Памятники греческой архитектуры

Памятники греческой архитектуры

Презентация на тему: Архитектура Древней Греции

№ слайда 1 Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции

№ слайда 2 Основные периоды греческой архитектуры: Архаический период (XII до н. э. до врем

Основные периоды греческой архитектуры: Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.)Ранне — классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.)Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.)Период Римского владычества

№ слайда 3 Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.) Прошёл в отн

Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.) Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

№ слайда 4 Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.) Почти все постройк

Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.) Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах и Афины Паллады на острове Эгине. Храм Артемиды

№ слайда 5 Руины храма Аполлона

Руины храма Аполлона

№ слайда 6 Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.) В течение третьего перио

Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.) В течение третьего периода, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей Храм Геры в Олимпии

№ слайда 7 Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии

№ слайда 8 Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.) В течение четвёртого период

Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.) В течение четвёртого периода греческого искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но Чрезвычайно изящных сооружений в Афинах,в особенности хорагический памятник Лизикрата и так называемая «Башня ветров».

№ слайда 9 Храм Зевса в Немее

Храм Зевса в Немее

№ слайда 10 «Башня Ветров»
№ слайда 11 Период Римского владычества После того, как Греция подпала под власть Рима, арх

Период Римского владычества После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

№ слайда 12 Древнегреческие храмы Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вооб

Древнегреческие храмы Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока.Первоначально храмы строились из дерева, потом их стали сооружать из камня.

№ слайда 13 Стили колонн Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропо

Стили колонн Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.

№ слайда 14 Дорический стиль Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжелова

Дорический стиль Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам . В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», то есть желобками, представляющими в paзpезе нeбoльшoй круговой сегмент. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет так называемый «антаблемент». Антаблемент разделяется на два горизонтальных пояса: «фриз»,«архитравом».

№ слайда 15 Ионический стиль В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грац

Ионический стиль В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом.

№ слайда 16 Коринфский стиль Коринфский стиль возник позже других и отличавшийся особенной п

Коринфский стиль Коринфский стиль возник позже других и отличавшийся особенной пышностью. В этом стиле колонна, её база и антаблемент представляют значительное сходство с ионическими, но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев, наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами, в середине каждой из этих сторон помещена розета.

№ слайда 17
№ слайда 18 Древнегреческие архитекторы и зодчие КалликратИктинПраксительЛисипп МиронФидий П

Древнегреческие архитекторы и зодчие КалликратИктинПраксительЛисипп МиронФидий Пракситель Фидий

№ слайда 19 Фидий (жил около 490 г. до н. э. — 430 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор,

Фидий (жил около 490 г. до н. э. — 430 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.Мира. Самые знаменитые работы Фидия — Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость.

№ слайда 20 Статуя Зевса Афина Парфенос

Статуя Зевса Афина Парфенос

№ слайда 21 Мирон греческий скульптор середины 5 в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и

Мирон греческий скульптор середины 5 в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V веке до н. э.). Наиболее знаменитое его произведение -«Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях.

№ слайда 22 Лисипп Великий греческий скульптор раннеэллинистической эпохи (IV в. до н. э.).

Лисипп Великий греческий скульптор раннеэллинистической эпохи (IV в. до н. э.). Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале. Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарентума в Константинополь и расплавлена там, в 1022 году.

№ слайда 23 Пракситель Древнегреческий скульптор, один из величайших аттических ваятелей IV

Пракситель Древнегреческий скульптор, один из величайших аттических ваятелей IV века до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу».

№ слайда 24 Калликрат Древнегреческий архитектор середины V века до н. э., работавший в Афин

Калликрат Древнегреческий архитектор середины V века до н. э., работавший в Афинах. Принимал участие в воплощении в жизнь архитектурной программы Перикла. Построил по проекту Иктина Парфенон (437—438 г.г. до н. э.). Калликрат считается также архитектором храма Ники Аптерос (427—424 г.г. до н. э.).

№ слайда 25 Иктин Древнегреческий зодчий времён Перикла.Построил, совместно с Калликратом, г

Иктин Древнегреческий зодчий времён Перикла.Построил, совместно с Калликратом, главное афинское святилище, Парфенон, постройка которого продолжалась 16 лет и была окончена в 438 г. до н. э.

АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА

Архитектура Древней Греции XII в. до н.э. — I в. н.э.

Античная греческая культура сложилась на Балканском полуострове в результате вторжений и перемещений эхейских, дорийских, ионийских и других племен (получивших общее название «эллины»), принесших свою культуру, способы жизни и знание железа.

Этапы развития древнегреческой архитектуры:

Гомеровский период XIII—XII вв. до н.э.

Архаический период VII— VI вв. до н.э.

Классический период V—IV вв. до н.э.

Эллинистический период IV—I вв. до н.э.

Архитектура гомеровского периода

О культуре и искусстве можно судить главным образом по поэмам Гомера, а также по памятникам материальной культуры, которые в этот период значительно грубее, чем в Микенах. Дорийские племена после захвата территорий Микен начали интенсивно перенимать достижения крито-микенской культуры.

Горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие легко поддающегося обработке камня (известняка, мрамора) и строительного леса определили «технические» предпосылки греческой архитектуры.

Основным типом жилища, как и в Микенах, являются мега- роны с закругленной задней стенкой, которые изначально строились из кирпича-сырца, или глинобитными. Позже с применением каркаса, формованного кирпича и тесанных каменных блоков здания становятся прямоугольными в плане.

Храмы обычно входили в ансамбль городской площади — агоры или укрепленного замка — акрополя и имели вид мегарона (тип храма в антах) с жертвенником внутри на месте очага. Впервые жертвенник выносится во двор и располагается перед храмом в Спарте в двухнефном храме Артемиды (IX—VIII вв. до н.э.). Впоследствии обычай выносить алтарь перед храмом на всеобщее обозрение сохранился, в этом проявился демократический характер культуры Греции.

Архитектура архаического периода

С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческий строй в качестве общественного господствующего строя. Крупные землевладельцы опирались на свободных граждан — горожан-ремесленников и мелких землевладельцев.

Впервые в истории мировой архитектуры появляются здания общественного назначения: булевтерии, лесхи, театры, достигшие своего типологического разнообразия в период классики.

Своеобразие греческой религии: антропоморфизм (человекопо- добие) и доступность в значительной степени повлияли на развитие культовой архитектуры. Наряду с традиционными городскими храмами и священными участками начинается строительство общеэллинских святилищ с алтарями перед храмом. Религиозные церемонии носят вид жизнерадостных праздников с торжественными процессиями, в которых может принять участие любой желающий. Поэтому храмы размещаются с учетом их визуального восприятия процессиями, чему способствовал и рельеф Греции.

Использование в строительстве строительного леса, мрамора, легко обрабатываемого известняка, и замена кирпича-сырца каменными блоками приводит к стандартизации строительных элементов, складываются определенные типы греческих храмов (рис. 14).

  • 1. храм в антах
  • 2. простиль
  • 3. амфипростиль
  • 4. периптер
  • 5. диптер
  • 6. псевдодиптер
  • 7. толос

В псевдодиптере и псевдопериптере вынос колонн небольшой и вместо колонн используются полуколонны.

Размеры храма постоянно увеличиваются, а целлы (наос) уменьшаются.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, а потом колонны и перекрытия заменяются каменными. Но при этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень.

В эпоху архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся обработке. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо и скреплялись железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал большой точности обработки деталей и продуманной последовательности работ, поэтому в строительстве складываются определенные стандарты.

Каменные блоки доставлялись из каменоломен в основном готовыми и лишь «дорабатывались» на месте, барабаны колонн обрабатывались после сборки. Для перевозки блока применяли окантовку их деревянными брусьями.

Храмы штукатурились и расписывались сложными композициями на мифологические темы. Колонны оставались неокрашенными.

Тектоника ордерной стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий.

Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению.

ⓘ Архитектура Древней Греции

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира.

К наиболее древним крито-микенскому, догомеровскому и гомеровскому периодам развития древнегреческой истории и архитектуры относятся развалины Кносса и Феста на Крите, ряда городов кикладской культуры на островах, циклопические мегалитические кладки Тиринфа, стен в Элевсине и Дельфах, так называемые «сокровищницы» Менелая близ Амикл и Мациаса близ Орхомена, упоминаемые еще Павсанием, и др. Развалины древних Микен и относящиеся ко 2-му тысячелетию до н. э. отдельные памятники в Аргосе, Олинфе, Орхомене и в ряде других городов относят обычно к микенскому времени.

1.1. Основные периоды греческой архитектуры Архаический период VII в. до н. э. до времён Солона 590 до н. э)

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм.

Восстановленная сокровищница афинян в Дельфах — яркий пример дорического храма «в антах» периода архаики.

1.2. Основные периоды греческой архитектуры Раннеклассический период 590 до н. э. — 470 до н. э.

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции яблоки едят

и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте Агридженто; Сиракузах и Эджесте Сегесте. Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

1.3. Основные периоды греческой архитектуры Классический период 470 до н. э. — 338 до н. э.

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании. Ионический стиль входит все в большее и большее употребление и, наконец, постепенно начинает использоваться коринфский стиль. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе теперь разрушенный и Храм Ники Аптерос Ники Бескрылой при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение так называемых Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах в Фигалейе, в Аркадии. К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

1.4. Основные периоды греческой архитектуры Период эллинизма 338 до н. э. — 180 до н. э.

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая Башня Ветров. Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу Мавзолей в Галикарнасе, храм Афины в Приене, построенный Пифеем, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

К эллинистическому периоду относятся также многие театры и общественные здания и сооружения, развалины которых можно наблюдать по всему Средиземноморью. Спортивный стадион на Родосе — единственный из сохранившихся олимпийских стадионов, представляет особый интерес. Фундаменты большинства зданий первоначального ансамбля Афинской агоры, в том числе Булевтерий, Метроон, строение юго-западного фонтана частично или целиком относятся к этому периоду. Ансамбли площадей Керамика и Улицы треножников, ремесленные кварталы, монументальные надгробные памятники, водопроводы в Афинах построены именно в этот период.

1.5. Основные периоды греческой архитектуры Период Римского владычества 180 до н. э. — 90 до н. э.

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства. В Афинах дальнейший римский период строительства отмечен значительной активностью, особенно в районах старой и новой агоры, но это уже римская архитектура.

Лекция 6. Архитектура Древней Греции VIII в. до н. э — V в. до н.

Основным районом, где сложилась великая греческая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, западная часть Малой Азии и многочисленные острова между ними.

Именно Греция создала великий перелом в мировой культуре. На смену чудовищным по размерам пирамидам пришло искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. До сих пор памятники архитектуры и искусства Древней Греции поражают нас гармоничным совершенством, уважением к достоинству человека. Не случайно греческий поэт Софокл сказал: «Много в природе дивных сил, но сильнее человека — нет».

Архитектура Древней Греции делится на 3 периода:

архаический VIII — V в. до н. э.

классический V — IV в. до н. э.

эллинистический IV — I в до н. э.

Памятники Древней Греции — лишь ничтожная часть былого богатства. То, что сохранилось, дошло до нас в римских копиях I и II в. н. э.

Основу Греции составляли многочисленные города-государства (полисы). Города-полисы объединяли примерно 1000 семей. Народы всех полисов говорили на греческом языке. Все свободные граждане принимали участие в политической жизни и управлении полисом. Вся скульптура, живопись, архитектура принадлежали общине. В частном пользовании отдельных граждан находились лишь художественные вазы, небольшие статуэтки. Но в Греции существовало рабство, из-за которого демократия принимала уродливые формы.

Строительные приёмы и конструкции

Греки заложили основы геометрии, механики и статики, что явилось базой для развития инженерной науки. Конструкции общественных зданий и жилья оставались примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система.

Массовый строительный материал Древней Греции — кирпич-сырец. Дерево использовалось в несущих деревянных балках, применяли досчатые настилы. При строительстве общественных зданий, храмов широко применялся известняк, иногда мрамор.

Для передвигания камней греки использовали блоки, вороты, и др. приспособления.

Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня велась только «насухо», т.е. без применения раствора. Стены возводились из прямоугольных тёсаных камней (квадры) с перевязкой швов. Колонны складывались из цилиндрических блоков-барабанов. Опасность землетрясений заставляла скреплять каменные блоки в горизонтальных и вертикальных плоскостях металлическими штырями, вставленными в специальные гнёзда и залитыми свинцом.

Крыши обычно делались двухскатными. Кровля выстилалась из черепицы, иногда из мрамора.

Всё было глубоко продумано и надёжно. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. «Ничего сверх меры» — эти слова были начертаны на храме Аполлона в Дельфах, пользовавшегося огромным влиянием во всей Элладе и за её пределами.

Грекам была известна арочная конструкция, но арки и своды не нашли широкого распространения. Главными элементами были стена и балка, т.е. стоечно-балочная система. Особенно важным элементом стоечно-балочной системы являлся архитрав — основная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкций кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами — интерколумний. Перекрывались пролёты до 4-4,5 м.

Стоечно-балочная конструкция явилась основой для создания новой системы — классического ордера, которая нашла отражение в 2-х основных ордерах древнегреческой архитектуры: дорическом и ионическом (названия ордеров связаны с местами их возникновения). Первый более прост, массивен, монументален, второй — более лёгок, изящен, пластичен, богат. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивал дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», а ионический — «с утончённостью женщин». Позднее появился коринфский ордер. С каждым из них связана изящная легенда.

Каждый из ордеров имел свой преимущественный район распространения. Различие между двумя древнегреческими ордерами — результат не только местных традиций и культурных влияний, но в значительной мере и особенностей используемых строительных материалов.

Читайте также  Экологические проблемы греции

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же.

Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обычно тремя) площадка — стереобат. Верхняя ступень называется стилобатом. На ней, по внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх — базы (опорной части), ствола (фуста) и капители — верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие — антаблемент. Передача давления верхних частей сооружения направлена по вертикали ствола колонны без всякого распора. В колоннах обоих ордеров впечатление устойчивости достигается их конусообразным утончением кверху, что еще больше усиливает энтазис (нижняя треть ствола возводится по отвесу, и это дает впечатление некоторой кривизны, как бы следствие напряжения ствола колонны). Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки — архитрава, фриза и верхней части — карниза, являвшегося уже элементом крыши. Греческие сооружения покрывались двускатно. Вследствие этого, имея прямоугольный план, храмы Греции приобретали на своих узких сторонах — торцах, переднем и заднем фасадах, треугольные увенчания — фронтоны, огибаемые карнизом. «Внутренний» треугольник (без карниза) именуется тимпаном.

Дорический стиль является, как уже отмечено, наиболее простым и лаконичным по своему формообразованию.

Ионический стиль сложнее дорического и насчитывает большее количество деталей.

Коринфский стиль легче, изящнее ионического и впервые прослеживается в храме Аполлона в Бассах — сооружении второй половины V века до н. э.

Огромную роль в характеристике композиции играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношение толщины колонны к её высоте и интерколумнию, отношение высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д.

В ранних постройках архаического периода греческие строители ещё не овладели в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, ордеру придавали чрезмерно грузные формы: антаблемент достигал почти половины высоты колонны (храм Аполлона в Сиракузах). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются стройных и гармоничных пропорций.

Здания и архитектурные комплексы

Развитие ордеров в Древней Греции было связано с формированием основных типов зданий, прежде всего — храмов. Храм был хранилищем казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом праздников и собраний. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства. Простейший храм — простиль — состоял из прямоугольного зала и входного портика в 2 колонны, расположенные между выступами продольных стен. Позднее появились амфипростиль и периптер.

Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя.

Афинский акрополь — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) по ширине, уровень верхней площадки над морем — 156 м. Подъём на верхнюю площадку — с узкой западной стороны, обращенной к морю.

Главный вход в Акрополь — Пропилеи. Архитектор — Мнесикл.

Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная скульптором Фидием против Пропилей. Она являлась центром пространственной композиции Акрополя.

Храм Ники (бескрылой Победы) в Акрополе строился, как памятник в честь победы афинян над персами. Это амфипростиль 5,4х8,14 м по стилобату, высота колонн 4,04 м. Колонны храма являются классическим примером ионического ордера. По фризу — барельеф битвы греков с персами. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков.

Храм ориентирован на запад — в сторону главной дороги и на восток в сторону главного храма Акрополя — Парфенона.

Парфенон, посвящённый богине Афине построен в 447-438 г. до н. э. на самой высокой площадке Акрополя. Зодчие — Иктин и Калликрат. Храм должен был быть виден со всех сторон издалека и доминировать в окружающем пространстве, объединяя общий ансамбль. Этой задаче отвечал периптер размером 30х69 м. Высота дорических колонн — 10 м. Колонн — 46 (по 8 и 17 с каждой стороны). В храме 2 больших зала: прямоугольный — со статуей Афины и квадратный — сокровищница. Культовая статуя Афины была выполнена скульптором Фидием из дерева и облицована мрамором, слоновой костью, а волосы богини — золотом. На изготовление статуи было истрачено 1140 кг золота. Сохранилась только копия статуи высотой 1 м.

При строительстве Парфенона (см. реконструкцию храма) были учтены условия зрительного восприятия сооружения. Оси колонн наклонены к стенам храма, угловые колонны утолщены, уменьшены крайние интерколумнии. Всё это придавало облику храма целостность и едва уловимую пластичность. Зодчие сумели придать храму такую «масштабность», благодаря которой его героическая величественность не подавляла зрителя и вблизи, но, напротив, порождала у него патриотический пафос, гордое самосознание и уверенность в своих силах, которые были характерны для афинян. Иными словами, масштабная характеристика Парфенона такова, что его действительные размеры превышают ожидаемые, но не подавляют.

Эрехтейон — последняя постройка Акрополя — 406 г. до н. э. Он имеет меньшие размеры 11х23 м, но он более сложный. 2 входа — в разных уровнях.

Здесь объединены 2 храма — Афины и Посейдона. Портики — ионический ордер. Стена, обращённая к Парфенону имеет портик, в котором место колонн заняли статуи девушек — кариатиды. Храм отличается асимметричной композицией, каждый фасад имеет свой характерный облик.

Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип — гармоническое равновесие масс и второй — восприятие архитектуры в процессе постепенного, «динамического» ее обхода.

Помимо Афинского акрополя сложилось много других ансамблей, но уже с IV в. до н. э. храмы начинаю терять ведущее значение. Всё большее развитие получают комплексы светского назначения — торговые и зрелищно-спортивные сооружения, органично сочетавшиеся с ландшафтом.

Наиболее известен театр в Эпидавре. Зодчий — Поликлет.

Как формировались города в Древней Греции? Центром города, кроме святилища, была агора — городская площадь. Она объединяла группу общественных зданий: здание управления полисом — пританей и здание собраний — булевтерий. Памятники, портики, пропилеи служили украшением площадей. Строились стадионы и гимнасии для спортивных состязаний, музеи, выставочные залы.

Жилые дома были самыми дешёвыми сооружениями в греческих городах. Впрочем, были и роскошные дома, но они не относились к массовому строительству. Жилые дома в 1-2 этажа составляли застройку всех греческих городов. Удовлетворительным считался простой приют, годный для ночлега. Жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из маленьких клетушек, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика.

В быту большое распространение получили вазы. Помимо своего утилитарного назначения, они имели и декоративный смысл, дополняя убранство помещений. В них хранились вино, маслины, зерно и др., а также подавалась к столу пища. Вазы были различных размеров — от чрезвычайно больших, вмещавших многие литры вина, зерна, до совсем небольших, типа флаконов. Керамические вазы покрывались росписями — сюжетными и орнаментальными.

Жизнь греков протекала на площадях, в суде, под портиком. Улочки были тесными. В классический период начинает внедряться регулярная, основанная на прямоугольной сетке система планировки. Она стала господствующей в эллинистический период при строительстве огромных городов с населением до полумиллиона человек (Александрия). Более широкими делались 1 или 2 главные улицы, на пересечении которых располагался общественный центр. Города обносились крепостными стенами из кирпича-сырца и камня, с боевыми башнями и воротами. Благоустройство, особенно в эллинистический период достигало высокого уровня. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась канализация со сточными каналами, выложенными камнями и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть, каменные мостовые были тщательно выложены.

В эпоху эллинизма преобразования в архитектуре и строительстве были связаны с завоеваниями Александра Македонского. В общественных комплексах преобладают светские здания, обновляются театры, залы собраний, рынки, строящиеся теперь, как и храмы из дорогостоящих материалов и так же богато украшенные. Появляются новые типы зданий — библиотеки, гробницы. Ордер теряет черты строгости, усиливается тенденция декоративности.

Архитектура периода эллинизма, основанная на греческой архитектуре периода классики, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.

Основные особенности и достижения архитектуры Древней Греции

1. В архитектуре Древней Греции были созданы прекрасные сооружения непреходящего художественного значения (Парфенон и др.).

2. Греческая архитектура оставила нам целый ряд типов зданий, дошедших почти без изменений до наших дней, — открытые театры, залы советов, стадионы и др.

3. Греческая архитектура ценна для нас своим реалистическим характером, демократичностью и гуманизмом, органически свойственных греческому мировоззрению, которое нашло яркое воплощение в архитектурных сооружениях.

4. Великим достижением античной Греции явилось создание закономерной стройной системы архитектурных ордеров, дающих законченное выражение тектоники стоечно-балочной конструкции в пластических формах.

5. На греческой культуре и архитектуре основано все дальнейшее развитие европейской цивилизации, искусства и архитектуры, причем русская культура связана с наследием античной Греции более непосредственно, чем западноевропейская, которая воспринимала достижения древних греков через культуру завоевавших Грецию римлян.

ⓘ Архитектура Древней Греции

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира.

К наиболее древним крито-микенскому, догомеровскому и гомеровскому периодам развития древнегреческой истории и архитектуры относятся развалины Кносса и Феста на Крите, ряда городов кикладской культуры на островах, циклопические мегалитические кладки Тиринфа, стен в Элевсине и Дельфах, так называемые «сокровищницы» Менелая близ Амикл и Мациаса близ Орхомена, упоминаемые еще Павсанием, и др. Развалины древних Микен и относящиеся ко 2-му тысячелетию до н. э. отдельные памятники в Аргосе, Олинфе, Орхомене и в ряде других городов относят обычно к микенскому времени.

1.1. Основные периоды греческой архитектуры Архаический период VII в. до н. э. до времён Солона 590 до н. э)

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм.

Восстановленная сокровищница афинян в Дельфах — яркий пример дорического храма «в антах» периода архаики.

1.2. Основные периоды греческой архитектуры Раннеклассический период 590 до н. э. — 470 до н. э.

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции яблоки едят

и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте Агридженто; Сиракузах и Эджесте Сегесте. Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

1.3. Основные периоды греческой архитектуры Классический период 470 до н. э. — 338 до н. э.

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании. Ионический стиль входит все в большее и большее употребление и, наконец, постепенно начинает использоваться коринфский стиль. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе теперь разрушенный и Храм Ники Аптерос Ники Бескрылой при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение так называемых Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах в Фигалейе, в Аркадии. К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

1.4. Основные периоды греческой архитектуры Период эллинизма 338 до н. э. — 180 до н. э.

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая Башня Ветров. Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу Мавзолей в Галикарнасе, храм Афины в Приене, построенный Пифеем, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

К эллинистическому периоду относятся также многие театры и общественные здания и сооружения, развалины которых можно наблюдать по всему Средиземноморью. Спортивный стадион на Родосе — единственный из сохранившихся олимпийских стадионов, представляет особый интерес. Фундаменты большинства зданий первоначального ансамбля Афинской агоры, в том числе Булевтерий, Метроон, строение юго-западного фонтана частично или целиком относятся к этому периоду. Ансамбли площадей Керамика и Улицы треножников, ремесленные кварталы, монументальные надгробные памятники, водопроводы в Афинах построены именно в этот период.

1.5. Основные периоды греческой архитектуры Период Римского владычества 180 до н. э. — 90 до н. э.

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства. В Афинах дальнейший римский период строительства отмечен значительной активностью, особенно в районах старой и новой агоры, но это уже римская архитектура.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector