Рафаэль санти коронование марии

Рафаэль санти коронование марии

Рафаэль Санти
Raffaello Santi

Итальянский живописец. График. Архитектор. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. В своих произведениях воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма. Его картина «Сикстинская Мадонна» является одной из самых узнаваемых в истории.

Рафаэль Санти 28 марта 1483 года в городе Урбино, Италия. Мальчик вырос в семье Марджи Чарла и Джованни Санти, который являлся художником и поэтом при дворе герцога Урбинского. Первый опыт художника ребенок получил в мастерской отца. К числу его первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» и алтарный образ «Коронование святого Николы из Толентино».

В 1501 году Рафаэль пришел в мастерскую Пьетро Перуджино, поэтому ранние работы выполнены в стиле этого живописца. В это время часто уезжал домой в Урбино, в Читта-ди-Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещал Сиену, выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая его мадонна — «Мадонна Солли».

Первые картины, написанные не на религиозную тематику: «Сон рыцаря» и «Три грации». Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создает первые шедевры «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди. Помимо алтарных полотен писал картины: «Мадонна Конестабиле», «Святой Георгий, поражающий дракона», «Портрет Пьетро Бембо».

В конце 1504 года Санти переехал во Флоренцию, где познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими великими флорентийскими мастерами. Тщательно изучал технику их живописи.

Первый заказ во Флоренции поступил от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Дони Микеланджело Буонарроти в это время создает тондо «Мадонна Дони».

Около 1505-1506 годов Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари», «Положение во гроб» и портрет «Дама с единорогом». В 1507 году познакомился с Браманте. Во Флоренции создал около двадцати Мадонн, среди которых «Мадонна Грандука», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна под балдахином». К лучшим относятся «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем».

Во второй половине 1508 года Рафаэль Санти переехал в Рим и стал при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручили расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы написал фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута», «Мудрость, Умеренность и Сила», и самые выдающиеся «Парнас» и «Афинскую школу».

Папе римскому работа Рафаэля очень понравилась и Юлий II поручил живописцу расписать еще три станцы, причем уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, отстранены от работ. Учитывая объем работы, Санти набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвертая станца Константина: полностью расписана учениками. В станце Элиодоро созданы «Изгнание Элиодора из храма», «Месса в Больсене», «Аттила под стенами Рима», но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы».

С 1513 года Рафаэль Санти по заказу папы Льва X занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер , которые предназначались для Сикстинской капеллы . Наиболее удачен картон «Чудесный улов». Еще одним заказом от папы стали лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту возведены в виде тринадцати аркад, в которых по эскизам живописца расписаны учениками пятьдесят две фрески на библейские сюжеты.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполнял заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекииля». В Риме написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба», «Мадонна Фолиньо», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле».

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна». Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Помимо большого количества картин на религиозные темы, создавал и портреты. По заказам папского окружения написаны «Портрет папы Юлия II», «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе», «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси». Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра . В 1515 году получил должность главного хранителя древностей. Составлял карту античного Рима, достраивал ватиканский двор с Лоджиями. По его проектам построены центрическая, крестово-купольная церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Также проектировал фасады Палаццо Видони-Каффарелли, Бранконио дель Аквила и Палаццо Пандольфини.

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение», картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам живописца.

Рафаэль Санти умер 6 апреля 1520 года в возрасте тридцати семи лет. Похоронен в Пантеоне .

Мадонна из дома Санти
Мадонна Солли
Мадонна фон дер Роппа
Пасадинская Мадонна
Мадонна Диоталеви
Мадонна Конестабиле
Мадонна Террануова
Мадонна Грандука
Мадонна Орлеанская
Мадонна Бриджуотера
Малая Мадонна Каупера
Мадонна Нортбрука
Мадонна с гвоздиками
Святое семейство с безбородым Иосифом
Святое семейство с пальмой
Святое семейство Фальконьери
Святое семейство Каниджани
Мадонна в зелени
Мадонна со щеглом
Прекрасная садовница
Мадонна Эстергази
Мадонна Колонна
Большая Мадонна Каупера
Мадонна Темпи
Мадонна под балдахином
Мадонна Макинтоша
Мадонна Альдобрандини
Мадонна с вуалью
Мадонна с диадемой
Мадонна Альба
Мадонна Фолиньо
Сикстинская Мадонна
Мадонна с завесой
Мадонна с канделябрами
Мадонна в кресле
Мадонна в шатре
Мадонна с рыбой
Прогулка Мадонны
Святое семейство Франциска I
Святое семейство под дубом
Ла Перла
Мадонна с розой
Мадонна божественной любви
Малое святое семейство

Портреты

Портрет Перуджино
Портрет юноши (Пьетро Бембо)
Эмилия Пиа де Монтефельтро
Елизавета Гонзага
Гвидобальдо Монтефельтро
Юноша с яблоком
Дама с единорогом
Немая
Аньоло Дони
Маддалена Строцци
Портрет неизвестного
Автопортрет
Алессандро Фарнезе
Франческо Алидози
Юлий II
Федра Ингирами
Кардинал Биббьена
Джулиано Медичи
Портрет молодого человека
Биндо Альтовити
Бальдассаре Кастильоне
Дама с покрытой головой
Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано
Автопортрет с другом
Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
Изабелла Рекесенс
Портрет юноши
Портрет девушки
Форнарина
Женская головка

Отец — Джованни Санти, художник и поэт при дворе герцога Урбинского.
Мать — Марджи Чарла.

Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). Семнадцатилетнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся красавицей, что выкупил ее у отца за 3 тысячи монет.

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Коронование Девы Марии (алтарь Одди) — Рафаэль Санти

Коронование Девы Марии (алтарь Одди)

Матерь Божия – один из самых любимых образов в христианском искусстве. На картине она сидит по правую руку от Христа и ходатайствует перед Ним за грешников. Рафаэль использовал двухчастную композицию для того, чтобы отобразить два связанных между собой образа: Успение Богородицы и её коронование на Небесах. Земную и небесную сцены разделяет и объединяет тонкая полоска облаков. В верхней части смиренно склонившуюся Марию венчает короной Христос в окружении херувимов и музицирующих ангелов. Снизу на происходящее с изумлением взирают апостолы, стоящие вокруг опустевшей гробницы. В ней покоилось тело Мадонны, а теперь выросли белоснежные лилии и красные розы – символы Богоматери. Апокрифы говорят, что в погребении Марии не участвовал апостол Фома. Позже он просил, чтобы Приснодева дала ему благословение, и тогда она сбросила ему с Небес свой пояс.

Стиль молодого мастера очень близок работам П. Перуджино. Рафаэль впитал в себя живописные приёмы и сам дух умбрийской школы настолько, что «какие-то следы этого сохранились на протяжении почти всей его жизни». Влияние сказывается в особой графичности контуров и жёсткости цветовой композиции: сочетании глубоких и насыщенных тонов красного, зелёного и синего. Художник чётко прописывает лица персонажей, старательно изображая самые разнообразные эмоции. Удивительной красоты пейзаж в глубине пока ещё не тронут дымкой сфумато. Но очевиден постепенный отказ от заимствованных форм: в перспективное построение введено диагональное расположение саркофага. В этой ранней работе уже заметна та особая музыкальность, которая всегда будет присуща гармоничному гению Рафаэля.

История создания

XV век – расцвет Ренессанса. Флоренция и Рим озарены светом гуманизма, а в тёмной Перудже не утихают средневековые страсти: богатые кланы Одди и Бальони ведут ожесточенную борьбу за главенство в городе. Смертельная вражда унесла много жизней с обеих сторон, а жертв её хоронили в местной францисканской церкви. В 1502 г. Леандра Одди – в девичестве Бальони – в память о своем убитом супруге заказала алтарный образ для фамильной часовни. Таким образом, алтарь Одди был выполнен для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже и явился первой работой Рафаэля, которой он вступил в открытое соперничество с боттегой (мастерской) своего прославленного земляка – П. Перуджино.

Контракт между художником и заказчиком не сохранился, поэтому мы не знаем, насколько подробно была сформулирована тема и её иконография, и как много внёс в неё сам мастер. Можно предположить, что здесь «францисканцы сказали своё веское слово», как они и делали обычно, но подготовительные рисунки показывают, насколько глубоко Рафаэль продумывал целое и части картины. На центральной доске художник объединил две различные сцены, как это было принято в иконографии кватроченто: Коронование Девы Марии и Дарование пояса Богородицы св. Фоме. С поразительным мастерством молодой гений выписал на маленькой пределле сцены, повествующие о земной жизни Марии: Благовещение, Принесение во храм и Поклонение волхвов.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), и, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе как с эпитетом «божественный». Дж. Вазари писал о нём: «…все люди, являющиеся обладателями столь ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, — это не просто люди, но (…) смертные боги». Рафаэля боготворили Ж. О. Д. Энгр и Н. Пуссен, А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь, который отмечал, что его картины обладают «прелестью небесной кисти».

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Рафаэли Санти, художник – симфония

Художники разных стран

Рафаэль Санти – итальянский художник, имя которого одно из самых громких и значительных в ряду деятелей искусств эпохи Высокого Возрождения.

Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём

Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.

Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.

Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.

Происхождение и детство

Коронование Марии Коронование Марии

Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.

Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.

Отрочество, юность

Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.

Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.

Переезд из родного Урбино. Флоренция

Мадонна с безбородым Иосифом Мадонна с безбородым Иосифом

В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.

Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:

  • «Обручение Девы Марии» – почти полное повторение картины Пьетро Перуджино;
  • «Сон рыцаря» – один из первых заказов мастера;
  • «Мадонна Конестабиле» или «Мадонна с книгой» – неоконченная миниатюра, приобретённая в 1871 году Александром II для супруги. Позже, при переносе картины с дерева на холст, было обнаружено, что предметом в руках героини первоначально был гранат (символ крови Христа), а не книга;
  • «Три грации» – также одна из первых работ, выполненных на заказ;
  • «Мадонна с щеглом» – сильно пострадавшая работа – рентген показывает, что деревянная основа собрана из 17 частей.

В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.

Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля

Мадонна с щеглом Мадонна с щеглом

В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.

Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.

Главный архитектор

В 1514 году сменивший Юлия II папа Лев Х возложил на Санти обязанности главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэль должен был достроить крупнейший и по сей день христианский храм, собор Святого Петра в Ватикане, вмещающий сегодня 15 тысяч человек (ещё 60 тысяч могут разместиться на площади перед храмом). Санти не успеет довести строительство до конца, но в планировке церкви есть его авторские изменения плана Браманте.

Художник проектировал и другие римские здания:

  • Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, в частности капеллу Киджи;
  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи;
  • Палаццо Видони-Каффарелли.

Сегодня все они поддерживаются в отличном состоянии и служат свидетельством высочайшего таланта мастера.

В 1515 году папа Лев Х добавил Рафаэлю обязанностей – назначил его главным хранителем древностей, и тот сделал подробную перепись древнеримских памятников.

Портретист

Афинская школа

Афинская школа

Среди картин Рафаэля Санти не только произведения религиозной тематики. В его наследии прекрасные портреты: папы Юлия II, молодой женщины (Форнарины), дамы с вуалью (Донны Велаты), дамы с единорогом и другие.

Вот уже пять столетий зрители, глядя на портреты кисти Рафаэля, сталкиваются с живыми взглядами, лицами и эмоциями героев картин. Примечательно, что в процессе работы художник часто вносил изменения. Так, например, вместо единорога компанию даме составляла собака. Многослойные картины Рафаэля – увлекательнейший материал для сегодняшних исследований.

Произведения Рафаэля не часто становятся предметами торгов. В 2012 году на «Сотбис» рисунок «Голова молодого апостола» (1519-1520), являющийся эскизом к последнему полотну Рафаэля «Преображение» (алтарная живопись), продан почти за 30 млн. фунтов стерлингов. Полученная сумма в два раза превысила первоначально назначенную цену. Для графики это абсолютный рекорд.

Личная жизнь

Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.

Читайте также  Муза с лирой

Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.

Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.

Скоропостижная смерть

Портрет папы Юлия II Портрет папы Юлия II

6 апреля 1520 года (кстати, вскоре после такой же неожиданной смерти Марии, с которой был помолвлен) 37-летний цветущий, полный энергии и замыслов, ставший великим при жизни Рафаэль Санти вдруг умер.

Точная причина неизвестна. Кровопускание, сделанное врачом при небольшом недомогании, привело к резкому ухудшению состояния художника и скорой смерти. Причинами плохого самочувствия, по одной версии, стала простуда и инфекция, подхваченная в погребальных галереях, по другой, распутство. На второй версии настаивает современник Рафаэля Джорджо Вазари (1511-1574), художник и литератор. Но, как видим по годам жизни, он не мог быть знаком с Рафаэлем лично и ответственно свидетельствовать по поводу смерти выдающегося мастера живописи.

Прах художника – в римском Пантеоне, «храме всех богов», одним из которых в некотором роде стал бог в искусстве Рафаэль Санти.

Самые знаменитые картины Рафаэля

Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.

Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:

  • «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
  • Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
  • Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
  • «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
  • «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
  • Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
  • «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
  • «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
  • «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.

Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.

Афинская школа Портрет молодой женщины (Форнарина) Коронование Марии Мадонна с безбородым Иосифом Мадонна с щеглом Портрет папы Юлия II Преображение Сикстинская мадонна 1513—1514 г. Голова молодого апостола Портрет Бальдассаре Кастильоне Триумф Галатеи

Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника

Рафаэль (Автопортрет )

Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.

Творчество в ранние годы жизни

К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти. На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504). Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.

С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции. К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).

В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).

Мадонна со щегленком - Рафаэль Санти (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)

Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)

Творчество в последние годы жизни

В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).

После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.

Картины Рафаэля Санти с описанием

Бельведерская Мадонна - Рафаэль Санти (1506, Музей истории искусства, Вена)

Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)

Видение Иезекииля (1518)

Дама с единорогом - Рафаэль Санти (1506, Галерея Боргезе, Рим)

Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)

Донна Велата - Рафаэль Санти (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)

Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)

Коронация Девы Марии - Рафаэль Санти (1502-1503, Музеи Ватикана)

Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)

Лоджия Ватикана - Рафаэль Санти (1517—1519)

Лоджия Ватикана (1517—1519)

Мадонна в кресле - Рафаэль Санти (1514, Палаццо Питти, Флоренция)

Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)

Мадонна Грандука - Рафаэль Санти (1504 - 1505, Палаццо Питти, Флоренция),

Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),

Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Мадонна Фолиньо - Рафаэль Санти (1511-1512, Музеи Ватикана)

Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)

Немая - Рафаэль Санти (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)

Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)

Обручение Девы Марии - Рафаэль Санти (1504, Галерея Брера, Милан)

Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)

Папа Лев Х - Рафаэль Санти (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Юлий II - Рафаэль Санти (1512, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)

Портрет Аньоло Дони - Рафаэль Санти (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Бальдассаре Кастильоне - Рафаэль Санти (1514—1515, Лувр, Париж)

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)

Портрет Маддалена Дони - Рафаэль Санти (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Преображение - Рафаэль Санти (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)

Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)

Рафаэль санти коронование марии

Рафаэль Автопортрет

Рафаэль Санти. Другую [в сравнении с Леонардо да Винчи] сторону искусства эпохи Возрождения выразил в своём творчестве Рафаэль Санти (1483—1520), родом из Урбино, ученик Перуджино, многим обязанный также искусству Флоренции, где он провёл в молодости несколько лет. Наиболее значительный период творчества Рафаэля неразрывно связан с Римом, который, не имея до этого собственной художественной традиции, стал в начале XVI века важнейшим центром искусства Италии.

Приглашённый в Рим для росписи комнат («станц») Ватикана, Рафаэль получил задание украсить одну из них аллегорическими изображениями философии, богословия, поэзии и юриспруденции. Но вместо простых аллегорических фигур Рафаэль создал монументальные композиции. Он использовал особенности архитектуры небольших перекрытых сводами комнат так, что в его росписях зритель видел продолжение реального пространства и тем самым становился как бы участником изображённых сцен. В «Афинской школе», изображённой Рафаэлем (аллегория философии), перед нами — удаляющиеся от переднего плана в глубину своды грандиозного здания. В центре величественно шествуют Платон и Аристотель, по сторонам и перед ними, как бы случайно, но на самом деле в самом строгом порядке, расположились другие знаменитые философы и учёные древности: Гераклит, Диоген, Сократ, Птолемей, Архимед и многие другие. Труды нескольких поколений гуманистов по освоению античного наследия нашли здесь своё отражение, и таким образом вся сцена становилась торжеством светской мысли. Изображённый на противоположной стене «Диспут» — аллегория богословия — соединяет в одну общую композицию множество различных персонажей из истории церкви, но все эти люди думают, рассуждают, спорят, как люди разума, философы, похожие не на церковных святителей, а на античных мудрецов.

Новый идеал человека, выработанный эпохой Возрождения и противопоставленный ею аскетическому человеку феодального средневековья, требовал сочетания всесторонне развитых духовных и физических сил. Телесная красота считалась обязательным внешним выражением красоты духовной. Этот новый идеал человека Рафаэль передавал во всех своих произведениях: и в философах «Афинской школы», и в портретах, и в многочисленных изображениях мадонны. В серии его женских образов особенно заметен путь художника от внешней миловидности к глубокой внутренней красоте. Вершиной его творчества считается «Сикстинская мадонна», исполненная Рафаэлем около 1513 года для монастыря в Пьяченце. В реальном по художественному исполнению образе мадонны, несущей младенца-сына в мир на муки, страдания и смерть для того, чтобы этой жертвой помочь людям, с величайшей глубиной и серьёзностью выражена трагедия матери.

Необычную прелесть образов Рафаэля современники обозначали термином «grazia» (грация, изящество). Для того чтобы написать красавицу, говорит Рафаэль в одном из своих писем, нужно видеть много красивых женщин, но так как красавицы редки, а правильный выбор труден, то художник пользуется «некоей идеей» (una certa idea), которая складывается у него в голове и которой он старается следовать. Из этих слов ясно, что Рафаэль в своём творчестве переходит от наблюдения реальной действительности к обобщённому образу прекрасного человека.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 124-126.

Рафаэль и ученики. Встреча Льва I с Аттилой. Фрагмент фрески.

Рафаэль, собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции.

Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Джованни Санти был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую (ее здание сохранилось до наших дней). После его смерти мастерской руководили его помощники, и, вероятно, именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1500 для этого города. В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).

В 1504 году Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 века во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Мадонна Грандука (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино, но отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.

В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино.

В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.

По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы д’Элиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Во фресковом цикле первой из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории, содержавшие аллюзии на современные политические события. Люнеты занимают четыре композиции: Изгнание Элиодора, Месса в Больсене, Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы. Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама. В создании росписей Станцы д’Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо.

Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. С ростом его славы количество получаемых заказов стало настолько огромным, что превосходило реальные возможности мастера, и он был вынужден перепоручать работу над некоторыми из них своим помощникам. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно, им самим. Это драматическое событие изображено так, словно зритель наблюдает его, находясь внутри горящего города; фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты, и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т.е. монохромно) и Залы Константина.

Одновременно с работой над фресками последней из ватиканских станц Рафаэль получил заказ на создание картонов для десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы (1515–1516, семь из них хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).

Одним из самых влиятельных покровителей Рафаэля в Риме был банкир Агостино Киджи, виллу которого (ныне – вилла Фарнезина) художник украсил фресками Триумф Галатеи (ок. 1512) и Легенда об Амуре и Психее (не окончена и выполнена в основном учениками, 1517–1518). Кроме того, Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче (Пророки и Сивиллы, ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.

Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. 1518, Флоренция, Уффици). Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр, и Ла Форнарина, ок. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.

Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Петра. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector