Шедевры древней греции

Шедевры древней греции

Шедевры древней греции

фото Фидия

Фидий (Φειδίας) был величайшим скульптором Древней Греции.

О его жизни известно совсем немного, но его произведения известны во всем мире.

Фидий родился в Афинах, в начале 5-го века до н. э., он был сыном богатых родителей. С раннего детства он занимался живописью и уже тогда был заметен его талант и одарённость. Рано он обратился к скульптуре, учителем Фидия был афинский древнегреческий скульптор Гегий (Ηγία), который был замечательным художником и архитектором и считался величайшим скульптором классической Греции.

Фидий начинал работать с медью и мрамором, создавая уникальные статуи в честь древних богов и памятники, посвящая их различным историческим событиям. Он был первым скульптором, который совместил слоновую кость и золото как материалы в скульптуре.

К сожалению, ни одна из работ Фидия не дошла до нашего времени.

Первый проект, созданный Фидием был скульптурный кластер из латуни, посвящённый марафонской битве, включающий скульптуру полководца Мильтиада (Μιλτιάδη) в окружении скульптур Аполлона, Афины и некоторых других мифических героев, размещённый в Дельфах. К первым работам в древних Афинах, можно отнести скульптурное украшение храма Тесея.

В дальнейшем он создаёт статую Афродиты Урании и статую амазонки для храма Артемиды.

Творческий расцвет великого мастера, приходится на период правления Перикла, с которым впоследствии они становятся большими друзьями. При создании нового ансамбля Афинского Акрополя (до этого храмы были разрушены персами), Фидий становится главной фигурой.

Архитектурные скульптуры Парфенона, все были высечены из пентелийского мрамора, многие из них стали шедеврами искусства. Вместе с Фидием работали его ученики и великие скульпторы Алкамен (Αλκαμένη), Агоракрит (Αγοράκριτος) и Мирон (Μύρων).

Две лучшие работы из более поздних произведений Фидия — это те, которые выделяются в древней Греции и стали знаменитыми шедеврами искусства древнего мира: статуя богини Афины (446- 438 гг до н.э.) и статуя Зевса Олимпийского, выполненная примерно в 432 году до н.э.

Фидий создал огромную хрисоэлефантинную статую главного олимпийского бога в храме Зевса в Олимпии, высотой 14 метров.

Золотая ткань покрывала тело Зевса, в руках он держал скипетр с орлом и Нику (богиню победы). Статуя была включена в Семь чудес света (επτά θαύματα του κόσμου) — список самых прославленных сооружений архитектуры. Люди, на фоне скульптуры, казались маленькими мошками.

В ходе раскопок, в Олимпии в 1954 – 1958 годах, была обнаружена мастерская великого художника, где создавалась статуя Зевса. Были найдены различные инструменты, глиняные формы и кружка, которая имела надпись «я принадлежу Фидию». Эти находки помогли археологам определить время работ над статуей и возродить методы, которые он использовал для строительства.

Другая великая работа Фидия — статуя богини Афины на Акрополе, она была установлена в Парфеноне.

Фидий изобразил Афину Деву (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Она, как и Зевс, была сделана из золота и слоновой кости, имела колоссальные размеры и стала инновационной технологией в скульптуре.

Со слов Плиния старшего, высота статуи была 11,544 м, в руках она держала богиню Нику, меч и щит, на одной стороне которого были изображены боги, на другой — битва амазонок.

Больше тонны золота ушло на создание статуи Афины. Афина Парфенос сочетала в себе драгоценные материалы и символизировала историческое прошлое и мощь афинского полиса в 5 веке до н.э.

Смерть Фидия

К несчастью, жизнь многих великих талантливых людей сопровождается враждебностью со стороны завистливых людей.

Сначала, великого мастера обвинили в нехватке золота, ушедшего на статую Афины. При помощи Перикла, был созван совет, который распорядился снять всё золото с Афины и взвесить. Вес золота был найден в полном объеме и Фидия оправдали. Но затем против него было выдвинуто новое обвинение — в высокомерии. Щит Афины, как было сказано выше, изображал амазономахию, а на другой стороне щита, были изображены боги, среди которых Фидий изобразил себя и Перикла. За это он был арестован и осужден, в тюрьме великий мастер заболел и умер.

Жаль, что сегодня мы не можем любоваться оригинальными произведениями Фидия. Однако, мы можем увидеть шедевры, которые являются точными копиями и являются частью великого культурного наследия Греции.

Скульптура Древней Греции

Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции — тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

«Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Архаическая улыбка — особенный тип улыбки, использовавшийся скульпторами греческой архаики, в особенности во второй четверти VI в. до н. э., возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что предмет изображения — живой. Эта улыбка плоская, и выглядящая достаточно ненатурально, хотя при этом она является признаком эволюции скульптурного искусства к реализму и его поисков.

Такая улыбка возникала благодаря способу обработки камня, применявшемуся не только в Греции, но и в Древнем Египте: каменному блоку придается четырёхгранная форма. На каждой из плоскостей рисуется проекция будущей статуи, затем одновременно с каждой из сторон начинается высекание прямыми, плоскими слоями. Следствие — статуя сохраняет замкнутость, угловатость и острогранность, форма сведена к плоскостям.

Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством.

В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой.

Афродита Книдская
Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности.

Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.

В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Афродита Киренская, украшающая римский музей Терм, полна чувственности, даже некоторого кокетства.

Рождение механизмов: как шло сложное строительство в античности

В античный период люди обходились довольно простыми орудиями труда, но при этом они делали гениальные открытия, которые позволяли им создавать храмы, дворцы, мосты и другие шедевры архитектуры, многие из которых мы можем увидеть и сегодня. Изобретениями, которым уже не одна тысяча лет, люди пользуются до сих пор.
Древняя Греция после завоеваний Александра Македонского намного расширила свои границы: потребовалось строительство новых кораблей и гаваней. В связи с этим произошел мощный скачок технического творчества. За последующие три столетия в Древней Греции было сделано столько изобретений, сколько не удалось осуществить за предыдущие тридцать веков.

Так, в середине III в. до н.э. Архимед (287—212 гг. до н.э.) открыл свой знаменитый закон гидростатики и разработал идею равновесия рычага, которая положила начало теоретической механике. Он использовал блоки, полиспасты и винты для перемещения тяжелых предметов, объяснил вопросы, связанные с распределением нагрузок между опорами, уточнил методы определения центра тяжести тел. Его авторству принадлежат несколько боевых орудий. Архимеду же мы обязаны и первым винтовым насосом — он состоял из деревянного сердечника, обитого по спирали медными полосами, и деревянного цилиндра. Длина всей машины могла достигать 12 м, а угол наклона к горизонту составлял 22—45°. Винт приводился в движение при помощи рукоятки. Располагая такие винты один над другим, можно было откачивать воду с большой глубины.

Греки Ктесибий и Филон Византийский усовершенствовали изобретения Архимеда, заменив скрученные упругие веревки артиллерийских установок бронзовыми пружинами или сжатым воздухом. Также Ктесибий спроектировал и построил поршневой насос, который использовали для подачи воды в гидравлических устройствах.

Успехи этих двух ученых в механике были продолжены, а во многом и превзойдены математиком Героном, который преподавал в Александрии и написал труды по инженерному делу. В них он излагал теорию рычагов, воротов, блоков, клиньев и винтов. Знаменитым изобретением Герона был эолипил, который считается прообразом современных турбин. Герон, по сути, установил принципиальную возможность использования энергии пара для работы механизмов.

Также Герон создал устройство, которое при разжигании огня у дверей храма автоматически их открывало. Надо сказать, что система была достаточно сложной. Когда в чаше разжигали огонь, горячий воздух поступал по трубопроводу в частично заполненный водой герметичный сферический сосуд и вытеснял некоторое ее количество в цилиндрический сосуд. Тот, посредством цепной передачи, соединялся с деревянными маховиками. Под действием силы тяжести цилиндрического сосуда валы с маховиками начинали вращаться, открывая двери храма.

До наших дней дошли изображения строительных машин и механизмов, описанных Героном Александрийским в его «Механике». Все они приводились в действие с помощью физической силы рабочих и животных, а позднее – воды, и использовались в строительстве вплоть до появления паровых машин в ХIX веке.

Греческие открытия усовершенствовали римляне. Они вели масштабные строительные работы, которые зачастую сдерживались не отсутствием денег и рабочей силы, а техническими возможностями строительной техники. Необходимы были подъемные краны большой мощности, транспортные средства, мощные копры для забивки свай, а также прочные и долговечные строительные материалы, способные перекрывать пролеты с расстоянием более 40 м.Римский зодчий Витрувий, наряду с описанием военных машин, упоминает различные виды грузоподъемного оборудования и сваезабивочные машины. Римляне применяли три типа гидравлических машин, два из которых были заимствованы у греков — подъемное колесо и винт Архимеда.

Широкое распространение в римской строительной практике получило грузоподъемное оборудование, в частности, краны. С их помощью было возведено большое количество монументальных зданий и сооружений, таких, как Колизей, Пантеон или колонна Траяна, мраморные блоки которой весили по 50 тонн каждый. Как пишут древнеримские историки, во время возведения акведука Клавдия, длина которого составляла 14 км, потребовалось поднять 560 тыс. тонн тесаного камня.

Среди древнеримских грузоподъемных механизмов, пожалуй, самым оригинальным был кран триспастос, в состав которого помимо кронштейна с системой блоков и полиспастов входило и большое колесо, которое приводилось в движение группой людей, находящихся внутри него. Предполагают, что при строительстве Пантеона были использованы подъемный кран со ступальным колесом и ступальный свайный копер.Для подъема очень тяжелых грузов, когда применять кран с тросом было рискованно, пользовались другим способом. Из мешков с песком создавали наклонную плоскость, по которой тащили строительный элемент. При этом сами камни заносились выше их будущего места опоры, затем песок медленно высыпали из мешков до тех пор, пока каменные глыбы не занимали нужное положение.

tstroiant3.jpg

Громадные мраморные глыбы для строительства привозили из Египта на баржах. Во время погрузки глыб, чтобы снизить высоту бортов судна, баржу подтапливали камнями. Потом балласт убирали, и баржа всплывала.

Для подъема камней кранами в одном случае на двух противоположных плоскостях камня вытесывали подковообразные борозды, через которые просовывали веревочные канаты и цепляли их за крюк крана. В другом — в камнях проделывали сквозные отверстия, через которые можно было пропускать подъемный канат, или, сделав на них специальные выемки, ухватить их своего рода «клещами».

Трудным делом при строительстве была доставка камней к месту стройки. Сухопутная доставка грузов осуществлялась при помощи волокуш, телег и тягловых животных. Погрузка и разгрузка их происходила как с помощью рычагов, клиньев и крюков, так и с помощью подъемных механизмов. Для доставки таких крупных и тяжелых камней, как барабаны колонн и части архитравов, архитекторы храма Артемиды в Эфесе – критянин Херсифрон и его сын Метаген – еще в VI в. до н.э. изобрели особые приспособления, приближающиеся по своему устройству к каткам для выравнивания дорог. На этих катках ими были перевезены по полевым мягким дорогам барабаны весом приблизительно в 16 тыс. кг и архитравы длиною в 68,5 м и толщиной от 0,50 до 0,75 м, весившие приблизительно 18 тыс. кг.

Ученые древнего мира оставили после себя память, которая оказалась во много крат прочнее некоторых возведенных ими зданий. Ведь по открытым этими математиками и механиками технологиям люди ведут строительство уже три тысячелетия.

Гитлер и «Дискобол». Как нацисты использовали античность

Гитлер на фоне копии

С античных времен искусство классической Греции обладало особой властью над влиятельными и богатыми коллекционерами. Римский император Адриан, который был настолько сильно влюблен в греческую культуру, что удостоился прозвища «гречонок», украсил свою обширную и роскошную виллу в Тиволи к востоку от Рима копиями самых знаменитых произведений греческого искусства. В эпоху Ренессанса Римские папы и кардиналы соперничали друг с другом за право обладания шедеврами античного искусства, которые извлекались на свет божий из недр итальянской почвы. А в XVIII веке, во времена расцвета так называемого Большого путешествия (Grand Tour), отпрыски знатных и богатых семейств со всей Европы, а особенно с Британских островов, валом валили в Италию, чтобы прикупить столько произведений античного искусства, сколько позволяли их средства.

Однако в XX столетии вторая жизнь искусства Древней Греции окрасилась в мрачные тона. Чтобы понять, о чем я веду речь, посмотрите начало двухсерийного документального фильма Лени Рифеншталь «Олимпия», снятого в 1938 году. Картина рассказывает об Олимпиаде 1936 года в Берлине, известной также как «нацистская Олимпиада».

Под звуки драматической музыки камера медленно скользит по руинам афинского Акрополя. Затем на экране возникают одна за другой несколько прославленных древних статуй, которые представлены здесь как идеал красоты и художественного совершенства. Наконец из туманной дымки материализуется скульптурное изображение склоненной фигуры атлета, который готовится метнуть диск. Знатокам греческого искусства это изваяние известно как «Дискобол».

Тело дискобола блестит от покрывающего его масла, словно он готов к состязанию. Внезапно очертания статуи размываются, и на ее месте возникает живой атлет в той же позе. Он начинает медленно раскачиваться вперед и назад, а затем, развернувшись и выпрямившись по спирали, посылает диск вдаль, вложив в бросок всю мощь своих мышц. Леденящий душу посыл передан с предельно жесткой и в то же время поэтичной ясностью: славные свершения классической Греции ныне возрождаются в нацистской Германии.

Мощь и красота

Я выяснил, когда снимал новый телевизионный сериал Би-би-си о древнегреческом искусстве, что Лени Рифеншталь пустилась на определенную хитрость, когда сфокусировала внимание на «Дискоболе»: Адольф Гитлер, как утверждают, был без ума от этого произведения и даже приобрел копию статуи в 1938 году.

Автор фото, TobisFilmverleith

Лени Рифеншталь использовала образ дискобола в своем фильме «Олимпия»

Изваяние, которое мы видим в фильме Лени Рифеншталь, — это на самом деле мраморная римская копия с бронзового оригинала работы греческого скульптора Мирона из Элевфер (Элевтер), одного из наиболее выдающихся мастеров классического искусства V в. до нашей эры. Мирон славился своей способностью создавать произведения искусства, поражающие зрителя реалистичностью в передаче натуры. Ему, в числе прочего, принадлежит восхитительная бронзовая корова с Акрополя, как полагают, утраченная. (Древние авторы писали, что телята принимали изваянную Мироном корову за живую и тянулись к вымени.– Ред.) В статуе «Дискобол» Мирон применил новаторский прием: он поймал незаконченное движение атлета. Чтобы добиться такого эффекта, скульптор использовал мощную спиральную композицию, создающую ощущение с трудом сдерживаемой энергии, которая вот-вот должна высвободиться.

Сегодня утраченная скульптура Мирона известна в нескольких мраморных копиях, включая так называемого «Дискобола Таунли»* (см. примечания переводчика в конце статьи) из Британского музея. Обнаруженная в 1791 году на вилле Адриана в Тиволи и неточно отреставрированная (голова атлета повернута не в ту сторону), эта скульптура стала центральным экспонатом новой крупномасштабной выставки «Формирование красоты: тело в искусстве Древней Греции» в Британском музее.

Вариант скульптуры, покорившей Гитлера, впрочем, был еще одной копией, известной как «Дискобол Ланчелотти». Мраморная копия была обнаружена во владениях семьи Ланчелотти, располагавшихся на Эсквилинском холме в Риме, в 1781 году. Сейчас она хранится в Национальном римском музее в Палаццо Массимо-Ланчелотти в Термах.

Шедевры древней греции

Геометрический стиль

Амфора в позднегеометрическом стиле
Поначалу единственным украшением посуды служил геометрический орнамент из квадратов, треугольников или концентрических окружностей. Однако к 800 г. до н. э. в узор абстрактного орнамента включаются фигуры людей и животных, которые в наиболее совершенных изделиях становятся персонажами тщательно скомпонованных сцен.

Ваза из Дипилона 8 век до н.э. Прото-аттическая амфора с Горгонами и Ослеплением Полифема.

Геометрический орнамент здесь еще налицо, но уже вытеснен на периферийные зоны: основание, ручки, край горлышка. Бросаются в глаза новые, криволинейные мотивы: спирали, переплетающиеся ленты, пальметты и розетки. У основания горлышка сосуд опоясан декоративным фризом из сражающихся животных — мотив, явно заимствованных их репертуара ближневосточного искусства. Самое большое место, однако, отдано повествовательным сценам, превратившимся теперь в главный элемент декоративного оформления со суда. Орнамент же отступает теперь на второй план, четко отделенный от предметного изображения, и беспорядочно разбросанные между персонажами декоративные узоры с действиями их никак не связаны. Неисчерпаемым источником сюжетов для повествовательной живописи стали греческие легенды и мифы

Архаический стиль
Господство этого стиля приходится на период с конца седьмого века до начала пятого века до н. э. — времени легендарных побед над персами при Платеях и Саламине. В течение архаического периода художественный гений Греции расцветает не только в вазовой живописи, но и в монументальной скульптуре и архитектуре.

Чернофигурный стиль

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Краснофигурный стиль

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Классический стиль

Битва при Иссе — мозаика из Помпеи
Судя по литературным свидетельствам, греческие художники классического периода, начавшегося ок. 480 г. до н. э., достигли поразительного мастерства в иллюзионистической передаче пространства. Однако ни настенной живописи, ни живописи на дереве от этой эпохи до нас не дошло, а в вазовой живописи новая концепция живописного пространства могла, естественно, отразиться лишь в самом рудиментарном виде. По свидетельству римского писателя Плиния, в конце IV века до н. э. художник Филоксен из Эритреи изобразил победу Александра Македонского над Дарием на реке Иссе. Не исключено, что отдаленным эхом этого произведения является дошедшая до нас знаменитая помпейская мозаика — Изображенная здесь сцена значительно сложнее и драматичнее, чем любое из дошедших до нас произведений раннего греческого искусства.

Храмы

Греческие ордера: А – дорический, Б – ионический, В – коримфский. Цифрами показаны части ордера: 1 – карниз, 2 – фриз, 3 – архитрав ( карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент), 4 – капитель, 5 – ствол колонны, 6 – база.

Еще древние римляне признали за греческими архитекторами заслугу создания трех классических ордеров: дорического, ионического и коринфского.

Планировка греческого храма не связана на прямую с его ордером, который определяет лишь фасад здания. Она может быть очень различной в зависимости от размеров постройки и местных особенностей, но основные черты, тем не менее, настолько постоянны, что обобщенный «типичный» план (илл. 60) дает о ней прекрасное представление. Центром храма служит так называемая целла или наос (святилище) — помещение, где находилось изображение божества — и портик (пронаос) с двумя колоннами и обрамляющими их по обе стороны входа пилястрами (анты). Иногда, по соображениям симметрии, сзади к целле при страивался второй портик. В более крупных храмах здание было окружено колоннадой, называемой перистилем (такая структура называлась перипти ческой). Крупнейшие храмы Ионической Греции имели порой двойную колоннаду.

Читайте также  Одно из имен афродиты

Дорический ордер:


Храм Посейдона в Пестуме, Италия v век

Парфенон в Афинах, Греция V век

Ионический ордер:

Храм Афины Нике, Акрополь, Афины, Греция V век
Греческие храмы подчинены структурной логике, согласующей их элементы таким образом, что создается впечатление идеальной устойчивости и равновесия. Пытаясь придать зданиям гармонические пропорции, заложенные в самой природе, греки строили их из строго расчлененных элементов, между которыми старались добиться совершенного соответствия. (Идея «совершенства» играла для греков роль столь же важную, как идея «вечности» для египтян.) Органичность их архитектуры обусловлена не подражанием природе и не божествен ным откровением, а строгим конструктивным расчетом. Если здания их порой кажутся живыми, то достигнуто это путем выявления сил, действующих в их конструкции. В дорических и ионических храмах классического периода силы действия и противодействия распределены с такой точностью, что создается впечатление совершенного равновесия и гармонии размеров и форм. Вот почему ордера так долго считались основой всего подлинно прекрасного в архитектуре: сравняться с ними в совершенстве можно, но превзойти нельзя.

Скульптура

Классический стиль
Ранние греческие статуи невольно кажутся очень воинственными: они напоминают солдат, стоящих по стойке смирно. И после нашего куроса греческим мастерам понадобилось еще целое столетие, чтобы научить свои создания стойке «вольно».

Такие фигуры и стали главным достижением так назы ваемого строгого стиля. Лучшая из них была найдена в море недалеко от греческого побережья. Это великолепный, более чем двухмет рового роста, обнаженный бронзовый Посейдон (или Зевс?), размахнувшийся своим трезубцем (или молнией). Устойчивость в соединении с движением создает впечатление царственного величия. Бог изображен здесь в позе атлета, но перед нами не заставшее мгновение непрерывного по своей сути движения, а грозный жест, демонстрирующий сверхъестественное могущество. Взмах оружия яв ляется здесь божественным атрибутом, а не позой воина, поражающего врага в разгаре битвы.


Скопас (?). Битва греков с Амазонками. Деталь восточного фриза Галикарнасского мавзолея, 359—351 г. до н. э.

Контраст между поздней классикой и ранним эллинизмом особенно ярко виден на примере един ственного сооружения четвертого века, которое по размаху и великолепию может выдержать сравнение с Парфеноном. Это вовсе не храм, а колоссальная гробница, воздвигнутая в Галикарнассе в Малой Азии в 350 г. до н. э. местным правителем Мавсолием, по имени которого подобные монументальные сооружения и носят до сих пор название Мавзолеев. Скопас, которому, видимо, принадлежит скульптура главного фриза, изображающего битву греков с Амазонками, был со стилем Парфенона хорошо знаком. И тем не менее от свойственной этому стилю ритмической гармонии, плавного перехода действия и жеста от одной фигуры к другой, он сознательно отказался. Его персонажам с их широкими, резкими движениями нужно много простора. Но утратив единство дей ствия, мастер освоил ряд смелых композиционных приемов и в результате немало выиграл в выразительности. С другой стороны, Скопас вновь обращается к излюбленным в искусстве архаики мотивам борьбы и насилия. К сожалению, большинство знаменитых работ греческих скульпторов пятого и четвертого веков были утрачены и дошли до нас только в копиях.

Пракситель. Гермес. Ок. 330—320 г. до н. э.
Относительно знаменитого «Гермеса» работы Праксителя до сих пор идут споры: одни считают ее оригиналом, другие — копией, изго товленной три века спустя. Но даже допустив, что перед нами лишь копия, мы должны признать, что выполнена она мастерски, ибо сполна сохранила в себе все те качества, которыми восхищались в работах Праксителя его современники; к тому же она донесла до нас много присущих оригиналу тонкостей, которые в копиях обыкновенно утрачиваются. Гибкие пропорции, волнообразный изгиб торса, мягкая игра закругленных линий, ощущение непринужденной расслабленности, которому способствует сама поза прислонившейся к условной опоре фигуры — все это являет прямой контраст к энергичной новаторской манере Скопаса. Мягкое лирическое очарование Гермеса усиливается тон кой, любовной обработкой поверхности мрамора: слабая улыбка, немного размытые, словно подернутые легкой дымкой черты, и даже волосы, для контраста отделанные нарочито грубо — во всем сквозит какая-то податливая, мягкая нежность. Мы становимся свидетелями первой попытки преодолеть каменную фактуру статуи, создав иллюзию обволакивающей ее атмосферы.

По сравнению с классическими работами эллинистические статуи отличаются большим реализмом и экспрессией. Мастера этого времени смело экспериментируют над драпировкой и позами персонажей, нередко сообщая им нарочитую усложненность. В тенденциях этих нетрудно раз глядеть естественную и даже необходимую попытку расширить содержание искусства и дать ему иные выразительные возможности, лучше соответствующие темпераменту и мировоззрению людей новой эпохи.

Голова мужчины. Нике Самофракийская. Ок. 200-190 г. до н. э
Остров Делос, ок. 80 г. до н. э

Перед нами впервые индивидуальный портрет, который в раннем греческом искусстве с его героизированными, идеальными типами был просто немыслим. Первоначально портрет этот был не бюстом, а частью статуи, выполненной, по греческому обычаю, в полный рост. Кто изображен на портрете, нам неизвестно. Но кто бы он ни был, мы узнаем о его характере очень много: мягкие, несколько вялые черты лица; нерешительная, грустная линия рта, печальные глаза и изрезанный глубокими морщинами лоб — все выдает в нем человека, обуреваемого сомнениями и страхом, личность обыденную и отнюдь не героическую. В чертах его есть еще отблеск прежнего пафоса, но пафос этот передан теперь языком психологии. Конечно, люди непростого склада, обуреваемые внутренними противоречиями, были среди греков и раньше, точно так же как есть они и сейчас среди нас. Показательно, однако, что достоянием искусства этот сложный внутренний мир смог сделаться лишь на закате культурной и политической независимости греческого мира.
Не менее эффектное впечатление производит другой победный монумент начала второго века до н. э., так называемая Нике Самофракийская. Богиня опускается на нос корабля. Ее огромные крылья раскрыты навстречу еще несущему ее встречному ветру. Невидимая сила мощного потока воздуха здесь становится осязаемой реальностью. Она не только сообщает равновесие устремленной вперед фигуре богини, но и моделирует каждую складку ее волнующихся одежд. В результате между статуей и окружающим ее пространством возникает взаимодействие и даже взаимозависимость — чего никогда не было раньше и чему не скоро предстоит произойти вновь. Не случайно Нике Самофракийская пользуется славой величайшего шедевра эллинистической скульптуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector