Политика древней греции кратко

Политика древней греции кратко

имц экзамен (ответы на вопросы) / доп. материал / 15 Древняя Греция Ц основные достижения в экономической, политической и духовной сферах

Древняя Греция – совокупность греческих государств во 2-1 тыс.до н.э. Территориальное ядро – южная часть Балканского полуострова, а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии. Включала 3 региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес.

Природные условия. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин. Три четверти составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа.

Экономика. Иным и независимым от стран Древнего Востока формировалось классовое общество и государство в античном мире. Рабовладельческий строй существенно отличался от древневосточного рабства как относительно высоким уровнем развития производительных сил, так и более зрелыми рабовладельческими производственными отношениями.

В 8-6 веках до н.э. начали образовываться первые рабовладельческие города-государства (полисы). В это время ремесло окончательно отделилось от земледелия. Под воздействием развития производственных сил и торговли древние греки начали завоевание и колонизацию новых земель, которые осуществлялись в 3 основных направлениях:

— на северо-восток, т.е. к Черному морю;

— на запад, в Сицилию и юг Апеннинского полуострова;

— на юг, в Египет и на побережье Северной Африки.

В итоге был создан так называемый греческий мир, в котором колониальные окраины играли роль поставщиков рабов и продуктов питания для метрополий – древнегреческих государств. Из всех древнегреческих государств наиболее сильными были Афины и Спарта.

Спарта возникла на 200 лет раньше Афин и являлась ярким примером аристократического рабовладельческого государства. Население Спарты делилось на 3 группы: спартиаты (полноправные общинники), периэки (лично свободные, но политически бесправные) и илоты (зависимое сельское население, рабы всей общины). Занятием спартиатов была война, а в мирное время – беспрерывная и неустанная подготовка к ней. Физический труд считался унизительным делом. Ремеслом и торговлей занимались периэки, платившие спартанскому государству подати.

По уровню экономического развития Спарта была одним из наиболее отсталых государств Древней Греции. Главными отраслями хозяйства были примитивное земледелие и скотоводство. Для Спарты характерна совершенная неразвитость обмена и денежного обращения: у спартиатов вместо денег обращались железные пластинки, которые не принимались в соседних областях.

Возвышение Афин (главного города Аттики) началось в 7 в.до н.э., чему способствовали как благоприятные природные условия, так и значительное развитие торговых связей, наличие серебра и строительных материалов. Земледелие в Афинах из-за неплодородности почвы было неразвито. Продовольствие закупалось в обмен на ремесленные изделия. В середине 5 века до н.э. Афины, эксплуатируя другие греческие государства, достигли наивысшего расцвета. Они стали политическим и экономическим центром всей Греции, превратившись в торговый город мирового значения. Главным средством пополнения рабочей силы для греческих полисов в это время служила работорговля. Наряду с торговлей развивалось ростовщичество, которым занимались владельцы меняльных лавок.

Победа Греции в греко-персидских войнах (500-449 гг.) способствовала окончательному утверждению рабовладельческого строя в Афинах и др.греческих полисах. Захват огромной добычи и массы пленных укрепил экономические позиции Афин. Именно с этого периода начинается повсеместное вытеснение труда свободных более дешевым трудом рабов.

Развитие экономики Греции отличалось региональной специализацией. Ремесло и торговля сравнительно рано развились только в части греческих полисов, а в остальных областях господствовали примитивное земледелие и скотоводство. В 4 веке до н.э. частично вводится трехпольная система в земледелии, применяются удобрения.

Важное место в экономике занимает добыча и обработка металлов. Рост военно-политической мощи Афин способствовал развитию судостроения. Сооружением военного флота руководило государство.

Основное достижение – многоотраслевое хозяйство. Т.к. Греция находится в горах, рабы не могли убежать.

ПОЛИТИКА. Сложился строй общественно-политических отношений: демократия, в наибольшей степени отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развернутом виде этот строй характерен для Афин периода Перикла (6 век до н.э.). Конечно, это была демократия для избранных, а не для женщин, рабов, молодежи, туземцев. Своеобразие политической и экономической жизни состояло в формировании и господстве полисов – независимых, самоуправляемых городов-государств. Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но при любых формах строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса.

Демократические принципы: личный успех каждого зависит только от самого себя, нет объединяющего в экономике.

Внешняя политика. На юге стремились занять монопольное положение в торговле, главные противник Персия. На Востоке – Ассирия.

ДУХОВНЫЙ МИР. Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Кроме богов существовал культ героев – полубожеств, родившихся от браков богов и смертных. Особенность древнегреческой религии – антропоморфизм (человекоподобие богов). Все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Можно сказать, боги – это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила его главную черту – гуманизм.

Формируется теоретическая база науки. Идеал обоснованного и доказательного знания складывался под воздействием социальной практики полиса. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение научного элемента от фантастического. Итак, появление науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок:

У греков отсутствовала каста жрецов, и поэтому научные знание были доступны любому гражданину;

Демократическая форма правления в государстве, что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики, основанной на аргументации и убеждении оппонента.

Развиваются такие науки как математика, геометрия, астрономия и медицина. Высокого уровня достигла техника. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, водяные мельницы.

Совершенствование человека , идеал — активный, мыслящий.

Разрыв цикличности. Мифологичное сознание.

Основное достижение – расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода ( само понятие свобода возникло в Афинах в 5 в.до н.э)

— формирование демократических принципов правления, но не везде, наряду с олигархией и аристократией

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ В VIII — V вв. ДО Н.Э. ПОЛИСНОЕ ГОСУДАРСТВО

Достигнутый греками технический и экономический прогресс сказался на социальных отношениях. Спартанцу Аристодему принадлежит крылатая фраза: «Деньги делают человека». Действительно, оболы и драхмы резко ускорили процесс имущественного расслоения. Во-первых, стали покупаться и продаваться сами деньги, т.е. возникло ростовщичество, а за ним и долговое рабство. Не имевший денег должник совершал с кредитором сделку самозаклада. Во-вторых, сделки купли-продажи распространялись и на землю, которую состоятельные люди стали скупать у обедневших сограждан. В-третьих, деньги начинают выступать не только как эквивалент стоимости, но и как мерило социальной ценности человека: место гражданина в обществе определялось в зависимости от его дохода. Знатность и родовитость не имели больше решающего значения. Начался процесс обнищания и разорения рядовых крестьян-общинников, многие из которых превращались в рабов-должников.

Что же касается разбогатевших в ремесле и торговле горожан, то они были богаты, но политически бесправны. Вся полнота власти находилась в руках старинной родовой знати, представители которой заседали в советах, творили суд и толковали законы. Социальное противостояние вызвало широкое народное движение, объединившее под своими лозунгами как городскую и сельскую бедноту, так и зажиточных крестьян, купцов и ремесленников. Все эти незнатные люди назывались в Древней Греции демосом. Беднейшая часть демоса выдвигала лозунги передела земли и отмены долгов. Богатое, но бесправное сословие горожан требовало равенства всех граждан перед законом и передачи власти демосу (демократия означает «власть демоса», от греч. demos и kratos — власть народа). Возглавили демократическое движение выходцы из обедневших аристократических семей. Это были достаточно образованные и предприимчивые политические деятели. Они и стали инициаторами проведения реформ. Одним из них был Солон, назначенный в начале VI в. до н.э. главой афинского полиса, переживавшего в это время затяжной экономический и политический кризис. Солон осуществил разовое сложение долгов и связанный с этим частичный передел земли — крестьянам были возвращены заложенные за долги участки. Навсегда запрещалось долговое рабство для афинских граждан, а проданные в рабство были выкуплены за общественный счет.

Со времени Солона объем политических прав стал зависеть не от знатности, а от размера имущества. Все население Аттики законодатель разделил на четыре имущественных разряда. Первых три имели доступ к государственным должностям. Феты, представители четвертого, самого низкого имущественного разряда, сохранили лишь право участвовать в народном собрании и в суде присяжных. Греки причислили Солона к семи мудрецам. В период острой политической борьбы в отдельных городах произошли перевороты, закончившиеся установлением режима единоличной власти, или тираний (тиран означает «единоличный властитель»). В отличие от наследственной царской власти в странах Ближнего Востока греческие тираны устанавливали власть силой и вершили дела по своему произволу. Желая расширить социальную базу своей власти, они покровительствовали развитию ремесла и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Коринф, Афины, Самос и Милет под властью тиранов стали процветающими полисами. В конце концов греки изгнали тиранов, а наиболее жестоких из них казнили.
Сущность полисного государства.
Древнегреческая цивилизация отличалась от соседних ближневосточных цивилизаций тем, что именно в Греции впервые возникло простое товарное производство и утвердились частнособственнические отношения. Этому содействовали раннее развитие торговли и мореплавания, отсутствие в обществе влиятельной жреческой касты, рационально-критический подход греков ко всем явлениям мира. Единого политического образования в Греции не сложилось. Несколько сотен горо- дов-государств, или полисов, имели свою территорию, правительство и ополчение.Такая система мелких государств была вызвана к жизни самой природой Эгейского мира с характерными для него замкнутыми формами ландшафта. Полис занимал территорию какого-либо острова в Эгейском море, небольшой долины или прибрежной линии на Балканском полуострове и на западном побережье Малой Азии (в Ионии). Полисное государство — это небольшая по территории и численности населения община, в которой имело место полное слияние гражданского коллектива с государством. Говоря другими словами, полис — независимое государство, образованное свободными гражданами, владевшими земельными наделами. Переселенцы из других городов не считались гражданами — они не имели права владеть землей на территории данного полиса и права голоса в его народном собрании. Являясь замкнутой социальной единицей, каждый полис стремился к полной политической независимости (автономии) и хозяйственной самостоятельности (автаркии). В юридической сфере автономия означала право управлять своим небольшим государством по собственным законам. Однако ранняя хозяйственная специализация и хорошая обеспеченность региона морскими коммуникациями тесно связали мир греческих полисов в единое целое. Между ними существовали обменно-торговые, дипломатические и культурные связи; в военной области сложилась практика объединения сухопутных армий и морских флотилий. Все это привело к возникновению в Греции единой народности. Об этом свидетельствуют общая для всех греков историческая и мифологическая традиция, единые язык и алфавитное письмо, общегреческие Олимпийские игры. Сложились и однотипные формы быта и хозяйственной жизнедеятельности.

Полис завещал человечеству три великие идеи: демократию, республиканизм и гражданство. Как разновидность государств древности полис опирался на систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина принимать участие в общественных делах. Достижением греческой политической мысли (труды Фукидида, Платона и Аристотеля) и правовой деятельности явилась выработка самого понятия «гражданин», которое предполагало личность, наделенную определенными правами. Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость. Что касается свободы, то уже в те времена выделяли два ее аспекта: социальный (свободный — раб) и конституционный. Второй аспект предполагал свободу участия в политической жизни и свободу от чьего- либо вмешательства в личную жизнь. Афинского гражданина, например, нельзя было подвергнуть тюремному заключению без судебного приговора. Привлеченный же к суду мог покинуть родной полис до рассмотрения дела. Однако стоило афинянину переехать в другой город, как он становился бесправным метеком. Древнегреческий мыслитель Аристотель (IV в. до н.э.), написавший труд по истории афинского полиса «Афинская полития», считал, что всякий греческий полис имел республиканское устройство. Слово «республика» означало «общее» или «общественное дело». Народ осуществлял свои права в народном собрании — высшем законодательном и избирательном органе полисного государства. При этом впервые был введен принцип прямого народоправства, или прямой демократии: власть принадлежала только тем гражданам, которые явились в совет или народное собрание. Участвуя в обсуждении вопросов и голосуя по ним, граждане сами решали насущные вопросы жизни своего маленького государства. Аристотель выделял как наилучший тот тип демократии, где властвует закон. Равенство перед законом, т.е. когда все должны иметь изначально равные возможности, служит с античных времен важнейшим критерием, отличающим демократию от олигархии и монархии. Однако полисная демократия допускала участие в государственном управлении лишь полноправной части мужского населения. В стороне оставались женщины, свободные иноземцы (в Афинах — метеки) и рабы. По современным понятиям, это была скорее олигархия, а не демократия. Олигархия же в переводе с греческого языка означает «власть немногих», т.е. только части населения полисного государства.
Афинская демократия и спартанская олигархия.
Примером демократического полиса являются Афины (центр области Аттика в Средней Греции), олигархического — Спарта. Афинский полис представлял собой общество и государство, в котором были хорошо развиты ремесло, торговля и товарно-денежные отношения. Большой удельный вес занимал в нем рабский труд, использовавшийся как в производстве и в сфере обслуживания, так и в домашнем хозяйстве. Народное собрание собиралось в Афинах каждые 9 дней. В нем участвовали все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста независимо от их имущественного положения. Любой гражданин имел право поставить на обсуждение какой-либо вопрос или выступить с законопроектом. При выступлении в народном собрании говорить следовало по существу дела, нельзя было повторяться и оскорблять своего оппонента. Текущая политика находилась в ведении выборных должностных лиц — магистратов и рабочего органа народного собрания — Совета 500. Бюрократии, т.е. постоянного штата чиновников, в полисе не существовало. Все должности были выборными, краткосрочными (как правило, годичными), коллегиальными (не менее двух человек, но число членов отдельных коллегий могло достигать и нескольких сотен человек). Должности были оплачиваемыми — пять-шесть оболов в день (для сравнения: дневной заработок ремесленника равнялся трем оболам). Годичный срок полномочий и существовавший в Афинах порядок очередности замещения должностей позволяли привлекать к государственной деятельности почти всех взрослых граждан. По истечении срока полномочий каждый магистрат давал отчет о своей деятельности. При обнаружении нарушений или каких-либо махинаций эксмагистрат привлекался к суду. Если обвинение подтверждалось, он покидал родной полис и удалялся в изгнание.

Чтобы предотвратить появление новых тиранов и сохранить демократический строй, в Афинах был введен так называемый остракизм, или «суд черепков» (от слова «остракон» — глиняный черепок). Раз в год председатель народного собрания обращался к его участникам с вопросом: нет ли в Афинах человека, угрожающего народовластию? Каждый гражданин мог написать на черепке имя любого подозреваемого политика. «Набравший» 56 тыс. голосов должен был уйти на десять лет в изгнание. В афинском полисе существовала и специальная коллегия для охраны законов, которая наблюдала за их строгим выполнением правительственными органами. Кроме того, любой гражданин имел право выступить с письменным заявлением — «жалобой на противозаконие». Это право охраняло незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их путем принятия подзаконодательных актов.

Верховное гражданское руководство и командование вооруженными силами Афинского государства осуществляла коллегия десяти стратегов. Афинский суд присяжных — гелиэя — состоял из 6 тыс. человек, которые ежегодно избирались по жребию из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Помимо судебных гелиэя выполняла и некоторые законодательные функции, в частности рассматривала «жалобы на противозаконие». Таким образом, афинская демократия представляла собой хорошо продуманную и тщательно разработанную политическую систему.

Спартанский полис являлся совокупностью пяти сельских поселений, расположенных на Пелопоннесе (области Лакония и Мессения). В нем преобладало сельское хозяйство и были слабо развиты ремесло и товарно-денежные отношения (в ремесле развивались только отрасли, связанные с военным делом). Внешняя торговля фактически находилась под запретом. Тенденция к самоизоляции привела к усилению консервативных тенденций в развитии этого полиса, имевшего в сущности олигархический характер.

Как государственное образование Спарта носила название «Лакедемон». Его возникновение связано с расселением в начале 1-го тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова греков-дорийцев. Они подчинили своей власти местное население, обратив его в бесправных илотов. Основной обязанностью илотов стал сельскохозяйственный труд и обеспечение семей спартиатов всей необходимой продукцией. Лишенные политических прав, илоты полностью зависели от своих хозяев, распоряжавшихся не только их имуществом, но и жизнью. Некоторые ученые характеризуют илотию как особую форму государственного рабства. Еще одной социальной группой спартанского полиса были периэки («живущие вокруг»). Они, как и спартиаты, были потомками дорийцев и поэтому служили в спартанской армии, но не имели права голоса в народном собрании. Периэки жили обособленно, своими общинами и занимались ремеслом и торговлей. Главным же занятием полноправных спартиатов являлось военное дело. Они слыли лучшими воинами в пределах всего греческого мира, как славилось во всей Греции и лаконское оружие. Вся система спартанского воспитания была направлена на формирование идеального воина. Это объясняется тем, что полноправных спартиатов было в государстве Лакедемон абсолютное меньшинство. Опасаясь мятежей и восстаний илотов, они ориентировались на постоянную боевую готовность. Суровость спартанского воспитания вошла в поговорку, как стало нарицательным и их требование говорить кратко, лаконично. Самым знаменитым является лаконичное изречение спартанки, провожавшей мужа или сына на войну. Она подавала щит и говорила: «С ним или на нем!».

Государство Лакедемон возглавляли два царя, герусия и коллегия эфоров. Цари входили в совет старейшин, или герусию, члены которой были старше 60 лет, так как спартиаты считали, что только возраст приносит мудрость и опыт. Герусия, члены которой избирались народным собранием пожизненно, руководила всеми делами спартанского полиса — финансовыми, судебными и военными. Фактически политическая власть в Спарте была разделена между герусией и народным собранием. Однако в отличие от афинского это народное собрание проводилось от случая к случаю и не обсуждало вопросов, а только голосовало по ним. Участвовали в голосовании спартиаты, достигшие тридцатилетнего возраста. Исключительное положение занимала в Спарте коллегия пяти надзирателей, или эфоров. Эфоры ведали гражданской юрисдикцией, осуществляли контроль за деятельностью герусии и народного собрания, вели надзор за нравами в обществе.

Афины и Спарта, являвшиеся самыми крупными государственными образованиями в Балканской Греции, стали главными центрами объединения более мелких городов-государств. Вокруг Афин объединялись демократические полисы, а вокруг Спарты — олигархические.

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

В результате наблюдений и сравнения отдельных событий и явлений, накопления знаний о общественные процессы люди научились находить в политической жизни закономерные и достаточно стабильные связи и зависимости, не обращаясь к сверхъестественных сил. Поэтому политика постепенно становилась предметом анализа, что давало возможность выделять из сплошного потока событий отдельные явления, а также их причины. Так политическая мысль приобретала формы логично розмежованої системы суждений и выводов, т.е. формы теории.

Главной предпосылкой правильного понимания политических событий и явлений было формирование аналитического мышления в просторах культурно-исторического процесса становления рационального мировосприятия вообще. Первым степенью этого становления было возникновения философской сознания. Разработка политических проблем сначала практически не отделялось от философских размышлений о природе человека, его бытия, смысл существования. Политические и этико-политические теории выступали как особый раздел философских учений.

Переход к теоретического анализа политики вывел человеческую мысль на качественно новый уровень осмысления политической жизни. Античные философы, в частности Платон и Аристотель, сформулировали ряд универсальных принципов, на которые опирается политическая деятельность, осуществили классификацию всех известных на то время типов государственного устройства.

Как видим, для античной политической мысли аксиомой была единство связей человека с политикой. Тема Аристотеля, что человек является существом политической, лежала в основе большинства античных философско-политических концепций. Одна из трудов Аристотеля имеет название «Политика». Опираясь на анализ государственного устройства и политической жизни более чем полторы сотни государств, он рассматривал различные вопросы общественных отношений. Саму же политику мыслитель считал практической наукой об искусстве управления, а поэтому задача разных политических институтов видел в отыскании такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала политической природе человека, его потребностям и интересам общества.

Аристотель, как и Платон, государство представлял нечто целостным, как продукт загальноісторичного развития. В то же время государство — высшая форма отношений, которая охватывает все другие, которые достигают своей цели и совершенства. Однако Аристотель критиковал стремление Платона сделать государство слишком единой, целостной и подчеркивал, что она состоит из многих элементов, поэтому преувеличенное стремление к единству (как общность имущества, жен и детей у Платона) приводит к гибели государства. Немало арістотелевих мыслей о политике развивали другие мыслители.

Читайте также  Покровительница эпической поэзии и науки

Основные политические идеи патриархов политической мысли можно схематизувати таким образом:

Политические идеи Платона (428-347 гг. до н.э.)

Политическое учение Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

В диалогах «Государство», «Законы» и др.:

• Разработал концепцию полиса, четырех стадий его развития и упадка

• Обосновал положение о человеке как общественное существо

• Основал учение о естественном и общественное разделение труда как основу общественной стратификации

• Обосновал концепцию идеального государства, основными характерными признаками которой являются мужество, мудрость, самодостаточность, справедливость и равенство

• Предложил модель государственного устройства, в которой регламентация жизни граждан набирает всеобщего, тотального характера

Основа такого строя — подробные и строгие законы, законопослушність граждан

В произведениях «Политика», «Афинская полития» и др.:

• Определил человека как «политическую существо», чья сущность проявляется прежде всего в государственном жизни

• Впервые разграничил власть на законодательную, административно-управленческую и судебную

• Определил правильные и неправильные формы государственного правления

• Лучшим государственным строем считал смешанную форму власти, когда правит средний слой населения

• Политику тесно связывал с нравственностью (доброчесностями) и этикой, которые считал вступлением к политике

Особое место в истории политической мысли занимают идеи, которые были выдвинуты древними римлянами в царской период своей истории (754-510 гг. до н.э.). Они были начаты Сервієм Тулієм, который положил конец родовом устройства (деление населения по имущественному цензу на 5 классов и шестую слой — пролетариев). Собственно политико-теоретическая мысль развивается с начала завоевание Римом греческих полисов в 146 г. до н. э., которое положило начало эллинизацию римского общества, то есть распространение греческой культуры среди римлян.

Основателем римской политологии считают Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.).

В трактате «О государстве» он определял государство как «дело народа», а народ — как совокупность граждан, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Придерживался мнения о круговорот государственных форм. Лучшей формой государства считал смешанную форму правления. Подчеркивал особую роль государственного лидера в жизни общества. Сформулировал собственную теорию естественного права.

Классический период Древней Греции

Классический период Древней Греции охватывает промежуток с V по IV вв. до н. э. В это время Греция переживала период своего расцвета.

Парфенон

Делосский союз (Первый Афинский морской союз)

В ходе войн с персами по инициативе Афин был создан Первый Афинский морской союз. Его цель состояла в том, чтобы совмест­ными усилиями противостоять персам. Для этого союз должен был иметь объединённый флот и сухопутную армию. Управляло этим союзом собрание представителей государств — его членов. Полисы, входившие в союз, платили денежный взнос. В связи с тем, что в союзе с самого начала преобладали Афины, объединение фор­мально равноправных членов стало постепенно превращаться в державу, где союзники оказались в подчинённом положении, фак­тически превратившись в подданных. Скоро такое положение вы­звало недовольство многих членов союза и породило их стремле­ние освободиться от афинского диктата. В некоторых случаях союз­ники даже поднимали восстания, которые Афины жестоко подавляли.

Расцвет демократии

В V в. до н. э. в греческих государствах, прежде всего в Афинах, демократия достигла своего расцвета. Демос добился значительных политических прав и стал играть важную роль в жизни государства. В развернувшейся политической борьбе выявились различные по­литические группировки или партии, отстаивавшие интересы са­мых разных социальных групп.

Правление Перикла

Выдающимся политическим деятелем афинской демократии в середине V в. до н. э. был Перикл. Он происходил из знатного рода, получил прекрасное образование, отличался доблестью, отвагой, талан­том к политической деятельности.

Перикл скончался в 429 г. до н. э., в самом начале Пелопоннесской войны, не дожив до тяжёлого поражения Афин. Афинская демократия серьёзно пострадала в ходе войны и утратила после неё ведущее по­литическое положение в Греции. Афинский морской союз по тре­бованию Спарты был распущен, а Длинные стены, защищавшие го­род, — разрушены. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Внутренняя политика Перикла

При Перикле были рас­ширены политические права рядовых граждан, вве­дена небольшая плата за исполнение некоторых госу­дарственных обязанностей, чтобы небогатые люди тоже могли участвовать в управлении государством. При нём велось большое строительство, Афины превратились в один из самых красивых городов ан­тичного мира: был возведён Парфенон — знамени­тый храм богини Афины, Одеон — место для состяза­ний в пении и другие религиозные и культурные цен­тры. Афины привлекали талантливых деятелей культуры из многих районов Греции. В Афинах творили скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат (создатели Парфенона), историк Геродот, философ Анаксагор, автор трагедий Софокл. Для безопасности города Перикл завершил строительство так называемых Длинных стен, которые соединяли в единое укреп­ление Афины и городской порт Пирей.

Древняя Греция

регулировались законами или обычаями.

Систематическую форму политические воззрения в Древней Греции получили в исследованиях величайших мыслителей Платона и Аристотеля. Кроме них древнегреческое общество в период расцвета Афин выдвинуло много других выдающихся философов. Изложение их позиций по проблемам политики заняло бы не один десяток страниц.

В своих произведениях Платон23 исходил из того, что общество представляет собой совместное поселение людей и возникает тогда, «когда каждый из нас сам для себя недостаточен и имеет нужду во многих». Взаимная потребность порождает специализацию, поэтому полис — это не набор индивидов, а организованное целое со своей структурой и функциями. Индивид и общество (полис) представляют собой частицы Вселенной и, как и вся Вселенная, подчинены своему единому творцу и создателю — богу, мировой душе. Постижение божественного закона происходит путем приобретения подлинного знания через приобщение к мировой душе, к разуму-творцу.

Идеальное или совершенное общество, согласно Платону, возникает как воля Бога и, подобно человеку, содержит три начала: разумное, яростное и вожделеющее. В человеке эти начала слиты, а в государстве разумное начало преобразуется в совещательное, яростное — в защитное, а вожделеющее — в деловое. Трем началам в государстве соответствуют три сословия в обществе: правителей, воинов и производителей. Принадлежность к сословиям, как и согласно индийским ведам, являлась наследственной. Представители первых двух сословий могли перемещаться, выход в сословие правителей представителей третьего сословия вел к гибели государства. В идеальном общественном устройстве не должно быть, как и в современных Платону государствах, основанных на частной собственности, партии богачей и партии бедняков.

Благодаря произведениям Платона и его ученика Аристотеля термин «политика»24 стал общепринятым в науке, а позднее и в повседневной жизни. Аристотель рассматривал политику как науку об обществе, включал в нее проблемы этики и экономики. Он полагал целью политики счастье, благосостояние человека и полиса. В рамках полиса, согласно Аристотелю, действует человек политический, способный жить в гражданском обществе. Он же является гражданином, поскольку

способен жить в политически организованном обществе. Полис является высшей формой объединения людей. Ему предшествует семья как объединение мужчины, женщины и детей, большая семья — несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями, затем деревня или селение. Полис представляет собой единство территории и власти, место общения свободных и равных людей, обладающих собственностью, способных самоопределяться, управлять своими действиями.

В полисе25 должны действовать законы, а не правители. В отличие от правителей, законы бесстрастны, не подвержены симпатиям и антипатиям. Право Аристотель идеализировал и отождествлял со справедливостью, но отличал его от конкретного закона. Закон может быть справедливым и несправедливым. Справедливость может быть уравнивающей (арифметической) и распределяющей, т. е. обеспечивающей справедливое неравенство. Политическая организация является сферой распределяющей справедливости. Аристотель26 создал новую методологию исследования, обобщил огромный теоретический и эмпирический материал. Большинство специалистов считает его предшественником современной политологии, основателем ее как науки о политике.

Определенный вклад в характеристику мира политики Древней Греции внесло произведение Диогена Лаэртия27 «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»28.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector