были работы Страдивари и Амати.

«Вампир со скрипкой». Почему Паганини отказывались хоронить по-человечески

Никколо Паганини. Фото - globallookpress.com

Никколо Паганини. Фото – globallookpress.com

Знаменитый композитор и скрипач-виртуоз Никколо Паганини был неплохим мастером чёрного пиара и отменным бизнесменом.

Но впоследствии это сыграло с ним злую шутку.

235 лет назад, 27 октября 1782 г. на улице Чёрной кошки в семье язычников на свет появился урод.

Впоследствии его прославят как сатаниста, убийцу, людоеда, а сравнительно недавно одна чешская музыкальная группа напишет в его честь песню Upir s houslemi, что по-русски читается как «Упырь с гуслями», а переводится как «Вампир со скрипкой».

В 1827 г. этот человек удостоится Ордена Золотой шпоры – второй по значимости награды Ватикана, которую выдаёт сам римский Папа и только за «значительный вклад в дело распространения католической веры и иные деяния во славу святой Церкви».

И это при том, что церковь он не посещал, церковников недолюбливал, духовную музыку не писал и не исполнял. Звали его Никколо Паганини. Непревзойдённый виртуоз скрипки.

Сила и слабость

Самое интересное, что почти всё это – чистая правда. Фамилия Паганини происходит от слова paganus – язычник.

Никколо Паганини действительно родился в городе Генуя на улице Пассо ди Гатта Мора, что переводится как «улица Чёрной Кошки». И даже оскорбительное на первый взгляд слово «урод» может считаться всего лишь констатацией факта – есть мнение, что Паганини страдал редким врождённым недугом, синдромом Марфана. Правда, в лёгкой форме – «всего лишь» удлинённые конечности и мягкость соединительных тканей.

Доктор Франческо Бенатти, который наблюдал и лечил Паганини во время гастролей в Париже, оставил подробное описание особенностей своего пациента:

«Левое плечо на шесть дюймов выше правого, так что, когда он стоит, опустив руки, одна кажется намного длиннее другой. Необычайно, надо сказать, растяжение связок его плеч, расслабленность связок, соединяющих кисть с предплечьем, запястье с кистью и фаланги друг с другом.

Кисть его не больше нормальной величины, но он может удвоить ее длину растяжением всех ее частей. Так, например, он сообщает фалангам пальцев левой руки, которые касаются струн, необычайно гибкое движение, отчего пальцы без малейшего смещения кисти передвигаются в сторону, противоположную их естественному сгибу, причем делает это изумительно легко, точно и быстро».

Шесть дюймов – это много. Это больше 15 сантиметров. Перекос не просто впечатляющий, а бросающийся в глаза.

Вообще-то с такими деформациями скелета играть на скрипке не просто сложно, а почти невероятно. Чтобы хотя бы удержать инструмент, нужно было неестественным образом согнуться, вывернуть шею и левую руку. Собственно, карикатуры времён силы и славы Паганини как раз и показывают нам совершенно нелепую, напряжённую, дьявольски изогнутую фигуру.

А музыка, между тем, потрясающе лёгкая, стильная, непринуждённая, заставляющая думать, что исполнитель владеет каким-то особенным секретом.

В поисках разгадки внимательнейшим образом изучали и саму скрипку Паганини – инструмент работы Гварнери. Вот что показала экспертиза, проведённая в 1885 году:

«Потертости сбоку от шейки и на нижней деке свидетельствуют о силе, с какой он держал инструмент во время исполнения пассажей и пиццикато – этим объясняются длинная бороздка вдоль грифа и широкое пятно около шейки на деке инструмента.

Потертость краев в изгибах скрипки – впечатляющее свидетельство силы, с какой он ударял по струнам в решительных пассажах на соль и ми струне».

Никколо Паганини. Гравюра Ричарда Джеймса Лейна, 1831 год. Фото - сommons.wikimedia.org Никколо Паганини. Гравюра Ричарда Джеймса Лейна, 1831 год. Фото – сommons.wikimedia.org

С технической точки зрения всё становилось более или менее понятным. Да, врождённое уродство давало неплохой бонус по части растяжки и пластики.

Да, инструмент несколько деформирован – это говорит и о серьёзной физической силе Никколо Паганини, и о его упорстве.

Однако все эти подробности касаются только извлечения звуков как таковых – громких, пронзительных, не всегда естественных для скрипки. Каким образом они складываются в музыку – рационально объяснить не умели.

Еретик или сам дьявол?

И потому прибегли к объяснениям мистическим. Во время венских гастролей иные зрители ходили на концерты Паганини не столько за музыкой, сколько в надежде лично увидеть то, что им рассказывали:

«За спиной музыканта стоит дьявол в красном, с рогами на голове и хвостом между ног и водит его рукой, держащей смычок, а между дьяволом и скрипачом – поразительное сходство!»

Во время гастролей в Лейпциге очевидцы «наблюдали» на сцене оживших мертвецов. А критик местной музыкальной газеты решил, что вульгарного «продал душу дьяволу» для такого музыканта будет маловато. И произвёл Паганини непосредственно в падшие ангелы:

«Не сомневаюсь, что если осмотреть его хорошенько, то можно будет найти в сапогах – раздвоенное копыто, а под сюртуком – хорошо спрятанные чёрные крылья».

Паганини на смертном одре. Гравюра на дереве, 1880 год

Паганини вёл себя как прожжённый делец, своего рода ас чёрного пиара. Эти слухи и сплетни он не опровергал, справедливо считая, что они только подхлестнут интерес публики и могут быть конвертированы в звонкую монету.

Так оно и было – скажем, за свои венские гастроли скрипач получил 28 тысяч крон. Франц Шуберт, чьи концерты шли тогда в Вене параллельно, получил за свои выступления в 800 (!) раз меньше.

Эти игры в «родство с нечистой силой» аукнулись уже после смерти Паганини, которая произошла в Ницце. Едва только стало известно, что «дьявольский скрипач» приказал долго жить, епископ Ниццы Доменико Гальвани объявил его еретиком и наложил запрет на погребение тела в освящённой земле.

Следом за ним запрет наложили и епископы других итальянских городов. В этом марафоне приняла участие даже Генуя – родина музыканта. Понадобилось 56 лет, чтобы останки Паганини наконец-то упокоились на нормальном человеческом кладбище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector