Памятники культуры древней греции

Памятники культуры древней греции

Памятники Древней Греции

Греция славится огромным количеством древних памятников, которые хранят историю цивилизации и память о ее зарождении. Если вы решите посетить данную страну, то обязательно посмотрите на эти отголоски прошлого, которые связаны с известными мифами и легендами. Мы назовем вам наиболее значимые памятники, которые ни в коем случае нельзя пропустить.

Дворец царя Миноса

На острове Крит располагается знаменитый архитектурный памятник – дворец царя Миноса. Согласно легенде, он был возведен для сокрытия измены жены царя, родившей Минотавра от священного быка. В этом сооружении много залов, выполненных в форме лабиринта, а на стенах остались фрески с изображением Минотавра и древних символов, которые до сих пор не разгаданы.

Афинский акрополь

Ценность этого архитектурного памятника сложно переоценить, поскольку застройка Акрополя производилась еще за пять веков до наступления нашей эры. За время своего существования строение и скульптуры многократно страдали от природных катаклизмов и варварских действий людей. Сооружение несколько раз реставрировалось, однако до сих пор некоторые элементы выглядят так, как тысячи лет назад. Сегодня многие скульптуры и статуи Акрополя хранятся в местном музее, где их может увидеть любой желающий.

Родосский акрополь

Акрополь города Родос располагается на горе Монте Смит. Среди его руин наибольшей известностью пользуются развалины древнего храма Аполлона Пифийского, стадиона и мраморного амфитеатра, где знаменитый Цицерон изучал ораторское искусство. Амфитеатр сохранился в своем первозданном виде, хотя от прежней величественности остались лишь колонны храма Аполлона и театр школы ораторского искусства. Туристы очень любят фотографироваться возле древней ораторской трибуны, где когда-то выступал красноречивый Цицерон.

Храм Зевса Олимпийского

Некогда этот храм украшали колоссальные статуи Зевса и императора Адриана, выполненные с использованием золота и слоновой кости. Этот храм был освящен при Адриане – в его честь архитекторы построили арку, исполняющую роль ворот, ведущих в кварталы города. Место расположения храма выбрано неспроста: если отсюда смотреть в сторону Акрополя, то можно увидеть Парфенон – еще одну античную святыню, будто обрамленную этой аркой.

Театр Диониса

Этот античный театр, расположенный на холме Акрополя, по праву считается одним из самых прекрасных во всем мире. В театре Диониса впервые были показаны труды знаменитых древнегреческих драматургов и литераторов: Софокла, Аристофана, Эсхила и других. Именно этот театр является родоначальником греческой трагедии. Во время царствования римлян здесь устраивали цирковые выступления и жестокие гладиаторские бои. До сегодняшнего дня сохранились лишь каменные остатки последнего ряда трибун, расположившиеся у основания Акрополя.

Кроме этих памятников, вы также можете посмотреть на знаменитые древние Дельфы, храм Гефеста, стадион Панатинаикос, башню Ветров, библиотеку Адриана и многие другие достопримечательности. Для того чтобы накопить необходимую сумму на посещение Греции и осмотр всего античного наследия, можно воспользоваться услугами ОАО «Приорбанк» и открыть депозит в иностранной валюте.

12. Памятники Древней Греции в списке всемирного культурного наследия юнеско, общая характеристика, история включения в список всемирного наследия юнеско, значение для мировой культуры

Греция в 1981г. ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО. С тех пор 17 памятников и археолог. мест (1.6% от общего числа объектов) числятся в Списке Юнеско.

• 15 объектов включены по культ. критериям

• 11 из них признаны шедеврами человеческого гения

• 2 причислены к культурно-природному наследию

Первый занесенный объект – Храм Апполона Эпикурейского (1986г.), последний – Старый город Корфу (2007г.)

В Греции находятся памятники различных исторических эпох, начиная с древности ( Пифагорея и храм Геры на Самосе – 3000 до н.э.), античности и заканчивая Средневековьем ( Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г)

 Храм Апполона Эпикурейского, 5 в. до н.э., 1986г.

 Руины г. Дельфы, 4 в до н.э., 1987г.

 Афинский Акрополь, 436г. до н.э., 1987г.

 Духовный центр православия на горе Афон, 1988г.

 Монастырь Метеоры, 11-15вв., 1988г.

 Раннехристианские и византийские памятники в городе Салоники, 4-15вв., 1988г.

 Археологические памятники Эпидавра, 4 в. до н.э., 1988г.

 Средневековый город Родос, 1309-1523гг., 1988г.

 Древний город Мистра, Лакония, 1249г., 1989г.

 Археологические памятники Олимпии, 10 в. до н.э., 1989г.

 Византийские монастыри Дафни, Осиос, Лука, Неа МОни, 10-12 века, 1990г.

 Пифагорея и храм Геры на Самосе, 3000 до н.э., 1996г.

 Археологические памятники Вергины, 11в. до н.э., 1996г.

 Археолог. памятники Микен и Тиринфа, 15-17 вв. до н.э., 1999г.

 Истор. центр с монастырём Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на о. Патмос, 10в., 1999г.

 Старый город Корфу, о. Керкира, 7 в. до н.э., 2007г.

В предварительном списке находятся 8 объектов.

1. Кносский дворец

2. Руины города Никополя

3. Руины города Филиппы

4. Город Лаврион

6. Область озера Преспа с сохранившимися памятниками византийской и поствизантийской эпох

7. Национальный парк Дадия—Лефкимми—Соуфлион

8. Самарийское ущелье

Все-таки большинство памятников Греции относятся к античной культуре и имеет особую значимость для мировой культуры в целом. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.

Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III — II тыс. до н.э.), гомеровский (XI — IX вв. до н.э.), архаический (VIII — VI вв. до н.э.), классический (V — IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

Ордер — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.

Капитель — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Можно сказать, что оба описанных выше направления греческой скульптуры (ранняя классика, высокая классика) синтезировал в своём творчестве Фидий, друг Перикла. Его величайшие, прославленные творения также известны лишь по весьма приблизительным копиям римского времени. Однако Фидий руководил перестройкой сохранившегося до наших дней Афинского Акрополя. Вся входящая в его ансамбль скульптура так или иначе передаёт дух его искусства. Более того, исключительное совершенство отдельных изображений позволяет видеть в них работу самого мастера. До нашего времени дошли, пусть и сильно повреждённые, статуи и рельефы Парфенона, построенного в 447—438 годах до н. э. Скульптурное убранство храма продолжало создаваться до 431 года.

Пройдя пропилеи и вступив на территорию Акрополя, человек прежде всего встречал бронзовую статую Афины Промахос (воительницы), являвшей собой божественное покровительство Афинам. Богиня была изображена в шлеме с копьём и щитом. Высокий, видимый издалека из Пирея монумент был создан Фидием в 465—455 годах до н. э. Оригинал его утрачен. Ещё одной бронзовой статуей работы Фидия была Афина Лемния, изображавшая богиню задумчиво смотрящей на снятый шлем, который она держала в руке.

Древнегреческая вазопись— декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т. е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Виды искусства: архитектура (пример – Пифей, мавзолей в Галикарнасе, храм Афины в Приене); скульптура (Мирон – «Дискобол»); литература (Платон – «Государство», Гомер – «Одиссея», «Иллиада»; театр (Эсхил – «Агамемнон»)

Древняя Греция на Юге России

Чтобы прикоснуться к истории и культуре Древней Греции, не нужно уезжать из России. В Тамани предметы античной культуры лежат под ногами. Желая своими руками прикоснуться к материальной культуре древних эллинов и узнав, насколько богато историей северное Причерноморье, я, имея некоторый археологический багаж знаний за плечами, решила свой отпуск провести в археологической экспедиции, влившись в неё волонтером.

QDMCDlZX5Bg

Автор статьи демонстрирует кусочек венчика и ручки древнегреческой амфоры.

Путь археологов в этом году лежал в хутор Вестник Анапского района для продолжения раскопок уникального храма, относящегося к VI веку до н.э. и посвященного древнегреческой богине Деметре и её дочери Персефоне.

Если вы любите приключения и активный отдых, хотите расширить свой кругозор и найти новых друзей, археологическая экспедиция — это то, что нужно. Восточно-Боспорская Археологическая Экспедиция фонда «Археология» — одна из старейших академических экспедиций на территории России. Экспедиция проводит научно-изыскательские работы по исследованию археологических памятников в Краснодарском крае.

После заполнения анкеты волонтера, я получила одобрение от руководителя экспедиции присоединиться к раскопкам и отправилась на юг. В археологическом лагере с нами находились опытные инструкторы и учёные-археологи, которые проводили лекции по истории Северного Причерноморья. Атмосфера была дружеская.

На Таманском полуострове еще в VI веке до нашей эры греческие переселенцы основали несколько городов-колоний, которые затем объединились в Боспорское царство, просуществовавшее более тысячи лет. Такой интерес древних греков к нашим берегам был вполне закономерен. Торгуя с местными племенами, они видели, насколько богаты здешние земли пшеницей и скотом, а воды Черного и Азовского морей — рыбой. О таком изобилии на родине они даже не могли и мечтать. Поэтому в дальнейшем именно боспорских царей во всей Древней Греции считали самыми богатыми правителями античного мира. Им ставили памятники и старались заручиться их дружбой. Например, половина всего хлеба, который был необходим такому государству, как Афины, привозилась именно с берегов Меотиды (Азовского моря). Взамен жители Боспорского царства получали все самое лучшее, что производилось в Древней Греции. Археологи во время раскопок ежегодно находят удивительные образцы древнегреческого искусства: чернолаковые чаши, ювелирные украшения, скульптуры, предметы быта.

Саркофаги

Саркофаги из склепа, обнаруженного при строительстве отелей в центре Анапы. Переданы Анапскому археологическому музею «Горгиппия».

На Таманском полуострове располагались такие известные античные города, как Фанагория — столица Азиатского Боспора, Гермонасса — будущая русская Тмутаракань, Горгиппия — столица Синдики. А также десятки менее значимых городищ и поселений. Земля Тамани буквально усеяна древними античными артефактами. Найденные здесь предметы древнегреческого искусства и культуры экспонируются во многих значимых музеях мира.

За годы изучений поселений и некрополей Боспорского царства было сделано такое уникальные открытие, как обнаружение в 2010 году храмового комплекса и святилища дренегреческих богинь Деметры и Персефоны. Похожие сооружения обнаруживали только на территории Эллады. Этому событию были посвящены сотни сюжетов и статей в федеральных и местных СМИ. Святилище было построено на территории, которая традиционно считалась местом расселения местных варварских племен. Найденные остатки храма были датированы VI веком до нашей эры. До наших дней сохранились лишь фундамент и отдельные фрагменты стен храма. Его обнаружили, когда строили новую высоковольтную линию. А каждый год во время пашни плугами полей на поверхность до сих пор выворачиваются фрагменты здания.

Местные жители относятся к древним камням довольно прозаично — используют при строительстве. У многих сараи построены из обработанных в средневековье камней, в окрестностях стены древних укреплений давно разобрали на стройматериалы. Да и то, что раскопки ведутся на личных земельных участках, не приносит им радости. Жители маленького поселка Вестник не замечают, что живут в окружении древних артефактов. Из огородов им то и дело приходится выбрасывать обломки керамики, чтобы не мешали сажать картошку.

Горгиппия

Музеефицированный раскоп древнегреческого города Горгиппия на побережье Анапы — археологический музей под открытым небом.

Скрежет инструментов о камень и завывание ветра — обязательный аккомпанемент чуть ли не каждой археологической сенсации. Жители поселка недоумевают, откуда такое внимание к старым развалинам, которых в округе полно. Согласно прежним представлениям, этого храма здесь не должно быть. Ведь в VI веке до нашей эры в Черное море только начали проникать торговые корабли из греческих полисов. При этом найденный город находится не на берегу моря, а в степях. За годы исследований территории выяснилось, что нынешние степи были внушительным заливом от Чёрного моря, который заилился, в результате чего вода, а вслед за ней и греки ушли с этих земель.

Святилище построено в лучших традициях греческой архитектуры этого времени. Площадь найденного сооружения внушительна, порядка 200 квадратных метров. Вероятно, имелись 4 колонны, при входе (снаружи) располагался алтарь. К алтарю вела выложенная камнем дорожка-вымостка. Конечно, сохранились только фундаменты, но зато они сохранились целиком, как и первые ряды кладки, которые позволяют судить о качестве и архитектуре постройки. Здание было покрыто расписной штукатуркой, перекрыто черепицей. И еще одно открытие — до сих пор производства черепицы в столь раннее время на территории Боспора зафиксировано не было. Позднее, в V веке здание перестраивалось — появлялись внутренние стены, заново перекрывалась крыша. А в начале IV века здание прекращает свое существование.

Этот комплекс уникален не только для нашей страны (античных храмов VI-V веков до н.э. на территории нынешней России больше нет), но и для бывшего СССР, где остатков ранних храмов такой сохранности тоже нет. Подобные сооружения существуют только на территории Греции и Южной Италии, где вокруг них сформированы крупные туристические центры (Агридженто, Селинунт и т.д.). Масштабы найденного античного культового комплекса слишком велики для того, чтобы при имеющихся ресурсах обеспечить его элементарную сохранность, не говоря уже о дальнейшем развитии комплекса, который подвергается ежедневному грабежу, как со стороны местного населения, так и «черных археологов», жаждущих найти якобы упущенные археологами скрытые сокровища.

В этом году археологи вернулись к этому храму уже в последний раз. Его, как и многие другие памятники, которые уже найдены, из-за недостатка финансирования на охрану и музеефикацию, приходится обратно закапывать, т.е. консервировать, чтобы сохранить от разрушения и разграбления.

M--WK6Llymc

Консервация святилища богинь Деметры и Персефоны.

Для наших соотечественников такой вид отдыха, который выбрала я, конечно, пока в новинку, между тем в мире так проводят свое свободное время сотни тысячи людей. Например, в одной только Англии добровольными помощниками археологов себя считают более 200 тысяч человек. Они ежегодно принимают участие в разнообразных археологических исследованиях, состоят в профильных клубах и объединениях. По тому же пути идет и Фонд «Археология», главная цель которого — дать возможность всем любителям античной истории осуществить мечту – прикоснуться к тайнам древней культуры.

Памятники Греции, являющиеся Всемирным Наследием ЮНЕСКО

Греция в 1981 году ратифицировала Договор ЮНЕСКО по охране памятников и объектов всемирного наследия. С тех пор и по настоящее время к списку Всемирного Наследия ЮНЕСКО добавились 17 греческих памятников и археологических мест.

Культурные и природные Памятники Всемирного Наследия ЮНЕСКО – это памятники и районы (например, леса, горы, озера, памятники, города и т.д.) включенные в каталог памятников в рамках Международной программы Комитета Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Список ЮНЕСКО состоит из 911 памятников и мест, которые являются частью культурного и природного наследия, имеющих выдающуюся всемирную ценность. В их число входят 704 культурных, 180 природных и 27 смешанных объектов и районов в 187 государствах.

17 греческих памятников и объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Первым греческим памятникам в Списке Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО в 1986 году стал Эпикурейский Аполлон. С тех пор были добавлены еще 16 памятников, последним на сегодняшний день стал Старый Город на Корфу.

1.Акрополь (присоединен в 1987 году): в Акрополе расположены четыре величайших шедевра классического греческого периода: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины Ники, которые являются символами глобального наследия.

Акрополь, АфиныЭрехтион, Акрополь - АфиныДельфы, Греция

2. Эгон в Вергине (присоединен в 1996 году): город Эгон — первая столица Королевства древней Македонии, обнаруженная в 19 веке рядом с Вергиной на севере Греции. Самыми важными памятниками является Дворец и Некрополь. Одна из царских гробниц в Великой Тумбе Эгона была идентифицирована как гробница Филиппа II (отца Александра Македонског

3. Дельфы (присоединены в 1987 году): Национальное Святилище Дельфы, где находится оракул Аполлона, считается «пупом земли», в 6-й веке до н.э. был религиозным центром и символом единства древнего мира.

4. Мистра (присоединена в 1989 году): чудо Мореа – Мистра — была возведена как крепость в 1249 году Королем Вильгельмом Ахаии в Виллардуэн и восстановлена ​​во времена Византийской империи. Позже крепость была завоевана турками и венецианцами. Покинутая завоевателями в 1832 году, Мистра представляет собой удивительные средневековые руины, находящиеся в исключительно красивом месте.

Замок МистрасМистрасМистрас, церковь

5. Олимпия (присоединена в 1989 году): расположенная в долине Пелопоннеса, Олимпия была заселена еще с доисторических времен. В 10-ом веке до нашей эры стала центром поклонения Зевсу. Помимо храмов, здесь найдены руины всех спортивных объектов, построенных к Олимпийским Играм, проводившиеся в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года

6. Микены и Тиринф (присоединены в 1999 году): памятники двух крупнейших городов Микенской цивилизации восточной части Средиземного моря с 15 до 12 в.в. до н. э. сыграли решающую роль в развитии классической греческой культуры. Эти два города связаны с Гомеровским эпосом (Илиадой и Одиссеей), и оказали огромное влияние на европейское искусство и литературу.

ОлимпияВергинаМикены

7. Делос(присоединен в 1990 году): согласно греческой мифологии, Аполлон родился на этом маленьком острове Киклад. Остров привлекал паломников со всей Греции и был процветающим торговым портом. Археологическое место Делоса является исключительно обширным и богатым, поскольку в прошлом он представлял собой большой средиземноморский порт.

8. Исторический центр (Хора) с монастырем Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на острове Патмос (год присоединения — 1999): Патмос в Додеканесах, известный как остров, где Иоанн Богослов написал свое Евангелие и Апокалипсис. Монастырь, посвященный «любимому ученику», был обнаружен на острове в конце 10 века. Старый город Хора, связанный с ним, включает в себя традиционные и религиозные сооружения.

Монастырь Иоанна Богослова на ПатмосеИкона. ПатмосПатмос, фрески

9. Средневековый город Родоса (год присоединения — 1988): Орден Святого Иоанна Иерусалимского держал в оккупации Родос с 1309 по 1523 года и превратил его в средневековую крепость. Позднее город попал под итальянскую и турецкую оккупацию. Дворец Великого Магистра, Больница, улица Рыцарей и Верхний город являются одними из самых красивых городских центров Готического периода.

Замок, РодосСредневековый замок Родоса, внутриСредневековый замок Родоса

10. Монастырь Дафни, Монастырь Осиу Лука и Неа Мони на Хиосе (присоединены в 1990 году): несмотря на их значительную географическую удаленность друг от друга (первый расположен в Аттике, второй в Фокиде, а третий в Эгейском море), эти три монастыря принадлежат к той же типологической серии. Церкви были построены с большим куполом, который поддерживается небольшими арками, создающими восьмиугольное пространство. В 11-е и 12-м веке церкви были разнообразно украшены и полихромно облицованы мрамором, мозаиками на золотом фоне — основными характеристиками «Второго византийского периода».

Читайте также  Греческие боги картинки

11. Старый город Корфу (год присоединения — 2007): Старый город Корфу с двумя крепостями — старой и новой расположен у входа в Адриатическое море и населен еще с древних времен. Учитывая стратегическое положение острова Корфу — он стал важным портом, который защищал остров от повторяющихся осад, и считается одним из важнейших укрепленных городов Средиземноморья.

Античный город Олимпия

Античный город в северо-западной части полуострова Пелопоннес между рекой Алфей и горой Кронос. Место, где находилось одно из крупнейших святилищ Древней Греции с храмами Геры и Зевса. Здесь проводились знаменитые Олимпийские игры, величайшие из эллинских национальных празднеств. Сегодня этот археологический комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Месторасположение: Олимпия, Элида, периферия Западная Греция.
Географические координаты: 37°38′18″ с. ш., 21°37′51″ в. д.

Древнегреческое святилище в Олимпии состоит из большого количества различных зданий

Древнегреческое святилище в Олимпии состоит из большого количества различных зданий

Первые святилища на территории нынешней Олимпии появились еще в микенскую эпоху, но тогда здесь проводились ритуалы в честь богини земли и плодородия Геи. И лишь когда на эти земли пришли эолийцы (одно из главных древнегреческих племен), в Олимпии был установлен главенствующий культ Зевса.

Первыми на территории Олимпии были построены храм Геры и несколько сокровищниц. Позже появились светские и спортивные сооружения. Храм Зевса был построен в середине V века до н. э., по размерам, масштабу и украшениям он превосходил все остальные здания. Храм Зевса, ставший центральной частью всего архитектурного ансамбля, являлся первым подлинным образцом дорического ордера.

Состав древней Олимпии:

  • Пропилеи
  • Пританион
  • Филипейон
  • Храм Геры
  • Пелопион
  • Нимфей
  • Метроон
  • Крипт
  • Стадион
  • Портик Эхо
  • Портик Гестии
  • Храм Зевса
  • Алтарь Зевса
  • Ника Пэония
  • Гимнасий
  • Палестра
  • Теоколеон
  • Героон
  • Мастерская Фидия
  • Термы Кладея
  • Греческие бани
  • Леонидайон
  • Южные термы
  • Булевтерейон
  • Южный портик
  • Вилла Нерона
  • Сокровищницы городов Сикион, Сиракузы, Эпидавр, Византий, Сибарис, Кирена, Селинунт, Метапонт, Мегара и Гела

Главное чем стала знаменита Олимпия — это Олимпийские игры с четырехлетним циклом. Точно не ясно, кто первый зародил традицию их проведения, но временем проведения первой Олимпиады считается 776 год до нашей эры. Во время этих игр объявлялось перемирие, когда все войны между греческими полисами прекращались. Расцвет Олимпийских игр и самой Олимпии приходится на VI-V века, а затем эта религиозная традиция постепенно приходит в упадок.

Античный город Олимпия на карте

Попытка возродить Олимпийские игры связана с римской эпохой, в это время спортивные состязания стали доступны для всех граждан империи. Император Нерон организовал Олимпиаду в 67 году н. э. и даже был увенчан лавровым венком как победитель состязаний колесниц (хотя и не участвовал в них). Императоры Адриан и Юлиан Отступник также пытались оживить древние игры, но у них ничего не получилось.

Наконец, император-христианин Феодосий в 394 году полностью запретил проведение Олимпийских игр. В 426 году по приказу Феодосия Второго был сожжен главный храм Олимпии — храм Зевса, позже все разрушения довершили землетрясения, наводнения и набеги варварских и славянских племен.

Археологические раскопки в Олимпии начались в 70-е годы XIX века, они продолжаются вплоть до настоящего времени, в результате чего были найдены остатки многочисленных сооружений античного периода — самые интересные фрагменты сегодня можно увидеть в Археологическом музее Олимпии. А во время проведения Олимпийских игр 2004 года в Афинах состязания по толканию ядра проводились на восстановленном стадионе древней Олимпии.

Древнейшие памятники архитектуры Греции

Глава «Древнейшие памятники» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

* (Для того, чтобы облегчить читателю сравнение храмов и других общественных сооружений, в иллюстрациях выдержаны общие масштабы: планы — в М около 1:1000, их фрагменты — в М 1:400; в одном масштабе соответственно воспроизведены также фасады храмов и ряд планов городов)

Святилище Аполлона Карнейского на о. Фере, сооруженное не позднее конца VIII в. до н. э., является примером культового здания, представляющего переходную форму от жилого дома к храму (рис. 4). Самый храм, обращенный главным фасадом на юго-восток, состоял из наоса размером 12,15×7,3 м и пронаоса глубиной 4,3м. Перед храмом был расположен обнесенный стеной почти квадратный двор, в котором находилась продолговатая цистерна. С противоположной от святилища стороны ко двору примыкала небольшая пристройка из двух комнат, поэтому вход размещался в боковой стене двора, что придавало ансамблю сходство с жилыми постройками.

Архитектура Древней Греции. Остров Фера. Святилище Аполлона Карнейского, конец VIII в. до н.э. План
4. Остров Фера. Святилище Аполлона Карнейского, конец VIII в. до н.э. План
Архитектура Древней Греции. Спарта. Храм Артемиды Орфии, IX— VIII вв. до н. э. Схематический план раскопок (храм обозначен пунктиром)5. Спарта. Храм Артемиды Орфии, IX— VIII вв. до н. э. Схематический план раскопок (храм обозначен пунктиром)

Храм Артемиды Орфии в Спарте (греч. «прямосмотрящей»), возможно, является древнейшим из известных нам храмов Греции, так как датируется IX—VIII в. до н. э. Точные размеры его неизвестны: раскопками обнаружены только части южной и западной стен (рис. 5). Длина его не менее 12 м, ширина 4,5 м. Фундамент был сложен из булыжника. Сырцовые стены в нижней части имели ряд вертикально установленных камней — орфостатов.

Внутри по продольной оси храма на каменных плитах, уложенных через 1,25 м, очевидно, стоял ряд деревянных столбов, поддерживавших прогон перекрытия или конек двускатной крыши. Остатки каменных плит, уложенных вдоль продольных стен, заставляют предположить, что деревянные столбы были приставлены и к стенам и служили для их укрепления. Подобная установка пристенных столбов, образующих неглубокие ниши, встречается во многих более поздних храмах Пелопоннеса (в Бассах, в Тегее, в Лусах), где этот прием, некогда существенный для примитивной конструкции, стал трактоваться как архитектурная форма, служащая художественным целям.

Мегарон Б в Фермосе (Ферме). Раскопки в Фермосе в Этолии обнаружили остатки нескольких разновременных построек. Древнейшая среди них — узкий, шпилькообразный мегарон А относится еще ко 2-му тысячелетию до н. э. Несколько южнее обнаружены остатки здания, датируемого X веком и обозначаемого в археологической литературе как мегарон Б (см. рис.1). Это длинное прямоугольное здание (21,4х7,3 м) со слегка криволинейной торцовой задней стеной разделялось поперечными стенами на три помещения: глубокий открытый пронаос, наос, а в глубине небольшой адитон. Скорее всего, это был дворец, впоследствии превращенный в храм. По оси здания имелся ряд деревянных опор. Стены в нижней части были сложены из небольших необработанных, но тщательно пригнанных камней на глиняном растворе. Пол выложен тонкими каменными плитами.

Наибольший интерес представляют каменные плиты (их было найдено 18), обрамлявшие здание с севера по эллипсу (повторяя очертания мегарона А), а с юга заканчивавшиеся по прямой. На плитах были установлены деревянные столбы, поддерживавшие крышу, по-видимому, имевшую спереди фронтон, а сзади вальму. Судя по остаткам керамики, найденной вместе с плитами-базами, постройка была обнесена столбами в VIII в. до н. э. Таким образом, это наиболее ранний пример периптерального храма, сыгравшего особенно значительную роль в греческом зодчестве.

Архитектура Древней Греции. Дрерос (о. Крит). Храм, VIII в. до н. э. Разрез, план (реконструкция)
6. Дрерос (о. Крит). Храм, VIII в. до н. э. Разрез, план (реконструкция)

Храм в Дреросе на о. Крите также относится к VIII в. до н. э. (рис. 6). Стены его сложены из камня. Размер целлы 10,9X7,2 м. Посреди целлы находился очаг. Две каменные базы, расположенные по оси помещения спереди и сзади очага, указывают на то, что две деревянные опоры служили для поддержки перекрытия, в котором было устроено дымовое отверстие. Предполагается, что в храме сочеталось горизонтальное чердачное перекрытие и двускатная кровля. Перед входом имелся портик с парными стойками по углам (местоположение их не вполне установлено) — явление, редкое в греческом зодчестве.

Храмы в Принии на о. Крите датируются VII в. до н. э. Храм Б, состоящий из трехчастной целлы (с пронаосом, наосом и адитоном) шириной 4,5 м, имел посередине алтарь. В основном он повторяет традиционные для эгейской архитектуры формы.

7. Приния. Храм А, конец VII в. до н. э. Фасад (реконструкция), план, фрагмент фризаАрхитектура Древней Греции. Дрерос (о. Крит). Приния. Храм А, конец VII в. до н. э. Фасад (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Дрерос (о. Крит). Приния. Храм А, конец VII в. до н.э. ПланАрхитектура Древней Греции. Дрерос (о. Крит). Приния. Храм А, конец VII в. до н.э. Фрагмент фриза

Значительно более интересен храм А — почти правильная прямоугольная постройка со стенами из плитняка на глиняном растворе (рис. 7). Он состоял из наоса и предшествующего ему портика в антах. Это уже почти типичный храм в антах более позднего времени, от которого его, однако, отличали усиленные пилоны, заканчивавшие анты и квадратный столб, стоявший между антами по главной оси храма прямо против двери в наос. Внутри наоса, по продольной оси, как и в храме в Дреросе, находились две деревянные опоры на каменных плитах, а между ними помещался очаг, служивший алтарем. Остатки жертвоприношений — пепел и кости — заставляют предположить, что и здесь в крыше имелось отверстие для выпуска дыма.

Храм был богато украшен. Сохранились части рельефного фриза с изображением ряда всадников, обломки скульптур двух крылатых женских божеств, а также куски волют архаической формы (без глазка и с выпуклой линией спирали). Пернье реконструирует храм с плоской крышей, полагая, что крылатые боги находились над центральным столбом по оси храма, а волюты увеличивали его углы.

Храмы в Принии имеют ярко выраженные черты эгейских традиций: форму мегарона, эгейскую конструкцию стен и фундаментов из грубо отесанных блоков, очаг внутри наоса и скамьи для приношений, свойственные эгейским святилищам.

Архитектура Древней Греции. Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция). Храм из Перахоры (общий вид)Архитектура Древней Греции. Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция). Храмы из Перахоры и Аргоса (план, разрез, фасад)
Архитектура Древней Греции. Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция). Храм из Аргоса (общий вид)2. Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция): 1 — из Перахоры (общий вид, план, разрез, фасад); 2 — из Аргоса (общий вид, план)

Модели из Аргоса и Перахоры. Остатки выполненных в терракоте моделей построек, найденные при раскопках на месте древнейшего храма в Аргосском Герайоне и среди остатков первого апсидального храма Геры Акрайи в Перахоре близ Коринфа, позволяют дополнить картину храмового строительства древнейшей эпохи. Модели, по-видимому, представляющие собой вотивные приношения и относящиеся ко второй половине VIII в. до н. э., изображают современные им сооружения. Модель из Аргоса изображает прямоугольную постройку со входом на торцовой стороне и портиком на двух угловых столбах (см. рис. 2).

Судя по росписям, на боковых сторонах изображены каркасная конструкция и горизонтальные связи, которые должны были соединять поверху и понизу столбы портика (они не сохранились) с небольшими выступами продольных стен. Крутая двускатная кровля сочетается в этой модели с горизонтальным потолком, образуя чердачное помещение, в которое можно было попасть через проем во фронтоне. Стропильные ноги не свешивались, а упирались в балки чердачного перекрытия. Треугольные отверстия, показанные на стенах модели, могли служить для выпуска дыма от очага. В росписи стен геометрический орнамент соединен со стилизованной пальметтой.

В Перахоре были, по сути дела, найдены фрагменты двух схожих моделей, на основе которых была сделана единая реконструкция. В этом случае задняя часть модели была закруглена и, по-видимому, изображала апсидальное завершение постройки из булыжника или колотого камня, из которого трудно выкладывать прямые углы. Очертания кровли, имевшие сходство с перевернутой вверх килем лодкой, говорят о том, что кровля была из соломы или тростника, обмазанных глиной. Таким образом, модель из Перахоры, хотя и была выполнена в VIII в. до н. э., отражает скорее всего более ранний этап строительства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector