Пропилеи акрополя в афинах

Пропилеи акрополя в афинах

Акрополь, Пропилеи

У поэтессы с именем Афина
Мечтательный, тревожно-нежный взгляд.
Художник-Время кистью-мастихином
Рисует светлый солнечный наряд.

Взлетая по ступеням Пропилеи,
Мы в предвкушеньи встречи: Парфенон –
Вершина, мастерство творений,
Шедевры мысли – кривизна колонн.

Величие Акрополя Афина,
Богиня знаний, ремесла, искусств,
Хранит с любовью в мире и поныне,
Сюда рекой неслись потоки чувств.

Из философской школы мудрость знаний
Вошла в архив Вселенной навсегда.
В развалинах живут воспоминанья,
Я вижу их, найти бы мне слова.

На фотоколлаже:
1) Пропилеи Акрополя в Афинах.
Les Propyl;es, reconstitution du XIXe si;cle
2) Дочь Юлиана – на ступеньках Пропилей.
Я её фотографирую, поднимаясь за ней следом вверх. Ступеньки очень высокие, мраморные.
Чтобы не было скользко, на них сделаны насечки. Внизу вокруг раскинулись Афины, это зрелище потрясающей красоты.
3) Юля с Артёмом в Акрополе.
Снимки я сделала 6 июля 2015 г. в Акрополе, Афины, Греция.

========================
Афина в древнегреческой мифологии – богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.
Афина считалась основательницей
• государства,
• колесницы,
• корабля
• флейты и трубы,
• изобрела войны.
• керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
• научила ткачеству, прядению и кулинарии
• учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

Пропилеи – парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами.
Самой выдающейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437 – 432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор.
Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев – внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. С двух сторон центрального прохода — ионические колонны. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух ордеров было применено в древнегреческой архитектуре впервые. Также центральная часть включает 5 ворот и Центральный коридор, который должен был стать для древних греков кульминацией на Священном пути от Элевсина к Афинскому Акрополю. К западной части сооружения примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки. Эти павильоны вместе с расположенным на склоне холма близ Пропилей храмом Ники Аптерос создают впечатление асимметричности сооружения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пропилеи

Красиво и познавательно! Это так замечательно увидеть всё самой! Ты молодец, Путешественница! Спасибо, Галочка! Всего тебе счастливого!

Спасибо, Галочка.
Это место стОит посетить.
С высоты виден весь город — Афины,
с другой стороны — море.
Само место такое, что кажется,
я здесь когда-то давно, в прошлых жизнях,
бывала. Такое тёплое ощущение.

Кроме Узбекистана, окраины Таджикистане, нигде заграницей не бывала. За тебя очень рада!

Галочка, будь готова всегда к путешествиям.
Обязательно надо иметь загранпаспорт.
И вдруг может случиться — у кого-то
горит путёвка, тебе предлагают,
и если сроки поджимают, даже за 30-50% стоимости.
Правда, по такой цене мне не приходилось ездить,
и в Турцию я поехала за 100%, но бесконечно благодарна
за прекрасную поездку людям, мне предложившим.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Пропилеи

Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον , от др.-греч. προ  — перед и др.-греч. πύλαι  — вход) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами [1] , расположенными симметрично оси движения на какой-либо (главным образом — священный) участок (позднее — в архитектурный ансамбль или в дворцово-парковый комплекс) [2] .

Наиболее распространены пропилеи, образованные двумя стенами, с боков ограждающими проход, и одной поперечной стеной с проемами, пересекающей проход примерно посередине его длины; имеющими колоннады на обоих фасадах. Характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры). Выдающимся памятником архитектуры являются знаменитые пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437—432 до н. э.).

Позже, в конце XVIII — начале XIX веков, к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма, в частности это сказалось на форме триумфальных ворот [3] .

Во второй половине XIX и в XX вв. пропилеи строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов.

Содержание

Пропилеи Афинского акрополя

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 404
рус. • англ. • фр.

Самой выдающейся достопримечательностью древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи Афинского акрополя (437—432 до н. э, архитектор Мнесикл). В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Строительство началось в эпоху Перикла и было приостановлено, когда сами Пропилеи не были завершены.

Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. Также центральная часть включает 5 ворот и Центральный коридор, который должен был стать для древних греков кульминацией на Священном пути от Элевсина к Афинскому Акрополю.

Реконструкция

Частичная реконструкция Пропилей была запущена Министерством культуры Греции еще в 1975 во время работ по общей консервации Афинского акрополя.

20 декабря 2009 года был завершён 7-летний проект реконструкции и восстановления Пропилей Афинского акрополя [4] .

В ходе работ 600 тонн блоков были демонтированы и собраны, часть древней крыши была восстановлена ​​с помощью мраморных балок. Группа реставраторов создала копии древних ионических капителей, которыми украшены колонны Пропилей.

Также было снято 255 мраморных блоков, которые в ближайшее время будут очищены учеными от металлических штифтов, которыми пользовались предыдущие реставраторы 19 века и которые только способствовали дальнейшему растрескиванию мрамора. [5]

Общая стоимость проекта реставрации Афинских Пропилей составила € 6,5 млн. (или в эквиваленте $ 9.3 млн.). [6]

Пропилеи центральной набережной Волгограда

В России

  • Пропилеи главного входа Московского парка Победы в Санкт-Петербурге;
  • Пропилеи при подъезде к зданию Смольного института в Санкт-Петербурге (1923—1925 гг.);
  • Пропилеи мемориального комплекса на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге (1960 г.);
  • Пропилеи центральной набережной Волгограда (1952 г.) [7]

Примечания

  1. Большой Российский энциклопедический словарь
  2. Глоссарий.ру
  3. Российская Академия художеств
  4. Restoration of Acropolis Propylaea completedana-mpa
  5. Greeks finish Propylaea restoration on Acropolis
  6. Acropolis gateway restoration work completed
  7. Пропилеи Волгограда

Ссылки

  • Всемирное наследие по алфавиту
  • Архитектура Древней Греции
  • Здания и сооружения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Пропилеи» в других словарях:

ПРОПИЛЕИ — (греч. вообще галерея или колоннада перед храмом; в Афинах при Перикле была выстроена такая колоннада перед Акрополем. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПРОПИЛЕИ (греч., от pro вперед, и pyle ворота) … Словарь иностранных слов русского языка

Пропилеи — (от греч. propэlaion преддверие, вход), пропилон, парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней… … Художественная энциклопедия

пропилеи — ев, мн. propylée m. <лат. propylea <гр. propylon, propylaia предверие. Парадный вход с колоннадой, иногда в виде отдельного строения. БАС 1. Поглядел на колоссальную гробницу Андриана (крепость св. Ангела), похожую на громадную .. стену, и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пропилеи — в афинском Акрополе. ПРОПИЛЕИ (от греческого propylaion преддверие, вход), парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Наиболее известны пропилеи в Афинах (437 432 до нашей эры,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пропилеи — – торжественно оформленный подъезд к монументальному зданию. Например, пропилеи афинского Акрополя, парные галереи при подъезде к Смольному в Санкт Петербурге … Словарь строителя

ПРОПИЛЕИ — (греч. propylaion) возникшее в древнегреческой архитектуре обрамление парадного прохода или проезда симметричными портиками и колоннадами … Большой Энциклопедический словарь

ПРОПИЛЕИ — ПРОПИЛЕИ, пропилеев, ед. нет (греч. propylaia, букв. преддверие). 1. В древней Греции вход в афинский акрополь с мраморной колонадой. || Галерея или колоннада перед входом. 2. Название литературных сборников, обычно антологического содержания… … Толковый словарь Ушакова

пропилеи — сущ., кол во синонимов: 1 • ворота (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

пропилеи — Монументальный вход с портиком или вход, образованный двумя симметрично расположенными сооружениями [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия … Справочник технического переводчика

Пропилеи — Торжественно оформленный подъезд к монументальному зданию. Например, пропилеи афинского Акрополя, парные галереи при подъезде к Смольному в Санкт Петербурге. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов монументальный вход с портиком или… … Строительный словарь

Пропилеи (Афинский Акрополь)

Пропилеи были монументальные воротами в Акрополь в Афинах , и было одним из нескольких общественных работ по заказу афинского лидера Перикла , чтобы восстановить Акрополь поколения после заключения персидских войн . Перикл назначил своего друга Фидия руководителем и ведущим архитектором этого масштабного проекта, который Перикл якобы финансировал за счет средств, выделенных из казны Делосской лиги . По словам Плутарха , Пропилеи спроектировал архитектор Мнесикл , о котором больше ничего не известно. [3] Строительство началось в 437 г. до н.э. и было прекращено в 432 г., когда здание еще не было достроено.

Пропилеи были построены из белого пентелийского мрамора и серого элевсинского мрамора или известняка , которые использовались только для акцентов. Также использовалось конструкционное железо , хотя Уильям Белл Динсмур [4] проанализировал структуру и пришел к выводу, что железо ослабляет здание. Структура состоит из центрального здания с двумя прилегающими крыльями на западной (внешней) стороне, одно на севере и одно на юге.

Ядром является центральное здание, которое представляет собой стандартный шестиколонный дорический фасад как на западе для тех, кто входит в Акрополь, так и на востоке для тех, кто уходит. Колонны повторяют пропорции (не размер) колонн Парфенона . Нет сохранившихся свидетельств скульптуры на фронтонах .

В центральном здании находится стена ворот, проходящая через нее примерно на две трети. В стене пять ворот, одни для центрального прохода, который не был вымощен и лежал на естественном уровне земли, и два с каждой стороны на уровне восточного крыльца здания, на пять ступенек выше уровня дома. западный портик . Центральный проход был кульминацией Священного пути, который вел к Акрополю из Элевсина .

Вход в Акрополь контролировался Пропилеями. Хотя оно не было построено как укрепленное сооружение, было важно, чтобы людям, не проводящим ритуальную чистку, было отказано в доступе к святилищу. Кроме того, беглых рабов и других негодяев нельзя было пускать в святилище, где они могли требовать защиты богов. Государственная казна также хранилась на Акрополе, что делало его безопасность важной.

Стена ворот и восточная (внутренняя) часть здания расположены на уровне пяти ступеней выше западной части, а крыша центрального здания поднималась на той же линии. Потолок в восточной части центрального здания был известен еще в древности, Павсаний назвал его (примерно через 600 лет после завершения строительства) «. непревзойденным до наших дней». Он состоял из мраморных блоков, вырезанных в виде потолочных ящиков и окрашенных в синий цвет с золотыми звездами.

Полиен и Плутарх пишут, что у ворот стояла бронзовая статуя львицы без языка, посвященная Лиине . [5] [6]

СОДЕРЖАНИЕ

Колоннады [ править ]

Внешние (западные) крылья справа и слева от центрального здания стояли на той же платформе, что и западная часть центрального здания, но были намного меньше не только в плане, но и в масштабе. Как и в центральном здании, в флигелях использованы дорические колоннады и антаблементы . Центральное здание также имеет ионические колоннады по обе стороны от центрального прохода между западной (внешней) дорической колоннадой и стеной ворот. Таким образом, это первое известное нам здание с видимыми одновременно дорическими и ионическими колоннадами. Это также первое монументальное здание классического периода, более сложное, чем простой прямоугольник или цилиндр.

Западное крыло на севере (слева при входе в Акрополь) было известно в древности как место расположения картин, изображающих важные греческие сражения. Павсаний сообщает об их присутствии, но немногие ученые полагают, что комната была предназначена для их размещения. Недавняя стипендия, следуя примеру Джона Травлоса ( Иллюстрированный словарь древних Афин , Нью-Йорк, 1971), сделала северное крыло местом для ритуальных обедов. Свидетельство тому — нецентральный дверной проем и позиция у входа в Акрополь.

Крыло на юге, хотя и намного меньше, было явно спроектировано так, чтобы вся конструкция казалась симметричной. Похоже, он служил только подъездным путем к храму Афины Ники , который стоял на юге и западнее, на возвышающемся бастионе.

Планы восточной и западной стороны Пропилеи [ править ]

Были запланированы два крыла на восточной стороне Пропилеи, обращенные к Акрополю. Подготовка для обоих крыльев очевидна в восточном конце центрального здания и вдоль боковых стен, но кажется, что план южного крыла был оставлен в начале процесса строительства, так как старая крепостная стена не была снесена, как требовалось для этого. крыло.

Не построили и северное крыло. Если бы он был построен, кажется, что уровень пола был бы проблематичным. Поскольку приготовления были сделаны, они предназначались для пола на уровне западной части здания, что значительно ниже уровня, необходимого для восточной части.

В результате начала Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой в 431 г. до н.э. Пропилеи так и не были завершены. Мало того, что восточные крылья отсутствуют, поверхности стен не были обрезаны до их законченной формы, и на многих блоках остались так называемые подъемные выступы . ( Поднятие боссов уже давно так называлось, но теперь признано, что они использовались для другой цели, хотя эта другая цель не согласована. См. А. Тревор Ходж, «Переоценка боссов», Omni Pede Stare: Saggi Architettonici e circvesuviani in memoriam Jos de Waele , 2005, Mols & Moormann, ред.)

Более поздняя история [ править ]

Сохранившаяся монументальная мраморная лестница была построена в клавдианский период, примерно в 52 году нашей эры и заменила зигзагообразный пандус Мнесикла [7], а после вторжения герулов ворота Буэле были построены непосредственно перед Пропилами как часть дальнейшего укрепления цитадели и города. [8] Во времена Афинского герцогства он служил дворцом семьи Акчайоли , правившей герцогством с 1388 по 1458 год. Он был серьезно поврежден взрывом порохового магазина в 1656 году, что предвещало еще более ужасные события. повреждение Парфенона по той же причине в 1687 году. Франкская башня , возведенная на южном крыле, была снесена в 1874 году.

Восстановление [ править ]

Сегодня Пропилеи были частично отреставрированы с 1984 года под руководством Тасоса Таноуласа и служат главным входом в Акрополь для многих тысяч туристов, которые ежегодно посещают этот район. В период перед Олимпийскими играми 2004 года в Афинах Пропилеи были закрыты лесами, так как велись реставрационные работы. В конце 2009 года все строительные леса были демонтированы, и теперь здание снова открыто для осмотра. Знаменитые потолки даже частично отреставрированы.

Пропилеи акрополя в афинах

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.

Первое сооружение, которое встречается на пути, — пропилеи или входные ворота (440 — 432 годы до н. э.). Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н.э. справа от ворот вырос храм богини Ники, и эту часть пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объёмов.

Пропилеи — первое сооружение, где были применены два разных ордера. Пропилеи Акрополя имели пять проемов (ворот), имеющих с обеих сторон небольшие шести колонные залы и боковые сооружения. Средний проем был шире остальных.

Западный портик, расположенный со стороны главного подхода к Акрополю, декорирован гораздо более изысканно, чем другие.

В Пропилеях, как и в Парфеноне, соединены дорические и ионические ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных ж легких ионических. Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера Мнезикл усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.

По обе стороны от западного портика пропилеи располагались неравные по размерам здания с портиками: слева большее — картинная галерея и справа меньшее — библиотека.

Храм Нике Аптерос

Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449—421 годы до н. э.). Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос — «Бескрылой Победе». В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями. Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны па торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя к ним человека, подходящего к священному холму. Рядом с дорической колоннадой Пропилеи, ионический храм Ники может показаться слишком легким. Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого. Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами . На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

Афинский Акрополь (2)

(греч. akropolis , от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.

Е го постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

Читайте также  Озеро комо города

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Пропилеи и храм Ники Аптерос

С вященная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат ).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и

героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе

Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Л егкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.

К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Акрополь в последующие эпохи

В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector