Парижанка кносский дворец

Парижанка кносский дворец

Парижанка кносский дворец

К р и т — к о л ы б е л ь е в р о п е й с к о й ц и в и л и з а ц и и

Жителими острова Крит были созданы оригинальные художественные образцы, на которые позднее опиралась в своем развитии культура Древней Греции.
Рассмотрим фреску, изображающую совсем юную девушку в профиль. Огромный глаз изображен, как на египетских росписях, в фас. У красавицы оживленное лицо, на вздернутый нос, полные красные губы, на пышную прическу из черных кудрей. Ее платье отделано кружевом. Обольстительное создание! Становится ясно, почему романтичный Артур Эванс, обнаружив этот фрагмент фрески, сразу же окрестил изображенную кокетливую девушку «Парижанкой» !
Парижанка, фреска из Кносского дворца

Все зиждется на воображении археологов и реставраторов

А вот другая фреска — «Дамы в голубом» , которые наблюдают какое-то состязание или праздничную церемонию. Благодаря фреске, мы можем судить о том, какой красивой была одежда критянок. Дамы одеты в яркие, замысловатого покроя платья, как будто созданные современным парижским кутюрье. У дам осиные талии, стянутые корсетами — уже в те времена критские модницы хотели казаться стройными. Грудь (по легкомысленной моде того времени) было принято оставлять открытой. На острове в любое время года было тепло — многие условности не нужны.
Изысканные наряды дам напоминают туалеты богинь со змеями. Обратите внимание на изящные руки дам, затейливые прически, перевитые жемчугом, маленькие ротики с полузастывшей улыбкой.

Дамы в голубом, фреска из Кносского дворца
Обычно женщины ходили босыми, но самые знатные надевали туфли из белой кожи, украшенные вышивкой или бисером. Археологи обнаружили на Крите много украшений: заколки, цепочки, браслеты, ободки для волос, колечки. Украшения носили и знатные мужчины (ленты и браслеты).
Многочисленные изображения женщин дают основания предположить, что они занимали почетное место в обществе. Женщина пользовалась у критян большей свободой и уважением, чем позднее в Древней Греции или Риме. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите. Она не была затворницей, и ее жизнь не замыкалась на домашних заботах. На Крите женщины работают рядом с мужчинами в поле и в гончарных мастерских, они занимают почетные передние места в театре и на играх. Сохранился фрагмент фрески, представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице.

Кадр из фильма «Приключения Одиссея»

Женская статуэтка, Леди Ауксер, остров Крит

Золотой диск с изображением женщин, гробница, остров Крит

А вот перед вами прекрасный юноша с тонкой талией, в царской диадеме, украшенной пышными перьями, такой гордый и властный, что его величают «Шагающим принцем» . Медленно и плавно движется он по цветущему лугу из лилий. В руках у него жезл — символ власти. Фигура юного принца «построена» (изображена) по египетскому канону: плечи, грудь, глаза даны в фас, лицо и ноги — в профиль. Шагающий принц, Процессия, фрески из Кносского дворца

Археологические раскопки открыли на острове Фера (недалеко от острова Крит) город Акротири, современный дворцам Крита, а в домах погибшего от извержения вулкана города — прекрасные настенные росписи. Нарисованные на штукатурке геометрические и растительные мотивы, фигуры людей и животных украшали общественные здания и частные дома. Изображения элегантно одетых женщин послужили поводом для названия одного из домов Святилищем Дам .
В этих фресках покоряет подчеркнутая элегантность жестов и поз красивых женщин. Движения дам плавны и медлительны. Они грациозно протягивают руки или медленно шествуют, совершая ритуальные действа. Изображенные почти в натуральный рост, изящные дамы как бы участвуют в событиях, происходящих в помещении.
Жрица с фимиатерием — сосудом для воскурений,
фреска из Святилища Дам, остров Фера

А на этой замечательной фреске из Святилища Дам запечатлена сцена детского кулачного боя. На руках одного из мальчиков — бойцовские перчатки, о существовании которых в столь давние времена никто не мог и предположить. Борющиеся мальчики, фреска из Святилища Дам, остров Фера

В Святилище Крокусов (так называли самый южный особняк, стоящий близ моря на острове Фера) совершался великий праздник-мистерия. Священная процессия, вос­производившая ход солнечного светила, заканчивала в нем свой путь. Почти все росписи Святилища Крокусов посвящены теме срывания крокусов, обладавших священным действием. Девушки срывают цветы и подносят их богине. Художник стремится передать красоту покрытого тонким узором женского одеяния и прозрачность ткани.
Девушка, срывающая крокусы,
фреска из Святилища Крокусов, остров Фера

На стенах мы найдем также и изображения зверей, птиц, дельфинов и рыб.
Синие обезьяны, фреска, остров Фера

Обезьянка, карабкающаяся по скалам, фреска, остров Фера

Дельфины, фреска из Кносского дворца

Двухглавая птица, фреска из Кносского дворца

Синяя птица, фреска из Кносского дворца

Во фресковых росписях Кносского дворца нередко присутствует мотив лилии. Постоянное присутствие этого мотива явно говорит о каком-то особом, сакральном значении этого растения для островитян. Сегодня этот образ не поддается точной расшифровке.
Лилии в саду, фреска из Кносского дворца

Минойское искусство — наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. Фрески неизменно поражают свежестью и естественностью. Изящные юноши и девушки ведут беззаботный образ жизни; дельфины и рыбки скользят по волнам, скачут «летучим галопом» критские животные. Этот прием успешно позволял изобразить стремительность движения. Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре и керамике.

А сейчас взгляните еще на одну фреску. Кносский дворец буквально напичкан изображениями быка, его знаками и символами. Эта фреска изображает игры с быком, почитавшимся на Крите священным животным . Эти первые в истории человечества корриды были любимым зрелищем обитателей острова. Интересно, что в качестве тореадора могли выступать и девушки — еще одно свидетельство равноправия женщин! Игры с быком

Игры с быком

Золотое кольцо с изображением игр в быком

Вот мчится, едва касаясь земли, разъяренный огромный бык. На его рогах повисла акробатка — она собирается сделать головокружительный прыжок через голову быка. Еще одна гибкая девушка, закончив смертельную игру, уже проворно соскочила на землю. А над спиной делает сальто-мортале («смертельный прыжок») отважный юноша.
Некоторые акробаты несомненно, получали увечья или даже погибали в таких соревнованиях — на некоторых фресках запечатлены несчастные случаи: бородатый мужчина, пронзенный рогами быка, юноша, сбитый на землю и погибающий под копытами разъяренного животного.

Можно представить, как восхищались зрители мастерством и мужеством акробатов, рискующих жизнью!
Вы, конечно, знаете, что в Испании и в Америке и в наше время можно увидеть корриды (или родео) с быками. Интересно, что и испанские тореадоры и американские ковбои сомневаются в возможности выполнить трюк, изображенный на этой фреске — очень уж велика скорость быка.
А вот фотографии священных сосудов — ритoнов . Они выполнены в виде бычьей морды с глазами из черного хрусталя. Рога выполнены из чистого золота. Величественный бык! Именно его облик принял Зевс, когда он покорно лег у ног прекрасной Европы. А может ритон изображает голову грозного Минотавра. Такое произведение искусства может быть создано после размышления над этими мифами.

Кстати, очень интересное предположение сделал Эванс. Он полагает, что во время торжественных обрядов царь надевал маску священного быка. Со временем о переодевании царя забыли и стали верить в Минотавра.

На Крите найдены многочисленные глиняные таблички, печати, керамические изделия с письменами; но до сих пор никто не смог расшифровать минойское письмо ; таблички пока ждут тех, кто их прочтет. Может это сделает кто-то из вас? Эта письменность сочетает себе пиктографию и иероглифы.
Интересно, что письменные символы на фестском диске не нарисованы, а отпечатаны; это первое в мире печатное издание — на 3 тысячи лет раньше «Библии» Гутенберга.
Фестский диск, найден в 1908 году, 16 см, 242 символа

Второй вид критского письма, также не расшифрован

Семиструнная лира и флейта (с 8 отверстиями и 14 нотами) были впервые изобретены на острове Крит. Минойцы были также искусными резчиками, кузнецами и ювелирами.
Высокого мастерства достигло гончарное искусство, и в особенности вазы стиля Камарес . Свое название стиль получил благодаря месту, где обнаружены эти удивительные предметы — в священной пещере на горе Ида. Геометрический и спиралевидный орнамент, фантастические и природные мотивы, стилизованные фигуры людей, растений, животных, написанные белым, желтым, красным, оранжевым, разбросаны по черной или красно-коричневой поверхности сосудов.
Формы керамики были самыми разнообразными: небольшие чашки и кубки, вазы для фруктов, горшки, кувшины с тончайшими стенками. Критский гончар подписывает свои изделия, его торговая марка популярна в Средиземноморье.


Гончар создает не только красочные вазы с изображениями животных, рыб, изящных цветов. Он лепит и декоративные пластины и панно из яркой глины, раскрашивает их, ваяет статуэтки богинь.
Керамическая ваза

Ритон из горного хрусталя

Майолика

При раскопках Артур Эванс однажды принял вылепленного из глины и покрытого эмалью краба за ископаемое.

Критяне хоронят своих мертвых в глиняных гробах; чтобы под землей они не испытывали нужды, им кладутся предметы туалета, еда, глиняные фигурки женщин, которые будут ласкать и утешать их на том свете. С хорошим игроком кладут шахматную доску, с музыкантом — глиняный оркестр, с тем, кто любит море — лодочку. Иногда из экономии хитрый критянин вместо настоящей еды кладет в могилу глиняных животных.
И в заключение, посмотрите несколько иллюстраций современных худож­ников по теме «Крит».

Кносский дворец на Крите

Кносский дворец на Крите – место, которое обязательно посещают туристы. И этому имеется объяснение: комплекс расположен недалеко от столицы Крита, города Ираклиона. Но не только удобное положение привлекает гостей. Центр – ожившее свидетельство древнейшей цивилизации. Гуляя по переходам, изучая древние фрески, легко представить жизнь горожан 2000 лет до н.э. А легенды, которыми окутана старинная постройка, добавляют руинам очарования.

История строительства

Кносский дворец

Первый Кносский дворец минойцы, предположительно, построили в 2000 году до н.э. А уже в 1700 году сооружение почти полностью разрушило землетрясение. Тогда погиб не только этот дворец: практически все постройки на острове уничтожила стихия. Но через некоторое время здание восстановили. Это было время полного расцвета критской цивилизации, поэтому постройка превзошла предыдущую по красоте, изяществу и роскоши. Но простояла она недолго: в 1450 году до н.э. снова погибла. О причине исчезновения здания до сих пор спорят эксперты. Ученые считают чудом, что части дворца удалось раскопать и реконструировать.

Открытие Эвансом

Кносский дворец

Изначально раскопки на месте существования Кносского дворца провел в 1878 году греческий археолог Калокеринос. Ему удалось обнаружить некоторые артефакты, после обнародования которых к раскопкам проявили интерес европейцы. Англичанин Артур Эванс один из них. Эванс приезжает на остров в 1900 году и выкупает все земли, где, по его мнению, находятся остатки уникального здания. Но до 1905 года его работу нельзя назвать удачной: находки незначительны и малоинтересны.

А в 1905 году Эванс раскапывает артефакты, значение которых трудно переоценить:

  • обилие предметов домашнего обихода
  • фрески Принц с лилиями и Процессия
  • фреску Игры с быком
  • фреску Парижанка
  • остатки дворцовых покоев, включая Тронный зал, и служебных построек (мастерские, хранилища)
  • надписи на досках

Но Эванс не остановился на достигнутом: он провел масштабную реконструкцию построек. При этом сам выполнял работу архитектора. Именно благодаря этой колоссальной работе сегодняшние посетители имеют представление о том, каким было это сооружение после первой реконструкции (1700-1450 годы до н.э.).

Конечно, не обошлось без введения абсолютно новых деталей. Все колонны, которые украшают постройку, заново созданы Эвансом: минойцы для изготовления колонн использовали дерево, которое отлично предохраняло здание от разрушения во время толчков при землетрясении, но быстро сгнивало и повреждалось жучками-короедами. При реконструкции здание получило колонны, вытесанные из камня.

Ученые не имеют единого мнения о правильности принятого Эвансом решения: некоторые считают, что достаточно было просто законсервировать раскоп, а артефакты передать в музеи. Но, тем не менее, благодаря реконструкции памятник привлекает туристов.

Версии гибели дворца

Кносский дворец

Известно несколько версий окончательной гибели постройки:

  1. В 1450 году до н.э. на острове бушевал пожар, который и стал причиной гибели Кносса.
  2. По документам, в это же время Крит захватили Микены: город-государство в материковой части Греции. Известно, что захватчики были безжалостны, они разрушали все, что попадалось под горячую руку. Но конкретных фактов об их правлении не существует.
  3. В 1000 году до н.э. микенцев вытеснили римляне (римская Греция). Они начали строить на острове по своим канонам. Но подробно об этом периоде известно еще меньше.
  4. В период с 1450 по 1380 годы до н.э. город и дворец захватили ахейцы: это стало реальным из-за того, что микенская цивилизация пришла в упадок. В это время дворец еще существовал и активно использовался новыми владельцами. А после 1380 года до н.э. ахейцы бросили постройку и ушли из города.

Ученым еще предстоит сделать окончательный вывод о трагедии, постигшей уникальную постройку.

Лабиринт Минотавра

Лабиринт Минотавра

Принято считать, что Кносский дворец – это и есть лабиринт минотавра. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты:

  • древний знак лаброс (лабиринт) на стенах помещения
  • хаотичная и запутанная планировка комнат, коридоров, переходов

Но противники приводят контраргумент: миф о спрятанном от глаз людей чудовище возник намного раньше, чем построили комплекс. Все это время Минотавр должен был где-то содержаться. Предположительно, для этого использовались пещеры, которых на Крите великое множество. А пока ученые спорят, туристы охотно посещают комплекс, представляя, что именно здесь путеводная нить Ариадны спасла героя Тесея от чудовища.

Архитектура

Кносский дворец

Некоторые современные архитекторы считают, что называть комплекс дворцом ошибочно. Скорее, это целый закрытый город, способный существовать автономно. На первый взгляд, Кносс – запутанная и бессистемная постройка. Но ее логическим центром является двор, размер которого 50Х50 метров.

Здесь пересекаются извилистые коридоры и переходы. Комплекс имеет водопровод, канализацию, вентиляцию. Он расположен как над поверхностью земли, так и под землей. Примечательно, что комплекс не имеет оборонительных стен: минойцы доминировали над народами, жившими по соседству, и врагов не боялись. Гораздо опаснее для цивилизации была стихия.

Тронный зал и другие помещения

Кносский дворец, Крит

Тронный зал – отлично сохранившееся помещение. Название оно получило из-за массивного кресла из камня. Рядом расположена ванна для омовений. Предположительно, в этой комнате правители Кносса давали аудиенции. Но комплекс славится и другими постройками. Это помещения для хозяев дворца, придворной знати и жрецов.

А другие комнаты, напротив, имели служебное назначение:

  • кладовые для хранения зерна и готовых продуктов
  • кулурес (ямы, которые использовали для хранения зерна или для складирования остатков жертвенных животных)
  • мастерская ремесленников
  • бассейн для омовений всех входящих

Комплекс имел собственную таможню: в зале проходили досмотр все посетители.

Легенды и мифы

Кносский дворец, Крит

Это чудесное место порождает замечательные мифы:

  1. Сам Минос – сын Зевса и похищенной богом Европы. Но Зевс приказал правителю Крита Астерию жениться на Европе и стать отцом ее детей. Именно поэтому Минос стал законным правителем острова, обласканным богами.
  2. Посейдон подарил Миносу белого быка, который имел чудесную стать. Но морской царь поставил условие: животное следует принести в жертву. Однако Минос не смог расстаться с быком, а в жертву принес другое животное. Обман раскрылся: Посейдон сделал так, что жена земного царя отдалась белому быку. От противоестественной страсти родился урод: голову он имел бычью, а тело – человечье. К тому же, чудовище было злое и агрессивное: сразу после рождения он чуть не проглотил кормилицу. Минотавра (вместе с матерью) заточили в лабиринт, откуда не было выхода. А придумал и построил запутанное здание Дедал. Любой, кто входил в пещеры, поедался чудовищем.
  3. Но желающих стать кормом для Минотавра в Кноссе не было. Поэтому после победы над Афинами Минос приказал раз в 10 лет отправлять в лабиринт 7 афинских девушек и 7 афинских юношей. Жертва приносилась дважды. А в третий раз в число юношей попал Тесей. Он победил Минотавра, а выйти из лабиринта смог по путеводной нити Ариадны.

Как умер Минос, легенды не рассказывают. Но и после смерти он продолжал распоряжаться судьбами людей в царстве Аида.

Интересные факты

Кносский дворец, Крит

Артур Эванс вел раскопки на собственные средства, в результате чего его семья чуть было не разорилась. Кроме того, для археолога он был слишком порывист: вместо медленной расчистки приказал рабочим срыть все, по его мнению, неинтересные слои. Из-за этого решения почти ничего не известно о памятнике после его второго разрушения.

Эвансу не хватало достоверных данных. Но это его не печалило: он попросту сочинял недостающие архитектурные детали. Одних ученых это возмущало, другие относились к таким действиям с пониманием. Кроме того, ученый мастерски восстановил уникальные минойские фрески. Греки ценят работу, проведенную англичанином: на территории раскопа стоит памятник самоотверженному архитектору.

Некоторые современные архитекторы считают Кносс старинным небоскребом, причем весьма комфортабельным: здание имело несколько этажей, вентиляцию, канализацию, водопровод и освещение. Мифический Минотавр, обитавший в лабиринте, был перенесен Данте в Божественную комедию: полузверь-получеловек стал судьей и палачом в адском круге. И популярность Минотавра с тех пор не стала меньше.

Минойцы создали более развитую цивилизацию, чем греки: города последних были колониями Крита. Основными соперниками островного государства были Египет и Месопотамия. Такой вывод сделали ученые, изучив артефакты на раскопе Кносса. Комплекс является музеем и одновременно центром изучения: раскопки на территории периодически возобновляются: возможно, поздние находки ответят на многочисленные вопросы ученых.

Время работа и цены на билеты

Кносский дворец, Крит

Для взрослого туриста входной билет стоит 15 евро, для детей до 18 лет билет покупать не требуется. Для того, чтобы сэкономить, следует приобрести билет на официальном сайте.

А пройти бесплатно можно:

  • в зимние месяцы (ноябрь-апрель): каждое первое воскресенье
  • в международный день туризма: 27 сентября
  • в праздничные дни (указаны на официальном сайте дворца)

В курортный сезон (май-октябрь) центр принимает посетителей ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера. В зимнее время (ноябрь-апрель) комплекс работает с 9 утра до 3 часов дня. За полчаса до закрытия гостей перестают пропускать на территорию.

Где находится и как добраться

Кносский дворец, Крит

Достопримечательность находится по адресу: Minoiton, Heraklion 71409. Доехать сюда можно несколькими способами:

  1. На автобусе от Ираклиона. Номер маршрута – 2, интервал движения 10 минут. Выйти следует на последней остановке.
  2. На такси. Поскольку цель путешествия расположена всего в 6 км от центра Ираклиона, это недорого.
  3. На арендованном автомобиле. Это удобный вид путешествия: рядом с памятником имеется парковка. А сама поездка от Ираклиона не займет много времени. При движении из другого города, следует использовать навигатор.

Если исходная точка маршрута не Ираклион, а перемещаться планируется на общественном транспорте, то рекомендуется сначала добраться до городского автовокзала, затем сесть на автобус номер 2 и следовать до конечной остановки.

Кносский дворец

В 1900 году известный английский историк и археолог Артур Эванс обнаружил на острове Крит развалины огромного дворцового комплекса, названного «дворцом Миноса». Эванс понял, что возраст его находок превосходит открытия Шлимана в Микенах. Англичанин прославился как первооткрыватель минойской цивилизации. На свои деньги он частично отреставрировал разрушенное здание.

Легендарный дворец

Великий город Кносс, резиденция легендарного царя Миноса и столица Крита, находился на северном берегу острова, в нескольких километрах от современного города Ираклион. Именно в городе Кносс, по преданию, герой Тесей убил Минотавра, чудовище, живущее в лабиринте и пожирающее людей. Помогла ему в том Ариадна, дочь царя, подарившая Тесею волшебный клубок.

Более того — по одной из версий, Кносский дворец как раз и был тем самым лабиринтом. С этой идеей согласны далеко не все исследователи, многие из них указывают на разницу во времени между появлением мифа и постройкой дворца. Некоторые исследователи предполагают, что тот самый лабиринт Минотавра должен был находиться где-то в стороне от дворца.

Чудесное открытие

Впервые на развалины Кносса обратил внимание греческий купец Милос Калокеринос. Но напряженные отношения с Турцией помешали ему приняться за дело. Раскопки на Крите планировал и Генрих Шлиман, тот самый, который открыл Трою. Но и ему помешали обстоятельства. Именно поэтому первооткрывателем Кносса считается вовсе не грек и не немец, а английский ученый Артур Эванс.

1.jpg

Археолог лично скупил все земли, на которых, по предположению, находился Кносский дворец. Раскопки начались в 1900 году. За несколько месяцев Эванс и его помощники буквально достали из-под земли огромный архитектурный комплекс, который англичанин окрестил «дворцом Миноса». Формально раскопки закончились уже в 1905, но небольшие частные работы продолжались вплоть до 1931.

Реставрация дворца

Эванс был в восторге от своего открытия, и решил во что бы то ни стало реставрировать дворец и найденную в нем живопись. Частью на свои деньги, частью при поддержке Фонда исследования Крита археолог отреставрировал древнюю постройку. Со своей находкой он обращался вольно: полагают, что некоторые известные фрески он полностью написал сам, часть статуэток собрал едва ли не из произвольно набранных фрагментов. Да и насколько облик отреставрированного дворца совпадает с тем, как здание выглядело тысячелетия назад — большой вопрос.

3.jpg

Однако Эванс потратил на свой проект большие деньги и, без сомнения, внес огромный вклад в изучение минойской цивилизации. Позже он занялся исследованием критского письма. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б.

Восставший из пепла

Кносский дворец находился на холме. Все-таки его не зря сравнивали с лабиринтом — здание было построено довольно хаотично, так что незнакомые с планом посетители часто подолгу в нем блуждали. В плане он был прямоугольным, но сами помещения беспорядочно располагались вокруг четырехугольного двора. Строился дворец дважды. Первый вариант дворца, по преданию, построил царь Минос, а архитектором его был Дедал. Первую постройку относят примерно к 2 тысячелетию до н. э. Около 1700 года до н. э. дворец был разрушен землетрясением. Спустя некоторое время его восстановили. «Новодворцовый период» считается временем расцвета минойской цивилизации.

2.jpg

Между 1648 и 1500 г до н. э. на остров обрушилось сильное цунами из-за извержения вулкана на острове Санторин. Город был разрушен. На протяжении нескольких десятилетий он был покрыт слоем пепла. В 1450 Кносский дворец погиб от пожара. Интересно, что при раскопках в городе не были обнаружены останки людей или животных. Вероятно, жители Кносса были предупреждены об извержении и надвигающемся землетрясении и вовремя покинули город, расселившись на побережье.

Архитектура и живопись

Кносский дворец считается «первым небоскребом» древнего мира: некоторые его части были пяти этажей в высоту. Освещение использовалось естественное, но окон не было: в крыше были проделаны отверстия, которые освещали все, вплоть до первого этажа. Они же служили и вентиляцией. Дворец также был оснащен водопроводом и канализацией.

4.jpg

Интересны фрески, обнаруженные во дворце. Рисовали их на сырой штукатурке красками. В основном на них изображались растения и различные орнаменты, но были портреты людей. Фигуры на них не выглядели застывшими, а Кносского дворца — так называемые «парижанки». На них изображены женщины с элегантными прическами.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Остров Крит, согласно мифам Древней Греции, является местом рождения богов и местом действия многих исторических событий. Не далеко от города Ираклион находится Кносский дворец, который согласно легенде известен наличием в нем Лабиринтов Минотавра.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Вход в Кносский дворец

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Попавший в Лабиринт, случайно или в качестве подарка несчастный, выбраться из него самостоятельно не мог. В Лабиринтах обитал сын царя Миноса, Минотавр, получеловек-полубык. Минотавр убивал заблудившихся в Лабиринтах отважных героев. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. С Минотавром сразился отважный Тесей, который одержал над Минотавром победу и остался жив. Юноша отправился не сразу на битву с Минотавром. Оказавшись во дворце Миноса, он очаровал дочь царя, Ариадну, и влюблённая девушка придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл обратную дорогу, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Об этом Лабиринте пел Михаил Муромов в популярном хите 80-х годов «Ариадна».

Археологи доказали, что именно дворец в Кноссе соответствует представленному в мифах описанию Лабиринта.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

С Кносским дворцом связано еще одно доказательство того, что существовала самая древняя Минойская цивилизация, на которой и возникла Европейская цивилизация.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Останки Кносского дыорца

Доказал существование Лабиринтов и нашел останки Минойской цивилизации археолог Артур Джон Эванс.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Археолог Артур Джон Эванс

В 1900 году археолог занялся раскопками на острове Крит. Через некоторое время после начала раскопок стали появляться первые контуры древнейших строений. И вскоре перед глазами архитектора, появилась площадь с неизвестными строениями. Раскопки продолжались около 40 лет. Изучив архитектуру строений и сравнив из с описаниями в легендах и мифах, Эванс понял, что перед ним остатки строений Минойской цивилизации и Знаменитый Лабиринт Минотавра.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Различные изображения Минотавра археологи встретили во многих помещениях дворца.

Слово «лабиринт» было происходит от критского слова «лабрис», и обозначает двойную секиру — символ могущества Кносса. Изображение секиры было обнаружено внутри дворца и снаружи на колоннах и плитах.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Лабрис в натуральную величину

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Лабрис на камнях

Кносский дворец был разрушен при извержении вулкана, но останков погибших людей и животных найдено не было. Это говорит о том, что люди были предупреждены и во время покинули дворец.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кувшины для хранения оливкового масла

Во время экскурсии мы были удивлены замысловатыми, внутренними переходами, всевозможными двориками, расположением комнат, в которых не было окон. Как грамотно были расположены световые колодцы заменяющие искусственное освещение и, благодаря которым во дворце всегда было светло.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Проветривание дворца осуществлялось через специальные каналы. Во дворце была обнаружена водоотводная система.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Керамическая канализационная труба в первозданном виде

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Одним словом, во дворце Миноса, в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все архитектурные элементы хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня плитах. Спинку трона, украшали изображения волков.

На стене, рядом с троном, застыли изображения грифонов.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Яркие краски, обыденные сюжеты говорят о том, что люди жили обычной жизнью.. И было в этих сюжетах что-то европейское. Одно изображение молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой».

Кносский дворец

Другая любимая тема Кносских художников – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на всем. Возможно, это и есть изображение Минотавра.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Картина с быком

В то время уже существовала письменность иероглифами.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Были обнаружены на керамических пластиках всевозможные бухгалтерские расчеты. На задворках дворца находятся ямы, выложенные камнем, обнаруженные на задворках дворца служили для хранения излишек сельхозпродуктов.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Ямы для хранения сельхозпродуктов

Также там находилась огромная площадь, очевидно, базарная, на которой проходил обмен товарами.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Интересны улочки дворца, выложенные камнем и сохранившиеся в первозданном виде до сих пор.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Водоотводная система во дворце

Завораживающее зрелище, когда представляешь, что по этим улочкам ходили люди, ездили повозки и колесницы.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

При раскопках были обнаружены картины рисунки с изображением женщин того времени.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

Женщины были одеты в красивые платья, при этом грудь у всех обнажена. Это является признаком того, что существовал матриархат. В то время женщины уже пользовались косметикой, носили украшения и делали красивые прически. В археологическом музее в Ираклионе мы видели красивые подвески, бусы, кольца из драгоценных металлов и камней. Экскурсия Кносский дворец или Лабиринты Минотавра проходила под жарким палящим солнцем, но мы не ощущали жары, настолько все было интересно и захватывающе.

Кносский дворец или Лабиринты Минотавра

На обломках Минойской цивилизации

Экскурсия подошла к концу и мы, пообедав в одной из таверн, вернулись в наш уютный отель Mirabello Beach & Village 5. Следующей нашей экскурсией было посещение острова Санторини. Но об этом в следующей статье.

Искусство Крита. Фрески Кносского дворца. Парижанка.

Придворная дама («Парижанка»)* 16 в. до н.э.. Фреска Кносского дворца.

Трудно представить себе человеческое общество, действительно воспринимающее жизнь как сплошной праздник. И вряд ли такое общество когда-либо существовало. Но важно, что были люди, пожелавшие именно так изобразить жизнь, быть может опять-таки веря в магическую силу изображения; что были люди, очевидно ценившие в творчестве, которое мы ныне называем искусством, только то, что наполняло их душу безмятежной радостью, веселило их, утверждало в иллюзии легкого, приятного, бездумно-ликующего восприятия мира.

Чуждое великим вопросам, извечно волнующим человечество, но подлинно восхитительное, быть может, самое изящное из всех, до и после него возникших, абсолютно законченное в своем мастерстве, это искусство расцвело в III и II тысячелетиях до н. э. в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря,— на острове Крите.

Греческая мифология прославила этот остров сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, и о первом полете человека. На Крите родился сам главный греческий бог Зевс, и туда же, приняв образ быка, доставил он по волнам похищенную им финикийскую царевну, красавицу Европу. На Крите отважный Тесей убил кровожадное чудовище Минотавра, получеловека-полубыка, запертого в лабиринте, построенном зодчим Дедалом. И совершив этот подвиг, благополучно выбрался из лабиринта по клубку ниток, который дала ему влюбленная Ариадна, дочь критского царя Миноса. С Крита вылетели Дедал и Икар на крыльях из перьев, скрепленных воском, но воск растаял у Икара, слишком высоко поднявшегося к солнцу, и он упал в море, в память о нем названное потом Икарийским.

Бесчисленны художественные произведения, созданные на эти сюжеты и в античном мире, и в эпоху Ренессанса, а имена их героев остались и по сей день нарицательными. Но в греческих мифах о Крите трудно было распознать зерно истины, и они долго почитались всего лишь свидетельством какой-то духовной связи между Элладой и островом, где якобы царствовал Минос, сын Зевса и Европы, стяжавший себе славу справедливейшего из правителей.

Однако о том, что царь, а быть может, несколько царей с таким именем правили Критом, упоминалось не только в мифологии, но и в трудах греческих историков. Упоминалось о Крите и в египетских текстах. Не подлежало сомнению, что критское царство было некогда сильной державой с могущественным флотом, что само географическое положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени и что его культура должна была развиваться в благотворном соприкосновении с древними культурными мирами долины Нила и Двуречья. Но до самого начала нынешнего века оставалось совершенно неясным, какова была эта культура, какое место народ, населявший в бронзовом веке этот остров, занимает в истории мировой, и в частности европейской, цивилизации.

Хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс (впоследствии получивший титул сэра за свои исключительные заслуги по открытию Критской цивилизации) начал копать на Крите в марте 1900 г. Уже на третий день он записывал: «Исключительное явление — ничего греческого, ничего римского. »

Древний Крит открывался ему без каких бы то ни было позднейших наслоений — в своем первозданном виде.

Этот английский ученый был человеком упорным и в то же время наделенным подлинной исследовательской страстью.

Заинтригованный доставленными из Крита печатями с какими-то непонятными письменами, он решил выяснить на месте их происхождение. Вначале Эванс предполагал там остаться недолго. Однако археологические работы на Крите так увлекли его, что он посвятил им остаток жизни. Умер он в 1941 г. девяностолетним стариком, заслужив признательность человечества замечательным проникновением в глубь веков, в истоки великой цивилизации, подлинно беспримерной по своему значению.

О своих исследованиях Эванс рассказал в четырехтомном труде, в котором, назвав в честь царя Миноса критскую культуру «Минойской», разделил ее на три основных периода:

  • Раннеминойский — III тысячелетие до н. э.
  • Среднеминойский — первая половина II тысячелетия до н. э.
  • Позднеминойский — вторая половина II тысячелетия до н. э.

Прежде чем более подробно остановиться на содержании и стиле критского искусства, отметим некоторые его особенности, поразившие всех исследователей.

Как в Египте и в Месопотамии, строительное искусство процветало на Крите. Но похоже, что здесь это искусство имело преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Ведь не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество.

А между тем у критян, несомненно, была какая-то религия. В мелкой пластике встречаются изображения божеств, а в живописи — культовых церемоний. Но ясно, что не религия — главная тема критского искусства.

Высказывалось предположение, что критяне собирались для таких церемоний в особых «священных» рощах. Но факт остается фактом: они не стремились запечатлеть в грандиозных постройках, в стенных росписях или в мраморе и граните свое представление о божестве. Не значит ли это, что само это представление было у них более расплывчатым, менее самодовлеющим, чем у вавилонян и у египтян? А если так, то не потому ли, что страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойствен?

Чтобы наладить земледелие в краях, где плодородие почвы зависело от разливов больших рек, египтянам и вавилонянам приходилось осуществлять грандиозные ирригационные работы, постоянно заботиться об удержании вод. Обуздание стихии требовало обращения к богам. На Крите можно было обойтись без этого: мягкий климат способствовал земледелию во все времена года, обилие плодов земных — зерна, винограда, оливкового масла и меда — обеспечивалось, при сравнительно легком труде, самой природой.

Но ведь не земля, а море поглощало в первую очередь деятельность островитян — мореплавателей и купцов. Однако и море со всеми его опасностями и коварством, равно как и частые на Крите землетрясения, не побуждали критян возвеличивать в камне богов с расчетом на их благорасположение.

Как объяснить это? Мы пока что не располагаем сведениями, проливающими свет на верования и мироощущение древних обитателей Крита.

Критские дворцы не были укреплены: ни рвов, ни мощных крепостных стен не обнаружено вокруг них при раскопках. Вероятно, критяне считали, что флот их, властитель моря, достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение.

Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием, связанным с этим понятием. Ощущение безопасности в дворцовых покоях, вера, что вражеская угроза рассеется где-то вдали, должны были накладывать отпечаток на всю жизнь их обитателей. А кругом дворца — высокие горы со сверкающим снегом, цветущие равнины, оливковые рощи под вечно синим небом, а за ними теплое, бархатное море, которое бороздят надежные корабли критского царя!

Мы почти ничего не знаем о социальной структуре Критского государства. Жестокости человеческого неравенства, возможно, определяли судьбу критского народа в не меньшей степени, чем народов долины Нила и Двуречья. И, однако, в отличие от художников Египта и Вавилонии, критские художники не изображали сильных мира сего более рослыми, чем простые смертные. Опять примечательное явление, свидетельствующее о каких-то особенных чертах критской цивилизации.

Царские дворцы! Самый большой, площадью в двадцать тысяч квадратных метров, раскопан в Кноссе. По сторонам большого внутреннего двора было в нем столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он подлинно походил на лабиринт.

Тут все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно удобнее и приятнее.

Свет и прохлада даже в самые знойные дни. Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками, с первыми лучами зари вырывающими из мрака дворцовые покои.

Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые.

Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего.

В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно. Впрочем, и их наиболее богатые подданные строили себе прекрасные жилища, и роскошь их жизни, вероятно, напоминала царскую.

Все свои доходы от земледелия, торговли и пиратских набегов цари и критская знать обращали в драгоценности, накапливая золотую посуду, изделия из серебра и слоновой кости и заботясь о том, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

В кладовых Кносского дворца выстроились рядами глиняные сосуды-пифосы, вышиной в человеческий рост, где хранилось оливковое масло, мед и вино. Эванс подсчитал, что их емкость достигала семидесяти пяти тысяч литров.

Извлечь из жизни все радости, окружить себя прекраснейшими творениями рук человеческих и сверкающими драгоценностями — вот как будто о чем заботилась прежде всего верхушка критского общества.

Главным украшением дворцовых покоев была живопись — самое полное и замечательное выражение критского художественного идеала.

В сравнении с искусством Египта и Месопотамии эта живопись раскрывает перед нами совершенно новый, особенно волнующий нас мир.

Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий совсем юную девушку в профиль.

Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нем дышит совсем иной дух.

Во-первых, сам образ.

Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей.

«Парижанка». Фреска Кносского дворца. XV в до н. э.

Прозрачные кружева и лиф ярких голубых и пурпурных тонов.

Какое обольстительное создание!

Нам ясно, почему, найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку «Парижанка». Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

Парижанка! Но дело не только в самом образе. Вглядитесь в контур: какая живая, трепещущая и в то же время точная, уверенная в своей лаконической выразительности линия! А в цветовой гамме какая игривость, какая полнозвучная нарядность, рожденные непосредственностью мимолетного видения!

Не правы ли те, кто усматривает в критской живописи первые проблески импрессионизма?

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: ‘Просвещение’, 1971 г.- с.319

*Парижанка, также известная как La Parisienne, так её назвал археолог Артур Эванс — фреска Кносского дворца, датированная примерно XVI—XV веками до н. э. Сейчас является одним из центральных экспонатов Археологического музея Ираклиона, почти полностью посвященного искусству минойской цивилизации.

Первоначально фреска находилась в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Она изображала ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. Сохранился лишь фрагмент изображения головы девушки и большого ритуального узла на одежде сзади.

Читайте также  Музей alfa romeo
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector