Помпеи и геркуланум трагедия у везувия

Помпеи и геркуланум трагедия у везувия

Помпеи и геркуланум трагедия у везувия

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Последний день Помпеи

Последний день Помпеи

Последний день Помпеи

Последний день Помпеи

  • Холст, масло . 456,5 x 651
  • Ж-5084

Пост. в 1897 из ИЭ; ранее (до 1851) — в ИАХ; ранее — в собр. А.Н. Демидова (подарена императору Николаю I, который в 1836 передал ее в ИАХ)

В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.

Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).

Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.

Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

Везувий и Помпеи. В поисках смысла трагедии

Везувий и Помпеи. В поисках смысла трагедии

24 августа 79 г. от Р.Х. началось страшнейшее извержение вулкана Везувий, погубившее древнеримские города Помпеи, Геркуланум, Стабии, а также ряд других более мелких населенных пунктов. Количество жертв катастрофы не исчислено до сих пор, хотя и известно, что половина жителей Помпей уж точно сумела уйти из 20-тысячного города. Однако, археологи находят погибших и за стенами городов.

Пеплом и раскаленными газами накрыло большую территорию юга Италии. И даже в городе Мизене, находящемся на достаточном удалении от места трагедии, было трудно дышать, и люди в панике бежали куда глядят глаза. Об этом четко свидетельствует очевидец — известный античный политик и писатель Плиний Младший в своих письмах к Тациту, знаменитому историку из эпохи Античности.

Человек, принадлежащий к русской культуре, обычно узнает о древнем происшествии и разбушевавшемся вулкане, рассматривая великолепную картину художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи», которую он писал шесть лет по заказу князя Анатолия Демидова и завершил в 1833 году.

О том, как современники ценили творчество Карла Павловича Брюллова говорит то, что его скульптурное изображение было размещено на памятнике «Тысячелетие России» (1862 г.) среди наиболее выдающихся деятелей, прославивших Отечество своими трудами, воинскими, писательскими и иными успехами и т.д.

Александр Сергеевич Пушкин так передал свои впечатления от «Последнего дня Помпеи» в 1834 г.:

«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон».

Поэт Евгений Абрамович Боратынский по поводу успеха картины на выставках в Милане, Париже и Риме в 1836 году написал К.П. Брюллову:

«Принёс ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень, –

И был последний день Помпеи

Для русской кисти первый день!»

Картина Брюллова принесла ему заслуженную славу, ей восхищались во всей Европе. Брюллов при создании полотна постарался сохранить и исторические реалии древних Помпей и перекинуть мост в современность. Проживая в Италии, живописец побывал и на раскопках, где желающим показывали развалины несчастного города. Читал Брюллов и записки Плиния Младшего (между прочим, одного из первых серьезных языческих авторов, сообщивших о распространении христианства по Римской империи).

Характерными фигурами на полотне Брюллова являются: христианский священник, смело смотрящий в лицо гневу Везувия и языческий жрец, пытающийся с драгоценными жертвенными приборами в руках, скрыться от надвигающейся опасности.

Все-таки произведение Карла Брюллова нельзя назвать полностью историческим. На картине имеется и изображение Плиния Младшего вместе с его матерью. Брюллов намеренно перенес этих героев из Мизена в Помпеи, хотя они во время извержения Везувия там и не находились. Просто художника потрясли слова древнеримского автора: «Вскоре эта туча опускается к земле и накрывает море. Она опоясала и скрыла Капри, унесла из виду Мизенский мыс. Тогда мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал: для юноши это возможно; она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной моей смерти. Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу. Она повинуется неохотно и упрекает себя за то, что задерживает меня.

Падает пепел, еще редкий. Я оглядываюсь назад: густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас… Мы не успели оглянуться – вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин; одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь».

Город Мизен уцелел, а Помпеи погибли. Причем причиной гибели людей стал не столько пепел, падающий сверху, как пирокластические потоки, содержащие в себе смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и обломков пород, двигающиеся горизонтально со скоростью до 700 км в час. Температура газов в таких потоках часто достигает свыше 100°С. Пирокластический поток проще еще называют «палящей тучей».

Дядя Плиния Младшего – Плиний Старший, государственный деятель, писатель, автор «Естественной истории» (своеобразной энциклопедии), командовавший флотом в Мизене, погиб во время спасательной операции.

Корабли под его командованием подошли к Стабиям, но из-за отсутствия попутного ветра не сумели отойти от берега.

Некий богатей Помпониан мог бы спастись, если бы отправился на собственном корабле в плавании при начале извержения. Но он был занят тем, что спасал свое роскошное имущество, перегружая судно. Ветер стих. И Помпониан впал в панику. Плиний Старший, прибыв на место, стал его утешать и увещевать…

Плиний Старший погиб от отравления газами. Его тело нашли на берегу Неаполитанского залива. Судьба Помпониана, его слуг, рабов и домочадцев не известна.

Рассматривая этот случай, нельзя не вспомнить слова великого православного святого — святителя Иоанна Златоуста, жившего на переломе античной эры (IVв.): «Она <роскошь> делает людей свиньями и хуже свиней. Свинья валяется в грязи и питается калом, а сластолюбивый человек приготовляет себе стол отвратительнейший, придумывая непозволенные связи и беззаконную любовь. Такой нимало не различается от бесноватого: он так же бесстыдствует и неистовствует. О бесноватом мы, по крайней мере, жалеем, а этого отвращаемся и ненавидим».

Жители Геркуланума, Помпей и Стабий попали под воздействие палящей тучи. Можно, конечно, все свести по современной привычке к случаю, но на самом деле всякая катастрофа и всякое природное явление несет в себе дополнительный смысл.

Помпеи, Геркуланум и Стабии — это курортные города. В их округе были разбросаны многочисленные виллы знатных римлян. Имеются данные, что в районе Помпей находился дворец императора Нерона, прославившегося своей жестокостью, развратом и необузданностью нрава. Вторая жена этого правителя Древнего Рима Поппея Сабина, родилась в Помпеях. Историк Тацит так описывает ее нрав в XIII книге своих «Анналов»: «У этой женщины было все, кроме добропорядочности. Красоту она унаследовала от матери, равно как и имя и огромное состояние, беседа с ней была истинным наслаждением, она была умна и отличалась хорошим чувством юмора. Выглядела она скромно и добродетельно, но втайне предавалась разврату. Дом Поппея покидала редко, а если и делала это, то лишь с лицом, закрытым вуалью — то ли от любопытных взглядов, то ли просто потому, что вуаль была ей к лицу. Она не делала никакой разницы между мужьями и любовниками, не испытывала никаких чувств, принимая во внимание лишь возможную выгоду».

Собственно, Поппея не очень-то отличалась от других богатых жителей Помпей. Для них существовали добротные особняки, где комнаты содержали фрески и росписи весьма фривольного содержания. Развратом можно было заниматься не только с людьми, но и с животными. Содомия процветала.

А еще население Помпей очень любило писать. «Граффити» оказались покрыты многие стены домов и заборы. Археологи нашли надпись на латинском языке: «Содом и Гоморра». Ее явно оставил не язычник, а выходец из Палестины, может быть раб-христианин или иудей. Так он оценил мораль, господствующую на курорте. О Помпеях и Геркулануме так же сообщали, что «публичных домов там больше, чем хлебопекарен».

Фактом является и то, что катастрофа настигла города на следующий день после празднования Вулканалий — торжеств в честь Вулкана, бога разрушительного и очистительного огня, игравшего роль и при магических и колдовских обрядах в древнеримскую эпоху.

Важно отметить, что никто на берегах Неополитанского залива не ожидал бедствия. К небольшим землетрясениям, предшествовавшим извержению, население округи отнеслось прохладно. Не насторожила людей ни кипящая вода в Неаполитанском заливе, ни стремительно иссохшие источники вблизи вулкана.

Толчки случались и раньше, а о катастрофе, которую вызвал Везувий ок. 1800 г. до Р.Х., уничтожив палящими тучами и лавой население времен бронзового века, никто уже и не ведал. Все закрыла пелена времени.

О грозной горе скорее вспоминали как о месте, где укрывался со своими соратниками беглый гладиатор Спартак в 73 г. до Р.Х. Но восстание рабов во главе с этим фракийцем было подавлено более чем сто лет тому назад.

Виллы стояли и на склонах вулкана. Там же на плодородной почве выросли виноградники. Казалось, что благоденствие будет продолжаться и продолжаться…

Через сто лет после извержения о Помпеях вспоминали чрезвычайно редко. А через триста лет забыли и местонахождение города…

Трагедия Помпей — это урок для всего многознающего человечества. Но понимает ли оно его? XXI столетие говорит, что вряд ли. Нынешние же мегаполисы перед стихийными бедствиями, эпидемиями и рукотворными техническими катастрофами гораздо менее устойчивы, чем древние города. Слишком много людей сосредоточилось на ограниченных территориях. Слишком распространялись беспечность и неугомонная вера в науку, которая, мол может почти все. Слишком ценятся сейчас роскошь и удобства.

В духовном значении Помпеи вернулись. А с ними новые Помпонианы и Поппеи. Остается надеяться только на милосердие и долготерпение Божие.

Преподобный Ефрем Сирин не зря учит нас: «Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои».

Произошло извержение вулкана Везувий

Первое известное и самое ужасное извержение вулкана Везувий произошло 24 августа 79 года нашей эры, в тот день под толщей пепла были погребены сразу три города — Помпеи, Геркуланум и Стабий. Небо вдруг сделалось грозным, сгустки пепла, извергающиеся из вулкана, полностью скрыли солнце, и наступила кромешная тьма. На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову, так как вместе с пеплом падали камни.

В результате этого катаклизма 8 тысяч жителей римских городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у самого подножия вулкана, были полностью уничтожены. Везувий породил гигантское раскаленное облако из камней, пепла и дыма высотой до 33 километров, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой.

Систематические раскопки в Помпеях начались в 1860 году, тогда же исследователями были найдены 40 погребенных под пеплом тел жителей города. Историки обнаружили, что окрестности Везувия были уничтожены пирокластическими потоками.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах все сохранилось в первозданном виде. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Из 20 тысяч жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около двух тысяч человек.

Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно. Итальянские археологи установили, что головы жителей Помпеев во время извержения буквально взрывались — у них закипала кровь и превращалась в пар.

По существующим оценкам, в Помпеях и Геркулануме из-за обильного выпадения пепла и гидротермальных пирокластических потоков, температура которых доходила до 700 °C, погибли около 16 тысяч человек. Предшествующее извержение Везувия, произошедшее в бронзовом веке, выбросило около 0,32 кубических километров белой пемзы во время первой фазы извержения, в то время как второй, более сильный взрыв вулкана поднял эруптивную колонну на высоту 31 километр и изверг 1,25 кубических километров серой пемзы.

Извержение 79 года выбросило порядка 3 кубических километров тефры, которая дождем выпала на Помпеи, засыпав город многометровым слоем. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Извержение Везувия в 79 году происходило в два этапа: плинианское извержение, которое длилось восемнадцать-двадцать часов, после чего сошли пирокластические потоки, преодолевшие большое расстояние и почти дошедшие до римского города Мизено, и второй этап — пелейское извержение, которое вызвало еще одну серию пирокластических потоков, два из которых обрушились на Помпеи. Оплонтис, городок неподалеку от Помпей, и Геркуланум были похоронены под слоем мелкого пепла и пирокластических отложений.

Стратиграфические исследования извержения Везувия в бронзовом веке и в 79 году позволили выдвинуть предположение о грядущем извержении вулкана. После извержения 1944 года Везувий пребывает в относительно спокойном состоянии. Ученые предположили, что чем дольше вулкан неактивен, тем сильнее будет следующее его извержение, которое может быть особенно опасным для густонаселенного района вокруг Везувия.

Помпеи и Геркуланум

«На Италию обрушиваются беды, каких она не знала никогда или не видела уже с незапамятных времен: цветущие побережья Кампании где затоплены морем, где погребены под лавой и пеплом…» – записывал римский историк Корнелий Тацит. Не только он, но и все его соотечественники были потрясены разыгравшейся в 79 году н. э. трагедией: несколько италийских городов, в том числе цветущие Помпеи, погибли в результате извержения вулкана Везувий…

На протяжении многих столетий Везувий считался вполне мирным. Воспоминания об его извержениях давно отошли в область легенд и преданий. Вот уже долгие века Везувий не проявлял себя как действующий вулкан, и люди спокойно селились у его подножия. Так в VIII веке до н. э. здесь образовалось небольшое поселение, которое, как предполагают, принадлежало роду Помпеев, имя которых навсегда закрепилось за городом.

Несколько веков пролетело над Помпеями. Город расцветал и приходил в упадок, изведал многие невзгоды, но беда пришла оттуда, откуда никто не мог ожидать.

В полдень 5 февраля 62 года н. э. жители города неожиданно услышали зловещий гул. Затем один за другим последовали подземные толчки необычайной силы. Везувий проснулся. Это первое пробуждение вулкана не вызвало большой тревоги. Жители Помпей, не подозревая, что самое страшное еще впереди, строили и украшали свой город, занимались торговлей и наслаждались отдыхом в поросших оливковыми рощами окрестностях Везувия, который ни единым дымком еще не выдал своего пробуждения…

Утро 24 августа выдалось необычайно жарким. Солнце светило вовсю, но до того момента, когда день превратился в ночь, оставались уже считанные мгновения.

Внезапно землю потряс подземный толчок невероятной силы, сопровождавшийся оглушительным грохотом. Вершина Везувия раскололась на две части, из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. В небо летели огонь, куски пемзы, пепел, камни, комья земли и шлака. Адский дым и пепел скрыли солнце. Со склонов Везувия хлынули потоки раскаленной грязи. Вылетавшие из жерла вулкана каменные бомбы разрушали дома, горячий пепел засыпал развалины.

Спустя сорок восемь часов там, где красовались города Помпеи, Геркуланум, Стабии, расстилалось серое и безжизненное поле. В радиусе восемнадцати километров все было уничтожено и покрыто пеплом. О восстановлении Помпей не могло быть и речи. В первое время после катастрофы уцелевшие жители возвращались на развалины, пытаясь отыскать уцелевшие имущество и погибших родных. По распоряжению властей несуществующего города на площади форума были раскопаны и унесены статуи богов и почетных граждан. Однако со временем пробиться сквозь отвердевшую породу становилось все более затруднительным. И через многие годы само имя Помпей было забыто, а на том месте, где стоял город, уже зеленели луга и цвели сады.

В XVII веке на руины Помпей случайно наткнулся итальянский инженер Доменико Фонтана. Он не сумел понять масштабов своей находки, и даже найденная им латинская надпись «Помпеи» не убедила его: Фонтана полагал, что нашел всего лишь усадьбу римского полководца Помпея.

Раскопки погибших городов, погребенных под многометровым слоем вулканических выбросов, начались в 1738 году по инициативе неаполитанского короля Карла III и его супруги, королевы Марии-Амалии. Работами руководил испанец Рокко де Алькубиерре. Несколько позднее руководство раскопками взял на себя маркиз дон Марчелло Венути, хранитель королевской библиотеки. На развалинах древнеримского театра, обнаруженного под двадцатиметровой толщей застывшей лавы, ему удалось найти три мраморные статуи одетых в тоги римлян, колонны и бронзовое изваяние коня. Текст одной из надписей сообщал имя открытого города: Геркуланум.

Спустя десять лет, 1 апреля 1748 года, первый удар заступа положил начало освобождению Помпей. Этот город находился на значительно меньшей глубине, чем его собрат по несчастью Геркуланум. Уже в первую неделю раскопок была найдена великолепная большая стенная роспись. 19 апреля исследователи наткнулись на первые свидетельства разыгравшейся здесь трагедии: скелет человека, погибшего во время извержения. Он лежал, вытянувшись в последнем отчаянном стремлении вырваться из объятий смерти, а из его рук, застывших в судорожной хватке, выкатилось несколько золотых и серебряных монет.

Надо сказать, что раскопки Алькубиерре и его современников, по существу, мало чем отличались от разграбления. «Археологи» того времени смотрели на руины древних городов как на своего рода карьеры по добыче произведений античного искусства. Первым человеком, выступившим против такого варварского метода и фактически заложившим основы археологии как науки, стал немецкий ученый Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1767).

Посетив Помпеи и Геркуланум, познакомившись с найденными там произведениями искусства, Винкельман решительно выступил против хищнических методов раскопок. В своем «Послании об открытиях в Геркулануме» (1762) он впервые выступил с разъяснением истинного значения подобных находок для истории и культуры. Спустя два года появился другой, главный, труд Винкельмана – «История искусства древности», где он впервые изложил историю развития античного искусства. Наконец, летом 1767 года в Риме была издана знаменитая работа Винкельмана «Неизвестные античные памятники» в двух томах. Книги Винкельмана положили основание научному исследованию древностей. Недаром день рождения Винкельмана – 9 декабря – отмечается как день рождения археологической науки.

Но пока молодая наука еще только-только начинала завоевывать себе место под солнцем, «гробокопатели» продолжали вести случайные и бессистемные раскопки Помпей. Только в 1807 году руководство исследованиями было поручено ученому – Михаилу Ардити. В последующие годы раскопки приобретали все более масштабный характер, а в 1868 году город был объявлен историческим памятником и под руководством археолога Джузеппе Фиорелли началась его полная расчистка.

Через двенадцать лет из-под груд затвердевшего пепла появились целые кварталы домов с улицами и переулками. Итальянские ученые даже сумели восстановить многое из разрушенного, так как рухнувшие колонны и перекрытия лежали рядом с теми местами, где им полагалось быть. Пустоты от сгнивших деревянных конструкций заливали гипсом, и полученные таким образом слепки служили образцами для изготовления новых балок, которые устанавливались в старые гнезда.

Археологи обратили внимание на часто встречавшиеся в слоях затвердевшего пепла пустоты. Когда их, по предложению Дж. Фиорелли, заполнили гипсом, они оказались точными слепками тел людей, погибших во время катастрофы. Засыпанные пеплом, их останки истлели со временем, образовав пустоты в форме человеческих тел. Места гибели, позы, в которых застыли погибшие, выражение их лиц, лежащие рядом предметы, останки домашних животных – все это помогло исследователям в мельчайших подробностях, вплоть до имен погибших, воссоздать реальную картину последних часов города.

Гипсовые отливки, запечатлевшие душераздирающие сцены «последнего дня Помпеи», сегодня можно увидеть в музее Помпей и среди реставрированных развалин города, который сегодня сам по себе является огромным музеем под открытым небом. На его улицах зримо оживает прошлое, и кажется, что вот-вот из-за ближайшего угла выйдут люди в римских тогах или отряд легионеров…

Широкие – от 7,5 до 9 м – улицы города вымощены лавовыми плитами. Вдоль улиц расставлены фонтаны, украшенные рельефами с изображениями различных богов. На перекрестках стоят алтари, на которых сохранились окаменевшие остатки последних жертвоприношений.

От древности до наших дней в различных центрах древнего мира хорошо сохранились храмы, гробницы, крепости. Но только в Помпеях и Геркулануме, засыпанных пеплом Везувия, почти полностью уцелели жилые дома, где протекала повседневная жизнь горожан: знатных патрициев, ремесленников и торговцев. Эти дома считаются самым ценным открытием в Помпеях.

В центре Помпей расположен величественный форум. Вокруг его колоссальной, вымощенной каменными плитами прямоугольной площади, окруженной с трех сторон колонным портиком, находятся главные общественные и культовые здания города: храм Юпитера, обращенный позднее в Капитолий, крытый продуктовый рынок – мацеллум, святилище городских богов-ларов, базилика и храм Аполлона Стреловержца.

Главная святыня города – храм Капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы), построенный в середине II века до н. э. Его руины высятся на северной стороне форума. Фоном для них служит силуэт Везувия, принесшего городу столько бедствий. От некогда величественного храма сохранился массивный цоколь высотой 3 м, на котором стоят остатки колонн входного портика и стен. В храме стояла огромная статуя Юпитера, голова которой была найдена археологами и теперь хранится в Национальном музее в Неаполе.

Пожалуй, только в Помпеях сегодня воочию можно познакомиться с повседневным бытом горожан римской эпохи. Только здесь можно увидеть десятки и сотни мелочей, из которых складывалась их жизнь. Многие из этих мелочей узнаваемы, многие вызывают улыбку или недоумение, многие просто непонятны. Вот, например, выложенная из гальки на пороге дома надпись «Have!» («Здравствуй!»), приветствующая всякого входящего. Или мозаичное изображение рычащей собаки на цепи с надписью «Cave canem» («Берегись собаки!»). Многие дома Помпей сегодня носят названия, данные им археологами по находкам, сделанным в этих постройках: дом Хирурга, к примеру, назван так по найденным здесь хирургическим инструментам, дом Лабиринта – по мозаике, изображающей борьбу Тесея с Минотавром в Лабиринте. Великолепные мозаики обнаружены во многих домах Помпей. Среди них наиболее известны мозаики «дома Фавна», названного так по бронзовой статуе танцующего фавна, установленной во внутреннем дворике. За свое долгое существование этот дом принадлежал нескольким владельцам, одним из которых был Публий Сулла, племянник знаменитого римского диктатора.

В некоторых домах Помпей сохранились росписи, относящиеся к разным периодам. Сюжеты большинства росписей взяты из древнегреческой мифологии, многие из них является повторениями прославленных произведений греческой живописи, не сохранившихся до наших дней. Самым лучшим образцом помпейской живописи являются росписи виллы Мистерий. Эта вилла находится за пределами Помпей, в уединенном месте, на склоне холма, спускающегося к Неаполитанскому заливу. Как предполагают исследователи, хозяйкой виллы была жрица Диониса. Культ этого бога, в свое время весьма распространенный в Италии, был запрещен специальным указом римского сената. Вероятно, это обстоятельство побудило жрицу Диониса поселиться не в Помпеях, а в городском предместье, подальше от любопытных глаз и длинных языков. Среди шестидесяти комнат ее роскошной виллы выделяется «Зал дионисийских мистерий». На его стенах изображен ритуал посвящения в таинства культа Диониса. В этих великолепных росписях представлено двадцать девять персонажей, среди которых, как считается, есть и портрет хозяйки виллы. Богатая палитра, необыкновенная светозарность и прочность красок до сих пор остается секретом помпейских живописцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мексиканские «Помпеи»

Мексиканские «Помпеи» Плодородная долина Мехико издавна манила к себе людей. Ее земля буквально нашпигована памятниками самых разных эпох. Приблизительно 25–20 тысяч лет назад долину освоили первобытные охотники. Позднее эта долина стала местом рождения трех

Приволжские «Помпеи»

Приволжские «Помпеи» Татаро-монгольское нашествие привело к образованию в середине 40-х годов XIII века в степях Поволжья обширного полугосударства-полукочевья – Золотой Орды. В короткие исторические сроки на Нижней Волге выросли огромные города. На рубеже XIII–XIV веков

Помпеи и Геркуланум — остановившееся время

Помпеи и Геркуланум — остановившееся время Утро 5 февраля 62 года было спокойным, жители города Помпеи занимались своими обычными делами. В полдень неожиданно послышался зловещий гул, а потом один за другим последовали сильные подземные толчки. В Помпеях обрушились

Помпеи и Геркуланум – трагедия у подножия Везувия

год извержения Везувия

Совсем близко от Неаполя находится один из самых известных вулканов в мире – Везувий. Его возраст по геологическим данным оценивается примерно в 17 тысяч лет. Известно, что в последние 2 тысячи лет вулкан «просыпался» не менее пятидесяти раз. Последний раз Везувий показал свой «нрав» во время Второй Мировой войны (1944 год), тогда были уничтожены города Масса и Сан-Себастьяно, а также американские бомбардировщики, дислоцирующиеся в нескольких километрах от вулкана, 27 человек погибло.

В непосредственной близости от горы Везувий живет более трех миллионов человек, и пожалуй, на таком опасном расстоянии от действующих вулканов люди больше нигде не проживают.

Поскольку наш сайт исторический, а не географический, перейдем к тому времени, которое ближе нам по теме, а именно к 79-му году нашей эры. В этом году произошло самое известное извержение Везувия, который непрерывно «бушевал» в течение почти суток и полностью похоронил близлежащий город Помпеи, уничтожил города Геркуланум и Стабии, другие близлежащие небольшие поселения.

Помпеи, как считают историки, основан еще в VI в. до н.э. одним из сабелльских племен, и прежде чем стать римским городом (примерно в 80-м г. до н.э.) принадлежал самнитам – италийскому народу (оскская языковая группа). Город застраивался и разрастался на протяжении многих лет и первоначальные деревянные строения постепенно заменялись кирпичными и каменными. В Iв. н.э. это был уже развитый город-порт и процветающий курорт для многочисленных богатых гостей. Виллы, амфитеатры, два театра, несколько храмов, действующие системы водопровода – все для удобства и развлечения жителей и приезжих отдыхающих. В 62-м г.н.э. идиллию нарушило довольно мощное землетрясение, большинство зданий было серьезно повреждено и на восстановление города потребовалось несколько лет. Тогда многие из его жителей перебрались в другие римские города.

города у подножия Везувия

Плиний Младший Помпеи

А в 79-м г.н.э. случилось страшное извержение Везувия, после которого Помпеи похоронило под слоем вулканического пепла. В то время там проживало не менее 20 тысяч человек. Как считают исследователи у них просто не было шансов спастись, настолько горяч был воздух – его температура доходила до 250 ͦC, и люди погибали в любых местах, где они пытались укрыться. Плиний Младший (римский писатель) был свидетелем извержения Везувия, а его дядя Плиний Старший лишился жизни, пытаясь спасти людей. Вулканический пепел полностью покрыл город, но здания разрушены не были.

Что случилось с Помпеями и Геркуланумом

На протяжении столетий о Помпеях не вспоминали, а в 1748 году здесь начались раскопки (кстати, археологи работают в этих местах и по сей день). В 1863 году Джузеппе Фиорелли (археолог, нумизмат, политический деятель – человек очень интересной судьбы) понял, что некоторые пустоты в слоях пепла могли остаться после разложения тел погибших жителей древнего города. И действительно, когда обнаруженные пустоты наполнили гипсом, то получили точные слепки людей такими, какими их настигла смерть. Аналогично поступают археологи и в настоящее время, только вместо гипса используют другие растворы. Благодаря идее Фиорелли удалось понять, что извержение вулкана было неожиданным, так как слепки человеческих тел показали, что извержение застигло людей врасплох – они занимались обычными делами. Многие здания, обнаруженные при раскопках были в очень хорошем состоянии, на стенах их осталось немало почти неповрежденных фресок. Также были найдены сотни хорошо сохранившихся артефактов: печи-обогреватели, кухонная утварь, кубки и тому подобное.

Помпеи не единственная жертва Везувия. Геркуланум и Стабии не так знамениты, но их постигла та же участь. Древний римский город Геркуланум в южной Италии назван в честь греческого героя Геракла (в древнеримской мифологии – Геркулеса) и основан был греками примерно в 600-м г. до н.э. Стратегически удобно расположенный рядом с Неаполитанским заливом, город стал привлекательным торговым центром. Хотя он и располагался вблизи Везувия, жители не считали это чем-то опасным для себя, ведь на протяжении 800 лет вулкан «молчал». Когда началось его извержение, население Геркуланума эвакуировалось, и долгое время считалось, что всем удалось спастись. Однако за годы археологических изысканий обнаружилось более трехсот тел в тех позах, в которых застала людей катастрофа: на пляже, в лодках, домах. Люди погибли, как и в случае с Помпеями, из-за непомерно высокой температуры. И как в Помпеях, здесь обнаружены неплохо сохранившиеся здания, фрески, мозаика.

На Геркуланум «наткнулся» местный крестьянин, копая колодец в 1710-м году. Амброджо Нучерино обнаружил мраморные обломки, которые как оказалось потом, были руинами театра. Французский дворянин в изгнании герцог д’Эльбёф выкупил землю Нучерино и около года занимался раскопками. Он отыскал девять статуй, которые подарил тем, кто ему покровительствовал. Это, пожалуй, и были первые, хоть и не научные раскопки Геркуланума. Археологи же занялись этим районом в 1738 году. Затем, когда обнаружили Помпеи, Геркуланум на время оставили в покое и занялись Помпеями, как уже говорилось в начале статьи. И лишь в 20-м веке археологи вновь начали изыскания в «городе Геракла».

Помпеи и Геркуланум

Сейчас он открыт для туристов. Они могут увидеть, что в городе были бани для мужчин и женщин, тренажерный зал, храм; сохранились даже остатки древнего римского, как сейчас бы сказали, «ресторана быстрого питания», немало интересных зданий.

Стабии же были обнаружены и там начались раскопки в 1749 году, которые продолжались до 1782 года. Найденые руины были затем оставлены, засыпаны и потеряны. Но в прошлом веке – в 50-х годах вновь обнаружены, и археологи нашли в этих местах несколько вилл.

Как Помпеи, так и Геркуланум находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО и ежегодно эти места посещают более двух миллионов человек.

Читайте также  Средняя пенсия в греции 2018
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector