Площадь микеланджело рим

Площадь микеланджело рим

КАМПИДОЛЬО (ит. CAMPIDOGLIO) И КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ (ит. MUSEI CAPITOLINI), Площадь

КАМПИДОЛЬО (ит. CAMPIDOGLIO) И КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ (ит. MUSEI CAPITOLINI), Площадь

Теперь, когда вы находитесь на прекрасной площади трапециевидной формы, первое, что бросается в глаза, это бронзовый конный памятник императору Марку Аурелио. От памятника словно в разные стороны эффектный мощеный дугообразный орнамент в форме двенадцатиконечной звезды, вписанной в овал. Основание знаменитой императорской статуи принадлежит Микеланджело, в то время как великолепная скульптура — это всего лишь копия. Оригинал был снят из соображений сохранности. О нем MyWoWo расскажет отдельно в разделе, посвященном Капитолийским музеям.

В архитектурном облике площади легко узнать руку Микеланджело, хотя весь ансамбль был завершен много лет спустя после смерти мастера.

В глубине площади возвышается торжественный Дворец Сенаторов, легко узнаваемый по возвышающейся по центральной оси фасада башне. Проект дворца, в котором и по сей день располагается муниципалитет Рима, принадлежит Микеланджело, как и широкая лестница, ведущая к площади. Дворец был возведен на могучем основании Табулария, возведенного в первом веке до нашей эры и служившим государственным римским архивом. Здесь были собраны все документы, регламентирующие жизнь города и всего государства: законы, декреты, градостроительные и сельскохозяйственные распоряжения и т.д. Во время посещения Капитолийских музеев вы увидите руины некогда грандиозного Табулария. Отсюда открывается незабываемый вид на раскинувшийся у подножия холма Римский форум.

Справа от Дворца Сенаторов расположен Дворец Консерватори. Его проект тоже принадлежит Микеланджело. Дворец начали строить за год до смерти автора. Обратите внимание на его элегантный фасад с портиками и прекрасную верхнюю террасу с балюстрадой, оформленной статуями. Кажущийся на первый взгляд небольшим Дворец Консерватори развивается в глубину. Сегодня здесь расположено основное ядро обширных Капитолийских музеев. Напротив него находится еще одно здание музейного комплекса, так называемый Палаццо-Нуово. Его автором тоже был Микеланджело, но построили дворец только век спустя.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: в 1871 году после взятия Рима (во время знаменитого пролома в стене Порта Пия) Рим стал столицей Италии. Было решено придумать символ, который объединил бы всех итальянцев и закрепил главенство Рима над другими городами. Тогда власти поставили в садах Капитолия клетку с живой волчицей. Когда этого показалось мало, была установлена еще одна клетка с живым орлом. Эта инициатива была очень успешной и маленький патриотический зоопарк действовал почти 100 лет до 1970 года!

Капитолийская площадь

Капитолийская площадь (итал. Piazza del Campidoglio) — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме, одном из семи холмов, на которых возник Рим. Площадь интересна лестницей Кордоната, репликой конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея.

Содержание
содержание:
история и описание
достопримечательности
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

В исторических документах сказано, что в 1536 году, во время торжественного шествия, организованного в честь визита Карла V, папе Павлу III попросту стало стыдно за состояние, в котором пребывает некогда величественный Капитолийский холм. Во времена Древнего Рима здесь проходили заседания сената и народные собрания, находился Храм Юпитера, а также ряд важных религиозных и светских сооружений. После падения Римской империи (V век нашей эры), часть Капитолийского холма настолько пришла в упадок, что его стали называть «Козьим» (место использовалось для выгула коз). Справедливости ради нужно отметить, что будущая территория Капитолийской площади выглядела лучше, нежели весь холм в целом, так как здесь находились руины Табулария, обветшалый Дворец Сенаторов X века и относительно современный Палаццо Консерватори XV века.

В том же 1536 году (после визита Карла V) воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади.

Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году, когда завершили строительство Палаццо Нуово.

Трапециевидная форма площади

Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади. Венчает колокольню фигура Минервы, богини мудрости. Ещё одна её статуя находится у лестницы — скульптура «Ликующий Рим», изображает Минерву, держащую шар, символ господства Рима. По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр.

Достопримечательности Капитолийской площади

С правой стороны площадь обрамляет Палаццо Консерватори, а с левой — Палаццо Нуово, который был спроектирован, как зеркальная проекция Палаццо Консерватори. Их объединяют открытые галереи первого этажа и мощные пилястры верхнего уровня. Вдоль крыши по периметру установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

Палаццо Консерватори и Палаццо Нуово размещены под косыми углами по отношению к занимающему главенствующее место Дворцу Сенаторов. Этот приём позволил визуально исправить размеры площади, расширив пространство, воспринимающееся прямоугольником. Декоративные лепестки динамичного узора в форме овала, вписаны в прямоугольник и в перспективе при сокращении дают впечатление окружности.

В 1734 году в истории Капитолийской площади произошло важнейшее событие. Палаццо Консерватори, Палаццо Нуово, Дворец Сенаторов, а также находящийся по соседству Палаццо Кафарелли-Клементино были выбраны в качестве выставочных залов для созданного папой Климентом XII Капитолийского музея, первого публичного музея в Риме.

В центре площади, закрепляя всю композицию Капитолийского ансамбля, установлен пьедестал овальной формы, репликой конной скульптурой императора Марка Аврелия. Оригинал находится в отдельном зале Палаццо Консерватори. Ещё одной важнейшей достопримечательностью площади является великолепная лестница Кордоната, также спроектированная великим Микеланджело Буонарроти. Параллельно ей расположена более старая лестница Арачели (сооружена в 1348 году в благодарность за избавление Рима от эпидемии чумы. По другой версии её построили к юбилею Рима в 1350. Насчитывает 124 мраморных ступеней).

В настоящее время Капитолийская площадь является одной из самых гармоничных и целостных римских площадей. Спроектировав её, Микеланджело продемонстрировал необычайно глубокое проникновение в оптические законы человеческого восприятия.

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл и разгадка

На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.

От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации. В республиканскую эпоху развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий. На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.

Площадь Капитолия на гравюре Этьена де Дюперака, 1569 г.

Строительство Капитолийской площади началось в середине XVI века. Восхваляемый политический центр явно не соответствовал своему внешнему виду – местность, окружающая холм, была в запущенном состоянии и даже использовалась для выпаса коз, снискав название «Monte Caprino», то есть «Козий Холм».

После триумфального приема императора Карла V, посетившего Рим с визитом в 1536 году, папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело подготовить комплексный проект реконструкции Капитолия.

В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади. Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело. Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.

площадь капитолия, капитолийская площадьВид на Капитолийскую площадь с высоты птичьего полета

Таким образом, зодчий создал автономное пространство, полностью независимое от окружающего площадь Капитолия города. Ее центр художник предполагал оформить интригующим геометрическим орнаментом, однако воплощение его идеи стало возможным только через несколько сотен лет…

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

пятьдесят центов, монета, euro

Даже тот, кто никогда не ступал на площадь Капитолия в Риме, но хотя бы раз держал в руках горсть мелких европейских монет, наверняка видел этот орнаментальный рисунок, растиражированный на 50-ти центах чеканки 2002 года.Версия, объясняющая начертанный Микеланджело проект оформления брусчатки Капитолийской площади, впервые была предложена венгерским историком и экспертом жизни художника Шарлем де Толнеем (Sharles de Tolnay). Именно она получила дальнейшее развитие в работах американского историка по архитектуре эпохи Возрождения Джеймса Акермана. Искусствоведы отмечали, что идея рисунка площади связана, очевидно, с Овальным камнем – одним из важнейших религиозных символов всех древних восточных цивилизаций. Он использовался для обозначения Центра мироздания.

Omphalos – резной камень овальной формы, найденный при археологических раскопках храма Аполлона древнегреческого города Дельфы на склонах горы Парнас. Храм Аполлона являлся наиболее значимым в языческой культуре, а его святилище – Omphalos считался центром Мира, пупом Земли.

Изображения таких овальных камней, иссеченных ромбическим орнаментом, часто встречаются на древнеримских монетах. Также они были обнаружены и на фресках в Помпеях. На Римских форумах, возле Арки Септимия Севера и Храма Конкордии, когда-то находился римский эквивалент греческого Omphalos – Umbilicus Urbis Romae, то есть Пуп Города Рима. Частично сохранившийся артефакт, возведенный в республиканскую эпоху и сложенный из камня, покрытого белым мрамором, и сегодня можно видеть на своем прежнем месте.

пуп города рим, омфалосРимский аналог греческого Омфалоса находится на Римских форумах

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

Отели в центре Рима

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Капитолийской площади — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Оптический эффект выпуклости рисунка на площади © Bruno / flickr.com (CC BY-SA 2.0)

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.

площадь капитолия, капитолийская площадь

На протяжении нескольких сотен лет никто не осмеливался воплотить оригинальный проект Микеланджело. Лишь в 1940 году итальянский архитектор и искусствовед Антонио Муньос (1884-1960), занимавший пост Главного инспектора области Лацио в сфере античности и изящных искусств с 1928 по 1944гг., на основе гравюры 1567г. воспроизвел гениальный замысел художника. Единственным противоречием воссозданного шедевра является размещение в центре Капитолийской площади конной статуи на пьедестале, установки которой так не хотел Микеланджело. Он считал, что это снижает значение его замысла, выражаемого латинской фразой «Romae Caput Mundi» – Рим столица Мира.

Капитолийский холм, Рим

Капитолийский холм

Капитолийский холм — самый невысокий из семи холмов, на которых возник Рим. По площади он также небольшой, но является самым важным и значимым, и непосредственно связан с основанием Рима в 753 году до нашей эры. Капитолийский холм возвышается над долиной в которой расположен Форум.

История

В античные времена Капитолийский холм представлял собой неприступный утес, на вершине которого находилось два храма — Юпитера Капитолийского, посвященный Юноне, Маневре и Юпитеру, а также храм Юноны Монеты. Здесь жили пресловутые гуси, предупредившие спящих жителей Рима об опасности, а рядом был Монетный двор, где чеканились деньги, названные монетами в честь этого храма. Раньше подняться на Капитолийский холм можно было только со стороны Форума.

Храм Юпитера несколько раз горел, а позже был разграблен и разрушен. Сейчас на этом месте стоит Церковь Санта-Мария-ин-Арачели.

Церковь Санта-Мария-ин-Арачели

Согласно легенде, именно на Капитолийском холме перед императором Августом развернулись облака и в небе появилась девушка неземной красоты с младенцем на руках, которая сказала: «Вот алтарь первенца Господня». Очень скоро греческие монахи построили здесь монастырь, а позже сменившие их в IX веке бенедиктинцы возвели церковь Санта-Мария-ин-Арачели. Церковь Арачели служила своеобразным форумом — здесь назначались встречи и проводились собрания, отсюда к жителям Рима обращались с речами и обращениями, среди которых был и политический деятель Кола ди Риенцо.

Сейчас Санта-Мария-ин-Арачели также самый почитаемый храм Рима, в котором находятся созданные известными мастерами произведения искусства, среди которых:

  • Шедевр «Житие Святого Бернардина Сиенского» работы Пинтуриккьо 1480 года в первой капелле справа
  • Фрески Помаранго в капелле Пьета справа
  • Одна из лучших работ Беноццо Гоццоли — фреска в капелле Чезарини с историями из жития святого Антония Падуанского
  • Мозаика XIII века с Мадонной и святыми, расположенная в глубине справа у алтаря
  • Фрески на потолке, изображающие победу над турками при Лепанто в 1571 году
  • Слева от алтаря — фигура младенца Иисуса, на вид грубая, выполненная из дерева Гефсиманского сада. Идолу приписывают чудодейственные способности — он умеет исцелять и даже воскрешать из мертвых, надо только очень захотеть и хорошо попросить. Если губы у младенца покраснеют, значит надежда есть, а если губы останутся бледными, то дела плохи. Если Вы думаете, что сейчас мало суеверных людей, можете зайти сюда под Рождество и Вы увидите у подножия фигуры множество телеграмм и благодарственных записок со всех концов света.

Перед храмом во время эпидемии чумы — чёрной смерти XIV века, выступал Кола ди Риенцо с призывом идти в бой с баронами. Правда, через год он был изгнан, но в благодарность ему за победу над болезнью в 1348 году была построена лестница в 122 ступени, ведущая в храм.

Существует легенда, что если хотите выиграть в лотерею, надо подняться по лестнице на коленях, при этом молиться Богородице и все увиденное вокруг превращать в цифры. А это задача не из легких, даже, если подниматься обычным образом.

Капитолийская площадь

Справа от лестницы, ведущей к Санта-Мария-ин-Арачели, расположена пологая эффектная лестница Кордонато, ведущая на Капитолийскую площадь. Поднимаясь вверх, слева можно видеть памятник Кола ди Риенцо, установленный в XVIII веке на том месте, где он был убит во время восстания.

Сама лестница, рисунок на мостовой, дизайн и фасады зданий были созданы великим мастером Микеланджело. На самом верху находятся скульптуры Кастора и Поллукса, найденные при раскопке Помпеи в 1583 году и привезенные на Капитолийский холм. Эти братья близнецы считаются покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними.

В центре площади, также по замыслу Микеланджело, установлена скульптура императора и философа Марка Аврелия, которая едва уцелела в Средние века, когда проходили гонения на языческие идолы. Кому-то вовремя пришло в голову, что это фигура императора Святого Константина, статую спрятали и так она была спасена. Сейчас на площади стоит копия, а оригинал, спасенный от влаги и голубей, хранится в одном из музеев.

Сама площадь небольшая по размеру, но Микеланджело удалось зрительно ее увеличить за счет эллиптических лучей.

Микеланджело также придумал двух маршевую лестницу, ведущую к Палаццо Сенатори. Дворец был построен в XII веке на обломках Табулария — главного архива Империи. Сейчас в здании работает мэрия Рима. В нише под лестницей находится статуя Ликующий Рим с шаром в руках, перед которой расположен фонтан, а справа и слева скульптуры — символы Тибра и Нила.

Около Дворца Сенаторов со стороны церкви ближе к спуску на форум находится памятник легендарной волчице, вскормившей близнецов Ромула и Рема. В прошлом веке оригинал статуи переехал внутрь, а снаружи установлена копия.

Переезд не прошел бесследно — ученые вновь обратили внимание на легендарную статую и сделали вывод, что скульптура волчицы выполнена не раньше XV века, а вовсе не в античные времена. Правда, окончательный вердикт пока не вынесен.

Два других исторических здания — это палаццо Консерватори и палаццо Нуово, в которых расположен Капитолийский музей, где хранятся скульптура и живопись.

В настоящее время подняться на Капитолийский холм можно по трём лестницам — первая ведет к церкви, вторая — центральная из белого мрамора с бордюром, созданная Микеланджело и третья совсем неприметная лестница расположена справа.

Капитолийский холм стоит обойти кругом и отовсюду открывается великолепный вид на город и форум. Пройти к форуму можно со стороны церкви Арачели, где расположена одна из самых замечательных смотровых площадок Рима.

Пьяцца дель Кампидольо (Рим, Италия)

Пьяцца дель Кампидольо (Рим, Италия)

Основы архитектуры

Основные факты

  • ДАТА: 1539-1564 годы
  • СТИЛЬ: Высокое Возрождение
  • МАТЕРИАЛЫ: Камень и мрамор
  • АРХИТЕКТОР: Микеланджело
  • С площади открывается вид на город и на новый центр власти -Ватикан

XVI веке Рим начали перестраивать, и Микеланджело, самый лучший архитектор города, взялся по-новому оформить Капитолийский холм. Задача была непростая, но он создал гениальный проект — так появилась Пьяцца дель Кампидольо.

Капитолийский холм считался средоточием духовной и мирской власти еще с тех пор, как латиняне в VI веке до н. э. основали город. Небольшой крутой холм идеально подходил для временного убежища, но для постоянного поселения был маловат, поэтому там построили несколько храмов в честь бога-покровителя Рима, Юпитера, «прекраснейшего и величайшего».

Папская власть

После падения Римской империи, Капитолийский холм более 1000 лет был заброшен, а потом Микеланджело в 1537 году начал работать над своим проектом. Тогдашний Папа Римский Павел III настаивал на том, чтобы архитектор сохранил и восстановил средневековый Дворец Сенаторов, а также Дворец Консерваторов XV века. Строения эти стояли на холме под углом в 80 градусов друг к другу.

Еще Микеланджело должен был развернуть площадь в сторону Ватикана — там уже тогда обосновалась власть. Он решил построить новый дворец, Палаццо Нуово, с другой стороны Дворца Сенаторов, и тоже под углом в 80 градусов, чтобы получилась совершенная композиция. Так площадь обрела свою планировку в виде трапеции, откуда к улицам города можно спуститься по широким ступеням удивительной лестницы, которая называется Кордоната.

Пьяцца дель Кампидольо (Рим, Италия). Микеланджело создал на площади овальный узор из камня площадь

Пьяцца дель Кампидольо (Рим, Италия). Микеланджело создал на площади овальный узор из камня площадь

Дворец Сенаторов на восточной стороне площади фасадом смотрит на лестницу. На юге расположен Дворец Консерваторов, который Микеланджело дополнил новым фасадом и лоджией, а на севере — Палаццо Нуово. Это двухэтажные здания с одинаковыми фасадами, теперь там Капитолийские музеи.

Фасады дворцов украшают огромные пилястры. Трехэтажный Дворец Сенаторов возвышается над площадью. Когда Микеланджело восстанавливал его, он дополнил фасад элементами, которые перекликаются с фасадами двух других дворцов, но выглядят более внушительными.

Микеланджело шел вразрез с веянием времени, он не стал строить дворец с четвертой стороны, вместо него возникла «четвертая стена» с балюстрадой и скульптурами.

Павел III требовал, чтобы на площади стояла единственная конная статуя из бронзы, которая сохранилась в Риме. Это была статуя щедрого римского императора Марка Аврелия, сделанная в 165 году нашей эры, — считалось, что она символизирует связь императорской и церковной власти. Микеланджело на это упорно не согла шалея — может быть потому, что хотел поставить на площади скульптуру своей работы, но ему пришлось уступить.

Он поставил статую императора в самом центре площади, на овальном постаменте, который сочетался с формой площади. Марк Аврелий и его конь простояли там до 1981 года, а потом их убрали, так как от времени статуя стала разрушаться, и ее решили сохранить. Теперь император и конь стоят в Капитолийских музеях, все на той же площади.

Этрусская статуя волчицы, кормящей легендарных основателей Рима

Этрусская статуя волчицы, кормящей легендарных основателей Рима

История города в камне

Микеланджело умер раньше, чем площадь достроили, но его последователи не отступили от плана и все-таки создали один из самых прекрасных городских ансамблей времен Возрождения, в котором символически выражена вся история Рима.

В Капитолийских музеях хранится бронзовая статуя волчицы (около 500 года до н. э.), что вскормила Ромула и Рема, легендарных основателей города. Неподалеку находятся почерневшие от времени руины первого римского храма.

Читайте также  Афинский акрополь достопримечательности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector