Паганини фото скрипача

Паганини фото скрипача

Никколо Паганини

В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» — так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.

Паганини родился в семье мелкого торговца. С четырех лет мандолина, скрипка и гитара стали спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец — большой любитель музыки, а затем Дж. Коста — скрипач собора Сан-Лоренцо. Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола».

Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки solo. В расцвете своей исполнительской славы Паганини на несколько лет сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке (1805-08), после которой вновь и окончательно вернулся к концертированию. Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом.

Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие — шарлатаном; имя его еще при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами. Тому, впрочем, немало способствовало своеобразие его «демонической» внешности и романтические, связанные с именами многих знатных женщин, эпизоды биографии.

В возрасте 46 лет, на вершине славы, Паганини впервые выезжает за пределы Италии. Его концерты в Европе вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства. Ф. Шуберт и Г. Гейне, И В. Гете и О. Бальзак, Э. Делакруа и T. A. Гофман, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Дж. Мейербер и многие другие находились под гипнотическим влиянием скрипки Паганини. Ее звуки возвестили о новой эре в исполнительском искусстве. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество Ф. Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».

Европейское турне Паганини продолжалось 10 лет. На родину он вернулся уже тяжело больным человеком. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Ярчайший представитель романтизма в музыке Паганини был в то же время глубоко национальным художником. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства.

Произведения композитора и сегодня широко звучат на концертной эстраде, продолжая пленять слушателей нескончаемой кантиленой, виртуозной стихией, страстностью, беспредельной фантазией в раскрытии инструментальных возможностей скрипки. К наиболее часто исполняемым сочинениям Паганини относятся «Кампанелла» («Колокольчик») — рондо из Второго скрипичного концерта и Первый скрипичный концерт.

Венцом виртуозного мастерства скрипачей до сих пор считаются знаменитые «24 каприччи» для скрипки solo. Остаются в репертуаре исполнителей и некоторые вариации Паганини — на темы опер «Золушка», «Танкред», «Моисей» Дж. Россини, на тему балета «Свадьба Беневенто» Ф. Зюсмайера (композитор назвал это сочинение «Ведьмы»), а также виртуозные сочинения «Венецианский карнавал» и «Вечное движение».

Паганини превосходно владел не только скрипкой, но и гитарой. Многие его сочинения, написанные для скрипки и гитары, до сих пор входят в репертуар исполнителей.

Музыка Паганини вдохновляла многих композиторов. Некоторые его произведения обработаны для фортепиано Листом, Шуманом, К. Римановским. Мелодии же «Кампанеллы» и Двадцать четвертого каприса легли в основу обработок и вариаций композиторов различных поколений и школ: Листа, Шопена, И. Брамса, С. Рахманинова, В. Лютославского. Сам же романтический образ музыканта запечатлен Г. Гейне в его повести «Флорентийские ночи».

Биография Никколо Паганини

Никколо Паганини (1782─1840) — выдающийся итальянский композитор, скрипач, гитарист, обладавший необыкновенным музыкальным даром. Он виртуозно владел музыкальными инструментами, поражая зрителей высочайшим мастерством и чистотой исполнения. Паганини признанный классик музыкальных вариаций. Многим знакомы его сочинения на тему опер «Моисей», «Золушка», «Танкред». Вершиной творчества маэстро считаются «24 капричи», «Венецианский карнавал», «Вечные движения».

Детство и юность

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в небольшом квартале итальянской Генуи под названием «Черная кошка» в семье Антонио Паганини и его супруги Терезы. Он оказался вторым ребенком и с раннего детства был очень болезненным.

Однажды во сне мать Никколо, которая была очень сентиментальной женщиной, увидела во сне ангела, который предрек ее сыну будущее великого музыканта. С детства родители заставляли его играть на скрипке, тем более, что старший брат Карло не отличался в этом деле особым дарованием. Поэтому Никколо приходилось отдуваться за двоих. Все его ранние годы были отданы монотонному обучению искусству игры на этом музыкальном инструменте.

Природа наградила итальянца огромным даром — тончайшим слухом, способным уловить малейшие детали в звуке. Каждый день мальчик открывал окружающий мир с помощью многочисленных музыкальных тонов, которые он воспринимал с особой остротой. Он пытался их воспроизвести на магдалине, гитаре или на любимой маленькой скрипке, которая со временем превратилась в часть души музыканта.

Отец рано обнаружил одаренность сына, рассчитывая на завоевание им славы и богатства. Поэтому маленького Никколо заставляли играть в чулане, непрерывно совершенствуя свое мастерство. За малейшие огрехи ребенка лишали еды. Все это негативно влияло на хрупкое здоровье мальчика. Уже в 8 лет Паганини написал скрипичную сонату и несколько трубных вариаций. Со временем талантливый музыкант заставил обратить на себя внимание, и его заметил первый скрипач местной капеллы Д. Косто, который стал заниматься с юным дарованием. В течение полугода он передал своему ученику бесценный опыт, позволивший тому впервые выйти на сцену.

Никколо Паганини

Первые концерты

Первое публичное выступление музыканта состоялось в мае 1795 года в местном театре Сант-Агостино, средства от которого должны были пойти на поездку в Парму для учебы у известного скрипача А. Ролла. Здесь были исполнены его «Вариации на тему Карманьолы», имевшие успех у публики. Вскоре подобный концерт был дан во Флоренции, который добавил недостающих денег. Так отец и сын Паганини оказались в Парме у А. Ролла, но тот был болен и не хотел никого принимать.

В ожидании мэтра мальчик взял лежавшую в соседней комнате скрипку и сыграл на ней недавно написанное произведение Ролла, к восхищению последнего. Он заявил, что уже ничему не научит подростка и посоветовал обратиться к Ф. Паэру, но тот, занятый музыкальными постановками, познакомил Паганини с талантливым виолончелистом Г. Гиретти, который стал его новым наставником. Он заставлял своего ученика создавать произведения без инструмента, опираясь только на внутренний слух.

В 1797 году Никколо вместе с отцом поехали в первое концертное турне по Европе. Их маршрут пролегал через Милан, Флоренцию, Пизу, Болонью и Ливорно. Его выступления, имевшие громадный успех в каждом городе, вдохновляли музыканта на новые свершения. Именно в это время он пишет большую часть своих знаменитых 24-х каприсов, в которых он продемонстрировал величие своей художественной фантазии. Необычное переплетение поражающей сознание виртуозности с гротескными образами и мощной динамикой сделали его музыкальные произведения неподражаемыми.

Самостоятельная жизнь

Обрушившаяся на молодого человека слава стала тяготиться влиянием отца, и при первом же удобном случае Никколо покинул родительский дом, став первым скрипачом в Лукке. Он страстно отдает себя работе, возглавляя городской оркестр и параллельно с этим концертируя. В это время музыкант начинает наслаждаться многими радостями жизни, играя в карты и предаваясь любовным утехам. Увлеченный некой «сеньорой Диде», он даже на несколько лет оставляет гастроли, только «с удовольствием щупая струны гитары».

В 1804 году Паганини возвращается к творчеству, но уже на следующий год стал служить придворным скрипачом в Лукке. Здесь правил Ф. Бачокки, супругой которого была сестра Наполеона княгиня Элиза, с которой у музыканта возникают страстные отношения. С 1808 года он возобновляет гастрольную деятельность.

В 1814 году Никколо дает концерты на родине. Здесь его встречают с огромной теплотой, называя не иначе, как гением. Публику поражала необычайная легкость владения скрипкой и виртуозное исполнение сложных партий. Неслучайно музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».

Никколо Паганини

В 1821 году Паганини вновь оставляет концертную деятельность из-за большого букета обострившихся болезней — ревматизма, туберкулеза, кишечных и желудочных болей. Это вынуждает его переехать в Павию поближе к известному врачу С. Борда. Кровопускание, жесткая диета и втирание мазей помогли не сразу. От нахлынувшей слабости музыкант долго не рисковал брать в руки скрипку, и его единственной отдушиной оставались частные уроки с сыном генуэзского купца юным К. Сивори.

Победив болячки, кроме «невыносимого кашля», Паганини в 1824 году выступает в Милане, Павии и Генуе. Чуть позже музыкант создает новые произведения — «Военную сонату», «Польские вариации», а вместе с ними и три концерта для скрипки, наиболее известным из которых стал второй со знаменитой рондой «Кампанелла».

В зените славы

В период с 1828 по 1834 года Паганини дает множество концертов в крупнейших залах Старого света. Ему рукоплещет как широкая публика, так и большая плеяда деятелей искусства, среди которых Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Г. Гейне, И. Гете. Австрийский композитор Ф. Лист вообще назвал игру Никколо «сверхъестественным чудом». В более поздних концертах на радость зрителям он все чаще играет с гитарным сопровождением.

Во время пребывания в Вене Паганини сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает создать свой главный шедевр «Венецианский карнавал». В 1830 году, думая о будущем сына, музыкант приобретает титул барона, который перейдет по наследству его отпрыску.

В 1829-1831 годах Паганини гастролирует по Германии. За полтора года он дал более сотни концертов в 30 городах. Здесь же он завершает работу над 4-м и 5-м концертами, а также пишет произведение «Любовная галантная соната». Затем была Франция, и вновь огромный успех. Здесь Никколо вновь сочиняет, посвятив своему приятелю Джерми 60 вариаций народной песни «Барукаба», сестре Доминике серенаду для гитары, скрипки и виолончели, а дочке своего покровителя де Негро сонату.

Никколо Паганини

Тайны и загадки Паганини

Музыкант нередко заявлял о неких секретах своего исполнения, которые он раскроет только по окончании карьеры. С этим же связана его нежелание публиковать собственные сочинения, что якобы сможет рассекретить его тайну. Некоторые особо рьяные зрители видели на плече музыканта во время выступления Сатану, другие лицезрели его полет на небо в карете вместе со свитой.

Он стал первым, кто использовал на концертах игру на скрипке наизусть, а не по нотам. Постоянные занятия игрой на музыкальных инструментах позволили развить феноменальную силу кистевых мышц, поэтому Паганини мог без труда сломать двумя пальцами фарфоровую тарелку.

Никколо был виртуозным исполнителем. Однажды на спор он блестяще дирижировал оперой, играя на скрипке из двух струн. А на очередном дне рождения Наполеона он исполнил одноименную с ним сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в необыкновенном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, позволявшего по максимуму применять психофизиологические качества.

После смерти церковь воспротивилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище, так как он отказался причащаться. Причина такого поступка Паганини была ясна — он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.

Никколо Паганини

Личная жизнь

Отношения с женским полом являются одной из загадочных страниц его биографии. О его первом романе известно не много. Некая дама, увлеченная гитарой, увлекла молодого Паганини к себе в тосканский замок, где он прожил несколько лет. Затем его судьба свела со старшей сестрой Наполена Элизой, бывшей в начале XIX века княгиней Лукки и Пьомбино. Музыканта очень тешила связь с некрасивой, но знатной женщиной, благодаря протекции которой он стал регулярно появляться при дворе.

Пробыв три года рядом с Элизой, Паганини получил разрешение покинуть ее, и вскоре его судьба свела с еще одной сестрой императора — Полиной Бонапарт. Их роман был очень бурным, страстным и коротким. Предаваясь любовным утехам в Туринском замке Ступинджи, они довольно быстро охладели друг к другу, и ветреная Полина быстро нашла замену музыканту.

А затем в жизни Паганини появилась молоденькая Анджелина Каванна, из-за которой он чуть не сел в тюрьму. Отец девушки, забеременевшей от Никколо, обвинил его в похищении и изнасиловании дочери. Состоявшийся суд повелел музыканту заплатить штраф, но это никак не могло изменить судьбу ребенка, который скончался за полтора года до окончания процесса.

Новой пассией маэстро стала певица Антония Бьянка, которую в начале знакомства Паганини решил научить петь. В 1825 году она родит ему наследника Акилле, но отношения с Антонией будут только ухудшаться. В своих письмах Никколо не раз упоминал неистовство своей подруги, которая могла запросто бросить футляр со скрипкой. Имея дело со многими женщинами, великий музыкант сумел сохранить свою независимость, полностью оправдав когда-то сказанную фразу: «Свобода — наивысшее благо для мужчины».

Никколо Паганини

Последний аккорд

Современники Паганини писали, что после концертов у музыканта наблюдались конвульсии, похожие на эпилептический припадок — у него сводило мышцы, падала температура тела, замирал пульс. Сам Никколо называл такое состояние «электричеством», появлявшимся в нем и которое «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Первые признаки тяжелой болезни стали активно проявляться в 1834 году, из-за чего маэстро прерывает выступления. Через два года он играет несколько концертов в Ницце, после чего ему становится совсем плохо.

Незадолго до смерти Паганини в очень тяжелом состоянии посещает родную Геную.

Последние полгода жизни он был крайне истощен, поэтому не мог удержать в руках смычок. Его любимая скрипка осталась без волшебной палочки, и музыкант перебирал ее струны ослабленными пальцами. Скончался великий композитор и музыкант 27 мая 1840 года в Ницце. Поначалу церковь препятствовала его захоронению в Италии. Разрешение было получено только в 1876 году, после чего прах Паганини перезахоронили в Парме.

Паганини Никколо

Никколо Паганини – итальянский скрипач, гитарист и композитор.

Детские годы

Никколо родился в итальянском городе Генуя 27 октября 1782 года в семье Антонио, мелкого лавочника, и его жены Терезы. Однажды Тереза увидела сон, в котором ангел сообщил ей, что Никколо, ее второго сына, ждет большое будущее – он станет знаменитым на весь мир музыкантом. Тереза рассказала о своем сновидении мужу и тот, свято поверив в то, что это непременно сбудется, начал обучать сына игре на скрипке.

В подростковом возрасте Никколо продолжает заниматься игрой на скрипке, но уже под чутким руководством опытных учителей. Педагоги отмечали невероятный талант Никколо Паганини и в один голос называли его музыкальным гением.

Творческий путь

В 1794 году состоялся первый сольный концерт Паганини. Никколо попал в круг профессиональных музыкантов, что стало для него счастливым билетом в мир искусства. Маркиз Джанкарло ди Негро, аристократ и большой ценитель музыки, взял на себя обязанность по взращиванию юного дарования. В 1797 году юноша сочиняет свою первую скрипичную сонату, которая сразу же была очень высоко оценена критиками. Джанкарло ди Негро приглашал для занятий с Никколо лучших преподавателей, которые помогли Паганини раскрыть свой необыкновенный дар.

В начале 1800-х годов Никколо Паганини начинает гастролировать с концертами. Его выступления проходили во всех крупных городах Италии. Позднее Никколо предложили место первого скрипача, а затем и руководителя оркестра город Лукка. Паганини с радостью хватается за возможность избавиться от настойчивого отца, который стал видеть в сыне уже не музыканта, а источник дохода.

Никколо Паганини стал известным не только в пределах Италии, но и всего мира. Его яркие выступления, необыкновенный подход к игре заставляли сердца людей сбиваться с привычного ритма и то затихать, то стучать чаще в такт музыке. Паганини пользовался самостоятельно изобретенными приемами игры на скрипке, которые другим музыкантам казались невероятно сложными. Речь идет, например, об игре на одной струне, технике двойных нот, неординарных штрихах для создания особых колористических эффектов и так далее.

Паганини писал для скрипки, игрой на которой он владел в совершенстве, а также для гитары. Серди самых известных его произведений можно выделить 24 каприса, 6 концертов для скрипки с оркестром, 12 сонат, а также различные вариации на балетные и оперные темы.

Личная жизнь

У Никколо Паганини было много женщин разного социального статуса и возраста, однако ни одна из них не была любима им больше, чем его скрипка. У Никколо было множество романов с именитыми дамами, например, с Элизой и Полиной Бонопарт, родными сестрами Наполеона Бонопарта. Была в его жизни и совсем юная девушка по имени Анджелина Каванна, дочь портного. Анджелина родила от Никколо сына, который, увы, скончался еще в раннем детстве. Отец Анджелины обвинил Паганини в изнасиловании своей дочери и через суд добился от него компенсации в размере трех тысяч лир.

Единственного сына маэстро, Ахилла, родила Паганини в 1825 году Антония Бьянка, певица.

Закат жизни

Постоянные гастроли и концерты плохо отражались на здоровье Никколо Паганини, и без того страдающего от множества хронических заболеваний. Некоторые историки предполагают, что у композитора был синдром Марфана – наследственное аутосомно-доминантное заболевание, поражающее почти все органы и системы организма. В 1839 году Никколо Паганини, находящийся в очень плачевном физическом состоянии и испытывающий невероятное психическое напряжение, в последний раз посетил родной город.

Последние месяцы своего пребывания в этом мире Никколо Паганини провел в своей комнате в Ницце. Он не вставал с постели, у него очень болели ноги, пальцы не слушались его. Музыкант был настолько истощен, что даже не мог взять в руки смычок. Единственное, что было ему доступно, – это перебирать пальцами струны скрипки, тоскливо лежащей рядом с ним.

27 мая 1840 года Паганини скончался. Свою скрипку, которую нарекли «вдовой Пагинини», Никколо завещал родной Генуе.

Человек со струнностями

В широкий прокат выходит байопик «Паганини: скрипач дьявола» о самом знаменитом виртуозе эпохи романтизма. О биографии великого скрипача, в которой перемешались правда и вымысел, и его влиянии на последующие поколения размышляет Михаил Фихтенгольц.

Скрипка Il Cannone («пушка»), на которой играл Паганини, принадлежит к числу самых известных и самых драгоценных музыкальных инструментов мира

Добросовестный биограф великих артистов, в свое время ставших предметом исступленного обожания толпы, поневоле вынужден заниматься демифологизацией: легенды и небылицы, превращенные в расхожие клише, в массовом сознании превалируют над реальными фактами. Жизнь Никколо Паганини (1782-1840) — самый убедительный тому пример: практически все, что мы знаем о нем, исследователями в той или иной степени подвергалось сомнениям. Правда, и сам скрипач изрядно потрудился над своей биографией. Помимо виртуозного владения инструментом он еще гениально умел манипулировать массовым сознанием: полтора столетия спустя его назвали бы гением пиар-технологий.

Талант Паганини называли дьявольским не оттого, что скрипач был отъявленным богохульником (один из расхожих мифов), а из-за его огненного темперамента и экстремально быстрых — для первой четверти XIX столетия — темпов. Плюс довольно экстравагантный кочевой стиль жизни: начав активно выступать в Италии, будучи 23 лет от роду, он разъезжал с концертами по всей стране, меняя окружение, друзей и любовниц, а позже — по всей Европе, после своего триумфального дебюта в Вене в 1828 году, когда ему, кстати сказать, было уже 46 лет. Считается, что благодаря ему в технике игры на скрипке произошел настоящий прорыв, но новейшие исследования доказывают, что Паганини скорее синтезировал и усовершенствовал в своей манере виртуозные находки предшественников — в их числе знаменитые барочные скрипачи Пьетро Локателли и Джузеппе Тартини и старшие современники Рудольф Крейцер и Джованни Баттиста Виотти. Это касается и манеры звукоизвлечения, и обильного использования двойных нот, создающих иллюзию многоголосия в звучании инструмента, и пиццикато (щипков), причем обеими руками — как правой, в которой скрипач держит смычок, так и левой. Благодаря последнему приему на концертах у Паганини периодически рвались струны, что стало причиной возникновения еще одного популярного мифа — о том, что завистники мастера якобы специально перед концертом подрезали струны на его скрипке, но скрипач каждый раз блестяще выходил из положения, на ходу сочиняя новую аппликатуру или импровизируя.

Читайте также  Как проводились олимпийские игры в древней греции

Роль Паганини в новом фильме поручили не профессиональному актеру, а профессиональному скрипачу — Дэвиду Гарретту

Согласно популярному поверью, причиной ухода Паганини со сцены в 1834 году было его желание скрыть от публики секреты своих умопомрачительных виртуозных изобретений, пока их не раскрыли его соперники. Но в действительности он занялся публикацией своих сочинений и описанием педагогических методов, а также охотно давал частные уроки. Была и еще одна причина для столь раннего, спустя лишь шесть лет после венского дебюта, ухода — его здоровье. К 50 годам скрипач приобрел целый букет хронических заболеваний (от сифилиса до туберкулеза), а постоянные разъезды и увлечение опиумом и другими сильнодействующими средствами довольно сильно пошатнули его нервную систему. Он скончался в 1840 году в Ницце, не успев получить от священника последнее причастие, что дало лишний повод его многочисленным недругам обвинить Паганини в связях с нечистой силой. На протяжении четырех лет церковные власти не давали разрешения перезахоронить тело скрипача в его родной Генуе и чинили различные препятствия, из-за которых посмертные мытарства Паганини продолжались еще четверть века, пока его останки в 1876 году не обрели покой в Парме (и не были перезахоронены под более пышным монументом в 1896-м).

После Паганини осталось внушительное количество сочинений для скрипки — соло, с оркестром или гитарой, несколько ценнейших инструментов, которые в настоящее время имеют рекордную по мировым стандартам стоимость (именно после Паганини начали стремительно расти в цене инструменты кремонских мастеров — Страдивари, Амати и Гварнери), и слава на грядущие столетия, которую никто из последователей не смог и даже не пытался затмить.

Стать новыми Паганини стремились многие скрипачи, но по части визуального сходства с легендарным музыкантом их обогнал альтист Юрий Башмет

Фото: фотоархив «Огонек»

Для последующих поколений Паганини стал олицетворением стихийного виртуозного начала — для любого скрипача знаменитые 24 каприса для скрипки соло (последний из которых стал темой для нескольких десятков парафраз великих композиторов, от Брамса и Рахманинова до Лютославского) были и остаются скрипичным Эверестом, на который некоторые знаменитые виртуозы предпочитали даже и не посягать. Яркий пример тому, пожалуй, самый знаменитый скрипач ХХ века — американец русского происхождения Яша Хейфец, избегавший исполнять все 24 каприса в одном концерте. Впрочем, уже в середине ХХ века в адрес Паганини начали раздаваться упреки со стороны весьма авторитетных музыкантов, таких как Эжен Изаи и Иегуди Менухин: музыку генуэзского виртуоза они считали чистой воды трюкачеством, отказывая ей во внутренней содержательности в угоду внешним эффектам. По гамбургскому счету с этим трудно не согласиться: никому и в голову не придет сравнивать композиторское наследие Паганини со скрипичными опусами Бетховена или Брамса. Тем не менее эффектный паганиниевский стиль породил массу эпигонов среди скрипачей и композиторов в одном лице в последующих поколениях — достаточно назвать Генрика Венявского, Пабло Сарасате или Анри Вьетана. И в скрипичной традиции произошел своего рода водораздел между с одной стороны серьезной музыкой и серьезными скрипачами, смотревшими на Паганини и его эстетику несколько свысока (такими скрипачами, к примеру, были Давид Ойстрах, Исаак Стерн и Гидон Кремер) — как на пережиток бурной молодости, и с другой стороны теми, кто следует этой эстетике с легким сердцем.

Все прошлое столетие негласный титул наследника Паганини кочевал по странам и континентам — его музыку блестяще играли израильско-американский скрипач Ицхак Перлман, итальянец Руджеро Риччи и россиянин Виктор Пикайзен; в советско-болгарском телевизионном фильме «Никколо Паганини» 1982 года партию скрипки озвучивал выдающийся советский скрипач Леонид Коган. Образ Паганини — мятущегося гения с копной длинных волос и скрипкой, от соприкосновения с которой из-под смычка едва ли не летят искры, стал почти атрибутом массовой культуры. Подозрительное сходство с этим образом демонстрировал в свои лучшие годы Юрий Башмет (пусть альт и не предполагает даже половины тех виртуозных возможностей, которые есть у скрипки). А с наступлением нового столетия еще одним Паганини из плоти и крови стал американец Дэвид Гарретт — бывший вундеркинд, превратившийся из милого ребенка со скрипкой в знойного красавца с томным взглядом и много лет старательно пестующий свое амплуа пламенного виртуоза (может быть, еще и потому, что по части более серьезного академичного репертуара у него много заведомо более сильных конкурентов). Неудивительно, что именно он и стал единственным претендентом на роль Паганини в новом фильме Бернарда Роуза — и ему на непритязательный вкус среднестатистического зрителя вполне удаются и игра на скрипке, и игра глазами.

Никколо Паганини

27 октября 1782 года родился Великий скрипач-виртуоз, виртуоз-гитарист, композитор, всемирно признанный музыкальный гений — Никколо Паганини. Никколо ПаганиниОн родился в итальянском городе Генуе в небогатой семье мелкого торговца. Отец будущего гения был большим любителем музыки и стал его первым учителем. С юных лет мальчик учился игре на скрипке, гитаре и мандолине. Позже, игре на скрипке его обучал скрипач Джакомо Коста. Он брал уроки музыки у нескольких учителей, много и старательно занимался сам. Будучи в юном возрасте, он сочинил ряд замечательных произведений для скрипки. Они были настолько сложны, что никто, кроме него, не мог их исполнить. В 11 лет Паганини выступил со своим первым концертом в своем родном городе Генуе. Из исполненных произведений были и его собственные вариации на тему песни французских революционеров — Карманьола. Этот концерт принес Паганини потрясающий успех. Юным дарованием заинтересовался генуэзский аристократ и меломан — маркиз Джанкарло ди Негро. Благодаря ему юный музыкант продолжил свое образование у известного виолончелиста Гаспаро Гиретти. В этот период Паганини сочинил несколько фуг для фортепиано в четыре руки, два скрипичных концерта, много различных пьес.

После непродолжительных занятий в Парме со скрипачом Алессандро Роллой Паганини совершает в 1797 году Niccolo_Paganini1свое первое концертное путешествие. Он выступает с огромным успехом во Флоренции, Пизе, Милане и других итальянских городах. Его слава, как выдающегося скрипача, росла с каждым новым выступлением. В 1805 году в расцвете славы Паганини решил сменить концертную деятельность на службу при дворе. В Лукке он становится дирижером оркестра и камерным пианистом. Однако, уже в 1808 году он решает возобновить концертную деятельность. Своеобразная оригинальная манера игры, блестящее владение инструментом приносят Никколо Паганини успех, известность и славу в масштабах Италии, слухи об итальянском скрипаче-виртуозе распространилась далеко за ее пределами.

Никколо Паганини

С 1828 по 1834 год он совершает путешествие по Англии, Германии и Франции, дает множество концертов в крупных городах Европы и всюду его встречает восторженная публика. Германия удостоила его титула барона, ни один артист, выступавший в Вене, не пользовался такой популярностью, как Паганини. Композитор Ференц Лист назвал его игру «сверхъестественным чудом». Необычайный талант и огромная популярность этого гениального музыканта порождали завистников, которые не гнушались никакими средствами, чтобы навредить славе и успеху выдающего музыканта. Преследовало Паганини и католическое духовенство за ряд его антиклерикальных высказываний, а также за сочувствие карбонариям. Возникшие вокруг него публичные скандалы, а также резко ухудшившееся здоровье, вынудили Паганини прервать свой творческий путь.

В 1837 году он вернулся в родную Геную тяжело больным человеком. Последнии месяцы жизни у него опухли ноги, мучили приступы сильнейшего кашля. Он не мог ходить, не мог кушать и говорить, свои просьбы писал на бумаге. Рядом с ним лежала скрипка, которую он не в силах был взять, он лишь молча перебирал пальцами ее струны. Умер Великий маэстро в Ницце 27 мая 1840 года. После его смерти долгие годы папская курия не давала разрешения на его захоронение в Италии. Лишь в 1876 году прах музыканта был перевезен и захоронен в Парме. Имя Паганини является символом наивысшей виртуозности в исполнительском скрипичном искусстве.

Niccolo_Paganini3

Некоторые произведения гениального музыканта после его смерти считались долгое время неисполнимыми из-за их сложности. Он стал основоположником современной скрипичной техники, внес огромный вклад в развитие пианизма, был выдающимся композитором, является из основоположников музыкального романтизма. С 1954 года в Генуе проходит ежегодный Международный конкурс скрипачей имени Великого музыкального гения — Паганини.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector