Римские катакомбы искусство первых христиан

Римские катакомбы искусство первых христиан

Раннехристианское искусство Европы

Относительно «раннехристианского» искусства и его места в истории в среде искусствоведов долгое время велись споры. Впрочем, спор — одно из любимых занятий в научном сообществе. Спорили в основном о том, что считать началом истории раннехристианского искусства и стоит ли вообще относить его к Средневековью. Почему? Давайте выясним.

Шедевры в катакомбах

Ряд исследователей считают, что это направление родилось около 313 года, когда римский император Константин I Великий провозгласил христианство государственной религией. Некоторые специалисты резонно возражают, что христианство как таковое к этому времени уже было широко распространено и многие произведения, которые возникли под его влиянием, созданы задолго до Константина. Значит, точка отсчета должна быть еще раньше. Но в этом случае стоит ли вообще относить раннехристианское искусство к средневековому, а не к античному? Правда, его «закат» относят уже к раннему Средневековью: считается, что раннехристианское искусство просуществовало приблизительно до второй половины VI века.

Константин I Великий. Гравюра нач. XX в.

В целом этот период в искусстве можно считать переходным от античного к средневековому. Или «первыми шагами средневекового искусства» — как вам больше нравится.

Напомним, что первые христиане (а возникло христианство на землях Иудеи, находившихся под управлением Рима) подвергались гонениям. И, создавая свои произведения искусства, были вынуждены активно использовать язык иносказаний и символов. Так, всем хорошо известен один из старейших символов христианства — рыба. По-гречески «рыба» звучит как «их тис» (1хбис), что является аббревиатурой греческой фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Стилизованные изображения рыбки первые христиане часто оставляли в укромных уголках — как знак того, что здесь можно найти единомышленников.

В произведениях художников этого периода удивительным образом сливаются античные, мифологические и христианские изображения и символы. Так, Иисус (вернее, его сущность) на некоторых древних фресках представлен в виде Орфея. Как мы помним, Орфей был одним из персонажей древнегреческого мифа. По преданиям, этот музыкант своей бесподобной игрой на кифаре был способен даже утихомирить бурю и укротить диких зверей. Когда его жена Эври- дика была ужалена ядовитой змеей, Орфей отправился за ней в царство мертвых, чтобы уговорить владыку подземелья Аида отпустить его любимую и позволить ей жить. Наверное, вы уже догадались, как этот образ трансформировался у христиан. Орфей олицетворял силу, побеждающую смерть, выводящую души из мрака неверия на свет истины.

Подобные изображения встречаются, например, в римских катакомбах (возникло даже определение «катакомбное искусство»).

Изначально, в дохристианский период, катакомбы служили римлянам склепами, но в первых веках нашей эры в них иногда собирались первые христиане, которые были вынуждены совершать свои обряды скрытно. Постепенно в катакомбах начали появляться и христианские захоронения, а их стены все чаще украшали разного рода изображениями. Выполнялись они обычно в технике фрески, но позднее кое-где появились и мозаики. Самые ранние подобные произведения обычно представляли собой одиночные символы: уже известная нам рыба, корабль и якорь (символы веры и Церкви как спасительного ковчега), птица Феникс (символ воскресения и бессмертия), виноградная лоза (олицетворение Причастия). Виноградную лозу с ее множеством листьев, побегов и ягод трактовали также и как символ христианской общины. Нередок был и образ Иисуса как «доброго пастыря» — юноши с ягненком или козленком.

Постепенно сюжеты фресок становились все более сложными и многофигурными. В катакомбах (например, в Риме и Сиракузах) можно увидеть сохранившиеся до наших дней фрески: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Воскрешение Лазаря», «Проповедь Иисуса».

Новое и хорошо забытое старое

По мере распространения христианства и признания его властями появляются новые интересные образцы произведений искусства. К ним можно отнести, в частности, раннехристианские римские саркофаги. До начала IV столетия вырезанные на их каменных стенах сюжеты представляли собой единство античной и христианской символики: изображения Орфея, «пастырей», виноградных лоз. Позднее рисунки и сюжеты становятся более однозначными. Например, в музее при соборе Святого Петра в Риме хранится римский саркофаг IV века, изготовленный для римского префекта Юния Басса (на саркофагах часто делали подробные надписи, позволявшие иногда восстановить краткую биографию их «владельцев»). Судя по всему, чиновник принял христианство незадолго до смерти. На стенках саркофага Юния Басса с большим мастерством вырезаны иллюстрации к библейским сюжетам.

С именем императора Константина Великого связано появление первых христианских культовых зданий. В Риме распространяются два их типа — базилика и ротонда. Сами по себе подобные постройки не были чем-то новым и необычным. Так, базилики (от греч. βασɩλɩκἠ— «дом базилевса, правителя») существовали в античном мире уже давно. Подобные здания представляли собой прямоугольные в плане постройки, разделенные рядами колонн на отдельные сегменты — нефы. Часто они использовались для разнообразных правительственных заседаний и собраний. Первые раннехристианские базилики имели плоскую крышу, но постепенно их начинают венчать куполом, символизирующим небесное царство.

Ротонды (от лат. rotundus — «круглый») имели, как несложно догадаться, круглую в плане форму и часто были окружены колоннами. Подобные постройки также были известны еще в ранней Античности — например, в Древней Греции они служили небольшими храмами, обычно посвященными какому-то второстепенному божеству.

Адам и Ева. Фреска на стене римской катакомбы Св. Марцеллина и Петра. IV в.

Внутреннее убранство первых христианских культовых зданий Рима было, судя по всему, скромным. К сожалению, до наших дней дошло не так уж много подобных сооружений; те, что уцелели, много раз перестраивались — далеко не всегда с сохранением первоначального облика. В качестве примеров можно привести базилику Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или базилику Святого Павла (Рим). Построенные еще при Константине I Великом, эти здания почти не сохранили первоначальных черт. Кстати, на месте знаменитого римского собора Святого Петра тоже когда-то стояла небольшая базилика, заложенная по воле Константина.

В 330 году этот правитель переносит столицу Римской империи в город Византий (он же — Новый Рим, позднее — Константинополь).

Разнообразие имен

Византийцы называли свое государство «Романия», а себя — «ромеями», то есть «римлянами». Официально государство именовалось «Римской империей», а иностранцы называли его «империей греков». Впрочем, в историографии закрепилось наименование «Византия» — по названию главного города, появившееся в трудах римских историков еще в IV веке, но затем забытое на долгих тысячу лет и воскрешенное западными учеными. Правда, тогда, в XVI столетии, немецкие историки заявляли, что наследница Рима — не Византия, а Священная Римская империя германской нации!

Восток и запад: части бывшей империи

После распада Римской империи на Западную и Восточную в конце IV столетия в Западной Римской империи столичные функции некоторое время выполняет город Медиолан (ныне Милан). Там в IV веке возводится базилика Святого Лаврентия, частично сохранившая до наших дней первоначальные архитектурные очертания.

С Медиоланом за «столичные права» некоторое время соперничала Равенна. Здесь, в мавзолее Галлы Плацидии, построенном для дочери императора Феодосия Великого, сохранились уникальные мозаики первой половины V века. Искусство мозаики — набора изображений из маленьких кусочков специального стекла, раскрашенных керамических плиточек или цветного камня — восходит к IV тысячелетию до нашей эры. Видимо, первые мозаики появились в Двуречье, но впоследствии подобным образом украшали постройки в Греции, Египте, Риме.

К сожалению, неизвестно, откуда родом были мастера, превратившие внутреннее убранство мавзолея в роскошный мозаичный ковер. Внутри купола на небесно-синем фоне рассыпаны звезды и стилизованные цветки, олицетворяющие райские кущи. Самые крупные мозаичные картины мавзолея представляют Иисуса в образе доброго пастыря, а также святого Лаврентия (правда, по некоторым версиям, это тоже изображение Спасителя). Эти произведения относят к числу наиболее значимых памятников раннехристианского искусства.

Восточная часть Римской империи, превратившись в самостоятельное государство, начинает именоваться Романией, Империей римлян или Византией. И в первой трети VI столетия византийский император Юстиниан отвоевывает у «варварских королей», увлеченных дележом Западной империи, Апеннинский полуостров. И в Равенне, перешедшей благодаря Юстиниану под власть Византии, до наших дней сохранилась базилика Святого Виталия (Сан-Витале). Ее внутреннее убранство и сейчас составляют многочисленные мозаичные картины. Мозаики базилики Сан-Витале, помимо изображений Иисуса Христа, святых и сцен из Священного Писания, представляют портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры в окружении придворных и священников. Правители изображены во время торжественного шествия — судя по всему, они входят в храм, неся дары и священные сосуды. Некоторая статичность фигур вкупе с яркими цветами мозаики — золотистым, красным, желтым, зеленым — придают изображению особую торжественность, а лица всех изображенных персонажей обладают явными индивидуальными характеристиками.

Римские катакомбы искусство первых христиан

КАТАКОМБНОЕ ИСКУССТВО – один из самых основных аспектов раннехристианского искусства, росписи раннехристианских катакомб, в основном, катакомб Рима. Катакомбы представляют собой разветвлённую, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе и лишь изредка дополнены каменными сооружениями (обычно используются как подпорки). В стенах устраивались многоярусные ниши для братских захоронений. После погребения тела ниша запечатывалась плитой из камня или обожжёной глиной с надписью, фигурным изображением (процарапанным по штукатурке или нанесённым краской). Кроме галерей в катакомбах встречаются просторные помещения – кубикулы, служившие склепами священникам. Они располагались изолированно, или друг возле друга, часто подпирались стенами, которые придавали им архитектурную законченность – вид крипты или небольшой базилики. В кубикулах тело помещалось обычно в выемках, которые облицовывались каменными или керамическими плитками (solia), поверх которых проходила арка (arcosolium), также выдолбленная в туфе и украшенная росписью. Памятников церковного искусства первых христиан (I–II вв.) осталось немного, они почти все уничтожены – иконоборцами, крестоносцами и просто временем. Памятники греко-римской ветви раннехристианского искусства сохранились лучше других. Говоря об искусстве первых христианских общин, как правило, упоминают катакомбы Рима и вообще Европы, однако исследователи не сомневаются, что и в восточных провинциях Римской империи христианское культовое искусство было развито не меньше, чем на Западе. Катакомбы появляются в городах Апеннинского полуострова и Северной Африки начиная со II в. Особое распространение катакомбы получают в Риме. Древнейшие катакомбы Рима, высеченные в туфе или гравии, датируются 107 г. Катакомбы имели множество ответвлений, зачастую образовывающих сложную сеть галерей, идущих друг над другом. Они огромными галереями в три – пять уровней, одна над другой, идут вокруг всего города. Совокупность длины всех катакомб Рима составляет примерно 500 км. Само название «катакомбы» исследователи не встречают в источниках древних авторов, однако в них часто упоминается о некоем «аренарии», месте, где добывали песок и другой строительный материал. Таким образом, тайные христиане устраивали свои кладбища и усыпальницы, первые церкви и часовенки над могилами мучеников за Христа, скорее всего, в уже готовых подземных галереях. Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Так, например, римские собственники земель устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. По мнению ряда исследователей, катакомбы «никогда не использовались в качестве места для собраний или убежища христиан для преследований: это были частные кладбища, охраняемые кладбищенскими законами Древнего Рима».

Русский портрет


    С 10 мая по 19 мая 2021 года; 10 дней, 9 ночей. Приглашаем в захватывающее путешествие в Стамбул и Каппадокию с полным погружением в местную культуру и традиции. и обретением опыта воздухоплавания и жизни в пещере. со всеми удобствами. :)

Около искусства

Катакомбное искусство — древнейший памятник христианства

Катакомбная живопись

Христианская живопись возникла ещё в I веке. Но, к сожалению, большинство памятников не сохранилось до наших дней: часть уничтожена иконоборцами, часть просто временем.

Но о том немногом, что дошло до нас от первохристианского искусства, мы можем судить по фрескам катакомб, в частности римских. Катакомбы Рима хранят множество тайн из истории христианства, часть из которых раскрыта исследователями, а другие все еще ждут своей очереди.

Погребение мучеников в катакомбах (Ш. Ленепве, 1855 год)

Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья — в Передней и Малой Азии, на Балканах, но наиболее важны для исследователей катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Римляне-язычники сжигали умерших и прах помещали в специальных урнах. Катакомбы же были исключительно христианским кладбищем. Христиане всех классов от рабов до почетных и благородных фамилий, все братья и сестры во Христе хоронились в одном месте.

Первое кладбище христиан

Старейшая дата на надписях датирована 72-м годом, то есть 28 лет до смерти последнего Апостола Иоанна. Последний христианин был погребен там в 410-м году. Между именами, найденными на надписях в катакомбах, находятся и такие, о которых мы читаем в посланиях Апостола Павла, как например: Акила (2 Тим. 4:19), Филимон (Фил. 1:1), Епенет (Рим. 16:5), Онисим (Фил. 1:10), Асинкрит (Рим. 16:14), Фива (Рим. 16:1) , Прискилла (2 Тим. 4:19), Крискент (2 Тим. 4:10), Олимпан (Рим. 16:15), Юлий (Рим. 16:15), Трифен (Рим. 16:12), Луций (Рим. 16:21), Трифос (Рим. 16:12), Урбан (Рим. 16:9), Ермоген (2 Тим. 1:15), Тихик (2 Тим. 4:12). Следует полагать, что катакомбы не были секретным местом погребения христиан: все подземные коридоры и помещения делались с ведома римских властей, и катакомбы были официально признанным кладбищем последователей Иисуса Христа от времен Апостолов до 5-го века.

Эпитафия с менорой из иудейских катакомб

Искусство катакомб прежде всего вероучительное, стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Они, а также бесчисленное количество обнаруженных здесь надписей, служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Несмотря на то, что в те времена христианство подвергалось гонению, на стенах катакомб нигде нет сцен мученичества, а на эпитафиях нет даже следа обидчивости, хотя многие умерли от руки гонителей. Также истории неизвестны сведения о том, что христиане требовали от властей соблюдения своих гражданских прав, — они взывали только к Богу.

Древнейшее известное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы)

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба. В греческом слове «рыба» — «Ichthus» зашифровано буквально имя Христа. Этот образ мы видим повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы, Христос посреди христиан в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Рыбок из металла, камня перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как сегодня носят крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь». Hа древних фресках можно увидеть изображения Евхаристии, где рядом с хлебом и вином обязательно лежит рыба. Между тем ее никогда не употребляли при совершении таинства причастия. Она лишь указывает на значение хлеба и вина.

Также часто можно встретить изображение Агнца или Доброго Пастыря с ягненком на плечах, картины воскрешения Лазаря, исцеления слепого и другие изображения на евангельские сюжеты. Первые христианские изображения в большей степени, конечно, символичны. Христиане стремились передать не только то, что видели глазами, но и то, что невидимо, то есть духовное содержание.

Другое часто встречающееся изображение — Мария с Младенцем на руках. На многих фресках она представлена как покровительница людей, и именно эта идея в дальнейшем послужила основой для многих сюжетов в иконографии.

Катакомбы спасали верующих

Из глубины веков до нас дошли монограммы («кристограммы»), обнаруженные археологами на стенах катакомб, а также на фресках ранних христианских церквей, на церковной утвари. Они составлены из первых букв имени Иисуса Христа, или из первых букв имени Христос. Эти монограммы являются не только изысканными благодаря простоте, ясности и рукотворности произведениями искусства, но также несут глубокую смысловую нагрузку. Например, буква «X», повернутая вокруг своей оси на 90 градусов, образует крест — главный символ Христианства.

Как мы сказали, катакомбы представляют собой вырытые в земле ходы с углублениями, предназначенными для захоронений. Распространено представление о том, что римские катакомбы служили христианам убежищем в эпоху гонений, а также были местом тайных богослужений, совершения молитв и Евхаристии. В пользу этой версии говорит тот факт, что традиция совершать богослужения и Евхаристию в присутствии мощей святых мучеников сохранилась в Православной и Католической Церквах и по сей день. Но по версии ученых, изложенной, например, в энциклопедии Кругосвет (www.krugosvet.ru), катакомбы являлись лишь местом захоронения, и богослужения в них не совершались, так как эти сооружения были слишком хорошо известны римским властям. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний.

Катакомбы — место паломничества

Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того, как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал Папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410-м, а затем вандалами в 455-м катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города.

Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси, началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного Папой Пием XI в 1925 г. Института христианской археологии при Понтифике.

КАТАКОМБЫ

КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; катакомбы состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья — в Передней и Малой Азии, на Балканах. Наиболее важны катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Термин «катакомбы» (происхождение слова неясно) применялся в древности к находившейся менее чем в 3 км к югу от Рима низине вдоль Аппиевой дороги между церковью св. Себастьяна и цирком Максенция. Христианское кладбище близ этого места с 4 в. называлось Coemeterium ad Catacumbas, и впоследствии катакомбами стали называть все гробницы такого типа.

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО

В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или Путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956 на Виа Латина менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность ambulacra, т.е. галерей, в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, т.е. отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 тыс. до 800 тыс. захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья.

Простейший тип погребального сооружения в катакомбах – loculus, прямоугольная ниша, вырубленная перепендикулярно стене коридора или склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали крупной черепицей или мраморными плитами. Для идентификации погребенного на закрывающих могилу плитах вырезали или наносили краской надпись либо запечатывали могилу оттиском монеты или какого-нибудь другого мелкого предмета на скрепляющем плиты свежем растворе. Иногда тело умершего помещали в углубление, выкопанное в полу коридора или склепа. Такой тип могил носит название forma. Более сложный тип погребального сооружения – sepulcrum a mensa, или «столовая гробница», представляющая собой вырубленную в стене прямоугольную нишу. В полу такой ниши делалось углубление, подобное гробу. Иногда встречаются гробницы с входом в виде арки – arcosolium. Самыми дорогостоящими были погребения в мраморных саркофагах.

Стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Они, а также бесчисленные обнаруженные здесь надписи служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры.

Читайте также  Отели греции все включено первая линия

Самые ранние гробницы, судя по сохранившимся на них именам, располагались на территории частных кладбищ состоятельных римских семей. Две из самых древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., – это катакомбы Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем, что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана, выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом, возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные кладбища перешли к христианской церкви.

Вопреки распространенному представлению, римские катакомбы, как правило, не служили христианам убежищем в эпохи гонений, так как они были слишком хорошо известны римским властям. Не были катакомбы и местом богослужений христиан. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний.

Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал папа Дамас (366–384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757–767) и Пасхалий I (817–829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города. Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного папой Пием XI в 1925 Института христианской археологии при Понтифике.

Живопись катакомб

Живопись катакомб — это один из видов раннехристианского искусства I — IV веков, который родился в культурной и исторической среде Древнего Рима, поэтому в нем много черт от стилистики и тематики поздней античности. Однако, катакомбное искусство совершило глобальный переворот в области понимания назначения живописи, теперь любая фреска — это не просто украшение, а носитель глубинного смысла. Отсюда такие её качества как знаковость, символичность, наличие подтекста, понятного только посвященному.

Что такое катакомбы

Катакомбы — древние подземные захоронения, представляющие собой систему галерей-коридоров, заканчивающихся небольшими прямоугольными помещениями — кубикулами, помещениями побольше — криптами или большими капеллами. Эти помещения были отнюдь не только христианскими, в них хоронили и язычников, и иудеев, которые в реалиях начала нашей эры вполне могли быть членами одной семьи. Однако местом собраний они стали именно для христиан.

Римское законодательство неукоснительно признавало право человека быть похороненным в соответствии с теми религиозными убеждениями, который тот исповедовал при жизни. Во время гонений это давало христианину чувство относительной безопасности и уверенности в том, что право на свою молитву и отправление своего заупокойного культа при похоронах мучеников защищает закон. Поэтому в I — IV веках новой эры христианское искусство развивается в основном под землей, закладывая фундамент для изобразительной эстетики Средневековья и прокладывая мост, навсегда соединяющий христианскую живопись с искусством классической древности. На протяжении всей дальнейшей истории художественная традиция восточной и западной христианских церквей в каждом новом своём взлёте и расцвете будет вдохновляться в том числе и новым познанием, и осмыслением античности

В 313 году римский император Константин издал так называемый «Миланский эдикт», в котором признал христианство одной из государственных религий, т. е. легализовал его. И у новой религии появилась возможность по-настоящему выйти на свет Божий, строить свои храмы, более масштабно развивать свои архитектурные и живописные традиции. Поэтому с IV века катакомбы постепенно утрачивают своё значение христианских религиозный центров, но ещё достаточно долго почитаются как места захоронения первых мучеников, хотя со временем особо чтимые мощи переносят во вновь отстроенные храмы.

Появление живописи

Изображения в катакомбах ранее конца II века нам неизвестны. Возникает вопрос, а были ли они вообще? Для христианского искусства всегда было верно утверждение «в начале было слово. » (Ин. 1:1). Для того, чтобы появилось изображение нужно прежде сформулировать саму его идею, что именно следует изображать, а зародившееся христианство ещё только развивалось и отрабатывало свои тексты и постулаты.

Кроме того, многие апологеты раннего христианства выступали резко против изображений, считая их идолопоклонством, и приводя в качестве весомых аргументов в пользу своей правоты и утверждение Платона о ложности образов, созданных в подражании природе, и библейское «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. » (Исх 20: 2 — 17). И утверждение писателя Тертуллиана, что «всякую картину или картинку что-либо изображающую следует считать идолом», и на послание апостола Павла к римлянам: « славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,- то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела».(1)

Но все равно на рубеже II и III веков образы появились. В катакомбный период христианское искусство впервые сказало да изображениям. Вопрос правомочности живописи в храме, его отличности от кумира будет достаточно остро стоять в восточно христианской церкви на протяжении ещё нескольких столетий и окончательно снимется только в IX веке в результате победы иконопочитателей в более чем столетней борьбе с иконоборцами и утверждения богословия иконы. До этого момента изображения будут вызывать множество вопросов, но великую проповедническую силу зрительного образа, мощь его воздействия и умение быть «книгой для неграмотных» оценили те поборники новой веры, которые видели какое просветительское влияние все это оказывает на новобращенных уже на ранних этапах развития христианства

Все катакомбные сюжеты можно разделить на несколько тематических групп:

Сюжеты, переосмысляющие античные сцены и персонажей

В катакомбах на Виа Латина (IV век) можно увидеть небольшой цикл фресок, посвященных подвигам Геракла. В мифологии Геракл — герой, т. е. Сын Бога (Зевса) и земной женщины, этим образ Геракла созвучен образу Христа. Геракл совершал подвиги, Христос исцеления, Геракл вывел из поlземного царства Алкесту, Христос воскресил Лазаря. Вчерашним язычникам, благодаря такому сопоставлению, миссия и образ Христа становились понятнее. В упомянутых катакомбах можно увидеть изображения второго (Сражение с лернейской гидрой), восьмого (В саду Геспирид) и одиннадцатого (Геракл выводящий из подземного царства Алкесту) подвигов Геракла.

Не смотря на то, что пишутся фрески на мифологические сюжеты стилистически они уже выполняются иначе, нежели это сделали бы античные художники в росписях светских вилл. Иллюзорность и пространственность в них практически отсутствуют, действие выносится на первый план, фигуры располагаются максимально фронтально и прежде всего взаимодействуют со зрителем, а не друг с другом. Здесь уже видна попытка уйти от простой иллюстрации текста и создать нестолько изображение самого события сколько его живописный символ.

Кроме Геракла с Христом сопоставлялся и такой мифологический персонаж как Орфей В катакомбах Домицыллы (IV век) есть композиция изображающая Орфея с лирой, сидящего на камне между двумя деревьями, где птицы слушают его игру. А «эта игра, по древнему сказанию, была настолько совершенна, что могла привлекать милость богов, укрощать ярость морских волн, останавливать течение рек, укрощать диких зверей и заставлять деревья покидать свои места и следовать за ним. Как Орфей своею лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей. Подобная параллель между Иисусом Христом и Орфеем приводится во многих сочинениях древних авторов, например Климента Александрийского, Евсевия и др. Без сомнения, параллель эта не вполне совершенная, и ею пользовались христиане как возможным наглядным средством — передать в образе высоту Божественного Учения, проводя в то же время бесконечную разницу между личностью Орфея и Иисуса Христа».

Аллегорические сюжеты, выражающие притчи Евангелия

Самой распространённой композицией, которая может быть отнесена к этой группе является изображение Христа в виде доброго пастыря. «Я есмь Пастырь Добрый; и знаю Моих, и Мои знают меня» (Ин 10: 11-16) В катакомбах Домицыллы (IV век) есть изображение Христа, окружённого овцами и держащего на плечах агнца. Подобная композиция есть и в катакомбах Сан Каллисто (III век).

Иконография Доброго пастыря переосмысливает языческое изображение Гермеса-пастуха, который также нес на своих плечах овечку. Гермес — посредник между Богами и человеком, его задача доносить высшую волю до людей, Добрый пастырь — искупитель, агнец на его плечах — символ жертвы сознательной и добровольной «вот агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин 1; 29-34)

Знаковые изображения

Николай Васильевич Покровский (1848 — 1917) русский археолог профессор Санкт-Петербургской духовной академии, специалист в области церковного искусства выделяет и дает толкование следующим знакам-символам, встречающимся в катакомбной живописи.

Якорь — символ христианской надежды.

Голубь — символ Святого Духа. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображен с веткою в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградною кистию может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.

Феникс — символ Воскресения. Петух — символ Воскресения, потому что своим пением пробуждает он людей от сна.

Павлин — символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергалось разложению.

Агнец — жертва.

Крест и монограмма Христа — символы Спасителя.

Лев — символ силы и могущества, орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя»), змея — символ зла, и, в частности, дьявола, олень — символ апостола, или кающегося, или святого, пальма — символ победы, оливковая ветвь — символ вечного мира, лилия — символ чистоты, венок. — символ победы над смертью и дьяволом.

Рыба означает Иисуса Христа как основателя и хранителя церкви.

Обилие подобных знаковых изображений демонстрирует такое качество раннехристианского искусства как наличие глубокого подтекста при достаточно простом и обыденном тексте. В катакомбах Сан-Себестьяно (III век) есть композиция, которая представляет вазу с фруктами и голубя рядом с ней. Сцена выполнена в реалистической манере, художник необычайно правдоподобно передает всю спелость и сочность винограда, объемность и оперение голубя, так что человек непосвящённый увидит в этом красивый пасторальный натюрморт, а человек, близкий к идеям новой религии — христианскую душу вкушающую от небесных благ. Умение прочитывать знаки позволяло людям идентифицировать друг друга и понимать насколько откровенным можно быть в беседах с другим человеком, что в условиях гонений было немаловажно.

Библейские события

Задачей искусства христианских катакомб было выбрать из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового заветов наиболее подходящие и показательные. И этот выбор осуществлялся в соответствии с новой концепцией понимания времени, «сменившей традиционное представление об истории как о круге на линейную картину мира, где история имеет начало, конец и кульминацию — Воскресение. Поэтому первые «повествовательные циклы» в катакомбах состоят всего из двух сцен — Грехопадения и Поклонения волхвов или Грехопадения и Крещения. Это своего рода отметки на оси координат — начало истории падшего человечества и начало Искупления (рождение Спасителя или начало Его земного служения).

Живопись катакомб — набор таких кульминационных сюжетов, говорящих о чудесных спасениях праведников — ветхо- и новозаветных прообразах грядущего Воскресения. Примеры эти подобраны на основе текста заупокойной молитвы св. Киприана Антиохийского: «Спаси, Господи, душу его, как Ты спас Иону из чрева китова, трех юношей из печи огненной, Даниила из рва львиного, Сусанну из рук старцев… и Тебя прошу, … открывшего глаза слепого, уши глухого, исцелившего расслабленного, воскресившего Лазаря…»».

В катакомбах Петра и Марцеллина (III век) присутствует сцена грехопадения Адама и Евы, на которой они изображаются стыдливо прикрывающими свою наготу, а также Крещение Христа в Иордане — два важнейших события отражающих новое понимание времени как линейной бесконечности, внутри которой отмечается чудесное спасение Даниила во рву львином и Ионы в море. Пример декорирования катакомб Петра и Марцеллина свидетельствует, что уже в самом начале своего развития христианскому искусству было не все равно какие сюжеты, где, зачем и почему изображать. Уже здесь видна попытка символического и системного осмысления молитвенного пространства и живописи его наполняющей. Стоит сказать, что в дальнейшем с развитием литургии и искусства, основываясь на богословских трудах и художественном опыте христианство выработает устойчивую систему росписи храма, начало которой было положено уже в катакомбный период.

Литургические изображения

К данной группе сюжетов могут быть отнесены достаточно многочисленные евхаристические сцены, как, например, в катакомбах Домицыллы (IV век), Претекстата (IV век), Петра и Марцеллина (III век). Число персонажей в композициях не обязательно равно 13 (Христос и 12 апостолов), они передают не столько события Тайной вечери, сколько иллюстрируют те реальные евхаристии, которые происходили во время катакомбных богослужений.

Изображения Богородицы, Христа, святых

В катакомбном искусстве берет свое начало такой устойчивый иконографический тип изображения Богоматери и святых как Оранта. — фронтально стоящая фигура с воздетыми вверх руками. В античном искусстве подобное изображение — это поза древнего римского благочестия, — так приветствовали императоров. Христианство связало её с ветхозаветным рассказом о пророке Моисее, который превозмогая усталость молился с воздетыми к небесам руками за свой народ, и народ его одерживал победу за победой, стоило Моисею опустить руки, как его народ начинал терпеть поражения в войне с амалекитянами (Исход 17: 11-12). Таким образом, Богородицу и святых раннехристианские художники представляют молитвенниками за весь человеческий род.

Надо сказать, что в этот период складываются и особенности изображения внешнего облика девы Марии, в катакомбах Джордани (III век) она изображена как богатая римлянка в дорогих одеждах, а в катакомбах Коммодиллы (V век) появляется знакомое нам облачение Богоматери в мафорий и сарафан.

Тот же поиск внешнего облика происходит и в изображении Иисуса Христа. В катакомбах Спаситель предстает то юным и безбородым, как например, в катакомбах Виа Латина (IV век) в сценах Воскрешение Лазаря и Христос и самарянка, то зрелым с бородой, как например, в катакомбах Коммодиллы (IV век). В последних изображение Христа дополнено буквами альфа и омега «Я есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний» (Откр 22: 12-13), что свидетельствует об усложнении понимания природы Христа, двуединства Божественного и человеческого, и желании углубить собственно христианское звучание образа, оторвать его от сопоставлений с античными прототипами.

В итоге.

В катакомбный период начинает складываться новая художественная традиция:

  • изображение теперь не просто декор, а носитель глубинного смысла,
  • фрески становятся более плоскостными,
  • пространственное решение сводится к минимуму,
  • минимизируется число персонажей, которые в групповых сценах чаще изображаются фронтально и взаимодействуют в первую очередь со зрителем, а не друг с другом,
  • складывается новый круг тем и сюжетов,
  • развивается новая иконография.

За первые четыре века существования христианское искусство наметило себе пути развития, которыми оно пойдет дальше на протяжении всей эпохи Средневековья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector