Помпеи геркуланум и стабия

Помпеи геркуланум и стабия

Помпеи геркуланум и стабия

Мы имеем два рассказа об извержении Везувия в царствование императора Тита, 24 августа 79 года, когда погибли под пеплом и лавою его города Геркуланум, Помпеи и Стабии, в которых первоначально жили оски, потом поселились самнитские завоеватели, назвавшиеся кампанцами, и которые потом сделались римскими муниципиями. Один из дошедших до нас рассказов дает Кассий Дион в свой «Римской истории» (LXVI, 21), другой написан Плинием Секундом Младшим, дядя которого, натуралист Плиний Старший, задохнулся от удушливых газов при этом извержении. Плиний рассказывает об извержении Везувия в двух письмах к Тациту, он желал этими письмами сохранить для потомства точные подробности о смерти своего знаменитого дяди. Без сомнения, и Тацит рассказывал об этом извержении Везувия и гибели Помпеев и Геркуланума в той части своей «Истории», которая не дошла до нас.

Руины Геркуланума

Руины Геркуланума

В первом письме Плиний говорит о том, как умер близ Стабий его дядя, бежавший от пепла и миазмов; во втором письме он рассказывает о самом извержении и его ужасных результатах; тут он между прочим говорит: «Из горы поднялось страшное черное облако, от которого шел запах; из него летели большие клубы огня, подобные молнии, но гораздо больше её. Скоро облако стало опускаться и покрыло все море, так что нам не стали видны ни остров Капрея, ни Мизенский мыс. На нас стал падать дождь пепла, впрочем не особенно густой. Оглянувшись, я увидел полосу густого дыма, катившуюся сзади нас, как стремительная река». Это был поток лавы, направлявшийся на Геркуланум. «Мы сошли с дороги на поле, чтобы не быть задавленными в столплении бежавших людей; вскоре нас окружила тьма, – не такая, какая бывает на открытом воздухе в безлунную облачную ночь, а такая, которую можно сравнить только с темнотой совершенно закрытой комнаты без огня. Страшно громки были визги детей, вопли женщин, крики мужчин; дети звали своим плачем отцов и матерей, отцы и матери кричали, чтобы шли к ним дети: искать друг друга можно было только по крику; одни стонали, оплакивая сами себя, другие – своих семейных; некоторые мучились страхом смерти так, что кричали о своем желании скорее умереть; другие, подымая руки, молили богов о спасении; но большинству казалось, что пришла последняя вечная ночь, которая уничтожит и вселенную, и богов».

Фрески Геркуланума

Фреска с изображением Нептуна и Амфитриты. Геркуланум

Кассий Дион, сделав несколько общих замечаний о Везувии, рассказывает о его извержении при Тите, погубившем Геркуланум и Помпеи: «Людям казалось, что они видели много мужчин громадной величины, какими рисуют гигантов; эти фигуры, казалось, то являются на горе, то ходят по окрестностям её и даже по городами, носятся и по воздуху; они являлись и днем и ночью. Затем последовала тяжелая духота, и начались удары землетрясения, такие сильные, что вся равнина колебалась, а горы подбрасывались вверх. Под землею слышен был рев, подобный грому, а на земле страшный шум. Вдруг забушевало море; шум его отражался с неба; потом послышался ужасный треск, будто рушились горы. Из вершины горы полетели громадные камни, потом поднялся огонь, и облака дыма омрачили воздух, закрыли солнце, как будто во время затмения. День стал ночью; свет стал тьмой. Люди думали, что поднялись из под земли гиганты, потому что повсюду являлись в дыму исполинские фигуры и звучали трубы; другие думали, что вселенная разрушается, обращается в свой прежний хаос или пожирается огнем. Все в ужасе бежали: одни с открытых мест в дома, другие из домов в открытые места; одни с моря на землю, другие к морю; каждому казалось, что безопаснее там, где его нет. Ветер нес густой дождь пепла, наполнявший землю, море и воздух. Люди, нивы, стада погибали то в одном месте, то в другом; небесные птицы и морские рыбы умирали. Были засыпаны пеплом целые два города – Геркуланум и Помпеи – в то самое время, когда их жители сидели в театре. Дождь пепла был так обширен, что часть его достигла Африки, Сирии, Египта, а в Риме наполнила воздух и затмила солнце. В Риме несколько времени был сильный страх потому, что неизвестна была причина этого явления, и нельзя было предвидеть, чем оно кончится; там тоже думали, что вселенная разрушается, солнце падает на землю, земля поднимается к небу. В первое время массы пепла в Риме не сделали большого вреда, но потом произвели сильную заразу, от которой умерло много людей».

Форум в Помпеях

Форум в Помпеях. Вдали — вулкан Везувий, уничтоживший город

Автор фото — Heinz-Josef Lücking

За пятнадцать лет перед тем (в 65 году) уже было извержение Везувия, соединенное с землетрясением, сильно повредившим город Помпеи; а до того времени Везувий считался совершенно угасшим вулканом; это видим из описания той местности, сделанного Страбоном лет за пятьдесят до первого извержения: «Над этими местами, говорит он, находится гора Везувий, до вершины покрытая превосходно возделанными нивами, а вершина её почти вся плоская и бесплодная, состоящая, по-видимому, из пепла. Там есть пропасти между камней, черных, как сажа, так что, кажется, будто они выгорели от огня; потому можно думать, что это место когда-то горело, было кратером, который угас, когда истощился горючий материал. Быть может, это и причина плодородия окружающей местности; говорят, что окрестности Катаны стали производить свое превосходное вино с того времени, как часть их покрылась пеплом, извергнутым Этной».

Труп жителя Помпеев

Окаменелый труп погибшего жителя Помпеев

Автор фото — Витольд Муратов

Более шестнадцати столетий города, засыпанные пеплом Везувия, оставались скрыты под землей; наконец, они были случайным образом найдены, – Геркуланум в 1709 году, Помпея в 1721; через несколько времени стали производиться раскопки, которыми отрыты части их. Раскопки эти дали сведения, чрезвычайно важные для археологии, даже имели некоторое влияние на направление эстетического вкуса. От города Стабии, лежавшего на морском берегу, нашлись только незначительные следы; важнее были результаты раскопок Геркуланума, но в особенности Помпея дала нам совершенно отчетливо видеть образ жизни италийцев того времени. В своем описании Помпеи (Pompeji in seinen Gebäuden, Alterthümern und Kunstwerken) Овербек говорит: «Геркуланум засыпан пеплом гораздо глубже, чем Помпея, а слой пепла залит толстым потоком лавы, застывшим очень крепкой каменной корой; притом место почти все застроено нынешним городом Резиной; потому до сих пор открыта лишь очень небольшая часть Геркуланума. Раскопки велись, как рудник; это шахты и штольни; обозревать их можно только при свете факелов. А Помпея лежит теперь опять раскрытая под милым светом кампанского неба, который некогда радовал ее. Мы дышим в ней воздухом жизни, ходим по её улицам, входим в её дома, смотрим на её памятники под лучами сияющего солнца, пробуждающими в нас радость жизни, изгоняющими из нашей души мысли о смерти и разрушении. Геркуланум мрачная гробница, в которой похоронено целое поколение. Помпея похожа на город, из которого жители ушли при пожаре, и воображение может представить себе их возвращающимися. Дивная случайность сохранила нам эти два города древнего мира во всей их целости. В Геркулануме и Помпеях кипела свежая сильная жизнь, беззаботное население трудилось, торговало, ходило по улицам, веселилось; мысль о погибели была так далека от этих людей, что в роковой день помпейский амфитеатр был наполнен зрителями. И внезапно Парка перерезала нить, кипучая жизнь замерла от ужасного непредвиденного события, погрузилась в глубокий сон, подобный тому, о каком говорят волшебные сказки: гора, одевшаяся пламенем, извергла массы пепла, песку, раскаленных камней. Они покрыли ровным слоем все это место жизни, охранили его от медленного разрушения времени, таинственно сберегли для далеких веков все, находившееся там». Раскопки Геркуланума и Помпеев сначала велись очень слабо, в ничтожном размере, часто прерывались. Но всё же к концу XIX века была отрыта уже целая третья часть Помпеев и притом лучшая часть её, та, в которой находятся форум, несколько других площадей, главные улицы, важнейшие общественные здания, храмы, базилика, бани, театр, амфитеатр; отрыто множество домов, лавок, мастерских, так что теперь раскрыты нашему взгляду все стороны жизни древнего мира.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Древние Греция и Рим
  • Геркуланум и Помпеи

Помпеи и Геркуланум

Помпеи — это два города в одном. Древние Помпеи возникли в IX в. до н.э. и были полностью погребены под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Руины города были обнаружены в 1748 году, а в 1997 ЮНЕСКО внесло памятник в перечень Всемирного наследия человечества.

Новый город возник в 1928 г. по инициативе Беато Бартоло Лонго и примечателен произведениями искусства, запечатлевшими влияние христианской религии.

Извержение Везувия стало темой различных книг и картин. Одна из самых известных — это полотно «Последний день Помпеи», написанное Карлом Павловичем Брюлловым в 1827-1833 годах, вдохновлённое одноимённой работой Джованни Пачини.

Что посмотреть

Археологические раскопки в Помпеях и Геркулануме

Помпеи и Геркуланум — это единственные археологические памятники в мире, чьи посетители могут чётко увидеть, как устроен древнеримский город. Великолепная сохранность этих памятников объясняется историей их гибели. Тонны пепла, пемзы и кусков лавы накрыли их слоем, толщина которого составляла более 6 метров, и тем самым уберегли от порчи, неизбежно ожидавшей их с ходом лет. Раскопки позволили выявить город, навеки зафиксированный во времени, как моментальный фотоснимок далёкого летнего утра 79 года н.э.

Большинство найденных здесь фресок, мозаик, статуй, предметов обихода и других артефактов хранятся сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя. Все эти находки позволили лучше разобраться в том, чем занимались жители города две тысячи лет назад, что ели, какие у них существовали традиции и обычаи.

Раскопки в Помпеях на сегодняшний день — второй по посещаемости объект в Италии, куда каждый год приезжают около двух миллионов человек.

Амфитеатр

Помпейский амфитеатр — это уникальное в своём роде сооружение, одно из древнейших в мире. Он был построен около 70 г. до н.э. по воле Гая Квинктия Вальга и Марка Порция, а использовался почти исключительно для цирковых представлений и гладиаторских боёв. По этой причине его было решено разместить в юго-восточной части Помпей, чтобы толпы зрителей и участников шоу не мешали повседневной жизни города.

Глядя на амфитеатр снаружи, можно увидеть, что нижний ярус сооружения образуют слепые каменные арки, где во время представлений располагались торговцы со своим товаром. Внутрь попадали через тоннель, куда вели четыре входа в амфитеатр (два из них позволяли попасть внутрь напрямую). Вся окружность постройки ограничена парапетом около двух метров высотой, некогда расписанным фресками с изображением дуэлей гладиаторов, увы, ныне утраченными.

Треугольный форум

Этот форум между морем и рекой был частью более обширного участка, куда входили помпейские театры и несколько храмов. Он обнесён портиком из девяноста дорических колонн и был когда-то сердцем города, его политическим, экономическим и религиозным центром. Здесь проходили обсуждения, выступления и заключались торговые сделки.

Везувианские виллы и «Золотая миля»

В Геруклануме, преимущественно вдоль Корсо-Резина — участка старинной дороги виа-делле-Калабрие — находятся 123 виллы XVIII в. За это уникальное художественное наследие этот участок получил название «Золотая миля». Особенно замечательные виллы — Кампольето, Фаворита, Дуранте, Априле, Синьорини и многие другие — находятся в Геркулануме.

Вилла-деи-Папири

Здание огромной и роскошной виллы I в. до н.э., которую назвали «Виллой Папирусов», имело более 250 м в длину и было расположено параллельно линии берега. Владелец виллы обладал необыкновенным художественным и литературным вкусом, превратив свой особняк в самый настоящий музей; здесь было найдено множество потрясающих скульптур. Знаменитый философ-эпикуреец Филодем выбрал эту виллу в качестве библиотеки для своих рукописей именно в силу её экстравагантной красоты.

Помпейский некрополь

Древнеримские законы предписывали устраивать кладбища вне пределов городских стен. В соответствии с этим правилом помпейский некрополь располагается у ворот старого города. Здесь было выявлено шесть различных групп захоронений — одни поменьше, другие, как у ворот Порта-Эрколано, Порта-Ночера и у Фондо-Пачифико, побольше.

Национальный парк Везувия

Этот парк был учреждён в 1995 г. и включает в себя территорию вокруг вулкана. Эта земля богата природными красотами и историческими достопримечательностями. Здесь также производятся уникальные по разнообразию и неповторимости вкуса сельскохозяйственные продукты. Задача парка — охрана всего этого достояния и построение правильного взаимодействия человека с окружающей средой, а также развитие экологического образования и научная работа.

Кухня

Маслины в кисло-сладком соусе

Маслины в кисло-сладком соусе © demetrafood.it

Паста паккери с осьминогом и обжаренным миндалём

Паста паккери с осьминогом © ilcucinale.com

Пане-адипатус

Пане-адипатус © lucianopignataro.it

Как добраться

На самолёте

Помпеи и Геркуланум:Ближайший аэропорт находится в Неаполе (Каподикино), 28 км от Помпей, 15 км от Геркуланума. Из аэропорта можно сесть на автобус Alibus, который привезёт вас в центр Неаполя. Оттуда регулярно ходят поезда до нужных вам городов.

Помпеи: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Pompei-Scavi. Доехать до Помпей можно примерно за 35 минут.

Геркуланум: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Ercolano-Scavi. Дорога займёт примерно за 20 минут.

Помпеи: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Pompei Ovest. Время в пути: порядка 30 минут.

Геркуланум: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Ercolano. Время в пути: порядка 20 минут.

Зона археологических раскопок Помпеи, Геркуланум, Стабии

Похожие материалы

Спасибо, что снова читаете нас!

Тиволи за один день: вилла Адриана и вилла д’Эсте

Прогулка с Караваджо: церкви и музеи Рима

Эолийские острова

Знаменитые русские в Лигурии

10 «жемчужин» Тосканы

Национальный парк Везувия

Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»

Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения:
1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии.
2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю.
3. Загружаемые фотографии не должны содержать:
3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»;
3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию;
3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений;
3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц;
3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом.
4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.

Когда и как погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабия?

В Италии есть множество вулканов — больше, чем в любой другой стране Европы. Один из них, Везувий, очень знаменит, ведь именно он стал причиной гибели 24 августа 79 года н.э. древнеримских городов Помпеи, Геркуланум и Стабия.

Юхан Кристиан Клаусен Даль, «Извержение Везувия в декабре 1820 года», 1826 г.

Извержение насыпало огромный слой вулканического пепла поверх погибших городов, их местоположение оказалось забыто на многие века. Что же случилось в тот день почти 2000 лет назад?

Вулкан Везувий активен вплоть до настоящего времени. Появился он примерно 25 тысяч лет назад, наиболее древнее, зафиксированное учеными его извержение (которое удалось датировать) относится примерно к 6900 году до н.э. А самое сильное извержение Везувия из тех, которые зафиксированы учеными, произошло примерно 3800 лет назад. Возникшие в ходе этого землетрясения пирокластические потоки покрыли даже нынешнюю территорию Неаполя, а пепел находят на территории Румынии.

Когда на землю Апеннинского полуострова пришли люди, они постоянно наблюдали и небольшие землетрясения и происходившие время от времени вулканические извержения.

24 августа 79 года н.э. началось сильное извержение, которое по шкале извержений в наше время оценивается как 5-балльное (такой же силы извержения произошли на вулканах Сент-Хеленс (США) в 1980 году и Пуеуз (Чили) в 2011).

В окрестностях Везувия жило тогда примерно до 30 тысяч человек. Предполагается, что большинство из них успели убежать, так как на улицах и в домах трех заваленных пеплом городов археологам удалось найти останки только около 2000 человек.

Место гибели древнеримских городов оказалось забытым на многие века, а на письма древнегреческого ученого Плиния Младшего, жившего на некотором расстоянии от Везувия и погибших городов и оказавшегося свидетелем извержения, исследователи и ученые смотрели почти как на фантазии мальчишки (ему в момент извержения было всего 16−17 лет).

В 1592 году при прокладке канала была обнаружена стена города Помпеи, а в 1689 году при копании колодца было обнаружено древнеримское строение, на стене которого было написано «Помпеи». Правда, тогда было решено, что это вилла Помпея Великого.

В 1748 году были начаты раскопки, продолжались они очень недолго, копатели искали в основном драгоценности, часть из которых потом попала в королевский музей Портичи (там была резиденция неаполитанского короля Карла VII). Отношение к «недрагоценным» находкам было варварским, их просто уничтожали. К счастью, такие мародерские раскопки скоро были прекращены. Древние руины Помпеи Древние руины Помпеи
Фото: Depositphotos

Начиная с 1760 года раскопки возобновились, но теперь велись методически: выкопанную землю вывозили за пределы города, а найденные древние предметы старались сохранить.

Раскопки продолжались весь XIX век. И в 1863 году было обнаружено, что на месте гибели под слоем пепла от людей и животных остались пустоты. Эти пустоты стали заливать гипсом, и таким образом для наших современников открылись новые грани древней трагедии.

Раскопкипо и консервация найденных древних артефактов продолжаются и в наше время. Большая часть Помпей и Геркуланума очищена от покрывавшего их многие века слоя вулканического пепла толщиной 7−8 метров.

Как же проснулся Везувий в 79 году? На самом деле, просыпаться вулкан начал за годы до этого. Уже в 63 году здесь произошло сильное землетрясение, в ходе которого Неаполь, Геркуланум, Помпеи и другие города, близкие к эпицентру, были частично разрушены, погибли сотни людей. Но шло время — и люди забыли о недавних неприятностях, хотя источник бед никуда не исчез. И. К. Айвазовский, «Гибель Помпеи», 1889 г. И. К. Айвазовский, «Гибель Помпеи», 1889 г.
Фото: artchive.ru

24 августа 79 года началось извержение. Над горой возник высокий столб пепла, произошло это около часа дня. Ночью началось сильное землетрясение. Назавтра из вулкана вышло огромное черное облако и двинулось вниз, на Помпеи и Геркуланум. Казалось, внутри облака били молнии. Облако покрыло города, вышло к берегу залива и рассеялось.

Семья Плиниев, жившая в городке Мизена, в 16 км к западу от Неаполя, по другую сторону от Неаполитанского залива, разделилась. Плиний Старший (автор многотомной «Естественной истории») захотел исследовать это необычное явление и пересек на судне залив, высадившись на берег. Он умер от отравления вредоносными газами, принесенными вулканическим облаком. Плиний Младший: скульптура на главном фасаде собора Комо Плиний Младший: скульптура на главном фасаде собора Комо
Фото: Daniela Manili Pessina, ru.wikipedia.org

Остальная часть семьи постаралась уйти от вулкана. Тут с неба начал падать пепел, стало темно, и земля и дорога под их ногами тряслась от подземных толчков. Беженцы Мизены уже начинали отчаиваться, но продолжали уходить. Вдруг мрак посветлел, а еще через несколько минут они окончательно вышли из-под облака, принесенного извержением. Правда, Солнце светило непривычно слабо, было желтым и почти не грело.

Извержение 79 года длилось два дня и полностью опустошило все окружающие вулкан земли, уничтожив там все живое.

В XIX веке, когда Помпеи уже исследовали археологи, было множество идей о том, как город погиб. Карл Брюллов в своей знаменитой картине «Гибель Помпеи» показал город, который ночью безжалостно уничтожен вместе со всеми жителями, но в реальности все было не так. К. П. Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833 г. К. П. Брюллов, «Последний день Помпеи», 1833 г.
Фото: artchive.ru

На самом деле, хотя вулкан проснулся утром 24 августа, камни начали падать только ближе к вечеру, землетрясения начались ночью, а пирокластический поток, уничтоживший в городах всех живых, случился 25 августа, после чего долгий и мощный пеплопад засыпал окрестности многометровым слоем вулканического пепла.

Читайте также  Самые красивые греки

Количество погибших, найденных в городе на улицах и в домах, составляет около 2000 человек, тогда как жило там более 20.000. Очевидно, что при возникновении опасности большая часть жителей бежала прочь, оставив в домах каких-то слуг для охраны.

Сейчас на месте древних Помпей существует маленький городок Помпеи. Здесь находится станция железной дороги, соединяющей Неаполь и железную дорогу вокруг Везувия (Чиркумвезувиана/Circumvesuviana, буквально — «Вокруг Везувия»), Помпеи — с Эрколано (бывший Геркуланом) и Кастелламаре-ди-Стабия (бывший Стабия).

Мозаика с голубями из Помпеи Мозаика с голубями из Помпеи
Фото: Depositphotos

И дорога, и раскопки являются огромным музеем, туристическим аттракционом. Интересно, что думают местные жители? Что успеют убежать? Ведь у них же перед глазами пример — выставленные в музее тысячи тел тех, кто тоже надеялся успеть убежать… Даже не тел — от них в толще пепла остались только пустоты, которые археологи залили гипсом, получив великолепные копии давно умерших людей.

Вулканологи говорят, что будь извержение немного сильнее — пирокластичекие потоки запросто захлестнули бы и Мизену, и Плиний Младший не смог бы убежать от смертельно опасного черного облака. А умерев в ранней молодости, он не оставил бы великолепного описания извержения Везувия.

Каким надо быть философом, как легко надо относиться к возможной скорой смерти, чтобы жить в таких местах!

Виктория Кривченко — Помпеи. Геркуланум. Стабии.

Виктория Кривченко - Помпеи. Геркуланум. Стабии.

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Помпеи. Геркуланум. Стабии.»

Описание и краткое содержание «Помпеи. Геркуланум. Стабии.» читать бесплатно онлайн.

Книга посвящена одной из наиболее интересных в античном искусстве и культуре тем: трем городам, погибшим девятнадцать веков назад при извержении Везувия. Открытые археологами, они сохранили для нас неповторимый облик итало-римского города, великолепные образцы произведений искусства: скульптуры, живописи, мозаики, предметов декоративно-прикладного искусства. Второе издание книги дополнено новыми материалами археологических раскопок последних лет.

Виктория Ильинична Кривченко

Помпеи. Геркуланум. Стабии.

—2-е изд., доп.— М.: Искусство, 1985.— 224 с., ил.— (Города и музеи мира).

В жаркий августовский день 79 года, в первый год правления императора Тита Флавия Веспасиана, разразилось мощное извержение Везувия. Грозная разбушевавшаяся стихия превратила густонаселенные берега Неаполитанского залива в безжизненную пустыню. Через два дня скрылись с лица земли разрушенные города Помпеи, Геркуланум, Стабии, Оплонтис, селения и виллы, расположенные у склонов Везувия.

«Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди?» — вопрошал римский писатель Стаций, современник этих необычайных событий.

Погребенные под многометровым слоем вулканической породы города на много веков были забыты людьми. Первые случайные известия о них появились в XVI—XVIII веках. Затем начинается постепенное регулярное освобождение отдельных зданий и целых районов из каменного плена, которое не закончено еще и в наши дни. Каждый шаг в этом проникновении в прошлое, каждая новая находка представляют огромный научный интерес и расцениваются как открытие еще одной грани великой античной культуры. Сравнительно с другими городами древней Италии Помпеи, Геркуланум и Стабии, оказавшиеся изолированными от внешней среды и защищенными от пожаров, позднейших перестроек и разрушений, великолепно сохранились. Они донесли до нас свой прежний облик, тот, который они имели до гибели в начале Римской империи. Изучение открытых городов, памятников их истории и архитектуры позволило выявить черты римской и более древней, италийской, цивилизаций.

Благодаря археологическим раскопкам в XIX и XX веках Помпеи, Геркуланум и Стабии превратились в города-музеи, уникальные музеи античной культуры. Но когда мы идем по улицам Помпей и Геркуланума, заходим в термы, дома и таверны, то мы ни в чем не ощущаем музейной атмосферы. Нам кажется, что мы перенеслись в далекое прошлое, которое обступило нас и завладело нашими чувствами. Несомненно, нас охватывает не только «ярость любопытства», не только жажда исторических познаний. «Скромность помпейских чудес давно уже успела бы разочаровать всех любопытных. . .» — писал еще в начале XX века историк культуры П. Муратов. В наши дни Помпеи посещают тысячи туристов и специалисты из всех стран мира. Их ведет сюда непреодолимое желание прикоснуться к античности, приникнуть к этому вечно живому источнику, увидеть, по словам Н. В. Гоголя, «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

Теперь благодаря новым методам раскопок и консервации, когда все найденные предметы оставляются на своих местах, Помпеи и Геркуланум воспринимаются не как мертвые руины, а как города, в которых можно было бы жить и сейчас. Осматривая эти города, представляешь себе жизнь их обитателей, которые занимались своими повседневными делами, развлекались или плакали в театрах, буйствовали в амфитеатре, нежились в термах. Читая надписи на стенах домов, базилики и гробниц, шутливые или элегические, слышишь голоса помпеянцев. Постепенно раскрываются все стороны общественной и частной жизни античного города: выборы в муниципальный совет, суд, торговля, религия, тайные культы, скрытая стенами дома от глаз посторонних интимная жизнь семьи. Внимательный взгляд с неопровержимой ясностью различает социальные контрасты города: роскошь патрицианских домов или загородных вилл и ужасающую нищету каморок, в которых ютилась беднота. Заглядывая в дома, легко почувствовать ритм жизни и вкусы их обитателей, которые с годами менялись. В Помпеях некоторые особняки были перестроены новыми владельцами, превращены в красильни, пекарни, доходные дома.

Раскопки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях познакомили нас с ранее неизвестными чертами италийской и римской архитектуры: градостроением, оригинальными конструкциями общественных и жилых зданий, с декоративным искусством.

В Помпеях, Геркулануме и Стабиях впервые была открыта античная живопись. Росписи стен и мозаики полов, найденные там, интересны как произведения не только римского, но и греческого искусства. Многие из них являются копиями или вольными репликами прославленных шедевров греческой живописи, не сохранившихся до наших дней.

То же самое можно сказать и о скульптуре, найденной в этих городах. В некоторых же домах были обнаружены подлинные греческие статуи классического и эллинистического периодов.

Высокую художественную ценность представляют римские рельефы и скульптурные портреты. Во многих домах остались на своих прежних местах портреты их владельцев. Исполненные с глубоким реализмом, присущим римскому искусству, они воспринимаются нами как живые лики из далекого прошлого, дождавшиеся нас, чтобы поведать о себе и заглянуть в будущее.

Помпейская бронза и серебро свидетельствуют о необычайно высоком уровне искусства малых форм и общей художественной культуры Древнего Рима. Богатство выдумки, изящество линий и поразительная тонкость исполнения сделали это искусство неповторимым.

Памятники архитектуры и произведения искусства, созданные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, носят на себе печать кампанской культуры, которая складывалась во времена, предшествующие римскому завоеванию. История и природа Кампании отразились на судьбе ее городов. «Campania felix» — «счастливая Кампания» — называли римляне этот чудесный край.

Кампания—страна полей (латин. campus — поле) раскинулась в юго-западной части Средней Италии, От холодных северных ветров ее защищают высокие отроги Самнитских гор, к которым примыкает вулкан Везувий (высота его 1277 м). С запада ее омывают теплые воды Тирренского моря. Изрезанные берега Кампании образуют живописные бухты, среди которых выделяется своей красотой Неаполитанский залив. В древности его называли Кумским, а иногда — Кратером из-за округлого очертания. На побережье Неаполитанского залива между двумя выступающими в море мысами было расположено большинство древних городов Кампании: Мизене, Неаполь, Путеолы, Геркуланум и Стабии. Немного отступя от берега моря, в устье реки Сарно находились Помпеи.

Побережье Неаполитанского залива было обитаемо с древнейших времен. Древних поселенцев привлекали сюда необычайное плодородие почвы, удобренной вулканическим пеплом, мягкий, здоровый климат, горячие серные источники, исцеляющие многие болезни, и, наконец, красота природы. Древнейшими обитателями Кампании считают племя осков. Относительно происхождения этого народа существуют две противоположные версии. По одной из них, оски являются автохтонным, то есть местным, населением Кампании. Приверженцы другой уверяют (на основании некоторых особенностей оскского языка), что эти племена в незапамятные времена пришли в Италию из Иллирии, занимавшей часть современной Югославии. Путь их лежал через Адриатическое море или Альпы.

В VIII веке до н. э. началась греческая колонизация Италии. Колонии греков, основанные на побережье Сицилии, Южной Италии и Кампании, ставшие очагами эллинской культуры, еще в древности получили название Великой Греции. Центрами греческого влияния в Кампании являлись Кумы и Неаполь. К дальнейшему продвижению греков в Италии весьма враждебно относились этруски, которые в VI веке до н. э. достигли своего наивысшего могущества. В их владения в ту эпоху входили Северная Италия, Тоскана, восточное побережье Корсики и равнинная область Кампании. Здесь они, по преданию, основали крупные города — Капую и Нолу, ставшие центрами этрусского влияния. Таким образом, города Кампании, в большей или меньшей степени, находились под воздействием цивилизации этих двух народов, соперничавших друг с другом. В своей ожесточенной борьбе с греками этруски вынуждены были вступить в союз с Карфагеном — мощной морской державой, доминировавшей в Западном Средиземноморье. Когда же этруски стали угрожать греческим Кумам, то правители этого города обратились за помощью к сиракузскому тирану. В битве при Кумах в 474 году до н. э. греческие корабли нанесли сокрушительное поражение этрусскому флоту.

Окончательное освобождение Кампании от власти этрусков произошло в конце V века до н. э.

В V веке до н. э. на города Кампании усилились набеги самнитов — италийских племен сабелльской группы, родственных оскам. Воинственные и выносливые самнитские воины, спустившиеся с высот соседней горы Самний, с легкостью захватили ослабевшие и уже клонившиеся к упадку греческие и этрусские города. В 445 году до н. э. самниты заняли Капую. Этруски, по словам Тита Ливия, «устав от войны, приняли их в гражданство и наделили землей», но пришельцы вскоре перебили хозяев и полностью завладели городом. В 425 году до н. э. была создана самнитская федерация с городом Нуцерией во главе, объединившая всю Кампанию.

ЛитЛайф

—2-е изд., доп.— М.: Искусство, 1985.— 224 с., ил.— (Города и музеи мира).

В жаркий августовский день 79 года, в первый год правления императора Тита Флавия Веспасиана, разразилось мощное извержение Везувия. Грозная разбушевавшаяся стихия превратила густонаселенные берега Неаполитанского залива в безжизненную пустыню. Через два дня скрылись с лица земли разрушенные города Помпеи, Геркуланум, Стабии, Оплонтис, селения и виллы, расположенные у склонов Везувия.

«Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди?» — вопрошал римский писатель Стаций, современник этих необычайных событий.

Погребенные под многометровым слоем вулканической породы города на много веков были забыты людьми. Первые случайные известия о них появились в XVI—XVIII веках. Затем начинается постепенное регулярное освобождение отдельных зданий и целых районов из каменного плена, которое не закончено еще и в наши дни. Каждый шаг в этом проникновении в прошлое, каждая новая находка представляют огромный научный интерес и расцениваются как открытие еще одной грани великой античной культуры. Сравнительно с другими городами древней Италии Помпеи, Геркуланум и Стабии, оказавшиеся изолированными от внешней среды и защищенными от пожаров, позднейших перестроек и разрушений, великолепно сохранились. Они донесли до нас свой прежний облик, тот, который они имели до гибели в начале Римской империи. Изучение открытых городов, памятников их истории и архитектуры позволило выявить черты римской и более древней, италийской, цивилизаций.

Благодаря археологическим раскопкам в XIX и XX веках Помпеи, Геркуланум и Стабии превратились в города-музеи, уникальные музеи античной культуры. Но когда мы идем по улицам Помпей и Геркуланума, заходим в термы, дома и таверны, то мы ни в чем не ощущаем музейной атмосферы. Нам кажется, что мы перенеслись в далекое прошлое, которое обступило нас и завладело нашими чувствами. Несомненно, нас охватывает не только «ярость любопытства», не только жажда исторических познаний. «Скромность помпейских чудес давно уже успела бы разочаровать всех любопытных. . .» — писал еще в начале XX века историк культуры П. Муратов. В наши дни Помпеи посещают тысячи туристов и специалисты из всех стран мира. Их ведет сюда непреодолимое желание прикоснуться к античности, приникнуть к этому вечно живому источнику, увидеть, по словам Н. В. Гоголя, «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».

Теперь благодаря новым методам раскопок и консервации, когда все найденные предметы оставляются на своих местах, Помпеи и Геркуланум воспринимаются не как мертвые руины, а как города, в которых можно было бы жить и сейчас. Осматривая эти города, представляешь себе жизнь их обитателей, которые занимались своими повседневными делами, развлекались или плакали в театрах, буйствовали в амфитеатре, нежились в термах. Читая надписи на стенах домов, базилики и гробниц, шутливые или элегические, слышишь голоса помпеянцев. Постепенно раскрываются все стороны общественной и частной жизни античного города: выборы в муниципальный совет, суд, торговля, религия, тайные культы, скрытая стенами дома от глаз посторонних интимная жизнь семьи. Внимательный взгляд с неопровержимой ясностью различает социальные контрасты города: роскошь патрицианских домов или загородных вилл и ужасающую нищету каморок, в которых ютилась беднота. Заглядывая в дома, легко почувствовать ритм жизни и вкусы их обитателей, которые с годами менялись. В Помпеях некоторые особняки были перестроены новыми владельцами, превращены в красильни, пекарни, доходные дома.

Раскопки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях познакомили нас с ранее неизвестными чертами италийской и римской архитектуры: градостроением, оригинальными конструкциями общественных и жилых зданий, с декоративным искусством.

В Помпеях, Геркулануме и Стабиях впервые была открыта античная живопись. Росписи стен и мозаики полов, найденные там, интересны как произведения не только римского, но и греческого искусства. Многие из них являются копиями или вольными репликами прославленных шедевров греческой живописи, не сохранившихся до наших дней.

То же самое можно сказать и о скульптуре, найденной в этих городах. В некоторых же домах были обнаружены подлинные греческие статуи классического и эллинистического периодов.

Высокую художественную ценность представляют римские рельефы и скульптурные портреты. Во многих домах остались на своих прежних местах портреты их владельцев. Исполненные с глубоким реализмом, присущим римскому искусству, они воспринимаются нами как живые лики из далекого прошлого, дождавшиеся нас, чтобы поведать о себе и заглянуть в будущее.

Помпейская бронза и серебро свидетельствуют о необычайно высоком уровне искусства малых форм и общей художественной культуры Древнего Рима. Богатство выдумки, изящество линий и поразительная тонкость исполнения сделали это искусство неповторимым.

Памятники архитектуры и произведения искусства, созданные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, носят на себе печать кампанской культуры, которая складывалась во времена, предшествующие римскому завоеванию. История и природа Кампании отразились на судьбе ее городов. «Campania felix» — «счастливая Кампания» — называли римляне этот чудесный край.

Кампания—страна полей (латин. campus — поле) раскинулась в юго-западной части Средней Италии, От холодных северных ветров ее защищают высокие отроги Самнитских гор, к которым примыкает вулкан Везувий (высота его 1277 м). С запада ее омывают теплые воды Тирренского моря. Изрезанные берега Кампании образуют живописные бухты, среди которых выделяется своей красотой Неаполитанский залив. В древности его называли Кумским, а иногда — Кратером из-за округлого очертания. На побережье Неаполитанского залива между двумя выступающими в море мысами было расположено большинство древних городов Кампании: Мизене, Неаполь, Путеолы, Геркуланум и Стабии. Немного отступя от берега моря, в устье реки Сарно находились Помпеи.

Побережье Неаполитанского залива было обитаемо с древнейших времен. Древних поселенцев привлекали сюда необычайное плодородие почвы, удобренной вулканическим пеплом, мягкий, здоровый климат, горячие серные источники, исцеляющие многие болезни, и, наконец, красота природы. Древнейшими обитателями Кампании считают племя осков. Относительно происхождения этого народа существуют две противоположные версии. По одной из них, оски являются автохтонным, то есть местным, населением Кампании. Приверженцы другой уверяют (на основании некоторых особенностей оскского языка), что эти племена в незапамятные времена пришли в Италию из Иллирии, занимавшей часть современной Югославии. Путь их лежал через Адриатическое море или Альпы.

В VIII веке до н. э. началась греческая колонизация Италии. Колонии греков, основанные на побережье Сицилии, Южной Италии и Кампании, ставшие очагами эллинской культуры, еще в древности получили название Великой Греции. Центрами греческого влияния в Кампании являлись Кумы и Неаполь. К дальнейшему продвижению греков в Италии весьма враждебно относились этруски, которые в VI веке до н. э. достигли своего наивысшего могущества. В их владения в ту эпоху входили Северная Италия, Тоскана, восточное побережье Корсики и равнинная область Кампании. Здесь они, по преданию, основали крупные города — Капую и Нолу, ставшие центрами этрусского влияния. Таким образом, города Кампании, в большей или меньшей степени, находились под воздействием цивилизации этих двух народов, соперничавших друг с другом. В своей ожесточенной борьбе с греками этруски вынуждены были вступить в союз с Карфагеном — мощной морской державой, доминировавшей в Западном Средиземноморье. Когда же этруски стали угрожать греческим Кумам, то правители этого города обратились за помощью к сиракузскому тирану. В битве при Кумах в 474 году до н. э. греческие корабли нанесли сокрушительное поражение этрусскому флоту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector