Разновидности итальянской оперы

Разновидности итальянской оперы

ОПЕРА-БУФФА

В ши­ро­ком смыс­ле по­ня­тие ох­ва­ты­ва­ет все раз­но­вид­но­сти итальянской музыкальной ко­ме­дии XVIII века, в стро­гом смыс­ле от­но­сит­ся толь­ко к ко­мической опе­ре 2-й половины XVIII века. Тер­мин (в стро­гом зна­че­нии) во­шёл в оби­ход в по­след­ней тре­ти XVIII века (од­но­вре­мен­но с тер­ми­ном опе­ра- се­риа) и ис­поль­зо­вал­ся на­ря­ду с другими обо­зна­че­ния­ми — «ве­сё­лая дра­ма» (dramma giocoso), музыкальная ко­ме­дия и другие. Основной ис­ток Оперы-буффы — не­апо­ли­тан­ская музыкальная ко­ме­дия конца 1730-х годов, ко­то­рая по­сте­пен­но вы­шла за пре­де­лы Не­апо­ля и с боль­шим ус­пе­хом ста­ви­лась по всей Ита­лии. К ком­по­зи­то­рам не­апо­ли­тан­ской шко­лы по­сте­пен­но примк­ну­ли и ве­не­ци­ан­ские ав­то­ры (Б. Га­луп­пи, Ф. Бер­то­ни, В. Чам­пи и другие).

Ис­то­рию соб­ст­вен­но Оперы-буффы от­кры­ва­ет «Ар­ка­дия на Брен­те» дра­ма­тур­га К. Голь­до­ни с му­зы­кой Га­луп­пи (1749). Осо­бым ус­пе­хом (в Ита­лии и за её пре­де­ла­ми) поль­зо­ва­лись со­чи­не­ния тех же ав­то­ров «Лун­ный мир» (1750), «Сель­ский фи­ло­соф» (1754), «Дья­во­лес­са» (1755) и другие. В них ут­вер­ди­лись осноные чер­ты Оперы-буффы 1750-х годов: вни­ма­ние к об­щественным нра­вам, тон­ко вы­пи­сан­ная ан­ти­ари­сто­кра­тическая са­ти­ра и осо­бый вес ха­рак­те­ра но­во­го ти­па. Этот «сред­ний» ха­рак­тер (mezzo carat­te­re) рав­но уда­лён как от ус­лов­но-воз­вы­шен­ных бла­го­род­ных ге­ро­ев (inna­mo­rati — «влюб­лён­ные»; пар­тии ча­ще все­го обо­зна­ча­лись как serie — «серь­ёз­ные»), так и от ка­ри­ка­тур­ных слуг, ко­мических ста­ри­ков, обан­кро­тив­ших­ся аван­тю­ри­стов- ари­сто­кра­тов (пар­тии bufe); во­пло­ща­ет на сце­не об­раз ге­роя третье­го со­сло­вия, про­ник­ну­тый идео­ло­ги­ей Про­све­ще­ния. Голь­до­ни в 1749-1763 годах соз­дал 43 либ­рет­то ко­мических опер, му­зы­ку к ко­то­рым пи­са­ли Э. Ду­ни, Дж. Скар­лат­ти, Д. Фис­кь­ет­ти, Н. Пич­чин­ни, Т. Тра­эт­та, Ф. Л. Гасс­ман и другие. Мно­гие из этих либ­рет­то ис­поль­зо­ва­лись не­од­но­крат­но (на од­но из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных — «Лун­ный мир» — бы­ло соз­да­но 8 опер). В опе­рах Га­луп­пи и его со­вре­мен­ни­ков по­сте­пен­но сло­жи­лись спе­ци­фический «буф­фон­ный» музыкальный язык и приё­мы музыкальной дра­ма­тур­гии (в ча­ст­но­сти, раз­вёр­ну­тые фи­на­лы-куль­ми­на­ции ак­тов), спо­соб­ст­во­вав­шие пре­вра­ще­нию му­зы­ки в но­си­тель­ни­цу дра­ма­тического дей­ст­вия.

Осо­бую, сен­ти­мен­таль­ную раз­но­вид­ность Оперы-буффы, в ко­то­рой на­шли пре­лом­ле­ние те же тен­ден­ции, что и во францской «слез­ли­вой ко­ме­дии» (comédie lar­mo­y­ante) и про­све­ти­тель­ском нра­во­учи­тель­ном ро­ма­не, от­кры­ла по­став­лен­ная в 1760 году «До­б­рая доч­ка» Н. Пич­чин­ни (либретто Голь­до­ни). С середины 1760-х годов Опера-буффа раз­ви­ва­лась ме­нее ак­тив­но, что бы­ло во мно­гом вы­зва­но сме­ной по­ко­ле­ний либ­рет­ти­стов и ком­по­зи­то­ров. Сре­ди но­вой плея­ды ав­то­ров (с середины 1770-х годов) са­мы­ми из­вест­ны­ми бы­ли дра­ма­тур­ги Дж. Бер­та­ти (Ве­не­ция), Дж. Па­лом­ба и Дж.Б. Ло­рен­ци (Не­аполь), ком­по­зито­ры Дж. Паи­зи­ел­ло, Д. Чи­ма­ро­за. Пло­до­твор­ные тра­ди­ции Оперы-буффы сло­жи­лись за пре­де­ла­ми Ита­лии, в ча­ст­но­сти в Ве­не, где со­пер­ни­че­ст­во либ­рет­ти­стов Дж.Б. Кас­ти и Л. Да Пон­те, ком­по­зито­ров Дж. Паи­зи­ел­ло, А. Саль­е­ри, В. Мар­тин-и-Со­ле­ра и В.А. Мо­цар­та при на­ли­чии пер­во­класс­ной труп­пы ис­пол­ни­те­лей при­ве­ло в 1783-1790 годах к со­зда­нию ря­да ше­дев­ров. Италянская Опера-буффа этих лет (на­ря­ду с францской ко­мической опе­рой) по­влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние опер­ных тра­ди­ций в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии (северонемецкий и австрийский зин­гш­пиль), в Рос­сии (с конца 1770-х годов). По­след­ние яр­кие со­чи­не­ния жан­ра — опе­ры Дж. Рос­си­ни, по­став­лен­ные в 1813-1817 годах.

Разновидности итальянской оперы

  • Поддержите наш сайт →

Комическая опера — в широком смысле слова опера комедийного содержания (от лёгкой буффонады или фарса до серьёзной или высокой комедии), в узком — франц. opera comique, т. е. национальная разновидность комического оперного жанра.

Комическая опера как музыкально-театральный жанр складывалась по-разному в Италии, Франции, Англии, Германии и Австрии, Испании, России. В странах с развитой оперной культурой (Италия, Франция) комическая опера возникла позднее оперы-сериа и в значительной мере противостояла ей как более молодое, чуткое к действительности, широко воздействующее искусство.

В Италии 30-х гг. 18 в. это — опера-буффа, близкая комедии дель арте и неаполитанской диалектальной комедии; во Франции середины 18 в. комическая опера сближалась со спектаклями ярмарочного театра; в Англии — балладная опера, классический образец которой — «Опера нищего» (1728), пародировавшая итальянскую оперу-сериа, господствовавшую тогда в Лондоне; в Германии и Австрии — зингшпиль, сыгравший в 18 в. важную роль в утверждении национального оперного искусства; в Испании 18 — начала 19 вв. — тонадилья с её реалистическими, зачастую злободневными сюжетами. В России последней трети 18 в. возникновение комической оперы было связано с формированием национальной композиторской школы светского направления.

В каждой стране сохранялись некоторые формальные особенности комического оперного жанра: разговорные диалоги в зингшпиле, французской и русской комической опере (при различных проявлениях национальной песенности), речитативы, широкая ариозность и динамичные ансамбли в итальянской опере-буффа и т. д. Весьма широк и многообразен был круг тем комической оперы (избегались, как правило, античные и историко-легендарные сюжеты).

В Италии опера-буффа прошла путь от весёлой буффонады (Дж. Перголези) через сентиментально-морализирующую комедию (Н. Пиччинни) и разностороннюю поэтизацию комического начала (Дж. Паизиелло) к сатирической комедии (Дж. Россини). Во Франции — от бытового жанра через сентиментальную буржуазную мелодраму (Г. А. Монсиньи, А. Гретри) и поэтическое углубление (Гретри) к «опере спасения» (Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр) и дальнейшему расширению концепций — от романтизации в произведениях A. Буальдьё и Ф. Обера вплоть до «Кармен» Бизе, по существу порвавшей с содержанием собственно комической оперы и сохранившей лишь её внешние формальные черты (разговорные диалоги).

Определение комической оперы как жанра повсюду связано с новыми тенденциями музыки и оперной драматургии: мелодический склад комической оперы обычно более близок бытовым и народным истокам, нежели склад опер-сериа, несложные на первых порах характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), ариозный стиль значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Всё это было связано с запросами новой, более демократической аудитории, с иным кругом сюжетов и образов в эпоху Просвещения.

Достижения комических оперных жанров (оперы-буффа, зингпшиля) были развиты и преобразованы B. А. Моцартом в его зрелых произведениях («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля»), которые уже нельзя отнести полностью к этим жанрам.

Новую трактовку получила французская комическая опера в годы Великой французской революции, а в 19 в. почти одновременно достигла высот драмы в творчестве Ж. Бизе и превратилась в оперетту у Ж. Оффенбаха. Немецкий зингшпиль вырос до национальной романтической оперы в творчестве К. М. Вебера. Высочайшим образцом итальянской комической оперы стал «Фальстаф» Верди. Русская комическая опера, пройдя этап романтизации у А. Н. Верстовского и смыкаясь в начале 19 в. с водевилем, приобрела новые качества в искусстве классиков (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков) и оказала влияние на творчество некоторых западно-европейских композиторов (Б. Сметана и др.). На Украине развивалась национальная комическая опера.

В 20 в. в различных странах в жанре комической оперы созданы многочисленные произведения; с комической оперой отчасти сближаются мюзикл как новый музыкально-театральный жанр, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. Таким образом, развитие жанра, весьма последовательное в 18 в., осложняется в 19 в. и особенно в 20 в. взаимосвязями с другими музыкальными и синтетическими жанрами.

Литература: Ла Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Русская комедия и комическая опера XVIII в., под ред. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950.

Разновидности итальянской оперы

И снова здравствуйте. Рада видеть всех на моем уроке.

Сегодня мы с вами поговорим о разновидностях оперы.

  • Классическая опера
  • Опера-балет
  • Комическая опера
  • Оперетта

Устаревшие:

  • Балладная опера
  • Опера-семисериа
  • Опера-семиа

Рассмотрим поподробнее. Напомню, что первые оперы были созданы в Италии — композиторами Пери и Монтеверди. В основе этих произведений были мифы и сюжеты древней истории. Поскольку задачей композиторов было показать «историю» посредством сольного пения, то и участвовали в этих операх в освновном солисты-вокалисты, пение которых сопровождалось музыкой небольших ансамблей.

За основу брали какую-нибудь драматическую историю, и на протяжении всего действия солисты «страдали» на сцене без хоровой поддержки, без каких-либо танцевальных номеров или пантомимы (которая активно использовалась в более ранних постановках). Ставка была на сольное пение, на виртуозность, богатство голоса и вокальной техники. Причем для этого жанра было характерно следующее деление: все, что касалось эмоций, выражалось голосом в ариях, а все, что касалось действия, — выражалось речитативом. Именно тогда появилось изумительное бельканто, о котором мы с вами еще поговорим позднее. (Бельканто — итал. bel canto, буквально — прекрасное пение.) Тогда же был сделан акцент на кастратное пение (о котором мы также поговорим впоследствии).

И в конце XVII — начале XVIII века появился жанр, который назвали Опера-Сериа (по-итальянски seria — серьёзная). Ярчайшими представителями мастеров оперы-сериа считают А. Скарлатти и Г. Генделя. В этом же стиле писали К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (его ранние произведения), Н. Порпора и другие. Глюку не очень нравилось отсутствие полноценного оркестра в сопровождении, простенький речитатив (на фоне виртуозных арий). И он решился реформировать жанр, придать оркестру и речитативу более весомую роль в оперном искусстве. Примером этого может служить опера (известная и сейчас) «Орфей и Эвридика». В результате этих изменений, подхваченных и развиваемых другими композиторами, опера-сериа практически исчезла как жанр, уступив место привычной нам классической опере (или просто Опере).

Сегодня в опере важно все — музыка, слова, вокал, сценические действия. Только в целостности, совокупности всех составляющих, проявляется настоящая Опера. Музыка становится не подспорьем, не сопровождением действия, а «действующим лицом», она ведет, развивает замысел композитора, становится основной движущей силой действия. И если целостность нарушается, то и опера, как особый род музыкально-драматического искусства, — утрачивается. В качестве примера очень хочется дать вам послушать небольшой кусочек из оперы «Турандот» Пуччини. Арию Калафа исполняет Франко Корелли. Вслушайтесь в это исполнение. Это один из лучших теноров, когда-либо исполнявших эту арию. Впрочем — он и один из лучших оперных певцов ХХ века.

Если в Опере появляется обилие танцевальных сцен, то такую оперу принято причислять к Опере-балету. Этот жанр получил распространение во Франции, при дворе (конец XVII — начало XVIII веков). Несмотря на то, что на сцене и пели, и танцевали, главными на сцене все же были танцевальные номера. Этому виду сопутствовали пышные декорации, не сильно связанные сюжетом картины, смесь речитатива, арий, ансамблей и т. п. Наиболее яркими представителями этого жанра считаются оперы Ж. Р. Рамо — «Галантная Европа» (1735 г.), «Празднества Гебы» (1739 г.) и др. В конце XVIII века этот жанр практически исчезает, но только для того, чтобы снова возродиться уже в XIX-м и XX-м веках. Единство танца и пения можно увидеть в таких произведениях, как «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чуде» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1950) и др.

Драматические сюжеты не давали расслабиться и отдохнуть. А публика жаждала увеселения. И композиторы все чаще писали оперы комедийного содержания (от легкой буффонады, фарса, до высокой комедии). Так появилась разновидность оперы — Комическая опера. Причем, чем меньше была оперная история в стране, тем проще и легче развивалась комическая опера. И если опера-сериа основывалась на произведениях серьезного характера, то комическая опера больше вбирала в себя все бытовое, национальное, более простое для понимания.

Подвидами этой оперы можно считать Оперу-буффа, Зингшпиль и Оперу-семисериа.

Опера-буффа (итал. opera buffa — комич. опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Это в основном итальянские — венецианские и неаполитанские комедии с музыкой, часто — небольшие произведения (интермедии), которые вставляли между актами оперы-сериа (не иначе как для того, чтобы слушатель мог расслабиться и отдохнуть на менее серьезной музыке). Родоначальником этого жанра принято считать Дж. Б. Перголези с его «Служанкой-госпожой» (1733 г.).

В отличие от оперы-сериа, на сцене присутствовали два-три певца, разыгрывающих легкую, подвижную, веселую комедию. В дальнейшем жанр включил в себя романтические, лирические сцены, которые не отменяли основного комедийного действия, а лишь подчеркивали его. Дж. Паизиелло ставит «Севильский цирюльник» (1782 г.) и «Мельничиху» (1788 г.), Д. Чимароза пишет «Тайный брак» (1792 г.). Это уже не маленькие легкие истории, а развернутые сюжеты, наполненные интригами, сатирой, бытовыми или сказочными сценами. Именно к этому жанру можно причислить всем известную Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816 г.).

Ария Фигаро в исполнении Георга Отса:

В XX-м веке этим жанром увлекались С. С. Прокофьев («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре») и И. Ф. Стравинский («Мавра»). В Германии и Австрии появилась своя разновидность комической оперы — Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра). Эта разновидность характеризовалась обилием разговорных диалогов между музыкой. Основоположником этого направления считается музыкальная комедия «Чёрт на свободе» с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752 г.), поставленная в Лейпциге. Комедия была написана под влиянием английской балладной оперы, о которой я расскажу чуть позже. И опере этого типа ближе музыкальные спектакли, пение в которых скорее сопровождает действие, нежели является основой. Чаще всего это были обработки народных песен, баллад, романтических произведений. В дальнейшем эти направления привели к появлению таких произведений, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная Флейта» В. А. Моцарта.

Арию из «Свадьбы Фигаро» я предлагаю послушать в исполнении Муслима Магомаева:

Опера-семисериа (итал. opera semiseria, буквально — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Этот жанр выделяют для себя музыковеды и знатоки, ибо четкой градации этого жанра нет: по сути, серьезная опера с более легкими вставками или комическая опера с серьезными вставками — это и есть опера-семисериа. К этому жанру относят некоторые оперы А. Скарлатти, Дж. Паизиелло и других композиторов второй половины XVIII-го века. «Дон Жуан» Моцарта иногда так же причисляется знатоками к этому жанру. В более современных произведениях влияние этого жанра можно увидеть в операх Дж. Пуччини и П. Масканьи.

Балладная опера (англ. ballad opera) ныне — исчезнувший, а точнее, переродившийся жанр. Появилась она в Англии, получила распространение в XVIII-м веке. Из Англии она распространилась по странам Европы — Италия, Франция, Испания, Германия. Изначально балладная опера основывалась на народной музыке — английской, шотландской, ирландской баллад. Переработанные баллады вошли в балладную оперу в качестве отдельных музыкальных номеров. В основном эта опера представляла собой комедию, чаще даже сатиру, в которой высмеивались аристократические нравы. Иногда балладная опера являлась пародией на Оперу-сериа.

В балладной опере на сцене пели, плясали, разговаривали — и все это на основе фольклора или псевдофольклора (современные сочинения в народном стиле). Иногда в такую оперу включали отрывки из сочинений известных национальных композиторов. Первым классическим образцом балладной оперы была «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, который аранжировал популярные народные песни, добавил несколько музыкальных номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произведение включало пародии на отдельные номера из итальянских опер Г. Ф. Генделя.

Сегодня произведения этого жанра не услышать. Но! Если вы заглянете в репертуар театров, то в некоторых из них вы можете встретить «Трехгрошовую оперу», которая по сути является переделкой той самой «Оперы нищих». Пели в таких постановках уже далеко не виртуозы пения, назвать это «оперой» очень сложно. Но как музыкальный спектакль — это очень даже интересное зрелище! Вы можете убедиться в этом сами, послушав одну из известнейших песен этого спектакля в исполнении Андрея Миронова.

Для неспециалистов все эти жанры можно разделить, наверное, просто на два: классическая опера и комическая, со всеми ее разновидностями. И если классическая опера и сейчас исполняется только на оперной сцене, то комическая сильно раздробилась на жанры и для нас интересно еще одно ее направление, которое мы еще не рассмотрели, и которое обычно рассматривается как отдельный жанр.

Оперетта (итал. operetta, уменьшительное от opera; буквально — маленькая опера)

Изначально, с XVII-го до середины XIX-го века, оперетта являлась просто небольшой оперой. Этим термином могли назвать любую из разновидностей комической оперы. Это могла быть небольшая бытовая комедия, пастораль, небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана. Сейчас же для нас это один из видов музыкального театра. По сути, оперетта — это музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные номера и музыкально-хореографические номера разбавляются разговорными сценами (не напевными, не речитативом, а просто в виде разговора). Главное отличие от оперы — простота. Более простые и понятные мелодии, танцы, песни. Главное сходство — музыка, танцы, речь — едины и служат развитию действия, утверждению идеи произведения. Целостность произведения тут важна так же, как и в классической опере. В системе видов искусства оперетта занимает среднее положение между оперным и драматическим театром.

Оперетта, как самостоятельная разновидность музыкального искусства, выделилась во Франции в середине XIX-го века. Композиторы Ф. Эрве и Оффенбах открыли два театра музыкально-сценической пародии и миниатюр («Фоли нувель» — 1854 г. и «Буфф-Паризьен» — 1855 г.). Пожалуй, именно этот момент можно считать моментом рождения оперетты в нашем понимании. И если оперу воспринимают немногие, то оперетту слушали, наверное, большинство из вас. Или смотрели по телевидению. Помните замечательные советские фильмы-оперетты «Сильва», «Летучая мышь», «Фиалки Монмартра»? Кальман, Штраус, Легар, Абрахам, — это, пожалуй, самые известные композиторы, имена которых слышали наверняка все.

В качестве примера я хочу привести сразу два варианта исполнения одного и того же отрывка из оперетты Имре Кальмана «Сильва» — «Песенку Бони».

Первый — на языке оригинала — исполняет Карой Пеллер (Károly Peller):

Второй вариант этой же песни — в исполнении Сергея Лазарева. На протяжении восьми недель я наблюдала за проектом «Призрак Оперы» по нашему телевидению, где попсовиков и эстрадников «учили» петь оперные произведения. Надо отметить, что некоторые вполне успешно учились и результат показался мне вполне достойным того, чтобы дать вам его для знакомства. Просто как пример, что и попсовики не безнадежны, если с ними позаниматься и дать им действительно хороший материал для исполнения!

В качестве домашнего задания я попрошу вас рассмотреть следующие вопросы:

  1. На ваш взгляд, можно ли вводить жесткую классификацию произведений по разновидностям оперы, или же их можно только условно причислить к одной из них? Обоснуйте ответ.
  2. Если сравнивать оперу и оперетту, можно ли сказать, что в опере требуются более выносливые физически люди? Нужен ли там более сильный голос? Может ли оперный певец исполнять арии оперетт и наоборот? Не пользуйтесь заклинанием «яндексищи», отвечайте своими мыслями.
  3. Во время второй мировой многие композиторы Европы переехали в Америку. Но в Америке царили свои законы, своя музыка. И в результате на основе оперетты возник новый жанр, тот, что намного проще экранизировать и ставить на Бродвее. Какой? Есть ли у него кардинальные отличия от оперетты? Приведите парочку примеров.
  4. В связи с появлением новых музыкальных жанров, называемых иногда «музыкой протеста» (особенно в СССР), возник новый подвид оперы. Какой? Знаете ли вы примеры современной оперы, написанной не классическими композиторами, а в рамках этого нового музыкального жанра? Хотя бы парочку примеров, как западной *-оперы, так и русской *-оперы.

На самом деле, рассказывать можно намного больше, чем я сегодня. Но предлагаю это оставить или на курсовые, или на обсуждение в виде семинара.

Разновидности итальянской оперы

Оперой называют сценическое представление (итал. работа), которое сочетает в себе музыку, тексты, костюмы и декорации, объединенные одним сюжетом (историей). В большинстве опер текст исполняется только пением, без разговорной линии.

Рождение оперы относят к эпохе Возрождения. В 1573 году в Италии собралось сообщество творческой интеллигенции, состоящее из музыкантов, литераторов и театралов, рассматривающее различные аспекты музыкально-театрального искусства, основным из которых было стремление возродить древнегреческую драму. Эта группа известна как «Флорентийская камерата», их цель была в том, чтобы исполнители пели свои роли, а не просто произносили их. Так в конце XVI века опера как жанр обрела современную форму.

Изначально опера была искусством только для аристократии и высшего сословия, но вскоре стала более демократичной. Венеция была центром музыкальной деятельности, в 1637 году в ней был построен первый общественный оперный театр. В скором времени опера распространилась по всей Европе, а впоследствии и по всему миру, обогащаясь национальными и культурными традициями разных народов, впитывая в себя их театральные и музыкальные особенности.

Читайте также  Итальянская опера классика

Для создания оперы требуется очень много времени и человеческих усилий. Писатели, либреттисты (драматурги, которые пишут либретто или адаптируют текст), композиторы, костюмеры и декораторы, дирижеры, певцы, танцоры, музыканты, суфлеры (человек, подсказывающий текст), продюсеры, режиссеры и многие другие специалисты работают в тесном творческом союзе для того, чтобы опера приняла свою окончательную форму и увидела премьеру.

Для оперы созданы свои стили/виды пения, такие как:

речитатив — имитация структуры и ритма речи,
ария — сольное мелодичное пение, выражающее чувства героя, противопоставление (контраст) хоровому пению,
бельканто — от итальянского «прекрасное пение», технически совершенное, иногда в ущерб драматической составляющей,
кастрат
— в период барокко мальчиков кастрировали до достижения ими половой зрелости, чтобы избежать углубления голоса. Много главных партий в операх того времени написаны для кастратов.

Типы оперы.

Комическая опера — очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом. Некоторые из форм комической оперы это оперетта и опера-буффа. В этом виде музыкально-театрального искусства зачастую музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. В качестве примеров комической оперы можно привести «Госпожа-служанка» (La serva padrona) Джованни Баттисты Перголези и «Летучая мышь» (Die Fledermaus) Иоганна Штрауса.
Во Франции разновидностью комической оперы является опера комик (comique), но основным отличием является то, что Опера комик не всегда лёгкая и смешная, зачастую с трагическим финалом, самым известным примером является трагическая «Кармен» (Carmen) Жоржа Бизе.

Опера-серия (серьёзная опера) — также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки. Примерами являются «Милосердие Тита» (La Clemenza di Tito) Вольфганга Амадея Моцарта и «Риналдо» (Rinaldo) Георга Фридриха Генделя.

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) — жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Одним из наиболее известных примеров оперы-семисерии является «Линда из Шамуни» (Linda di Chamounix) Гаэтано Доницетти, а также «Сорока-воровка» (La gazza ladra) Джоаккино Россини.

Большая опера (гранд) — возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя — крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Одними из ярких представителей большой оперы являются «Роберт-дьявол» (Robert le Diable) Джакомо Мейербера и «Ломбардцы в крестовом походе» («Иерусалим») Джузеппе Верди.

Веристская опера (от итал. verismo) — реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий «кадровый» монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии. Образцами веризма в опере являются «Паяцы» (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло и «Мадам Баттерфлай» (Madama Butterfly) Джакомо Пуччини.

Значение хора и оркестра в опере.

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры.

Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

Первый публичный спектакль был дан во Флоренции (Италии) в 1600 году на свадебных торжествах во дворце Медичи. Он назывался «Сказания в музыке об Орфее и Эвридике». Текст написал О.Ринуччини, а музыку – Якопо Пери, исполнивший в опере главную роль. Вскоре опера распространяется по всей Италии, а затем и по Европе. В ней пробуют свои силы такие известные композиторы, как Д.Каччини, Д.Перголези, К.Монтеверди.

Первые создатели опер пытались возродить древнегреческую трагедию, то есть объединить в одном представлении драму, музыку и танец. Мелодия здесь полностью зависела от ритма стиха и представляла собой нечто среднее между пением и обычной разговорной речью.

· Послушаем фрагмент оперы Д.Каччини «Эвридика».

В конце 17 – начале 18 веков складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа (серьёзные) и опера-буффа (комические), связанные с бытовыми сюжетами.

Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Её героями были Орфей и Эвридика, Самсон и Далила, Эней и Дидона и другие известные личности. Действие таких опер часто заканчивалось трагедийным финалом.

Опера-буффа появилась позже – в 30-е годы 18 века. Она отличалась более скромными размерами, комедийным бытовым сюжетом, быстрым, стремительным развитием действия, весёлыми шутками, розыгрышами, переодеваниями. Музыка приближалась к народным мелодиям. Первой оперой-буффа была «Служанка-госпожа», написанная Перголези в 1833 году.

Позже появляются и другие разновидности опер: опера-пастораль, большая опера, лирическая опера, сказочная, историческая оперы.

Строение оперы.

Прежде, чем сочинять оперу, нужно выбрать сюжет и сделать по нему либретто – литературный текст оперы. Каждая опера — это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх — четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух — трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

Открывает оперу обычно увертюра – оркестровое вступление к опере. Это довольно большой музыкальный номер оперы, обычно написанный в сонатной форме. Здесь звучат основные темы оперы, настраивающие на характер предстоящего действия. Увертюра в сжатом виде выражает основную идею оперы.

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Сольные номера предназначены для одного исполнителя. К ним относятся ария, ариэтта, ариозо, каватина, песня, романс, монолог, куплеты и другие.

Ария — вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение. Примеры различных оперных арий мы уже слушали в 1 четверти.

Речитатив — род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д. Вспомните вокальные ансамбли, которые мы уже слушали в 1 четверти.

Дуэты в опере могут быть между героями-соперниками или друзьями.

· «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» Чайковского можно назвать дуэтом согласия. Девушки любуются красотой летнего вечера и их голоса вторят друг другу, имеют сходный мелодический рисунок.

Хор — певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор — это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.

Хор может быть мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков. Одни хоры имеют значение фона – например, крестьянские хоры из оперы «Евгений Онегин».

Другие становятся активным участником событий – например, хор в сцене бала у Лариных, где происходит ссора друзей-соперников Онегина и Ленского.

Хор необходим в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя по-разному. Он может звучать

· как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь»,

· как торжественный гимн — в опере «Жизнь за царя» Михаила Глинки (хор «Славься»).

Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. Кроме увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины.

· Антракты являются вступлением к действию оперы Послушаем музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д. Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора.

· Один из таких примеров — «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

· Послушаем «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия».Эта музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector