План афинского акрополя

План афинского акрополя

Анализ ансамбля Афинского акрополя

Афинский Акрополь в V в. до н.э. (реконструкция)
1. Пропилеи; 2. Пинакотека; 3. храм Ники Аптерос; 4. статуя Афины Промахос; 5. Эрехтейон; 6. Парфенон; 7. театр Одеон
.

План Афинского акрополя VI в. до н. э., в сравнении с акрополем Тиринфа. Планы приведены к одному масштабу.
Слева: 1 — вход в акрополь Тиринфа; 2 первые пропилеи; 3 вторые пропилеи; 4, 5 мегароны.
Справа: 1 — старые пропилеи; 2 — Стофутовый храм; 3 — старый Парфенон

Афины. План акрополя
1 остатки бронзовой статуи Афины Промахос (была изваяна Фидием и установлена в 448 г. до н.э.); 2 — храм Ники Аптерос; 3 — цоколь несохранившейся статуи Агрйппы; к востоку Пропилеи; 4 — субструкция Стофутового храма (VI в. до н. э.); 5 — Эрехтейон; 6 — Парфенон; 7 — Одеон Герода Аттика (II в. н. э.); 8 — стоа Евмена (середина II в. до н. д.); 9 — театр Диониса (начат в V в. до н.э.. закончен в 326 г. до н. э., перестроен в зпоху римского владычества). Пунктиром показана дорога Панафинснских шествий

Афинский Акрополь расположен на холме размером около 300 м в длину и 150 м в ширину. Его превышение над уровнем города составляет около 60 м. Самая высокая точка Акрополя является площадка под Парфеноном. Акрополь имел укрепленные крутые склоны. Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям — парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Композиционная ось Пропилеи почти параллельна Парфенону и ориентирована на Афину Промахос. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки — картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Глав­ным сооружением был Парфенон, который был задуман им как всеэллинский храм наподобие храма Зев­са в Олимпии или Аполлона в Дельфах. Однако в отличие от этих периптеров Парфенон скорее походил не на вмести­лище божества, а на монумент военной и гражданской славы Афин, решенный в виде периптера.

Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет го­ворить о том, что на акрополе были раз­ные композиционно-сюжетные зоны. Одна, с Парфеноном, обращалась ко все­му греческому миру, тогда как северная зона, обращенная к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилеи заключалась в объединении этих двух сюжетно-композиционных на­чал.

Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определенной траектории, что было свя­зано со знаменитыми праздниками — Панафинеями. В тече­ние дня шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.

16. Общественный центр города Афин.

Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагментов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части города, был Булевтерий, т.е. здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя).

Центром Афин была Агора — рыночная площадь, где размещались не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре были воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеак-рунос и алтарь Двенадцати богов, который служил прибежищем для странников

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, затем по многим причинам (военным, экономическим, политическим) было приостановлено. По преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм здесь был устроен еще Девкалионом — греческим Ноем, впоследствии здесь указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Каждый год, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского начал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V веке до нашей эры стали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 году до нашей эры. Тогда были построены святилище и колоннада, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не было завершено.

Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем Суллой, который в 86 году до нашей эры захватил и разграбил Афины. Он вывез12 несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Лишь при императоре Адриане было закончено строительство этого храма — одного из самых больших сооружений античной Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. Позади храма стояли четыре статуи императора Адриана, кроме того, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 года одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшись на составляющие ее барабаны. К настоящему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось только пятнадцать.

Афины. План агоры 1 — храм Гефестион (Тезейон); 2 — булевтерий; 3 — стоа Зевса; 4 — стоа Аттала; 5, 6 — Средняя и Южная торговые галереи.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Интересные факты об Акрополе

акрополь

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Жемчужина Афин

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.

Акрополь в греции

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Колосс Родосский

Колосс Родосский 9741 4.92 3

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Акрополь в греции Акрополь в греции Акрополь в греции Акрополь в греции акрополь акрополь акрополь

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.

Акрополь в греции

Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Акрополь в греции Акрополь в греции Акрополь в греции Акрополь в греции Акрополь в греции акрополь акрополь

Храм Эрехтейнон (421—407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Парфенон

Храм Парфенон в Афинах 9741 4.82 0

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году. Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

Афинский Акрополь

Афи́нский акро́поль (греч. Ακρόπολη Αθηνών ) — акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя. [1]

В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 год до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века английский лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турков взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц .

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Конспект урока «Афинский Акрополь»
план-конспект урока по мхк (7 класс) на тему

Бондаренко Марина Юрьевна

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам, посвященным архитектурк и скульптуре Древней Греции.

Скачать:

ВложениеРазмер
afinskiy_akropol.docx21.11 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Античный храм. Афинский Акрополь»

Основа античного храма – архитектурный ордер.

  1. Особенности и значение греческих храмов.
  2. Одно из высших достижений древнегреческой архитектуры – Афинский Акрополь.
  3. Главные сооружения Акрополя.
  4. Поэты и философы об Афинском Акрополе.

Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно-балочной конструкции, стал основой античных храмов. (Вспоминаем названия греческих ордеров и их характеристики).

По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях (на облаках, в море), но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому сначала, в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв строились алтари. Позже, в период архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям, хотя и более совершенны. Так появился храм – жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя.

Первые «жилища богов», которые практически не сохранились, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании.

Каковы особенности греческих храмов? Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился все городом. Каждый полис стремился при сооружении храма превзойти другие города.

Греческая архитектура есть «наружная» архитектура. Внешность здания безраздельно господствует в ней над внутренностью, фасад над интерьером, масса над пространством. Подобно тому как греческая религия не знала коллективного богослужебного внутри храма, так и греческая архитектура была равнодушна к пространству, заключенному внутри стен. Поэтому-то греческому архитектору осталась чужда проблема света….. И греческий храм не имел окон, довольствуясь скудным освещением через входную дверь.

Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный греками после изгнания персов в V в. до н.э. Это время называют «золотым веком» Афин и временем правления Перикла – общепризнанного вождя афинской демократии.

Акрополь в Афинах представляет собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря. Акрополь является композиционным центром города, расположенного у его подножия.

Главное сооружение Акрополя – дорический Парфенон, храм Афины Девы. Он размещается за входными мраморными Пропилеями, маленьким храмом богини Ники справа, и Пинакотекой (картинной галереей ) слева. Парфенон воспринимается с угла, так, что видны его главный и боковой фасады. Напротив Парфенона возведен изящный храм Эрехтейон с известным портиком кариатид.

Акрополь был для Афин и святилищем, и укреплением, и общественным центром. Здесь хранилась государственная казна Афинского морского союза, находилась библиотека и картинная галерея. С афинским Акрополем были связаны наиболее пышные празднества – Великие Панафинеи , сопровождавшиеся конными и гимнатическими состязаниями, соревнованиями певцов и музыкантов. Завершались Панафинеи всенародным торжественным шествием к Парфенону и чествованием богини Афины, после чего всех ожидал пир прямо на Акрополе.

Прямо напротив Пропилей, в 30 метрах, на постаменте стоял символ вооруженного мира – бронзовая статуя богини Афины Воительницы, Афины Промахос. Семиметровая статуя богини мудрости и справедливости, отлитая скульптором Фидием из бронзы, господствовала над городом. Эта колоссальная статуя не сохранилась, но судя по изображениям на монетах богиня держала копье и щит.

Конечно, же самым главным сооружением Акрополя является Парфенон, храм богини Афины Девы (Парфенос), построенный в 447 – 438 гг. до н.э. Внутри здание было разделено стеной на две неравные части. В главной целле на высоком постаменте стояла знаменитая двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос , созданная Фидием из золота и слоновой кости. С трех сторон статую окружала двухъярусная мраморная колоннада. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор поместил громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой – щит.

В конце хочется привести слова известного русского поэта, философа и литературного критика Д.С.Мережковского, написанные им после посещения Греции: «Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял – скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти. В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота… Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя…Только здесь, в Арополе, понимаешь, что значит дух свободного, великого народа».

Конспект урока компетенции Тема урока: Прогулки по Акрополю

развитие умения преподносить подготовленный материал убедительно, ярко.

Урок – путешествие ( виртуальное).

Презентация к уроку

комплект слайдов: план афинского Акрополя;

современный вид афинского Акрополя;

рельеф восточного фасада Парфенона;

Прпилеи афинского Акрополя;

храм Ники – Аптерос;

коллонада южной стороны Парфенона;

общий вид Эрехтейона;

южный портик Эрехтейона (портик кариатид)

распечатки плана Акрополя для проведения «прогулки»;

«Афина Парфенос» (античная статуя (копия);

«Афина Промахос» (бронзовая статуя, реконструкция;

Иллюстративный ряд по теме Афинский Акрополь;

Литература: Журнал «Искусство» № 6 2005г.

Прекрасна даже в развалинах.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Введение темы урока.

На прошлом уроке мы на примере архитектуры пытались подтвердить тезис «Главная идея греческого искусства – разумная красота, гармония, соразмерность пропорциям человека».

Опираясь на знания полученные на прошлом уроке мы сейчас с вами ответим на следующие вопросы.

Фронтальный опрос по теме урока

—Вспомните, назовите основные типы архитектурных сооружений. ( Храм –с четырёх сторон- колоннада)

—Какими названиями частей здания мы пользуемся в современной жизни? (карниз, фриз)

—Как дословно переводится слово «ордер»? ( порядок)

— Порядок между чем и чем? ( между несущими и несомыми

—Назовите типы ордеров . (Дорический, ионический и

—Какой из них самый древний? ( Дорический)

—Что относится к несущим, а что к несомым конструкциям?

( Колонна – несущая, а антаблемент – несомая)

—Из каких элементов состоит колонна, а из каких антаблемент?

( Колонна – из ствола, капители и базы, а антаблемент – из

Архитрава, фриза и карниза)

—Сегодня мы продолжим изучение греческой архитектуры на определённых примерах. Вновь мы будем подтверждать тезис: «Главная идея греческого искусства – разумная красота, гармония, соразмерность».

Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя.

—Что такое Акрополь?

Сегодня мы совершим небольшую прогулку по знаменитому Акрополю, где, кажется, «поселились» все олимпийские боги Древней Греции..

Мы отправляемся в Афины.

ΙΙΙ . Изучение нового материала.

1. История строительства. ( Слайд 3)

Акрополь – общественный и культурный центр афинского государства; во время персидских войн он был разрушен.

К середине V в. до н.э. после персидских разрушений в Греции повсюду отстраивали города и возводили храмы. В Афинах после изгнания персов начался стремительный подъём экономики, развития ремёсла, торговли, укрепляется демократия. В Афины со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов. ( Слайд 4)

В период «высокой классики» в Афинах правил Перикл (с 449 г. до н.э.). ( Слайд 5 ). Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии, с именем которого связан расцвет главного центра афинской культуры – Акрополя.

Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий.

Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало именно Фидию. Он руководил строительными работами на Акрополе. Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его творческие и организаторские способности, а талант скульптора достиг зрелости.

2. Архитектурный ансамбль. (Слайд 6 )

Афинский Акрополь (как и прежние акрополи – «верхний город») стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом (150 метров над уровнем моря). Он был средоточием всех высших святынь афинян. Рядом – театр Дионисия.

Давайте войдём в акрополь с запада через центральный вход – Пропилей. (Слайд 7), (Слайд 8), (Слайд 9).

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилей,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда, священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, тёплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рождённой пеною морской.

Так выразил свои чувства от увиденного поэт Д.С. Мережковский.

Пропилеи построил архитектор Мнесикл. Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамлённой колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. (Слайд 10).

Слева к Пропилеям примыкала пинакотека –картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к богам, изображения главных героев Аттики.

Справа от Пропилей (→ равновесие) находился крошечный, изящный, лёгкий храм (ионический стиль) Ники-Аптерос ( т.е. бескрылой) – богини Победы. (Слайд 11).

Внутри храма находилась её бескрылая статуя. (иллюстрация). Известна легенда, согласно которой эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть город.

Пройдя ворота Пропилей, мы оказываемся на большой удлинённой площадке, разделённой в древности на множество священных участков, где почитали Артемиду – медведицу, змееногого бога Кекропса и его трёх дочерей – богинь росы. В центре площади возвышалась когда-то огромная (17 м.) бронзовая статуя Афины Промахос (т.е.воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копьё, а левой держала щит. Эта статуя была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. Ныне площадь пуста, т.к. статую уничтожили ещё в ÕIII в. Суеверные рыцари – крестоносцы.

(Слайд 13) Обратите внимание, что в основе композиции Акрополя лежал принцип ассиметрии (что характерно для классики), принцип свободной панарамы. Поэтому статую Афины расположили левее главной оси Пропилей, а вправо сместили знаменитый Парфенон.

(Слайд 14) Храм Парфенон посвящён Афине Парфенос (деве )

Он выстроен архитекторами Иктином и Калликратом, и стал одним из прекраснейших эллинских храмов. Огромный и могучий, стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Он построен из золотисто – розового пентеллийского мрамора. (Слайд 15)

—Определите тип храма.

По своему плану это дорический периптер 8 х 17 колонн высотой 10,5 м). Храм в высшей степени гармоничен, благодаря объединению в нём свойств двух ордеров – дорического и ионического.

Наружные колонны были дорического ордера, стены собственно храмацеллы венчал непрерывный ионический фриз. Снаружи Парфенон украшали сцены жестоких сражений (из мифологических сюжетов). (Слайд 14) Внутренний фриз изображал мирное событие – торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней . На Панафинеях везли на корабле новое одеяние для Афины – пеплос ( плащ ). Этот дар был знаком ее воскресения. На фризе запечатлено всеафинское шествие, представленное в мерном, праздничном ритме: и знатные старцы с ветвями в руках, и девушки в новых хитонах, и музыканты, и жрецы, и всадники. Рельеф имел высоту всего 1 м. По гармоничности, сплавленности форм и красоте ритма он не имеет равных в мировом искусстве.

(Слайд 17; 18) О фризах Парфенона так сказал исследователь античности Б.В. Фармаковский: «Фриз Парфенона – одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или реквием Моцарта».

Рельеф восточного фасада Парфенона: Посейдон, Апполон, Артемида.

Фронтоны храма заполнены скульптурой. На западном фронтоне изображён спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Восточный фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса.

Центром постройки была колоссальная 12 – метровая статуя Афины Парфенос. (Слайд 19)

Статуя Афины — это последняя работа Фидия. Он работал над ней десять лет. Она имела деревянную основу, покрытую золотом и слоновой костью. Находилась в храме Парфенон.

Статуя сохранилась лишь в римских копиях.На гребне шлема Афины – сфинкс и пегасы. На ладони правой руки помещалась статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит, на внешней стороне щита – битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, — сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи.

Напротив Парфенона возвели Эрехтейон , посвящённый Афине Палладе (матери) и её супругу Посейдону Эрехтею. (Слайд 20) Эрехтейон достроен намного позднее, около 410. до н.э.

Он построен на том месте, где по легенде Афина и Посейдон оспаривали друг у друга господство над Аттикой. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон ударом трезубца высек из скалы солёный источник. Афина вонзила копьё в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина выиграла спор, стала покровительницей Аттики, дав своё имя городу.

(Слайд 21) Планировка Эрехтейона очень сложна и ассиметрична, т.к. при строительстве необходимо было охватить все священные части холма. Храм был построен на разных уровнях и разделён на две части. Восточная посвящалась Афине Палладе, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть была посвящена Посейдону,

Отожествляемому с Эрехтеем, мифическим царём Афин. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от трезубца о скалу. Входы в оба святилища украшали шесть колонн ионического ордера с изысканными вызолоченными волютами. ( Слайд 22)

К храму примыкают три портика, в том числе и портик кариатид (скульптурное изображение женских фигур, несущих перекрытие). ( Слайд 23) Появление кариатид свидетельствовало о реализации давнего стремления греков сделать колонну как можно более лёгкой, изящной и пластичной. Эрехтейон на фоне Парфенона кажется волшебной игрушкой. Он неоднократно перекладывался в ÕÕ веке.

На этом заканчивается наше виртуальное путешествие. Надеюсь, оно станет началом вашего знакомства с жемчужиной мировой культуры. Ведь афинский Акрополь на протяжении многих веков, являясь «недосягаемым образцом», волнует и притягивает к себе людей.

Великое и малое, архаичное и современное, грандиозное и интимное слилось в Акрополе Афин. Он и сегодня остаётся эталоном естественности, красоты и благородного вкуса.

IV. Закрепление новой темы.

Что такое Акрополь?

(общественный и культурный центр афинского государства)

В каких сооружениях древние греки использовали ордер?

( в храме – жилище богов)

Как называется треугольная вставка между скатами крыш в греческих храмах.

(фронтон, он часто украшался рельефом)

Как вы думаете, почему храм Парфенон, посвящённый богине, выполнен не в ионическом, а в дорическом ордере?

(Афина – мужественнайя богиня справедливой войны. Её уважал и боялся сам Зевс.

Какие боги, по легенде, спорили за право господства над Аттикой?

(Афина и Посейдон)

Какие дары принесли Афина и Посейдон?

( Посейдон высек из скалы солёный источник, а Афина подарила оливковое дерево)

Задание в группах ( 3-5 человек)

После выполнения этого задания, проставьте, пожалуйста, оценки участникам своей группы.

Результаты своей работы сверьте со слайдом. (Слайд 24)

—Что запомнилось? Что оказало наиболее яркое впечатление?

Домашнее задание : подготовить сообщение на тему «Прогулки

по Афинскому Акрополю».

Советую прочитать для подготовки домашнего задания:

Статьи Д.С.Мережковского «Описание Афинского Акрополя»

Л.Дмитриева «Античное искусство;

Журнал «Искусство» № 6 2005г.

Общекультурная компетентность (познание в области общечеловеческой культуры)

Читайте также  Аутлет около венеции
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector