Самые сильные боги греции

Самые сильные боги греции

Самые грозные богини мировой мифологии (18+)

Этим богиням не были свойственны понятия «милосердие» и «доброта». Разрушения и смерти — вот чего они требовали от своих почитателей.

Кали

Кали — богиня смерти, боли и упадка — переводится как «черная». Изображается она темнокожей нагой красавицей, свободной от всех условностей. С высунутого языка Кали капает кровь, цвет глаз — красный. Шею богини украшает ожерелье из пятидесяти черепов, а набедренный пояс выполнен из отрубленных рук грешников. В одной из своих рук (а всего их у Кали четыре) она держит голову демона, ногами же стоит на трупах.

Кали.

Кали. Источник: ixigo.com

В Индии в Средние века черной богине Кали поклонялась секта тугов (или тхагов) — душителей, помогавшая людям (как правило, путешественникам) без единой капли крови перейти в мир иной.

В честь богини Кали в Индии названы несколько городов. Например, Калькутта.

Геката

В древнегреческой мифологии Геката — повелительница земли, неба и аида. Именно поэтому она часто изображается трехликой. Геката почиталась греками как богиня ночи и колдовства, властительница злых духов.

Статуя Гекаты.

Статуя Гекаты. Источник: nauka. vesti.ru

Геката связывает два мира — мертвый и живой. Исследователи считают ее подобием Артемиды, ночной охотницы. В самые непроглядные ночи Геката в сопровождении своры чудовищных стигийских собак (кстати, именно собака — священное животное богини; в пещерах, куда не проникал солнечный свет, или на перекрестках, в угрюмую полночь, ей приносили в жертву черных щенков) выходит из преисподней и бродит по земным дорогам. Горе тем одиноким странникам, кто попадется у нее на пути.

Также по связи с землей и царством мертвых Геката близка Деметре и ее дочери Персефоне. Согласно расхожему мнению, культ Гекаты сначала существовал во Фракии и лишь потом, уже после V века до нашей эры, перешел к древним грекам, которые в своих магических папирусах часто, обращаясь к многоликой богине, именовали ее Селеной, властительницей Луны.

Древнегреческий поэт Пиндар в своих лирических произведениях наделил Гекату эпитетом «обутая в красное». И для мрачной богини, бессменными атрибутами которой были бич, факелы и змеи, это вполне уместно.

Кибела

«Родина» Кибелы, богини, впоследствии названной римлянами «Великой Матерью», — Фригия. Здесь, в Малой Азии, Кибелу считали не только родоначальницей всего земного, но и верили, что мир аида также находится в ее власти. Львы, пантеры и дикие кошки были излюбленными и постоянными спутниками фригийской богини.

Древние греки, познакомившись с Кибелой посредством греческих колоний в Малой Азии, стали отождествлять ее с матерью Зевса Реей. В III веке до нашей эры культ Кибелы проник и в Древний Рим. Теперь римляне и греки знали не только имя матери-природы, но и ряд мифов и легенд, связанных с ней. Например, историю о юном возлюбленном богини, Аттисе, согласно которому юноша, находясь в экстазе, оскопил себя, умер, а затем возродился вновь.

Что касается ритуала Кибелы, то он по своему наполнению был достаточно странным и весьма жестоким. Например, крещение кровью. Новообращенного в культ Великой Матери помещали в яму, накрытую дырявой крышей, и окропляли бычьей кровью. При этом в жертву скотину приносили тут же, наверху.

Рельеф, посвященный Кибеле и Аттису.

Рельеф, посвященный Кибеле и Аттису. Источник: ancientrome.ru Как утверждают историки, от своих адептов Кибела требовала полного подчинения. Именно поэтому люди боялись не только саму мать-природу, но и ее служителей.

Иштар

Астарта — в Египте, Ашторет — у иудеев, воплощение Афродиты — в Греции — имя богини любви, войны и плодородия Иштар встречается у многих народов. И все же главным центром поклонения пышногрудой крылатой богине, сопровождаемой львами и совами, было Аккадское царство.

Иштар.

Иштар. Источник: wikipedia.org

Иштар — крайне противоречивый мифологический образ. С одной стороны, он олицетворяет сексуальность, влечение, женственность. С другой, страсть аккадской богини, ее любовь порабощают, становятся узами. Так, согласно одной из легенд, причиной гибели Таммуза, бога урожая и плодородия, стала как раз связь с красавицей Иштар.

Принято считать, что Астарта — покровительница куртизанок, блудниц и гомосексуалистов. Прежде всего богиню почитали женщины, которые в знак поклонения ей занимались храмовой проституцией. Вступая в связь с мужчинами, славили Иштар и юноши.

Еще одна ипостась Ашторет — безжалостная воительница, кровожадная амазонка. По мнению некоторых исследователей, ее супругом был сам Ваал, повелитель солнца. Прославляя божественную чету, жрецы не только придавались сексуальным оргиям, но и не брезговали человеческими жертвоприношениями.

Чиннамаста

Среди других суровых властительниц мировой мифологии индуистско-буддистская богиня Чиннамаста выделяется особой иконографикой. Традиционно она изображается жестокой повелительницей, держащей в левой руке собственную отсеченную голову и пьющей кровь, фонтаном бьющую из ее шеи. Кстати, имя у Чиннамасты — говорящее. В переводе с санскрита оно означает — «та, у которой отрублена голова».

Чиннамаста.

Чиннамаста. Источник: wikipedia.org

Чиннамаста попирает ногами любовную пару (Каму и Рати, его супругу), изображенную в перевернутой, нестандартной позе. По мнению исследователей, стоя на боге любви и богине страсти, Чинна показывает, что победа на ее стороне, любовные аффекты повержены.

Слева и справа от воинственной богини (кстати, цвет Чиннамасты — желтый или красный — цвет огня и солнца) — две ее спутницы, Дакини и Варнини, благоговейно пьющие струящуюся из ее шеи кровь.

Что касается культа Чиннамасты, то одной из самых известных практик было ритуальное самоубийство. Во славу кровожадной богини вдовы самовольно шли на костер.

Как разрешались конфликты: исторические казусы

Как разрешались конфликты: исторические казусы

При родоплеменном строе деятельность по урегулированию споров не была наукой и искусством, а опиралась исключительно на здравый смысл и диктовалась во многом вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых нередко нельзя было предвидеть 1 .

В древности война была «нормальным состоянием между государствами. Мир установлялся особыми, срочными соглашениями, далее которых не шел. Война в те эпохи не знала иного закона, кроме силы. […] С XVI стол. начала прокладывать себе дорогу мысль, что война есть, хотя и своеобразный, спор между государствами» 2 .

В эпоху раннего рабовладения главной целью политики был захват земель, рабов, богатств. Как следствие, международные противоречия разрешались обычно вооруженной силой. Кстати, именно поэтому латинское слово hostis (от которого происходит славянское слово «гость») имеет значения «враг» и «иностранец».

***
Назначать для урегулирования споров специально уполномоченных представителей

В Древней Греции конфликты между общинами и полисами разрешались посредством переговоров специальных уполномоченных лиц ─ послов. В эпоху Гомера они назывались «вестниками», а в классической Греции ─ старейшинами («пресбейс»). Кроме того, в качестве парламентеров выступали мудрецы, поэты, ближайшие друзья и братья правителя, самые авторитетные люди государства, пользующиеся уважением и у чужеземных правителей, например, победители Олимпийских игр 3 .

***
Стараться по возможности урегулировать споры мирно

В Древней Греции (не позднее V в. до н.э.) и Древнем Риме частные лица, между которыми возник спор, могли обратиться к лицу, выбранному ими в качестве третейского судьи 4 . Так, споры из договоров в Древней Греции передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на нарушителей денежные штрафы, которые шли в казну божества. В случае упорного неисполнения применялись принудительные меры, включая так называемую «священную войну».

В Древнем Риме в ранний период все спорные политические вопросы, также, прежде всего, старались разрешить миром, и лишь в случае невозможности прибегали к оружию. В республиканский период объявление войны было в высшей степени сложной процедурой. Переговоры от имени Рима вела специальная комиссия из четырех человек во главе со «святым отцом» (жрецом коллегии фециалов). Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные установления. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия в адрес нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае его неполучения фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого жрец в последний раз отправлялся к границе города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.

Заключение мира тоже сопровождалось многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех положенных церемоний жрец читал текст договора и произносил особую клятву, которая призывала всяческие беды и несчастья на голову нарушителя мира. «Римляне никогда не нарушат первыми условий, начертанных на этих таблицах, которые я вам сейчас прочел… если же они их нарушат, то пусть поразит их Юпитер, как я сейчас поражаю это жертвенное животное, но во столько раз сильнее, во сколько раз Бог сильнее человека» 5 .

С течением времени вышеописанные формы объявлений войны и заключения мира видоизменялись, но никогда не исчезали совершенно 6 .

***
Сочетать силовые меры с заключением союзов

Александр Македонский, создавая свою империю, действовал не только силой оружия, но и дипломатическими методами: так он склонил на свою сторону малоазиатские города, заключил союз с египетскими жрецами и использовал вражду индийских раджей.

***
Предлагать такой способ разрешения спора, который дает тебе выгоду или преимущество

В 250 году н. э. один из готских пограничных отрядов напал на римских легионеров. Готы были близки к победе, но римляне построились в «черепаху» и выставили копья. Теперь готы могли достичь успеха лишь очень дорогой ценой. Тогда легат предложил варварам подбросить монету, чтобы спорящих рассудили боги: кто проиграет, складывает оружие и сдается в плен. Выиграли римляне. Готский отряд сдался 7 . А ведь римляне были способны только обороняться! Готы согласились на явно невыгодные условия. Спор мог идти только о том, сдаются ли римляне или готы уходят ни с чем.

***
Проводить регулярные съезды для урегулирования спорных вопросов

У древнеруских князей обычаем стали совместные встречи для решения существенных спорных вопросов. «Главное содержание дипломатии между отдельными княжествами, на которые распалось Киев¬ское государство, составляло урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками. Лишь временами князья объединяются перед лицом об¬щей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заин¬тересованные князья и в общем шатре, „сидя с братьями своими на одном ковре“, совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие воен¬ные предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в кото¬рых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах принимались и общеобяза¬тельные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыно¬вья Ярослава утвердили дополнения к „Правде“ их отца» 8 .

Предоставлять случаю или божественным силам разрешение споров, по которым не получается достигнуть соглашения

Поединок

В период родового строя, как, впрочем, и в Средние века, служители культа могли основывать решение спора на указании божественных сил, например, назначив поединок. Его исход считался божественным указанием на то, кто был в споре прав 9 . Судебные поединки (известные на Руси под названием «поле») возникли как выражение духа древнейшего способа разрешения споров ─ личного противостояния 10 . На Руси, согласно Псковской судной грамоте, поле применяли по искам из преступлений и по спорам о поземельной собственности, в которых право обеих сторон подтверждалось письменными актами, имевшими равную силу. В Средние века, по Судебникам, поле допускалось только в личных исках, в том числе из займа и причинения вреда в результате различных преступлений против личности 11 .

Позднее церковь вела непримиримую борьбу с обычаем разрешения споров посредством судебного поединка. В 1410 г. митрополит Фотий в грамоте новгородцам приказал: «Позванному на поле и потом явившемуся к священнику не давать св. причащения и целовать крест, подобно псу: который же священник удостоит его божественных таинств, то он за сие лишается своего сана. Если кто, вышед на поле, убьет человека и сделается душегубцем, то […] таковый не входит в церковь 4 года и должен быть отлучен на 18 л. от причащения и вкушения богородицына хлеба; убитого же не предавать земле» 12 .
В начале XVII в. поле постепенно перестало применяться.

Жребий

Одним из древнейших способов внесудебного разрешения самых различных споров также был жребий. В период до принятия Соборного Уложения (XVII в.) жребий, как правило, не был самостоятельным способом разрешения споров. Затем он стал таковым в отношении дел с ценой иска менее рубля и по искам к духовным лицам.

Присяга

Также в эпоху Псковской и Новгородской судных грамот способом окончательного разрешения споров из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином, между мастером и учеником, а также в исках между родственниками-совладельцами, признавалась присяга, или рота (клятва перед богами (Богом), в дальнейшем ─ крестное целование). Также в некоторых случаях присяга являлась альтернативой судебного поединка 13 . Первоначально присягали обе спорящие стороны.

Общий порядок разрешения споров на Руси был таков:
1) если были послухи (свидетели), то их показания, если они были абсолютно точны, решали исход дела;
2) при их отсутствии, в зависимости от цены иска, применялась рота или жребий, или же испытания водой и железом.

Испытания водой и железом

Испытания водой, например, у разных народов имели различные формы. Так, у чехов истец должен был плыть через реку, а ответчик ─ на некотором расстоянии от него, и так три раза; тот, кто потонул, считался проигравшим. Другим, более распространенным способом являлось погружение руки в кипящую воду. В данном случае правым считался тот, у кого раны заживали быстрее. Испытаниям подвергался истец, если он не представил доказательств. Если же представил, но недостаточно, то, по-видимому, испытаниям подвергался ответчик 14 .

***
Война римлян с городом Альба Лонга, немалое число жителей которых были родственниками друг другу, была завершена поединком братьев Горациев и Куриациев 15 . «Два войска выстроились друг перед другом. Меттий [диктатор Альбы Лонги] решил сам вступить в переговоры с Туллом. Тулл согласился. На середине поля между двумя шеренгами воинов встретились два предводителя. Меттий сказал, что поводом к войне стали обида и ущерб, нанесенные римскими и альбанскими крестьянами друг другу, но действительной причиной является стремление того и другого народа властвовать друг над другом. Так зачем же, продолжал альбанский диктатор, бессмысленно проливать кровь близких родственников, тем более при таких сильных соседях, как этруски, которые, конечно же, воспользуются взаимным ослаблением Рима и Альбы Лонги, чтобы поработить тех и других. Он предложил, чтобы дело решилось равным поединком нескольких воинов: чьи воины победят, тот народ и будет властвовать над другим. Тулл счел слова Меттия справедливыми». 16 Один из братьев Горациев, римских ставленников, благодаря использованию уловки с изматыванием противника, стал победителем, и Альба Лонга покорилась Риму. Однако многие альбанцы, как и их правитель, считали несправедливым, что их судьба решилась в поединке всего лишь шестерых воинов. Будучи слабее Рима, Альба не стала прямо воевать с ним, но попыталась стравить с ним другие народы.

***
Разрешать споры по «праву сильнейшего»

В период феодальной раздробленности в Европе (IX─XI вв.) решающим обстоятельством в установлении отношений между отдельными феодалами является сила. При этом фактически терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними и международными отношениями 17 . Повсеместно устанавливается право частной войны.

Автор: Дмитрий Давыденко, директор Института международного частного и сравнительного права

Легенды и мифы Древней Греции на землях Тавриды

В легендах и мифах Древней Греции немалое значение занимала далекая и неведомая Таврида, в которой частыми гостями были великие герои и даже олимпийские боги! Про полную опасностей Тавриду писал еще знаменитый автор «Илиады» и «Одиссеи» Гомер. Тогда, в VIII веке до нашей эры, вся территория, лежавшая за Босфором, была для древних греков настоящей «терра инкогнита», пределом известной тогда Ойкумены, входом в царство Аида.

Согласно древнейшим греческим легендам на территории современной Республики Крым в поисках пристанища скиталась обращенная в корову возлюбленная главного олимпийского бога Зевса аргосская царевна Ио. Преследуемая огромным оводом беглянка в отчаянии переплыла современный Керченский пролив, который эллины впредь стали именовать Боспором Киммерийским – «коровьим бродом». Что же касалось простых смертных, то лишь самые отважные мореходы отправлялись в вотчину древнего бога Понта в поисках славы и богатства. Однако сложности навигации, отсутствие удобных заливов, сильные бури и воинственные аборигены долгое время были сдерживающим фактором для заселения этих мест греками. А рассказы путешественников породили предания о негостеприимном море (Понте Аксинском), разбивавшем и топившем корабли, об огромных орлах и грифонах, нападавших на эллинов с воздуха, и о коварных горцах, подстерегавших галеры несчастных в тихих бухтах, а после убивавших их на алтаре своей кровожадной богини. Под впечатлением от таких повествований народная молва сразу же поселила в этих краях самых мрачных представителей своего пантеона. Так, античный историк Диодор Сицилийский повествует, что в те далекие времена Тавридой правила коварная богиня колдовства и мрака Геката, отравившая ради получения власти своего свирепого отца Перса (сына бога солнца Гелиоса). Именно она воздвигла на скалистом берегу моря святилище, в котором приносили в жертву всех приплывающих в ее страну чужеземцев. Также древние называли ее матерью двух великих волшебниц – Кирки (Цирцеи) и Медеи, ставших героинями отдельных мифов. Период великой греческой колонизации способствовал активному освоению земель Тавриды и возникновению многих поселений древних эллинов. Путешествия на кораблях стали более безопасными, и Черное море было переименовано на гостеприимное (Понт Эвксинский). Изменилась и мифология. Место темных богов заняли олимпийцы. Так появился рассказ, согласно которому имя этой горной области дал сам бог виноделия Дионис, когда путешествовал по всему миру. Прибыв на полуостров, он решил научить людей земледелию и виноградарству, а посему собственноручно запряг для этого дела пару быков. Именно эти священные животные (по-гречески «таврос» означает «бык») и послужили якобы основой для названия страны и племени ее населяющего. Что же касается местной таврской богини Девы, то она была отождествлена греками с Артемидой Таврополой (пасущей быков). Существует легенда, повествующая даже о приглашении ее на Олимп, где она дала свое согласие покровительствовать селившимся в Таврике эллинам. Подтверждением такого своеобразного альянса могут служить многочисленные археологические находки изображений Девы на территории Херсонеса. Но главным доказательством являются руины храма в ее честь, а также мраморная плита с присягой граждан этого полиса, которая начинается словами: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими. » Союз небожителей, ставший олицетворением частичного единения таврской и эллинской культур, окончательно символизировал вхождение Крыма в границы греческой цивилизации. Поиски легендарного храма богини тавров ведутся археологами, историками и путешественниками уже на протяжении трех веков. Среди предполагаемых мест его нахождения чаще всего называют мыс Фиолент или его окрестности, а также территорию поселка Партенит в районе горы Аю-Даг. Даже великий поэт Пушкин во время посещения Фиолента оставил в стихах свое мнение: «К чему холодные сомненья? Я верю, здесь был грозный храм, Где крови Жаждущим богам Дымились Жертвоприношенья. » Однако многие современные ученые склоняются к мысли, что никакого храма с огромными колоннами и сорока ступенями, как описывали античные авторы, у тавров не было, это не характерно для их культуры. Реальное же святилище Левы представляло собой, скорее всего, простой жертвенник на крутом утесе.

Одним из известнейших уроженцев Крыма был не кто иной, как Ахилл (Ахиллес). Византийский историк Лев Диакон упоминает, что, по преданию, этот герой Троянской войны был скиф, родом из боспорского городка Мирмикона (Мирмекия), стоявшего на месте современного мыса Карантинный (Керчь). Однако он был изгнан за свою необузданность, свирепость и высокомерие духа, после чего поселился на северо-востоке Греции в Фесалии. Визуальными доказательствами скифского происхождения Ахилла этот автор также приводит покрой его накидки, скрепленной застежкой, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродную раздражительность и жестокость.
Отметился в Крыму своими подвигами легендарный герой древнегреческих мифов Геракл. В сознании греческих поселенцев Северного Причерноморья этот могучий сын Зевса был не только величайшим героем, но и покровителем. Поводом к такому поклонению опять же стали сказания о многочисленных визитах силача в эти края. Впервые Геракл побывал на полуострове как член экипажа ясоновского «Арго», а в дальнейшем стал здесь частым гостем. Ему приписывали изгнание с берегов Понта всех чудовищ и монстров, победу над воинственными амазонками Меотиды (Азовское море) во главе с их царицей Ипполитой и другие славные деяния. Но главное, с чем связывали эллины пребывание полубога в этих местах, так это появление целого народа – скифов. По Геродоту, это произошло, когда Геракл собирал разбежавшихся коров побежденного великана Гериона. В своих поисках он доехал до пределов Таврического полуострова, где решил передохнуть. Но, пробудившись, заметил пропажу своей колесницы и коней. Обходя окрестности, ему повстречалась удивительная женщина, туловище которой оканчивалось змеиным хвостом. Она созналась в краже, но обещала вернуть герою имущество лишь после того, как у нее от Геракла родятся дети. Так появились на свет три брата, от одного из которых повели свою родословную все скифские цари. Данные легенды нашли свое отражение и в искусстве. В музеях Крыма можно встретить найденные археологами изображения отдыхающего и сражающегося Геракла, а также скульптуры и фигурки скифской змееподобной богини-матери Апи.
Но самым знаменитым мифическим сюжетом, действия которого разворачивались в Крыму в античное время, пожалуй, является легенда о жрице Ифигении. Ей великий древнегреческий драматург Еврипид посвятил отдельную театральную трагедию. Сюжет ее повествует о том, как аргосский царь Агамемнон, отправляясь в поход на Трою, по требованию богов решает принести в жертву собственную дочь Ифигению. Но богиня Артемида в последний момент спасает девушку, унеся ее в далекую Тавриду, где та становится жрицей в храме у свирепых тавров. По прошествии многих лет у берегов полуострова высаживаются брат Ифигении Орест и его товарищ Пилад, им Дельфийский оракул дал задание – вернуть в Элладу деревянный идол Артемиды. Однако во время поисков друзья попадают в руки горцев, и те, по существовавшему у них обычаю, готовятся принести их в жертву. Ифигения, которая должна была провести этот ужасный обряд, узнает своего брата и, обманув царя тавров Фоанта, покидает полуостров вместе с пленниками, захватив с собой священное изображение. Стоит отметить, что имена героев древнегреческой трагедии сохранились и в современной крымской топонимии. Так, в одной из бухт Фиолента из воды выступают две небольшие скалы, названные именами друзей – Орест и Пилад.

Читайте также  Римские катакомбы искусство первых христиан

Отдельно следует упомянуть крымские приключения Одиссея. О том, что хитроумный супруг Пенелопы мог путешествовать не только в Средиземном, но и Черном море, заговорили еще в XIX веке. Среди апологетов этой версии были такие ученые, как географ К. Риттер, геолог Д. де Монпере, историк А. Ашик, естествоиспытатель К. Бэр, историк литературы и археолог Г. Караулов. В своих трудах они указывали, что 10, 11 и 12 песни гомеровской поэмы вполне могли происходить на Черном море. Главным же крымским эпизодом многие исследователи и сейчас считают столкновение флотилии Одиссея с племенем людоедов лестригонов, произошедшего, по-видимому, в Балаклавской бухте. Именно здесь грозные великаны, которых отождествляют с таврами, уничтожили 11 из 12 греческих кораблей, а выживших моряков «нанизали на колья и унесли в свой город на съеденье». Следующим фрагментом «Одиссеи», который мог произойти в Тавриде или у ее границ, можно считать сошествие героя в Аид. Так, одним из предполагаемых входов в царство мертвых называют Ревущий грот Карадага, который и сегодня поражает своей таинственностью, а волны создают там неповторимый зловещий рев. Среди приверженцев этой версии был знаменитый поэт и художник Максимилиан Волошин, который специально показывал своим гостям «врата, куда Орфей ходил за Эвридикой». Местом же встречи эллинов с ужасным одноглазым циклопом народная молва называет мыс Меганом, но эта гипотеза существует лишь на уровне слухов. Из современных исследований черноморских странствий царя Итаки можно выделить смелую версию крымского краеведа Александра Фролова. Изучив «Одиссею», он узнал в описаниях логова Сциллы и Харибды Гурзуфскую бухту, гроты и скалы Адалары. В качестве доказательств исследователь приводит результаты подводной археологической экспедиции, обнаружившей в этом месте следы многочисленных кораблекрушений, причиной которых стали сильнейшие течения и подводные камни. Возможно, дурная слава скалистых островов и создала миф о чудовищах, дошедший до нас благодаря Гомеру.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что образ Тавриды в мифологии древних греков прошел своеобразную эволюцию от запретной земли до родины величайших героев и места их подвигов. Также можно с уверенностью говорить, что основой для легенд о полуострове служили вполне реальные исторические события и факты, которые ныне подтверждаются археологами и наукой. А из всего этого следует логичный вывод, что эллины открыли для себя и всего мира прекрасный, но забытый богами край, превратили его в цветущий сад, украсили произведениями своих рук и души.

По материалам статьи И. Пасечникова «В краю героев и богов», журнал «Полуостров сокровищ» (№4, 2013).

Древние боги, живущие в нас

Афина, Зевс , Дионис, Афродита… Какие-то чужие псевдобоги, которые тысячи лет назад сидели на горе Олимп, требовали жертв и убивали людей молнией. Но кто сказал, что это не про нас? Все боги, когда-либо описанные человеком, вне зависимости от правдивости их существования, — это отражение духовной и психической жизни всего человечества. Потому как, описывая нечто непостижимое, мы сужаем его до пределов, понятных нашему личному опыту. Простейший пример: если бог могущественен и жесток, то мы рисуем его сильным, крепким и вечно молодым мужчиной, если бог мудр и справедлив, то это старец с длинной бородой и так далее.

ancient-gods

Карл Густав Ю нг вв ел в психологию сложное и загадочное понятие — архетип. Это мощные психические энергии, обитающие в коллективном бессознательном, то есть в самых глубинах психики каждого из нас. Мы и знать не знаем об их существовании, а тем временем они выходят из тьмы и начинают вершить наши судьбы за нас. Собственно, так же, как и много веков назад, могучие боги спускались с Олимпа и вторгались в жизнь простых смертных. Юнг дал этим силам имена достойные их мощи — имена античных богов. И теперь уже сложно сказать, что было раньше — курица или яйцо, древние боги, давшие имена архетипам , или архетипы , придумавшие этих богов.

Точного определения им нет, да и быть не может, как нет и точной классификации. И всё же они существуют. И древние боги живут внутри нас.

ancient-gods

ancient-gods

За каждым из этих кодов закреплены конкретные функции, характеристики и потребности. Например, Зевс — это правитель, Афина — мудрость, Афродита — любовница, Арес — герой, Деметра — хранительница. И стоит ли удивляться, что в мифах и эпосе разных культур, разбросанных во времени и пространстве и даже никогда не соприкасавшихся друг с другом, повторяются одни и те же мотивы и герои, имеющие лишь разные имена. Так, в Древнем Риме прекрасная Афродита зовётся Венерой, Аид ( бог подземного царства) — Плутоном, Зевс (верховный бог ) — Юпитером, Арес ( бог войны) — Марсом, Ника (богиня победы) — Викторией и т. д. Аналогичные боги есть и в славянской, кельтской, скандинавской, армянской и многих других культурах. Вероятно, этот странный факт позволил Юнгу говорить о существовании коллективного бессознательного и об архетипах как об универсальных кодах, свойственных всему человечеству.

ancient-gods

Люди древности чтили своих богов, боялись, молились, призывали их на помощь. Они и понятия не имели о глубинной психологии, но чувствовали себя в тесной связи со всеми силами, существующими в мире. И боги были частью жизни человека. И х х рамы возводились на вершинах вечных гор, взойдя на которые и сам ты где-то в глубине души почувствуешь себя немного богом. Создавая эти храмы, человек ощущал волнующую тайну своей души, так он проявлял то, что чувствовал по отношению к тем загадочным энергиям внутри себя, далёким, непостижимым и сакральным.

ancient-gods

Отдавая дань богам, люди совершали ритуалы. Ими сопровождались все наиболее важные этапы жизни человека. Современному сознанию подобные традиции покажутся какой-то сущей глупостью. На самом же деле ритуалы древнего общества как бы иллюстрировали важные психические процессы, происходящие в жизни каждого, в том числе и современного человека. Так, например, почти во всех культурах был обязательный ритуал посвящения мальчика в мужчину. Юноша в кругу других мужчин должен был пройти серьезное испытание, показав свою силу и выносливость: одолеть дикого зверя или сразиться в честном бою с одним из соплеменников. Примеры могут быть разные, но суть такова, что юноша, преодолевая опасность и сопротивление, превращается из мальчика в мужчину. Этот древний ритуал дошёл до наших дней в виде армейской службы. Хотя сегодняшняя армия уже вряд ли может выполнять эту функцию.

ancient-gods

У женщин древности также были инициирующие ритуалы принятия своей феминной природы, когда девушки совершали храмовые обряды поклонения богине любви и красоты. Существует мнение, что, утратив эти традиции, современные мужчина и женщина потеряли и возможность естественного взросления, и в этом кроется одна из причин тотальной инфантильности представителей обоих полов, которую отмечают социологи.

Всевозможные ритуалы, сопровождавшие жизнь древних людей, носили очень глубокий смысл и позволяли человеку не только жить в гармонии с окружающим миром, но и помогали его психике справляться с новыми этапами жизни: взрослением, вступлением в брак или новым социальным статусум , прощанием с умершими , подготовкой к собственной неминуемой смерти. Несмотря на то, что современный человек совершенно утратил понимание смысла и роли ритуалов, инстинктивное стремление к обрядовости никуда не исчезло , как никуда не исчезли и сами обряды. Они трансформировались, обросли новыми легендами и стали порой почти неузнаваемы, но мы продолжаем за них держаться.

ancient-gods

Празднование Нового года, Пасхи, Рождества, бракосочетание и похоронная церемония, отмечание всевозможных годовщин и «обмывание» новых приобретений — все это и многое другое и есть отголоски древних обрядов, призванных «подружиться» с богами.

Одним из ярких примеров того, как ритуалы появляются и продолжают существовать в нашей жизни, является ежегодный парад на Красной площади 9 мая — День Победы. Древние греки назвали бы его днём богини Ники, римляне — Виктории. В этот день мы как бы поклоняемся миру и отдаем дань мужеству народа.

Через ритуал люди древности вступали в непосредственный контакт с богами. Переводя на современный язык, они соприкасались с глубокими элементами своей психики. И это позволяло им быть, как мы говорим сегодня, на связи с самим собой. При этом чёткий порядок действий, свойственный ритуалам, позволял им чувствовать себя в безопасности.

ancient-gods

Реклама активно использует символику архетипов, воздействуя на на ше подсознание, взывая к тем силам, которые мы даже не осознаем . Можно сказать, что древние боги просыпаются в нас, когда мы решаем в магазине, какой из шипучих напитков сегодня выбрать. Приманкой служат слоганы, цветовая гамма, использованная в оформлении, образ героя, рекламирующего товар, логотип или само название, вызывающее в нашем подсознании конкретные ассоциации с архетипом. При этом ассоциации у разных людей будут примерно одинаковыми, так как архетипы, как уже говорилось ранее, являются универсальными, общими для всех.

ancient-gods

Центральным образом в рекламных кампаниях практически всех спортивных брендов является образ победителя или героя. И пусть мы просто покупаем новые кроссовки, мы подсознательно стремимся выиграть битву, даже если это битва с самим собой, со своей ленью, с прежним «я», мы стремимся стать лучше, совершеннее, преодолеть преграды и выйти на новый уровень. И рекламная индустрия активно использует эти наши потребности. Возьмем для примера всем известный бре нд сп ортивной одежды, чье название повторяет имя греческой богини победы Ники. Условно говоря, в нашем сознании данный бренд олицетворяет победителя. Этому же вторит и логотип компании, на символическом уровне повторяющий собой победоносное крыло богини. Общей концепции соответствует и знаменитый слоган, призывающий нас просто сделать это. Сделать что? Данный вопрос ответа не требует. Что бы это ни было — это некий подвиг, рекорд, свершение. И что мы видим в итоге? Точное попадание в архетип. Таким же образом фактически в каждой успешной рекламной кампании можно проследить призывы к архетипическим силам нашей души.

ancient-gods

Мифологические сюжеты, то есть истории богов и героев сказаний, символизируют общие для всего человечества принципы жизни. А значит , они проходят и через наши судьбы. Поэтому , читая мифы Древней Греции или других культур, мы не просто знакомимся со сказками про героизм и драмы из жизни странных и жестоких богов античности, но в какой-то степени мы знакомимся и со своей личной историей, мы знакомимся с самими собой.

Топ 10 героев мифов Древней Греции

Древняя Греция – это один из богатейших источников мифов о богах, простых людях и
смертных героев, которые защищали их. На протяжении многих веков эти истории создавались
поэтами, историками и просто «очевидцами» легендарных подвигов неустрашимых героев,
имеющими силы полубогов.

1 Геракл

Геракл

Особым почетом среди героев славился Геракл, сын Зевса и смертной женщины
Алкмены. Самым известным мифов из всех можно считать цикл о 12 подвигах,
которых в одиночку совершил сын Зевса, будучи на службе у царя Еврисфея. Даже
в небесном созвездии можно увидеть созвездие Геркулес.

2 Ахилл

Ахилл

Ахилл это один из самых храбрых греческих героев, предпринявших поход против
Трои под предводительством Агамемнона. Истории о нем всегда полны смелости и
отваги. Не зря он является одной из ключевых фигур в писаниях «Илиады», где ему
отведено больше почести, чем любому другому воину.

3 Одиссей

Одиссей

Его описывали не только как умного и храброго царя, но еще и как
великолепного оратора. Он был главной ключевой фигуре в рассказе «Одиссея».
Его приключения и возвращение к жене Пенелопе нашли отголосок в сердцах
многих людей.

4 Персей

Персей

Персей являлся не менее ключевой фигурой в древнегреческой мифологии. Он
описывается как победитель чудовища горгоны Медузы, и спаситель прекрасной
царевны Андромеды.

Тесей

Тесея можно назвать самым известным персонажем всей греческой мифологии. Он
чаще всех появляется не только в «Илиаде» но и в «Одиссее».

6 Ясон

Ясон

Ясон – предводитель аргонавтов отправившихся на поиск золотого руна в Колхиду.
Это задание было дано ему братом его отца Пелийем, чтобы погубить его, но оно
принесло ему вечную славу.

7 Гектор

Гектор

Гектор в древнегреческой мифологии предстает перед нами не только царевичем
Трои, но и великим полководцем, погибшим от рук Ахилла. Его ставят наравне со
многими героями того времени.

8 Эргин

Эргин

Эргин – сын Посейдона, и один из аргонавтов, отправившихся за Золотым Руном.

9 Талай

Талай

Талай – еще один из аргонавтов. Честным, справедливым, умным и надежным –
таким его описывал Гомер в своей «Одиссеи».

10 Орфей

Орфей

Орфей был не столько героем, сколько певцом и музыкантом. Однако, его
изображение можно «встретить» во многих картинах того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector