Памятники в риме

Памятники в риме

Знаменитые памятники республиканского периода

От большинства республиканских храмов, а было их в Риме несколько десятков, не сохранилось даже руин. Наиболее знаменитые — грандиозные сооружения , древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н.э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня ранняя — VI в. до н.э. и так называемая Сервиева стена — 378-352 гг. до н.э.

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога VI-III вв. до н.э. для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н.э., пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.

К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал клоака Максима в Риме, сохранившийся до наших дней. Общественная жизнь протекала на рыночной площади. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.

В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.

Древнейший форум в Риме — республиканский форум Романум VI век до н.э. к которому сходились все дороги. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.

В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива — Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории.

Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры — носы побеждённых вражеских кораблей отсюда и название — ростральная колонна, и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны — лавки ювелиров и золотых дел мастеров. В эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э., храм — основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм — моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.

Круглый храм Сивиллы или Весты в Тиволи I в. до н.э., под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива — бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность.

Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме(I в. до н.э.) — уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколоннами, сливающимися со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колоннами и парадной лестницей входа, архитектор объединил его с замкнутой целлой ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго вычерченными профилями.

Великолепны римские мосты I вв. до н.э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки — это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность семейного быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни.

Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеи — италийского города, который погиб в 79 г. н.э. в результате извержения вулкана Везувий.

Погребённый под пеплом город случайно обнаружили при строительстве водопровода в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих . В городе было два театра.

Замечательны помпейские дома — «домусы». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум от лат. atrium — «закопчённый», «чёрный», т.е. помещение, почерневшее от копоти, который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму — «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши — комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, — имплювий.

В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Не случайно в атриуме стояли все самые важные вещи: тяжелый сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей — ларов и пенатов.

Античные памятники в Риме

Величие построек древнего Рима всегда выдавало в нём особенный город, наделённый мощью и властью. Императоры и аристократы не жалели средств, чтобы придать ему должный облик — строили роскошные храмы и общественные здания. В современном Риме туристы первым делом стремятся увидеть архитектуру той эпохи, когда слава города гремела на весь мир. Какие античные памятники нужно обязательно осмотреть?

Памятники древнего Рима

Римский пантеон

Римский пантеон

Бычий форум

Первым портом и коммерческим центром Рима был Бычий форум, который также известен как место проведения первого гладиаторского боя. От древнего памятника хорошо сохранились две постройки. Первая — круглый храм Геркулеса из мрамора, украшенный знаменитыми живописцами античной эпохи. Вторая — храм Портуна, построенный в честь покровителя моряков и портов. Он состоит из портика с ионическими колоннами и целлы. Отличная сохранность храма Портуна связана с тем, что с приходом христианства его превратили в церковь. Бычий форум окружён тихим сквером. Здесь почти всегда царит мирная атмосфера, поэтому можно провести время рядом с античными памятниками и заодно отдохнуть от суеты Вечного города.

Замок Святого Ангела, Рим

Замок Святого Ангела, Рим

Термы Каракаллы

Долгое время центром жизни Рима служили термы Каракаллы, построенные с необычайным размахом. Они были расположены в престижном районе и выполнены настолько добротно, что считались архитектурным чудом. Термы по сути являлись прототипами современных спортивных центром. Они вмещали бани, места для проведения досуга и соревнований. Сегодня термы Каракаллы — не просто античная достопримечательность. Здесь организуют классические концерты и ставят оперу. На территории раскопок терм можно осмотреть храм Митры — крупнейший в Риме, бывшие гимнастические залы, комнаты, бассейны. Стоит отметить, что термы были украшены мозаиками, мраморными скульптурами и барельефами. Многие из них сохранились.

Фонтан четырёх рек на площади Навона

Фонтан четырёх рек на площади Навона

Термы Диоклетиана

Неподалёку от площади Республики расположены термы Диоклетиана. В античные времена они, как и термы Каракаллы, служили не просто общественными банями. Здесь размещались комнаты для спортивных мероприятий, а рядом был создан великолепный сад. Сейчас туристы могут осмотреть главный корпус терм и один из центральных залов, переоборудованный Микеланджело в церковь. Другая часть превращена в Национальный музей, где хранятся древние находки: саркофаги, ритуальные предметы, античные скульптуры. Также есть незадействованные руины, но в целом после реконструкций термы дошли до нас в прекрасном состоянии.

Театр Марцелла

Идея строительства театра Марцелла принадлежала ещё Юлию Цезарю, но задумка была воплощена намного позже — при Октавиане Августе. Вскоре сооружение послужило образцом для строительства всех римских амфитеатров. Здание состояло из нескольких ярусов и вмещало тысячи зрителей. Каждый ярус был выдержан в определённом стиле. Первый этаж сохранил дорические капители и колонны. На втором этаже можно рассмотреть ионические черты, хотя эта часть театра значительно разрушена. Третий этаж, выдержанный в коринфском стиле, не сохранился. Вместо него в XII веке возвели надстройки, которые реконструировали в XIII и XVI веках. Сегодня на верхних этажах легендарного театра расположен действующий жилой дом.

Колизей

Колизей в Риме

Колизей в Риме

Самое грандиозное античное сооружение Рима — Колизей, фотографию которого должен увезти с собой каждый турист. Огромная арена, кажется, уже с момента открытия стала символом города. И хотя былые разрушения лишили Колизей блеска, он до сих пор неизменно присутствует в маршруте любого путешественника.

Колизей в Риме 02

Колизей в Риме

Посетители имеют доступ к арене и местам для зрителей. Сохранились они не идеально, но можно представить масштаб величия Колизея, походить по остаткам галерей и прочувствовать атмосферу, в которой гладиаторы готовились к выходу на арену.

Мавзолей Августа

Много веков от глаз посетителей был скрыт мавзолей Августа — огромная гробница императора. От входа к центру вёл коридор, который заканчивался возле ниш с золотыми погребальными урнами. Здесь похоронили не только Августа, но и многочисленных родственников правителя. Урны были разграблены, а мавзолей со временем частично разрушили. Только при Муссолини началась реставрация, которая до сих пор не завершилась. К сожалению, доступ туристов внутрь ограничен из-за плохого состояния памятника. Иногда мавзолей открывают по особым случаям, и римляне демонстрируют неподдельный интерес к этому античному наследию. Однако мавзолей доминирует на Марсовом поле и стоит хотя бы осмотра со стороны.

Официальный туристический сайт Италии

Рим (Roma), столица Италии, является одним из прекраснейших городов мира. Его исторический центр является одним из 55 итальянских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (World Heritage List.).

На территории Рима, кроме того, расположено государство Ватикан, пользующийся правами экстерриториальности, как и несколько церквей, включая базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (базилику Святого Павла за городскими стенами).

Старый город, заключенный в кольцо стен Аврелиана (mura aureliane) (на левом берегу Тибра) и стеной Яникула (mura gianicolensi) (на правом берегу реки), насчитывает около 25.000 природных, археологических и художественных достопримечательностей.

Легенда гласит, что Рим был основан в 753 году до нашей эры двумя братьями, Ромулом и Ремом (Romolo e Remo), вскормленными молоком знаменитой волчицы, которая стала истинным символом столицы, наряду с одним из ее наиболее важных памятников, Колизеем (il Colosseo). Именно история сделала Рим великим городом, сначала центром Римской республики, затем средоточием политической и культурной жизни Империи, и, в четвертом веке, столицей христианского мира.

Территория, находящаяся под защитой ЮНЕСКО, расширенная в 1990 году до стен Урбана VIII, включает в себя некоторые из самых важных памятников древности, среди которых выделяются Императорские форумы (Fori Imperiali). Невдалеке, на Авентинском холме, находятся два шедевра, когда-то предназначенные для отдыха и развлечения римского народа: Термы Каракаллы (terme di Caracalla) (212-217), самый великолепный образец общественных бань, и Большой цирк (Circo Massimo), где проходили гонки колесниц.

Пройдя на север вдоль Тибра, мы найдем мавзолей Августа (Mausoleo di Augusto), величественный погребальный памятник, созданный по воле императора Августа в 29 г. до н.э. по его возвращении из Александрии, который должен был напоминать гробницу Александра Македонского. Не менее знаменит мавзолей Адриана, над которым возвышается замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo). Его облик был полностью изменен во времена Средневековья и в эпоху Возрождения, он соединен с Ватиканом укрепленным крытым переходом, известным под названием «пассетто-ди-борго» (passetto di borgo).

В историческом центре Рима находится Пантеон (Pantheon), круглый храм, посвященный олимпийским божествам, построенный по приказу императора Адриана (118 -128) и прозванный римлянами «Ротондой».

Большой интерес представляют также монументальные колонны: колонна Траяна (Colonna Traiana), воздвигнутая в честь завоевания Дакии императором Траяном, и колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio), установленная между 176 и 192 годами в память победы над германскими племенами. В наши дни она возвышается перед фасадом Палаццо Киджи (Palazzo Chigi), где располагается правительство Италии, на великолепной площади Пьяцца-делла-Колонна.

Многочисленны также незабываемые площади Рима: Кампо-дей-Фьори (Campo dei Fiori) со статуей философа и еретика Джордано Бруно; Пьяцца Навона (Piazza Navona), знаменитая фонтаном Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi ) Бернини; Пьяцца-ди-Спанья (Piazza di Spagna), над которой возвышается великолепная Испанская лестница; Пьяцца-дель-Пополо (Piazza del Popolo) с двумя церквями-близнецами; Пьяцца Венеция (Piazza Venezia) и «Витториано» (Vittoriano), монументальный комплекс, посвященный памяти Виктора Эммануила II, за которым расположен Капитолий (Campidoglio); Ларго-ди-Торре-Арджентина (Largo di Torre argentina) с остатками древних римских храмов; Пьяцца Трилусса (Trilussa) и площадь Санта-Мария-ин-Трастевере (Santa Maria in Trastevere), которые находятся за Тибром в историческом районе Трастевере (Trastevere).

Помимо исторического центра, под защитой ЮНЕСКО находятся также некоторые религиозные и общественные здания папского Рима, являющиеся экстерриториальными владениями Святого Престола. Среди них — самые красивые церкви столицы, настоящие художественные шедевры: Санта-Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore), Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (San Giovanni in Laterano) и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (San Paolo fuori le Mura). Эти памятники оказывали на протяжении веков значительное влияние на развитие архитектуры и монументального искусства в большей части христианского мира.

Базилика Санта-Мария-Маджоре является одной из Великих базилик Рима, ее художественное и религиозное значение неоценимо. В папском Риме эта церковь была одной из доминант градостроительного плана, реализованного Сикстом V. И сегодня характерный силуэт ее колокольни и куполов является одной из примет Рима. Особенностью базилики является обилие великолепной по качеству мозаики: 36 панелей в нефе и мозаики триумфальной арки восходят к V веку, а апсиды были покрыты разноцветными смальтами в 1295 году. Обратите внимание на красоту заднего фасада, шедевра Карло Райнальди (1673 год), одного из самых торжественных творений архитектуры барокко.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме) был первым кафедральным собором Рима: здесь император Константин после 312 года позволил учредить епископскую кафедру. Внешний вид храма достаточно сдержан, но интерьер, разделенный на пять нефов, богато украшен. Базилика приобрела свой облик в юбилейный 1650 год, когда была перестроена Борромини, который и придал храму барочные черты.

Среди Великих базилик следует назвать Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, построенную Константином в 314 году и позже расширенную. В 1823 году, вследствие пожара, собор был перестроен по проекту архитектора Полетти. Базилика, разделенная на пять нефов, украшена 80 монолитными гранитными колоннами из Монторфано. В верхней части стены, где плиты египетского алебастра чередуются с большими окнами, расположены 36 фресок со сценами из жизни святого Павла.

Наряду с историческим центром Рима и тремя крупными храмами, в Список всемирного наследия были включены также несколько зданий, представляющих большой интерес и принадлежащих Ватикану. Среди них Канцелярия (Cancelleria) (1483-1517), Палаццо- дей-Пропилеи (Palazzo dei Propilei), Палаццо Маффеи (Palazzo Maffei), Палаццо Сан-Каллисто (Palazzo San Callisto) и, наконец, Дворец распространения веры (Palazzo di Propaganda Fide).

Любопытные факты
Территория внутри периметра стен Аврелия разделена на 22 района: Монти (Monti), Треви (Trevi); Колонна (Colonna), Кампо Марцио (Campo Marzio), Понте (Ponte), Парионе (Parione), Регола (Regola), Сант-Эустакио (Sant’Eustachio), Пинья (Pigna), Кампителли (Campitelli), Сант-Анджело (Sant’Angelo), Рипа (Ripa), Трастевере (Trastevere), Борго (Borgo), Эсквилино (Esquilino), Лудовизи (Ludovisi), Саллустиано (Sallustiano), Кастро- Преторио (Castro Pretorio), Челио (Celio), Тестаччо (Testaccio), Сан-Саба (San Saba), Прати (Prati).

Латеранскими соглашениями, подписанными в 1929 году между Италией и Ватиканом, был установлен ряд объектов, расположенных на итальянской территории, но пользующихся правами экстерриториальности и являющихся исключительной собственностью Святого Престола.

Смотрите также .
Краткая история Рима | Прогулки по Риму A spasso per Roma| Колизей Il Colosseo | Римский Форум Il Foro romano | Имперские Форумы I Fori Imperiali| Капитолийские Музеи I Musei Capitolini | Галерея Боргезе La Galleria Borghese| Базилика Святого Петра La Basilica di San Pietro| Катакомбы Le Catacombe

Полезная информация

Географическое положениеСтрана: ИталияОбласть: ЛациоПровинция: РимПолезные ссылки• Туристический сайт области Лацио Sito del Turismo Regione Lazio • Туристический сайт Коммуны Рима Sito Turismo Comune di Roma• Музейный портал Рима Portale dei musei di Roma

Почётные и надгробные памятники Древнего Рима

Триумфальные арки. — Триумфальные арки относятся к общему типу арок. Они богато украшены и увенчаны аттиком с надписью. Достаточно напомнить арки Тита и Септимия Севера в Риме, арку Константина, скульптура которой взята с арки Траяна, арки Траяна в Анконе и Беневенте; в Афинах — арку Адриана, в Алжире — арки Тебессы и Тимгада, во Франции — арки в Оранже, Реймсе, Безансоне, Кавольоне и Сен-Шама. Сентская арка является редким примером двупролетной триумфальной арки.

Триумфальные колонны и статуи. — Греки воздвигали колоссальные статуи богам, римляне — императорам. Таков колосс Нерона. В смысле же почетных колонн греки знали только вотивную колонну, которую римляне воспроизвели в гигантском масштабе, как например колонны Траяна и Антонина в Риме, на которых подвиги императоров были изображены рельефом, восходящим спиралью от цоколя до капители, увенчанной статуей. К памятникам этой же категории относится сравнительно скромная колонна, обломки которой сохранились в Кюссе.

Римляне были большими мастерами в умелой игре на размерах своих почетных памятников. Последние поставлены, как греческие культовые статуи в храмах, на близком расстоянии от зрителя и в окружении зданий, контраст с которыми увеличивает размеры памятника.

Пространство между Колоссеем (Колизеем) и местом, занятым впоследствии храмом Венеры и Ромы, где возвышалась статуя Нерона, нисколько не соответствовало масштабу этой статуи. Колонна Траяна стояла в ограде небольшого дворика, смежного с базиликой Ульпия. Колонна была видна только поверх базилики или в непосредственной близости. Эффект увеличивается в первом случае малым полем зрения, а во втором — контрастом с окружающими зданиями.

Триумфальная арка Тита в РимеТриумфальная арка Септимия Севера в Риме
Триумфальная арка Константина в РимеКолонна Траяна
Триумфальная арка Адриана в АфинахКолонна Антонина Пия

Гробницы. — Могильные памятники римлян являются подражанием греческим и этрусским. У римлян, так же как и у этруссков, практиковалось как погребение, так и сожжение трупов; последнему соответствуют колумбарии — места погребения с нишами в стене (например колумбарий вольноотпущенников Ливии), в которых ярусами располагались ряды урн.

Читайте также  Лестница микеланджело в риме

Наиболее грандиозными образцами римских гробниц являются мавзолеи Августа и Адриана: по внешнему виду это конические массивы, покоящиеся на цоколе. Они воспроизводят в колоссально увеличенном масштабе этрусскую гробницу в Казале-Ротондо.

В Альбано, под названием памятника Куриациев, мы видим другой тип этрусской гробницы, состоящей из удлиненных конусов на общем цоколе. Гробница Цестия имеет форму пирамиды; гробницы заиорданской Сирии принимают иногда форму квадратной башни и расположены вдоль черты города наподобие оборонительных сооружений. Гробницам Цецилии Метеллы и семьи Плавтов придана форма круглых башен. Эти довольно массивные башни преобразуются в последние времена Римской империи в круглые или многоугольные храмы (tor de Schiavi, гробница Диоклетиана в Спалато). Этот тип конструкции приводит нас к первым временам христианской архитектуры: к нему принадлежит гробница св. Елены.

Римские гробницы расположены за чертой города, обычно вдоль проезжих дорог (Аппиева дорога, Помпейская дорога гробниц). Законы «двенадцати таблиц» разумно запрещали погребение внутри города. Императорский Рим дерзнул отступить от этого правила только для гробниц своих императоров, и лишь в христианскую эпоху могилы стали скапливаться вокруг церквей и проникли даже внутрь религиозных зданий.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Памятники Рима и архитектура древнего Рима

Памятники Рима и архитектура древнего Рима

Одной из главных составляющих туристических маршрутов по Вечному городу являются памятники Рима. Располагая богатейшим культурным наследием и многовековой историей, этот город пользуется неоспоримой популярностью. Монументальность архитектуры, ее уникальные особенности, история создания и возраст… Все это просто не может не влечь к себе и не вызывать восхищения.

Сотни тысяч человек в различные периоды времени вложили свои силы и применили собственные профессиональные навыки для того, чтобы и сегодня античный Рим мог радовать нас своим великолепием, не канув в лету на страницах учебников по истории.

Каков он, этот неизведанный мир? Памятники итальянской столицы дают возможность совершить настоящее путешествие во времени. Они открывают для нас удивительные исторические события прошлого, дают возможность узнать о заслугах величайших правителей.

Не остается в стороне и жизнь простого населения Рима, что также является неотъемлемой составляющей его былой самобытности. Предлагаем вам вместе с нами узнать, какие они, памятники Рима, какая у них история и особенности. Но, прежде, чем перейти к непосредственному их обзору, уделим немного внимания истории развития архитектуры Вечного города.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Колизей - Без очереди

Колизей — Без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Экскурсии по Риму

Уникальные экскурсии по Риму

История развития архитектуры Древнего Рима

Довольно странно осознавать, что привычные нам строительные материалы, такие как цемент, туф и кирпич, прежде использовались для создания шедевров архитектуры Древнего Рима. Колоннады, храмы, триумфальные арки, дворцы – для всего этого успешно использовались данные материалы. И если бы не разрушения, которые, как ни странно, возникли также под влиянием самих людей, постройки античности мы могли бы лицезреть сегодня в куда большем их количестве.

Самым удивительным стало бы и то, что эти памятники итальянской столицы смогли бы сохранить собственную первозданность, если бы удалось сохранить их самих. Дело все в том, что для большинства этих памятников архитектуры использовался крепчайший римский цемент. Состав его включал в себя смесь извести в сочетании с продуктами вулканических извержений, что и позволяло добиться отменной крепости сооружений.

Составляющими римской архитектуры являются элементы двух основных культур – греческой и этрусской. Сама же история развития архитектуры Рима разделена на несколько основных этапов. Например, первый этап включает в себя самые древние памятники Рима и относится к периоду с основания Вечного города до II в. до н.э. Для такого рода сооружений характерно выраженное влияние этрусской культуры.

В качестве основных памятников этого периода можно обозначить:

  • знаменитую Аппиеву дорогу;
  • Мамертинскую тюрьму;
  • Клоаку Максима;
  • некоторые катакомбы;
  • языческие храмы и пр.

Что касается построек, возведенных в дальнейшем, то в них уже четко обозначено влияние греческой архитектуры. В данном случае примерами выступают такие памятники архитектуры, как храмы Геркулеса и Портуна, сохранившиеся до нынешнего времени и расположенные на Бычьем Форуме.

Замок Святого Ангела

Замок и мост Святого Ангела

Основной и наиважнейший этап развития древнеримской архитектуры пришелся на период рассвета Империи. Именно с ним связано создание самых известных в Риме памятников.

  1. Знаковая и величественная, главная для Рима достопримечательность, Колизей, относится именно к этому периоду, и даже сейчас его размеры поражают воображение.
  2. К числу не менее впечатляющих памятников того времени относится Мавзолей Адриана. Он более известен под другим названием – Замок Святого Ангела.
  3. Добавьте сюда Пантеон, как ярчайшую реализацию инженерной мысли, а также термальные комплексы – и вы сможете получить полное представление о масштабах и грандиозности памятников архитектуры античного Рима.

Желаете посмотреть Колизей? Не забудьте заранее приобрести билеты на вход и избежать долгого ожидания в очередях. Сделать это можно онлайн по ссылке.

Памятники Италии: архитектура Древнего Рима

Римлянам в прошлом не был свойственен собственный высокохудожественный вкус, потому они просто заимствовали идеи у греков. Но вот если речь шла об инженерных способностях, то здесь римлянам стоит отдать должное – равных в этом им не было. Большинство конструкций архитекторов в то время включало в себя наличие арки. Сам по себе этот элемент хоть и является незамысловатым, однако именно с его помощью удавалось сооружать поистине колоссальные сооружения.

1 Римский театр

В прошлом, когда те же греки, создавая ступенчатый амфитеатр, прибегали для этого к вырубке горной породы в склонах холмов, римляне уже вовсю создавали полноценные арочные конструкции. Для их строительства использовался кирпич. Это наделяло их отменной прочностью, способной выдерживать нагрузку в виде громоздких каменных элементов. Арки, как элемент конструкций, выступали в качестве базы для самых различных построек в Риме, в том числе и для театров.

Величественные сооружения облицовывались, а для их декора применялся травертин. Возводимый на ровной поверхности, театр в те времена в городе становился самым главным его украшением.

Наиболее известным памятником Рима, и, по совместительству, великолепнейшим примером архитектуры античных времен является Колизей, или же – Амфитеатр Флавиев. Театр Марцелла – следующий, не менее интересный памятник былых архитектурных изысканий, его можно увидеть неподалеку от Piazza Venezia.

2 Акведуки

Памятники Рима просто невозможно рассматривать, исключив из них акведуки. Система водоснабжения является не только составляющей архитектурного наследия Вечного города. Это также жизненно важным элементом для его развития.

Массивные водоводы, основу конструкции которых, опять же, составляет арка, функционируют и сегодня. Представляют они собой один из древнейших памятников Рима.

Первый акведук в Риме появился в IV в. до н.э. Последний построили в 226 году, при Александре Северусе.

Исследователи подсчитали, что к концу I в. объемы питьевой воды, поступавшей каждый день в Рим, могли составлять миллион кубометров. Иными словами, на каждого жителя приходилось около 1000 литров воды, что, согласитесь, впечатляет.

3 Римские мосты

Постоянные жилые зоны, которые стали впервые появляться в Риме, сосредотачивались вдоль реки Тибр, вблизи острова Тиберина. Даже сегодня здесь можно увидеть древнейшие мосты – уникальные памятники Рима.

  1. Например, мост Понте Фабричио, возведенный в 62 году н.э. Он соединяет между собой левый берег реки Тибр и остров.
  2. Другой мост, появившийся на год позднее, обеспечил соединение острова с правым берегом Тибра. И это – мост Понте Честио.
  3. Неподалеку от этих двух мостов можно обнаружить руины, прежде это был мост Понте Эмилио. Сейчас остатки былого сооружения имеют иное название – «Понте Ротто». Это отображает истинное его состояние и переводится как «разрушенный мост».
  4. Элиев Мост также относится к достоянию архитектуры Древнего Рима. Он известен широкой публике как Мост Сант Анджело. Этот памятник архитектуры находится напротив замка с одноименным названием. Построена данная переправа через реку Тибр была во времена правления императора Адриана. В дальнейшем она прошла через капитальную реконструкцию, что пришлось уже на период эпохи Возрождения.
  5. Еще одним мостом периода античной эпохи в Риме является Понте Мильвио. Этот памятник архитектуры также сохранился до нынешнего времени. Изначально мост располагался за чертой города. В его направлении находились три основные магистрали (это улицы Клодия, Кассия и Фламиния). Они соединяли с центром империи северные города.

Закажите по ссылке круиз с ужином по каналам Рима и наслаждайтесь просмотром мостов в приятной атмосфере.

4 Триумфальные арки

Мало кто из правителей римской Империи лишал себя удовольствия увековечить собственные заслуги в борьбе за ее могущество и расширение. Как результат – появление связанных с этим памятников в виде триумфальных арок. Такого рода памятники Рима в честь императора прославляли его, одновременно увековечивая память о завоеваниях, победах. Это своеобразный символ политического доминирования и воинской мощи.

Устанавливались триумфальные арки на территории всей Империи. При этом были своеобразной демонстрацией сочетания художественных вкусов жителей Рима и инженерно-технического прогресса. Такая тенденция распространилась на территории от Германии и Испании до Малой Азии и Северной Америки. Что касается самого Рима, то здесь сегодня можно увидеть одновременно несколько вариаций памятников славы, которые, кстати, сохранились в идеальном своем состоянии. В частности это следующие памятники итальянской столицы:

  • Арка Тита;
  • Арка Константина;
  • Триумфальная Арка Севера.

Также в Вечном городе на территории Римского форума находятся постаменты от триумфальных арок, возведенных при правителях Августе и Траяне.

5 Термальные комплексы

Своя, безусловно важная роль, в повседневности жителей Рима отведена была и общественным баням. Термальные комплексы в античные времена строились повсеместно, даже маленьких городках. К I в. до н.э. количество общественных купален уже составляло 170. Терминальные комплексы без преувеличения можно было назвать огромными. В основном за их посещения не взималась плата. Помимо этого, влиятельные семьи Рима возводили банные комплексы непосредственно на своих землях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector