Покровительница истории в греческой мифологии

Покровительница истории в греческой мифологии

Музы (в мифологии)

В греческой мифологии, музы (греч. Μοΰσαι, «мыслящие» ) – богини, покровительницы наук, поэзии и искусств в древнегреческой мифологии. Их число девять в классические времена:

  1. Клио (Κλειώ) – Муза истории, со свитком и палочкой для письма.
  2. Эрато (Ἐρατώ) – Муза любовно-лирической поэзии, с лирой в руках.
  3. Эвтерпа (Εὐτέρπη) – Муза лирической поэзии и музыки, флейтой сопровождает лирическую песнь.
  4. Полигимния (Полимния, Πολύμνια) – Муза торжественных песнопений и гимнов.
  5. Каллиопа (Καλλιόπη) – Муза эпической поэзии и знания, со свитком и палочкой для письма
  6. Талия (Θάλεια) – Муза комедии, с комической маской
  7. Мельпомена (Μελπομένη) – Муза трагедии, с трагической маской и венком из плюща
  8. Терпсихора (Τερψιχόρη) – Муза танца, с лирой и плектром
  9. Урания (Οὐρανία) – Муза астрономии, с небесным сводом и циркулем.

Музы воплощают искусства и инспирируют творческий процесс своей грацией и изяществом через запоминающиеся импровизационные песни и движения, послания, традиционную музыку и танец; являются также в виде водных нимф; Аполлон – их покровитель; музы явно используются в современном языке, когда авторы обращаются к вдохновению и цитируют свою собственную музу:

Я видел вновь приюты скал И темный кров уединенья, Где я на пир воображенья, Бывало, музу призывал. А. Пушкин

μοῦσα, эол. μοῖσα, дор. μῶσα, лак. μῶα ἡ 1) муза, женское божество искусства; 2) музыка, пение; ex. μοῖσαν φέρειν Pind. – петь 3) речь, слова; ex. τίς ἥδε μ. ; Eur. – что это за речь? 4) искусство, поэзия; ex. μούσης λέξις Plat. – поэтическое выражение 5) образование, ученость, просвещенность; ex. (τοῦ Εὐθύφρονος Plat.)

Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну Mузу, знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения.

Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех Mузах. Но как позволяют судить источники, в древности менялось представление как о числе Муз, так и об их именах и функциях. Павсаний сообщает о посвященных Музам источниках на Геликоне: Мелетэ (Mελέτη, «Усердие»), Мнемэ (Μνήμη, «Память») и Аэдэ (Αοιδή, «Песнь»). Предполагают, что Музы первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания М. были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами.

Надписи на вазах дают следующие имена Муз: Гимно (Γυμνό, Муза гимнастических состязаний), Полимния (Πολύμνια, «Богатая гимнами»), Стесихорэ (Στησίχορη, «Устроительница хора»), или Χορό, Хороника (Χορονικα), Каллихорэ (Καλλίχορη). Цицерон (О природе богов, III 54) называет четырех старших Муз – Тельксиноэ (Θελξινόη, «Очаровывающая разум»), Аэдэ (Αοιδή, «Песнь»), Архэ (Ἀρχή, «Начало»), Мелетэ (Mελέτη, «Усердие») – и два раза по десять младших. В «Одиссее» Музы представлены каноническим числом 9. Имена их со времен Гесиода («Феогония», 77), установились следующие: Каллиопа (по Гесиоду «знатнейшая» из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в греческой мифологии Зевс и Мнемозина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных М. ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М. невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их. На развитие художественных типов М. повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три M., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур М. принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения, М. находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли Мусагетом (Mουσαγέτης), т.е. предводителем Mуз.

Ср. Deiters, «Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen» (Бонн, 1868); Trendelenburg, «Der Musenchor» (Б., 1876); O. Bie, «Die Musen in der antiken Kunst» (Б., 1887); таблицы (1 — 3) в «Bull. de corresp. hellen.» (Афины, 1888); ст. Overbeck’a (в «Berichte d. S ä chsischen Ges.», 1888) и W. Mayer’a (в «Mitteil. d. Kais. Deutsch, arch ä ol. Instit.», афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). — У римлян соответствовавшими М. богинями-покровительницами поэзии были Камены (см. соотв. статью).

Древнегреческая муза, покровительница истории

КЛИО или КЛИЯ – одна из девяти олимпийских муз,
которая покровительствовала истории.
Само имя музы означает «дарующая славу». Внешний облик музы истории Клио величав. Красивая девушка держит в руке папирусный свиток, содержание которого явно повествует о стародавних временах.
В другой руке у нее грифельная палочка, которой мудрая дочь Зевса вписывает в летопись новые события.

Все фигуры греческих скульптур, изображавшие Клио, величественны и вдохновляют человека на новые свершения и выбор собственного пути. Прекрасная муза, по преданию, полюбила Пиера и родила от него сына, юношу Гиацинта, ставшего верным другом богу искусств Апполону. Любовь музы к сыну Магнета была не случайно,
ее внушила ей воинственная Афина.

УРАНИЯ
Древнегреческая муза астрономии

Урания (O u r a n i a) – муза в древнегреческой мифологии, которую часто называли небесной. Входила в число девяти античных муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Считалась покровительницей астрономии. В сохранившихся изображениях и скульптурах представлена статной строгой девушкой с глобусом в одной руке и стилосом в другой.
По другой версии муза Урания – покровительница платонической и возвышенной любви.
У музы астрономии есть сын – Лин,
отцом которого является Аполлон.

Олимпийские музы , девять рожденных в Пиэрии, покровительствовали искусству. Слово муза или муса переводится как мыслящая.

Естественно, что с тех очень далёких от нас времён появились и другие виды наук и прежде всего искусств, поэтому возникло и желание «подправить» античную мифологию, ввести понятие «десятая муза».

Хотя ради справедливости заметим, что о десятой музе стали говорить очень давно, в те же античные времена.
Десятой музой тогда же называли и Кулину, помощницу Эскулапа, прославившегося своим искусством врачевания
(её называли музой кулинарии, гастрономии),
и Каиссу (муза шахмат),
и Глиптию (муза живописи, зодчества и искусства ювелирного).

КУЛИНА
Десятая муза, покровительница поварского искусства, кулинарии

Искусство приготовления пищи находилось под опекой греческой богини кухни Кулины. Кулина была кухаркой при храме в устье реки Тибр, помощницей врача Эскулапа и его дочери Гигиеи, а в дальнейшем прообразом одноименной богини. Гигиея олицетворяла лечение природными факторами, Панакея (Панацея) — искусство лечения лекарственными средствами растительного происхождения,
Телесоф — лечение сном и успокаивающими средствами,
а Кулина – лечение здоровым питанием.
Кулину почитали так же и в Риме.
Кулиной называли кухню в римских домах.

Главная задача, стоящая перед музами, – различными путями вести человека к творчеству, самовыражению и внутренней гармонии.
Кулинария решает те же задачи,
а значит по праву может называться десятой музой.


Короткая видеовставка о музах



Источник:
Мифы и легенды http://kajlas.ru/muza-epicheskoj-poezii-kalliopa-foto-kartinki-bogini-eposa/

Изображения взяты на сайте http://yandex.ru
Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
Видеоролик взят с http://youtube.com
Условия использования материалов — https://www.youtube.com/static?gl=RU&template=terms

Покровительница истории в греческой мифологии

Кли́о (др.-греч. Κλειώ ) — муза истории в древнегреческой мифологии [1] . Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемосины — богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос) [2] .

Афродита внушила ей любовь к Пиеру, когда та стыдила богиню за любовь к Адонису. Клио родила от Пиера сына Гиакинфа [3] .

В честь Клио назван астероид (84) Клио, открытый в 1865 году.

Клио на Викискладе ?

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.662
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 4
  3. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; 3, 3
  • Музы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Клио» в других словарях:

КЛИО — (греч.). Муза истории. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛИО в греч. миф. муза истории и эпоса; дочь Зевса и Мнемозины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Клио — (Clio, Κλιό). Муза истории, изображалась со свитком. См. Музы. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) КЛИО (Κλειώ) Клия, в греческой мифологии одна из девяти олимпийских муз.… … Энциклопедия мифологии

Клио — в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории. Изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков. * * * КЛИО КЛИО, в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории. Изображалась с грифелем и… … Энциклопедический словарь

клио — история, муза Словарь русских синонимов. клио сущ., кол во синонимов: 3 • астероид (579) • история … Словарь синонимов

КЛИО — в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории. Изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков … Большой Энциклопедический словарь

Клио — (Kleiw) одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенносо свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытыйпапирус; рядом с ней стоит корзина с свитками рукописей, иногдааттрибутом ее являются солнечные часы, так как она… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КЛИО — Клуб любителей исторических открытий http://klio.da.ru/​ … Словарь сокращений и аббревиатур

Клио — КЛИО, в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории. Изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Клио — (лат. Clio), одна из 9 муз, муза истории (поэтому один из журналов по древней истории, выходящих в ГДР, называется «Клио») … Словарь античности

Клио — в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница истории. Изображалась обычно с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков … Большая советская энциклопедия

Покровительница истории в греческой мифологии

Музы в греческой мифологии — это девять древних божеств, дочери верховного божества Зевса и богини памяти титаниды Мнемосины. Изображали муз в виде молодых прекрасных девушек с божественными лицами, каждая в руке держала свой символ. Их покровителем был бог света и искусства Аполлон.

Музы родились в Пиерии и жили на Олимпе. Они были богинями музыки, музыкальных инструментов, танцев, праздников и поэзии. Они развлекали олимпийских богов на симпозиумах, пели своими неутомимыми голосами божественные мелодии и гимны, играли на лире. Темой их песен всегда было благородное происхождение богов, которых они восхваляли, но главное место в творчестве муз, занимал Зевс и его величие.

Редко музы прославляли древних греков и знаменитых героев. Их гармоничная песня очаровывала царя богов, наполняла души всех богов эйфорией и проникала во всю природу. Когда песня муз разливалась с вершин Олимпа, всё замирало: небо, звезды, море и реки. Музы пели на свадьбах Фетиды с Пелеем, Гармонии и Кадма. Они пели религиозные и похоронные песни, на похоронах Ахилла.

Когда прелестные божественные создания выросли, они стали очень умными и красивыми. Бог Аполлон руководил хором муз, поэтому его называли Мусагет — «вождь» или предводитель муз. Обычно музы собирались вокруг Аполлона, который стоял в центре и играл на лире, а они пели и играли на музыкальных инструментах. Затем музы танцевали вокруг алтаря, а потом сидели на лаврах и пели. Песни были гимнами богам и их отцу Зевсу. Много дней музы проводили на горе Парнас, которая также считалась божественной как и Олимп, поэтому их часто называли парнасидами.

У каждой музы был свой символ и своё имя: Эвтерпа, Клио, Талия, Терпсихора, Мельпомена, Эрато, Урания, Полигимния, Каллиопа.

Каллиопа (Καλλιόπη) — покровительница эпической поэзии и риторики, а также всего изобразительного искусства. Она была величайшей, уважаемой и серьезной, самой мудрой и самой решительной из муз. Символы Каллиопы: корона, стило, лавр, книга.

Урания (Οὐρανία) — покровительница звёздного неба и астрономии. Она олицетворяет силу созерцания и познания таинства небес. Символы Урании: небесный шар, указательная палочка, звёздная корона.

Клио (Κλειώ) — покровительница истории. Она была хозяйкой письменного слова, подлинности событий. Символы Клио: труба (футляр для папируса), книга, песочные часы.

Эвтерпа (Εὐτέρπη) — покровительница лирической поэзии и музыки. Её часто называли источником Счастья. Символы Эвтерпы: флейта, лира, лавр.

Терпсихора (Τερψιχόρη) — покровительница танца и драматического хора. Символы Терпсихоры: лира, плектор, треугольник, арфа, венок.

Эрато (Ἐρατώ) — покровительница лирической поэзии и гимнов. Её считали защитницей брака и любви. Символы Эрато: лира, кифара, венок из роз, лук любви.

Мельпомена (Μελπομένη) — покровительница театральной трагедии. Символы Мельпомены: лира, кифара, маска, меч, летучая мышь, кипарисовая корона.

Талия (Θάλεια) — покровительница комедии. Она была защитницей идеального антропоморфного божества, порядочной вселенской бодрости и симпозиумов. Символы Талии: венок из плюща, маска, жезл, росток.

Полигимния (Πολυύμνια) — покровительница священных гимнов и красноречия, искусства пантомимы. Она серьезна, задумчива, ей созданы гимны и песни в честь богов и героев. Символы Полигимнии: лира, жемчуг, венок из лавра.

Муза геродота 4 буквы сканворд. муза, вдохновлявшая Геродота

Древние греки верили, что у каждой науки и каждого вида искусств есть своя покровительница – муза. Согласно верованиям эллинов девять муз были дочери верховного бога Зевса и титаниды Мнемозины, которая почиталась как богиня памяти. Древние греки полагали, что музы живут на горе Парнас вместе с богом Аполлоном. Музам строились специальные храмы – мусейоны – бывшие сосредоточием духовной и интеллектуальной жизни. Наиболее известен Александрийский мусейон, ставший в эпоху эллинизма крупнейшим научным и образовательным центром Древнего мира.

Каждая муза покровительствовала отдельному направлению науки или искусства, так Клио считалась музой истории и историков, например музой Геродота. Рассмотрим «функционал» муз несколько подробнее.

Каллиопа, что в переводе означает «красноречивая», являлась старшей дочерью Зевса и Мнемозины. Она покровительствовала эпической поэзии, философии и науке в целом. Эллины считали её матерью величайших поэтов и певцов древности – мифического Орфея и полулегендарного Гомера, автора поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображалась Каллиопа с восковыми табличками и специальной палочкой для письма – стилосом.

Муза Эвтерпа («увеселяющая») считалась музой музыки и лирической поэзии. Как правило её изображали с флейтой в руках.

Мельпомена почиталась древними греками как муза трагедии, которая для эллинов, особенно для афинян, играла важнейшую роль в общественной жизни и воспитании гражданского духа. Мельпомена изображалась в виде женщины с венком из плюща или винограда и в одеянии театрального актёра. Её атрибутами были театральная маска (но только маска предназначенная для исполнения трагических ролей) и меч или палица, которые символизировали неотвратимость возмездия богов нарушившим их волю.

Муза Талия («цвету» или «разрастаюсь») воспринималась как покровительница комедии, её авторов и актёров, а также лёгкой поэзии. Как и Мельпомена, она изображалась в венке из листьев плюща и с театральной маской, но в отличие от своей сестры – комедийной.

Эрато, атрибутом которой была кифара, воспринималась древними греками в качестве покровительницы любовной поэзии.

Полигимния, изображавшаяся в виде задумчивой женщины со свитком в руках, покровительствовала писателям торжественных гимнов, а также риторам и ораторам. Эллины верили, что она помнит все гимны, песни, стихи и танцы, которые когда либо сочинялись во славу олимпийских богов.

Терпсихора считалась покровительницей танцев и хорового пения, а также матерью страшных морских чудовищ – сирен, которые завораживали мореплавателей своим пением.

Муза Урания почиталась древними греками как покровительница астрономии, ей также молились многие мореплаватели, использующие звёзды.

Клио, считавшаяся также музой Геродота, почиталась как покровительница истории.

Читайте также  Семья итальянских скрипичных мастеров
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector