Сант аполлинаре нуово мозаики

Сант аполлинаре нуово мозаики

Сант-Аполлинаре-Нуово

Сант-Аполлинаре-Нуово – красивая раннехристианская базилика, сохранившаяся в итальянском городе Равенне. Церковь возвели в V-VI веках, когда город являлся столицей остготского королевства, и с 1996 года включили в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сант-Аполлинаре-Нуово

Основные моменты

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово пользуется большой популярностью у туристов. Путешественники из разных концов Италии и зарубежных стран приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасно сохранившиеся византийские мозаики V-VI веков. Некоторые из них были созданы во время правления остготского короля Теодориха Великого, а другие – при императоре Византии Юстиниане I.

Мозаики размещены в три яруса. Самые древние сюжеты в Сант-Аполлинаре-Нуово посвящены тринадцати сценам чудес, описанных в Новом Завете, а также тринадцати сюжетам Страстей Христовых. На этих мозаиках можно увидеть вид порта Классе. Несмотря на явные различия в технике, специалисты считают, что все мозаики выполнялись в одно и то же время, но делали их разные мастера. В XIX веке реставраторы по своему усмотрению подписали старинные мозаичные образы и кое-где совершили ошибки. По мнению современных исследователей на мозаике, подписанной «Юстиниан», на самом деле изображен король остготов Теодорих.

Более поздние мозаичные сюжеты, выполненные в период правления императора Юстиниана I, находятся на стенах центрального нефа. Они изображают процессии христианских мучеников и дев. Примечательно, что все святые на этих мозаиках одеты в одежды белого цвета, которая подчеркивает их святость.

Для посетителей двери базилики Сант-Аполлинаре-Нуово открыты: в ноябре-феврале – с 10.00 до 17.00, в октябре и марте – с 9.30 до 17.30, а в апреле-сентябре – с 9.00 до 19.00.

История храма

Сант-Аполлинаре-Нуово строили с 493 по 526 годы в качестве дворцовой базилики правителя остготского королевства Теодориха. Первоначально храм посвятили Христу Спасителю. Он стоял рядом с королевским дворцом, руины которого были найдены во время археологических раскопок, проведенных в начале прошлого века.

После того, как Равенну завоеван Юстиниан I, все храмы в городе передали православным. В 561 году базилику посвятили Святому Мартину – почитаемому верующими епископу Тура. Тогда же часть мозаик храма по указанию папы Григория Великого зачернили и заложили, а на освободившихся стенах выложили новые. Причиной этого было желание Юстиниана I уничтожить память о прежних правителях итальянского города.

Свое современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово «Нуово» в названии церкви означает «новая». В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за «новой» церковью осталось и имя, и посвящение.

В IX-X столетиях к храму пристроили высокое здание колокольни, а в XVI веке – живописный портик из мрамора. Тогда же поднялись грунтовые воды, и церковный пол вынуждены были поднять на 1,2 м. После проведенной реконструкции большая часть оригинальных напольных мозаик, выложенных во времена Византии, была безвозвратно утрачена. В XVII веке произошла еще одна масштабная переделка – старый потолок базилики заменили на кессонный.

Особенности архитектуры и интерьеров

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и ее интерьеры почти не претерпели изменений с момента постройки. Архитектура этой церкви напоминает другие остготские и лангобардские храмы. Трехнефная кирпичная базилика имеет размеры 42 на 21 м. Внутри она поделена рядами колонн коринфского ордера. Мраморные колонны стоят далеко друг от друга, поэтому создается впечатление, что боковые нефы имеют единое пространство с центральной, самой объемной частью базилики.

Стены храма разделены пилястрами и живописными двойными окнами, а его фасад украшает аккуратный мраморный портик. Колокольня похожа на другие равеннские кампанилы. Она имеет цилиндрическую форму и поднимается на высоту 38 метров.

С XVIII века внутри церкви Сант-Аполлинаре-Нуово существует 8 капелл. В часовне, находящейся рядом с главным алтарем, хранится статуя Святого Антония Падуанского, которую периодически используют для церковных процессий. Другая капелла посвящена памяти воинов, павших во время Первой мировой войны. Она декорирована фресками и памятными досками, на которых высечены имена не вернувшихся с полей сражений солдат и офицеров.

Кроме мозаик, от первоначальной базилики сохранилось несколько резных элементов декора. Это вырезанные из камня сень и престол, византийский амвон, а также христианский крест, павлин и виноградная лоза, расположенные на преграде возле престола.

Как добраться

Сант-Аполлинаре-Нуово находится в Равенне, на улице Via di Roma, 53. От городского железнодорожного вокзала до базилики за 5 минут можно дойти пешком.

Сант аполлинаре нуово мозаики

Мы продолжаем рассказ о раннехристианских мозаиках Равенны. Сегодня мы представляем еще одну старинную церковь — базилику Сант-Аполлинаре Нуово. Ее мозаики датированы VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал италийские земли и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом (арианским) и находилась рядом с дворцом Теодориха. После завоевания Равенны императором Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Современное название получила значительно позже — около 1000 г. — когда сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему ранее церкви в порту (ин Классе). Тогда базилика вновь была переименована.

Снаружи небольшой храм имеет вид типичной ломбардской постройки: гладкие кирпичные стены расчленены строгими пилястрами и сдвоенными окнами, имеется просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширная апсида. Нартекс имеет вид открытой аркады.

Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соединенных арками колонн.

Ряды колонн в базилике не длинные; это в сочетании с большой высотой нефов (особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и легкость.

Мозаики базилики, составляющие единый ансамбль, располагаются в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене).

Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающих на престолах с двух сторон базилики.

Фрагмент дворца императора Теодориха

В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников.

Изображение мучеников и мучениц намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон.

На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны.

Во главе процессии мучеников изображен св. Мартин Турский — и не случайно: именно в честь этого святого первоначально была освящена базилика.

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах.

Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов.

Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.

Наш словарик

Базилика (от греч. basilike — царский дом) – первоначально — жилище царя (базилевса); позднее продолговатое здание, которое рядами колонн разделялось на нечетное число пролетов или нефов (3 и 5); средний неф был самый широкий и высокий и заканчивался эстрадой (абсидой). В базиликах производился суд, происходили совещания граждан и пр. При императоре Константине Великом большинство базилик было отведено для христианских богослужений; с тех пор многие храмы стали именоваться базиликами, и образовался особый стиль церковных построек в форме базилик.

Нартекс (позднегреч. nárthex) — притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной нартекс — внешний (экзонартекс) и внутренний. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть помещения: базилики, крестово-купольного храма, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Бази́лика Са́нт-Аполлина́ре-ин-Кла́ссе (итал.  basilica di Sant’Apollinare in Classe ) — памятник ранневизантийского искусства в районе Классе в портовой части Равенны (Италия). Базилика построена во второй четверти VI века над могилой первого равеннского епископа святого Аполлинария. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода, сохранившимися в конхе апсиды. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия. [1]

Содержание

История базилики

Базилика была заложена епископом Урсицином во второй четверти VI века на месте захоронения Аполлинария Равенского. Строительство велось на средства греческого ростовщика Юлиана Аргентария (который финансировал также строительство другой равеннской базилики — Сан-Витале). Церковь была освящена 9 мая 549 года епископом Максимианом. [2] Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В 856 году из-за угроз вражеских набегов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово. [3] В 1748 году мощи вернулись в базилику, их поместили в главном алтаре храма, а не в крипте где они изначально находились.

В течение VI—IX веков было создано мозаичное убранство базилики. В X веке к ней были пристроены придел, нартекс и ротонда-колокольня. После разграбления Равенны венецианцами в 1449 году первоначальные мозаики сохранились только в апсиде.

В марте 1001 года в монастыре, находившемся при базилике, провёл Великий пост император Оттон III. Для императора, изгнанного из Рима и глубоко переживавшего крушение своего замысла о восстановлении прежней Римской империи, Великий пост, проведённый в Сант-Аполлинаре-ин-Классе, стал временем духовного перелома. Наставником императора стал отшельник Ромуальд Равеннский, убеждавший императора уйти из мира в монастырь (сохранились его пророческие слова: «Если пойдёшь на Рим, то не увидишь более Равенны» [4] ), и Оттон III всерьёз стал раздумывать об этом. Затем, под влиянием своих советников, Оттон III вернулся к политической жизни и стал готовить поход на Рим, но умер уже в следующем 1002 году [5] . В левом нефе базилики можно видеть мемориальную доску, напоминающую об этих событиях. [6]

Архитектурные особенности

Построена из тонкого обожжённого кирпича (48 х 4 см.), скреплённого раствором, белые полосы которого достигают в толщину 4-х см. Фасад декорирован лангобардской аркатурой: между плоскими пилястрами расположены небольшие двойные арки. Свет в здание проникает через высокие полукруглые окна фасада и многочисленные окна центрального и боковых нефов. Центральный неф завершает пятигранная апсида с пятью окнами, снаружи к ней примыкают прямоугольные пастофории (вспомогательные богослужебные помещения). Апсида приподнята над уровнем пола центрального нефа, к ней ведёт широкая лестница, построенная в 1723 году (отреставрирована в 1909 году).

Размеры базилики составляют 55,58 на 30,3 метра. Внутренне пространство разделено на три нефа. Центральный неф обрамляет колоннада из 12 колонн в каждом ряду. Они установлены на квадратные базы и увенчаны композитными капителями византийской работы с развевающимися ажурными листьями в форме бабочек. Серый мрамор с белыми прожилками для колонн был привезён из каменоломен горного массива Гиметт (Греция) или острова Проконессос (Мраморное море) [7] . Все колонны сходны и по исходному материалу, и по стилю обработки, что позволяет предположить, что они были заказаны для украшения именно данной базилики, а не изъяты из других, более ранних строений. Колоннада поддерживает аркаду над которой в медальонах в хронологическом порядке помещены фресковые изображения равеннских епископов, сделанные в XVIII веке. Нижний уровень стен базилики был изначально облицован мрамором, который был снят в XV веке по указанию Сиджизмондо Малатеста и использован при строительстве кафедрального собора в Римини. [8] На полу базилики, в её северо-восточном и юго-западном углах, сохранились фрагменты оригинального наборного мозаичного пола. Мозаика в юго-западном углу сохранила имена заказчиков данной работы: Гауденции и Феликса.

К базилике пристроена цилиндрическая колокольня высотой 37,5 метров и диаметром 6,17 метров. Она является типичной равеннской кампанилой: оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх.

Базилика Сант-Аполлинаре- ово

Базилика Сант-Аполлинаре-Чово — базилика в Равенне, Италия. Возведена остроготским царём Феодориком Великим в качестве его дворцовой часовни в течение первой четверти 6-го века (о чём свидетельствуют в Liber ti alis). Эта арианская церковь была первоначально посвящена в 504 году нашей эры «Христу-Рейдемеру».

Пересектирован в 561 году нашей эры, под властью византийского эмпера Юстея I, под новым именем «Sanctus Martinus in Coelo Aureo» («Святой Мартин in Golden He &quot);. Подавляя арианскую церковь, церковь была посвящена святому Мартину Турскому, врагу арианства. Согласно легенде, Папа Римский Иорий Великий приказал почернить мозаики в церкви, так как их золотые светлые отдалились от поклонников. Базилика была вновь переименована в 856 году нашей эры, когда из базилики Сант-Аполлинаре в Клё были перенесены лики святого Аполлинариса из-за угрозы, которую представляли частые набеги пиратов из Затического моря.

Её апсида и атриум недоразвито модернизировались в разное время, начиная с 6 века с мозаик, чьи темы были слишком чрезмерно арианскими или которые выражали славу царя, но сохранились мозаики латеральных стен, двадцать четыре колонны с окаймлёнными коринфскими капителями и амбо. На некоторых колоннах можно увидеть изображения рук и рук, которые представляют собой части фигур, когда-то славящих Гофа и двор Теодорика, удалённых в византийские времена. В середине XIX века Фелис Кибель осуществил реставрацию мозаики. Настоящая апсида является после повреждения во время Первой мировой войны.

Архитектура и отделка

На верхней полосе левой латеральной стены находятся 13 небольших мозаик, изображающих чудеса и притчи Иисуса, а на правой стене — 13 мозаик, изображающих Страсти и Resurre . Однако жгутик и круки-фиксион лакируют. Они описывают части Библа, которые читались алоуд в церкви во время Великого поста под властью Феодора Великого. Слева Иисус всегда изображается молодым, безбородым человеком, одетым как римский эмперор. Справа изображен Иисус с бородой. Для ариан это подчеркивало, что Иисус взрослел и стал «человеком скорби», как пророк Исаия. Эти мозаики разделены декоративными мозаичными панелями, изображающими раковинную нишу с тапестром, крестом и двумя дублями. Эти мозаики были исполнены по меньшей мере двумя художниками.

Следующий ряд мозаик представляют собой схему галоидных сао, пророков и, по шестнадцать с каждой стороны. Фигуры исполнены в хошимской традиции и демонстрируют определённую выраженность по сравнению с другими фигурами базилики. Каждая изображённая особь держит книгу, либо в формате scroll, либо codex, и, как и многие другие фигуры по всей базилике, каждая их одежда имеет в ней метку или символ. Эти мозаики чередуются с окнами. Они были казнены во времена Теодорика.

Внизу ряд содержит большие мозаики в византийском стиле, лакирующие любую сущность, имеющие все идентичные выражения. Эти были казнены примерно через 50 лет после времени епископа Аньеллуса, когда церковь уже стала ортодоксальной церковью. Слева — процессия 22 девственниц византийского периода во главе с Тремя волхвами, движущимися из города Кло в сторону группы Мадонны и Ребёнка в окружении четырёх ангелов. (Волхвы в этой мозаике названы Бальтасаром, Мельхиором и Гаспаром; считается, что это самый искренний пример этих трёх имён, присваиваемых Маги Мартиану, в том числе и святому МарТитише). Эта нижняя полоса, содержащая представление дворца Теодерика на правой стене и порта Клё с тремя кораблями на левой стене, даёт нам определённое представление об архитектуре в Равенне во времена Теодорика. В другой части церкви находится рохмосаик, содержащий его Эмперора Юстя.

Входу церкви предшествует мраморный портик, построенный в 16 веке. Рядом с церковью, с правой стороны портика, стоит круглая колокольня, датируемая 9-м или 10-м веком.

Когда UNESCO включил церковь в список всемирного наследия, его эксперты указали, что «и, и интерьер базилики графически оценивают слияние между западным и восточным стилями, характерным для конца 5-го — начала 6-го века. Это одно из важнейших зданий периода важнейшего культурного значения в европейском религиозном искусстве «.

Некоторые искусствоведы утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве. В мозаике на левой стороне Иисуса за тремя козлами появляется синий ангел (упомянутый в сообщении святого Маттью о Дне осуждения).

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo) – одна из раннехристианских церквей Равенны. Как и другие подобные ей, она знаменита прежде всего своими искусными древними мозаиками. Любителям старинного искусства будет грешно пропускать шедевры, находящиеся в самом центре города.

История базилики

Церковь была построена по указу короля остготов Теодориха Великого в 505 году. Она возводилась по соседству с дворцом правителя и была предназначена для использования членами его двора. Первоначально храм носил название Domini Nostri Jesu Christi. После завоевания готов Византийской империей ее властитель Юстиниан в 540 году передал все религиозные сооружения в управление католической церкви. Вскоре грянули реставрационные работы, в ходе которых были заменены мозаики, считавшиеся еретическими среди католиков.

В 725 году церковь разрушило землетрясение. В 9 веке в храм из базилики Сан-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены останки Аполлинария Равеннского, первого епископа города. Тогда сооружение и получило нынешнее название – Новая церковь Святого Аполлинария. В 1748 году мощи святого вернули на прежнее место, так как угроза уничтожения святыни недругами давно миновала. 12 февраля 1916 года церковь пережила бомбардировку, крайне неодобрительно встреченную мировой общественностью. После войны были проведены реставрационные работы.

Архитектура

Здание довольно типично для церквей Равенны раннехристианского периода. Оно имеет структуру с 3 нефами и притвором. Внешне сооружение облицовано обожженным кирпичом, на фасаде есть небольшие окна. На первом этаже ко входу ведет ряд портиков с мраморными колоннами. Справа стоит колокольня, имеющая круглое основание. Центральный неф церкви в 2 раза шире боковых, отделенных рядами по 12 мраморных колонн.

Мозаики храма

Главная ценность базилики – мозаики. Большинство из них были создано в начале 6 века, некоторые уже позже. Центральный неф имеет 3 группы мозаик, которые разделены и имеют разную тематику.

  1. Изображения верхней части иллюстрируют различные сцены из жизни Христа. Эта группа состоит из 26 различных историй.
  2. Средняя группа мозаик размещена в квадратах между окнами. Здесь фигурируют 32 изображения святых и пророков, по 16 с каждой стороны. Они призваны показать роль этих людей в истории христианства и составления священного писания.
  3. Нижняя группа мозаик самая большая. С одной стороны изображено шествие святых, их всего 22 во главе со святой Евфимией. На противоположной стороне в таком же шествии запечатлены 26 мучеников-христиан в белых одеждах. Все они направляются к восседающему на троне Христу.

Кроме мозаик на религиозные темы церковь украшена также и другими. Среди них фигурируют изображения дворца Теодориха и древнеримского военного порта Классе.

Как доехать

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово расположена в историческом центре Равенны, на улице Via di Roma, 53. Недалеко от нее есть Городской музей искусств. В центре также расположены другие религиозные сооружения, посещение которых включено в стоимость общего билета:

    ,
  • баптистерий Неониано, , .

Ближайшая остановка V. Di Roma St Apollinare Nuovo, к ней идут автобусы маршрутов 1, 3, 4, 5, 8, 18, 70, 80, 154, 155.

Время работы: с марта по октябрь с 9:00 до 19:00, с ноября по февраль с 10:00 до 17:00. Касса закрывается в 18:30. Телефон (+39) 0544 541688.

Вход: цена билета 9,5 евро, льготного 8,5 евро. Льгота действует для студентов, групп от 20 человек. Для детей младше 10 лет и лиц с ограниченными возможностями вход бесплатный. Данные о стоимости и времени работы могут меняться.

Читайте также  Церковь сан франческо в ассизи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector