Религия античной греции

Религия античной греции

Религия Древней Греции

В своей эволюции греческая религия прошла хтоническую, олимпийскую и мистериальную стадии. Первая господствовала в догомеровскую, вторая — в гомеровскую, а третья — в послегомеровскую эпоху. Античная религия имела преимущественно государственно-политический характер. На всем протяжении развития античного общества, особенно в эпоху эллинизма, религия оказывала огромное влияние на сферу частной жизни, приобрела корпоративный, коллегиальный либо эзотерический, мистериальный характер.

Древнегреческий пантеон

Древнегреческая культура создала колоссальную и разнообразную мифологию, ставшую своеобразным кладезем образов, сюжетов, тем, которые бесконечно варьируются в мировой культуре, особенно в художественном творчестве. В классическом варианте древнегреческой мифологии теогония (рождение поколений богов) выглядит следующим образом. Из первичного Хаоса появляются четыре первостихии — Эрос (энергия любви), Гея (Земля), Тартар (истоки всякого рождения), Нюкта (Ночь). Гея порождает Урана (Небо) и вступает с ним в брачный союз, от которого происходят многие начала и существа космоса, в том числе поколение богов-титанов во главе с Кроном и Реей. Крон и Рея порождают старших олимпийских богов и богинь: Зевса (владыку небесной и земной сферы), Посейдона (владыку морской стихии), Аида (властвующего в подземном мире), Геру (супругу Зевса, покровительницу женщин, деторождения), Деметру (богиню урожая). От Зевса происходят младшие олимпийских божества: Аполлон (покровитель искусств), Артемида (покровительница диких животных и охоты), Афина (богиня мудрости, военного искусства, покровительница женских занятий), Афродита (богиня любви), Гермес (бог — вестник, препровождающий умерших в загробный мир, покровитель путешествий, торговли, интеллектуальных занятий), Дионис (покровитель растительной природы, воплощающий исступленные, бессознательные проявления психики), Гефест (покровитель кузнечного ремесла), Персефона (супруга Аида, воплощает весеннее пробуждение природы) и др. Каждый род, фратрия, племя, город имели своих божеств-покровителей.

Судьба, оракулы и прорицания

Древнегреческому обществу была присуща вера в неотвратимую силу судьбы. Греки страшились таинственной богини Ананке («Необходимость»), вращающей веретено, от которого зависит все существующее. Три богини судьбы Мойры, дочери Ананке, определяют события человеческой жизни. Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, а Атропос неотвратимо приближает конец. Распространенными были оракулы и прорицатели. Греки обращались к прорицателям, которые угадывали будущее, читая по звездам, толкуя сновидения, рассматривая внутренности животных, наблюдая за полетом птиц. Самыми знаменитыми и почитаемыми были оракул Зевса в До- доне и оракул Аполлона в Дельфах.
Мистерии

В классический период расцвета античной цивилизации самым мощным элементом греческой религии были мистерии, представлявшие собой тайную церемонию, во время которой посвященным показывались священные символы. Совершаемые обряды в полудраматической форме воспроизводили страсти, смерть и воскресение богов, обращались к древним вегетационным и магическим темам. Посвященным обещалось бессмертие. Наиболее знаменитыми были Элевсинские таинства, имеющие древнее происхождение и связанные с осенними аграрными праздниками. В более поздних мистериях появляется тема любви Орфея и Эвридики.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Древнегреческая религия

Древнегреческая религия (Ελληνική θρησκεία) — политеистическая религия, господствовавшая в Древней Греции начиная с микенского периода.

Греческая религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Они, по мнению греков, не были всемогущи, но покровительствовали одной или нескольким стихиям, сферам человеческой деятельности или географическим областям. Часто эти представления варьировались от региона к региону: например, Артемида могла почитаться как покровительница девственниц или рожениц. Иногда божества снабжались эпитетами: Зевс Ксений (покровитель путешественников), Зевс Ктесий (покровитель собственности) и т. д. Богам соответствовали священные животные (пережиток тотемизма). Боги подчинялись судьбе и могли даже бороться друг с другом. Были случаи посмертного обожествления (Геракл). Мифология была чрезвычайно развита.

Греки верили в существование загробного мира. Некоторые философы (Пифагор, Платон) признавали переселение душ, но эта идея не получила широкого распространения.

Местам поклонения богам служили алтари, на которых стояли идолы. Им жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных, включая жестокие гекатомбы. Из бескровных жертв популярны были либация (возлияние напитков, например, на симпосии) и фармаки (люди или животные, которых изгоняли из поселения во время бедствий). Большие алтари и статуи находились в кумирнях, при некоторых из них были оракулы. Существовали и священные камни (пережиток фетишизма).

Греки любили религиозные церемонии. К крупнейшим фестивалям относились Панафинеи и Олимпийские игры. Помимо них, религиозную окраску имели частные праздники (например, по достижении определённого возраста) и мистерии, самыми важными из которых были Элевсинские таинства.

Хотя строгой догматики в эллинской религии не было, некоторые тексты были окружены ореолом почитания: «Теогония» Гесиода, произведения Гомера и Пиндара.

Несмотря на то, что греческие боги часто совершали неблаговидные деяния, у их почитателей были представления о нравственности. Важными добродетелями считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Специфическим термином греческой этики был хюбрис — преступная гордыня, противление божественной воле.

«. Согласно подобным взглядам, боги способны проявить долготерпение и карают смертных, лишь когда те нарушат предустановленные границы поведения. Однако их трудно не нарушить, учитывая стремление человека к «превосходству» (arete). А чрезмерное превосходство рискует обернуться гордыней и дерзостью (hybris), как это произошло с Аяксом, похвалявшимся, что он избежал смерти вопреки воле богов, за что был убит Посейдоном («Одиссея», IV, 499-511). Hybris порождает временное помешательство (ate), которое ослепляет гордеца и приводит к гибели. Таким образом, hybris и, как его результат, ate, могут выступать орудиями мойры, настигающей смертных (героев, царей, удальцов и др.), обуянных гордыней или слишком увлеченных стремлением к «превосходству. »»

(Мирча Элиаде «История Веры и религиозных идей, глава 10, параграф 87)

Из этого Мирча Элиаде сделал вывод что:

«. Выходит, что возможности человека ограничены его природой и у каждого в отдельности — собственной мойрой. Исток человеческой мудрости — осознание бренности и ненадежности существования. Следовательно, имеет смысл наиболее полно пользоваться такими его благами, как молодость, здоровье, удовольствия плоти или радости, даруемые добродетелью. Разумеется, этот «идеал», порожденный безысходностью бытия, имеет варианты, важнейшие из которых мы впоследствии рассмотрим (том II). Но в каждом из них присутствует мотив ограниченности и бренности бытия. Отнюдь не сдерживая творческой мощи греческого религиозного гения, столь трагический взгляд на человеческую природу парадоксальным образом привел к ее возвышению. Поскольку боги положили предел его возможностям, человек в конце концов начал превозносить и даже обожествлять чисто человеческие свойства. »

Со временем греческая религия широко распространилась и повлияла на этрусков и древних римлян. В 353 году вышел закон запрещающий жертвоприношения языческим богам на территории Римского государства и приписывающий закрыть все языческие храмы. В 356 году вышёл ещё один закон установивший смертную казнь за участие в жертвоприношении и поклонении языческим богам. После временное легализации язычества в 363 — 365 годах в 391 году принесение жертв языческим богам и посещение языческих храмов было запрещено. В 950 году в Харране был закрыт последний в мире греческий языческий храм. В 988 году были крещены последние лаконийцы-язычники. Ныне представлена только в виде неоязычества.

Персонажи

    — первоначало, олицетворение Мглы и Пустоты (иногда ассоциируется с древним божеством Скотосом — воплощением Мрака) — бог-создатель всего живого, воплощение Первобытного Разрушения и первый царь Всего Сущего.

(Боги первого поколения) Дети Хаоса и Мглы:

  • Хронос — воплощение Времени
  • Гея — воплощение Земли
  • Эрот — бог-воплощение Всемирного тяготения, воплощение Любви и Источник Жизни
  • Тартар — воплощение Зла и Ада, мрачный и жестокий дух ужасной Бездны в недрах Земли
  • Эреб — воплощение Вечного Мрака
  • Никта/Никс — божество Ночи.

Дети Эреба и Никты:

  • Эфир — бог-воплощение Вечного Света и Воздуха
  • Гемера — богиня-воплощение дня

Дети Хаоса и Геи (либо дети Геи без отца)

  • Уран — воплощение Неба
  • Понт/Понтус — воплощение Моря и Воды

Боги второго поколения. Дети Моря и Земли:

  • Нерей (Мирное Море)
  • Тавмант (божество морских чудес)
  • Эврибия (воплощение морской силы)
  • Форкий (бог Бурного Моря и бурь)
  • Кето (Воплощение Пучины, царица ужасов моря, мать морских чудовищ)

Дети Эфира и Гемеры (одна-единственная дочь: Таласса, морская богиня, жена Понта)

Дети Неба и Земли (Титаны):

    — младший сын Урана и Геи, бог времени и жатвы, муж Реи, царь титанов — младшая дочь Урана и Геи, жена Кроноса и царица титанов — водный бог, старший сын Урана и Геи, муж Тефиды — водная богиня, старшая дочь Урана и Геи, жена Океана, мать океанид и рек — сын Урана и Геи, титан-покровитель Запада — дочь Урана и Геи, богиня правосудия и мирового порядка — сын Урана и Геи, солнечный бог, муж Тейи, покровитель Востока — дочь Урана и Геи, лунная богиня, жена Гипериона, покровительница Востока — сын Урана и Геи, божество ночных небес, владыка Юга — дочь Урана и Гея, богиня памяти и будущего — сын Урана и Гея, воплощение небесной оси, вокруг которой вращались облака, муж Фебы, царь Севера — дочь Урана и Геи, богиня небес, жена Кея, царица Севера

Титаны младшего поколения:

    — солнечный бог, сын Гипериона и Тейи — лунная богиня, дочь Гипериона и Тейи — богиня-воплощение зари, дочь Гипериона и Тейи — сын Крия и Эврибии, божество звездного неба — сын Крия и Эврибии — сын Крия и Эврибии — сын Иапета, один их самых жестоких титанов, лучший воин армии титанов — сын Иапета — сын Иапета, творец человечества — сын Иапета — дочь Кея и Фебы, жена Перса — дочь Кея и Фебы

Боги рожденные Ночью и Мраком в наказание титанам, убившим своего отца:

  • Танатос (Смерть)
  • Гипнос (Сновидения и Забвение)
  • Немезида (Возмездие)
  • Эрида (раздоры и труд)
  • Апата (Обман)
  • Азид (Бедствие)
  • Лим (Голод)
  • Леф (Забвения)
  • Алгос (Боль)
  • Пон (Наказание)
  • Лисса/Мания (Безумие)
  • Мом (Насмешки и Глупость)
  • Кера/Керы (насилие, уничтожение, духи смерти и войны, выпивающие кровь у погибших воинов и пожирающие их души)
  • Герас (старость)
  • Онир (лживые и вещие сны)
  • Три Мойры (богини судьбы и рока)
  • Морос (рок и насилия)

Боги третьего поколения (Боги Олимпа) Основные

    — младший сын Крона и Реи, бог грома и молний — сын Крона и Реи, бог-царь морей и океанов — старший сын Крона и Реи, бог-царь царства мертвых — младшая дочь Крона и Реи, богиня семьи и брака — старшая дочь Крона и Реи, богиня домашнего очага, покровительница городов и огня — дочь Крона и Реи, богиня земледелия и плодородия

Боги четвёртого поколения Основные (дети Зевса и Геры; либо Зевса и Метиды; либо Зевса и его любовниц)

    — сын Зевса и Геры, бог кровавой войны — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела — сын Зевса и плеяды Майи, бог путешественников, купцов, ремесленников, воров и глашатаев — дочь Зевса и Метиды (богини разума и мудрости), богиня мудрости, честной и справедливой войны, искусств и ремесел — сын Зевса и Лето, бог стрельбы из лука, охоты и войны, искусств и врачевания, музыки и пророчеств, света — дочь Зевса и Лето, богиня стрельбы из лука, охоты и войны — богиня любви и брака, порождение Урана (Неба), оскопленного своим сыном Кроносом, и морской пены — бог плодородия, виноделия и вина
    — дочь Зевса и Деметры — дочь Зевса и Геры — дочь Зевса и Геры — водный бог, сын Амфитриты и Посейдона — водный бог, сын Посейдона — водная богиня, дочь Посейдона — дочь Посейдона — бог северного ветра, сын Астрея и Эос — бог западного ветра, сын Астрея и Эос — бог южного ветра, сын Астрея и Эос — бог восточного ветра, сын Астрея и Эос — сын Палланта и Стикс, воплощение Силы — сын Палланта и Стикс, воплощение Зависти — дочь Палланта и Стикс, воплощение Победы — дочь Палланта и Стикс, воплощение Мощи — божество сновидений, сын Гипноса — богиня радуги — богиня неистовой и яростной войны, дочь Ареса и Афродиты (либо соратница отца, либо воспитанница Ареса) — бог страха, сын Ареса и Афродиты — бог ужаса, сын Ареса и Афродиты — богиня чародейств, повелительница колдунов, чудовищ и призраков, дочка Астерии и Перса — сын Атланта — сын Атланта

Гиганты (низшие хтонические божества рожденные для свержения богов Олимпа Геей-Землей от семени ее второго мужа Тартара и капель крови ее первого мужа Урана; некоторые из 150)

  • Алкионей
  • Эвримедонт
  • Гратион
  • Энкелад
  • Полибот
  • Порфирион
  • Паллант
  • Мимант
  • Эврит
  • Клитий
  • Эфиальт
  • Абес
  • Офион
  • Кебрион

Мифические существа:

  • Тифон, Ехидна, Кето, Цетус, Скилла, Харибда, Сфинкс, Химера, Цербер, Лернейская Гидра, Немейский Лев, Орф, Колхидский дракон, Лидийский Змий, Эриманфский вепрь, Минотавр, Пифон, Титий, Антей, Единороги, Драконы, Дракайны, Гарпии, Кентавры, Сатиры, Сирены, Русалки

Прародители эллинов (Родители, отцы: Прометей, Девкалион, Эллин, Дор, Ксуф, Ион, Эол.)

    — отец Эллина, сын Прометея — сын Девкалиона — сын Девкалиона, прародитель эллинов — сын Эллина, прародитель дорийцев — сын Эллина, прародитель ахейцев и ионийцев — сын Эллина, прародитель эолийцев — сын Дора — сын Ксуфа, прародитель ахейцев — сын Ксуфа, прародитель ионийцев — сын Эола — сын Эола — сын Эола — сын Эола — сын Эола — сын Эола
  • Магнет — сын Эола

Мифические герои:

  • Тесей — сын Посейдона
  • Геракл — сын Зевса
  • Персей — сын Зевса
  • Эней — сын Афродиты
  • Ахилл — сын нереиды Фетиды
  • Гектор — сын Приама и Гекубы
  • Ясон — сын царя Иолка Эсона и Полимеды
  • Периклимен — сын Посейдона

Ссылки

  • Зелинский Ф. Ф.Древнегреческая религия
  • Фестюжьер А.-Ж.Личная религия греков
  • Мирча ЭлиадеГлава X. Зевс и греческая религия
Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.
  • Религия в Древней Греции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Древнегреческая религия» в других словарях:

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ — система верований и культов народов Др. Греции. Д. г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия осн. отрасли… … Атеистический словарь

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ — Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого… … Философская энциклопедия

Древнегреческая мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ — Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество.… … Советская историческая энциклопедия

Древнегреческая литература — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Древнегреческая колонизация — Греческие полисы (красным цветом) к VI в. до н. э. Великая Греческая Колонизация  расселение греков в VII веке до н. э. Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью … Википедия

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито микенский (3 2 е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11 9 вв. до н. э.); 3) архаический (8 6 вв. до н. э.); 4) классический… … Советская историческая энциклопедия

Древнегреческая кухня — Персефона и Гадес Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточно ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В … Википедия

ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ — Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. м. и р. периода родового строя… … Советская историческая энциклопедия

Политеизм — Религия греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество»  «многобожие» … Википедия

Николаев А. И. Десять лекций о религии

Для европейского сознания религия Древней Греции значит очень много. Фактически Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации. Язычество Эллады питает всю европейскую культуру, являясь вечным источником вдохновения для поэтов и художников. Греки создали сложную и стройную религиозную систему, в которой нашли отражение и мифологические, и философские, и этические, и социальные мотивы.

Важнейшей особенностью греческой религии является ее подчеркнутая антропоцентричность. Это одна из самых «очеловеченных» мировых религий. Фактически греческий Олимп – это сообщество всемогущих и бессмертных людей. У них вполне «человеческие» отношения, они ревнуют, злятся друг на друга, Бог может изменить жене и т.д. Почитаемая как великая богиня супруга Зевса Гера настолько замучила мужа своей ревностью, что однажды Зевс даже разыграл ее, придумав шутовскую свадьбу, где в роли невесты выступил наряженный дуб. Ослепленная ревностью Гера уничтожила псевдопроцессию и лишь потом поняла, что ее разыграли.

Такое очеловечивание сонма богов, с одной стороны, делает религию Греции менее интересной в мистико-философском плане [1] , но с другой – это породило огромное число мифов и легенд, в которых божественное и человеческое неразделимы. Даже первые строки знаменитой «Илиады» Гомера вводят нас в мир этой нераздельности:

Пой, богиня, про гнев Ахиллеса, Пелеева сына,

Гнев проклятый, страданий без счета принесший ахейцам,

Много сильных душ героев пославший к Аиду,

Их же самих на съеденье отдавший добычею жадным

Птицам окрестным и псам. Это делалось, волею Зевса,

С самых тех пор, как впервые, поссорясь, расстались враждебно

Сын Атрея, владыка мужей, и Пелид многосветлый.

Кто ж из бессмертных богов возбудил эту ссору меж ними?

Сын Лето и Зевса. [2]

Поэтому не удивительно, что более поздняя европейская традиция восприняла религию Греции более как факт культуры, чем собственно как религию, пусть и чужую. Это совсем другое восприятие, и при некотором внимании разница хорошо заметна. Например, уже в эпоху Ренессанса античные сюжеты разрабатывались художниками параллельно с христианскими и не воспринимались как конкурирующие. Это характерно и для русской культуры. Вспомним, например, начало «Евгения Онегина»:

Так думал молодой повеса,

Летя в пыли на почтовых,

Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас.

Как видим, Зевс для Пушкина – знак культуры, соотносимый с Русланом и Людмилой. Поэтому для христианской системы координат здесь нет ничего крамольного.

Однако в таком контексте Пушкин никогда не написал бы, например, «всевышней волею Аллаха».

Или даже еще откровеннее:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Хотя речь идет об отношениях поэта-пророка и Божества, эти строки не выглядят крамольными или хотя бы странными в христианской культуре, поскольку Аполлон здесь лишен религиозного ореола. Это метафора культуры, а не объект поклонения.

В то же время для самих греков и Зевс, и Аполлон, несомненно, были именно богами и почитались как божества.

Глава греческого пантеона, Зевс принадлежал к третьему поколению богов. Первое поколение богов – Уран (Небо) и Гея (Земля). Второе – титаны – олицетворение стихий и сил природы. Титаны во главе с Кроносом свергли своего отца – Урана. Титан Кронос – это страшное чудовище, порождающее людей и пожирающее своих детей. В свою очередь Кроноса ниспроверг его сын Зевс. Со временем этот мотив получил глубокий философский смысл. Кронос начал ассоциироваться с Хроносом (по-гречески хронос – время). Таким образом, чудовищем, рождающим и пожирающим детей, стало время. Оно нас рождает и убивает. Победа Зевса над Хроносом есть победа над временем и над смертью.

Зевс, утвердившись на горе Олимп вместе с другими богами (женой Герой, богиней искусств и талантов – Афиной, богом торговли, купцов и прибыли – Гермесом, богиней судьбы – Тихе [3] , богиней любви – Афродитой, богом морей – Посейдоном, богом огня – Гефестом, богом войны – Аресом и др.), преобразует мир, внося в него порядок, науки, искусства, законы. В то же время Зевс – грозная карающая сила. Он несколько раз уничтожает человеческий род, пытаясь создать совершенного человека.

В греческой религии не отражена в полной мере идея посмертного воздаяния, суд богов осуществляется в земной жизни, а после смерти все оказываются в царстве теней (в царстве бога Аида). Однако самому выдающемуся герою (Гераклу) боги даровали вечное блаженство.

Религиозное сознание греков было довольно демократичным. Например, великий драматург Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» мог позволить себе изобразить суд Зевса как суд неправедный. Но в то же время безбожие каралось смертной казнью. В частности, жертвой такого обвинения стал знаменитый философ Сократ.

[1] Не случайно, в отличие от большинства культур, богатая философская традиция Древней Греции не осмысливала мир сквозь призму религиозных мифов. Философская картина мира существовала параллельно с религиозной. Скажем, в средневековом христианстве такое было бы невозможно.

[2] Сын Лето и Зевса – Аполлон.

[3] Стоит заметить, что в классическом пантеоне Тихе не было, ее культ появился позднее и окончательно сформировался к IV веку до н.э.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12. — презентация

Презентация на тему: » ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12.» — Транскрипт:

2 Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм(многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Антропоморфизм человекоподобие богов.

3 Боги первого поколения Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги.

4 Боги, появившиеся из Хаоса Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь) — имели облик тех природных стихий, которые они воплощали. Титаны-дети Земли и Неба.

5 Кронос, младший сын Урана и Геи, отец олимпийских богов, взял в жены свою сестру Рею, положил начало новому поколению богов. Вместе они произвели трёх сыновей: Аида, Посейдона и Зевса и трёх дочерей: Деметру, Геру и Гестию. Боги второго поколения –Олимпийские боги.

6 Зевс – верховный бог, повелитель всех богов и смертных, бог неба и света. Символы – щит, скипетр, громовые стрелы, иногда орёл.

7 Посейдон – бог моря. Изображался могучим мужем, как правило, с трезубцем в руке

8 Аид — считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующим урожай из недр земли, а также он был богом царства мертвых.

9 Аполлон – сын Зевса, бог искусств, гармонии, вдохновения, хранитель жизни и порядка, победитель тьмы и злых духов. Постоянные спутницы Аполлона – лира или кифара.

10 Арес – бог коварной войны. Атрибуты Ареса – копьё, горящий факел, собаки, коршун.

11 Афина – богиня мудрости и справедливой войны, покровительница художественных ремёсел. Один из атрибутов – щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы.

12 Артемида – покровительница охоты, животных, растительности, богиня луны. Изображалась охотницей, с колчаном за спиной и копьём в руке, в сопровождении лани и нимф.

13 Афродита – богиня любви и красоты, родилась из морской пены.

14 Гера – верховная греческая богиня, сестра и супруга Зевса, покровительница брака.

15 Гермес – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. У Гермеса есть традиционный крылатый жезл вестника, способный мирить врагов, а также шляпа и крылатые сандалии.

16 Гестия – богиня домашнего очага и жертвенного огня.

17 Гефест – бог огня и кузнечного дела, сам тоже искусный кузнец.

18 Деметра – богиня плодородия и земледелия. Именно Деметра научила людей земледелию

19 Дионис является богом вина и виноделия. Еще его называли богом экстаза и ужаса.

21 Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Всегда изображалась с флейтой.

22 Каллиопа – муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку.

23 Клио – муза истории, изображалась со свитком пергамента в руках.

24 Мельпомена – муза истории. Её атрибуты: трагическая маска, вакхический венок.

25 Полигимния – муза красноречия и гимнов.

26 Талия – муза комедии. Её атрибуты: комическая маска, венок из плюща, пастуший посох.

27 Терпсихора – муза танцев, она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры, оживляя и вдохновляя этим звуками танцующих.

28 Урания – муза звездоведения (астрономии). У ног её находился глобус, в руках – палка- радиус.

29 Эрато – муза любовной поэзии и мимики, держит в руках лиру.

30 Кроме богов существовал культ героев полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Пантеизм и культ героев наиболее ярко выражены в древнегреческой мифологии.

Боги Олимпа вступили в борьбу за Грецию

Известная каждому школьнику древнегреческая религия добивается восстановления своих исторических прав в Греческой Республике. Об этом заявило руководство Высшего совета этнических эллинов (в английской аббревиатуре SCEH, Supreme Court of Ethnic Hellenes), существующей с 1997 года организации греков – почитателей воспетых Гомером и Гесиодом богов Олимпа. Согласно заявлению руководства SCEH, спустя 20 лет борьбы около 2 тыс. греческих неоязычников за свои конституционные права в Греции, правительство страны признало существующий в стране культ богов Олимпа как «известную религию». Следующий шаг политеистов – добиваться признания SCEH как полноправного религиозного органа, который стал бы таким же полноправным участником греческого правового поля, как и господствующая в Греции Православная церковь.

В случае признания за немногочисленными (по сравнению с православными греками) эллинами–язычниками юридического статуса, почитатели богов Олимпа приобретут статус юридического лица и соответствующие имущественные права. В заявлении Высшего совета этнических эллинов говорится: «гомеровское» язычество воспринимается законами страны как часть культурного наследия страны. Античная культура Древней Греции известна на весь мир, а сохранившиеся до нашего времени памятники этого периода охраняются греческим государством. Но, охраняя античность, греческое государство воспринимает ныне живущих последователей античного языческого наследия как маргиналов. Поэтому, говорится в заявлениях SCEH, пронизанное духом православия законодательство страны до недавнего времени воспринимало восстановленное греческое язычество как неизвестную, чуждую историческим традициям Греции религию. Такая, по словам язычников, дискриминация, в правовых условиях Греции чревата изоляцией от ряда положенных по закону прав. Так, по греческим законам, представители неизвестных для Греции религий не могут покупать на землю, строить там свои культовые сооружения, а жрецы не могут совершать в Греции брачные церемонии по принятым во времена античности обрядам. Существующее в Греции положение, как заявляют последователи олимпийского культа, противоречит базовым правам человека и параграфу № 2 статьи 5 Конституции Греции: «Все лица, находящиеся на территории Греческого государства, пользуются полной защитой своей жизни, чести и свободы, независимо от национальной, расовой или языковой принадлежности, религиозных или политических убеждений. Исключения допускаются в случаях, предусмотренных международным правом».

«Известная религия» в Греции – это принятая в стране юридическая презумпция свободы вероисповедания, дающая право на беспрепятственное осуществление религиозной деятельности. На настоящий момент такая презумпция, кроме Эллинской православной церкви, дана Католической, Эфиопской, Армянской, Германской и Греческой евангелическим церквам и христианам-ассирийцам. Формально правом на признание государством обладают другие проживающие в Греции верующие. Чтобы какая–либо религиозная община страны эллинов стала полноправным юридическим лицом, в её составе должно быть не менее 300 человек, обладающих гражданством Греции или одной из стран ЕС. Права общины устанавливает суд первой инстанции по месту проживания ее членов, при подаче соответствующего комплекта документов.

Несколько дней назад неоязыческая община Афин заявила о своем намерении воспользоваться этим предоставленным законом правом в городском суде греческой столицы – зарегистрироваться как юридическое лицо и получить положенные законом социальные и имущественные права на строительство храмов, обучение детей в языческом духе, заключение языческих браков, которые бы признавались государством. Предписанным законом требованиям язычники соответствуют. Все проживающие в Афинах почитатели богов Олимпа – граждане Греции, а общее число таких греков составляет 2 тыс. человек – т.е. выше положенного порога регистрации почти в десять раз. Если афинский суд не даст почитателям богов-олимпийцев статуса юридического лица, то Высший совет этнических эллинов намерен добиваться законных прав в Европейском суде по правам человека и других международных инстанциях. В том, что государство по каким-то причинам откажет им, язычники не сомневаются. Так, языческий новостной ресурс wildhunt. org приводит пример афинских мусульман, которые многие годы не могут построить в столице Греции свою мечеть, потому что суд отказывает им в статусе юридического лица.

На официальных греческих ресурсах подтверждения изложенной язычниками информации нет, однако заявление SCEH уже обсуждается в греческой прессе. Генеральный секретарь Высшего совета этнических эллинов Влассис Рассиас утверждает, что признание верований древних греков как «известной религии» произошло в стране после того, как в августе 2015 года государственные органы в лице суда первой инстанции отказались удовлетворить прошение о придании язычеству статуса признанной в стране религии. Это решение, по словам Рассиаса, стало для Греции настоящим скандалом. В своем заявлении, процитированном, в частности, рядом англоязычных правозащитных ресурсов, Рассиас сказал, что даже после того, как правящей партией в стране стала антиклерикальная СИРИЗА, греческое правительство «не смогло освободиться от своих византийских и средневековых прихотей» и оказалось «неспособно уважать собственные законы и права человека».

Читайте также  Итальянские архитекторы в россии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector