Размеры фрески тайная вечеря леонардо да винчи

Размеры фрески тайная вечеря леонардо да винчи

Секреты фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

«Тайной вечеря» — одно из выдающихся произведений эпохи Ренессанса. И одно из самых загадочных. Сегодня над расшифровкой символов фрески работают лучшие искусствоведы. Редакция Интересно знать собрала самые интересные догадки, версии и доказанные факты об одной из самых узнаваемых работ Леонардо да Винчи.

vinci-supper2

«Тайная вечеря»

Знаменитая фреска находится в трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Милан, Италия). И была заказана патроном художника — миланским герцогом Людовиком Сфорца. Правитель был приверженцем откровенно распутной жизни, и красивая и скромная жена Беатриче д’Эсте нисколько не мешало молодому герцогу жить так, как он привык. Жена, к слову, любила его сильно и искренне, да и сам Людовик по-своему был к ней привязан. И после скоропостижной смерти супруги герцог в скорби порядка двух недель не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом обратился к да Винчи с просьбой написать фреску, о которой еще при жизни просила его супруга. Кстати, герцог после смерти Беатриче навсегда прекратил всевозможные развлечения при дворе.

cerkov-santa-maria-delle-grazie-v-Milane

Церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Милан, Италия)

Да Винчи начал работу над фреской в 1495 году, ее размеры составляют 880 на 460 см. Хотя, фреской картину следует называть с небольшой оговоркой: ведь художник работал вовсе не на мокрой штукатурке, а на сухой. Эта маленькая хитрость позволяла ему редактировать картину несколько раз. И с учетом того, что «Тайная вечеря» была окончательно готова лишь 1498 году, это была техническая необходимость.

Уже при жизни художника «последняя трапеза Иисуса Христа» считалась лучшей его работой. Согласно писанию именно во время ужина Иисус говорит апостолам о скором предательстве. Да Винчи хотел изобразить происходящее исключительно с человеческой точки зрения. И эмоции, которые испытывали апостолы, он искал среди обычных людей. Кстати, считается, что именно потому над героями нет нимбов. Чтобы изобразить реакцию на слова Учителя он часами бродил по городу, заводил разговоры с незнакомцами, смешил их, расстраивал и наблюдал переменами в лицах.

pic (1)

«Тайная вечеря» в трапезной

Работа над фреской была почти завершена, последними ненаписанными героями оставались Иисус и Иуда. Считается, что в этих героях художник заключил понятия добра и зла, и долго не мог найти моделей, подходящих на столь абсолютные образы. Но однажды да Винчи увидел в церковном хоре юного певчего. Молодой человек произвел на художника неизгладимое впечатление, и именно он стал прототипом Иисуса.

Иуда оставался последним ненаписанным персонажем. В поисках модели художник подолгу бродил по злачным местам. Иудой «должен» был стать поистине опустившийся человек. И лишь спустя 3 года такой человек был найден — в состоянии алкогольного опьянения, в канаве, абсолютной опустившийся и грязный. Художник приказал привести пьяницу в мастерскую, где с мужчины был списан Иуда. Когда пьяница пришел в себя, он подошел к фреске и сказал, что картин же видел. Да Винчи в недоумении спросил, когда же это… И человек ответил, что 3 года назад, когда он пел в церковном хоре, к нему подошел некий художник с просьбой списать с него Христа. Таким образом, согласно предположениям некоторых историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

24224525

Эскизы «Тайной вечери»

Во время работы художника часто торопил настоятель монастыря, он все утверждал, что картину нужно рисовать, а не стоять перед ней в раздумьях. Тогда да Винчи пригрозил, что если настоятель не прекратит вмешиваться, он непременно спишет Иуду именно с него.

Самой обсуждаемой фигурой фрески является ученик, расположенный по правую руку от Христа. Предположительно, художник изобразил Марию Магдалину. Считается даже, что она была женой Иисуса, и именно на это намекал да Винчи, расположив ее таким образом, чтобы контры тела Иисуса и Марии образовали букву «М» — «Matrimonio», что переводится как «брак». Однако это предположение оспаривают другие историки, считая, что на картине изображена вовсе не буква «М», а «V» — подпись художника. В пользу первой версии говорит и то, что Мария Магдалина омывала ноги Иисусу и вытирала их своими волосами, а согласно традициям, сделать это могла лишь законная жена.

pic2

Иисус на фреске «Тайная вечеря»

Есть также любопытная легенда, что апостолы были расположены художником согласно знакам зодиака. И если верить этой версии, то Иисус был козерогом, а Мария Магдалина — девой.

Еще более любопытный факт — при бомбардировке в период Второй мировой почти все здание церкви было разрушено, кроме стены с фреской. Сами люди в целом мало берегли шедевр эпохи Ренессанса, и относились к ней далеко не милосердно. Например, после потопа 1500 года, который нанес картине серьезный ущерб, она так и не была отреставрирована. В 1566 году в стене «Тайной вечери» была проделана дверь, которая «покалечила» героев фрески. А в конце XVII века трапезную переоборудовали в конюшню.

101

Иисус и Мария Магдалина

Историки, кстати, расходятся во мнении о еде, изображенной на фреске. К примеру, вопрос о том, что за рыба изображена на столе — сельдь или угорь — все еще открыт. Ряд исследователей считают, что эта неоднозначность была изначально задумана да Вични. Вопрос в некотором роде чисто языковой: по-итальянски «угорь» произносится как «аринга», и если удвоить «р», то получится совершенно другой смысл – «арринга» (наставление). В то же время в Северной Италии «сельдь» произносится как «ренга», и в переводе имеет также значение «тот, кто отрицает религию», и сам да Винчи как раз был и таких. Кстати, возле Иуды расположена опрокинутая солонка, издревле считающаяся плохой приметой, а изображенные на картине стол и посуда являются точной копией тех, что были в церкви на момент создания картины.

Тайная вечеря Леонардо

Тайная вечеря Леонардо более известная под названием «Ченаколо», или «Последняя трапеза». Леонардо да Винчи трудился над ней с 1494 по 1498 год. Фреска считается одним из самых замечательных образцов стенной росписи в мире. «Это вещь превосходнейшая и изумительнейшая», писал Вазари в своем «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», рассказывая о Леонардо и его произведении. Как писал Джорджо: «Художник, архитектор, скульптор, инженер, изобретатель, математик, анатом и писатель, Леонардо да Винчи стал воплощением идеала совершенства итальянского Возрождения».

Тайная вечеря наиболее полное доказательство многоликого гения и неисчерпаемого любопытства Леонардо. В процессе работы над росписью, в последнее десятилетие XV в., Леонардо занимался изучением всевозможных аспектов природы: света, звука, движения, а также человеческих эмоций и их выражения. Результаты этих исследований четко просматриваются в Тайной вечере. Больше, чем в любом другом произведении Леонардо, чувствуется его внимание к выражению в живописи человеческих чувств и настроений, которые он называл «движениями души».

Тайная вечеря Леонардо Да Винчи

Техника исполнения фрески «Тайная вечеря».

Тайная вечеря Леонардо не является фреской, как думают многие. Картина была выполнена на сухой штукатурке с использованием жирной темперы. Леонардо разбавил цветные порошковые пигменты в растворе из яйца, органических веществ разных типов и казеина. Таким образом он получил жирную темперу. Благодаря этому получилась очень мягкая и полупрозрачная роспись. Ее вид отличается от фрески или от работ темперой, разбавленной водой. Бытует мнение, что Леонардо, для придания большего сияния и блеска, поверх слоев темперы нанес масляное покрытие и лак на одеяние апостолов.

Сама техника письма Тайной вечери и стала причиной ее разрушения. В случае с фресками именно штукатурка, высыхая, впитывает цвет. Он таким образом закрепляется, становясь неотъемлемой частью стены. В письме по сухой стене на поверхности образуется тонкая пленка поверх штукатурки. Следовательно, слой краски становится более уязвимым, потому что он слабо сцеплен со стеной. Расписанная стена подвергается перепадам температур и влажности, как в случае с Тайной вечерей да Винчи, пленка из краски, нанесенная на стену, отслаивается. Атмосферные осадки, проникающие из внешней среды, также могут повредить стену при контакте с органическим материалом, использованным для приготовления краски. Поэтому перед посещением трапезной необходимо остановиться в фильтрующих зонах, призванных очистить воздух и посетителей от пыли и грязи.

Но если фреска является более прочной, почему Леонардо не стал использовать эту технику? Во-первых, из-за своего метода работы. Медлительного, наполненного постоянными паузами для размышлений и внесения изменений. Фреска создается на участках сырой штукатурки, которые называются «джорнаты», то есть дневные нормы. Она должна быть завершена, пока штукатурка остается сырой. Это требует определенной скорости исполнения. При такой технике невозможно внесение изменений в композицию или добавление деталей после высыхания штукатурки. Именно этот аспект играл очень важную роль для Леонардо. Художник по обыкновению передумывал и видоизменял каждый отдельный элемент своего творения. Кроме того, мастер желал воссоздать на стене эффект сияния, типичный для живописи на доске. Ему необходимо было наносить лаки и масла, несовместимые с фреской.

10 фактов и тайн «Тайной вечери» Леонардо да Винчи

Размеры фрески тайная вечеря леонардо да винчи

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одно из самых загадочных произведений искусства в мире. Ученые много лет спорят о символах и тайных посланиях, зашифрованных художником.

Это первое изображение с правильной перспективой. После него развитие живописи приобрело новое направление.

Художник работал над картиной с 1495 по 1498 год, с перерывами. Тайная вечеря — это интерпретация Леонардо последнего ужина Иисуса Христа с его учениками. Накануне измены Иуды учитель собрал их, чтобы сообщить, что среди них есть предатель.

На фреске да Винчи изобразил 12 апостолов, только что узнавших эту весть, с эмоциями гнева, шока и ужаса на лице. Размеры фрески впечатляющие — 8,80 метров в ширину и 4,60 метра в высоту.

Где находится и как купить билет

Санта-Мария-делле-Грацие

Фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, по адресу Piazza Santa Maria delle Grazie, 2. Изображение украшает стену трапезной монастыря.

Резервировать билет нужно не позднее, чем за 2 месяца до поездки. Желающих узнать тайны «Тайной вечери» много, а в день церковь принимает не более 1300 посетителей. Попасть в церковь без записи невозможно.

Осмотр самой фрески ограничен по времени — не более 15 минут. Одновременно в зале могут находиться 25 человек.

Полный билет стоит 12€, льготный — 7€. Можно упростить себе жизнь и заранее заказать экскурсию с русскоязычным гидом, в стоимость которой включен входной билет. Просто нажмите на одну из картинок внизу, и попадете на страницу экскурсии.

История создания

Тайная вечеря Милан

Роспись выполнялась по заказу герцога Лодовико Сфорца. До приезда в Милан Леонардо да Винчи жил во Флоренции. По одной из версий, оттуда ему пришлось уехать из-за конкуренции с Микеланджело.

Ранее Леонардо не работал с фресками. Технически картина не является фреской — их традиционно писали на влажных поверхностях. Да Винчи же расписывал темперой (водоразбавляемой порошковой краской) сухую стену, покрытую гипсом, смолой и мастикой.

В отличие от традиционных фресок, изображение рано начало осыпаться и тускнеть. Поэтому работу да Винчи неоднократно реставрировали.

Работа стала началом новой вехи в жизни художника. Приехав исключительно ради крупного заказа, Леонардо прожил в Ломбардии 17 лет.

Тайная вечеря Леонардо
да Винчи

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – картина настолько масштабная и загадочная, что на протяжении веков передаются советы и подсказки о том, с какого ракурса на неё следует смотреть, чтобы не упустить ни одной мелочи. Считается, что нужно отойти от полотна на девять метров и подняться на 3,5 метра вверх. Подобные расстояния кажутся чересчур большими до тех пор, пока не вспоминаешь о грандиозных размерах картины – 460 на 880 см.

Имя Леонардо овеяно множеством тайн. Скрытые замыслы его творений на протяжении веков пытаются разгадать лучшие умы человечества, но вряд когда-либо удастся до конца постигнуть всю глубину его гениальности. Тем не менее, есть факты, которые не вызывают у искусствоведов сомнений. Так, они уверены, что картина была создана в 1495-1498 годах по заказу патрона Леонардо – герцога Лодовико Сфорца, которого на это надоумила его кроткая супруга Беатриче д’Эсте. Фреска находится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На этом безусловные истины заканчиваются, и начинается простор для споров, мнений и размышлений.

Неоднозначность сквозит даже в определении техники живописи, которую использовал да Винчи при создании «Тайной вечери». По привычке хочется назвать её фреской, но это не так. Фреска – живопись по сырой штукатурке, а художник писал картину на сухой стене, чтобы получить возможность в дальнейшем вносить в нее изменения и дополнения.

Работа находится на задней стене трапезной монастыря. Такое расположение не является странным или случайным: тема картины – последний пасхальный ужин Иисуса Христа вместе с его учениками-апостолами. Все изображенные фигуры расположены по одну сторону стола для того, чтобы зритель мог увидеть лицо каждого из них. Апостолы сгруппированы по три человека, и этот символ тройки встречается в других элементах картины: в треугольниках, которые сами собой складываются из линий, в количестве окон за спиной Иисуса. Работа Леонардо да Винчи отличается от ряда картин на данную тему еще и тем, что ни над одним из изображенных им персонажей нет нимба, зрителю предлагается взглянуть на события с исключительно человеческой точки зрения.

Эмоции каждого из апостолов уникальны и не повторяются другими участниками действия. Зритель имеет возможность увидеть, что все они по-своему реагируют на слова Иисуса Христа, который сказал:

«…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»

Тщательнее всего Леонардо да Винчи проработал образы Христа и Иуды. Существует интересная легенда о том, что написаны они были с одного и того же человека. Говорят, что прототип Иисуса Леонардо увидел в молодом певце из церковного хора. Прошло три года, и художник встретил совершенно опустившегося мужчину, с которого написал Иуду. Признание модели оказалось шокирующим: он был тем самым юным певцом, но за несколько лет успел уйти от добра и чистоты к распущенности и тьме.

Мысль о том, что в нашем мире добро и зло сосуществуют, прослеживается и в цветовом решении картины: художник пользовался приемами, которые основаны на контрастах.

Множество вопросов, касающихся «Тайной вечери», остаются без ответов, но безусловно одно – это творение является важной вехой в развитии живописи XV-XVI веков. Так, Леонардо да Винчи удалось вывести на новый уровень глубину перспективы и создать ощущение объёмности, чему может позавидовать даже стереокинематограф наших дней.

Леонардо да Винчи (1445-1510)

Фреска поражала грандиозностью замысла и мастерством исполнения.

Эта копия, почти такого размера, как оригинал, показывает богатство деталей, которые больше не видны в оригинале стены Леонардо из-за больших повреждений.

Фреска занимала целиком поперечную стену монастырской трапезной, то есть столовой, увеличивая зрительно ее пространство. Получалось, что монахи обедали в обществе Христа и апостолов.

В один из зимних дней 1497 года в Милане первые зрители заполнили небольшую трапезную доминиканского монастыря Santa Maria della Grazie. Мастер Леонардо объявил о завершении трехгодичной работы над фреской «Тайная Вечеря». То, что предстало перед ними, не было похоже ни на одну роспись. Картины будто не было. Трапезная бесконечно увеличилась. На глухой стене появились окна, за которыми виднелся горный пейзаж. Перед ними на небольшом возвышении стоял стол, такой же, как столы монахов, с такой же скатертью с таким же незамысловатым узором, простенькая посуда… Одно из самых драматичных событий Священного Писания происходило прямо здесь, в стенах обители.

«Такого совершенства не достигал прежде никто! Апостолы — будто живые» -восклицали пришедшие. Но раздались и другие голоса: «Духа святого нет в картине. Сердце художника мертво». «Фреска еще не дописана, — утверждали третьи, — лик Христа не завершен».

Надо сказать, что Леонардо никогда не уединялся во время работы. Люди могли свободно заходить в мастерскую, делать замечания, давать советы. И он учтиво общался с ними — вдруг, что дельное подскажут. Но в этот день мнение зрителей было для него особенно важно, ведь они впервые пришли, чтобы оценить законченное произведение. «Тайная вечеря» — это первая работа, которую ему удалось довести до конца.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. Евангелие от Луки.

На западе эта фреска Леонардо называется «Последний ужин». Все происходящее на ней случается после слов Христа: «Один из вас предаст Меня». Какой это был миг! Современников поразило, насколько полно Леонардо выразил, личность каждого апостола. Пылкий Петр, немедленно схватившийся за нож, просит Иоанна — любимого ученика Христа — спросить у Иисуса имя предателя. Иаков Младший тянется к нему, чтобы тот не натворил бед. Далее седовласый, более спокойный брат Петра — Андрей. На краю стола Варфоломей — простой человек, он вслушивается в слова Христа, еще не до конца уясняя их смысл. На противоположном краю молодой Матфей повторяет, то, что сказал Иисус, Фаддею и Симону. А этот взъерошенный человек — Фома — наверное, самый близкий по духу для Леонардо апостол. Который ничего не принимал на веру, не убедившись сам. Он вечно размышляющий, поднял палец. Тот самый, который совсем скоро он вложит в раны воскресшего Христа.

Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном. Воспитывался в доме отца, богатого флорентийского нотариуса. Мать, простая женщина, выйдя замуж, жила неподалеку. В записках он называет ее по имени: Катерина, нигде не говоря, что она его мать. Она же обращалась к нему так: ваша честь. Благодаря отцу, Леонардо получил блестящее образование.

Поколение флорентинцев, к которому принадлежал да Винчи, воспринимало весь мир, как удивительный объект познания. Когда Леонардо заканчивал Тайную вечерю, его школьный товарищ Америго Веспуччи отправился изучать Новый Свет. Дух открытия был у этих людей в крови. Их религией была наука. Они верили, что только познание природы приближает человека к Творцу. Им казалось, что человеческой жизни вполне хватит на то, чтобы познать мир. Надо только исключить из нее все, что мешает работе. Леонардо не участвовал в политических распрях, интригах, войнах. У него не было семьи. Он и в живописи был исследователем. Каждое его произведение скрывает какую-нибудь из его научных гипотез или даже открытий. Известно, как быстро он охладевал к своим работам, когда выражал идею. Дальше водить кистью ему было скучно. Леонардо всегда интересовался вопросами движения. Намного опережая науку своего времени, он отрицал возможность создания вечного двигателя. «Каждое движение должно иметь начало», — говорил он.

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Евангелие от Иоанна.

Во время II Мировой войны, когда английская авиация бомбардировала Милан, крыша и три стены знаменитого здания оказались полностью снесёнными. Осталась стоять только та, на которой сделал свою роспись Леонардо. Это было настоящее чудо! Кто знает, может быть, только благодаря ему, мы можем сегодня по-настоящему оценить всю гениальность фрески.

За пять столетий «Танйая Вечеря», по крайней мере восемь раз подвергалась серьезной реставрации. В связи с этими попытками на нее были нанесены многочисленные новые слои красок, значительно исказившие оригинал. От первоначального цвета была утрачена половина. Поэтому девятая реконструкция при всей современной технической мощи длилась 21 год. Постепенно были сняты вековая затвердевшая пыль, плесень, другие инородные материалы. И, наконец, 26 мая 1999 года произведение Леонардо да Винчи было вновь открыто для всеобщего обозрения. И все увидели, каким путем предлагает нам идти Христос. Все вспомнили слова Спасителя, которые Он произнес в Сионской Горнице.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Евангелие от Иоанна.

В монастырь доминиканцев Леонардо направил сам миланский герцог Лодовико Сфорци, при дворе которого да Винчи провел 18 лет. В свое время, чтобы получить у синора Сфорци постоянную работу, тридцатилетний Леонардо, пишет ему письмо, где дает себе рекомендацию. Теперь такие письма называются «резюме». Это было самое удивительное резюме из всех написанных человеком.

Читайте также  Полигимния богиня чего

Во-первых, Леонардо рекомендует себя как изобретателя. Пишет, что «достаточно изучил изделия тех, кого считают мастерами и изобретателями средств войны». Конечно, он не желает никого задевать, но ведь «те изобретения ничем не отличаются от применяемых обычно».

А вот, что готов предложить он: наплавные мосты; сокрушительные бомбарды; бомбарды легкие для транспортировки, стреляющие разрывными ядрами; способы глубоких и быстрых подкопов, в том числе и под речным дном; повозки защищенные от неприятельского огня и снабженные артиллерией (прообраз современных танков) и «другие средства удивительной эффективности». Так же упомянул Леонардо о способности в мирное время не уступить никому в архитектуре, скульптуре, живописи и добавил напоследок, что можно будет сделать бронзовую конную статую, которая обессмертит славу семейства Сфорци.

Неслыханная самоуверенность неизвестного флорентийца у герцога вызвала определенное любопытство. Он пригласил этого молодого наглеца, надеясь, что тот покажет хоть некоторые из перечисленных диковин. Но у Леонардо, конечно, ничего этого не было. Несколько чертежных набросков, словесные описания проектов — и все. Зато он привез изобретенную им многострунную лиру. Выиграл устроенный герцогом музыкальный конкурс. И был зачислен на довольно низкую должность придворного музыканта.

Герцог Сфорци, по прозвищу Моро — мавр, быстро понял: какое сокровище попало к нему в руки. Но не военные проекты Леонардо привлекали его. Да Винчи стал инженером и устроителем празднеств, его пиротехнические спектакли поражали, он писал портреты жены и любовниц герцога, каждый из которых мог увековечить память его мецената. Но и этого было мало. Леонардо принялся-таки ваять исполинских размеров конную статую. Правда, пока из глины, потому что бронзы на этого колосса в Милане не нашли.

Рассказывают, что, работая над Конем, маэстро мог внезапно пойти в монастырь, чтобы сделать несколько мазков Тайной вечери. А там мог отвлечься ради чертежей крыла или агрегата по производству колбасы. Его раздвоенность, даже размноженность пугала простых людей, они даже были убеждены в связи художника с нечистой силой.

Но постепенно, он все больше и больше «заболевал» «Тайной Вечерей». Все чаще и чаще думал над тем, как достичь той любви, о которой говорит Христос. И вспоминал о том, как Спаситель перед началом пасхальной трапезы умыл ноги своим ученикам.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Евангелие от Луки.

Восточная трапеза, как в древности, так нередко и в наши дни, предполагала возлежание гостей вокруг невысокого стола. Стол часто бывал круглым, подчеркивающим равенство собравшихся. Во времена римского правления поза лежа вообще была признаком свободного человека и весьма соответствовала празднованию еврейской Пасхи — праздника освобождения из египетского плена. Но передать обстановку Сионской Горницы с исторической точностью Леонардо не мог. Слишком мала стена трапезной. Да и не хорошо, если часть апостолов будет развернута спиной. Тогда художник решился на небольшую хитрость. Он удлинил стол и сделал его прямоугольным. Так ему удалось добиться необходимого масштаба и выразить один из главных замыслов картины — современность евангельского рассказа.

Гораздо тяжелее ему досталось решение другой зажачи. Он долго не мог написать лица Иуды. Порой казалось, что он, как обычно, забросил работу, и никогда уже к ней не вернется. Настоятель монастыря забеспокоился и пожаловался герцогу. Герцог вызвал Леонардо. И строго потребовал объяснения. Маэстро ответил, что если он не появляется в трапезной, то это вовсе не значит, что он не работает. Но если уж настоятель монастыря так торопится, то он готов взять его моделью для Иуды. Этот вариант по понятным причинам был отвергнут, и поиски продолжились. Больше года Леонардо ходил по кварталам, где жили преступники. Безрезультатно. В итоге, он не стал наделять Иуду демонической внешностью. Самое проклинаемое существо в человеческой истории на картине Леонардо — простой, чуть грубоватый, скорее всего, алчный человек, каким может оказаться любой…

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. Евангелие от Матфея.

Иуда понял, что Христос знает о его предательстве. Понял, вместе со всеми причастился. и пошел завершать свое дело. Это был свободный выбор. Но, как могло это произойти с человеком, которого Иисус избрал своим учеником? Каким каменным должно было быть его сердце? На этот вопрос не мог ответить Леонардо, и потому так долго не заканчивал Иуду. Тогда он стал вспоминать, какие качества мы больше всего ненавидим в людях. На первое место вышла гордость. С гордыми мы больше всего не любим иметь дело. Гордость не дает нам возможность любить других.

Вскоре Милан будет взят французскими войсками. Могущественный тиран, герцог Моро закончит жизнь в темнице одного из французских замков. Увидев Тайную вечерю, французский король, велит выломать стену и отвести ее в Париж. И только боясь не довезти, отменит приказ. Глинянный конь, на отливку которого он так и не соберет металла, будет расстрелян галльскими арбалетчиками. Старой жизни Леонардо да Винчи пришел конец. Но ему вовсе не было ее жаль.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Евангелие от Иоанна.

Много лет спустя в Риме Леонардо поймал ящерицу, разрисовал ее, сделал из воска рожки, и прицепил к ней крылья. Подобно крохотному дракону ящерица летала. Люди зло потешались над мастером. Вот мудрец, который обещал удивить весь мир, хотел научить летать человека. Теперь он старый шут. Новые, молодые творцы будоражили умы. Микеланджело, Рафаэль. Но в это время в мастерской Леонардо стоял небольшой женский портрет, который он всегда закрывал тряпицей, когда приходили люди.

Вскоре случилась еще неприятность: папа заказал Леонардо небольшую картину. «Хорошо», сказал мастер. И ушел. Вскоре папе доложили, что Леонардо готовит лак, которым покрывают уже готовую работу. «Никогда ничего не сделает человек, который еще не начав, думает о конце» — сказал папа и отнял заказ. Все. Больше мастеру ни в Риме, ни вообще в Италии делать было нечего. Он принял приглашение французского короля. По дороге во Францию Леонардо заехал в Милан, проститься. Старый монах-доминиканец обрадовался ему. Приятно увидеть давнего знакомого, знавшего тебя в лучшие годы.

Леонардо здесь помнили добрым, хотя и непутевым человеком. Но когда да Винчи спросил про свою фреску, монах смутился… Они прошли двор монастыря и зашли в трапезную. Вот она — Тайная вечеря, его лучшее создание. Но, подойдя поближе, он увидел, отслоившийся кусочек краски. Дальше еще, еще! Вся фреска была в чешуйках. Леонардо понял, что она стала жертвой его эксперимента: он применил тут изобретенный им способ грунтовки стены и новый состав краски, которая позволяла ему работать медленно, с остановками, исправленьями, что при обычной росписи было невозможно. «Мы нагреваем стену, жжем с обратной стороны огонь, — говорил монах, — так осыпается меньше». Леонардо глядел на умирающую фреску. Даже он, со всей своей изобретательностью, не в силах был ей помочь. Он повернулся и тяжело пошел к выходу, оставляя последующим поколениям заботу о своем великом произведении.

В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

(Евангелие от Марка)

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector