Сан витале в равенне мозаики

Сан витале в равенне мозаики

Мозаики Равенны

мозаики равенны Базилика Сан Витале

Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

мозаики равенны Базилика Сан Витале

византийские мозаики равенны Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого — римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

мозаики равенны Мавзолей Галлы Плацидии византийские мозаики равенныМавзолей Галлы Плацидии византийские мозаики Мавзолей Галлы Плацидии равенна

Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

мозаики равенны Базилика Сант Аполлинаре Нуово мозаики равенны Базилика Сант Аполлинаре Нуово мозаики равенны Базилика Сант Аполлинаре Нуово мозаики Базилика Сант Аполлинаре Нуово в равенне

Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

Мозаики неонианского баптистеря

Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

Мозаики неонианского баптистеря мозаики равенны неонианский баптистерий православных

Правосавный баптистерий в Равенне. Мозоики мозаики равенны неонианский баптистерийНеонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

Архиепископская капелла Святого Андрея

Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

свод Архиепископской капеллы Святого Андрея в Равенне мозаики Архиепископская капелла Святого Андрея мозаики Равенна мозаики равенны в Архиепископская капелла Святого Андрея

Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

мозаики равенны в Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

мозаика абсиды в Базилике Сант Аполлинаре ин Классе мозаики равенны мозаики равенны Сант Аполлинаре ин Классе абсида

Мозаики Равенны: билеты

Для того, чтобы познакомиться с вышеперечисленными достопримечательностями Равенны и воочию увидеть эти удивительные мозаики необходимо приобрести входные билеты.

Для осмотра первых пяти религиозных сооружений приобретается билет UNICO CUMULATIVO, полная стоимость которого составляет 9,50 €. Билет со скидкой за 8,50 € имеют право приобрести студенты и школьники (в период учебного года), а также члены монашеских организаций.

Стоимость посещения базилики Базилика Сант Аполлинаре ин Классе составляет 5 €. Для лиц от 18 до 25 лет – 2,50 €, детям до 18 лет за вход бесплатный.

Мозаики Равенны на карте

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Базилика Сан Витале, Италия — обзор

Удивительная базилика Сан-Витале — одна из наиболее значимых византийских церквей во всей Европе. Очень интересна ее конструкция, но еще более интересен интерьер, где можно увидеть потрясающие мозаики, подобные которым есть разве что в Турции.

Сан-Витале начали строить в 527 г. после того, как епископ Равенны вернулся из Византии. Церковь строили на деньги грека-процентщика и освятили в честь Виталия Миланского в 548 г. Внутренняя отделка создавалась разными авторами в 546—547 гг. Впоследствии конструкция базилики несколько видоизменилась: в частности, в 13 в. у неё появилась колокольня, а в 16 в. из-за угрозы затопления всю базилику целиком подняли над уровнем земли. Клуатр перестроили в середине 16 в. Колокольня была уничтожена в результате землетрясения, и ее отстроили заново в 17 в.

Базилика с 1996 г. входит в число восьми памятников Равенны, внесенных ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия.

Первоначально внешний облик базилики был довольно сдержан и скромен. В общих чертах таковым он остается и сегодня. Это восьмиугольное сооружение с простыми и гладкими наружными стенами и барабаном-многогранником в классическом римском стиле. Изнутри стены отделаны мраморными плитами, но только снизу; пол также выложен простым плиточным узором.

Ещё одна достопримечательность базилики Сан-Витале — раннехристианские гробницы, которые помещены в галереях. Из них особенно выделяется мраморная гробница экзарха Исаака 5 в. Гробница декорирована рельефной резьбой с сюжетами из Ветхого Завета.

Интересна внутренняя конструкция купола: он держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Между главными столбами в ней размещены аркады в два яруса. Всё это создаёт удивительный эффект: внутри базилики, в самом центре, много света, тогда как в наружных галереях царит таинственный полумрак. Такая игра света максимально выигрышно подает мозаики в пресвитерии и апсиде базилики.

Сан-Витале отличается и другими специфическими особенностями конструкции, которые сделали эту церковь своего рода эталоном для последующих религиозных построек в стиле каролингского ренессанса. В частности, конструкция Ахенской часовни, которая считается главным шедевром этого архитектурного стиля, явно была спроектирована с учётом этих особенностей.

Что же касается внутренней отделки церкви, то ей можно любоваться не один час. По большей части помещение выложено мраморным орнаментом, но все окружности и своды выложены мозаикой в византийском стиле. В это время вся Италия пребывала под властью Византии, и при строительстве базилики Сан-Витале преследовали задачу показать всему Западу, насколько могущественна и развита эта держава.

На мозаиках Сан-Витале изображены раннехристианские сюжеты, портреты императора Юстиниана и его жены со свитой, фигуры ангелов и каноничные ветхозаветные сцены — такие как жертвоприношение Авеля, явление Моисею неопалимой купины и получение им скрижалей и т. п. Подробное описание каждого сюжета и картины в каждой части базилики может быть бесконечным и всё равно не передаст их красоты.

Практическая информация

Адрес: Via Argentario, 22.

Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте — до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля — до 17:00.

Вход: полная стоимость единого билета «Мозаики Равенны» — 9,50 EUR, льготная стоимость — 8,50 EUR. Бесплатный вход для детей до 10 лет.

По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан-Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, базилику Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 8,95 EUR.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Италия, Равенна. Базилика Сан-Витале (San-Vitale)

Базилика Сан-Витале (San-Vitale) — жемчужина византийского искусства, чудесным образом сохранившаяся вдали от Константинополя, в итальянском городе Равенна.

Снаружи храм выглядит весьма скромно, даже можно сказать неказист, и кажется совсем небольшим. Но внутри храма интерьер Базилики Сан-Витале поражает яркими красками древних мозаик и ощущением пространства.

Базилика построена в 527-548 годах по личному указанию Епископа города Равенны Эклексия. В 13 веке с южной стороны собора была пристроена колокольня.

Собор имеет форму восьмиугольного мартирия. Диаметр купола 16 метров.

В числе прочих 7 раннехристианских памятников Равенны базилика Сан-Витале с 1996 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Храм посвящен раннехристианскому мученику Святому Виталию Миланскому.

Зайдя в базилику, не ожидаешь увидеть такое великолепие!

Стройные колонны с кружевными капителями поддерживают многочисленные арки, создавая необычные пространственные деления, игру света и теней.

Но самое главное сокровище храма Сан-Витале — его совершенно необыкновенные мозаичные картины-иконы.

Роскошные яркие мозаики храма были созданы в последние годы строительства при участии множества мастеров, поэтому специалисты находят в них многообразие стилей.

Лучшие мозаичисты из Константинополя создали на территории Италии шедевры, которым судьба уготовила гораздо лучшую участь, чем несохранившимся мозаикам в самой Византии.

В конце 18 века купол ротонды и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, были расписаны фресками.

Росписи выполнили болонские и венецианские художники.

Конха украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.

Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает венец славы Святому Виталию. Второй ангел представляет Иисусу епископа Эклексия, подносящего в дар макет основанной им базилики.

Описывать мозаики Сан-Витале можно бесконечно, но описать эту красоту совершенно невозможно. Это надо видеть!

Базилика Сан-Витале в Равенне

Дивный храм Сан-Витале — считается одним из самых ценных византийских храмов находящихся в Европе. Весьма увлекательно его строение, но еще больше восхитителен интерьер, где возможно посмотреть на красивейшие мозаики.

Экскурс в историю

Сан-Витале принялись возводить в пятьсот двадцать седьмом году, после того, как архиепископ Равенны возвратился из Византии. Храм соорудили на средства грецкого ростовщика, и он был освящен в честь Виталия Миланского в пятьсот сорок восьмом году.

Внутреннее убранство формировалась различными создателями в пятьсот сорок шестом-пятьсот сорок седьмом годах. Позднее строение базилики немножечко преобразилось: в частности, в тринадцатом столетии у неё возникла башня, а в шестнадцатом веке из-за опасности быть затопленной весь храм полностью приподняли высоко над уровнем земли. Двор перестроили в середине шестнадцатого столетия.

Звонница была развалена вследствие землетрясения, и ее построили вновь в семнадцатом веке. Храм одним из восьми знаменитых исторических памятников Равенны, занесенных в Перечень элементов Мирового наследства.

Что посмотреть в Сан-Витале

Сначала наружный вид храма был достаточно сдержан и скромен. В общих деталях таким он остается и на данный момент. Это здание, выполненное в виде восьмиугольника с обычными и гладенькими внешними стенками и многогранным барабаном в традиционном римском стиле. Внутри стены украшены плитами из мрамора, но лишь внизу; напольное покрытие тоже сделано из обычных мраморных плит.

Прекрасно внутреннее устройство купола: он держится на восьми балках, что создают в середине храма пантеон. Меж основными столбами в ней расположены арки в два яруса. Всё это формирует изумительное впечатление: изнутри храма, в самом центре, очень светло, тогда как во внешних залах царствует мистическая полутьма. Эта световая игра очень выгодно преподносит мозаики в пресвитерии и своде храма.

Сан-Витале выделяется и прочими особыми чертами конструкции, что сделали эту базилику своего рода образцом для следующих церковных зданий в стиле эпохи возрождения. Особенно это видно на конструкции Ахенской каплице, что является основным предметом искусства данного архитектурного стиля, явно была создана с учётом этих свойств.

Что же касается внутреннего убранства базилики, то ей можно восхищаться продолжительное время. По большей части храм выложен узором из мрамора, но все купола и своды выложены из мозаики в византийском стиле. В это время вся Италия находилась под господством Византии, и при сооружении базилики преследовалась задача указать всему Западу, до чего могущественна и цивилизованна эта страна.

Любой проходящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восторга при виде мозаичных картин, арок, ниш и купола. Римские умельцы отлично разумели, что именно вогнутые пространства дают возможность мозаичным картинам смотреться наряднее всего. Пестрые плитки смальты, из которых состоят полотна, искрятся и блестят, образуя эффект объёмности изображения.

Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны такие мозаики:

Когда Христос был молодым

В общем-то вся та моя поездка в Италию, с остановкой в Римини, как идеальном месте для путешествия по Эмильи-Романьи, была затеяна ради Равенны с её Базиликой Сан Витале и мавзоля Галлы Плацидии.

Увидеть это мозаичное чудо я порывалась еще год назад, когда поехала в свое первое одиночное путешествие в Ломбардию. Но тогда больно муторно было добираться из Бергамо, чуть ли не с 3-мя пересадками.

Из Римини же поезд идет минут 40, и где-то в середине пути останавливается еще в одном чудесном месте — Чезенатико, небольшом портовом городке, к проектированию которого, имеется ввиду порт, приложил руку сам Леонардо Да Винчи.

Но в тот день, я была настолько переполнена впечатлениями от смальтовых фресок Равенны, что понимала, что никакой порт в меня уже не зайдет. Хотя сейчас об этом, разумеется, жалею.

Приехала я в Равенну так рано, что утро ещё хранило воспоминания о прошедшей ночи. Неверный свет дышал болотистой зеленью, а краснота кирпичных построек Равенны, прячущих в толщине своих древних стен драгоценные друзы мозаик, как красные угли, пробивались сквозь воздух, напоенный туманом.

Но постепенно, ближе к полудню народившийся день становился все ярче и ярче, так проявляется изображение фотографии в ванночке с реактивом. Абрисы многовековых церквей и баптистериев сначала размытые и вибрирующие в молочных струях утреннего воздуха, мало-по малу набирали ясность.

К комплексу Базилики и мавзолея (они находятся на одной территории) я подходиля в яркий, безоблачный полдень.

За несколько дней я уже в достаточной степени насмотрелась на красно-кирпичную Эмилью-Романью, и вновь увидав расползшийся, восьмиугольный мортирий храма (диаметр купола 16 метров),

ничем не предвосхищающий те иллюстрации, свечение которых лилось с экрана и репродукций, я даже притормозила и не сразу вошла в церковь. Прогулялась вдоль стен, где хаотично, словно оставленные сползшим ледником, стояли мраморные саркофаги.

Шагнув же за порог, наткнулась взглядом на барочный интерьер с летящими в облаках пышнотелыми представительницами ангельского сонма. Арки, колонны и анфилады стиля, совершенно не сочетающегося с эпохой раннего средневековья и Западной Римской империи, где к власти в год основания собора — 527 пришел Император Юстиниан.

Удивительно скоростроение собора. Ровно через 20 лет он уже был сдан в эксплуатацию и освящен, и пришлось это на 547 год, а через всего лишь год умирает супруга Юстиниана — Феодора.

Довольно странная пара, и не то чтобы мезальянс чистой воды, т. к. оба эти правителя, а Феодора официально являлась соправительницей мужа, были выходцы из простонародья. Юстиниан — сын илирийского крестьянина, получивший при рождении имя Петр, она — дочь (по другим сведениям падчерица) кипрского смотрителя зверинца.

Но если молодость Юстиниана была временем изучения права, риторики, философии и богословия, то Феодора изучала и практиковала совсем иную науку — науку плотских удовольствий.

Справедливости ради стоит сказать, что к 24 годам девушке надоел развратный образ жизни и она, познав учение монофизитов, кардинально его меняет (образ жизни, а не учение). Где познакомились Император и бывшая блудница точно не установлено, но факт остается фактом: они сочетались узами брака и даже после смерти жены, а Юстиниан пережил Феодору на 17 лет, повторно не женился.

Монофизитство, а этот термин для меня оказался совершенно новым, как религиозное течение, возникло с подачи константинопольского архимандрита Евтихия (378–454 гг). Смысл учения в том, что Христос не един в 3-х ликах, а является только Богом, т. к. якобы та часть крови, полученная им от матери, как капля в океане, растворилась с божественной сущности Бога-Отца.

Самое интересное, что Равенна до определенного времени была оплотом другого христианского учения — ариан (в Равенне есть баптистерий ариан). Арианином был предводитель остготов-Теодорикс. Они владели Равенной вплоть до года закладки Базилики Сан Витале. Арианство — течение полностью противоположное монофизитству: оно утверждает неединосущность Бога-Сына и Бога-Отца. И если монофизитство имеет своих адептов и по сей день, то аринство исчезло в раннем Средневековье.

Если честно, было совершенно неправильно не рассмотреть получше барочную часть собора. Таинственный полумрак галерей за стройными колоннами тоже хранил какую-никакую историю. Но кто об этом задумывается, когда боковым зрением ты уже видишь хризолитовый мерцающий свет.

От этого великолепия в пору зажмуриться и стоишь оглушенная, не в силах сосредоточиться, но потом любопытство отрезвляет рассудок и потихоньку начинаешь читать эту летопись от одного кусочка смальты к другому.

Конечно первым делом взгляд выхватывает мозаичное изображение молодого Христа. Прошло чуть больше двухсот лет, как христианство стало официальной религией, средневековье молодое, вскормленное роскошью Рима и пышностью Византии. Строгость и аскеза придет через несколько веков, потянув за собой распятие и осунувшееся лицо Бога.

Хотя и здесь поза Иисуса близка к распятию. Правой рукой он протягивает мученический венок Св. Виталию, левой указывает на епископа Эклесия, с макетом базилики, заложенной по его повелению. Про св. Виталия, как и большинство раннехристианских святых, мало что известно. Но он был отцом двух других святых: Геврасия и Протасия, и эта базилика освящена так же и в их честь. Более того, его женой была св. Валерия. Эдакий «семейный подряд».

Именно под мозаикой с Христом находятся мозаичные портреты Юстиниана и Феодоры, приведенные выше. У обоих над головой нимбы. Нет, они еще не отправились на небеса, да и к сонму святых их не причислили ни тогда, ни после. Так было принято изображать императоров того времени, и именно прижизненное обожествление царствующих особ привело к зарождению еще одной секты — иконоборчества. От него пострадало большинство византийских фресок и мозаик, а вот Равенские дошли в целостности. Более того они не пострадали в землетрясении 1688 года, хотя и рухнула кампанила базилика Сан Витале XIII века постройки. И уж самое удивительное, что на Равенну, во время последней мировой не упала ни одна бомба. Может быть заступничество малоизвестных святых, в честь которых освящены Равенские церкви, более действенно, чем маститых и с регалиями. Им мало кто молится и молитвы доходят и находят отклик?

Портреты Юстиниана и Феодоры прижизненные, в полный рост в том пурпуре «что лучший саван». На них они молоды и приблизительно одного возраста, хотя ко времени строительства Базилики ему уже за шестьдесят, ей около сорока. Но общеизвестно, что это их истинные изображения, хотя мозаичисты работали не с натуры, а»по фотографии». Мозаика передает дух ромейского церемониала, официальную парадность возведенную в ранг неземного.

У меня же в памяти всплывают лица Маргариты Тереховой в расцвете её красоты и усталого, блеклого Смоктуновского с прилипшими к голове редкими мокрыми волосами, сыгравшими императорскую чету в фильме «Русь изначальная».

Еще одна интересная фигура на мозаике с Юстинианом — мужчина, стоящий во втором ряду. Это ростовщик с очень говорящей фамилией — Юлиан Аргентарий (Серебрянников). Именно он спонсировал строительство храма.

Когда взрослеешь, ум делается все более рациональным и кривые линии становятся прямыми. Радуга превращается в феномен дифракции, а звезды небесные сияют благодаря энергии атомного синтеза, но любопытство — жажда, не поддающаяся утолению, не в силах просчитать закономерность, с какой какие-то люди остаются не просто вехой памяти потомков, но и имеют свое собственное, подлинное лицо.

В центре свода изображен апокалиптический агнец, отзылающий к Гентскому алтарю Ван Эйка.

Но для меня самыми интересными оказались мозаики 2-го яруса люнета, сидящие на 3-х богато укращеных лепниной арках. И если с Гостеприимством и Жертвоприношением Авраама все более или менее понятно,

то вторая с Авелем и Мельхиседеком стала своеобразным откровением, т. к. имя это — Мельхиседек я встретила первый раз именно там.

Читайте также  Санта мария дельи анджели ассизи

Фигура Мельхиседека загадочна, и прочтение ее неоднозначноо. Евреи ассоциируют его с первым сыном Ноя-Симом, от которого пошли семиты, и фигура его вполне реалистична и привязана в Аврааму, тогда как согласно Новому Завету у него не было ни отца, ни матери, ни начала, ни конца. Вечный священник, «Великий Архиерей Иисус Христос»: «Клялся Господь и не раскаялся: ты священник вовек по чину Мельхиседека».(Пс.109.4)

Но что тут совершенно явственно — преемственность христианства от иудаизма, о которой в раннем христианстве еще хорошо помнили, а потом постарались напрочь позабыть.

Спустя 200 лет, после постройки Сан Витале Карл Великий был потрясен ее великолепием, причем настолько, что приказал воспроизвести что-то подобное в капелле своего имени в Аахене. Нестеров и Васнецов приезжали в Равенну, для той же цели, при подготовке картонов мозаик в Спаса на Крови.

Мавзолей Галлы Плацидии и Базилику Сан-Витале разделяют какие-то 50–60 метров и сто лет истории. Судьба этой женщине написала такой сценарий жизни, что «Война престолов» по сравнению с этим детская сказка на ночь. Я о ней писала в рассказе о Равене вот здесь, если кому-то будет интересно почитайте, повторяться не буду.

То, что я не сфотографировала само здание мавзолея, объясняется лишь тем, что находилась в шоковом состоянии после мозаик базилики.

И если в той мы купались в золотом свете радостной торжественности императорской власти, то в мавзолее погружаемся в совсем уже дремучие времена V века нынешнего летоисчисления. И гамма здесь кобальтово-синяя. Так выглядит глубокое прозрачное море: вроде вот оно основание, бликует под ярким солнцем, но не донырнуть, не узнать доподлинно, что на дне. Иллюзия прозрачности времени.

С другой стороны не чужды ассоциации с ночным небом, где загадок еще больше и на нашем веку их точно не разгадают.

На высокий византийский крест опирается и молодой Христос, одетый в римскую тогу и сандалии. Четко видна граница земного светло-голубого неба и более темного горнего. Тип молодого Христа (Христос Еммануил) в иконографии редок, и так его изображают лишь в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности богов еще не были вытеснены суровым культом «старчества».

Поскольку здание величают мавзолеем с конкретной привязкой, то закономерно было бы предположить наличие в нем саркофага, хотя бы одного. Там же их целых три: тот что побольше якобы самой Галлы, два других его мужа Константина III, правившего лишь с феврала по сентябрь 421 года, а второй их сына — Валентиниана III, убитого в 455 году.

Не знаю про мужчин, но останков Галлы там никогда не было, хотя есть версия, что они сгорели, когда мальчишки, желая посмотреть на содержимое, просунули в отверстия, просверленные мародерами то-ли спички, то-ли факелы. Саркофаги огромные, темно серые, монструозные и совершенно не сочетаются с изяществом мозаик. Но есть в них какой-то свой космос, непрочитанный и неразгаданный.

Над саркофагами мозаика со св. Лаврентием, особо почитаемым Галлой, и разведенным под решеткой огнем, на котором св. Лаврентия поджарили язычники. С тех пор он является покровителем поваров, т. к. якобы во время процедуры попросил мучителей перевернуть его на другой бок со словами: «С этой стороны я уже достаточно поджарился».

И хоть я и говорила, что вдохновилась на поездку в Равенну иллюстрациями и фотографиями, но ни одно изображение, даже самое продвинутое и стереоскопическое не способно передать дух этих стилизованных декораций, не говоря уже про игру и сияние кусочков смальты. Кроме того, что они светятся из нутри, так еще и приломляют свет под разными углами благодаря технике шлифовки.

Давно я не писала что-то такое «исследовательское». Поймала себя на мысли, что в годы, на которые приходилось по 4–5 поездок, уже мало акцентировалась на исторических деталях и тонкостях, больше уделяя внимание настроенческому аспекту и фотографическим ракурсам. Полтора года сидения напомнили мне ту жажду знания и познания, которыми я, не то чтобы руководствовалась, но они были не последней составляющей тех первых самостоятельных путешествий.

Переживая эмоциия о прошлых поездках, борюсь со страхом отсутствия будущих.

Равенна, Италия — город мозаик и искусства

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство — не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V–VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями – творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Мозаики купола соборной крещальни. Православного баптистерия. Третья четверть V века.

С эпохой Теодориха (493—526) в Равенне связаны три памятника: Арианская крещальня, Архиепис­копская капелла и церковь Сайт Аполлинаре Нуово. В их украшении бросается в глаза огрубение мас­терства и нарастающий упадок вкуса, вызванные процессом варваризации общества. Как ни прекло­нялся Теодорих перед эллинистическо-римской культурой, как ни стремился он собрать вокруг себя просвещенных людей, сам он был варваром, и все его ближайшее военное окружение было варварской средой И данная среда не могла не наложить своей печати на искусство даже такого «имперского» го­рода, каким была Равенна, и, в частности, на ис­кусство мозаики, так щедро украшавшей новые ар­хитектурные сооружения.
По сравнению с легкой и воздушной палитрой V века ее красочная гамма воспринимается более плотной и резкой, что в немалой степени объясняет­ся уменьшением количества промежуточных оттен­ков. Главным средством художественного выраже­ния становится линия, с одинаковой четкостью вы­ступающая и в лицах, и в одеждах, и в орнаментах. Система декорации складывается из более или ме­нее традиционных элементов. Орнаментальные мо­заики с линиями, розетками и птичками напоминают узоры восточных шелковых тканей; своды и арки украшены изображением диска с монограммой Хрис­та, эмблемами евангелистов, полуфигурами юного Христа и двенадцати апостолов в медальонах.

Христос и архангелы. Мозаика. Первая половина VI века. Церковь Сант Аполлинаре Нуово.

Самый крупный мозаичный ансамбль эпохи Теодориха — мозаики Сайт Аполлинаре Нуово, испол­ненные, вероятнее всего, на протяжении третьего десятилетия VI века. Евангельские сцены, воспро­изведенные в мозаичном украшении интерьера, вклю­чающего апсиду, приобретают характер вневремен­ных событий, окруженных ореолом особой торжест­венности. Фигура Христа, обычно даваемая в не­сколько большем масштабе, уподобляется велича­вому иконному образу, строгому и неподвижному. Эти же черты свойственны фигурам Христа и Бого­матери в нижнем поясе. Окруженные ангелами, они восседают, подобно императорской чете, на роскош­ных, усыпанных драгоценными каменьями тронах. В их застылых позах немало от придворного цере­мониала, столь излюбленного Теодорихом.

Новую страницу в истории Равенны открывает 540 год—год ее завоевания византийским полко­водцем Велисарием. С этого момента и вплоть до 751 года, когда Равенну захватили лангобарды, го­род прочно входил в состав Византийской империи. При таком положении вещей естественно было бы ожидать появления в Равенне греческих мастеров. Однако этого как раз и не случилось. Ни в одной равеннской мозаике VI века нельзя опознать руку византийского мастера. Об этом свидетельствует и возведенная между 538 и 545 годами церковь Сан Витале, которая представляет собой центрально-купольный храм византийского типа.

Апостол Петр. Мозаика. 546—548 годы. Церковь Сан Витале

Попадая в Сан Витале, сразу оцениваешь спе­цифические свойства мозаики, которая лишь здесь по-настоящему раскрывает таящиеся в ней красоты. Мозаика на гладких поверхностях никогда не смот­рится так, как на изогнутых. Только тут она обре­тает полноценное эстетическое бытие, так как раз­мещенные под различными углами кубики смальты начинают искриться и переливаться различными оттенками. Это как раз и можно наблюдать в ин­терьере Сан Витале. Центральное подкупольное пространство погружено в потоки света, который льется как из окон купола, так и из арочных прое­мов галерей. Эти потоки света, идущие в разных направлениях, дематериализуют архитектуру, лишая ее всякой тяжести. И они же дематериализуют мо­заику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освеще­ния краски мозаичной палитры приобретают такое богатство и разнообразие оттенков, которое тщетно было бы искать в мозаиках, освещенных ровным рассеянным либо прямым и слишком ярким светом Для верного художественного восприятия мозаика нуждается в таинственном, мерцающем освещении Недаром она так хорошо сочетается с горящими свечами. И мозаики Сан Витале дают нам почувство­вать очарование того вида монументальной живописи, который был излюбленным в раннехристианских и византийских храмах и который представлен в наше время лишь несколькими случайно сохранившимися памятниками.

Особое место среди мозаик Сан Витале занимают портреты императорской четы — Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по сторонам от окон Для их выполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, при чем им дали в помощь столичные образцы, которые рассылались в провинции Византийской империи как образчики для копирования. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача — создать на их основе оригинальные композиции, которые давали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности. И они неплохо справились с этой непривычной для них задачей.

Юстиниан изображен приносящим в дар церкви тяжелую золотую чашу. Он представлен, как и все его окружающие, в строгой фронтальной позе. Го­лова его увенчана диадемой, окружена нимбом Роскошные костюмы дали возможность мозаичис­там развернуть перед зрителем все ослепительное богатство их палитры — начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелеными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырех центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте харак­теристики портрета, в которых, несмотря на наличие ярко выраженных индивидуальных черт, есть нечто общее — особая строгость выражения и печать фа­натической убежденности. Еще тоньше по колориту другой групповой портрет, изображающий Феодору в придворном окружении.

По своему стилю и характеру исполнения, смелому, экспрессивному и в то же время несколько грубова­тому, мозаики неотделимы от художественной куль­туры Равенны. Их краски воспринимаются вблизи в виде ослепительно яркого ковра, чарующего глаз красотою самых неожиданных цветовых сочетаний, которые странным образом напоминают украшенные эмалями варварские изделия из золота.

Равеннские мозаики — произведения местной школы, со своим ярко выраженным местным коло­ритом. И в V — VI веках эта школа была одной из самых творческих и значительных не только в Италии, но и на территории всей Византийской империи.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V–VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Равенна. Мозаики Равенны

Рассказ о достопримечательностях Равенны, хранительнице раннехристианского наследия с уникальными мозаичными полотнами, дошедшими до нас из глубины веков.

thumbnail for this post

Равенна — настоящая хранительница раннехристианского наследия с уникальными мозаичными полотнами, дошедшими до нас из глубины веков. Добраться до Равенны из Римини можно легко и непринужденно, поскольку ходит прямой поезд. Время в пути занимает примерно 30 минут.

Историческая справка

Римляне поселились в Равенне во II веке до н.э., а до той поры Равенна была поселением этрусков, а может быть умбров, а может быть даже фессалийцев. Свой нынешний облик Равенна приобрела став последней столицей Западной Римской империи в начале V века. Этому событию предшествовало следующее: в IV веке император Константин Великий перенес столицу Римской империи из Рима на Босфор, построив новый город — Константинополь. В конце IV века Римская империя разделилась, образовав Восточную со столицей в Константинополе (Византийскую) и Западную, столицей которой стал Милан. Но в самом начале V века, после вторжения вестготов в Италию, император Западной Римской империи — Гонорий, от греха подальше, перенес столицу из Милана в безопасное место — Равенну. В ту пору море близко подходило к Равенне, она стояла в гавани, на берегу Адриатики, что было очень удобно со стратегической точки зрения. Местность, окружаюшая город представляла непроходимые болота. Тем не менее, в 751 году Равенна пала под натиском лангобардов. Постепенно город приходил в упадок, море отступало, гавань мелела. Однако, за те годы, что Равенна была столицей Византии, правители города старались украсить его как только можно. Следы былого величия мы можем видеть и теперь.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самый старый памятник Равенны из дошедших до наших дней — мавзолей Галлы Плацидии, построенный в первой половине V века. Мавзолей Галлы Плацидии, РавеннаМавзолей Галлы Плацидии, Равенна Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна

Галла Плацидия была правительницей Равенны. Это сестра Гонория, речь о котором велась выше. На самом деле это не мавзолей, поскольку Галла похоронена в Риме. Строгое, лишенное каких-либо прикрас здание мавзолея хранит в себе богатый, искусно выполненный интерьер. В первую очередь благодаря мозаике. В ней использованы античные мотивы. Это олени, пасущиеся возле озера, виноградная лоза, символизирующая кровь христа, дельфины, орел. Христос представлен в образе пастыря, пасущего овец. Мозаика отлично сохранилась, она переносит нас на тысячелетие назад, погружая в атмосферу таинственности.

Базилика Сан Франческо

Базилика Сан Франческо расположена за мавзолеем Галлы Плацидии. Монастырь Сан Франческо в РавеннеМонастырь Сан Франческо в Равенне

Первоначально на месте базилики находилась церквушка, посвященная Петру и Павлу, построенная в V веке. Несколько столетий спустя ее полностью переделали и пристроили колокольню. В XIII веке ее передали монахам-францисканцам, посвятившим ее святому Франциску Ассизскому. Базилика известна также как место последнего пристанища Данте Алигьери. Великий поэт покоится в мавзолее у стен базилики.

Базилика Сан Джованни Эванджелиста

Базилика была построена Галлой Плацидией V веке в честь её спасения от шторма по пути из Константинополя. Базилика Сан Джованни, РавеннаБазилика Сан Джованни, Равенна

За свое спасение Галла благодарила Сан Джованни Эванджелиста (Иоанн Богослов), которому и была посвящена базилика. Колокольня пристроили позднее, в X веке, а спустя еще четыре столетия появился мраморный портал на фасаде. К сожалению, базилика очень пострадала во время Второй Мировой, но ее полностью восстановили.

Церковь Сан Аполинаре

Церковь была построена в начале VI века. Внутреннее убранство церкви также как и мавзолей Галлы Плацидии украшено мозаикой. Церковь Сан Аполинаре, РавеннаЦерковь Сан Аполинаре, Равенна Мозаики в церкови Сан Аполинаре в РавеннеМозаики в церкови Сан Аполинаре в Равенне

Несмотря на то что церковь была построена в VI веке, есть предположение, что многие мозаики были выложены в IX веке. Примечательно, что и в мавзолее Галлы и в церкви Сан Аполинаре Христос представлен в образе пастуха. В мавзолее он буквально пасет овец, а в церкви (более поздняя мозаика). Христос стоит в центре послушной шеренги овец. Это исходит от того, что слова Евангелия от Иоанна «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» воспринимались очень буквально, но со временем стали принимать все более аллегорический характер.

Дворец Теодориха

Недалеко от церкви Сан Аполинаре стоит дворец Теодориха Великого. Период его постройки относят к VII — VIII веку. Доподлинно не известно, чему служило данное сооружение, существует несколько версий. Самая весомая утверждает что это нартекс (пристройка с западной стороны храма) древней церкви. ![:map zoom=17](44.41606,12.20467 Дворец Теодориха)

Базилика Сан Витале

Строительство базилики было начато в 527 году епископом Равенны Экклесием при короле Теодорихе, а закончили строительство уже при Юстиниане. Храм осветили в честь Святого Виталия Миланского, подвергнутого пыткам и похороненного заживо за приверженность к христианской вере. Базилика включена в список Всемирного наследия Юнеско. У ранних христиан не было принято украшать храмы снаружи, поэтому здание церкви выглядит просто и строго. Базилика Сан Витале, РавеннаБазилика Сан Витале, Равенна

Зато внутри мы опять таки видим изобилие мозаики в полном великолепии! Базилика Сан Витале, РавеннаБазилика Сан Витале, Равенна Базилика Сан Витале, РавеннаБазилика Сан Витале, Равенна Базилика Сан Витале, РавеннаБазилика Сан Витале, Равенна

Здесь и сцены из Ветхого Завета, и Юстиниан со своей супругой Феодорой и Христос со Святым Виталием. Высокоценимый шедевр ранневизантийского искусства — мозаичный портрет Феодоры. Интересна судьба императрицы Феодоры. Она начинала как танцовщица, выступая с номером «Леда и лебедь», который придумала самостоятельно. По легенде, Зевс дабы овладеть Ледой принял обличие лебедя. В искусстве немало произведений на эту тему. Ну так вот: голая Феодора, возлежала на сцене, обсыпанная зернами, а белый гусь собирал зерна с ее тела, что выглядело как прелюдия со стороны птицы. В последствии Феодора стала женой и соратницей императора Юстиниана. Но что меня особенно поразило — это искусно расписанный купол ротонды и подкупольные ниши. Изначально, при строительстве церкви, они были лишены каких-либо декоров, роспись появилась гораздо позднее, в 1780 году. Работы по росписи принадлежат мастерам из Болоньи: Бароцци и Гандольфи и венецианцу Гварану. Мастера искусно создали 3D эффект. Снизу изображение кажется настолько объемным, особенно венки, что даже не верится что это нарисовано! Я любовалась на этот шедевр до боли в шее. Базилика Сан Витале, РавеннаБазилика Сан Витале, Равенна

Баптистерий православных (или баптистерий Неона)

Баптистерий построен на фундаменте древнеримских бань в конце IV — начале V веков и является самой древней постройкой Равенны, дошедшей до наших дней. Он включен в список Всемирного наследия. Баптистерий православных в РавеннеБаптистерий православных в Равенне

В центре Баптистерия находится мраморная купель (на то он и Баптистерий), стены и купол украшает мозаика на христианские мотивы. Несмотря на изменения, постигшие купель в XVI веке, сохранились некоторые аутентичные детали: амвон, с которого священник совершал обряд крещения, престол VI века, расположенный в одной из арок и крест баптистерия, снятый с крыши в XX веке.

Арианский баптистерий

Столетие спустя после постройки Баптистерия православных, по приказу Теодориха Великого, сторонника арианства был построен Арианский Баптистерий. Он также включен в список Всемирного наследия. В 561 году, после осуждения аринства, баптистерий был превращен в ораторию Девы Марии. Интересная деталь: в настоящий момент уровень пола находится на 230 см выше первоначального! Во внутренней отделке баптистерия отлично сохранены мозаики. По сравнению с более ранними мозаиками V века мы можем наблюдать метаморфозы в изображениях, возникшие под влиянием готов: изображения стали более примитивными и пестрыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector