Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота

Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади.

В «Повести временных лет» упоминается:

«Въ лѣт҄ · ҂ѕ҃ ф҃ м҃ е҃ · Заложи Ꙗрославъ городъ великꙑи · ѹ негоже града суть Златаꙗ врата · заложи же и црк͠вь ст͠ꙑꙗ Соѳьꙗ · митрополью · и посемь црк͠вь на Золотꙑхъ воротѣхъ · ст͠оє Б͠це Блг͠вѣщеньє».

Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.

Архитектура

Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилоны, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен.

Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.

Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.

Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Из записей путешественников XVI—XVII вв. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651 год) известно, что уже к этому времени Золотые Ворота были полуразрушенными.

Музей Золотые Ворота

Золотые Ворота оставались воротами в город до XVIII века, хотя со временем всё больше превращались в руины. В 1832 году были приняты первые меры по их сохранению. В 1970-х возле руин был построен павильон, в котором располагался небольшой музей, посвящённый истории Золотых Ворот, впоследствии музей перенесли в реконструируемое по сохранившимся рисункам здание самих Золотых Ворот, где он и находится по сегодняшний день.

В 1982 году, к празднованию 1500-летия Киева, Золотые Ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности. Золотые ворота были воспроизведены в предполагаемом первоначальном виде. Работа проводилась в спешке, и сама конструкция имела ряд недостатков. Некачественный бетон и деревянные укрепления стали быстро разрушаться, и здание утратило первоначальный вид.

В 2007 году была закончена очередная реконструкция, в ходе которой была проведена консервация и реставрация сохранившихся ещё со времен Ярослава Мудрого частей ворот, обновление внешнего вида и замена деревянной облицовки. В просторных интерьерах восстановленной достопримечательности посетитель может ознакомиться с экспозицией музея, рассказывающей об истории и архитектуре Золотых ворот, посмотреть древние стены проезда ХІ века, подняться по лестнице в церковь Благовещения, осмотреть сверху Киев.

Сквер у Золотых ворот

Золотоворотский сквер – небольшой уютный парк, расположенный возле знаменитого памятника истории и архитектуры Золотые ворота. Сквер является достопримечательностью ландшафтной архитектуры, а сами Золотые ворота – это символ Киева, его неотъемлемая часть. Находятся они на перекрестке улиц Владимирской, Ярославов Вал, Золотоворотской и Лысенко. В какое бы время дня вы ни вышли на станции метро Золотые ворота, у памятника и музея, находящегося внутри, всегда много туристов и просто прохожих.

Историки утверждают, что Ярослав Мудрый окружил Верхний город тремя воротами, наиболее прочными из которых оказались именно Золотые ворота, являвшиеся центральным входом в город. У проезжей части возле памятника была возведена церковь Благовещения. Одна из версий происхождения названия Золотые ворота гласит, что виной всему установленный на церкви золоченый купол, из-за которого это сооружение и стали называть Золотыми воротами. А в фольклорных произведениях этот памятник именовался «воротами в небо», так как каждое утро сквозь них проходило солнце, тем самым, спасая Киев от тьмы и зла. Чтобы облагородить такой ценный исторический памятник, возле него в 19 веке был разбит сквер: насажены деревья, установлены скамейки. В 1899 году здесь состоялось грандиозное событие – был установлен чугунный фонтан, форма которого напоминала вазу для фруктов. Это был один из шести фонтанов, которые планировалось установить по всему городу. На сегодняшний день фонтан расположен в самом центре сквера, здесь собираются туристы, отдыхают пенсионеры, бегают дети. В течение нескольких лет, вплоть до 1902 года, в Киеве работала Садовая комиссия, которая уберегла от застройки несколько парков, садов и скверов. Среди прочих был и Золотоворотский сквер.

Памятник Ярославу Мудрому

В 1997 году в сквере у Золотых ворот по эскизу скульптора Ивана Кавалеридзе был создан и установлен памятник великому киевскому князю первой половины XI в. Ярославу Мудрому. Князь держит в руках макет Софийского собора, а его взгляд обращен в сторону, где собор построен.

Памятник коту Пантелеймону

Не менее известным является памятник коту, также установленный в Золотоворотском сквере, у входа в ресторан. Бытует такая легенда, что в этом ресторане однажды жил персидский кот Пантелеймон, подаренный гостями. Он был очень умный и весёлый, постоянно развлекал посетителей, но, к сожалению, погиб во время пожара. Деньги собирали всем миром, и памятник всё-таки установили.

Фонтан

В 1899–1901 гг. один из заводов города начал выпуск красивых чугунных фонтанов в виде чаши цветка со львиными мордами. Всего их было шесть. Первый такой фонтан был установлен в сквере у Золотых ворот, где стоит и по сей день. Второй достался Мариинскому парку. Следующие были установлены на площади И. Франко, на ул. О. Гончара, у Николаевского костёла и на ул. Владимирской.

Если внимательно присмотреться к львиным мордам на всех этих фонтанах, то можно обнаружить сходство с одним лицом, причём человеческим. В связи с этим, есть одна легенда. На заводе, где производились фонтаны, работал мастером один очень грубый, злой и нехороший человек. Все литейщики втайне его ненавидели и называли Фараоном. И вот однажды, когда он куда-то уехал, они внесли в уже готовые формы некоторые изменения, в результате чего вместо морд античного льва на всех фонтанах вскоре красовалась злобная гримаса мастера. Когда же Фараон вернулся, фонтаны уже вовсю работали. Он был зол, ходил по всевозможным инстанциям с требованием демонтировать фонтаны и прекратить этот беспредел, однако его требования не были приняты во внимание. С тех пор прошло более ста лет, имя того самого Фараона давно стёрлось из памяти людей, но его лицо на фонтанах осталось. А фонтан у Золотых ворот даже признан памятником архитектуры и искусства. Расположен фонтан у самых Золотых ворот.

Памятник древней архитектуры львиные ворота располагался в

Достопримечательности Греции: основные сведения

Греция

Греция – это страна, богатая памятниками истории и культуры. И в море, и на суше можно увидеть развалины различных древних дворцов. Каждая гора, бухта, смоковница скрывает массу загадок и тайн далекого прошлого, что сделает Ваш отдых в Греции незабываемым. В одной статье ознакомиться со всеми достопримечательностями Греции просто невозможно, поэтому предлагаем Вам вкратце пройтись по основным выдающимся местам этой великолепной страны. Что же посмотреть в Греции?

Акрополь

Афины – столица Греции, которая названа в честь богини мудрости и познания. Город, многообразный и шумный, является одним большим памятником архитектуры Греции.

Именно здесь гармонично сочетается современная, античная, неоклассическая и византийская архитектуры. Акрополь является наиболее посещаемым историческим памятником, который виден из любой части Афин. Именно здесь находятся многие сохранившиеся греческие храмы, а также музей, содержащий множество подлинных скульптурных шедевров древней Эллады.

Парфенон

А вот архитектура античной Греции прекрасно представлена в храме Девы Афины – Парфенон. Это превосходный шедевр, выстроенный по чертежам известного архитектора Фидия. Парфенон славится совершенностью и безупречностью контуров.

Также особого внимания заслуживает храм ионийского периода Эрехтейон. Роль колонн в нем выполняют кариатиды – прекрасные скульптурные фигуры изящных молодых девушек. Именно здесь во время владычества турок в Афинах размещался гарем.

Театр Диониса и Олимпейон

Здесь же, на южных склонах Акрополя, располагается известный театр Диониса, в котором впервые были сыграны трагедии Софокла и Еврипида, а также комедии Аристофана и Менандра. К западу от него находится театр Герода Аттика, полукруглая сцена которого характерна больше для римской эпохи, так как греческие театры обладают круглыми сценами.

Олимпейон – некогда великий храм богов Олимпа – на сегодня представляет собой развалины, которые постоянно посещают туристы со всего мира.

Микены и Родос

По национальной дороге от Акрополя располагается город Микены, основанный в свое время Персеем. Здесь же находятся такие памятники истории Греции, как древние статуи Клеобиса и Битона, дельфийский оракул, святилище богини Земли Геи, множество памятников архитектуры, культуры и истории, гробница Эсгифа, гробница Клитемнестры, царский дворец «Золотых Микен», сокровищница Атрея, гробница Артемона, Львиные ворота, и наконец руины древнего города Микены.

Богат на достопримечательности и Родос. Например, дворец рыцарей Костелло является самым посещаемым среди других архитектурных и исторических памятников острова. В этом внушительном монументальном сооружении в 14 веке располагался административный центр рыцарей

Однако, позднее, во времена владычества турок, дворец взорвался из-за хранящегося в подвале пороха. Лишь в 1939 году он был восстановлен. Теперь это музей, обладающий большим количеством уникальных и потрясающих по красоте старинных предметов быта, мозаики, драгоценностей.

Остров Крит

Остров Крит в Греции многие именуют колыбелью цивилизации. Одновременно Крит является также центром туризма всего средиземноморья. Памятники архитектуры древней Греции, находящиеся на Крите, это, в первую очередь, сооруженные Дедалом в Кноссе огромных размеров дворец и сложнейший лабиринт.

Грецкий народ – талантлив и духовно богат. Эти люди создают настоящие шедевры, а последующие поколения трепетно оберегают их. Здесь ценят свою культуру и историю, и с удовольствием делятся своими приобретениями и знаниями с многочисленными туристами.

Забронировать отель в Афинах

Для ознакомления с достопримечательностями Греции, в частности с интересными местами Афин, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Афин, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Афин заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху город «Афины», и перед вами откроется список всех отелей Афин, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» в Афинах

«Орел и Решка» — программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились в Афины – столицу Греции. О том, как можно провести время в этом великолепном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.

Искусство Древней Греции

Микены, Тиринф, Афины, Пилос и другие ахейские города Балканского полуострова становятся после победы над Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и процветают во второй половине II тысячелетия до н.э. Им еще могла противостоять Троя, державшая ключевые позиции у проливов, ведущих на север, но троянская война XII века до н.э. решила спор между ними в пользу ахейских племен.

Археологические раскопки последних десятилетий дали много памятников, раскрывающих особенности культуры и искусства ахейцев Балканского полуострова.

В каждом из городов правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине, как критские, а на холмах, с которых хорошо видна окружавшая их местность, не на берегу моря, а в удалении от него. Высокие крепостные стены защищали их от нападения, так как опасность неожиданных пиратских набегов беспокоила жителей. Будто великаны поднимали огромные камни, складывая эти стены и башни, получившие название «циклопических». Темно-серый цвет огромных каменных глыб, из которых составлены укрепления «крепкостенного» Тиринфа, придает особую суровость его облику. В широких крепостных стенах располагалась сложная система галерей, ходов. Здесь были цистерны для воды, продовольственные склады, запасы оружия. В густых зарослях кустарника на склоне акрополя скрывался потайной ход с лестницей, ведущей в крепость и ко дворцу. Царские покои, от которых в Тиринфе довольно хорошо сохранились лишь фундаменты, можно считать типичным парадным сооружением того времени. В кносском сооружении Миноса обращало внимание отсутствие четкой системы в расположении комнат и залов. В царском дворце Тиринфа доминирует центральное помещение — мегарон — с четырьмя внутренними колоннами, поддерживавшими крышу и обрамлявшими очаг. Подобные же мегароны были открыты археологами в Микенах и Пилосе.

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели торжественный вид. Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой золотисто-желтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. В глубоких, подобных шахтам гробницах XVII—XVI веков было найдено большое количество всевозможных украшений и утвари из драгоценных металлов — серебряных и золотых кубков, роскошных диадем, масок из тонкого листового золота, накладывавшихся на лицо покойника, золотых, украшавших одежды бляшек, а также кинжалов, инкрустированных сложными композициями из золота. Все эти памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об обряде захоронений: типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышности украшений.

art005.jpg

Маски, в какой-то мере передающие индивидуальные особенности лиц, конечно, не могут быть названы портретными. В желании запечатлеть и сохранить черты лица царя или полководца, военачальника, выступает незнакомое для критян стремление возвеличить его роль. Возникновение подобных памятников свидетельствует о характере взаимоотношений в жизни ахейских племен. Торжество физической силы пронизывало эту культуру, находило выражение в мощности крепостных стен, в изображении батальных сюжетов и сцен охоты на вазах и фресках.

art006.jpg

Формы сосудов также новы и непохожи на критские. Характер кубков из шахтовых могил XVI века разнообразен: некоторые нарядны, украшены розеттами, их контуры изящны; прекрасный сосуд из алебастра имеет сложные изгибающиеся ручки. Многие же отличаются лаконичностью декора, неприхотливостью силуэта, суровостью и простотой форм. В знаменитом «кубке Нестора» из четвертой шахтовой гробницы конструктивная основа чаши заметна, несмотря на украшение ручек голубками.

Жесткость и статичность композиции преобладают в искусстве ахейцев. На золотых круглых бляшках, нашивавшихся на одежды и найденных в шахтовых гробницах, показаны осьминоги, бабочки, но линии контуров, детали этих образов живой природы сводятся к сухому орнаменту. Мастера любят строгую симметрию, схематичность форм. Даже узоры спирали теряют динамичность, которую чувствовал в них критский художник.

Найденные в ахейских гробницах кинжалы интересны не только как образцы вооружения, но прежде всего инкрустированными на них сценами. Удлиненный клинок умело используется для изображения то опасной борьбы человека со львом, то распластанных в беге фигурок животных. Новым, по сравнению с критским искусством, воспринимается и сюжет — охота. На одном из кинжалов, на узенькой полоске оказалось возможным поместить пейзаж, в сложной технике инкрустации показать реку с плывущими рыбами, кусты, растущие по берегам, и дикую кошку, схватившую птицу. Особенного внимания заслуживает в этих кинжалах цвет использованных материалов — золота разных тонов, серебра, меди, черни. О мастерстве ремесленников, изготовлявших оружие и украшения из золота, серебра, слоновой кости и других материалов, повествовал Гомер в «Илиаде», подробно описывая щит Ахилла.

art007.jpg

Позднее шахтовых могил в конце XV—XIV веков до н.э. воздвигались гробницы купольные, представляющие собой выложенные из камня, круглые в плане, со сходящимися вверху стенами помещения, скрытые под курганной насыпью.

Яркий памятник этого типа, так называемая гробница Лтрея, имеет высоту 14 метров. В Микенах, Тиринфе и других городах Балканского полуострова стены дворцов украшались фресками, была распространена вазопись и торевтика. Однако монументальные скульптурные произведения и рельефы создавались редко. Отчасти вследствие этого в гомеровскую эпоху скульптура будет развита слабее, чем вазопись.

В исполнении фресок Тиринфа можно заметить по сравнению с живописью Крита новые черты. Две женщины, изображенные древним художником, движутся в колеснице мимо схематически обозначенных, растущих на обочинах дороги деревьев. В этой фреске детали греческие — колесница, одежды женщин. Контуры фигур, повозки лошадей резки, формы застывшие, — они статичнее, чем в росписях Крита. Отдельные элементы узора, украшающего фреску, не связаны друг с другом. Нет подвижности форм, характерной для орнаментов Крита. Линия, полно и безупречно выражавшая в искусстве Крита настроение и чувства мастера, теперь лишь средство изобразить тот или иной предмет.

art009.jpg

В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, подготовка к походу ахейцев, седлающих боевых коней. На одной из микенских ваз XII века изображены воины в высоких шлемах, с копьями и щитами, идущие друг за другом. Рисунок на сосуде, служивший декоративным узором в керамике Крита, стал теперь выразителем сложной и глубокой идеи. Манера росписи кажется небрежной, фигурки могут показаться порой забавными, хотя художник был далек от мысли представить что-либо смешным в своей композиции.

art008.jpg

Двенадцатый век до н.э. — время заката эгейской цивилизации. На Балканском полуострове заметны передвижения народов. С севера наступают доряне. Во всех археологических слоях XII века от Македонии до Крита ученые обнаруживают следы разрушений и пожаров. В XII веке прекращает существование хеттское государство в Малой Азии, в египетских документах отмечаются столкновения различных племен. На берегах Средиземного моря происходят значительные социальные и культурные изменения. В этот период эгейская культура гибнет.

Два вида гомеровских Микен

mike_leo.jpg

Акрополь в Микенах. Ограда и «Львиные ворота» — XIV в. до н.э.

atreion.jpg

Ворота названы так по рельефному изображению двух львов (видно над проемом ворот). Копия этого рельефа находится в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве

Так называемая «Сокровищница Атрея» в Микенах. XIV — XIII вв. до н.э. Купольная гробница одного из ахейских царей крито-микенской эпохи. Сложена из правильно отесаных квадров. Высота — 13 м, диаметр — 14, 5 м. Вход в гробницу перекрыт монолитом весом около 120 тонн.

ПИЛОС, согласно Гомеру, столица и резиденция царя Нестора, одного из греческих героев, принимавших участие в походе на Трою. Точное местоположение Пилоса неизвестно. Царство Нестора находилось на юго-западе Пелопоннеса, где под его властью было 9 городов. Видимо, Пилос был разрушен в глубокой древности, и к эпохе греческой классики от него не осталось никаких следов.

В 1939 археологической экспедицией университета Цинциннати под руководством К.Блегена совместно с Греческой археологической службой был обнаружен древний памятник, во многом соответствующий тому, что нам известно о Пилосе. Находится он в Мессении, в 65 км южнее города Каковатоса (где склонен был помещать Пилос В.Дёрпфельд), у подножия горы Эгалион в 6 км к северу от Наваринской бухты. В ходе раскопок 1952–1962 были вскрыты руины многократно перестраивавшегося двухэтажного дворца, датируемого 1600–1200 до н.э. Уцелевшие основания массивных каменных стен позволяют восстановить его общий план. Здание состояло из двух частей, или крыльев. Более обширная включает жилище царя с характерной для микенского периода планировкой – наружный и внутренний дворы и величественный (размер 11ґ12 м) тронный зал с очагом посередине. Тронный зал украшен яркими по цветовой гамме фресками. К парадному жилищу с трех сторон примыкают приемные, буфетные, где находилось более 6000 керамических сосудов, кладовые, ванная комната с сохранившейся терракотовой ванной и церемониальные помещения, возможно принадлежавшие царице. Более древнее крыло дворца включало свыше 20 дворов, залов, коридоров, лестничных и иных помещений. Интересно, что, в отличие от других микенских дворцов материковой Греции, этот дворец не имел укреплений.

Читайте также  Храм ники бескрылой

Дворец был разрушен пожаром, который уничтожил почти все, что в нем находилось. Уцелели лишь предметы из глины: ок. 8000 керамических сосудов и (наиболее ценная находка) ок. 1250 целых и фрагментированных табличек с надписями, сделанными линейным письмом Б. Катастрофа произошла ок. 1200 до н.э., несколько позже конца Троянской войны, который теперь связывают с разрушением поселения, обозначаемого как Троя VIIa. По общим характеристикам, времени, размерам и особенностям архитектуры, а также по стилю убранства и господствующему положению дворец микенского времени сопоставим со знаменитыми современными ему дворцами в Микенах и Тиринфе. Единственная царская династия в юго-западной Мессении, с которой в греческой традиции связываются богатство и могущество, соответствующие обнаруженной столице, – это династия Нелеидов, самым знаменитым представителем которой был Нестор. Если царь Нестор вообще существовал, то наверняка жил именно в Пилосе.

Тест с ответами: “История Древнего мира”

2. Когда в Римской империи были запрещены Олимпийские игры, посвященные Зевсу и с чем это было связано:
а) в 4 в. н.э., с утверждением христианской религии в Риме +
б) в 4 в. до н.э., с провозглашением Римской республики
в) в 3 в. н.э., с началом распада империи и постоянными войнами

3. В низовьях каких рек были основаны древнегреческие колонии:
а) Тигра, Нила, По
б) Днестра, Днепра, Тигра
в) По, Дона, Нила +

4. В каком из государств функционировала так называемая Царская дорога:
а) в Персидском +
б) в Византийском
в) в древнем Египте

5. В каком из ответов хронологически правильно указана последовательность событий древней истории:
а) появление наскальных рисунков, первые захоронения умерших
б) изобретение лука и стрел, первые наскальные рисунки
в) первые наскальные рисунки, изобретение лука и стрел +

6. Определите основные занятия древних людей, которые жили 30-14 тыс. лет тому назад:
а) собирательство, приручение животных, мотыжное земледелие
б) охота, собирательство, рыболовство +
в) охота, мотыжное земледелие, приручение животных

7. Храм бога Луны в городе Уре был построен в:
а) XX в. до н.э.
б) XIX в. до н.э.
в) XXI в. до н.э. +

8. Богиня плодородия у римлян:
а) Церера +
б) Юнона
в) Минерва

9. Покровителем виноделия в Греции был бог Дионис, о котором говорится, что его всегда сопровождали неизменные спутники сатиры и спутницы:
а) нимфы
б) жрицы
в) менады +

10. Античный скульптор, который создал прославленную статую Зевса Олимпийского:
а) Мирон
б) Фидий +
в) Аполлодор

11. Где и при каком правителе впервые в истории был установлен народный суд:
а) в Афинах при Солоне +
б) в Спарте при царе Леониде
в) в Риме при Цезаре

12. Римом правили один за другим семь царей. Как звали последнего из них:
а) Диоклетиан
б) Тарквиний +
в) Октавиан Август

13. Какое звание Сенат даровал Цезарю:
а) диктатор +
б) монарх
в) император

14. Выберbте римского императора, который потребовал от своего учителя покончить с собой, обвинив его в заговоре:
а) Клавдий
б) Диоклетиан
в) Нерон +

15. Выберите архитектора, перестроившего одну из площадей, которая получила название Форум Траяна:
а) Аполлодор +
б) Аристарх
в) Мирон

16. Чем знаменательна для истории древнего мира битва при городе Пидна:
а) разгромом восстания Спартака
б) концом существования Македонского царства +
в) разгромом армии Ганнибала

17. 40 – 30-е годы до н.э. – это время:
а) наивысшего могущества Римской империи
б) правления Октавиана Августа в Риме
в) гражданских войн в Риме +

18. Город, который был основан Александром Македонским:
а) Экбатаны
б) Никея +
в) Гавгамелы

19. Определите северный и южный пункты походов войск Спартака:
а) Остия, Помпеи
б) Мессана, Сиракузы
в) Мутина, Регий +

20. Сколько раз подряд Перикл избирался первым стратегом Афин:
а) 11
б) 15 +
в) 12

21. Памятник древней архитектуры – Львиные ворота – располагался:
а) в Микенах +
б) в Платеях
в) в Афинах

22. Мифический основатель Афин:
а) Посейдон
б) Кекроп +
в) Гера

23. Сражение, которое стало решающим в ходе греко – персидских войн:
а) битва у Фермопил
б) битва при Платеях
в) Саламинское морское сражение +

24. “Вместе с телами павших при ней была зарыта и свобода греков”, о какой битве идёт речь:
а) битве при Гавгамелах
б) битве при Херонее +
в) о Македонской битве

25. Выберите греческие колонии, находящиеся на территории Римской республики к началу Пунических войн:
а) Анкона, Канны
б) Брундизий, Луна
в) Тарент, Неаполь +

26. Выберите архитектурные памятники, не существовавшие в Риме в период республики:
а) Палатин, Большой цирк
б) Пантеон, Мавзолей Августа +
в) Колонна Траяна, Колизей

27. Выберите неверное утверждение:
а) неандерталец ничем не отличался по физическому облику от современных людей +
б) неандерталец умел изготавливать одежду из шкур
в) неандерталец мог пользоваться огнем

28. Какой народ в древности стал изготавливать впервые сахар из сахарного тростника:
а) финикийцы
б) египтяне
в) индийцы +

29. Какие племена населяли южную Грецию во II тыс. до н.э:
а) дорийцы
б) ахейцы +
в) арийцы

30. Что было создано в Древнем Египте с образованием единого государства:
а) система управления страной
б) укрепился рабовладельческий строй
в) единое для всей страны управление работами по орошению земли +

31. Что являлось важным изобретением людей эпохи позднего палеолита:
а) строительство жилищ +
б) занятие рыболовством
в) шлифование камня

Золотые ворота (Киев)

Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром территория Киева активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади.

« Въ лѣт҄ · ҂ѕ҃ ф҃ м҃ е҃ · Заложи Ꙗрославъ городъ великꙑи · ѹ негоже града суть Златаꙗ врата · заложи же и црк͠вь ст͠ꙑꙗ Соѳьꙗ · митрополью · и посемь црк͠вь на Золотꙑхъ воротѣхъ · ст͠оє Б͠це Блг͠вѣщеньє ».

Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.

Содержание

Архитектура [ править ]

Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилоны, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен.

Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.

Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это — главные ворота города, одни из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.

Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Из записей путешественников XVI—XVII вв. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651 год) известно, что уже к этому времени Золотые Ворота были полуразрушенными.

Музей Золотые Ворота [ править ]

Золотые Ворота оставались воротами в город до XVIII века, хотя со временем всё больше превращались в руины. В 1832 году были приняты первые меры по их сохранению. В 1970-х возле руин был построен павильон, в котором располагался небольшой музей, посвящённый истории Золотых Ворот, впоследствии музей перенесли в реконструируемое по сохранившимся рисункам здание самих Золотых Ворот, где он и находится по сегодняшний день.

В 1982 году, к празднованию 1500-летия Киева, Золотые Ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности. Золотые ворота были воспроизведены в предполагаемом первоначальном виде. Работа проводилась в спешке, и сама конструкция имела ряд недостатков. Некачественный бетон и деревянные укрепления стали быстро разрушаться, и здание утратило первоначальный вид.

В 2007 году была закончена очередная реконструкция, в ходе которой была проведена консервация и реставрация сохранившихся ещё со времен Ярослава Мудрого частей ворот, обновление внешнего вида и замена деревянной облицовки. В просторных интерьерах восстановленной достопримечательности посетитель может ознакомиться с экспозицией музея, рассказывающей об истории и архитектуре Золотых ворот, посмотреть древние стены проезда ХІ века, подняться по лестнице в церковь Благовещения, осмотреть сверху Киев. [1]

Сквер у Золотых ворот [ править ]

Золотоворотский сквер – небольшой уютный парк, расположенный возле знаменитого памятника истории и архитектуры Золотые ворота. Сквер является достопримечательностью ландшафтной архитектуры, а сами Золотые ворота – это символ Киева, его неотъемлемая часть. Находятся они на перекрестке улиц Владимирской, Ярославов Вал, Золотоворотской и Лысенко. В какое бы время дня вы ни вышли на станции метро Золотые ворота, у памятника и музея, находящегося внутри, всегда много туристов и просто прохожих.

Историки утверждают, что Ярослав Мудрый окружил Верхний город тремя воротами, наиболее прочными из которых оказались именно Золотые ворота, являвшиеся центральным входом в город. У проезжей части возле памятника была возведена церковь Благовещения. Одна из версий происхождения названия Золотые ворота гласит, что виной всему установленный на церкви золоченый купол, из-за которого это сооружение и стали называть Золотыми воротами. А в фольклорных произведениях этот памятник именовался «воротами в небо», так как каждое утро сквозь них проходило солнце, тем самым, спасая Киев от тьмы и зла. Чтобы облагородить такой ценный исторический памятник, возле него в 19 веке был разбит сквер: насажены деревья, установлены скамейки. В 1899 году здесь состоялось грандиозное событие – был установлен чугунный фонтан, форма которого напоминала вазу для фруктов. Это был один из шести фонтанов, которые планировалось установить по всему городу. На сегодняшний день фонтан расположен в самом центре сквера, здесь собираются туристы, отдыхают пенсионеры, бегают дети. В течение нескольких лет, вплоть до 1902 года, в Киеве работала Садовая комиссия, которая уберегла от застройки несколько парков, садов и скверов. Среди прочих был и Золотоворотский сквер.

Памятник Ярославу Мудрому [ править ]

В 1997 году в сквере у Золотых ворот по эскизу скульптора Ивана Кавалеридзе был создан и установлен памятник великому киевскому князю первой половины XI в. Ярославу Мудрому. Князь держит в руках макет Софийского собора, а его взгляд обращен в сторону, где собор построен.

Памятник коту Пантелеймону [ править ]

Не менее известным является памятник коту, также установленный в Золотоворотском сквере, у входа в ресторан. Бытует такая легенда, что в этом ресторане однажды жил персидский кот Пантелеймон, подаренный гостями. Он был очень умный и весёлый, постоянно развлекал посетителей, но, к сожалению, погиб во время пожара. Деньги собирали всем миром, и памятник всё-таки установили.

Фонтан [ править ]

В 1899–1901 гг. один из заводов города начал выпуск красивых чугунных фонтанов в виде чаши цветка со львиными мордами. Всего их было шесть. Первый такой фонтан был установлен в сквере у Золотых ворот, где стоит и по сей день. Второй достался Мариинскому парку. Следующие были установлены на площади И. Франко, на ул. О. Гончара, у Николаевского костёла и на ул. Владимирской.

Если внимательно присмотреться к львиным мордам на всех этих фонтанах, то можно обнаружить сходство с одним лицом, причём человеческим. В связи с этим, есть одна легенда. На заводе, где производились фонтаны, работал мастером один очень грубый, злой и нехороший человек. Все литейщики втайне его ненавидели и называли Фараоном. И вот однажды, когда он куда-то уехал, они внесли в уже готовые формы некоторые изменения, в результате чего вместо морд античного льва на всех фонтанах вскоре красовалась злобная гримаса мастера. Когда же Фараон вернулся, фонтаны уже вовсю работали. Он был зол, ходил по всевозможным инстанциям с требованием демонтировать фонтаны и прекратить этот беспредел, однако его требования не были приняты во внимание. С тех пор прошло более ста лет, имя того самого Фараона давно стёрлось из памяти людей, но его лицо на фонтанах осталось. А фонтан у Золотых ворот даже признан памятником архитектуры и искусства. Расположен фонтан у самых Золотых ворот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector