Оперный театр в Риме: трудно остаться равнодушным
Музыкальные стили и направления приходят и уходят, а любовь итальянцев к опере остается неизменной. Сегодня, как и 100-200 лет назад, постановки обсуждают, о театрах спорят, об исполнителях пишут разгромные или хвалебные статьи, находящие горячий отклик в сердцах миллионов любителей бельканто. А Оперный театр в Риме – Teatro dell’Opera di Roma – как раз одна из тех сценических площадок, без которых невозможно представить себе мировую музыкальную культуру.
История Teatro dell’Opera di Roma: театр Констанци
Пока Венеция, Неаполь и Милан боролись на протяжении веков за первенство в оперном искусстве, будущая столица объединенной Италии пребывала в этом плане на вторых ролях.
Основанный еще за полвека до Ла Скала театр в Риме – театр Арджентина – зависел от благосклонности представителей дома Сфорца, и не мог ставить на своей сцене только оперы: публика требовала разнообразия в зрелищах. Тем не менее, именно здесь в 1816 г. состоялась премьера «Севильского цирюльника» Россини.
Спустя несколько лет в Рим приехал Доменико Констанци, юный честолюбец, решивший заработать денег на строительстве гостиниц. Ему это удалось: во второй половине XIX в. в Риме не было лучших отелей, чем отели Констанци.
Благодаря своей предприимчивости Доменико удалось накопить приличное состояние, которое он решил потратить на дело, более нужное и великое, чем гостиничный бизнес.
Здание Оперного театра в Риме
В 1877 г. он познакомился с известным римским архитектором Ахиллом Сфондрини и сделал ему заказ на театр в Риме, здание которого планировалось одноэтажным и только с одним ярусом лож. Однако уже ко времени начала строительства, в 1879 г., проект был полностью изменен.
Год спустя, напротив отеля Виминале, находящегося в собственности Доменико Констанци, появился первый настоящий Оперный театр в Риме, также носящий имя Констанци.
Театр имел три яруса лож, две отдельные галереи, амфитеатр, партер – общей вместимостью до 2200 человек. Торжественное открытие состоялось 27 ноября 1880 г. Первой постановкой стала опера Россини «Семирамида».
Вплоть до 1907 г. все дела театра находились в ведении семьи Констанци, которой пришлось преодолеть в связи с этим немало финансовых трудностей. В то время на его сцене, постепенно завоевывавшей итальянское и мировое признание, уже ставились премьеры таких опер, как «Сельская честь» Масканьи и «Тоска» Пуччини.
Примечательно, что именно в этом театре зажглась звезда величайшего тенора XX в. Энрико Карузо, исполнившего арию Каварадосси. В те же годы здесь работал и признанный гений мирового музыкального искусства Артуро Тосканини.
История Teatro dell’Opera di Roma: полвека перемен
В 1907 г. Опера в Риме была продана семьей Констанци «Международной и национальной театральной компании». С тех пор на сцене театра ставились и произведения зарубежных композиторов, в том числе опера Мусоргского «Борис Годунов» и балет «Жар-птица» Стравинского. В 1926 г. Опера в Риме была передана городскому совету, но вплоть до 1946 г. носила название Действительного оперного театра.
В период правления Муссолини ее здание было существенно перестроено, добавился еще один ряд лож, а для освещения зрительного зала была специально заказана огромная люстра 6 м в диаметре, буквально сотканная из 27 тыс. кусочков горного хрусталя.
В 1937 г. состоялся первый спектакль театра на площадке под открытым небом – в Термах Каракаллы. Кстати, летние постановки опер и балетов в натуральных античных «декорациях» осуществляются и поныне.
Билеты в римскую оперу бронируются за 2 месяца до спектакля
С 1946 г. и по сей день этот театр в Риме называется просто и вместе с тем значимо – Teatro dell’Opera di Roma, Римский оперный театр. После Второй мировой войны итальянская опера испытывала значительные трудности, а уровень постановок не был столь широкомасштабным, как ранее.
Впрочем, на сцене театра блистали М. Каллас, М. дель Монако, Т. Гобби, Р. Тебальди, а итальянцы всегда предпочитали роскошь звука, а не роскошь декораций. В те же годы в Римской опере дебютировала в роли Кармен советская оперная певица И. Архипова.
В 1958 г. была проведена еще одна реконструкция театра, после которой здание приобрело современный облик, а вместимость зала сократилась до 1600 мест.
Teatro dell’Opera di Roma: современное состояние
В настоящее время Опера имеет собственную труппу. Однако на ее сцене нередко выступают и звезды мировой музыкальной сцены.
Кроме того, в театре вот уже много лет работают оркестровая, хоровая, оперная и балетная школы. Их выпускники могут быть приняты как в основную труппу, так и, по рекомендации, высоко ценящейся во многих странах, в труппы лучших театров мира.
В 2011 г. почетным пожизненным директором Teatro dell’Opera di Roma стал Риккардо Мути, ранее в течение многих лет руководивший Оперой Ла Скала в Милане.
Зимой все постановки проходят в основном здании театра, летом часть из них – в Термах Каракаллы. В начале 1990-х гг. именно на этой площадке под открытым небом проходили триумфальные выступления трех теноров – П. Доминго, Х. Каррераса и Л. Паваротти.
Камерный оперный театр «Виртуозы Рима» – своего рода «дочернее предприятие» Teatro dell’Opera di Roma – проводит концерты, в программе которых лучшие партии известнейших опер, на различных площадках, в том числе, например, в Teatro Salone Margterite. В числе его солистов – выпускники школ при Римской опере.
Лебединое озеро на сцене Римского оперного театра
Репертуарная политика театра остается традиционной: в течение сезона, начинающегося в конце ноября-начале декабря и длящегося до октября следующего года, оперы чередуются с балетами.
Каждая опера и каждый балет даются в течение нескольких вечеров, после чего сходят со сцены на несколько лет. В перерывах между заявленными постановками проводятся фестивали, концерты звезд классической музыкальной сцены, гастроли зарубежных театров.
Каждый год в репертуаре театра – оперы Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, балеты Чайковского. Регулярно ставятся произведения Вагнера, Бизе, Сен-Санса, Минкуса, Адана. В сезоне 2012-13 гг. театр представил на суд зрителей оперу на русском языке – «Нос» Шостаковича.
Teatro dell’Opera di Roma: как попасть на спектакль
Рим – это не только древние памятники и отличный шопинг. Прогулку по Вечному Городу можно удачно завершить, посетив оперный театр. Правда, билеты стоит бронировать заранее, обычно за 2 месяца до спектакля.
С репертуаром на текущий сезон можно ознакомиться на сайте театра. Здесь же можно заранее заказать билеты на приглянувшуюся постановку.
Верди, Аида, Римский оперный театр
Добраться до Teatro dell’Opera di Roma очень просто: на метро до станции «Оперный театр» или на любом автобусе, следующем по Виа Национале или Виа Кавур (про Римский общественный транспорт BlogoItaliano писал тут).
Если время пребывания в итальянской столице ограничено, а в Оперный театр нужно обязательно успеть, поможет такси (телефон без кода города – 06-35-70) или поезд, следующий до вокзала Термини, расположенного поблизости от театра.
Опера в Санкт-Петербурге
Этот классический жанр Россия узнала во времена императрицы Анны Иоанновны. Ее царствование было отмечено огромным интересом к увеселительным мероприятиям, в том числе театру. 29 января 1736 года в страну приехала итальянская труппа с произведением «Сила любви и ненависти». Опера была переведена на русский язык известным русским поэтом Василием Тредиаковским. Спектакль имел грандиозный успех, жанр полюбился зрителями и закрепился на русской сцене. Вскоре при дворе появилась французская труппа, повсеместно начали возникать частные оперы. В Россию съезжались музыкальные коллективы из Франции, Италии, Германии. В операх начали принимать участие певчие, которые до этого исполняли только церковные песнопения.
Первая по-настоящему российская опера была поставлена в Санкт-Петербурге в 1755 году. Текст к ней написал поэт Александр Сумароков, она называлась «Цефал и Прокрис».
В следующем столетии популярность в России оперного жанра возрастает. Опера была вершиной устремлений русских композиторов XIX в., и даже те из них, кто не оставил ни одного сочинения в этом жанре (например, М. А. Балакирев, А. К. Лядов), в течение долгих лет обдумывали те или иные оперные проекты. Она, как заметил Чайковский, была жанром, который давал возможность «говорить языком масс»; опера позволяла художественно освещать проблемы, занимавшие умы русских людей в XIX в.; в культуре имелось сильное тяготение к жанрам, включавшим вместе с музыкой слово, сценическое движение, живопись.
В первые десятилетия XIX в. музыкально-театральный быт столицы был очень оживленным: в 1800-х годах в Петербурге существовало четыре театральные труппы — русская, французская, немецкая и итальянская, из которых первые три ставили и драму, и оперу, последняя — только оперу. Самой устойчивой оказалась итальянская антреприза — даже в начале 1870-х в фельетонах высмеивается страсть петербургской публики и критики к знаменитым итальянским певцам.
Среди приглашенных в Петербург иностранных композиторов в н. XIX века выделяются имена известного французского автора Адриена Буальдьё и итальянца Катерино Кавоса (1775–1840), который в 1803 стал капельмейстером русской и итальянской оперы, в 1834–1840 возглавлял только русскую оперу, был инспектором и директором всех оркестров императорских театров, много писал на русские сюжеты. Он же очень способствовал постановке «Жизни за царя» Михаила Глинки, прекрасного русского композитора, работавшего в нашем городе.
Следующим ярчайшим созвездием российской оперы стала «Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: М. А. Балакирев (1837–1910), М. П. Мусоргский (1839–1881), А. П. Бородин (1833–1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) и Ц. А. Кюи (1835–1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист В. В. Стасов (1824–1906).
Самым ярким представителем музыкальной культуры конца XIX века стал Петр Ильич Чайковский. Он с удовольствием брался за жанр оперы и сочинил десять бессмертных произведений. Гениальные оперы Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта» прочно вошли в мировой оперный репертуар.
В числе явлений, не вписывающихся в основные направления развития русского музыкального театра в XIX в., можно назвать оперы А. Г. Рубинштейна (1829–1894): 13 собственно опер и 5 духовных опер-ораторий.
В начале XX века русская опера пользуется огромной популярностью во всем мире. С приходом большевиков жанр не исчезает, а лишь набирает силу. Новатором в области оперы советского периода был Дмитрий Шостакович. Большой популярностью до наших дней пользуется его произведение «Нос» по мотивам повести Гоголя. Но композиторам того времени приходилось очень непросто из-за тотальной цензуры. Так, опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» была очень тепло встречена зрителями в 1934 году, однако через год подверглась жесточайшей критике в советской печати и снята с репертуара.
Проблема оперы достаточно остро стояла на протяжении всего советского периода. Поскольку этот жанр считался одним из самых «демократических» и в то же время самых «идеологических», органы, руководившие искусством, обычно поощряли композиторов к работе в данной области, но одновременно строго ее контролировали. В 1920-е и в начале 1930-х годов оперная культура в Ленинграде находилась в блестящем состоянии: появлялись замечательные постановки классического репертуара, широко ставились новейшие западные произведения; экспериментами в области музыкального театра занимались крупнейшие режиссеры. Пора экспериментов в оперном театре закончилась в начале 1930-х годов. Вскоре на первый план выходит концепция так называемой «песенной оперы» как «доступной народу». Начиная с 1960-х годов в оперном театре наступает период некоторого оживления; для этого времени характерно возникновение разного рода «гибридных» жанров (опера-балет, опера-оратория и т.д.); широко развиваются забытые в предыдущие десятилетия жанры камерной оперы и монооперы.
После распада Советского Союза современная опера на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия «железного занавеса» некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и Америке проходят премьеры опер Р. К. Щедрина, А. Г. Шнитке, В. Г. Тарнопольского, В. И. Мартынова.
Сейчас оперное искусство в Санкт-Петербурге активно развивается. С различными театрами сотрудничают крупнейшие оперные театры мира: Ковент Гарден, Метрополитен опера, Опера де Бастиль, Ла Скала, оперные театры Тель-Авива и Сан-Франциско. Зарубежные оперы часто стали звучать на языке оригинала.
Каждая постановка оперных театров города — яркое художественное событие в музыкально-театральной жизни, находящее отзвук как в среде музыкальных критиков, так и у широкой публики, часто рождающее полемику об актуальных вопросах развития современного театра.
Топ-10 лучших театров мира
Несмотря на то, что кинематограф существует уже давно, театры популярны как и в былые времена.
Да и может ли картинка сравниться с игрой актера “вживую”, когда ощущение духа спектакля буквально витает в зале?
И балет, и опера, и комедия, и мюзикл, любая постановка может всколыхнуть все чувства.
Так что сегодня мы поговорим о театрах, и хотя этот рейтинг, назван топом лучших театров, лучших или худших здесь нет и разделение условно.
Каждый театр уникален и неповторим, своей атмосферой, актерами, историей.
Так что в случае если не увидите здесь какой-то из знаменитых театров, не спешите с выводами, рассказать обо всех невозможно, а разделение, как уже сказано выше – условно.
Ла Скала
1. Начнем с Италии, ведь ее можно назвать одной из колыбелей театра, ведь здесь, наравне с Греций и Францией, зарождались многие театральные традиции. Здесь были театры во времена Рима и в эпоху Возрождения, так что вклад этой страны в театральное искусство неоспорим. Лучшим театром Италии заслужено считается “Ла Скала” в Милане.
Театр Ла Скала
Построен он был 1776-1778 годах, а своим названием обязан церкви “Санта Мария дела Скала”, которая располагалась на этом месте до театра.
Есть легенда, что при закладке фундамента была найдена античная глыба с изображением мима Пилада, словно благословение древних богов будущему театру. Зал театра вмещает до 2 800 человек. Кстати, сюда принято приходить одетым в черное.
В разные времена здесь очень любили творчество Беллини, Верди и Пуччини. Также в “Ла Скала” проходили балы и даже когда-то была коррида.
Гранд Опера
2. Во Франции самым знаменитым считает театр “Гранд Опера”, хотя официальное его название – “Национальная академия музыки и танца”. Основан в 1669 году поэтом Перреном и композитором Камбером с подписи Людовика XIV. Этот театр пережил века, Французскую революцию, сменил много названий, но так и остался одним из лучших.
Опера Гарнье
Здание, в котором он располагается сегодня построено архитектором Ш. Гарнье в 1875 году. Зал вмещает 2 130 человек. Спектакли, поставленные на сцене “Гранд Опера” за три с половиной века перечислить сложно.
Изначально это были произведения французских композиторов, потом итальянских и немецких. В двадцатом веке здесь состоялась премьера оперы “Мавра” Стравинского.
Венская опера
3. “Венскую оперу” тоже нельзя обойти вниманием. Австрия всегда гордилась своими композиторами, именно поэтому здесь так любят ставить оперы Моцарта. Также здесь прошла премьера всего Вагнеровского цикла “Кольцо Нибелунгов”.
Венская государственная опера
Построена “Венская опера” 1869 году, внутреннее убранство поражает роскошью и величественностью.
В конце 19 века это место было средоточием культурной жизни Европы. Здесь до сих пор по традиции ежегодно проходит знаменитый на весь мир “Оперный бал”, куда съезжаются со всего мира.
Ковент-Гарден
4. Самый знаменитый театр в Англии – лондонский “Ковент-Гарден”. Основан он был в 1732 году. В том виде, в котором предстает сейчас, сохранился с последней реставрации в 1856 году. Отличается высоким уровнем игры актеров и соответствующими гонорарами.
Ковент-гарден
В 19 веке здесь пели лучшие исполнители того времени, такие как Малибран, Тамбурини, Джулия Гризи.
Само здание окутано таинственностью и легендами о призраках, так подходящими “Туманному Альбиону”. Рассчитан на 2 250 мест.
Метрополитен Опера
5. Нью-Йоркский “Метрополитен Опера” самый знаменитый театр в США и при этом самый современный из всех здесь перечисленных.
Метрополитен опера
Он основан в 1883 году, отличается отсутствием столь роскошного убранства, как в других театрах. Зато здесь применены многие современные технологии, как, например, бегущая строка в спинке кресла.
Изначально в Метрополитен Опера любили ставить Вагнера. Также как и в Англии здесь ставят оперы на языке оригинала. Гонорары исполнителям здесь скромнее, чем в других местах, но петь на этой сцене все равно очень престижно.
Зал большой, вмещает 3 625 человек. Что интересно, театр не государственный и содержится на средства частных лиц и пожертвования фирм.
Большой театр
6. В России в один ряд с вышеназванными театрами можно поставить “Большой театр”. Он был основан в 1776 году, то здание где он располагается сейчас появилось в 1825 году.
Большой театр
Здесь прошли премьеры опер Чайковского – “Мазепа”, “Воевода”, “Черевички” и Рахманинова – “Скупой рыцарь”, “Алеко” и “Франческа да Римини”, а Рахманинов выступал в качестве дирижера.
На сцене “Большого театра” дают спектакли и приезжие труппы из “Ла Скала” и “Венской оперы”. Рассчитан на 2 155 мест.
Сиднейская опера
7. “Сиднейская опера” – шедевр скорее архитектурный, нежели театральный.
Сиднейская опера
Это место стало символом Австралии, здесь проходят как спектакли, так и различные шоу, нет привычного театрального оформления, да и репертуар не классический. Но может это такое представление создателей о театре будущего, ведь “Сиднейская опера” была построена всего 37 лет назад. Кстати, открывала ее сама королева Елизавета.
Бродвейский театр
8. Еще один неклассический театр – “Бродвейский”.
Бродвейский театр
Это не здание, это традиции. Когда-то “Бродвейский театр” означало, что это один из небольших театров, расположенных на соответствующей улице Нью-Йорка, сегодня в это понятие вложен совсем другой смысл.
На “Бродвей” приглашаю актеров на один или несколько сезонов, там нет постоянной труппы, и спектакль идет, пока он интересен публике. Именно поэтому многих тянет сюда, из-за разнообразия. Традиции “Бродвейского театра” сложились около столетия назад.
Арена ди Верона
9. “Арена ди Верона”, аналогов этому театру нет во все мире, ведь он построен еще во времена императора Августа в первом веке нашей эры. Это овальный римский амфитеатр, и что самое интересное, функционирующий.
Арена ди Верона. Фото – Ennevi
Уже триста лет на этой сцене даются спектакли, а в римские времена здесь умирали гладиаторы и проводились турниры.
С 1913 года ежегодно летом здесь проходит оперный фестиваль. Ставят в основном зрелищные постановки, такие как “Аида”, открывшая первый из этих фестивалей, “Турандот”, “Кармен”. “Арена ди Верона” способна вместить до 16 000 зрителей одновременно, что не под силу ни одному залу классических театров.
Театр Колон
10. Самым крупным театром Южной Америки является “Театр Колон”. Он был основан в 1857 году.
Театр Колон
Располагается в городе Буэнос-Айрес и может вместить до 2 478 человек одновременно. На момент строительства первое здание театра было самым передовым среди опер, здесь применялось газовое освещение и устройства для спецэффектов.
Современное здание открылось в 1908 году, помимо сидячих мест рассчитано на 500-1000 стоящих людей. Здесь часто ставят русские спектакли, такие как “Борис Годунов”, “Садко”, “Евгений Онегин”.
Музыка и театр барокко
Присущие барокко выразительность, драматизм, зрелищность получили наибольшее воплощение в опере, появившейся в Италии на рубеже XVI—XVII вв. Ее рождение произошло в Флорентийском кружке просвещенных любителей музыки (Флорентийская камерата Барди — Кореи). Такое название кружок получил по имени меценатов (композитора графа Дж. Барди и просвещенного любителя музыки Я. Кореи) и потому, что заседания кружка проходили в домашней обстановке. В кружок входили талантливые композиторы и поэты — Джулио Каччини (1550—1618), Якопо Пери (1561—1633), Винченцо Галилей (1550—1591). Они мечтали воскресить античную трагедию, в которой стихи произносились нараспев, и поэтому каждое слово звучало четко, они мечтали соединить музыку и драму, считая, что тексты станут более понятны слушателям. В результате появился речитатив — стиль пения, представлявший собой монотонную декламацию. Постепенно опыт Флорентийской камераты подхватили композиторы других городов Италии и появились первые оперы, написанные на сюжеты античной мифологии, — «Эвридика» Якопо Пери, «Дафна» Марко да Гальяно, «Цепь Адониса» Доменико Маздокки и др. В этих операх действие открывалось прологом, в котором воспевались добродетель и сила искусства, а затем следовали вокальные ансамбли, хор, танцевальные эпизоды. Их чередование и создавало музыкальную композицию оперы.
Развивающаяся опера также использовала традиции итальянской комедии делъ арте. В операх этого типа («Надейся, страждущий» Маздокки и Марадзоли, «От зла добро» Марадзоли и Аббатини) возникает речитатив-скороговорка как форма бытовой речи, появляются персонажи комедии дель арте, широко используются комические жанровые сцены.
Но настоящее рождение оперы связано с именем композитора, крипача и певца Клаудио Монтеверди (1566—1643), использовавшего все лучшее, созданное его предшественниками.
В молодости Монтеверди работал в Мантуе, при дворе герцога Гонзага, но самые известные свои произведения Монтеверди создает в Венеции, где благодаря ему в 1637 г. открывается первый оперный театр. Ему удалось музыкальными средствами передать глубокие чувства, создать напряженное драматическое действие, гармонично сочетая текст и музыку. В основе дошедших до нашего времени опер Монтеверди «Орфей», «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи» лежит монолог-речитатив, каждое слово звучит четко и ясно. Монологи, диалоги и хор плавно перетекают друг в друга. Большую роль в его операх играет оркестр, в котором он использовал все известные тогда инструменты. Именно Монтеверди впервые ввел в оперу увертюру — инструментальное вступление, в котором обозначаются основные музыкальные темы произведения.
Клаудио Монтеверди
Вслед за Монтеверди венецианские композиторы Франческо Кавалли (1602— 1676) и Пьетро Антонио Чести (1623—1669) создали огромное количество опер, в которых постепенно сложились специфические оперные музыкальные формы — ария, речитатив, ансамбль.
ГАМБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА
Основан по инициативе жителей Гамбурга, открыт в 1678 году. В 1769 году создана балетная труппа. В 1827 году оперная и балетная труппы стали частью Городского театра. В 1920 году они отделились от драматической труппы и образовали музыкальный театр «Опернхаус», в 1934 году получивший статус государственного театра и современное название. В августе 1943 года здание Гамбургской государственной оперы разрушено при бомбардировке (в 1946-1955 годы труппы выступали в различных помещениях), в 1954-1955 годы отстроено заново и открыто постановкой оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта.
Опера
С театром сотрудничали авторы первых немецких опер Н. Штрунк, И.З. Куссер, Р. Кайзер, И. Маттезон, в 1722-1728 годы — Г.Ф. Телеман; состоялись премьеры первых опер Г.Ф. Генделя («Альмира», «Нерон», обе 1705 года). В 1748 году в качестве капельмейстера итальянской труппы П. Минготти здесь работал К.В. Глюк. В 1828 году при театре основан Городской (ныне Государственный филармонический) оркестр. В 1844 году Р. Вагнер дирижировал своей оперой «Риенци». 1870-1890-е годы — период расцвета театра: осуществлено много премьер, главным дирижёром был Г. Малер (впервые в Германии поставил оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, 1892 год), хормейстером — Б. Вальтер. С 1901 года здесь часто дирижировал А. фон Никиш, в 1910-1912 годы работал О. Клемперер, в 1931-1933 годы — К. Бём. Постановками своих опер дирижировали Э. д’Альбер, Г. Шарпантье, Р. Штраус, З. Вагнер.
С середины XX века Гамбургская государственная опера — один из крупнейших оперных театров мира. Росту исполнительского уровня способствовали дирижёры и музыкальные руководители театра Г. Реннерт, Л. Людвиг, Х. Штайн, К. фон Донаньи, И. Мецмахер. Характерным стало обращение к современному репертуару и привлечение режиссёров с радикальными художественными идеями. Под руководством Х. Титьена (1956-1959 годы) состоялась знаменитая постановка оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера (режиссер Виланд Вагнер). В 1959-1973 и 1985-1988 годы театром руководил Р. Либерман, который осуществил около 30 новых постановок и основал международный фестиваль «Недели современного музыкального театра» (1961 год). Высоким уровнем режиссуры отличались спектакли 1973-1977 годов (главный режиссер Г. Фридрих), в том числе «Хованщина» М.П. Мусоргского (1974 год, на русском языке). В 1988-1997 годы под рук. Г. Альбрехта состоялись постановки, получившие мировую известность: «Парсифаль» Р. Вагнера (1992 год, режиссер Р. Уилсон), «Хованщина» Мусоргского (1994 год, режиссер Г. Купфер), «История доктора Иоганна Фауста» А.Г. Шнитке (1995 год, первая постановка, режиссер Дж. Дью). В 1997-2005 годы с Гамбургской государственной оперой сотрудничал режиссер П. Конвичный. С 2005 года художественный руководитель и главный дирижёр — австралийка С. Янг. В театре в разное время пели А. Ротенбергер, М. Мёдль, И. Нильсен, Э. Мартон, П. Доминго, К. Молль, Ф. Грундхебер, Т. Мозер и др. В 1980 году партию Амнерис в опере «Аида» Дж. Верди исполнила Е.В. Образцова. При театре работает Международная оперная студия, где обучаются певцы из разных стран.
Балет
В 1769 году Ф.Л. Шрёдером был поставлен первый балет — «Дон Жуан» К.В. Глюка. В 1830-1840-е годах популярностью пользовались большие романтические балеты, с триумфом проходили гастроли танцовщиц М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др. В 1862-1864 годы солисткой труппы была австрийская балерина К. Ланнер, которая поставила ряд спектаклей («Уриэль, демон ночи» и др.). Устойчивые традиции классической школы, сложившиеся в балете к началу XX века, соединились в 1920-е годах с поисками современного пластического языка в творчестве хореографов Р. фон Лабана и А. Кнуста. Их студия камерного балета, новаторские постановки («Терпсихора» на музыку Г.Ф. Генделя, 1925 год; «Шутовское зеркало» на музыку Ф. Листа, 1926 год, и др.) имели общегерманский успех. Росту профессионального уровня балетной труппы способствовали возглавлявшие её в разные годы хореографы: Х. Шведлунд, Д. Хойер, Г. Бланк, П. ван Дийк, С. Арова. Они не только сохраняли классический репертуар, но и пополняли его современными произведениями, например балетами И.Ф. Стравинского. На мировой уровень Гамбургский балет вывел Дж. Ноймайер (главный хореограф Гамбургской государственной оперы и директор балетной труппы с 1973 года, с 1996 года интендант и художественный руководитель балетной труппы). Большое значение для создания неповторимого постановочного стиля имеет постоянное сотрудничество с художником Ю. Розе. С труппой работают хореографы: М. Эк, М. Бежар и др. Репертуар включает балеты Дж. Кранко, Дж. Баланчина, Н.Р. Макаровой, Л.В. Якобсона, Х. Лимона, А. Тюдора, У. Форсайта, И. Килиана и др. Среди ведущих артистов: А. Поликарпова, И. Урбан, А. Рябко, И. и О. Бубеничек. С 1975 года в конце каждого сезона проходит смотр лучших постановок «Гамбургер баллетттаге», который завершает гала-концерт в честь В.Ф. Нижинского; проводятся открытые репетиции и мастер-классы «Баллеттверкштеттен». В 1978 году при Гамбургской государственной опере организована балетная школа, в 1988 году — Балетный центр. С 1999 года театр проводит балетный конкурс «PRIX Dom Pérignon».
Иллюстрация:
Здание Гамбургской государственной оперы. Архитекторы Г. Вебер, В. Лукс, В. Гастрейх, Х. Эберт. 1954-1955 годы. Фото К.М. Вестерманна. Архив БРЭ.