Природа и архитектура древней греции

Природа и архитектура древней греции

Архитектура Древней Греции (4)

О древнейшем периоде эллинского зодчества — эпохе архаики, охватывающей VII — VI вв. до н. э., мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы.

Храм дорийского ордера, по-видимому, происходит от жилого дома микенского типа и отличается лишь большим размером. Характерной особенностью многих из эллинских храмов была обрамлявшая постройку колоннада. Эта колоннада была греческим нововведением, и возможно, что возникновение ее связано со стоявшей перед зодчими задачей: создать из обычного строительного материала для жилищ того времени — непрочного кирпича-сырца — монументальный храм, который должен был в течение долгого времени служить помещением для идола божества. Обнесение постройки колоннадой позволяло строителю далеко отодвинуть края крыши от стен здания, в силу чего сырцовые кладки становились более надежными и долговечными.

Древнейший эллинский архитектурный ордер — дорийский ; характерные особенности его настолько детально описаны у Шуази, что нам совершенно нет необходимости на них останавливаться.

Храм Геры в Олимпии.

Храм представлял собой сильно вытянутый перипетр длиной в 49 и шириной в 17 м. С фасадных сторон храма было по шести, с длинных — по шестнадцати колонн. Симметрично расположенные пронаос и описфодом были обрамлены антами и заключали каждый по две колонны. Удлиненная, первоначально однонефная, целла имела вдоль каждой из длинных сторон по четыре небольших выступа.

Стены храма были сложены из кирпича-сырца и стояли на каменном цоколе. Колонны первоначально были деревянными. Со временем колонны ветшали и постепенно заменялись каменными, исполненными в стиле того времени, к которому относилась заново вытесанная колонна. Еще в эпоху Павсания (II в. н. э.) одна из колонн храма была деревянной. Перекрытие было из дерева, крыша была выстлана глиняной черепицей и украшена большими (2,25 м в диаметре) акротерия-ми из терракоты. Храм Геры представляет собой тот тип постройки со стенами из сырца и деревянными колоннами и перекрытием, дальнейшим развитием которого является каменный храм дорийского ордера. Преемственность форм, отражающих первоначальную деревянную конструкцию в каменных дорийских храмах, убедительно прослежена у Шуази.

Весьма близок храму Геры в отношении техники сооружения храм Аполлона в Ферме . Этот храм был построен в VII в., но подвергся некоторым переделкам в следующем столетии. Стены храма были сложены из сырца, колонны сделаны из дерева. Архитрав был тоже деревянный, но метопы представляли собой расписные терракотовые плиты. Наличие деревянного архитрава позволило сделать расстановку колонн в храме Аполлона (так же, как и в Герайоне) довольно свободной.

Весьма своеобразен был план этого храма: еще более вытянутый, чем олимпийский храм Геры, он представлял собой периптер, имевший вдоль длинной стороны пятнадцать, а с фасадов — по пяти колонн.

К началу VI в. относится храм Аполлона в Коринфе . Он представлял собой вытянутый периптер, имевший в длину 51 м, а в ширину 19 м. Вдоль узких сторон храма было по шести, а вдоль длинных — по пятнадцати колонн. В восточной части храма находилась большая трехнефная целла, в западной — небольшой описфодом, внутреннее пространство которого ничем не было расчленено; оба помещения были снабжены открытыми портиками. Семь колонн Коринфского храма стоят до сего времени, а на пяти из них сохранилось перекрытие архитрава.

Во второй половине того же столетия процесс нивеллировки локальных различий идет еще дальше; он охватывает и ионийский ордер, приводя к появлению памятников архитектуры, совмещающих элементы, заимствованные из обоих ордеров.
Как бы замыкающей зодчество предшествующего периода является сооруженная в конце VI в. или в начале V в. сокровищница афинян в Дельфах . По типу этот памятник представляет собой хорошо нам известный templum in antis . Но уже и в этой сокровищнице сказываются некоторые новые черты: обычный строительный материал построек дорийского ордера эпохи архаики — мягкий камень — сменяется в ней паросским мрамором. Пропорции сооружения становятся более вытянутыми, сухими и стройными.

Аналогичное место занимает и сооруженный в конце первой и начале второй четверти V в. храм Афины ( Афайи ) на острове Эгина . Храм имел с фасадных сторон по шести, с длинных — по двенадцати колонн. Длина его была 30,5 м, ширина 15,5 м. Внутреннее помещение, больших размеров, чем у архаических храмов, состояло из пронаоса, описфодома и целлы. Пронаос и описфодом были обрамлены с боков антами и имели каждый по две колонны. Целла была разделена двумя рядами колонн (по шести в каждом). Оба фронтона были украшены круглоскульптурными группами.

Несколько выпадает из ряда дорийских храмов V в., а также всех памятников этого ордера вообще, храм Зевса в Акраганте , сооруженный после одержанной эллинами в 480 г. до н.э. победы над карфагенянами при Гимере. В сооружении храма принимали участие карфагенские рабы-военнопленные.
Храм был колоссальных размеров: 101 м в длину и 44 м в ширину. Он представлял собой псевдопериптер, имевший с фасадных сторон по семи, с длинных — по четырнадцати полуколонн. Длинное и узкое внутреннее помещение храма состояло из совершенно открытой с востока большой целлы и небольшего адитона. Внутренние стены были усилены могучими квадратными в плане столбами, находившимися на расстоянии интерколюмния один от другого.

Сооруженный в 468 — 456 гг. элидским архитектором Либоном , храм Зевса в Олимпии представляет собой вполне завершенный канонический периптер дорийского ордера. В отличие от большинства архаических периптеров храм становится шире, и обнесенная стенами часть здания увеличивается за счет пространства колоннады.

Количество колонн в храме Зевса — по шести с фасадных сторон и по тринадцати с длинных — отвечает канонической формуле, согласно которой число колонн короткой стороны нужно удвоить и прибавить еще одну единицу, чтобы получить число их на длинной стороне. Симметрично расположенные пронаос и описфодом обрамлены антами; в каждом из них стоит по две колонны. С пронаосом сообщается целла, разделенная на три нефа, причем боковые нефы сильно уступают по ширине главному.

Храм был выстроен из раковистого известняка и покрыт белой штукатуркой. Черепицы крыши были сделаны из мрамора. Скульптурные украшения отличались значительным богатством: в обоих фронтонах стояли большие статуарные группы; метопы под внутренней колоннадой (пронаоса и описфодома) были украшены рельефами.

Около середины V в. был сооружен храм Посейдона в Посейдонии ( Пестуме ), представлявший собой периптер, имевший по шести колонн на фасадных и по четырнадцати на длинных сторонах. В остальном его план не отклоняется от канонического типа и отвечает описанному нами плану храма Зевса в Олимпии. Размеры храма: длина около 60 м, ширина 24 м, высота колонн около 9 м.

Храм Посейдона имеет исключительное значение для истории античной архитектуры ввиду его очень хорошей сохранности. До сего времени стоят не только наружная колоннада храма, архитрав, фриз, карниз и тимпаны, но и внутренние колоннады, вплоть до расположенных во втором ярусе находившихся внутри целлы колонн.

Эпоха эллинизма — конец IV — I вв. до н. э.— была временем новых больших задач, вставших перед искусством вообще и архитектурой в частности. Отдельные элементы этого нового зодчества мы уже отмечали, когда говорили об архитектуре второй половины IV в., но лишь теперь все намечавшиеся тогда явления развернулись во всю ширь.

Эпоха эллинизма — время самой широкой экспансии эллинов на Восток и создания там новых государств. Центры экономической, политической и культурной жизни переносятся из метрополии в Малую Азию, Сирию, Египет. В этих странах основывается и строится ряд новых городов, что выдвигает перед архитекторами нередко грандиозные задачи планировки. Все новообразовавшиеся греко-восточные государства представляют собой монархии, в силу чего перед искусством встает задача увековечения и прославления правителей.

Создание больших государственных объединений, масштабы которых значительно превосходили небольшие общины эллинских полисов, дало несравненно больший размах строительству эпохи эллинизма.

Одним из главнейших городов в эллинистическую эпоху была Александрия , основанная в 332—331 гг. в устье Нила. Строителем этого города был родосский архитектор Дейнократ. Александрия была разбита по строго определенному плану; широкие прямые улицы пересекались под прямыми углами. Значительную часть города занимал царский дворец с прилегавшими к нему садами, театром, арсеналом, музеем и гробницей Александра.

Гавань Александрии была создана искусственно, посредством мола в 1 200 м длиной, соединившего берег с островом Фарос и образовавшего два порта.

При входе в восточный порт стоял грандиозный маяк , построенный около 279 г. до н. э. Состратом из Книда и просуществовавший до XIV в.

Согласно современным реконструкциям, базирующимся в значительной мере на изображениях на монетах, маяк представлял собой высокую и узкую башню более 100 м в вышину. Имевшая крутые стены нижняя часть здания по углам была украшена фигурами тритонов, над ней поднималась меньшая по размерам, восьмиугольная в плане, средняя часть маяка, над которой в свою очередь возвышалась небольшая увенчанная статуей ротонда.

Зодчество Александрии нам мало известно, но можно предполагать, что в нем широко применялось соединение элементов греческого и туземно-египетского. Так, по дошедшим до нас описаниям парадного корабля Птолемея IV (221—205), архитектурно оформленные части последнего были выполнены частично в греческом и частично в египетском стилях.

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции

В отношении конструкций греки пользовались самыми простыми приемами, лучше всего подходящими для передачи ясных, простых форм. Греческое искусство не использовало смелых опытов микенской архитектуры и не развило дальше попыток применения конструкции свода, имевших место в Акарнании. Оно как бы забывает о куполе и своде и ограничивается почти исключительно горизонтальным перекрытием на вертикальных подпорах. Греческая архитектура широко использует глину как строительный материал, а для деревянных построек применяет двускатную кровлю, привнесенную из дождливых местностей, где первоначально обитали доряне.

Общие элементы декоративной орнаментации в архитектуре Древней Греции

В греческую (эллинскую) эпоху орнаментация здания, также как и его конструкция, отличаются простотой, свойственной зрелому искусству, полностью овладевшему всеми своими возможностями и средствами воздействия.

В греческой архитектуре, по крайней мере в раннюю эпоху, отводилось большое место накладным украшениям и облицовкам. Из профилировки греки делают настоящую науку. Они создают, наконец (и в этом их главная заслуга), те типы портиков, которые получили название архитектурных ордеров. Последние производят впечатление живых организмов, дышащих индивидуальной жизнью, полных гармонии и уравновешенности. Это самое высокое выражение идеи прекрасного, которое когда-либо было создано в архитектуре.

Билет № 3. 1. Образ художественной культуры Древней Греции

1. Образ художественной культуры Древней Греции. Идеалы прекрасного и их отражение в ансамбле афинского Акрополя. Храм Парфенон – как образец древнегреческой архитектуры. Три ордера в архитектуре древних греков

Ответ

Художественная культура Древней Греции Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Они сделали много открытий в медицине, астрономии, математике. Произведений древнегреческого изобразительного искусства сохранилось мало и, в основном, это рисунки на вазах (т.н. «краснофигурная» и «чёрнофигурная ке­рамика»).

Одной из вершин мировой художественной культуры является архитектурно-скульптурный ансамбль афинского Акрополя, строительство которого связано с именем Фидия. На скале Акрополь, на которой еще в микенскую эпоху существовали поселения, в VI в. до н.э. возвели множество общественных зданий, которые были уничтожены во время греко-персидских войн. В 50-30-х гг. V в. до н.э., во время правления Перикла, Афины украшаются новыми величественными постройками, в том числе самой значительной из них — ансамблем Акрополя.
Вспыхнувшая в 431 г. до н.э. Пелопоннесская война между Спартой и Афинами поколебала идеалы классической эпохи. Тяготы войны заставили греков задуматься над человеческим существованием. Не случайно в это время получают распространение различные философские течения, в том числе стоицизм и скептицизм, рассматривающие человека не в союзе с природой, а в конфликте с ней.Древнегреческая архитектура В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Это реалистические изображения обнажённых людей. Самым крупным скульптором этого времени был Фидий, который создал скульптуры афинского Парфенона. Мраморные скульптуры древнегреческих богов раскрашены в естественные цвета. Около 800 г. до н. э. возник общегреческий стиль. К этому времени отно­сится также возникновение Олимпийских Игр. Кроме храмов, посвященных богам, древнегре­ческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастичес­кие залы.

Древнегреческая архитектура — храм. Храмы возникли довольно рано. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой — мегароном (мегарон — прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба. С даль­нейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов. Ориентировка храма по линии «восток-запад» на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического вре­мени строили из мрамора и богато украшали.

Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны. В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.

С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении мно­гих столетий в разных архитектурных стилях. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена — аттик. Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Архитектура Древней Греции

Греческая архитектура относится к архитектуре греко-говорящих народов, населявших материковую Грецию и Пелопоннес, острова Эгейского моря, греческие колонии в Ионии (Малая береговая Азия), и Великую Грецию (греческие колонии в Италии и Сицилии).

Греческая архитектура простирается от $900$ г. до н.э. до первого века нашей эры (самая ранняя сохранившаяся каменная архитектура датируется $7$ веком до н. э.).

Древнегреческая архитектура наиболее известна своими храмами, многие из которых находятся, в основном в виде руин, но многие остаются нетронутыми. Вторым важным типом зданий, является театр под открытым небом, самая ранняя постройка датируется около $525-480$ г. до н. э.

Религия и философия

Религия Древней Греции была формой поклонения природе, выросшая из верований ранних культур. Однако, в отличие от более ранних культур, человек уже не воспринимается как угроза природе, а наоборот, как ее возвышенное творение. Природные элементы были персонифицированы как боги вполне человеческой формы, и имели человеческое поведение.

Дом богов, как думали древние Греки, находился на Олимпе, самой высокой горе в Греции.

Богослужение, как и многие другие виды деятельности, проводилось в обществе, на открытом воздухе. Тем не менее, на $600$ г. до н.э., боги часто изображались большими статуями, и для этого необходимо было построить здания, в которых каждая из статуй могла быть размещена. Это привело к развитию храмов.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманистическая философия древних греков поставила человечество в центре вещей, и способствовала развитию демократии. Архитектура древних греков, и, в частности, храмы, отвечают на эти философские задачи.

Архитектурный символ

Типы зданий.

  • Древнегреческий храм,
  • Древнегреческий театр,
  • Акрополь,
  • Агора,
  • Стоа.

В строительстве стен для многих домов использовали высушенные на солнце глиняные кирпичи или деревянные каркасы, заполненные волокнистым материалом, таким как солома или морскими водорослями, обмазанными глиной или штукатуркой, Эта смесь защищала более уязвимые элементы основания стен от влаги. Дома богатых семей имели мозаичные полы и демонстрировали классический стиль.

Общественные здания

Прямоугольный храм является наиболее распространенным и имеет наиболее известную форму греческой общественной архитектуры. Древнегреческий храм не выполняют функцию, которая присуща современным церквям, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе или священном участке, чаще всего перед самим храмом. Некоторые греческие храмы, были ориентированы астрономически.

В каждом греческом городе был свой театр под открытым небом. Они использовались как для общественных собраний, а также для драматических спектаклей. Театр обычно был расположен в склоне холма за пределами города, и имел ряды с многоуровневыми сиденьями, установленными вокруг центральной области, где располагался оркестр. Позади оркестра было невысокое здание под названием сцена, которое служило в качестве кладовой, гардеробной, а также в качестве фона для действия которое происходило в оркестре.

Материалы

Греки, конечно, больше предпочитали мрамор, по крайней мере, для своих общественных зданий. Первоначально, однако, древесина была использована не только для таких основных архитектурных элементов как колонны, но и для целых зданий. В ранние века храмы были сконструированы таким образом, что имели соломенную крышу. С конца $7$-го века до н. э., храмы, в частности, начали медленно преобразовываться в более прочные каменные здания; некоторые сочетали в себе два вида материалов.

Тема 2. ИДЕИ И ИДЕАЛЫ АНТИЧНОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ

Для античной культуры характерна удивительная гармония человека и природы. Именно эта гармония давала древним грекам ощущение свобо­ды, во многом определившей уникальность всей греческой культуры. Свою роль здесь сыграли многие факторы, в том числе, и природные.

В отличие от жителей Древнего Востока, которых окружали огромные пространства, пространства пустынь, древние греки не ощущали себя поте­рянными в окружающем мире. Все вокруг было соразмерно: горы, хотя и не высокие, но, порой, очень крутые, море, так часто покрытое островами, что нигде не терялась из вида суша. Полисы были настолько невелики, что, поднявшись на любую вершину, можно было окинуть взглядом всю стра­ну. Мир казался стройно поделенным по каким-то естественным граням. Поэтому у греков появляется желание постичь его, научиться управлять им. Даже богов, населяющих этот мир, они стремились сделать близкими и понятными. Один из крупнейших исследователей античности швейцар­ский ученый А.Боннар писал: все важнейшие достижения греческой циви­лизации «направлены к одной цели: увековечит власть человека над приро­дой, утвердить и усилить свою человеческую сущность» [3]. Возникнове­ние и развитие философии в VII-VI вв. до н. э. приводило к возникнове­нию более рациональной системы познания и объяснения мира. В то же время философия проникнута поэтическим, образным началом, что харак­терно для древнегреческой культуры и придает ей особое обаяние.

Римский менталитет значительно отличался от греческого. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного и науч­ного творчества, то римляне, как они сами признавали, имели наибольшие способности к практической деятельности. Очень образно и точно это под­метил Цицерон, сказав, что греки изучали геометрию, чтобы познавать мир, а римляне — чтобы измерять земельные участки. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на всю римскую культуру.

Но главное, что объединяет греческую и римскую культуры, заключа­лось в том, что отправной точкой и объектом всей античной культуры явля­ется человек, связанный с миром в единое целое. Явные черты этого миро­ощущения несет в себе и архитектура и пластические искусства античности.

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее ос­нове, как и в основе древнегреческого искусства, лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармониче­ском равновесии с окружающей природной и социальной средой. А посколь­ку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последу­ющего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитекту­ры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясно­сти композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульпту­ры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-текто­нических элементов сооружений.

Спецификой классической Древней Греции является человечески-те­лесный подход к архитектуре. Понимание архитектуры вполне сознатель­но связывалось с учением о пропорциях человеческого тела. Кредо антич­ной архитектуры — мера. В её основу положена гармония пропорций, воз­никшая в результате изучения законов окружающего мира, в том числе -строения человеческого тела (поэтому греческая архитектура была антро­поморфной, подобной человеку, соотнесенной с его пропорциями).

Читайте также  Alta capella тюбери де файи великанов виолончель

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная кон­струкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре — колонное перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершен­ства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произве­дениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. При этом греческие храмы с самого начала имели особое назначение. Богослужения происхо­дили вне стен храма, который считался домом богов. Храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной кры­шей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помеща­лась статуя того божества, которому был посвящен храм, т. е. греческий храм использовался исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины). Архитектура и скульптура составляли единое органическое целое. Скульптурные произ­ведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли перекрытия и конструктивные части здания. Таким образом, храм был своего рода вме­стилищем, архитектурным обрамлением рукотворной красоты, которую не смогла создать сама природа, предоставив эту возможность человеку.

Ведущим архитектурным типом античной классики является так назы­ваемый периптер,т. е. храм, окруженный со всех сторон колоннами. В греческой архитектуре чётко выделяется два стиля (или ордера) — дори­ческий и ионический,определяющие структуру колонн и размещённой на них верхней части здания. Дорический стиль наиболее простой, лако­ничный по своей форме. Главные отличительные особенности этого орде­ра — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает боль­ше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, боль­шая дифференцированность форм, изящество и относительная декоратив­ность. Дорический ордер как бы выражал идею мужского начала, силу, мощь, строгость, суровость, простоту, а ионический — женское начало, бла-городность, утончённость, ажурность, грациозность, интеллектуальность.

Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский.Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. Коринфский ордер витиеват, насыщен болезнен­ными фантазиями, символизирует девичье начало, нежность, чистоту.

Роль колонны в греческой архитектуре многообразна. Колонны окружа­ли целлу (главное помещение храма, в котором располагалась статуя бо­жества), определяли внешний вид храма. Не случайно в истории и в теории архитектуры греческую колонну сопоставляют с человеческим телом. Гля­дя на греческий периптер, зритель устанавливает соотношение между стволом колонны и своим телом. Колонна вертикальна, как человеческое тело, снабжена каннелюрами, очень похожими на складки платья, капите­лью, которая одним своим названием указывает на идею «головы». Таким образом, колонна, практически выражавшая весь периптер, — это единое божественное тело, повторявшее себя вокруг себя самого.

Наиболее ярким выражением периптера является знаменитый древне­греческий Парфенон — самое большое и известное сооружение в ансамбле Афинского акрополя, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм был посвящен богине Афине, которая выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и назва­ние храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфе­нон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывав­шийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. На­до отметить, что древнегреческие храмы отличались небольшими размера­ми по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Если сравнить Парфенон с восточным храмом, например, египетским храмом Деир-Эль-Бахри, то можно увидеть, что египетское здание настолько мо­нументально в окружающей природе, что кажется произведением не чело­века, а каких-то неведомых космических сил, господствующих во всей природе. Человека там нет, он слишком ничтожен в этом мире, на него да­вит что-то космическое, надчеловеческое. Парфенон стоит на холме, он снабжен ступенчатым постаментом. Здание выделено из природы, на нем заметна человеческая рука. В природе, от которой он не оторван, но с кото­рой составляет определенный ансамбль, он выражает собой продукт чело­веческой деятельности, а не нечеловеческую, безраздельно космическую силу. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фри­зам и метопам — квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два пор­тика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефан-тинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, — пишет Андрэ Боннар, -выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя» [3].

Усилиями греческих зодчих и строителей созданы многие шедевры ар­хитектуры — такие как храм Артемиды Эфесской (архитектор Хейрократ), Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (ар­хитектор Сострат), храмы Аполлона в Дельфах, Дидимах и Коринфе, Зевса в Олимпии, Геры на Самосе, Галикарнасский мавзолей (архитектор Гермо-ген), театры в Афинах и Эпидавре (архитектор Поликлет Младший); постро­ен образцовый город Античности — Александрия (архитектор Дегинократ).

Архитектура в Древнем Риме

В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модерни­зировали их. Так, дорический ордер был несколько видоизменен, утяже­лён, что позволило исследователям говорить о появлении нового ордера -тосканского. То же самое произошло и с коринфским ордером. Римские мастера над его капителью добавили ионический эхин и подушку с волю­тами, создав так называемый композитный ордер. В архитектурных соору­жениях римляне активно использовали полуколонны и арки, предпочитали трёхстороннюю колоннаду, т. н. псевдопериптер. В отличие от греческой архитектуры, римская была более прагматичной. Известный римский зод­чий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитекту­ре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Римляне любили богатое убранст­во и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического на­значения, для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своео­бразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях, как греки.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Каталог файлов

Цели: Выявить основные черты архитектуры Древней Греции.

Технология обучения: беседа.

Ключевые компетенции: коммуникативные.

Задачи:

  • Выделить этапы развития древнегреческого искусства
  • Познакомиться с основными типами храмов Древней Греции.
  • Сравнить архитектурные ордеры Древней Греции.
  • Познакомиться с архитектурой Афинского Акрополя.
  1. Изучение нового материала.

Культура Др. Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. (см. СЛАЙД № 2)

Учитель: что вы знаете о природных условиях Греции?

Ученики: теплый климат, невысокие горы, море с множеством островов и т.п.

Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство: все было осязаемо, близко.

Однако они не сразу достигли гармонии с природой. Страх перед ее силами был преодолен благодаря созданию мира олимпийских богов, который стал зеркалом, отразившим человеческое бытие (см. СЛАЙД № 4).

Учитель: каких древнегреческих богов Вы знаете?

Ученики: Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Афродита, Ника и др.

Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н.э. В нем выделяют 3 этапа:

  • АРХАИКА (VII – VI вв. до н.э.)
  • КЛАССИКА (V — IV вв. до н.э.)
  • ЭЛЛИНИЗМ (III — I вв. до н.э.)

Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога-человека.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями греческой архитектуры.

Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (греч. Царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и богов: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХРАМОВ (см. СЛАЙД № 5).

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).

Рис. 1. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

Учитель: самостоятельно дайте определения остальных типов храмов.

Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (лат. порядок) – дорический или ионический (в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, — суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев).

Учащимся выдаются карточки: рис. 2 и рис. 3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector