Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы

Под маской Венеции

Проект посвящен венецианской культуре XVIII века — времени, с которым связаны знаменитый Венецианский карнавал, живопись, театр и литература эпохи Просвещения. Выставка наглядно демонстрирует удивительную связь России и Венецианской республики XVIII столетия.

Впервые в России, в интерьерах Дворцово-выставочного комплекса Царицына, представлены редкие экспонаты из коллекций старейших венецианских музеев. В течение нескольких лет велась тщательная подготовка к выставке, отбирались лучшие артефакты, среди которых предметы искусства из Музея Коррер, Музея Ка’ Реццонико, Музея стекла на острове Мурано и Палаццо Мочениго, Музея текстиля и венецианского костюма, а также экспонаты из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея и других отечественных собраний.

В рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» в музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка уникальных экспонатов из музеев Венеции.

Выставка посвящена многогранной венецианской культуре XVIII века. Впервые в России будут представлены более 100 произведений искусства из Фонда городских музеев Венеции (Fondazione Musei Civici di Venezia).

Фестиваль «Черешневый лес» уже более 20 лет объединяет разнообразные виды искусства, чтобы познакомить как можно больше людей с великими именами и событиями. Италия — очень значимая для этого фестиваля страна. В разные годы программу «Черешневого леса» украшали выставки итальянских мастеров и выступления выдающихся деятелей итальянского искусства в области театра, музыки, кинематографа и моды, а также яркие события, представившие русскую культуру на итальянской земле.

В 2021 году Венеции — одному из красивейших городов мира — исполняется 1600 лет. И фестиваль «Черешневый лес» продолжает свою добрую «итальянскую» традицию: до конца лета у всех желающих есть возможность прикоснуться к жизни венецианцев XVIII века, погрузиться в эпоху приключений, тайн, карнавалов в музее-заповеднике «Царицыно». На выставке будут представлены экспонаты из собраний музеев Коррера, палаццо Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века) и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), Музея стекла на острове Мурано. В Москву привезут карнавальные маски (точно такие носил Джакомо Казанова!), костюмы знатных горожан, предметы из муранского стекла, украшение носа гондолы, гравюры и картины Пьетро Лонги с изображением сцен повседневной жизни и даже наборы для азартных игр из знаменитых венецианских казино. Экспозиция будет дополнена произведениями из коллекций российских музеев: Государственного музея-заповедника «Царицыно», Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Музея-усадьбы «Архангельское» и других.

«Царицынский дворец был задуман как праздничная резиденция, где слышна музыка и сверкают фейерверки, всё это созвучно настроению венецианского карнавала. Декор и причудливые формы построек Василия Баженова перекликаются с деталями палаццо на берегах Большого канала. Мы мечтали, что венецианская сказка будет рассказана именно в нашем музее. И эти мечты сбылись!» — говорит о выставке Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».

«Проект «Под маской Венеции« подарит москвичам и гостям столицы эмоциональное погружение в атмосферу этого необыкновенного города, атмосферу любви и свободы. Головокружительный карнавал под открытым небом, воображаемая прогулка по улицам и каналам, путешествие в прошлое, знакомство с культурой XVIII века — интерактивные возможности выставки помогут влюбиться в этот город тем, кто там ещё ни разу не был, и открыть для себя новую Венецию тем, кто так же, как я, знает этот город и восхищается им»,— считает Эдит Куснирович, исполнительный директор Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

Масштабная экспозиция «Под маской Венеции» разместится в залах Хлебного дома, построенного в XVIII веке по проекту Василия Баженова. Бюро PS/Culture спроектировало выставочное пространство так, что каждый новый зал — это новая сценография и новые декорации, а посетители — главные действующие лица. Композиция выставки предлагает выбрать один из двух маршрутов — и двух вариантов отношений с удивительным городом XVIII века в период ее прощального яркого цветения. «Вы побываете в гостях у венецианского вельможи, в будуаре светской дамы, сможете заглянуть в кабинет купца и даже прикоснуться к образцам его товаров, вдохнуть полной грудью ароматы, которые ощущали отважные мореплаватели, привозившие из разных концов мира диковины и предметы роскоши», — пояснила Дарья Колпашникова, куратор выставки.

Специальным разделом выставки станет парфюмерная экспозиция, созданная совместно с брендом «Acqua di Parma»: ароматы восточных пряностей, кожи, амбры и сандала будут дополнять рассказ о бесстрашных венецианских купцах-мореплавателях.

Стать посетителем выставки можно будет по билету в Хлебный дом и Большой дворец.

Организаторы выставки
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Фонд городских музеев Венеции (Fondazione Musei Civici di Venezia)

Кураторы выставки: Дарья Колпашникова (ГМЗ «Царицыно»), Кьяра Скуарчина (Фонд городских музеев Венеции)
Архитектура выставки: Юлия Наполова (бюро PS Culture)

Участники выставки:
Фонд городских музеев Венеции (Fondazione Musei Civici di Venezia)
Музей-заповедник «Царицыно»
Государственный исторический музей
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Музей-усадьба «Останкино»
Музей-усадьба «Архангельское»
Музей Московского государственного университета геодезии и картографии
Фонд InArtibus

Генеральный партнёр выставки – группа компаний Bosco di Ciliegi

Партнеры проекта:
Посольство Италии в Москве
Итальянский институт культуры в Москве
Национальное агентство Италии по туризму (ENIT)
Итало-российская торговая палата
General Invest
Mikro Kapital Group

АО «ДКС»
Acqua di Parma

Пушкинский музей в Венеции: четыре арт-мессы в церкви Сан-Фантин

ГМИИ им. Пушкина совместно со Stella Art Foundation подготовил к Венецианской биеннале спецпроект «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто», интерпретирующий живопись венецианского мастера средствами современного медиаискусства.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина проторил дорожку на Венецианскую биеннале два года назад, представив там выставку «Человек как птица. Образы путешествий», объединившую 14 художников из России и других стран. Музей заявил о себе как о важном игроке на поле современного искусства, создав новое направление своей работы — «Пушкинский XXI», предполагающее показ самых новаторских форм художественной деятельности — от экспериментального кино и видеоарта до модной сегодня всевозможной иммерсивности, подразумевающей особую вовлеченность зрителя в художественный процесс.

Церковь Сан-Фантин. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Иммерсивность — ключевое понятие и для венецианского проекта, кураторами которого выступили директор музея Марина Лошак и Ольга Шишко, возглавляющая то самое направление «Пушкинский XXI». «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» не просто выставка, а именно проект, включающий в себя и созданные для конкретного места работы, и живые перформансы, и экскурсии по городу, и даже организацию особого тайного сообщества в виртуальной реальности. Главной фигурой, вокруг которой закручена вся история, стал великий венецианец Тинторетто, 500-летию которого посвящено действо. «Стратегия Тинторетто революционна для своего времени и близка современным медиахудожникам: в его искусстве важна идея иммерсивности — погружение в пространство, эффект присутствия, — считают кураторы. — Художники вторят важнейшим темам творчества Тинторетто, среди которых духовное единение людей, мотив чуда, а также его мастерское владение динамикой пространства и выразительными возможностями света».

Выбрать место — церковь Сан-Фантин, что находится дверь в дверь с театром Ла Фениче, — помог дон Джанматтео Капутто, директор департамента культурного наследия и туризма Архиепархии Венеции. Церковь XVI века десять лет была закрыта на реставрацию и вновь открывается для публики в качестве культурного пространства проектом ГМИИ. Зрителям предлагается не обычный просмотр всего одновременно, а определенный порядок, где произведения следуют друг за другом, нечто вроде действий спектакля, или, как предпочитают это называть кураторы, мессы. Чтобы оценить и прочувствовать весь замысел, нужно рассчитывать примерно на час. Художники сделали работы специально для этого места, как, в сущности, и практиковалось в старину.

Дмитрий Крымов. «Тайная вечеря». 2019.

Первой, в алтаре церкви Сан-Фантин, следует видеоинсталляция «Тайная вечеря» Дмитрия Крымова, театрального режиссера и сценографа, знаменитого особым подходом к визуальной части. Крымов выбрал один из важнейших сюжетов для Тинторетто, да и для всего человечества. Известно, что Тинторетто писал эту сцену как минимум восемь раз. Крымов взял за основу «Тайную вечерю» (1563–1564) из церкви Сан-Тровазо, перенеся действие в современность и соединив кино и перформанс. В постановке участвуют актеры МХТ им. Чехова Анатолий Белый и Ольга Воронина, а также студенты мастерской Крымова в ГИТИСе. Работа Крымова основана на эффекте «обманки», заставляющем зрителей усомниться в правильности их восприятия. Музыку к этому действу сочинил Кузьма Бодров, написавший несколько произведений для мессы Папы Римского Бенедикта XVI.

Ирина Нахова. «Тинторетто. Триптих». 2019. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

За этим следует видеоинсталляция Ирины Наховой «Тинторетто. Триптих», где она пытается передать движение самой живописи мастера, динамику материи, стихии человеческих масс и природных катаклизмов, апеллируя как к ранней картине «Сотворение животных» (1551), так и к «Раю» из Дворца дожей. Завершающая часть триптиха проецируется на купол церкви, заставляя зрителей в буквальном смысле слова поднять голову к небесам.

Ирина Нахова происходит из компании московских концептуалистов, но почти с самого начала была довольно далека от этой эстетики. В 1990-е она одной из первых в постсоветском искусстве стала делать интерактивные инсталляции и видеоработы. В 2015 году оказалась первой (и пока единственной) в нашей истории художницей, чья персональная выставка прошла в павильоне России на Венецианской биеннале. За это надо сказать спасибо Стелле Кесаевой, основательнице фонда Stella Art Foundation, тогда комиссару павильона, изменившей многолетний формат групповых показов на индивидуальные шоу ведущих современных художников. За эту деятельность ей была присуждена Премия The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». В этот раз фонд выступил партнером Пушкинского музея в специальном проекте о Тинторетто.

Гэри Хилл. «Электрическое воплощение». Видеоинсталляция. 2019. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

После сессии Наховой приходит очередь американского художника, пионера видеоарта Гэри Хилла с инсталляцией «Электрическое воплощение», вступающей в диалог с одним из самых крупных и знаменитых живописных циклов Тинторетто для Скуола Гранде ди Сан-Рокко. Он обещает наполнить пространство церкви движущимися трехмерными образами, светящимися синим электрическим светом, в которых можно узнать мотивы из живописи Тинторетто, но главное, что пытается транслировать художник, по мнению Ольги Шишко, — «энергия и пространство человеческого сознания». Эта художественная литургия будет сопровождаться особыми, мощными электронными звуками, что, очевидно, должно погрузить зрителей в подобие транса.

Наконец, апофеоз: в конце часовой арт-мессы перед публикой явится сам Тинторетто, вернее, одна из его картин. Скорее всего, это будет «Происхождение любви», которую кураторы рассчитывают получить из частной коллекции Якопо Скарпо.

Эмилио Ведова. «Тондо’87 — 6». 1987. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Пару Тинторетто составит работа итальянского классика ХХ века Эмилио Ведовы (1919–2006), огромное тондо 1987 года. Художник-абстракционист считал себя последователем Тинторетто, что не очень странно, учитывая, что в последние годы жизни Ведова был занят теорией закольцованности времени, которую олицетворяют его тондо. В 2013 году прославленный итальянский куратор Джермано Челант показал работы Ведовы в Скуола Гранде ди Сан-Рокко. Братство святого Роха (Сан-Рокко), членом которого был Тинторетто, исполняло роль общественной благотворительной организации, помогавшей больным, особенно во время эпидемии чумы. Марина Лошак говорит: «Нам важна тема братств, в том числе бедных братств, по заказам которых работал Тинторетто. Эта выставка — о роли художника, который работает не с богатыми клиентами, не в поиске средств к существованию или личному комфорту, а для того, чтобы человека ничего не отвлекало от произведений, среди которых проходит литургия, на которых он сосредоточится и которые изменят его». Швейцарская группа !Mediengruppe Bitnik, медиахудожники, работающие с интернетом, вдохновившись примером Скуола ди Сан-Рокко, предлагают проект-интервенцию «Присоединяйтесь к тайному братству Тинторетто!», подробности которого пока держатся в секрете.

Специальный проект Пушкинского музея, в котором современные художники интерпретируют творчество старого мастера, создавая новейший вид искусства, синтезирующий кино, музыку, перформанс, живопись, театр, интернет, очевидно, отражает дух времени, когда для экспериментов требуются подпитка и оправдание в прошлом. Удивительно, но той же дорогой пошел и Государственный Эрмитаж, который в этом году стал куратором павильона России на биеннале. В павильоне также будет посвящение старому мастеру — Рембрандту, также будет свой знаменитый режиссер — Александр Сокуров, пришедший из театра художник — Александр Шишкин-Хокусай и та же мультимедийность. Наблюдать за творческим соревнованием двух наших музеев — уникальный бонус этой биеннале.

Венеция, церковь Сан-Фантин
«В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто»
11 мая – 11 сентября 2019 года

Пушкинский музей изобразительных искусств венецианцы

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» – работы выдающихся венецианских мастеров XVIII века из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце; Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце; ГМИИ им. А.С. Пушкина. В экспозиции будет представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А.С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые будут показаны вместе в едином пространстве, что позволит зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо. В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги.

Кураторы выставки: Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи; Джованни К.Ф. Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы

Когда: 24.07.2018 – 14.10.2018.

Время: вт., ср., пт.-вс. – 11:00-20:00, чт. – 11:00-21:00, пн. – выходной.

Стоимость: 400 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

В период с 24 июля по 14 октября 2018 г. в Пушкинском Музее изобразительных искусств будет открыта масштабная выставка картин, посвященная творчеству легендарных венецианских живописцев XVIII в.

Д. Тьеполо, Д. Каналь, П. Лонги, Г. Дициани, Я. Амигони, Б. Белотто, Ф. Гварди, М. Мариеске, Дж. Каналетто, Ф. Цуккарелли, Ф. Фонтебассо, Ф. Тирони, Дж. Питтони – вот лишь некоторые имена талантливых представителей Венецианской школы живописи, чьи произведения можно будет увидеть на выставке.

В целом экспозиции демонстрирует несколько десятков полотен из фондов МИИ им. Пушкина и Музея Виченцы, в числе которых несравненные пейзажи, красивые ведуты, картины на христианскую тематику и т.д.

Главной летней выставке Пушкинского музея — посвящается

9 июня в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стартует долгожданная выставка «Венеция Ренессанса». О причинах, по которым эту выставку ни в коем случае нельзя пропустить, читайте в нашем специальном материале.

Первая причина: познакомиться с Тицианом


«Саломея с головой Иоанна Крестителя»
Тициан Вечеллио, 1515, Рим, Галерея Дориа-Памфили

Тициану Вечеллио не было и тридцати, когда его признали лучшим живописцем Венеции и поставили в один ряд с тремя титанами эпохи Возрождения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэлем. Только ему император Карл V и испанский король Филипп II доверяли писать свои портреты. Его главными заказчиками были сильные мира сего, в том числе далеко за пределами Италии. Эти могущественные покровители достойно оплачивали его работу, так что художник, вполне развенчавший миф о бедности творческих натур, жил ни в чем себе не отказывая. Он с удовольствием устраивал богатые пиршества и, говорят, очень ценил женское общество.

Одна из его пассий — натурщица Виоланта — изображена на полотне «Саломея с головой Иоанна Крестителя», которое будет представлено на выставке. Догадаться, что это именно она, помогает ловко припрятанный в складках декольте цветочек виолы — отсылка к ее имени. Многие искусствоведы сходятся во мнении, что лицо Иоанна на картине — это лицо самого художника.

По легенде, юная Саломея своим танцем так поразила царя Ирода, что он согласился исполнить любое ее желание. Девушка попросила принести ей голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод тут же исполнил ее просьбу. С этого момента Саломея приобрела репутацию роковой женщины, ради которой мужчины готовы на все. Так же и Тициан сложил голову перед юной Виолантой — правда, только на картине. Между прочим, лицо девушки встречается на ряде полотен других художников того времени: похоже, не для одного Тициана она служила источником вдохновения.

Вторая причина: разобраться, чем различается
творчество Тинторетто и Веронезе


«Тайная вечеря»
Тинторетто, 1547, Венеция, церковь Сан-Маркуола

На самом деле Тинторетто — не фамилия, а прозвище, которое переводится как «маленький красильщик». Якопо Робусти получил его в честь профессии отца и с самых юных лет начал расписывать стены: сначала углем, а потом красками, участвуя в малярных работах. Эти ремесленные истоки творчества Тинторетто сформировали его будущие художественные приемы: он никогда не стремился оттачивать детали изображения, а всегда хотел запечатлеть всю картину сразу, выразить идею целиком.

Веронезе — тоже не фамилия, и в этом они с Тинторетто схожи. Паоло Калиари переехал в Венецию из Вероны и сразу получил соответствующее прозвище — Веронец. Он был художником-праздником, писал в яркой цветовой гамме и населял холсты большим количеством персонажей. В отличие от драматичных полотен Тинторетто атмосфера картин Веронезе всегда торжественная и жизнеутверждающая.

Творцы эпохи Возрождения часто обращались к сюжетам из Евангелия и обыгрывали их на свой манер. Тинторетто, например, написал как минимум восемь версий «Тайной вечери» — начиная с полотна 1547 года, которое будет представлено на выставке, и заканчивая вариантом 1592–1594 годов. На примере этих картин можно проследить, как изменялось и эволюционировало его творческое видение на протяжении 45 лет.

История написания «Тайной вечери» Веронезе больше похожа на анекдот. Художник, фирменным приемом которого было изображение классических сюжетов, помещенных в декорации современной ему Венеции, изобразил Христа и апостолов на пышном пиру в роскошном венецианском доме. Кругом разодетые гости, столы ломятся от яств, карлики-шуты подливают вино из золотых кувшинов. Такая трактовка мгновенно вызвала вопросы у Святой инквизиции, и Веронезе был привлечен к ответу. Суд постановил переписать картину и удалить с нее все, что не соответствовало догматам церкви. Художник исправил полотно, ни разу не сделав взмаха кистью. Он просто изменил название. Так «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия», на чем конфликт с инквизиторами был исчерпан.

Третья причина: узнать, в каких отношениях состояли
три великих художника венецианского Ренессанса


«Воскресение Христа»
Паоло Веронезе, около 1575, Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Ошибочно считать, что три гения венецианского Ренессанса враждовали или хотя бы конкурировали между собой. Все было совсем наоборот: каждый из них признавал таланты другого, а Тициан вообще выступал всеобщим покровителем. Веронезе на своей картине «Брак в Кане Галилейской» изобразил всех троих в роли музыкантов: Тициан играет на контрабасе, а Тинторетто и сам Веронезе подыгрывают на виолончелях. Они продолжили дело главного художника Венеции, добавив свои ноты, но не изменив при этом общий дух пьесы.

Очевидно, Тициан быстро распознал дарования Тинторетто и Веронезе и выбрал позицию «старшего брата». Три творца, будто фрегаты, сошлись в бескрайнем творческом море, поприветствовали друг друга и расплылись по своим гаваням. Вряд ли Тициан чувствовал себя вправе обучать этих выдающихся самородков, хотя Тинторетто некоторое время посещал его мастерскую. Он даже упомянул «учителя» в девизе собственного творчества, который украшал стену его студии: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана».

И хотя у каждого художника были собственный стиль и своя ниша, темы, к которым они обращались, имеют одинаковое происхождение. В основном это портреты, мифологические и религиозные полотна. Один из таких христианских сюжетов у Веронезе — «Воскресение Христа», которое относится к периоду его раннего творчества. Полотно 1575 года будет впервые представлено на выставке после реставрации, проделанной Пушкинским музеем.

Четвертая причина: посмотреть картину-сенсацию


«Венера и Адонис»
Тициан Вечеллио, около 1545, Москва, Фонд «Классика»

Полотно «Венера и Адонис» станет сенсацией этой выставки. Спустя годы исследований и досконального анализа удалось установить, что эта картина принадлежит кисти Тициана (ранее считалось, что ее написал один из последователей художника). Особенно ценно, что это открытие совершила Виктория Маркова, главный научный сотрудник Пушкинского музея и по совместительству куратор выставки, о которой идет речь. Полотно раннее ни разу не выставлялось в России и только недавно вошло в историю искусства.

Картина рассказывает историю любви между Венерой и юношей Адонисом. Богиня влюбилась в красавца с первого взгляда, когда стрела Купидона пронзила ее сердце. Правда, чувствам влюбленных не суждено длиться вечно. Для Адониса была заготовлена печальная участь — быть убитым кабаном во время охоты. Напрасно богиня уговаривает его отказаться от роковой затеи: упрямый не слушает ее и, исполняя волю рока, погибает, оставляя подругу безутешной.

Читайте также  Шоколад из модики

Это романтичное полотно стало одной из семи работ Тициана, созданных для испанского короля Филиппа II. Во время сватовства к английской королеве Марии I Тюдор, более известной как Кровавая Мэри, государь решил преподнести ей в дар именно эту картину. Уже после свадьбы, следуя совету Тициана, Филипп повесил «Венеру и Адониса» рядом с обнаженной «Данаей» из той же серии, изображенной анфас. Таким образом он мог любоваться красотой женского тела с обоих ракурсов.

Пятая причина: увидеть в одном месте картины,
собранные со всех уголков Италии


«Крещение Христа»
Тинторетто, около 1580, Венеция (Сан-Поло), церковь Сан-Сильвестро

25 картин, которые будут представлены на выставке, в другом случае было бы невозможно встретить в одном месте и в одно время. Все они собраны буквально поштучно с разных концов Италии и только частично из коллекций российских музеев. На родине Тициана — в Венеции — вообще очень мало его полотен: просто потому, что его заказчики жили по всей стране и далеко за ее пределами. Например, в музее Прадо в Мадриде собрано около 30 картин художника — это уникальная и очень большая коллекция.

Специально для выставки была подготовлена масштабная образовательная программа. Гости смогут не только посмотреть картины, привезенные из музейных собраний и церквей Италии, но и узнать интересные факты об эпохе Возрождения. Картина «Крещение Христа» Тинторетто от 1580 года, например, прибудет на выставку из церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Другие полотна доставят из церкви Сан-Маркуола в Венеции, музея Кастельвеккьо в Вероне, галереи Дориа-Памфили в Риме. География представленных полотен огромна: они приедут в Москву из Болоньи, Виченцы, Генуи, Неаполя, Турина и Флоренции. Таким образом, осмотреть их даже в рамках поездки в Италию за раз было бы невероятно трудно.

Для справки

Увидеть вживую все вышеперечисленные картины вы можете с 9 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на выставке «Венеция Ренессанса: Тициан, Тинторетто, Веронезе», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Пушкинский музей скрестил передвижников с импрессионистами

С 30 ноября по 29 декабря в ГМИИ имени А. С. Пушкина будет проходить традиционный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Его обязательной частью ежегодно становится выставка, выстраивающая связи между русским и западным искусством.

В этом сезоне такой экспозицией в музее станет «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век», а ее куратором выступит президент музея Ирина Антонова. Выставка посвящена последней четверти XIX века, времени зарождения импрессионизма в Париже, развитию направления и его влиянию на художественную среду Европы, в том числе и России.

Среди участников — Клод Моне и Эдуард Мане, Ренуар и Сислей, Ван Гог и Сезанн, Маковский и Репин, Коровин и Серов, Саврасов и Врубель. На выставке их произведения будут разбиты на тематические пары — для демонстрации взглядов на объект и живописных приемов русской и французской сторон.

Клод Моне
«Завтрак на траве»
1866
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Пьер Огюст Ренуар
«Портрет Жанны Самари»
1877
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Эдуард Мане
«Кабачок»
1878–1879
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Владимир Маковский
«В ресторане»
1897–1914
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Винсент ван Гог
«Прогулка заключенных»
февраль 1890
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Илья Репин
«Перед исповедью»
1879–1885
Государственная Третьяковская галерея

Камиль Писсаро
«Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»
1898
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Константин Коровин
«Париж»
1912
Государственная Третьяковская галерея

Пабло Пикассо
«Комедианты»
эскиз к картине «Les Bateleurs»
1905
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Константин Менье
«Завтрак служанки»
1880-е
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Абрам Архипов
«Прачки»
конец 1890-х
Государственная Третьяковская галерея

Выставка венецианских мастеров из собрания Пушкинского музея открывается в Нижнем Новгороде

Открытие выставки венецианских мастеров XVIII века из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоится в Нижнем Новгороде в среду, 30 июня (0+). Об этом сообщает пресс-служба регионального правительства.

Проект «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники» стал результатом сотрудничества Пушкинского музея и Нижегородской области. Выставка приурочена к 800-летию Нижнего Новгорода, а о подготовке экспозиции стало известно еще в начале года. Изначально планировалось, что в нее войдут произведения из фондов музея Поволжья.

Губернатор Глеб Никитин напомнил, что соглашение о взаимодействии музея и региона было подписано еще в 2019 году. Благодаря этому коллекции шедевров ГМИИ стали доступнее для нижегородцев. В 2021 году было подписано дополнительное соглашение, расширяющее намеченный план реализации совместных программ и проектов в юбилейном для Нижнего Новгорода году.

Идея проекта «Тьеполо, Каналетто, Гварди» принадлежит главному научному сотруднику Пушкинского музея, доктору искусствоведения Виктории Марковой. Она является куратором выставок итальянского искусства, которые с неизменным успехом проходили в России и за рубежом.

В экспозицию, которую с сегодняшнего дня смогут увидеть нижегородцы, вошло 37 произведений венецианской живописи из собрания Пушкинского музея и три полотна известных венецианских пейзажистов из коллекции НГХМ.

Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак отметила, что судьбы московского и нижегородского музеев тесно переплетались в прошлом. К примеру, картина Беллотто «Пьяцца Навона» ранее принадлежала московскому музею, но была передана в НГХМ в 1933 году. По мнению Лошак, благодаря этому экспозиция обретает новый смысл, подчеркивая единство музейного пространства России и тот факт, что государственные собрания — важнейшая часть общего национального достояния.

Выставка будет проходить в особняке Дмитрия Сироткина (Верхневолжская набережная, 3), построенного в начале ХХ века. Стиль здания ориентирован на наследие Андреа Палладио. Экспозиция будет работать до 7 ноября.

Напомним, что особняк Ситроткина, являющийся одним из зданий НГХМ, был отреставрирован к 800-летию Нижнего Новгорода. Реставрации подверглись фасад здания, кровля и внутренние помещения. Также пространство получило новое оборудование для проведения выставок и хранения экспонатов.

Кроме того, в настоящее время продолжается ремонт главного здания Нижегородского государственного художественного музея на территории кремля. Объем инвестиций в проект составляет 207 млн рублей. В музее уберут так называемую «кабинетную нарезку», что расширит пространство для экспозиций. Также в музее появятся читальный зал, магазин и даже небольшое кафе.

Выставочное пространство поделят на зоны. К примеру, на третьем этаже будут представлены работы художников начала 20 века. Туда же перенесут зал Кустодиева, полотна Рериха, Коровина, Грабаря.

Планируется, что здание после реставрации сможет принимать конференции, проводить лекции и мастер-классы. Двери для посетителей эта часть музея откроет в августе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector