Пьеро делла франческа бичевание христа

Пьеро делла франческа бичевание христа

Бичевание Христа, Пьеро делла Франческа: интерпретация, анализ 4 280 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Бичевание ХристаПьеро Делла Франческа.Считается одной извеличайших картин всех времен.

Содержание Описание • Толкование / значение бичевания Христа • Дополнительные ресурсы

Описание Исполнитель : Piero Della Francesca (1415-92) Medium : темпера / Нефть на панели Жанр : История живописи Движение : Раннее Возрождение искусства Расположение : Национальная галерея Марке, Урбино.

Чтобы узнать о других великолепных картинах, см.: Анализ известных картин.

Трио мужских фигурна правом переднем плане «Бичевания».

«Бичевание Христа» – один из нескольких шедевров христианского искусства Пьеро Делла Франческа, одного из великих новаторов живописи раннего Возрождения , который веками томился в безвестности после своей смерти, вплоть до своего повторного открытия в 1900-х годах. Сейчас он считается одной из главных фигур в искусстве эпохи Возрождения 15 века. Эта картина, вероятно, была написана во время его первого пребывания в городе-государстве Урбино, которым правил воин / ученый Федерико да Монтефельтро, как и его более ранняя картина Крещение Христа. (1450-е, Национальная галерея, Лондон) – отмечен строго смоделированными фигурами, стоящими в обстановке, дающей зрителю безошибочное впечатление глубины. Это его самая загадочная работа и одна из величайших картин эпохи Возрождения середины кватроченто. Историк искусства Кеннет Кларк , создатель известного сериала « Цивилизация », включил «Бичевание Христа» в свой список десяти лучших картин всех времен.

Художественное образованиеЧтобы понять художников, таких как Пьеро делла Франческа, см. Наши образовательные эссе:Оценка искусства:Как ценить искусство, а также:Как ценить живопись.

Содержание Картина была написана маслом и темперой на деревянной панели, ее размеры – 2 на 2, 5 фута. Искусствоведы считают, что работа была заказана для того, чтобы способствовать солидарности между Восточной христианской церковью и Западной церковью Рима в связи с нападением Османской империи на Константинополь. Прекрасно составленное произведение библейского искусства , оно изображает бичевание Христа перед Распятием, наказание, назначенное римским губернатором Понтием Пилатом, сидящим слева (он также считается представителем императора Иоанна VIII Палеолога, лидера Восточной церкви в Константинополе). По мнению ученых, картина расположен в портике дворца Понтия Пилата в Иерусалиме, размеры и характер которого якобы были тщательно исследованы художником.

Что странно в общей сцене, так это то, что Христос изображен в виде маленькой фигуры на заднем плане, в то время как трое гораздо более крупных мужчин, стоящих на переднем плане справа, кажутся гораздо более важными. Точная личность этих фигур остается неясной, хотя двое пожилых мужчин считаются важными политическими или религиозными фигурами в Урбино. Младший посередине может быть ангелом, а человек крайнего правого – Людовико Гонзага, правителем Мантуи. (См. Больше возможностей ниже.) Обратите внимание на его великолепный дамасский халат с голубой и золотой нитью, который демонстрирует уважение художника к роскошным тканям и самым модным стилям – в отличие от многих флорентийских художников, которые стремились полностью отказаться от таких черт..

Сюрреалистическое настроение Несмотря на жестокий сюжет, картина передает ощущение гармонии и величавого спокойствия. Фигуры имеют клиническую резкость, а архитектура четко очерчена; сцена освещена прохладным ясным светом. В этом произведении религиозного искусства присутствует немного сюрреалистическое настроение : мужчины справа не интересуются испытаниями Христа и ведут тихую беседу, в то время как человек, бичевающий Христа, кажется застывшим в середине удара – словно пойманный камера.

Перспектива и точка схода Общая композиция очень жестко контролируется как по повествовательному содержанию, так и по внешнему виду. Композиция разделена на две сцены, разделенные колонной, поддерживающей храм, в котором бьют Иисуса. (Эти две сцены могут даже иметь разные временные рамки, поскольку сцена бичевания освещена справа, а сцена переднего плана освещена слева.) Пьеро использует перспективу на этой картине особенно примечательно. В большинстве религиозных искусств 15 века точкой схода – визуальным фокусом изображения – обычно было лицо или фигура Христа. Однако в этой работе точка схода находится в середине картины, около правого края мантии бичей. Неясно, почему именно Пьеро выбрал такой подход.хотя использование центральной точки схода обычно создает сильное впечатление равновесия и стабильности, оба из которых были в числе основных забот художника. Впитав в себя работы более ранних художников, таких как Мазаччо, см. Его Святая Троица (1428) и Дани (1425-7) – Пьеро Делла Франческа создал то, что, возможно, является окончательным образцом линейной перспективы кватроченто.

Бичевание Христа

Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа

Италия, середина XV века — времена, именуемые ныне Ранним Возрождением. Изобразительное искусство только-только начинает отходить от канонов Средневековья: художники пробуют соединить привычные им приемы с элементами из античной классики, получая в итоге нечто совершенно новое. Они изучают математику, анатомию и принципы перспективы, что позволяет им создавать максимально реалистичные изображения. В числе новаторов — Пьеро делла Франческа, живописец, которого никогда не оставляла тяга к знаниям, автор известной картины «Бичевание Христа».

Это полотно привлекает к себе внимание, в первую очередь, своей необычной композицией, близкой к диптиху. Визуально картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» состоит из двух частей, которые на первый взгляд ничем не связаны между собой: сцена бичевания изображена в левой части холста, справа же зритель видит группу из трех мужчин, спокойно беседующих между собой. Такое сочетание жестокости и обыденности придает сюжету драматичности и заставляет по-новому взглянуть на происходящее.

Чтобы зрительно отделить одну часть от другой, художник использует прием линейной перспективы, помещая Христа и его палачей в глубину портика. Ритмичное чередование вертикальных и горизонтальных линий, образующих пол, потолок и колонны, создает вокруг этой группы своеобразную рамку, за пределами которой располагается троица, явно не обращающая внимания на происходящее за их спинами. Из всех фигур, изображенных на полотне, только одна находится в движении — это палач, взмахнувший бичом.

Как и многие другие произведения, чей возраст исчисляется несколькими столетиями, картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» таит множество загадок, над которыми до сих пор бьются искусствоведы всего мира. Почему художник выбрал такое композиционное построение? Кто те трое, стоящие справа на переднем плане? Является ли персонаж, сидящий на троне и наблюдающий за бичеванием, изображением Понтия Пилата или это другой человек? На сегодняшний день есть несколько вариантов ответов на эти вопросы.

Традиционное описание полотна Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» гласит: трое мужчин в правой части — это герцог да Монтефельтро, рядом с которым стоят два его советника. Из-за непродуманных действий советников горожане были недовольны правлением герцога, что привело к появлению заговора против него и последующему убийству. По мнению искусствоведов, сам герцог представлен в роли безвинной жертвы, о чем говорит не только его «соседство» со сценой одной из Страстей Христовых, но и внешний вид: босые ноги, простое одеяние, венок на голове.

Другая версия утверждает, что два спутника герцога — это не советники, а его убийцы. Что касается фигуры на троне, которую часто идентифицируют как Понтия Пилата, приговорившего Христа к наказанию, то здесь мнения также разделяются. В виде сидящего человека художник мог изобразить как прокуратора Иудеи, так и Иоанна VIII Палеолога (императора Византии).

Сегодня картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» выставлена в Национальной галерее Марке (г. Урбино, Италия) и является одной из жемчужин экспозиции.

Пьеро делла франческа бичевание христа

неразгаданный шедевр

bichevaniye khrista pyero

Единственное, что достоверно известно о картине, так это то, что принадлежит она кисти Пьеро. В глубине, на ступени под ногами Понтия Пилата, можно различить надпись «Opus Petri de Burgo Sancti Sepulcri», что означает: «Творение Пьетро из Борго Сан-Сеполькро».

О точной дате, личности заказчика, назначении произведения и о его сюжете достоверных данных нет. Но есть легенды, догадки, исследования, противоречия и все новые версии.

bichevaniye khrista pyero

Бичевание на картине Пьеро делла Франческа опознается сразу, при этом сцена, которая, казалось бы, должна иметь первостепенное значение, изображена на втором плане. На первом размещены три загадочные фигуры. Разделенная колоннами, но соединенная общей точкой схода, композиция распадается на две части. Разные источники света дополнительно усиливают разрыв между первым и вторым планом, углубляют пространство картины.

Главная загадка картины заключена как раз в этом разделении. Что связывает сцену бичевания Христа и трех загадочных персонажей справа. Кто они? Участники, случайные свидетели или главные действующие лица?

Они, монументальные и неподвижные, написаны в узнаваемой манере художника. Возможно то, что они изображены спиной к сцене бичевания — это указание на человеческое равнодушие и жестокосердие. В сцене бичевания нередко изображались богато одетые отстраненные и бездействующие свидетели мучений Спасителя.

bichevaniye khrista pyero

bichevaniye khrista pyero

bichevaniye khrista pyero

Несмотря на сохранившийся документ, эта версия не может быть правдоподобной, в первую очередь из-за того, что ни у одного персонажа нет характерных черт Федерико да Монтефельтро: у него отсутствовал левый глаз и было сильно деформирован весьма выдающийся нос. Именно таким его всегда изображали художники.

Все же версия, что перед нами убитый Оддантонио да Монтефельтро (в центре) в окружении коварных советников имеет право на существование. В таком случае история, где есть место предательству и мученической смерти прекликается с историей о Христе. Такую картину вполне мог заказать герцог Федерико да Монтефельтро, желая почтить память сводного брата.

bichevaniye khrista pyero

В 1439 году восточный император Иоанн VIII Палеолог прибыл во Флоренцию со своей свитой для принятия участия в соборе, который должен был установить единство церквей, римской и греческой. Сохранились свидетельства въезда императора в город, того, как он выглядел, и как его приветствовали флорентийцы, в числе которых в то время мог быть и Пьеро.
Еще одна значимая для рассмотрения дата — 1453 год, год падения Константинополя.

Принимая во внимания эти события, «Бичевание» Пьеро делла Франческа можно расценивать как размышление о судьбе греческой церкви.
Художник использует любопытный выразительный прием, подобный тому, что мы видели у Беато Анджелико на фреске монастыря Сан-Марко, где Святой Доминик, погруженный в чтение, представляет в своем воображении сцену осмеяния Христа. «Бичевание» может быть беседой о страдании греческой церкви по вине турок.

При этом картина находилась в Урбино.
И следуя за версией Гинзбурга, «Бичевание Христа» — это подарок герцогу Федерико да Монтефельтро, правителю Урбино, который выступал против похода на Константинополь.
Здесь важна третья фигура. Перед нами молодой человек, он босой и одет в тунику. Он существенно отличается от других персонажей, он бледен и отстранен, словно принадлежит другому миру. Так изображали умерших. И, возможно, это Буонконте, возлюбленный незаконнорожденный сын Федерико да Монтефельтро. Умнейший и способный молодой человек, скоропостижно скончавшийся в 1458 году.
Если «Бичевание» — подарок и почтение памяти умершего сына герцога Урбинского, то, безусловно это и знак дружбы и попытка заручиться поддержкой в вопросе войны за освобождение Константинополя.

Версия Карло Гинзбурга хоть и является одним из самых захватывающих вариантов прочтения картины, но все же имеет армию несогласных искусствоведов и историков. На сегодня загадка Пьеро делла Франческа остается неразгаданной.

Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа. «Приезд царицы Савской». Фреска церкви Сан-Франческо в Ареццо. 1452—66. Деталь.

Пьеро делла Франческа — (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре,… … Художественная энциклопедия

Пьеро делла Франческа — Пьеро делла Франческа. Крещение Христа . 1450—1455. Национальная галерея. Лондон. Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. В 1439 работал в мастерской Доменико… … Художественная энциклопедия

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА — (Piero della Francesca) (ок. 1420 92) итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная… … Большой Энциклопедический словарь

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА — (Piero della Francesca) (1406/1420 1492), итальянский живописец и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне северо восточная часть Тосканы). Отсутствие каких… … Энциклопедия Кольера

Пьеро делла Франческа — (Piero della Francesca) (около 1420 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций,… … Энциклопедический словарь

Пьеро делла Франческа — (Piero della Francesca) Ок. 1415 1420, Борго Сан Сеполькро 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро). Итальянский живописец и теоретик искусства. Мастер тосканской школы. Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции.… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Пьеро делла Франческа — «Портрет герцога Федериго Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца», галерея Уффици, Флоренция … Википедия

Пьеро делла Франческа — (ок. 1420 1492) ит. живописец. Крупнейший из живописцев и теоретиков искусства Раннего Возрождения. Родился в небольшом городке Борго Сан Сеполькро в Умбрии, недалеко от Арец цо, в семье ремесленника. Учился в мастерской Доменико Венециано во… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Пьеро делла Франческа — ПЬÉРО ДÉЛЛА ФРАНЧÉСКА (Piero della Francesca) (ок. 1420–92), итал. живописец эпохи Раннего Возрождения. Произв. отличаются величеств. торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций … Биографический словарь

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) — (около 1420 — 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Произведения отличаются величественной торжественностью, благородством и гармонией образов, обобщённостью форм, глубокой продуманностью пропорций, разумной ясностью… … Большой Энциклопедический словарь

Улики Пьеро делла Франческа

Культуролог Александр Марков рассказывает об интеллектуальном бестселлере — своего рода детективном расследовании итальянского ученого Карло Гинзбурга (род. 1948), одного из создателей метода микроисторического анализа. Книга «Загадка Пьеро» посвящена политической и богословской подоплеке произведений художника XV века Пьеро делла Франческа.

Первое издание итальянского оригинала (буквальный перевод названия — «Расследования / Исследования о Пьеро») вышло в 1981 году, последнее, существенно дополненное, с которого и сделан перевод, — в ­1994-м. Между этими двумя вехами — участие Карло Гинзбурга в расследовании по делу Адриано Софри, неизвестному в России и вскользь упомянутому переводчиком.

Гинзбург, Карло. Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа; пер. с итальянского, предисл. М. Велижева. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 216 с.: ил. (серия «Интеллектуальная история»)

Гинзбург, Карло. Загадка Пьеро: Пьеро делла Франческа; пер. с итальянского, предисл. М. Велижева. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 216 с.: ил. (серия «Интеллектуальная история»)

Софри — лидер одной из многочисленных левых групп Италии и профессиональный историк, собеседник Гинзбурга еще со службы в армии, — был обвинен как заказчик политического убийства 1 . Гинзбург обратил внимание, сколь недобросовестно шло следствие: любые показания, упоминания о встречах с разными людьми или даже о чтении определенных книг истолковывались как свидетельство вины. Следователи решили, что не могли не включиться механизмы соблазна: читателю Троцкого захочется взять оружие, а собеседнику студентов, готовых к риску юношей, придет в голову тоже совершить что-то рискованное. В общем, висящее на стене ружье должно выстрелить, а раз оно висело на виду у множества хороших знакомых Софри, наперебой свидетельствующих о его честности, то вина, по мнению следователей, тем более очевидна: человек, пользующийся моральным авторитетом, якобы более склонен к решительным действиям. Но Гинзбург показывает, что моральный авторитет — это всегда форма созерцания истории, а не срыва, размышления о ее устройстве, а не поспешного поступка.

В книге о великом ренессансном художнике мы видим продолжение подхода знаменитой книги Гинзбурга «Сыр и черви» о жившем в XVI веке мельнике Меноккьо, который создал учение о мироздании как сыре, однородном комке, из которого рождается жизнь. Меноккьо смешивал не столько отвлеченные и конкретные понятия, сколько книжные образы и действительные события: ему нужно было, чтобы Бог явился непосредственно и поработал с материей, чтобы в мире был наведен хозяйственный порядок, чтобы ангелы, наконец, объяснили, для чего они нужны. Гинзбург показывал, как инквизиция, чтобы принять однозначное решение, толкала Меноккьо к еретическим выводам, но в подсудимом говорило непосредственное чувство, порождавшее образы, а не понятия.

Пьеро делла Франческа тем отличался от жившего веком позже и вряд ли что-то знавшего о нем Меноккьо, что творил такие образы целенаправленно и «дисциплинарно», понимая, как организовано богословское и историческое повествование. Мы привыкли разуметь под научными дисциплинами области знания, по отношению к которым приняты заранее данные процедуры доказательства. Но Гинзбург говорит об учености того времени. Скажем, есть учение Церкви об искупительной смерти Христа, и эта смерть столь же фактична для христианства, сколь и воскресение и будущая жизнь. Но распятие как изображение, как знамя — это коллективное переживание смерти, уже отмененной в мире спасения. Так жизнь и смерть из фактов частного опыта превратились в категории, открывающие новый коллективный опыт.

В центре рассмотрения исследователя — картина «Бичевание Христа» (рис. 1), размером не больше того компьютерного монитора, с которого, вероятно, вы или ваши друзья сейчас читаете этот текст. Она хранится в Национальной галерее Марке (город Урбино). Карло Гинзбург доказывает, что византийские одежды Пилата и турецкие одежды палачей не случайны — речь идет о падении Константинополя в 1453 году, которое не мог предотвратить византийский император. По мнению Гинзбурга, грек на переднем плане — Виссарион Никейский (1403–1472), гуманист и духовный лидер греков-католиков, ведущий переговоры о новом крестовом походе. Гинзбург идентифицирует и других участников сцены, которые, как мы видим, стоят на фоне деловых зданий, как сейчас бы стояли люди в дорогих костюмах на фоне небоскребов. Картина Пьеро — словно бы нынешняя передовица в газете, призывающая к решительным действиям на международной арене.

Рис. 1. Бичевание Христа (Flagellazione di Cristo). Дерево, масло, темпера. 58,4 × 81,5 см. «Википедия»

Рис. 1. Бичевание Христа (Flagellazione di Cristo). Дерево, масло, темпера. 58,4 × 81,5 см. «Википедия»

Найденные улики говорят не о работе страсти или соблазна, но, напротив, о нежелании поддаваться соблазну. Исход переговоров еще не ясен, мучительная сцена затрагивает каждого зрителя, но неясно, какими должны стать коллективные опыт и переживание. Отметим, что в картине Пьеро делла Франческа совсем нет предметов для коллективного переживания. Например, в ренессансных изображениях Рождества часто виден водоем на дальнем плане, символически указывающий на Средиземное море и тем самым внушающий сообществу зрителей необходимость торжества христианства в Средиземноморье. По сути, каждый зритель «Бичевания» (включая действующих политиков) — такой же Меноккьо, пусть не столь наивный. Как и мельник Меноккьо, любой ренессансный политик хочет, чтобы Бог сразу вмешался в события и на смену фактам страдания пришло торжественное знамение радости.

Кроме того, Гинзбург толкует фрески в церкви Святого Франциска в Ареццо, изображающие на основе «Золотой легенды» извилистую судьбу Креста Господня от библейского Адама до византийского императора Ираклия I.

Еще одна глава посвящена масштабному изображению Крещения Христа, которое сейчас хранится в Лондонской национальной галерее. Три ангела не прислуживают, а беспечно общаются — то ли как античные три грации, то ли как лица христианской Троицы (рис. 2). Гинзбург говорит, что можно увидеть в этом и указание на споры о Троице на Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1445), предназначенном положить конец догматической распре католической и православной церквей и создать единый фронт защиты христианского Средиземноморья. Мы знаем, что собор, не приведший к ощутимым результатам, впечатлил и других художников. Так, Беноццо Гоццоли, сверстник Пьеро, изобразил главных участников собора в образе волхвов в росписи палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции. Не в этом ли смысл искусства — воздать честь всем, обогатившим нашу мысль новыми категориями, превратившим догматы в повод для разговора и трепетного переживания, а историю — из списка утрат в демонстрацию новых возможностей, шествие с дарами — как шествие волхвов. Значит, еще не всё потеряно и не всё утрачено.

Рис. 2. Крещение Христа (Battesimo di Cristo). Фрагмент. Дерево, темпера. «Википедия»

Рис. 2. Крещение Христа (Battesimo di Cristo). Фрагмент. Дерево, темпера. «Википедия»

Гинзбург учит, как надлежит правильно исследовать исторические улики: не как спусковые крючки невольных действий, но как предмет любования и очарования открывшейся исторической перспективой. Напомнить о мучениях Христа не значит обречь кого-то на мучения, а индивидуальность опыта не мешает дружескому переживанию суждений о произошедших событиях, воплощенных в красках.

Александр Марков

1 Адриано Софри был осужден на 22 года тюремного заключения и вышел на свободу лишь в 2012 году. Он до сих пор продолжает отстаивать свою невиновность. Этому сюжету посвящена книга Гинзбурга «Судья и историк» (1991). — Ред.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также  Греция родос фалираки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector